НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 94(47+57) «1941/1945»
ПРИЗВАНИЕ - СЛУЖИТЬ ИСТОРИИ (К 90-ЛЕТИЮ ЗЯМИЛЯ ИБРАГИМОВИЧА ГИЛЬМАНОВА)
© 2015 А.Ш. Кабирова
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, г.Казань
Поступила в редакцию 28.08.2015
В статье освещаются основные вехи биографии видного историка, Заслуженного деятеля науки Татарской АССР, Заслуженного работника культуры РСФСР З.И. Гильманова, известного своими исследованиями по истории Великой Отечественной войны. Дан анализ его трудов, показан вклад учёного в развитие отечественной и региональной историографии военной темы. Ключевые слова: З.И. Гильманов, биографика, Великая Отечественная война, историография, научное наследие.
Доктор исторических наук, профессор Зямиль Ибрагимович Гильманов (1925-1991) принадлежит к плеяде авторитетных поволжских историков, внёсших значительный вклад в развитие региональной и отечественной историографии Великой Отечественной войны. В своих трудах он впервые комплексно представил историю Республики Татарстан периода 1941-1945 гг. Более четверти века, начиная с 1964 г., З.И. Гильманов бессменно руководил отделом истории в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР (ныне - АН РТ); находясь в авангарде исторической науки Татарстана, определял магистральные темы научных исследований не только учёных республики, но и всего поволжского региона. Целью статьи является освещение жизненного пути, характеристика научной деятельности известного исследователя, анализ его трудов.
З.И. Гильманов родился 3 июля 1925 г. в селе Тёплый Стан Кошкинского (ныне - Елховского) района Самарской области в семье учителей. В 1932 г. семья Гильмановых переезжает в дер.Ста-рая Тюгальбуга Мелекесского района современной Ульяновской области. Отец Зямиля - Ибрагим Гильманов - работал директором школы, пользовался большим уважением среди сельчан, в 1950-е гг. за плодотворную педагогическую деятельность был награждён орденом Ленина. Мать - Баян Гильманова - преподавала школьникам татарский язык и литературу, помогала детям познавать красоту и мелодику родной речи, приобщая к лучшим произведениям культурной сокровищницы татарского народа. Всё это положительным образом повлияло на формирование Зямиля Гильманова, с детства стремившегося к освоению новых знаний.
Кабирова Айслу Шарипзяновна, доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела новейшей истории. Е-mail:[email protected]
В дер.Старая Тюгальбуга З.И. Гильманов окончил семилетку, а в 1942 г. - в соседнем посёлке Старый Салаван (ныне - Новочеремшанск) Ульяновской области - среднюю школу. Когда началась Великая Отечественная война, его отца мобилизовали в трудовую армию, мать осталась с маленькими детьми на руках. Зямиль, как старший ребенок в семье, полностью взял на себя заботы о матери и своих пяти сестрах. После окончания средней школы он с июня 1942 г. по февраль 1943 г. работал заведующим библиотекой и одновременно счетоводом колхоза в дер.Старая Тюгальбуга. Во время посевной и уборочной стра-
ды вместе со всеми сутками напролёт трудился на колхозном поле. Сын З.И. Гильманова Руслан вспоминал, как Зямиль Ибрагимович рассказывал о своей работе на косилке-«лобогрейке»: «Напряжение было огромным - в течение длительных часов под палящим солнцем. Во время передышки сил не было даже для еды, он падал на траву и мгновенно засыпал. Через час спящего Зямиля женщины будили: для них заканчивался обед, для него короткий отдых»1.
И так изо дня в день... Полностью выкладываясь на работе в колхозе, З.И. Гильманов тем не менее всеми своими помыслами был на фронте. Как и все молодые люди в военные годы, он был одержим желанием попасть на передовую, чтобы лично громить ненавистного врага.
Наконец в феврале 1943 г. Зямиля Гильманова призывают в Красную Армию. Казалось бы, мечта сбылась. Но фронт для него был отсрочен учёбой во 2-м Орджоникидзевском военно-пехотном училище. Помимо навыков военной профессии, здесь З.И. Гильманов приобрёл настоящих друзей, с которыми не страшно было «и в огонь, и в воду»: Дмитрия Азова, Михаила Хитренко, Бориса Косицына, Фёдора Сарычева и др. В училище же он развил свои организаторские способности, которые очень пригодились ему в последующей мирной жизни. Сокурсник Зямиля Ибрагимовича, впоследствии известный военный журналист, редактор журнала «Советский воин» Д.С. Азов, отмечал: «Он ... обладал исключительно высокой требовательностью, мысль его была ясной и чёткой. Решения принимал быстро и обоснованно, напористо проводил их в жизнь»2.
После училища, в декабре 1944 г., З.И. Гиль-манов направляется сначала в резерв, затем - в марте 1945 г. - в составе частей 4-го Украинского фронта - на передовую. В должности командира стрелковой роты он с боями прошёл по территории Польши, Чехословакии, Германии; после победы над Германией в составе войск 2-го Дальневосточного фронта участвовал в боевых действиях против милитаристской Японии. За ратные подвиги З.И. Гильманов награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией»; ему присвоено звание почётного гражданина г.Вратимов (Чехословакия).
В июле 1947 г. З.И. Гильманов по собственному ходатайству был демобилизован. С детства мечтавший, как и его родители, стать учителем, он поступает в Казанский государственный университет, но не на математический, как собирался до войны, а на историко-филологический факультет. В дневнике, который Зямиль Ибрагимович вёл на фронте, сохранилась запись, объясняющая его решение: «Во время войны у меня с каждым днём росла жажда к изучению истории нашей великой и могучей Родины, истории всего человечества, чтобы познать движущие силы истории,
законы исторического развития, до конца понять суть кровопролитных войн.»3.
После окончания университета в 1952 г. З.И. Гильманова, как отличного студента, именного стипендиата, оставляют в аспирантуре. Тема его будущих научных изысканий определилась сразу же. Сам фронтовик, он считал своим долгом изучать историю Татарстана периода Великой Отечественной войны, увековечить ратный и трудовой подвиг народа.
Уже в период работы над кандидатской диссертацией4 З.И. Гильманов показал себя ответственным и скрупулёзным исследователем. Его отличали огромное трудолюбие, добросовестность в сборе информации, высокая требовательность к себе. Диссертация была завершена в положенный срок, но представлять ее к защите З.И. Гильманов не спешил. События 1950-х гг., разоблачение культа личности Сталина вызвали переоценку ценностей в стране. Будучи честным, прежде всего перед самим собой, он считал, что его работа в новых исторических реалиях требует пересмотра отдельных положений, более длительной и широкой апробации результатов исследований. Отложив защиту, Зямиль Ибрагимович с головой окунается в трудовую деятельность.
После окончания аспирантуры, с октября 1955 г., он работает лектором Зеленодольского горкома партии. Его лекции и доклады всегда проходили живо, интересно, собирали большие аудитории. Слушателей завораживало блестящее знание предмета и увлечённость оратора. В сентябре 1959 г. З.И. Гильманов переходит на преподавательскую работу в Казанский авиационный институт (ныне - Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева). Он был талантливым педагогом. Лекции читал в простой и доступной форме, доходчиво объяснял студентам самые сложные темы. По воспоминаниям его коллеги по институту, доктора исторических наук Я.Ш. Шарапова, З.И. Гильманов, «пройдя войну, побывав за границей - в странах Европы., оказался в значительной степени подготовленным к восприятию свободомыслия, открытости», характерных для периода «оттепели». Поэтому его не смущали острые исто-рико-политические вопросы учащихся, наоборот, во «взбудораженной студенческой среде он чувствовал себя естественнее, привычнее. Он любил своих учеников именно такими - любопытными, жаждущими знаний, решившимися докопаться до истины»5. И они отвечали ему тем же. Несмотря на требовательность и строгость, уважали своего преподавателя, знали, что за их «неудобные» вопросы и «неправильные» высказывания он не снизит оценки и в деканат не пожалуется.
В сентябре 1962 г. З.И. Гильманов назначается главным редактором теоретического органа Татарского обкома КПСС - журнала «Коммунист Татарии». Благодаря богатому жизненному
опыту, широкому кругозору, эрудиции и энциклопедичное™ знаний быстро завоёвывает авторитет среди сотрудников. С его приходом журнал изменился, стал более насыщенным и содержательным. Личные контакты З.И. Гильманова привлекли и новых авторов, известных в республике историков, философов, журналистов.
Не прекращая работы в журнале, З.И. Гильманов продолжает шлифовать кандидатскую диссертацию. В январе 1963 г., будучи уже зрелым человеком, руководителем большого коллектива, он представляет свое научное исследование в переработанном виде в специализированный Совет. Защита прошла успешно. После утверждения диссертации новоиспечённый кандидат исторических наук в беседе с друзьями - М.К. Мухарямовым, М.А. Сайдашевой - высказал горячее желание продолжать работать по теме Великой Отечественной войны. Выбору своему он оставался верен всю жизнь.
В сентябре 1964 г. новый поворот - З.И. Гиль-манова приглашают на должность заведующего сектором (позже - отделом) истории Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР (ныне
- АН РТ). Зямиль Ибрагимович создал вокруг себя коллектив единомышленников. Вникая в научные проблемы каждого сотрудника, тонко и тактично поправлял, подсказывал. Во время научных дискуссий умел, не обижая, довести до оппонента свои критические замечания. Его негромкий голос, деликатность, способность слушать и слышать влекли к нему людей. В кабинет заведующего на 3-м этаже приходили не только коллеги по Институту, но любой, кто хотел проконсультироваться по тому или иному вопросу, получить мудрый совет, просто поговорить по душам. Для всех З.И. Гильманов находил время и нужные слова.
Сложившаяся в отделе атмосфера творческого созидания, взаимовыручки, доброжелательности способствовала хорошей работе коллектива. Под непосредственным руководством и при личном авторском участии З.И. Гильманова были подготовлены и изданы такие фундаментальные труды, как «История Татарской АССР», «Плоды великого братства», «Очерки истории партийной организации Татарии», «Молодость древнего города», «Рабочий класс Татарии», сборник документальных очерков «Герои Советского Союза
- наши земляки» в трёх книгах, «История Казани» в двух книгах и многие другие6.
Проявляя живой интерес к научным исследованиям сотрудников, З.И. Гильманов и сам много и плодотворно работает. Его научное наследие обширно и разнообразно. Первая статья историка увидела свет в 1957 г., последняя - в 1991 г. Он не оставлял любимого дела, пока были силы - писал, рецензировал, рекомендовал, оппонировал. Библиография трудов З.И. Гильманова насчитывает более 110 наименований. Причём публиковался
он не только в Татарстане. И его самого, и его работы хорошо знали во многих городах: Самаре, Саратове, Йошкар-Оле7.
З.И. Гильманов близко дружил с известными поволжскими учёными И.М. Ионенко, Л.В. Храмковым, Д.П. Ванчиновым и др., тоже занимавшимися историей Великой Отечественной войны. Все они составляли поколение историков, жаждущих «ветра перемен», которым, казалось, вдруг повеяло в стране после ХХ съезда партии. И хотя довольно скоро стало понятно, что па-радигмальных изменений в обществе не произошло, труды этих историков прочно вошли в историографию военной темы. Созданные ими капитальные обобщающие работы по различным аспектам истории военных лет, несмотря на регламентацию круга рассматриваемых проблем, и сегодня остаются настольными благодаря обилию фактического и статистического материала, введению в научный оборот новых документов8.
Первые работы З.И. Гильманова по проблемам Великой Отечественной войны были небольшими по объему, иногда выполнялись в соавторстве. Он изучал ратные подвиги татарстанцев на фронтах войны, организацию народнохозяйственного комплекса республики в военный период, деятельность научной и творческой интеллигенции и т.д. В соответствии с общепринятыми тогда нормами и принципами написания научных трудов, разумеется, анализировал и роль партийных организаций в мобилизации сил и средств на разгром врага, характеризовал изменившиеся в чрезвычайных условиях формы и методы работы коммунистов. Но заслугой учёного является то, что даже в условиях господства идеологических штампов, жёстких тоталитарных установок он пытался донести до читателей правду о военном времени, показать войну как явление сложное, многомерное, неоднозначное, одновременно трагическое и героическое.
Итогом многолетних изысканий З.И. Гильманова стали крупные монографии. В 1977 г. вышел его большой труд «Татарская АССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»9, в котором в комплексном виде показан вклад Республики Татарстан в Победу. Обширный круг вопросов автор решает на базе многочисленных и разнообразных материалов, извлечённых из фондов федеральных и местных архивов, данных периодической печати, личных бесед и встреч с ветеранами. Сотни примеров и фактов предоставляют возможность наглядно увидеть героическую летопись борьбы и труда жителей республики в годы военного лихолетья. Привлечение огромного корпуса источников позволило З.И. Гиль-манову определить основные итоговые данные, касавшиеся различных сторон жизни Татарской АССР в военный период, скорректировать отдельные цифры, введённые в научный оборот его предшественниками, составить сводные таблицы.
Анализируя перестройку работы промышленности в военное время, историк дает обстоятельную картину производственной деятельности республиканских предприятий, таких как Бондюжский химический, Казанский кетгутный, пороховой заводы, мехкомбинат, завод искож; отмечает трудности, связанные с нехваткой сырья, материалов, оборудования. Полно и объективно освещает З.И. Гильманов и работу эвакуированных в Татарстан заводов и фабрик, число которых в годы войны перевалило за 70. Особое внимание при этом он уделяет процессам размещения, восстановления и введения в строй на новой территории гигантов машиностроения: Московского и Ленинградского авиационных, Ленинградского металлообрабатывающего, Воронежского моторостроительного заводов и т.д. Татарская АССР поставляла на фронт свыше 600 наименований оружия, боеприпасов, снаряжения. Предприятия республики ежедневно одевали полк, обували дивизию. Эти показатели достигались ценой титанических усилий рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В своей монографии З.И. Гильманов раскрывает источники пополнения состава промышленных рабочих, формы их обучения, показывает увеличение числа женщин и молодёжи на предприятиях, рассматривает многообразные формы повышения производительности труда: движение двух-, трех-, пятисотников, тысячников, комсомольско-молодёжных бригад, рационализаторов и изобретателей и др.
Наблюдения и выводы учёного о структурных изменениях и особенностях развития промышленности республики в военные годы ценны и для сегодняшних исследователей. Во-первых, З.И. Гильманов выделил два периода в развитии индустрии Татарстана: первый - июнь 1941 - конец 1942 г., характеризовавшийся процессами перехода промышленных предприятий на военные рельсы; второй - начало 1943 - май 1945 г., когда произошло наращивание объёмов выпуска военной продукции благодаря использованию внутренних резервов, росту социалистического соревнования, развитию поточного производства. Во-вторых, в военные годы преимущественное развитие получила тяжёлая, главным образом крупная металлообрабатывающая и машиностроительная промышленность. Удель -ный вес индустриальной отрасли, производящей средства производства, поднялся с 48,8 до 83,3%. В-третьих, в период Великой Отечественной войны в регионе зародилась новая отрасль промышленности - нефтяная. В-четвёртых, изменилась география размещения индустрии республики, новые центры промышленного производства появились в Чистополе, Елабуге, Бугульме, Набережных Челнах10. Все эти факторы сыграли определяющую роль в подготовке условий для
быстрого промышленного роста Татарстана в послевоенный период.
Большое место в трудах З.И. Гильманова уделяется характеристике сельского хозяйства. Вслед за известными российскими историками-аграрниками Ю.В. Арутюняном и В.Т. Аниско-вым11 он убедительно доказал справедливость и для татарстанской деревни утверждения о том, что село военных лет, в отличие от промышленности, не знало «коренного перелома» в своей производственной жизни, Более того, 1943 год стал для аграрного производства республики наиболее трудным, так как многие отрицательные тенденции, вызванные войной, получили тогда наибольшее проявление. Выполнение планов поставок сельхозпродукции государству обеспечивалось только интенсификацией труда и высоким патриотизмом колхозников. Все отрасли сельскохозяйственного производства вышли из войны с большими потерями: значительно уменьшились посевные площади, резко снизилась урожайность, была разорена материально-техническая база, сократились поголовье и продуктивность колхозно-совхозного стада12. К сожалению, и в послевоенное время для сельчан мало что изменилось. Директивно-мобилизационная модель развития аграрного сектора экономики, сложившаяся в военных условиях, в неизменном виде сохранилась и после окончания войны.
Обстоятельно и глубоко З .И. Гильманов анализирует деятельность социокультурных учреждений республики в военные годы: раскрывает роль учёных, педагогов в укреплении духовного фундамента Победы, детально освещает изменение форм учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе и высших учебных заведениях; характеризует новые задачи, вставшие перед творческими союзами, театрами, культпросветучреждениями в связи с войной; рассказывает о совместной научной работе казанских учёных с эвакуированными в республику академиками, членами-корреспондентами, результатом сотрудничества которых стало создание 13 апреля 1945 г. Казанского филиала Академии наук СССР.
Кроме вышеобозначенных, З.И. Гильманов рассматривает в своих трудах и такие вопросы, как мобилизация и организация военного обучения в Татарстане, деятельность военно-медицинских учреждений и гражданской сети здравоохранения, состояние материально-бытовых условий жизни рабочих, различные проявления всенародной помощи фронту и т.д. Существенным отличием творческого почерка учёного является исключительно широкий подход к анализу любой научной проблемы. Он одинаково внимательно, стараясь не упустить ни малейших подробностей, изучает и масштабные, и мелкие события, логически выстраивает все выявленные
в процессе сбора информации факты, тщательно их сопоставляет.
Другим важным направлением научной деятельности З.И. Гильманова стало изучение материалов об участии татарстанцев в вооружённой борьбе с врагом на фронтах войны. До появления его обобщающей монографии некоторые аспекты темы уже нашли своё отражение в сборниках «Герои Советского Союза - наши земляки» в трёх книгах, где он выступил в качестве автора отдельных очерков и главного редактора. В 1981 г. увидела свет еще одна знаковая работа историка «Трудящиеся Татарии на фронтах Великой Отечественной войны»13, посвящённая исследованию героического участия уроженцев и жителей республики в наиболее значимых боевых сражениях. Автор собрал и обобщил материалы о ратных подвигах сынов и дочерей Татарстана, начиная с первых приграничных боев и заканчивая военными операциями в сердце фашистской Германии - Берлине. Ценность этой книги весьма велика. Достоинством её являются богатый научно-справочный аппарат и содержательные постраничные примечания, рассказывающие о послевоенной биографии героев.
Выпущенная Таткнигоиздатом монография стала огромным подспорьем для сотрудников районных музеев, создателей и организаторов мемориальных экспозиций в школах республики, так как здесь имеются сведения о дате и месте рождения, времени призыва солдат на фронт, их участии в военных операциях. Важно подчеркнуть, что долгие годы именно в этой фундаментальной работе близкие погибших пытались найти хоть какие-то сведения о дорогих им людях, ведь до появления многотомной «Книги Памяти», идея создания которой возникла только в преддверии 50-летнего юбилея Победы, в республике не было труда, увековечивавшего имена фронтовиков. Сколько материнских сердец забилось быстрее, когда на страницах книги, между строк, они обнаруживали родные имена и фамилии. Резонанс книги З.И. Гильманова был столь значителен, что, идя навстречу многочисленным пожеланиям и просьбам населения, было принято решение о переводе её на татарский язык. Новое издание было опубликовано в 1989 г. под названием «Без сугышта юлбарыстан кечлебез» («Мы на войне сильнее тигра»)14.
Вместе с тем не всё из задуманного З.И. Гильманову удалось осуществить. Неизбежность идеологических ограничений, недоступность некоторых документов, закрытость многих сюжетов, наслоения субъективизма, свойственные советскому периоду историографии, мешали адекватному освещению истории войны. Доктор исторических наук, профессор Казанского университета А. Л. Литвин рассказывал, что ему приходилось не раз наблюдать, как З.И. Гильманов «негодовал по поводу того, что ему не
всё просимое выдавали в архивах. Многое было засекречено»15. Фактически под запретом были темы о судьбах военнопленных, особенно тех, кто волею обстоятельств оказался в Волго-татарском легионе «Идель-Урал»; невозможно было правдиво рассказать о строительстве оборонительного рубежа под Казанью; не разрешалась разработка этнической истории; за бортом исследований оставались негативные явления, имевшие место в повседневной жизни людей, случаи хищений, спекуляций, злоупотреблений служебным положением. Все эти сюжеты стали предметом исследования следующих поколений историков.
Эпоха, безусловно, оставила свой след в творческом наследии историков советской формации. Тем не менее, прошедшие через горнило испытаний военного лихолетья, они честно выполняли свое дело. Их труды подготовили почву для обновления исторической науки, свидетелями которого мы стали. Это благодаря им сегодня в исследованиях по Великой Отечественной войне явно наметился поворот к изучению «человеческого измерения» войны, усилилось внимание к социальной истории, психологии населения, проблемам повседневности.
Роль З.И. Гильманова в развитии исторической науки в Татарстане определяется не только его исследованиями. Много времени и сил он отдавал подготовке новых научных кадров. Под его непосредственным руководством кандидатские диссертации защитили более 10 аспирантов и соискателей. За успешную деятельность по подготовке квалифицированных историков-специалистов З.И. Гильманову было присвоено звание профессора. Многие диссертанты продолжили дело своего Учителя. О.Л. Гринёв изучал формы и методы деятельности партийной организации Татарии по укреплению единства армии и народа, фронта и тыла в военные годы. Н.Н. Карманов рассматривал различные аспекты идеологической работы коммунистов в республике. М.А. Пьянов в своей работе в целостном виде показал организационные принципы построения системы военного обучения населения в ТАССР. Г.В. Мазитова посвятила свою работу деятельности творческой интеллигенции во имя Победы16. Все, кому посчастливилось учиться под руководством З.И. Гильманова, единодушно признают огромное влияние его личности на их профессиональное становление.
Высококлассный специалист, З.И. Гильманов был весьма востребован в научном сообществе. Его часто приглашали в качестве оппонента по диссертационным работам, он составлял отзывы от имени ведущей организации. «Благословение» в науку от З.И. Гильманова получили десятки соискателей. Председатель Диссертационного совета Казанского университета, доктор исторических наук, профессор И.М. Ионенко как-то в шутку назвал З.И. Гильманова «основной базой отзы-
вов», идущих в его Совет. З.И. Гильманов всегда с готовностью откликался на просьбы помочь, поддержать молодых исследователей. Свои замечания он высказывал в форме благожелательной критики, никогда не забывал похвалить и отметить достоинства выполненной работы, на этапе предзащиты нередко сам предлагал сместить акценты, уточнить статистические данные и т.д.
Много внимания З.И. Гильманов уделял популяризации результатов выполненных исследований: с удовольствием выступал с докладами на различного рода конференциях; являясь членом республиканской организации общества «Знание», выезжал с лекциями в районы и города Татарстана. По словам первого заместителя председателя этой организации А.Н. Тимофеева, «З.И. Гильманов хорошо понимал, что никакая газета, радио- или телепередача не могут заменить непосредственного, доверительного общения учёного-просветителя со слушателем». Каждая встреча с авторитетным специалистом оставляла в памяти её участников неизгладимое впечатление, «превращаясь в важный фактор их духовного совершенствования»17.
Таким образом, Зямиль Ибрагимович Гиль-манов являлся яркой, интересной, самобытной, разносторонне развитой личностью, интеллигентом в самом высоком понимании этого слова. Он щедро делился с окружающими своими знаниями, замыслами и энергией, тонко чувствовал перспективы и тенденции развития исторической науки, неустанно работал над избранной научной темой. Труды З.И. Гильманова охватывают практически все направления и проблемы истории Татарстана военных лет. Благодаря основательности, с которой они написаны, уровню аргументации и обобщений, компетентности выводов, они вышли за рамки краеведческих работ, обогатив не только региональную, но и отечественную историографию военной темы в целом. Вклад учёного в историческую науку был высоко оценён. По совокупности выполненных работ ему была присуждена степень доктора исторических наук18. Трудовые заслуги З.И. Гильманова в области развития исторической науки, сохранения и приумножения культурного достояния отмечены присвоением почётных званий - Заслуженного деятеля науки ТАССР, Заслуженного работника культуры РСФСР.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гильманов Р.З. Отец - друг // Памяти Зямиля Гильманова. Казань: Мастер Лайн, 2000. С.86.
2 Азов Д. С. Сто моих братьев (Отрывок из воспоминаний) // Коммунист Вооруженных Сил. 1982. №24. С.48.
3 Шишкина Д.Р. Зямиль Ибрагимович Гильманов: военные страницы биографии // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2006. №1. С.150.
4 Гильманов З.И. Деятельность Татарской партийной
организации в первый период Великой Отечественной войны 1941-1942 гг. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 1963. 23 с.
5 Шарапов Я.Ш. Устремлённый к обновлению // Памяти Зямиля Гильманова. С.18.
6 История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань: Татар. кн. изд-во, 1968. 720 с.; Плоды великого братства: Сб. статей. Казань: Тат. кн. изд-во, 1972. 239 с.; Очерки истории партийной организации Татарии. Казань: Тат. кн. изд-во, 1973. 712 с.; Развитие гуманитарных наук в Татарии. Казань, ИЯЛИ КФАН СССР, 1977. 140 с.; Молодость древнего города. Казань: Тат. кн. изд-во, 1978. 272 с.; История Татарской АССР. Казань: Таткнигоиздат, 1980. 256 с.; Рабочий класс Татарии (1861-1980 гг.). Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. 384 с.; Герои Советского Союза - наши земляки: сб. документальных очерков и зарисовок. В 3-х кн. Казань: Тат. кн. изд-во. Кн.1. 1982. 211 с.; Кн.
2. 1984. 232 с.; Кн. 3. 1985. 247 с.; История Казани. В 2-х кн. Казань: Тат. кн. изд-во. Кн.1. 1988. 352 с.; Кн.2. 1991. 382 с.
7 Гильманов З.И., Храмков Л.В. Военно-хозяйственная деятельность местных Советов Татарии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) // Учёные записки. Казанский государственный педагогический институт. 1973. Вып.116. С.78-92; Гильманов
3. И. Сельское хозяйство Татарии в годы Великой Отечественной войны // Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья. Советский период. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1978. С.93-102; Гильманов З.И., Пьянов М.А. Массовая военная подготовка населения в Татарии в годы Великой Отечественной войны // Поволжье в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Куйбышев: Изд-во Куйб. ун-та, 1980. С.149-159; Гильманов З.И. Ратный подвиг воинов Татарской АССР // Вклад трудящихся Поволжья в победу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Куйбышев: Изд-во Куйб. ун-та, 1983. С.38-42; Гильманов З.И. Мобилизация и обучение военных резервов в Татарии (1941-1945 гг.) // Поволжский край: Из истории Поволжья в годы Великой Отечественной войны: Межвуз. сборник. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985. Вып.9. С.54-71 и др.
8 Храмков Л.В. Советы Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1973. 220 с.; Его же. Во имя Победы: Деятельность местных Советов Поволжья в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1978. 223 с.;Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. 325 с.; Во имя Отчизны: Казанский университет в годы Великой Отечественной войны: сборник. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. 317 с.; Ионенко И.М., ПоповВ.А. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1985. 159 с.; Ионенко И.М. Нам жить и помнить (Записки штабного офицера). Казань: Тат. кн. изд-во, 1988. 188 с.
9 Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. 295 с.
10 Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной ... С.127-131.
11 Арутюнян Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1970. 466 с; АнисковВ.Т. С полей колхозных на поля сражений 1941-1945. Ярославль: Изд-во Ярослав. гос.
ун-та, 1975. 208 с.; Его же. Подвиг советского крестьянства в Великой Отечественной войне: Историографический очерк. М.: Мысль, 1979. 151 с.; Его же. Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Сиб. отделение РАН; Ин-т истории, 1993. 244 с.
12 Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной ... С.169-174.
13 Гильманов З.И. Трудящиеся Татарии на фронтах Великой Отечественной войны. Казань: Тат. кн. изд-во, 1981. 288 с.
14 Гыйльманов З.И. Без сугышта юлбарыстан кечлебез (Мы на войне сильнее тигра). Казань: Тат. кн. изд-во, 1989. 280 б. На тат. яз.
15 Литвин А.Л. Памяти Зямиля Ибрагимовича Гильманова // Памяти Зямиля Гильманова... С.51.
16 Гринёв О.Л. Деятельность партийной организации ТАСС по укреплению единства армии и народа,
фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 1978. 251 с.; Карманов Н.Н. Идеологическая работа партийной организации Татарии в годы Великой Отечественной войны. Дисс. ... канд. ист. наук. Казань,
1978. 213 с.; ПьяновМ.А. Военное обучение населения Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Дисс. ... канд. ист. наук. Казань,
1979. 208 с.; Мазитова Г.В. Учреждения и деятели искусств Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. Казань, 1990. 274 с.
17 Тимофеев А.Н. Навсегда в памяти // Памяти Зямиля Гильманова. С.43.
18 Гильманов З.И. Татарская АССР в Великой Отечественной войне (1941 -1945 гг.). Автореф. дисс. ... докт. ист. наук в форме научного доклада. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 45 с.
HIS MISSION IS TO SERVE HISTORY (TO THE 90th ANNIVERSARY OF Z.I. GILMANOV'S BIRTH)
© 2015 A.Sh. Kabirova
The Institute of History named S. Mardzhani, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan
The article highlights the key detailes of biography of the prominent historian, Honored Scientist of the Tatar ASSR, Honored Worker of Culture of the the RSFSR Z.I. Gilmanov, who is known for his research on the history of the Great Patriotic War. The author analyzes Z.I. Gilmanov's works, and reveals the scholar's contribution in all-Russian and regional historiography of the war.
Keywords: Z.I. Gilmanov, biography, Great Patriotic War, historiography, scholarly heritage.
Ayslu Kabirova, Doctor of History, Associate Professor, Leading Researcher. at the Department of Modern History. E-mail: [email protected]