Научная статья на тему 'ПРИЗНАКИ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

ПРИЗНАКИ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1161
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедова З.А.

В данной публикации излагаются отличительные признаки учреждений. Автор приводит характеристику учреждений как специфических субъектов гражданского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЗНАКИ УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

УДК 347. 01

Признаки учреждения как юридического лица

З.А. Ахмедова

Последователи различных концепций утверждают, что именно через выявление основной экономической цели, функции юридического лица в конечном счете формируются его правовые признаки. Но, если некоторые ученые указывают на признаки, при наличии которых организация становится юридическим лицом, то Д.М. Генкин уточняет: «... Организации не становятся юридическими лицами, потому что они обладают известными признаками, а, наоборот, государство, считая необходимым по соображениям целесообразного построения социалистического хозяйства предоставить тем или другим организациям права юридического лица, наделяет их определенными правомочиями и возлагает на них определенные обязанности. Поэтому следует говорить не о «признаках» юридического лица, а о тех правовых качествах, которыми наделяется организация, признаваемая государством юридическим лицом» [1]. Несмотря на убедительность данного уточнения, при характеристике правового института юридического лица традиционно используют понятие «признаки юридического лица». Под признаками юридического лица понимают объективные свойства организации, обладающей статусом юридического лица. Ю.К. Толстой так определяет данное понятие: «Признаки юридического лица - это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права» [2].

Сначала в ст. 11 Основ гражданского законодательства 1961 г., затем в ст. 23 ГК РСФСР 1964 г. были закреплены следующие признаки юридического лица, присущие всем организационно-правовым формам:

- организационное единство, закрепленное в уставе (положении), обеспечивающее деятельность данного коллективного образования не как простой совокупности граждан, а как самостоятельной целостной единицы;

- наличие обособленного имущества как необходимой предпосылки указанной выше самостоятельности;

- выступление в гражданских правоотношениях от своего имени как при совершении сделок и иных действий, порождающих гражданские права и обязанности, так и при их осуществлении;

- наличие самостоятельной имущественной ответственности.

Этими признаками наделяются юридические лица и в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 1 ст. 48 ГК, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Последовательное развитие института юридического лица позволяет выделить более широкий круг объективных свойств юридического лица.

По мнению М.И. Кулагина, основные признаки юридического лица сводятся к следующим характерным особенностям: независимость существования юридического лица от входящих в его состав участников; обладание самостоятельной волей, не совпадающей с волей отдельных лиц, входящих в него; наличие имущества, обособленного от имущества участников; самостоятельная ответственность по своим долгам принадлежащим ему имуществом; совершение от своего

имени сделок, дозволенных законом; юридическое лицо вправе предъявлять иск и отвечать в суде от своего имени [3, с. 17].

Но для отнесения организации к юридическим лицам - учреждениям -указанных признаков недостаточно. ГК РСФСР добавил к ним еще три: нахождение на государственном бюджете, наличие самостоятельной сметы и права распорядителя кредитов у руководителя (ст. 24 ГК РСФСР). ГК РФ допустил возможность создания учреждений частными лицами, что приблизило их правовой статус к статусу других юридических лиц. Бюджетный кодекс РФ в свою очередь свел к минимуму возможность свободного использования имеющихся в распоряжении публичных учреждений финансовых ресурсов, что, несомненно, отразилось на самостоятельности волеоб-разования учреждения при участии в гражданском обороте.

Если приложить основные признаки юридических лиц к учреждениям, то практически каждый из них необходимо сопроводить оговорками.

Организационное единство учреждения (организационный признак) выражается в определении его целей и задач, установлении внутренней структуры, компетенции руководителя учреждения и порядке деятельности учреждения в конкретной сфере деятельности. Организационное единство отражено в уставе учреждения. Большинство учреждений обладают разветвленной структурой. Все подразделения подчинены единоличному руководящему органу данного юридического лица. Организационное единство превращает учреждение в единое целое, способное самостоятельно осуществлять поставленные перед ним задачи. В связи с этим настораживает предложение ввести в вузах институт назначаемых собственником управляющих финансово-хозяйственной частью и имущественным комплексом при сохранении процедуры выборов профессорско-преподавательским составом руководителей, отвечающих за организацию учебного процесса и на-

учных исследований. В результате ректоры могут быть фактически отстранены от управления своими учреждениями из-за отсутствия финансовых рычагов [4].

Учреждение как юридическое лицо должно обладать и внешней автономией, под которой понимается необходимая мера самостоятельности в действиях данного юридического лица по отношению ко всем «третьим лицам».

Однако на практике внешняя автономия для учреждений оказывается трудно реализуемой категорией. Об этом красноречиво свидетельствуют изменения бюджетного законодательства, предусматривающие осуществление любых расходов бюджетного учреждения исключительно с санкции публичного субъекта.

Специфические особенности имеет и обособленность имущества учреждения. О важности данного признака юридического лица говорит Е.А. Суханов. Он отмечает, что «именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества и личности своих учредителей и дает ему возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте...» [5].

Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Своеобразная имущественная обособленность служит основой специальной правоспособности учреждения и необходимой предпосылкой его ограниченного участия в гражданских правоотношениях в качестве субъекта прав и обязанностей.

В системе общих признаков объективно выделяется и такой признак юридического лица, как самостоятельная имущественная ответственность. Она должна рассматриваться во взаимосвязи с наличием у юридического лица обособленного имущества и права выступать от своего имени.

Данное мнение заслуживает внимания, поскольку одной из целей создания юридического лица считается ограничение риска учредителей и участников. Но для участия юридических лиц в гражданском обороте необходи-

мо и ограничение риска их контрагентов. Имущественная ответственность обеспечивает такое ограничение и наиболее полно отражает сущность юридического лица в условиях рыночной экономики.

Большинство юридических лиц отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом независимо от того, к каким видам относится имущество. Лишь учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник закрепленного за учреждением имущества. Следовательно, собственник-учредитель рискует в первую очередь денежными средствами, предоставленными им в распоряжение учреждения, а при их недостаточности и другими средствами.

Учреждение, как и остальные юридические лица, участвует в гражданских правоотношениях от своего имени.

По воле законодателя (п. 4 ст. 54 ГК РФ) наименование учреждения как некоммерческой организации для его носителя не создает исключительного права, которым наделены коммерческие организации. Коммерческие организации обладают правом на фирменное наименование, что позволяет им успешно продвигать товар и услуги на рынке и через договор коммерческой концессии превращать в товар само наименование. Услуги, предоставляемые учреждениями, также выступают как товар, обладающий себестоимостью и спросом, независимо от того, кто его оплачивает: потребитель или учредитель. В связи с реформированием социокультурной сферы в скором будущем те же услуги будут оказывать и другие виды юридических лиц. Государственное финансирование будет ориентировано на финансирование не организации, а ее деятельности через государственные заказы. В этих условиях неизбежна конкуренция, в которой средства индивидуализации организаций (фирменное наименова-

ние, логотипы, производственные марки и товарные знаки) будут иметь большое значение. Поэтому представляется, что учреждениям и другим некоммерческим организациям также должно быть предоставлено право на фирменное наименование.

Способность самостоятельно от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права для учреждения также имеет особые специфические особенности. Так, БК РФ допускает осуществление закупок товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 МРОТ только посредством заключения государственных (муниципальных) контрактов исключительно от имени Российской Федерации, субъектов РФ либо муниципального образования [6].

Конституирующим признаком юридического лица, позволяющим отграничить его от иных организаций, является его государственная регистрация. В акте государственной регистрации проявляется государственная воля в признании целесообразности существования конкретных юридических лиц.

Существует мнение, что немаловажное практическое значение имеют признаки, позволяющие идентифицировать содержание деятельности каждой организации. Такими признаками могут стать юридический адрес, определенный характер деятельности, виды оказываемых услуг, перечень контрагентов. При установлении тождества идентификационных признаков организаций регистрирующий орган может отказать в регистрации нового юридического лица или оспорить состоявшуюся регистрацию.

Учреждение отличается от других юридических лиц определенностью целей и содержания деятельности. В п. 2 ст. 3 Закона «О некоммерческих организациях» установлены основные цели, для достижения которых они могут создаваться. Деятельность некоммерческих организаций и учреждений, в частности, может быть направлена на достижение социальных, благотвори-

тельных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ. Ст. 120 ГК РФ позволяет упорядочить и классифицировать управленческие функции; социально-культурные функции; иные функции некоммерческого характера.

Но на практике можно наблюдать необоснованное использование данной организационно-правовой формы. Причина видится в том, что некоторые учредители либо не желают наделять конкретную организацию хоть какими-либо существенными правомочиями, либо имеют иные, не вполне чистоплотные в правовом отношении цели. Если занятие коммерцией или иным видом предпринимательства становится преобладающим в деятельности учреждения, то такое учреждение должно быть преобразовано в иную организационно-правовую форму.

Таким образом, соотнесение общих признаков юридического лица с признаками учреждения позволяет выде-

лить следующие характерные особенности:

- осуществление функций некоммерческого характера;

- закрепление имущества за учреждением на праве оперативного управления;

- назначение либо утверждение органов учреждений учредителем;

- полное либо частичное финансирование деятельности учреждения учредителем;

- строго целевой характер использования имущества;

- ограниченность участия в гражданском обороте;

- наличие субсидиарной ответственности собственника имущества по обязательствам учреждения.

Признаки, позволяющие идентифицировать организационно-правовую форму учреждения как юридическое лицо, крайне размыты. Оговорки по поводу специфической имущественной обособленности, ограниченных возможностей самостоятельного участия в гражданском обороте и особенности гражданско-правовой ответственности учреждений требуют причисления их к несовершенным, так называемым «усеченным» [3, с. 46] юридическим лицам, т. е. к организациям, не обладающим некоторыми признаками правосубъективности.

Литература

1. Генкин Д.М. Значение применения института юридической личности во внутреннем и внешнем товарообороте СССР // Сб. научных трудов. Московский институт народного хозяйства. Вып. IX. - М., 1955. - С. 21.

2. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., 2003. - С. 142.

3. Кулагин М.И. Избранные труды. -М., 1997. - С. 17.

4. Вифлеемский А. Продолжение реформ следует. // Народное образование. 2005. № 2. - С. 31.

5. Гражданское право : В 2 т. Т 1 / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд. -М., 2000. - С. 171.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ. 1998. № 31. - Ст. 3823.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.