Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИИ'

ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
398
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Потапов Денис Викторович

В статье анализируются признаки устойчивости современного политического режима в России, что актуально, ввиду настоящего внешнего давления на Российскую Федерацию. Целью статьи стало не только выделение группы признаков политического режима, но и обоснование их устойчивости. Использовались методы статистического, исторического анализа. Результатом полученных данных явились выводы о том, что политический режим в России устойчив как к внешнему давлению, так и к внутренним проблемам. Снижает устойчивость современного политического режима нерешенность социально-политических вопросов и низкий уровень жизни большинства населения страны, управление которыми сформировалось еще в годы приватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNS OF STABILITY OF THE MODERN POLITICAL REGIME IN RUSSIA

The article analyzes the signs of stability of the modern political regime in Russia, which is relevant in view of the current external pressure on the Russian Federation. The purpose of the article was not only to single out a group of signs of a political regime, but also to substantiate their stability. Methods of statistical and historical analysis were used. The result of the obtained data was the conclusion that the political regime in Russia is resistant to both external pressure and internal problems. The stability of the modern political regime is reduced by the unresolved socio-political issues and the low standard of living of the majority of the country’s population, the management of which was formed back in the years of privatization.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ УСТОЙЧИВОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА В РОССИИ»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ, ТЕХНОЛОГИИ

Признаки устойчивости современного политического режима в России

Потапов Денис Викторович,

аспирант Института социально-политических исследований РАН

E-mail: dvpw@yandex.ru

В статье анализируются признаки устойчивости современного политического режима в России, что актуально, ввиду настоящего внешнего давления на Российскую Федерацию. Целью статьи стало не только выделение группы признаков политического режима, но и обоснование их устойчивости. Использовались методы статистического, исторического анализа. Результатом полученных данных явились выводы о том, что политический режим в России устойчив как к внешнему давлению, так и к внутренним проблемам. Снижает устойчивость современного политического режима нерешенность социально-политических вопросов и низкий уровень жизни большинства населения страны, управление которыми сформировалось еще в годы приватизации.

Ключевые слова: политический режим, устойчивость политического режима, политическое давление.

Признаки устойчивости политического режима в России приобретают не просто значимость в сегодняшнее время, а становятся одним из критических вопросов в политической науке, так как Россия стоит перед мировым вызовом: будет существовать страна в настоящем качестве, или нет. Суть политического мирового вызова заключается в желании полной ликвидации принципа государственного суверенитета России, а также в превращение России в экономический придаток международных монополий, в снижении роли российской культуры. Первыми жертвами этого античеловечного эксперимента стали Украина и Россия. «Социологический и политологический анализ процессов в российском обществе показывает, что в ходе рыночных реформ столкнулись две логики действий: логика ортодоксального либерализма "господства над природой", войны с природой ради искоренения бедности во имя богатства и новая логика коэволюции и баланса взаимодействия человека, общества и природы. В российском обществе и государстве идет медленный процесс осознания приоритетов и целей устойчивого развития, продолжается процесс социализации государства и этатизации общества» [1]. В этой связи, механизм современного политического режима целесообразно рассматривать с точки зрения признаков устойчивости политического режима: 1) наличия политических ресурсов; 2) структурных ограничений; 3) агентов, с точки зрения принадлежности к возможностям устойчивости политического режима; 4) аксиологических признаков (культурные коды, ценности и нормы). Под признаками устойчивости политического режима понимается совокупность средств, применение которых обеспечивает возможность представителям власти осуществлять определяющее воздействие на деятельность и поведение населения страны, с целью реализации государственных решений.

Наличие политических ресурсов

Россия является показательным примером существования «латентных структур и связей, где опорой правящего режима выступают не официальные институты государственной власти, а скрытые элитарные коалиции» [2]. Власть корпоративных кланов и групп контролируют развитие страны в сферах и направлениях государственной политики, по всем направлениям: силовому, политическому, техническому, предпринимательскому и административному. «В сложившемся государственно-корпоративном капитализме в России доминируют крупные формы бизнеса, которым государство оказывает преференции в обмен на политическую поддержку. Примечательно также то, что большинство крупнейших российских компаний воспроизводят сложившуюся в правящем режиме клиентарно-патронажную систему коммуникаций, а их внутренняя деятельность осуществляется по квазифеодальным правилам и определяется противоборством кланов, стоящих за членами правления» [3].

Ресурсы были переведены на кланы еще в 90-х под предлогом отмежеваться от коммунистической партии.

<п

I_

CJ

см

Главным противоречием того периода было противостояние между либерально-индивидуалистическими приоритетами и коллективизмом; между рыночной экономикой и социализмом; между либерализмом и демократией. В результате в политических ресурсах присутствуют политико-финансовые кланы, которые обладают всем: собственным финансово-промышленным потенциалом, охранными и частными военными службами безопасности, а также средствами СМИ.

Поэтому захват ренты в виде активов в 90-е видится гораздо важнее любых политических, социальных и экономических аргументов «перехода» и построения «демократии» в России. В 2004 г. вышел доклад Счетной Палаты РФ «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы» [4], который готовился для Государственной думы, но так и не был там обсужден. «Среди наиболее распространенных и характерных нарушений, имевших место в деятельности органов исполнительной власти в ходе приватизации государственной собственности в 1993-2003 гг., следующие: превышение органами исполнительной власти установленных законодательством полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом; невыполнение органами исполнительной власти своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж; отсутствие внешнего независимого контроля пред-приватизационной подготовки государственных активов и результатов приватизационных сделок; коррупция в органах власти, отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации» [4]. Анализ бюджетных заданий и их фактического исполнения программы приватизации показал, что исполнение бюджетных заданий колебалось от 6,7% (в 1996 г.) до 447,6% (в 1997 г.). В результате российская казна, в пересчете на доллар США, получала в год менее 1% дохода (рис. 1).

Рис. 1. Доходы от приватизации в Российской Федерации за период 1995-2002 гг. (%) [4]

Таким образом, к 2002 г. страна была разграблена из-за проведенной приватизации, и сформирован олигархический клан, тесно сросшийся с исполнительной властью. Но разрешение непрерывно возникающих противоречий между кланами было вопиюще неэффективным. В результате в 1998 году их финансово-экономическая политика привела к дефолту по государственным ценным бумагам - Россия больше не могла выплачивать проценты по государственным казначейским обязательствам, продажа которых к тому времени стала едва ли не основным источником пополнения бюджета.

В политическом ресурсе начало правления В. Путина было достаточно жёстко ограничено. Парадокс и драматизм начала 2000-х годов в России заключался в том, что цели дальнейшей демократизации не соответствовала функционалу российской политической системы, которая институционально и процедурно согласовывалась с режимом вертикали исполнительной власти. В. Путин предсказуемо начал с того, что, по мере возможности, стал назначать на должности глав государственных корпораций и высшие государственные посты людей, которых он лично знал и, в той или иной степени, доверял. Доминирующим фактором в отборе кандидатов, приглашаемых на высшие государственные позиции, стало доверие со стороны президентской администрации и спецслужб. Выстроив внутренние вертикали, только в 2007 г. В. Путин перешел на внешнеполитическую стратегию: в речи на Мюнхенской конференции ясно дал понять, что поставлена точка на однополярном мире: «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна... Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам. Россия - страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня» [5]. То есть, политическая рента для В. Путина - это широкое понимание различных механизмов внутри страны и на внешних контурах. Работа этих механизмов медленная - это один из ключевых факторов устойчивости политической системы в России. В 2022 г. на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай Путин произнес: «Вы знаете, я всегда верил и верю в силу здравого смысла. Потому убеждён: рано или поздно и новым центрам многополярного мироустройства, и Западу придётся начать равноправный разговор об общем для нас будущем, и чем раньше, тем лучше, разумеется» [6].

Структурные ограничения политического режима

Жизнеспособность политического режима складывается из ряда условий: 1) лидер и его способности, 2) боеспособность режима, 3) социально-экономическое положение в стране, 4) уровень социальной напряженности, 5) масштаб коррупции, 6) наличие антиправительственной коалиции, 7) настроения в армии. Рассмотрим эти структурные ограничения более подробно.

Для российских граждан президент В. Путин - «это сначала личность, лидер, а уже потом - роль. Именно личность политика, наличие лидерского потенциала и политической воли, коммуникативных и профессиональных компетенций обуславливают его восприятие как президента. Масштаб личности В.В. Путина, его самостоятельность, определенная жесткость, сдержанность и уверенность в себе - вот ключевые личностно-психологические характеристики, которые высоко оценивают граждане» [7]. Боеспособность политического режима определяется наличием достаточных ресурсов, мобилизация которых создает необходимые условия для защиты государства. Боеспособность политического режима является результатом руководства В. Путина и военного руководства страны. СВО стало критерием боеспособности российского государства и показала высокие результаты, так как страна успешно в военных действиях противостоит десяткам зарубежных государств. Уровень социальной напряженности в стране низкий и по опросу ВЦИОМ уровень протестного напряжения

о О

>

О"

0

1

—I

У

г

А

> "О

со

А

маловероятен в 82% [8]. Наличие антиправительственной коалиции не наблюдается, так как большинство населения страны поддерживает высшее руководство и социально-экономическую политику, но, к новым выборам 2024 г. ситуация может измениться. Настроения в армии соответствуют процессу мобилизации и проведению СВО. Одним словом, теоретическая емкость жизнеспособности российского политического режима в настоящее время в свете перечисленных структурных возможностей выглядит достаточно устойчиво. Самым слабым звеном остается социально-экономическое положение большей части населения страны. Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), оценивали «на тройку» реализацию большинства социально-экономических проектов «Стратегии 2020». Как было отмечено, «каждая из предложенных мер была реализована лишь на 29,5%, что говорит о формальном отношении органов исполнительной власти».

Низкое социально-экономическое положения большинства населения сопровождает коррупция, борьба с которой формулируется, но на деле факты говорят о другом. Так, 2021 г. по статье УК РФ 204, «Ответственность за коммерческий подкуп» осуждено 266 человек, из них ограничены в свободе 2 человека, остальные получили условное наказание или штраф. В 2020 г. по этой же статье было осуждено 190 человек с лишением свободы 1 человека, остальные получили условное наказание или штраф [9]. По данным МВД в первом полугодии 2022 г. выявлено на 2,2% больше коррупционных деяний по сравнению с 2021 г. [10]. То есть, наблюдается рост коррупции и в общей статистике, где, по понятным причинам, присутствуют далеко не все коррупционеры, так как различные коррупционные тендерные схемы, личные связи в подрядах не попадают в такую статистку. Кроме прочего, в соответствии с таким применяемым наказанием, когда за коррупцию ограничение свободы получает только 0,75% от совершивших преступление, коррупция вряд ли сократится. Есть много примеров успешной борьбы с коррупцией в других странах, но в России, как показывает статистика, пока другая политика с коррупцией.

«Единая Россия» во все годы позиционирует себя как социальная партия. «Единая Россия - это прежде всего партия социальной направленности. Об этом говорят законопроекты, которые вы вносите, поддерживаете на федеральном и региональном уровне, а также инициативы граждан, волонтерских, экологических, правозащитных, других объединений, которые получают содействие партии Единая Россия» [11]. И в этом отношении, действительно с 2000 г. несколько улучшилась социально-экономическое положение населения. В 2000-х гг. произошло увеличение реальных доходов населения, а также снижение доли населения, живущего ниже уровня бедности по официальной статистике (с 29% в 2000 г. до 11% в 2009 г.). В 2018 г. доходы населения выросли на 1,1%; в 2019 г. - рост на 1,7%. И только в 2020 г. доходы населения стали снижаться из-за пандемии. Но в реальном исчислении суммы заработной платы остаются низкими и в 2022 г.: средняя заработная плата - 55 592 руб.; медианная заработная плата -40 000 руб.; модальная заработная плата составляет всего - 30 000 руб. Хуже всего обстоят дела у пенсионеров: средний размер пенсии по России в 2022 г. составил -^ 16 884 руб., когда прожиточный минимум в 2022 г. для £2 неработающих граждан составляет 13 919 руб., для тру-^ доспособного населения - 15 172 руб. Средний размер ^ пенсий в 2023 г. для неработающих пенсионеров вырос до 21 864 рублей. Пенсии проиндексированы на 4,8%, г а инфляция выросла за 2022 г. на 12% [12].

При этом, даже во время специальной военной операции (СВО) по данным Центрального банка в 2022 г. активно растут негосударственные активы коммерческих банков и прочих резидентов страны, но не государственные активы (рис. 3). Конечно, во время СВО сложно выделять финансирование на социально-экономические программы, но тем более возникает вопрос, почему в 2022 г. активно растут финансовые активы частных структур и коммерческих банков? Рост финансовых активов коммерческих банков и прочих резидентов по данным Банка России в 2022 г. только за I полугодие по сравнению с 2021 г. составил 57,8 млрд долл., рис. 2.

Рост финансовых активов в I полугодии 2022 года составил 57,8 млрд долларов США.

Чистое приобретение финансовых активов резидентами по секторам экономики в I полугодии 2015-2022 годов, млрд долларов США

■ р ■ ■ ■ ■ ■ I

• Органы государственного управления • Банки и центральный банк • Прочие секторы

Рис. 2. Приобретение финансовых активов резидентами России (2015-2022) [13]

Можно заключить, что из структурных ограничений семи признаков устойчивости для политического режима только социально-экономическое положение населения страны представляет риски, что свидетельствует о достаточно устойчивом политическом режиме в стране. В дополнении к соображениям политической экономии, высокий начальный уровень неравенства между олигархами и населением, а также необратимость всех проводимых реформ, которая базируется на управляемой демократии, приводит к длительной политической устойчивости власти.

Агенты с точки зрения принадлежности к возможностям устойчивости политического режима

Соловьев А.И. указывает, что «...теоретическая емкость публичной политики, понимаемой в качестве одного из секторов пространства завоевания и применения власти, позволяет увидеть в ее теле не только конфликт частного и общественного, но и противоречие открытых и скрытых механизмов достижения политическими акторами своих властно значимых интересов» [14]. Социологи связывают политический режим со способами рационализации. Желания политической и бюрократической элиты общества изначально, ни в 90-х, ни в 2000 - х, ни в 2020-2022 гг. не были нацелены на развитие демократических институтов.

Высшее российское руководство продемонстрировало «неспособность пожертвовать частью своих привилегий ради сохранения государства, из-за распространившейся среди них иллюзии возможности легко интегрироваться в мировое сообщество и стать равноправными членами мировой финансово-политической элиты. Они предпочли пожертвовать значительной частью суверенитета и политической субъектности своей большой страны. Главной особенностью процесса принятия решений стал абсолютно неформальный характер регулирования интересов олигархов посредством личных отношений и связей. В отношении акторов, президент «никому

не мог доверять, ему не на кого было положиться, такая система управления сохраняется и в момент проведения СВО. Свою властную вертикаль и аппарат управления ранее он был вынужден создавать с нуля - как резиден-туру разведки на территории враждебного государства, опираясь на узкий круг бывших коллег» [15]. С началом СВО такое управление показало, что исполнительное руководство на местах не может самостоятельно принимать решения. Это сказалось сразу на всем: на плохом обеспечении фронта самым необходимым: обмундированием (нехватки теплых и удобных вещей), подвозом гарюче-смазочных материалов, доставкой снаряжения из России в Украину, таможенных препятствий, которые до сих пор не до конца решены. Не брали на себя инициативу и региональные власти. И только с 21 октября с Указа Президента России «О создании Координационного совета при правительстве по обеспечению потребностей силовых ведомств» медленно стали исправляться ошибки в системе исполнительной власти, связанные с обеспечением СВО. Координационный совет был организован в целях взаимодействия федеральной исполнительной власти и регионов при решении вопросов, связанных с обеспечением в ходе СВО. И только тогда региональные власти получили возможность проявлять инициативу. Но на ноябрь 2022 г. руководство ЛНР сообщает, что до сих пор на передовой не хватает необходимого обмундирования, мобильных небольших автомобилей, грузовиков для подвоза оружия и приходится использовать ГАЗ выпуска 60-х годов, которые без конца выходят из строя. Поэтому можно заключить, что, сформировавшаяся за годы перестройки и во времена правления В. Путина, система расстановки агентов с точки зрения принадлежности к возможностям устойчивости политического режима была эффективна только до начала СВО.

Аксиологические признаки политического режима (культурные коды, ценности и нормы)

Природа ценности, их реальность и структура политических событий связаны с традициями социально-политических отношений и политическим интересом своего носителя. Реальность политических событий, как возможность их практического воплощения связана с тем, что в политических режимах в процессе формирования традиций социально-политических отношений возникают ситуации, когда используются исторические модели и образцы поведения, которым может быть сто и более лет. Этот факт подтверждает Президент России В. Путин, возвращаясь в своих речах к Петру I, Достоевскому, Зиновьеву, Солженицыну и другим личностям в истории [16]. Таким образом, ценностной функцией сохранения политической системы выступает социальная легитимации режима на основе исторических событий. Другой ценностной функцией становится функция социально-исторической коммуникации, так как традиции выступают частью сохранения политического режима. И в данном случае исторические традиции социально-политических отношений играют значительную роль в ситуации глобального кризиса политического действия, в который втянута Россия, выступая в значении традиционных норм и установок, которые ранее выступали только механизмом саморегуляции внутристарнового поведения. Теперь эти установки достаточно успешно работают на внешнюю политику.

Такая социальная легитимации режима на основе исторических событий ярко проявилась и в поправках к Конституции РФ. «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков,

передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [17]. Институт президентской власти остается сильным, ослабляется только возможность его долгосрочного персонального удержания за счет нормы о том, что одно лицо не может быть главой государства более двух сроков.

Историческим продолжением культурных кодов, ценностей и норм является речь Президента на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 2022 г.: «История, безусловно, всё расставит на свои места и отменит не величайшие произведения общепризнанных гениев мировой культуры, а тех, кто сегодня почему-то решил, что вправе этой мировой культурой распоряжаться по своему усмотрению. Самомнение у таких деятелей, что называется, зашкаливает, вот только имён их через несколько лет никто даже и не вспомнит. А Достоевский будет жить, как и Чайковский, Пушкин, -как бы кому этого ни не хотелось.» [18]. Поэтому СВО ставит во главу угла возвращение России к ее предопределенной судьбе как «великой державы», которая не позволит у своих границ постоянно усиливать напряженность.

Таким образом, признаки устойчивости политической системы в современной России - это широкое понимание различных механизмов внутри страны и на внешних контурах. Из структурных ограничений признаков устойчивости для политического режима только социально-экономическое положение населения страны представляет риски. Сформировавшаяся за годы перестройки и во времена правления В. Путина, система расстановки агентов с точки зрения принадлежности к возможностям устойчивости политического режима была эффективна до начала СВО, поэтому не с февраля 2022 г., а только с осени 2022 г. административная машина стала эффективно работать на производство мобилизационных ресурсов. Применяемые возможности, с точки зрения рамок, культурных кодов, ценностей и норм в России для объяснения принципов современного политического режима остаются прежними, опираясь на проверенные методы социально-исторической коммуникации, проявления мессианской направленности России, усиливающимся авторитаризмом политического процесса, что помогает России справляться с внешним давлением.

Литература

1. Левашов В.К. Гражданское общество и правовое государство: диалектика и динамика взаимодействия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2014. № 2 (34). [Электронный ресурс URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ grazhdanskoe-obschestvo-i-pravovoe-gosudarstvo-dialektika-i-dinamika-vzaimodeystviya, дата обращения: 15.02.2023)].

2. Миллер Т.В. Роль латентных структур в процессе принятия политических решений. Роль латентных структур в процессе принятия политических решений: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Миллер Татьяна Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2017. - 36 с.

3. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. С.11-12

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

4. «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы, Доклад Счетной палаты, 2004. [Электронный ресурс URLhttps://www.lifeofpeople.in-fo/LibraryOwnData/Conspect/17_3_20_s2_1.pdf, дата обращения 20.01.2022].

5. Речь В. Путина на Мюнхенской конференции 2007 г. http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034

6. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» [Электронный ресурс: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/69695, дата обращения 30.10.2022].

7. Селезнёва А.В. Образ Президента России ВВ Путина в сознании российских граждан. Русская политология. 2018(2 (7)):4-11

8. ВЦИОМ. Общественный протестный потенциал, опрос февраль 2023. [Электронный ресурс: https:// wciom.ru/ratings/protestnyi-potencial].

9. Статистические данные о назначенном наказании по статьям УК [Электронный ресурс: https://stat.xn— —7sbqk8achja.xn - p1ai/stats/ug/t/14/s/17, дата обращения 25.10.2022].

10. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июль 2022 года [Электронный ресурс: https://xn - b1 aew.xn - p1 ai/re-ports/item/31904956].

11. Выступление Президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании XX Съезда партии «Единая Россия», июнь 2021. [Электронный ресурс: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65886, дата обращения 20.10.2022].

12. Данные Минтруд России. https://mintrud.gov.ru/ docs/2244. дата обращения 20.01.2022].

13. Банк России. [Электронный ресурс: https://cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/p_balance, дата обращения 20.01.2022].

14. Соловьев А.И. Латентный функционал публичной политики. Политическая наука. 2022(3):57-79.

15. Катасонов В. Путина из-за пенсионной реформы могут отстранить с поста президента // Политэкс-перт, 06.09.2018 URL: https://zen.yandex.ru/media/ politexpert/valentin-katasonov-putina-izza-pensionnoi-reformy-mogut-otstranit-s-posta-prezidenta-5b90a69b2 3420100aaa08c11, дата обращения 20.01.2022].

16. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27.10. 2022. [Электронный ресурс: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69695, дата обращения 01.11.2022].

17. Полный текст поправок в Конституцию: за что мы голосуем? [Электронный ресурс: http://duma.gov.ru/ news/48045/, дата обращения 20.09.2022].

18. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27.10. 2022. [Электронный ресурс: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69695, дата обращения 20.01.2022].

SIGNS OF STABILITY OF THE MODERN POLITICAL REGIME IN RUSSIA

Potapov D.V.

Institute of Social and Political Studies of the Russian Academy of Sciences

The article analyzes the signs of stability of the modern political regime in Russia, which is relevant in view of the current external pressure on the Russian Federation. The purpose of the article was not only to single out a group of signs of a political regime, but also to substantiate their stability. Methods of statistical and historical

analysis were used. The result of the obtained data was the conclusion that the political regime in Russia is resistant to both external pressure and internal problems. The stability of the modern political regime is reduced by the unresolved socio-political issues and the low standard of living of the majority of the country's population, the management of which was formed back in the years of privatization.

Keywords: political regime, stability of the political regime, political pressure.

References

1. Levashov V. K. Civil society and the rule of law: dialectics and dynamics of interaction // Outlines of global transformations: politics, economics, law. 2014. No. 2 (34). [Electronic resource URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/grazhdanskoe-obschestvo-i-pravovoe-gosudarstvo-dialektika-i-dinamika-vzaimodeystviya, accessed 15.02.2023)].

2. Miller T.V. The role of latent structures in the process of making political decisions. The role of latent structures in the process of making political decisions: Abstract of the thesis. ... candidate of political sciences: 23.00.02 / Miller Tatyana Viktorovna; [Place of protection: Mosk. state un-t im. M.V. Lomonosov]. - Moscow, 2017. - 36 p.

3. Afanasiev M.N. Clientelism and Russian statehood. M.: Moscow Public Scientific Fund, 2000. P. 11-12

4. "Analysis of the processes of privatization of state property in the Russian Federation for the period 1993-2003, Report of the Accounts Chamber, 2004. [Electronic resource URLhttps://www. lifeofpeople.info/Library0wnData/Conspect/17_3_20_s2_1.pdf, accessed 20.01.2022].

5. Speech by V. Putin at the Munich Conference 2007 http://krem-lin.ru/events/president/transcripts/24034

6. Meeting of the Valdai International Discussion Club [Electronic resource: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/69695, accessed 10/30/2022].

7. Selezneva A.V. The image of the President of Russia VV Putin in the minds of Russian citizens. Russian political science. 2018(2(7)):4-11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. VCIOM. Public protest potential, survey February 2023. [Electronic resource: https://wciom.ru/ratings/protestnyi-potencial].

9. Statistical data on the punishment imposed under the articles of the Criminal Code [Electronic resource: https://stat.

xn-7sbqk8achja.xn - p1ai/stats/ug/t/14/s/17, accessed

25.10.2022].

10. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-July 2022 [Electronic resource: https://xn - b1aew. xn - p1ai/reports/item/31904956].

11. Speech by the President of the Russian Federation Vladimir Putin at the plenary session of the XX Congress of the United Russia party, June 2021. [Electronic resource: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/65886, accessed 20.10.2022].

12. Data from the Ministry of Labor of Russia. https://mintrud.gov.ru/ docs/2244. accessed 20.01.2022].

13. Bank of Russia. [Electronic resource: https://cbr.ru/statistics/ macro_itm/svs/p_balance, accessed 20.01.2022].

14. Solovyov A.I. Latent functionality of public policy. Political science. 2022(3):57-79.

15. Katasonov V. Putin may be removed from the post of president due to pension reform // Poliexpert, 09/06/2018 URL: https://zen.yandex.ru/media/politexpert/valentin-katasonov-putina-izza-pensionnoi-reformy-mogut -otstranit-s-posta-prezidenta-5b90a69b23420100aaa08c11, accessed 01/20/2022].

16. Meeting of the Valdai Discussion Club 27.10. 2022. [Electronic resource: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/69695, accessed 01.11.2022].

17. Full text of amendments to the Constitution: what are we voting for? [Electronic resource: http://duma.gov.ru/news/48045/, accessed 20.09.2022].

18. Meeting of the Valdai Discussion Club 27.10. 2022. [Electronic resource: http://www.kremlin.ru/events/president/tran-scripts/69695, accessed 20.01.2022].

СЧ CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.