Научная статья на тему 'Призренская лига в истории албанского национально-освободительного движения'

Призренская лига в истории албанского национально-освободительного движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛБАНСКАЯ ЛИГА / ИСЛАМ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА / ПРИЗНАНИЕ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ВОПРОС / ОБЪЕДИНЕНИЕ / КЛАНЫ / ALBANIAN LEAGUE / ISLAM / NATIONAL MOVEMENT / LIBERATING FIGHT / RECOGNITION / TERRITORIAL QUESTION / ASSOCIATION / CLANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самохин Александр Анатольевич, Пахомов Андрей Вячеславович

Статья посвящена исследованию роли Призренской лиги в формировании албанского национального движения в последней четверти XIX в. Отмечается, что геополитические изменения в Юго-Восточной Европе после окончания Русско-турецкой войны привели к актуализации албанского вопроса. Несмотря на попытку консолидации албанского народа, реализовать основную задачу Призренской лиги провозгласить независимое албанское государство не удалось. В заключении рассматриваются социально-политические последствия деятельности Призренской лиги как организационной структуры национально-освободительного движения албанцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRIZREN LEAGUE IN THE HISTORY OF ALBANIAN NATIONAL LIBERATION MOVEMENT

The paper investigates the role of the Prizren League in formation of the Albanian national movement in the last quarter of the 19th century. Geopolitical changes in Southeast Europe after the end of the Russian-Turkish War have led to actualization of the Albanian question. Despite an attempt of the Albanian people to consolidate, implementation of the main objective of the Prizren League to proclaim the independent Albanian state was not succeeded. In the conclusion, the authors describe the socio-political consequences of activity of the Prizren League as the organizational structure of the national liberation movement of the Albanians.

Текст научной работы на тему «Призренская лига в истории албанского национально-освободительного движения»

УДК 94(496.5) ББК 63.3(4Алб) С 17

А.А. Самохин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета, г. Краснодар, тел.: +79034486451, e-mail: experts_kubsu@mail.ru

А.В. Пахомов,

магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений Кубанского государственного университета, г. Краснодар, тел.: + 799184471899, e-mail: experts_kubsu@mail.ru

ПРИЗРЕНСКАЯ ЛИГА В ИСТОРИИ АЛБАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли Призренской лиги в формировании албанского национального движения в последней четверти XIX в. Отмечается, что геополитические изменения в Юго-Восточной Европе после окончания Русско-турецкой войны привели к актуализации албанского вопроса. Несмотря на попытку консолидации албанского народа, реализовать основную задачу Призренской лиги - провозгласить независимое албанское государство - не удалось. В заключении рассматриваются социально-политические последствия деятельности Призренской лиги как организационной структуры национально-освободительного движения албанцев.

Ключевые слова: Албанская лига, ислам, национальное движение, освободительная борьба, признание, территориальный вопрос, объединение, кланы.

A.A. Samokhin,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department of General History and International Relations of the Kuban State University, Krasnodar, ph.: +79034486451, e-mail: experts_kubsu@mail.ru

A.V. Pakhomov,

Master's Degree Student of Department of General History and International Relations of the Kuban State University, Krasnodar, ph.: +799184471899, e-mail: experts_kubsu@mail.ru

THE PRIZREN LEAGUE IN THE HISTORY OF ALBANIAN NATIONAL LIBERATION MOVEMENT

Abstract. The paper investigates the role of the Prizren League in formation of the Albanian national movement in the last quarter of the 19th century. Geopolitical changes in Southeast Europe after the end of the Russian-Turkish War have led to actualization of the Albanian question. Despite an attempt of the Albanian people to consolidate, implementation of the main objective of the Prizren League - to proclaim the independent Albanian state - was not succeeded. In the conclusion, the authors describe the socio-political consequences of activity of the Prizren League as the organizational structure of the national liberation movement of the Albanians.

Keywords: Albanian League, Islam, national movement, liberating fight, recognition, territorial question, association, clans.

Поражение Турции в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. и первоначальные условия Сан-Стефанского мирного договора, предусматривающие передачу практически всех европейских владений Турции славянским Сербии и Черногории, а также образование независимой Болгарии, простиравшейся от Албании до Черного моря, создали ряд проблем для европейской политики. Россия, пытавшаяся в одиночку решить наболевший Восточный вопрос, натолкнулась на позицию Англии и Австро-Венгрии, не желавших ослабления Османской империи и усиления пророссийски настроенных славянских стран, тем самым возрастания ее роли на Балканах. Под угрозой новой масштабной войны в Европе великие державы договорились пересмотреть мирный договор и территориальные вопросы на конгрессе в Берлине. Именно в этот период турецкими властями в целях удержания своих владений на западных Балканах и противодействия Сербии, Черногории и Греции был умело разыгран албанский вопрос.

К середине XIX в. значимость албанцев на западных Балканах осознали многие европейские государства, особенно Сербия, в виду постоянного противостояния с ними, и Австро-Венгрия, которая после поражения в войне с Пруссией и Италией переместила направление сферы влияния на земли слабеющей Османской империи, в Боснию и Герцеговину (БиГ) и Албанию. Австрийцы умело осуществляли пропаганду, поощряли деятельность католических миссионеров в Северной Албании, строили церкви и школы, осуществляли широкую финансовую поддержку местных кланов.

Сербия, в свою очередь, была крайне заинтересована в налаживании связей с албанскими кланами,

особенно на севере албанских земель, для дальнейшей совместной национально-освободительной борьбы, испытывая при этом определенные трудности. Сербский государственный и политический деятель Илья Гарашанин в 1860 г. писал об албанцах, что Сербии придется иметь дело с народом, не умеющим писать, не имеющим своего государства или политического центра и очень недоверчивым. Другой влиятельный политик того времени Иован Ристич, позднее отвечая И. Гарашанину, говорил об ошибке в пренебрежении племенем арнаутов, которое Порте по сей день не удалось одолеть. Такое воинственное, насчитывающие полтора миллиона душ племя заслуживает нашего внимания. На желательное объединение с албанцами указывали и русские советники при сербском дворе, отмечавшие уникальность занимаемых албанцами территорий, имеющих важное значение для европейской политики на Балканах.

Однако работа по объединению с албанцами для ведения совместной национальной борьбы была практически свернута со сменой власти в Сербии. Одновременно с этими усилиями, в силу деятельности турецкой власти и австрийской пропаганды в албанской среде произошел сдвиг в общественном сознании, в результате чего идеи балканского союза с другими народами уступили место экспансионизму и мнению, что именно албанцы должны остановить натиск славян.

Начало возрождения албанского национального движения приходится на середину XIX в. Многие историки-балканисты связывают этот период с именем албанского писателя Наума Векильхарджи. Бесспорная заслуга его выражена в работе по созданию албанского алфавита и букваря, авторстве

множества книг. «Албанский народ, - подчеркивал Векильхарджи, - един, несмотря на распространение в стране трех религий; он имеет собственную территорию, язык, нравы и обычаи и возник в то же время, что и другие народы. У албанцев долгая и трудная история: века мифологические, героические, политические и религиозные. Эти идеи просветителя имели большое значение для развития национального самосознания албанского народа и объединения его сил в борьбе не только против турецких властей, но и за объединение всех албанских земель» [1]. Национальные идеи, заложенные Наумом Векильхарджи, легли позднее в основу создания Албанской лиги в Призрене в 1878 г.

Албанское национальное возрождение с идеями общеалбанского движения и объединения всего албанского народа зародилось значительно позднее по сравнению с национальным движением других народов Балкан. Вдохновителями и инициаторами национальных идей, как правило, являлись выходцы из более развитых в культурном плане албанских католических районов севера с центром в Шкодере или юга из эпира, где преобладало албанское православное население, имеющее тесные связи и контакты с греческой культурой.

Еще к середине XIX в. албанцы были разобщены не только религиозно, но и социально-экономически и территориально. Албанские кланы на севере жили в гораздо худших экономически условиях, чем в центре и на юге, но они были более воинственны и пользовались значительными широкими правами (автономными), поэтому именно они и выступали противниками проводимой Портой политики. Кланы из Южной и Центральной Албании, имевшие в своей собственности большие земельные владения, были меньше заинтересованы в поддержке национальных требований из

опасений потери своего привилегированного положения.

Британская исследовательница М. Викерс пишет, что «одним из главных препятствий на пути культурного, национального и политического прогресса албанцев является продолжавшийся отказ оттоманской администрации признать, что албанцы - не турки, а особый народ с собственной отчетливой идентичностью. Обращение большого количества албанцев в ислам, а также предоставляемая им Портой безопасность против славян и греков окончательно способствовали тому, что они скорее отождествляли себя в целом с оттоманскими турками, нежели осознавали специфические албанские идеалы и цели. Таким образом, сама природа оттоманского правления отсрочила появление албанского национального самосознания и последующего национального движения и привела к тому, что албанцы стали последней нацией, обретшей свою независимость от Оттоманской империи» [2; 31].

Именно албанские кланы и боснийские феодалы со своей особой патриархальной системой были главным препятствием в современном развитии западных Балкан и одними из тех, кто противостоял каким бы то ни было реформам, предусматривающим наведение порядка в отношениях центральной власти и провинций и на которых настаивали европейские державы.

Албанцы-мусульмане, составлявшие значительное население Албании, Косово и Южной Сербии, были самыми ярыми защитниками и главным оружием Османской империи против национально-освободительного движения христианских народов Балкан. Хорватский историк Бернард Стулли отмечал, что «албанские роты в турецкой армии были главной ударной силой, традиционно используемой против других народов турецкого царства, и что нерегулярные роты, состоящие в основном из албанцев,

особенно часто чинили насилие и грабежи» [3; 50].

Турецкая пропаганда среди албанцев, а также возможная передача части районов с албанским населением Греции, Черногории и Сербии, привели к тому, что в одном из центров Косовского вилайета, в городе Призрен, 10 июня 1878 г. был организован съезд представителей крупных албанских кланов из всех четырех албанских вилайетов.

Участие в работе съезда приняли также крупные феодалы практически из всех турецких владений в Европе, Боснии и Герцеговине, Македонии, Болгарии. Участниками съезда была принята «Книга Решений», в которой говорилось «о безоговорочной лояльности по отношению к турецкому султану, о борьбе до последней капли крови против какой-либо аннексии албанских территорий, об объединении всех албанских территорий, придании албанскому языку официального статуса. Наша главная цель - сохранение царских прав неприкосновенного его величества султана, нашего господина» [4; 13]. В программе было записано: «не признавать и остаться на расстоянии от любой власти, кроме Порты», но главное - «с оружием в руках бороться за защиту всей территории» [5; 7].

Целью Призренской (Албанской) лиги в международном представлении ставилась как освободительная борьба, так и объединение всех албанских земель в автономный регион с присоединением мусульманских районов Санджака, Македонии, Боснии. Однако при детальном изучении устава лиги видно, что изначально албанцы не определяли перед собой в качестве цели освобождение от турецкого господства. В отличие от своих соседей они не стремились к созданию независимого государства и не стремились объединяться с другими балканскими народами в национально-освободительной

борьбе. Это во многом объяснялось привилегированным положением албанцев в империи по сравнению с другими народами.

Мятежи и восстания, поднимавшиеся албанцами в османской империи в разные периоды, были лишь методом выторговывания себе определенных привилегий, но не независимости. Главным объединяющим фактором для всех лидеров албанских кланов, вне зависимости от вероисповедания и территориальности, являлось мнение, что нужно противостоять с оружием в руках любым попыткам великих держав передать земли с албанским населением Черногории, Греции или Сербии.

Об антихристианском характере лиги также мало кто упоминает, но именно создание лиги, а также турецкая пропаганда вылились в притеснения и погромы, главным образом православных сербов в 1878-1881 гг., не только в Косово и Метохии, но и по всей Южной Сербии, заложившие основы современного сербско-албанского противостояния, хотя в уставе лиги было отмечено, что жизнь и собственность всех жителей любого вероисповедания будет защищена.

Делегаты съезда направили письмо вместе с одним из главных лидеров Албанской лиги Абдюлем Фрашери на Берлинский конгресс, в нем говорилось: «Мы не являемся и не хотим быть турками, но точно так же мы всей своей силой выступим против любого, кто захочет обратить нас в славян или австрийцев или греков, мы хотим быть албанцами» [4; 14]. Албанских представителей не допустили к участию на Берлинском конгрессе, некоторые европейские лидеры отрицали само существование албанцев как нации, председатель конгресса Бисмарк на предложение о решении албанского вопроса сказал - «албанская нация не существует» [4; 15].

Албанские делегаты с радостью встретили новость, что участники

конгресса изменили территориальные договоренности, вынесенные в Сан-Стефано, существенно урезав территорию Болгарии, и особенно Сербии, так как именно Сербии по предварительному договору передавалась большая часть Косово и Ме-тохии, но, тем не менее, часть территории с албанским населением передавалась Черногории (Подгорица, Бар, Гусинье, Плав) и Греции (Янина, Превеза).

На втором съезде Призренской лиги 2 июля 1878 г. албанцами было принято решение организовать сопротивление и собрать вооруженные отряды, чтобы предотвратить передачу албанских районов Черногории и Греции, албанские вооруженные отряды возглавил крупный феодал из Дибра - Ильяс-паша.

Турецкие власти всячески поддерживали албанцев, так как хотели с их помощью отстоять свои территории на западных Балканах и не допустить передачи стратегических спорных территорий, населенных албанцами, славянским государствам. Целью турок также было не только ослабить соседние страны, но и разыграть новый виток противостояния между христианским населением и верными исламу албанцами. Ставка на албанцев делалась не случайно, ибо они были поголовно вооружены и могли быстро собрать крупные, даже по тем временам, отряды. Французский консул указывал, что «турецкие власти раздавали оружие албанскому населению, в мечетях проводились тайные собрания, на которых наряду с албанскими лидерами присутствовали и эмиссары из Константинополя» [3; 102].

Весной 1879 г. делегация албанцев во главе с Абдюль Фраше-ри посетила многие европейские столицы, пытаясь ознакомить с требованиями и положением При-зренской лиги европейскую общественность и доказать, что албанская нация существует, что лига выступает против раздела и

передачи албанских земель другим странам и что турецкое правительство не имеет отношения к созданию Албанской лиги.

В документе говорилось: «Албанцы сохранили свою родину, свой язык и свои нравы, отразив в варварские времена нападения римлян, византийцев и венецианцев. Как можно допустить, чтобы в век просвещения и цивилизации нация, столь храбрая, привязанная к своей земле, была принесена в жертву, отдана без каких-либо законных оснований алчному соседу» [6; 181-182].

Турецкое правительство продолжало использовать албанский вопрос в своих переговорах с Грецией и с Черногорией в 1879 г. Однако если с Грецией переговоры были прерваны турецкой стороной из опасения албанского восстания в эпире и в связи с нежеланием передавать крупный албанский город Янину, то переговоры с Черногорией вылились в вооруженное противостояние в январе 1880 г. Албанское ополчение при попустительстве турецких властей заняло не только города и селения, которые должны были отойти по договоренности Черногории, но и арсеналы и позиции турецкой армии вместе с артиллерией. Вследствие чего черногорская армия в январе 1880 г. потерпела поражение от албанских отрядов и отошла на свои позиции. Албанские авторы называют данное противостояние Албанско-Черногорской войной.

Поражение черногорцев вынудило европейские страны пересмотреть очередное свое решение относительно того, какие районы отойдут Черногории. Вместо Плава и Гусинье, которые албанцы отстояли, передавался Улцинь с прилегающими районами. Современники тех событий писали в прессе, что Черногория получала «округа и села, населенные наиболее фанатично настроенными мусульманами Албании. Результатом этого

станут кровопролитие и будущие проблемы, которые мог предсказать любой, знающий эту страну» [4; 24].

Турецкое правительство под угрозой изоляции и применения военной силы со стороны европейских держав обязывалось своими силами очистить район от албанских военных отрядов. В конце ноября 1880 г. турецкая армия, подавив сопротивление албанцев, передала все оговоренные мирным договором районы Черногории.

С решением всех спорных территориальных вопросов, вынесенных Берлинским конгрессом, Албанская лига потеряла свою актуальность. К лету 1879 г. начинается кризис в албанско-турецких отношениях, связанный, в первую очередь, с требованием албанских лидеров предоставления права на реальную широкую автономию, на что султан ответил отказом создать единый албанский вилайет, сославшись на Берлинский договор, обязывающий власти провести реформы в границах существовавшей административной системы Османской империи. Отказ турецких властей обсуждать вопросы албанской автономии привел не только к разрыву с турецкой администрацией, но и к тому, что албанцы отказывались платить налоги, создавали свою администрацию, суды и вооруженные отряды, насчитывавшие более 16000 человек. Современники так описывали порядок на подконтрольной албанцам территории: «Члены лиги строго преследуют разбойничество и убийства, приговаривая нередко преступников к смертной казни или сожжению домов и имуществ их, тогда как турецкое правительство в своих провинциях никоим образом не может прекратить разбойничество и обеспечить жизнь мирных селян» [6; 184].

На территориях, подконтрольных лиге в Косово и Метохии, Западной Македонии создалась

административная система двоевластия. В районах Джяковице, При-зрене и Дебаре это привело к вооруженным столкновениям с турецкой армией, но, тем не менее, лиге не удалось объединить под своей властью все албанские земли.

это объяснялось и тем, что многие албанские делегаты и главы крупных кланов с центра и юга были обеспокоены решением территориальных вопросов с Грецией и обострением конфликта со Стамбулом, а не предоставлением автономии. Радикальное крыло лиги во главе с Абдюлем Фрашери с требованием широкой автономии поддерживало менее половины делегатов, в основном из Косово и Южной Сербии.

Создание албанцами практически независимой от Турции территории и давление со стороны великих держав вынудило султана Абдул-Хамида II объявить албанцев врагами империи и весной 1881 г. начать активные боевые действия против них. В течение нескольких месяцев войска Дервиш-паши разгромили албанцев и заняли города Скопье и Призрен. Лидер албанцев Абдюль Фрашери был приговорен к пожизненному заключению, лига прекратила свое существование. Однако турецкие войска смогли взять под свой контроль лишь крупные города и равнинные районы. Труднодоступные горные районы и сельское население оставались не подконтрольными турецкой власти и армии и в дальнейшем превратились в плацдарм для развития национального движения.

В научной исторической среде нет окончательно сложившегося общего мнения о том, кто стоял у истоков создания лиги - турецкая администрация или албанские патриоты. В любом случае годы существования Албанской лиги легли в основу новой эпохи албанского национального движения. Пример лиги и создания, пусть на короткий период времени, практически

независимых албанских районов посеяли семена борьбы за независимость, путь к которой начался с Призрена 1878 г. «Албанская лига Призрена в качестве патриотической организации, действовавшей в условиях Восточного кризиса в 1870-е гг., идентифицировала себя в качестве Национального албанского движения» [6; 194].

Албанцы, несмотря на территориальные и особенно религиозные различия, почувствовали, что могут быть одним единым народом. Выходцы из Косово и Метохии сыграли, пожалуй, главную роль в албанском национальном движении в 1870-е гг. и в дальнейшем закрепили за собой право оставаться

объединительным ядром всего албанского народа. Именно на территории Косово берет начало албанское национальное движение 20 века. Как следствие, в молодой независимой Албании практически все министры будут «косова-рами». Ставка турецких властей на албанцев как на защитников ислама и Османской империи и вседозволенность со стороны властей, а также антисербская и антихристианская пропаганда среди албанцев сыграли ключевую роль в дальнейшем вытеснении славянского населения (христиан) из Косово и Метохии, Македонии, Южной Сербии в период с 1878 по 1912 гг.

Примечания:

1. Арша Г.Л. Краткая история Албании. Наум Викильхарджи - первый национальный идеолог и просветитель. М.: Наука, 1992.

2. Poulton H., Vickers M. The Kosovo Albanians: Ethnic Confrontation with the Slav State. Muslim Identity and the Balkan State. N. Y., 1997.

3. Славенко Т. Старая Сербия: драма одной европейской цивилизации. М.: Вече, 2015.

4. Искандеров П.А. Сербия, Черногория и Албанский вопрос в начале XX века. СПб: Алетейя, 2013.

5. Гуськова Е.Ю. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. М., 2013.

6. Краткая история Албании. М., 1992.

References:

1. Arsha G.L. A Brief History of Albania. Naum Veqilharxhi , the first national ideologist and educator. M.: Nauka, 1992.

2. Poulton H., Vickers M. The Kosovo Albanians: Ethnic Confrontation with the Slav State. Muslim Identity and the Balkan State. New York. 1997.

3. SlavenkoT. Old Serbia: the drama of one European civilization. M.: Veche, 2015.

4. Iskanderov P.A. Serbia, Montenegro and the Albanian problem at the beginning of the 20th century. SPB.: Aleteya, 2013.

5. Guskova E.Yu. The NATO aggression of 1999 against Yugoslavia and the process of peaceful settlement. M., 2013.

6. Brief History of Albania. M., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.