Научная статья на тему 'Призванный музыкой'

Призванный музыкой Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
142
58
Поделиться

Текст научной работы на тему «Призванный музыкой»

К 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти первого ректора и заведующего кафедрой хорового дирижирования Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, профессора Владимира Германовича Шипулина (1924-1979)

Владимир Германович Шипулин - первый ректор и основатель кафедры хорового дирижирования Ростовского музыкально-педагогического института (преобразован в 1992 г. в Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова). Талантливый музыкант, прекрасный организатор и педагог, В. Г. Шипулин принадлежит к плеяде замечательных советских хоровых дирижеров, продолживших традиции Петербургской школы.

В. Г. Шипулин родился 20.04.1924 года в г. Вологде. ! Начальное музыкальное образование получил в школе при Ленинградской государственной академической капелле. В 1945 г. поступил, а в 1950 г. окончил с отличием Ленинградскую консерваторию по специальности хоровое дирижирование. В сентябре 1951 г. - назначен директором музыкальной школы 10-летки для особо одаренных детей при Ленинградской консерватории и проработал в этой должности до декабря 1956 г. Параллельно с сентября 1951 г. преподавал на кафедре хорового дирижирования Ленинградской консерватории. С 1962 г. - старший преподаватель, исполняющий обязанности доцента. В марте 1966 г. утвержден ВАК в ученом звании доцента. 23 января 1967 г. Министерством культуры РСФСР назначен ректором вновь организуемого Ростовского государственного музыкально-педагогического института. С сентября 1967 г. до своей кончины 29.10.1979 г. - заведующий кафедрой хорового дирижирования, и. о. профессора. Награжден значком «За отличную работу» Министерства культуры СССР.

Среди учеников В. Г. Шипулина известные музыканты, руководители коллективов, удостоенные почетных и ученых званий народных артистов России, заслуженных деятелей искусств, заслуженных работников Высшей школы, заслуженных работников культуры, профессора и доценты различных вузов страны.

Э. Ходош ПРИЗВАННЫЙ МУЗЫКОЙ

Проходит время, а вместе с ним уходят из памяти большие значительные собы тия, люди. Забвение жизни и деятельности тех, чьими трудами, достижениями мы пользуемся и по сей день, опасно для всех, особенно для подрастающего поколения. Поэтому так важно всегда, памятуя о том, что с потерей знаний о недалеком прошлом могут быть утрачены связи, соединяющие сегодня с традициями, историей культуры -сохранять и делать доступными те сведения, которые хранит память о наших предшественниках.

Особое место в ней занимает мой учитель профессор Владимир Германович Шипулин. Восстанавливая в памяти творческий облик В. Г. Шипулина, еще и еще раз убеждаешься, каким самобытным и разносторонне одаренным человеком он был, какую яркую, хотя и недолгую жизнь, отданную музыкальному просвещению, он прожил.

Все его достоинства - блестящая эрудиция, широта кругозора, превосходный вкус, глубокая культура, исключительная память, горячая любовь к музыке - делали его личность неповторимой и притягательной не только для молодых учеников. В 1951 году, в 27 лет, он становится директором специальной музыкальной школы-десятилетки для особо одаренных детей при Ленинградской консерватории и одновременно приступает к работе на кафедре хорового дирижирования консерватории. В 1967 году ему доверили организацию нового высшего музыкального учебного заведения на Юге России на Донской земле.

Первый ректор и основатель кафедры хорового дирижирования, открытого в 1967 году Ростовского государственного музыкально-педагогического института (в 1992 году преобразован в Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахмани-

нова) - талантливый музыкант, прекрасный организатор и педагог, В. Г. Шипулин принадлежит к плеяде замечательных советских хоровых дирижеров, продолживших традиции Петербургской школы.

В. Г. Шипулин родился 20 апреля 1924 года в г. Вологде. В 1925 году семья переезжает в Ленинград, город, являющийся средоточием могучей и магической творческой силы, питающий своей неукротимой энергией многие поколения русских поэтов, художников, музыкантов... Необыкновенной была и атмосфера дома, в котором вырос Владимир Германович, проникнутая настоящей высокой культурой и подлинной интеллигентностью. Отец - Шипулин Герман Павлович - окончил институт сценических искусств (отделение ритмики), а затем 1-й Ленинградский медицинский институт и работал врачом-психиатром. Прекрасно играл на рояле, был блестяще образованным, знатоком искусства. Мать - Шипулина (урожденная Ростовцева) Наталья Васильевна - получила образование в Смольном институте благородных девиц. Яркие способности обнаружились у Владимира Германовича очень рано: слух, необыкновенная память, в том числе и музыкальная. Весьма естественным поэтому оказывается, что свое начальное образование он получил в школе при Ленинградской Государственной Академической капелле, в которой он обучался с 1932 по 1936 годы. Именно здесь в Капелле были заложены высокие профессиональные основы будущей творческой и педагогической деятельности В. Г. Шипулина.

Необходимо напомнить, что возглавлял Капеллу в 1913-1935 годах Михаил Георгиевич Климов, чье имя в истории Капеллы (старейшего русского хора) стоит в ряду с именами Бортнянского, Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова. Под руководством М. Г. Климова Капелла в этот период достигла высочайших результатов. Широкая масштабность исполнительского дара позволяла ему обращаться к сочинениям различных стилей. Многие произведения крупнейших художников прошлого и современности, впервые в стране воплощенные Климовым, становились эталоном, как в понимании стиля, так и в использовании художественных средств. Это можно отнести к «Страстям по Матфею» и «Высокой мессе» Баха, «Колоколам» Рахманинова, «Свадебке» и «Царю Эдипу» Стравинского, «Царю Давиду» Онеггера и ряду других произведений. В течение 1930-1935 годов репертуар Капеллы продолжал пополняться разнообраз-

ными программами: драматическая легенда Берлиоза «Осуждение Фауста», опера-оратория Онеггера «Антигона», первое исполнение кантаты Вайля «Полет Линдберга». После длительного перерыва появилась старинная русская хоровая музыка XVII-XVIII веков, концертное исполнение оперы Танеева «Орестея», первое исполнение капеллой 27 декабря 1933 года кантаты Рахманинова «Весна», крупные вокально-инструментальные формы западноевропейских композиторов представлены в этот период ораторией Гайдна «Сотворение мира». Сохранившиеся рецензии на зарубежные гастроли хора 1928 года содержат восторженные отзывы о капелле как выдающемся явлении не только европейской, но и мировой культуры. Известный греческий дирижер Д. Митропулос, заявил уже в 1934 году: «Не только никогда не слыхал ничего подобного исполнению капеллы, но и не представлял, чтобы хор мог так петь. Капелла - восьмое чудо в мире» [2, 72].

Хор Капеллы являлся для учеников школы и техникума образцово-показательной мастерской. Премудростям музыкального хорового искусства Михаил Георгиевич учил на собственном примере. Авторитет Климова основывался на глубине и силе воздействия его личности, интеллигентности, одухотворенной красоты. Ученица М. Г. Климова, профессор Е. П. Кудрявцева отмечает, «.что в 20-е -30-е годы не было музыканта, который так или иначе не испытал на себе облагораживающего воздействия личности М. Г. Климова» [1, 23].

Несмотря на огромный объем работы, Михаил Георгиевич много внимания уделял подготовке молодых хормейстеров - воспитанников музыкальной школы и хорового техникума при капелле, лично осуществлял комплектование педагогического состава из числа видных специалистов тех лет. Хор мальчиков постоянно без заместителей вел опытнейший специалист по детскому пению Палладий Андреевич Богданов (1881-1971), официально считавшийся помощником Климова. Творчество старейшего выдающегося регента, композитора, скрипача, педагога и воспитателя П. А. Богданова - одна из ярких страниц становления и развития национальных традиций в русском хоровом искусстве.

Вместе с тем, время, когда В. Г. Шипулин поступил в школу, было временем разрушения (по независящим от М. Г. Климова причинам) целостной структуры капеллы, как уникального художествен-

но-педагогического комбината. Вначале ликвидация хорового техникума, а затем с осени 1933 года и школа столкнулась с серьезными испытаниями. По решению Гороно школа была фактически отделена от капеллы, не получая достаточных средств для нормальной деятельности, это старейшее музыкально-педагогическое учреждение почти прекратило свое существование.

В 1936 году В. Г. Шипулин перешел в школу 1 85 - на время прерывается специальное музыкальное образование. Богатство же музыкальных впечатлений, полученных в это время, незабываемых и знаковых, остается с ним на всю жизнь. Да и занятия музыкой он не оставляет все годы, формально не связанные с ней.

Общеобразовательную школу Владимир Германович оканчивает уже в эвакуации, в г. Ташкенте в 1942 году. Там же поступает в Авиационный институт, затем переводится в Ленинградский политехнический, с которым и вернулся из эвакуации в 1944 году. И только после 3-го курса ЛПИ, В. Г. Ши-пулин окончательно и бесповоротно был призван Музыкой, верным рыцарем которой являлся всю свою жизнь. В 1945 году он поступает в Ленинградскую государственную консерваторию, которую оканчивает с отличием в 1950 году.

Весьма интересный штрих в линии жизни Владимира Германовича. Приемные экзамены в консерваторию проводил в том году крупнейший мастер хоровой культуры первой половины ХХ века Георгий Александрович Дмитревский, который, будучи только что назначен руководителем Ленинградской академической капеллы, был приглашен в качестве профессора дирижерско-хоровой кафедры и совмещал творческую и педагогическую деятельность вплоть до последнего часа своей жизни. Владимир Германович вспоминал именно эту, первую встречу с мастером.

Творческая атмосфера Ленинградской консерватории того времени описана многократно. Целый сонм блестящих, выдающихся педагогов-музыкантов и, как впоследствии окажется, их выдающихся учеников, продолжали традиции уникального учебного заведения. Однако, наибольшее влияние на формирование творческой личности Владимира Германовича, о чем он неоднократно говорил своим студентам, оказал видный хоровой дирижер, педагог и композитор, профессор Александр Александрович Егоров (1887-1959), в классе которого Шипулин занимался все консер-

ваторские годы.

А. А. Егоров получил образование в Капелле, окончив ее в 1907 году, а затем продолжил обучение в Петербургской консерватории. Ученик А. К. Лядова по Петербургской консерватории, А. А. Егоров был организатором и руководителем дирижер-ско-хорового факультета Ленинградской консерватории. Автор многочисленных произведений для хора (многие премьеры которых были осуществлены Ленинградской капеллой под управлением М. Г. Климова), автор ряда ценнейших трудов по хороведению, А. А. Егоров считал хоровое искусство главным делом своей жизни. Вся его творческая, научная и педагогическая деятельность была направлена на воспитание специалистов хорового дела, сконцентрирована на развитии теоретических и практических вопросов хорового исполнительства. А. А. Егоров был руководителем хорового класса и работу с хором любил и высоко ценил, вел курсы специального дирижирования и хоровой аранжировки, уделяя последней особое внимание. Не случайно ученики его впоследствии стали мастерами хоровых обработок и В. Г. Шипулин один из них. Владимир Германович тонко чувствовал и любил народную песню. Более 20-ти его обработок и переложений для детского и смешанного хоров было издано в Музгизе и Учпедгизе. На кафедре хорового дирижирования Ленинградской консерватории им написан учебник по хоровой аранжировке для заочных отделений консерватории, он преподавал дирижирование и хоровую аранжировку на Всероссийских курсах повышения квалификации педагогов хоровых дисциплин музыкальных училищ при ЛОЛГК. С особой любовью и теплотой рассказывал мой учитель о различных встречах с А. А. Егоровым, именно встречах, а не занятиях, так как профессор умел создавать неповторимую творческую атмосферу во всех делах. Это творческое, дружеское умение не навязывать, но подталкивать, подводить к решению самых сложных задач, стоящих перед молодыми музыкантами, была близка Владимиру Германовичу. В своей педагогической деятельности он также был непререкаемым авторитетом для учеников, но, вместе с тем, открыт и дружелюбен - не было и тени высокомерия, разговора «свысока». Когда Владимир Германович предложил взять в программу моего государственного экзамена поэму А. А. Егорова «Россия» для сопрано, чтеца, хора и оркестра на сл. А. Прокофьева, честно говоря, я не до конца по-

няла смысл этого предложения. Ведь к тому времени, в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, начался бурный рост хорового творчества, появилось много новой интересной музыки, пришедшей в мир, благодаря завоеваниям «шестидесятников». Зачем возвращаться в прошлое? Тогда многие скептически отнеслись к достоинствам музыки, текстов, удивляясь такому выбору. Но Владимир Германович, несмотря на отсутствие у меня восторга, был тверд в своем решении. Сегодня я понимаю значение этого поступка и горжусь таким выбором. Сожалею, что музыка поэмы прозвучала не целиком, но имя А. А. Егорова было оживлено в г. Ростове-на-Дону звучанием его музыки, голосами общевузовского хора, в год 85-летия со дня рождения друга и учителя Владимира Германовича, о чем тогда никто не догадывался.

Разнообразна и интенсивна исполнительская, научно - методическая, музыкально - общественная, педагогическая деятельность В. Г. Шипулина. Уже на студенческой скамье он проявил себе тонким музыкантом, умеющим чувствовать и понимать музыку, организовать коллектив. Исполнительская деятельность Владимира Германовича началась в 1948 года. С этого времени, вплоть до ликвидации хоровых отделов музыкальных школ-десятилеток, он руководил хором мальчиков специальной музыкальной школы при ЛОЛГК. На 2-ом фестивале молодежи Ленинграда хор мальчиков был удостоен звания лауреата. Записи хора находятся в фондах Ленинградского и Всесоюзного радио. В 19511953 годах работал главным хормейстером Оперной студии ЛОЛГК. В 1953-1954 годах руководил хором молодых рабочих Ленинграда при консерватории (коллектив организован в 1949 году профессором А. А. Егоровым). С 1959 по 1967 годы работал с мужским самодеятельным хором Ленинградского Высшего Морского инженерного училища им. адмирала Макарова. Хор завоевал звание лауреата смотра художественной самодеятельности профсоюзов в 1963 году и лауреата 4 и 5-го (1962, 1965) фестивалей молодежи Ленинграда. В 19601961 годах руководил хором дирижерско-хорово-го факультета консерватории. Среди подготовленных программ: «Страсти по Матфею» Баха, хоры композиторов Прибалтики, хоровая поэма «Подвиг» Чистякова. С 1967 по 1970 год руководил хором Ростовского государственного музыкально-педагогического института, состоящим из студентов дирижерско-хорового, вокального, фортепиан-

ного и теоретико-композиторского факультетов, с которым подготовил программы, состоящие из музыки композиторов эпохи Возрождения, концерты, в которых звучала музыка современных композиторов: «Патетическая оратория» Г. Свиридова, хоровые циклы В. Салманова, музыка композиторов Дона. В это сложное время на многочисленных концертах, которые хор давал в Ростове и области, звучит великая музыка «Высокой мессы» Баха, «Магнификат» Вивальди и русская хоровая классика. В 1968 году Владимир Германович выступает в качестве дирижера с оркестром Ростовской филармонии. Были исполнены Симфония 1 7 С. Прокофьева и Концерт для скрипки с оркестром И. Брамса. В 1974 году, исполнением кантаты С. Рахманинова «Весна» в день свого 50-летия, он завершил свою концертную деятельность.

Исполнительская манера Владимира Германовича была продолжением его личности - высоко духовной, доброжелательной, стремящейся помочь слушателю открыть глубины тайн искусства Музыки. Лаконичный точный жест, всегда очень экономный и подчиненный раскрытию художественных образов, сосредоточенность. Умение вызвать у коллектива горячий отклик, единение сердец поющих, под взглядом спокойным и, вместе с тем, настойчивым и волевым из-под стекол очков. Вообще, в его манере общения с хором, было нечто неуловимо-колдовское, мягкое, ненавязчивое, однако, мобилизующее всех участников бесконечно, предельно, раскрывавших возможности, о которых они еще совсем недавно не подозревали. Настрой хора на какой-то праздничный, я бы сказала, своеобразный ритуальный лад начинался с особых тонов звучания рояля, которым Владимир Германович владел замечательно. Священное действие начиналось с любовью и особой тонкостью понимания возможностей человеческого голоса, умением создать благоприятную обстановку для качественного и мастерского воспитания будущих музыкантов.

Запомнились его импровизации на рояле: сколько фантазии, творческой энергии, своеобразия в, казалось бы, знакомом, песенном материале. Одной из таких любимых тем у Владимира Германовича была песня «Эй, ухнем». Первое проведение в ми-бемоль миноре, обязательно, а затем начиналось творчество. Ему удавалось создавать звучания, точно передающие многоголосие хора и бурное, и затаенное, необыкновенно красочное. К сожалению, передать словами чудо этих вдохновенных минут

невозможно, а свидетелей сиюминутных, на твоих глазах рождающихся шедевров, все меньше и меньше.

Я думаю, что его особый педагогический дар был также творческим и импровизационным. Вот только импровизация эта была высшим проявлением его глубоких знаний, основанных на ясных представлениях о музыке (литературе, истории etc.) различных стилей и направлений, весьма значительное количество которой он помнил наизусть, и которую высокохудожественно исполнял на рояле. Поражала и широта охвата - симфоническая, камерная, инструментальная, вокальная и, конечно же, хоровая музыка со всеми жанрами, формами, видами. Он не придавал большого значения мануальной технике дирижирования, с точки зрения внешних эффектов, а требовал тщательнейшей работы над текстом, которая давала возможность найти свое собственное, несмотря на неопытность, прочтение музыки. Он не поощрял только одного, даже иногда казавшегося интересным, варианта. Когда все уже складывалось, наступал момент поисков нового: «Послушай, а ведь здесь есть и совсем другое». Крайне редко дирижировал сам, чаще всего садился к роялю и показывал так, что слышал совсем иную музыку. Техника дирижирования для Владимира Германовича была совокупностью прежде всего точного прочтения текста, идей, глубокого смысла, выраженных определенными музыкальными средствами, и жеста, который мог передать все это исполнителю, то есть хору. При этом движения должны были оставаться естественными, осмысленными и выражать именно твои, а не заимствованные, пусть даже у обожаемого учителя, чувства и мысли. Он лелеял личность в каждом из нас, поэтому, очевидно, все его ученики такие разные. Раскрыть молодых музыкантов, направить их волю и энергию на постижение музыки, с которой они соприкасались, поднять их до сотворчества с композитором - вот его педагогическая цель. У него был удивительный дар чувствовать потенциальные возможности начинающих музыкантов. Он смело доверял, и это доверие рождало огромное желание становиться лучше, двигаться вперед, а главное не подвести учителя, что требовало постоянного напряжения, заставляло творчески развиваться. Короткий разговор состоялся у нас перед началом моей самостоятельной работы на кафедре: «Ищи в своих студентах лучшее, что в них есть, и развивай, тяни именно эту ниточку, второе

- никогда не говори о том, что знаешь лишь в общих чертах и третье - если ты сомневаешься в оценке, смело прибавляй в сторону студента, а все остальное ты знаешь». Многое из общения уже кануло в Лету, но эти заповеди я храню в своем сердце и следую им в педагогической практике.

Более сорока фамилий в списке выпускников класса Владимира Германовича. Среди них интересные яркие творческие личности, исполнители и педагоги. Особое место в этом ряду занимает Ма-рис Янсонс - народный артист РСФСР (1986), Кавалер Звезды Королевского норвежского ордена «За заслуги» (1995, высшая награда для иностранцев в Норвегии), лауреат премии Года Андерса, почетный член Королевской Академии музыки в Лондоне (1999), почетный член Общества друзей музыки в Вене (2001). М. Янсонс - ученик Владимира Германовича еще по школе-десятилетке, а затем годы студенчества в его классе, на дирижерско-хоровом факультете Ленинградской консерватории. Симфоническое образование М. Янсонс получил в классе профессора Н. С. Рабиновича. М. Янсонс - уникальная для российской культуры личность, пример блестящего продвижения отечественного дирижера на Западе в «одиночку» без своего коллектива из России, один из самых востребованных дирижеров в мире. С 1979-2000 годы - художественный руководитель и главный дирижер Филармонического оркестра Осло, с 1997-2004 - художественный руководитель и главный дирижер Питтсбургского симфонического оркестра, с 2003

- симфонического оркестра Баварского радио, с 2004 - главный дирижер Королевского оркестра «Концертгебау».

Велика заслуга В. Г. Шипулина как первого ректора РГК им. С. В. Рахманинова (1967-1973), являющегося сегодня одним из лучших музыкальных вузов России и основателя кафедры хорового дирижирования (заведовал кафедрой до 1979 года). Со времени открытия в Ростове-на-Дону вуза и организации кафедры хорового дирижирования, хор консерватории, его профессионализм и художественный уровень определяют состояние хорового исполнительства в Ростовской области. Одновременно с руководством хоровой кафедрой и вузом, В. Г. Шипулин с 1968 года - член Президиума правления хорового общества, а с 1972 по 1979 год возглавлял Ростовское областное отделение хорового общества, объединив, таким образом, усилия по подготовке профессиональных кадров хормей-

стеров и развитие всей структуры хорового исполнительства области. Началась активная деятельность хорового общества: фестивали, конкурсы, праздники песни, курсы учителей пения и многое другое. Большой опыт работы в этом направлении у Владимира Германовича уже был. В 1957 году он работал в жюри Всесоюзного и Всемирного фестивалей молодежи, принимал деятельное участие в организации хорового общества Ленинграда, с 1959 года и до конца жизни - член правления Всероссийского хорового общества и т. д. И, естественно, педагоги кафедры принимали самое непосредственное участие во всей деятельности хорового общества. Возглавляя кафедру, В. Г. Шипулин создал коллектив единомышленников и заложил основные принципы ее работы, которые являются определяющими по сей день: духовность и профессионализм, открытость и требовательность, искренняя заинтересованность в успехах и достижениях своих товарищей, тактичность и подлинная демократичность во взаимоотношениях со студентами, преданность своему делу, постоянный поиск, совершенствование и неуспокоенность в творчестве.

В 1979-1982 годах кафедрой руководил «прямой наследник» В. Г. Шипулина его ученик по Ленинградской школе 10-летке и консерватории, талантливый музыкант и хормейстер Вадим Петрович Афанасьев. С 1969 года, сразу же после окончания консерватории, Афанасьев работал на кафедре в качестве руководителя хора факультета и, вплоть до своего отъезда из Ростова и возвращения в родной Питер в 1982 году, являлся ведущим педагогом кафедры. Замечательная творческая атмосфера, особое воодушевление царили в эти годы в хоровом классе. Незабываемы созданные им образы «Пушкинского венка» Г. Свиридова, вдохновенно и необычайно артистично исполнение многих сочинений Танеева, Рахманинова, Архангельского etc. Высокий эмоциональный накал, завораживал слушателей многочисленных концертов хора факультета.

В настоящем профессорско-преподавательском составе кафедре большинство составляют те, кого пригласил в те далекие годы сам В. Г. Шипулин, тогда только начинающих свой профессиональный путь и делающих первые шаги в преподавательской деятельности. Сегодня это хоровая элита нашего края, крупные и значительные фигуры хорового искусства России. Даже очень короткая информация о них дает представление о мудрости и

дальновидности основателя нашей кафедры, заложившего фундамент сегодняшних успехов кафедры и, в целом, хорового исполнительства региона.

С 1982 года кафедрой хорового дирижирования заведует заслуженный деятель искусств России, лауреат международного конкурса, профессор Юрий Иванович Васильев (выпускник Ленинградской консерватории, класс профессора А. В. Михайлова). С его именем связано развитие камерного хорового исполнительства на Дону. Не случаен тот факт, что Ростовский камерный хор возник в 1970 году в живой и творческой атмосфере только что открытого музыкального вуза, полной настоящего профессионального энтузиазма. Уже в 1978 году Ростовский камерный хор получает Республиканское признание, а 1981 году завоевывает звание лауреата на Международном конкурсе камерных хоров им. Ч. А. Сегицци (Италия), став одним из ведущих хоровых коллективов страны.

Продолжает свою концертную деятельность хор факультета, которым руководит профессор Ю. И. Васильев. В репертуаре хора хоровая музыка без сопровождения, крупные вокально-симфонические произведения: «Магнификат» и Месса си-минор Баха, «Немецкий реквием» Брамса, «Стикс» Канчели, «Илия» Мендельсона, «Реквием» Моцарта, «Александр Невский» Прокофьева, «Колокола» Рахманинова, «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Лицейские песни» Ходоша, «Реквием» Шнитке.

Отделение руководителей народного хора, которое было открыто стараниями В. Г. Шипулина в начале 70-х годов ХХ столетия, вторым после Гне-синского музыкально-педагогического института (до этого времени в музыкальных вузах страны такой специализации не было), возглавляет народный артист России, лауреат Государственной премии им. М. Глинки, профессор Анатолий Николаевич Квасов. С 1970 года А. Н. Квасов руководит Государственным, Ордена Дружбы народов Ансамблем песни и пляски Донских казаков. Искусство ансамбля известно зрителям наше страны, а также стран Европы, Азии, Америки, Африки.

Среди педагогов кафедры трое являются учениками В. Г. Шипулина по Ростовской консерватории: выпуск 1971 года - заслуженный деятель искусств России, профессор, главный хормейстер Ростовского Музыкального театра Елена Мухарбековна Кли-ничева; выпуск 1972 года - автор эти строк; выпуск 1976 года - народный артист России, почетный магистр хоровой музыки Германии, профессор

Виктор Иванович Гончаров, создатель и руководитель девятикратного победителя престижных международных фестивалей и конкурсов синтез-хора «Певчие Тихого Дона», художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Список, получивших приглашение на кафедру от В. Г. Шипулина, замыкает заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, доцент Галина Васильевна Хорошайло, руководитель Камерного хора факультета.

Однако, значение деятельности В. Г. Шипулина ни в коей мере не ограничивается частными успехами педагогов кафедры. Главное его достижение - успех последующих поколений хормейстеров, продолжающих традиции ростовской хоровой исполнительской школы, основателем которой он является, это создание и работа уникальных хоровых коллективов, действующих, ищущих свои пути и вместе с тем, несущих черты определенной хоровой культуры, хоровой школы.

Среди наиболее ярких ее представителей и последователей назову талантливого хормейстера Валерия Алексеевича Русанова (выпускник РГК им. С. В. Рахманинова, класс В. П. Афанасьева). В 1990 году он создал муниципальный камерный хор «Лик» г. Таганрога. Свою недолгую жизнь (1957-1996) он посвятил восстановлению и продолжению лучших традиций русского хорового пения. В настоящее время коллектив успешно возглавляет Алексей Логинов (выпускник РГК им. С. В. Рахманинова,

класс профессора В. И. Гончарова).

Интересно разворачивается деятельность смешанного хора Таганрогского педагогического института. Создатель и руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Маргарита Владимировна Кревсун (выпускница РГК им. С. В. Рахманинова, класс профессора В. И. Гончарова). Мужской хор института под ее руководством уже стал лауреатом международного фестиваля в Польше.

Высокие достижения в сфере детского хорового исполнительства связаны с лауреатом всероссийских фестивалей и международного конкурса, камерным хором «Соловушко». Организатор и бессменный руководитель - заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества Евгения Викторовна Седых (выпускница РГК им. С. В. Рахманинова, класс профессора Э. Я. Ходош).

Спустя 25 лет со дня смерти В. Г. Шипулина в строю хорового искусства не только ученики, но и его творческие внуки. Он любил молодежь, радовался каждому успеху, задумывался об их будущем. В 1974 году в одном из интервью, данном по случаю 50-летия со дня рождения есть слова, определяющие особый смысл жизни Владимира Германовича Шипулина: «Сейчас я живу в своих учениках, меня больше волнует, что сделают они в искусстве». Сказанные уже более 30-ти лет назад они, дополнены сегодня новым содержанием. Эстафета поколений продолжается, и, я надеюсь, у нее не будет финиша.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцева Е. Михаил Георгиевич Климов // Деятели хорового искусства Санкт-Петербургской консерватории. СПб., 1993.

2. Шереметьева Н. М. Г. Климов - дирижер Ленинградской академической капеллы. Л., 1983.