Научная статья на тему 'Признаки сакрального и обыденного в религиозных верованиях кореных народов Северной Азии'

Признаки сакрального и обыденного в религиозных верованиях кореных народов Северной Азии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
366
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРОВАНИЯ / УГРЫ / СЕВЕРНАЯ АЗИЯ / RELIGIOUS BELIEFS / UGRIAN PEOPLE / NORTHERN ASIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черемисина Ксения Петровна

Предпринимается попытка систематизации данных о лишении и придании вещи сакрального статуса в формах религиозных верований народов Северной Азии. Основными источниками информации явились опубликованные материалы и полевые материалы ученых-этнографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SINGS OF SACRED AND ORDINARY IN THE RELIGIOUS BELIEFS OF THE INDIGENOUS PEOPLE OF THE NORTHEN ASIA

The article deals with the attempt of systematization of some data about depriving and adding some certain sacred features to a thing in various forms of religious beliefs of the indigenous people of the Northern Asia. The basic sources of the information are published scientific works and field materials of the ethnographers

Текст научной работы на тему «Признаки сакрального и обыденного в религиозных верованиях кореных народов Северной Азии»

2008

История

№3(4)

УДК 398.541

К.П. Черемисина

ПРИЗНАКИ САКРАЛЬНОГО И ОБЫДЕННОГО В РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЯХ КОРЕНЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ АЗИИ

Предпринимается попытка систематизации данных о лишении и придании вещи сакрального статуса в формах религиозных верований народов Северной Азии. Основными источниками информации явились опубликованные материалы и полевые материалы ученых-этнографов.

Ключевые слова: верования, -угры, Северная Азия

Традиционные угорские общества в своем развитии пережили смены форм религиозных верований, среди которых анимизм, тотемизм и фетишизм. Все они упорядочивали жизнь людей внутри социума. В основе любого коллектива лежит требование порядка. Поэтому в нем все вещи должны быть на своих местах и выполнять определенные функции, иначе нарушается мировой порядок. К. Леви-Строс, глубоко изучивший традиционное мышление, особенно отметил символ, знак, так как, будучи посредником между образом и понятием, он несет в себе их черты. Как и образ, он относится к области конкретного, а как понятие - может замещать другую вещь. В традиционном обществе мы имеем раздвоение на знак и значение. В определенном контексте функция предмета не зависит от свойств конкретного материального носителя, а имеет символическое, знаковое значение [1]. В первобытных религиях первоначально духовный статус вещи был предельно высок, в то время как ее материальной стороне практически не уделяли внимания. Материальная культура рождалась в духовной сфере [2]. Религиозно-мифологические представления северных хантов и манси во многом схожи. Это объясняется рядом причин: единством происхождения, единой территорией проживания, одинаковым уровнем и направлением развития хозяйства, активными контактами между собой в ХУШ-ХХ вв. [3. С. 19].

Каждая угорская семья имела своего духа-покровителя, которые подразделяются на два вида: рукотворные изображения из дерева, ткани, металла, имеющие чаще всего антропоморфный облик, и бытовавшие в качестве семейных фетишей случайно обнаруженные, необычные по отношению к современной практике предметы. В качестве последних выступали предметы древнего бронзового литья, камни необычной формы или цвета, каменные наконечники стрел и т.п. Верили, что такие предметы сами показались тем, кого они отметили в качестве избранных [3. С. 19]. Примеры почитания таких предметов находим у И.Н. Гемуева и А.М. Сагалаева: это Луски-ойка, основой которого служил черный камень с процарапанным на нем изображением человеческой фигуры. Также почитали «каменную бабу» и «каменного лося», а в качестве личных талисманов использовали камешки необычных формы и цвета [4. С. 26]. В.М. Кулемзин сообщает о почитании хантами

древних неолитических камешков - пак, которые вымывало водой. Считалось, что если он попался, то сам обратил на себя внимание избранного им человека и будет приносить удачу. И.Н. Гемуев и А.М. Сагалаев делят жертвенные места манси на три категории, последняя из которых связана с «откровениями»: «...или найден камень необычной формы, которого здесь до этого времени не было, или странной формы скала, или бросающееся в глаза дерево». И добавляют: «Также и у хантов» [4. С. 138].

Особым почитанием пользовались и предметы особой сакральной значимости, найденные случайно - в разрушившемся старинном захоронении, в открывшемся кладе. У манси бытовало немало предметов, происходивших из старых городищ, кладов, поселений. Характер их использования позволяет в ряде случаев говорить о включении археологических находок в число ритуальных атрибутов манси. Они могли выступать в роли духа-покровителя [4. С. 120]. Как пишет Н.М. Талигина о «посланных свыше» вещах, они считались родовым имуществом и переходили в категорию святых вещей, их нельзя было класть вместе с умершим в могилу или продавать. Украшения для женских кос, найденные в кладах, не хоронили вместе с хозяйкой, а оставляли детям или родственникам [5. С. 72]. В таких кладах или древних прикладах находили также и старинные монеты и блюда. Интересный пример описан у А.В. Бауло. Хранитель родового жертвенного места не мог заходить в амбарчик в обычных туфлях - для этого требовались особые, «чистые». Обряд «превращения» был довольно прост - на вполне современные туфли пришивалось по старинной серебряной двадцатикопеечной монете [6. С. 36].

Наряду с вышеперечисленными предметами, в древних кладах находили и фигурки зверей, что, безусловно, свидетельствует об их почитании. Все они являлись представителями фауны Северного Урала и севера Западной Сибири, будучи не только промысловыми животными, но и персонажами в традиционных верованиях обских угров. Белки, бобры, лисицы, куницы, горностаи, медведи и рыси упоминаются в числе приношений угорским богам [4. С. 171]. Причин особого отношения к ним может быть несколько. Часто животные спасались от охотника, поэтому им приписывались не только человеческие свойства и качества, но и сверхъестественные. В связи с этим образ промысловых животных обрастал сакральными чертами. Сильные животные, особенно хищники, в сознании охотника считались более совершенными существами. Некоторые из них выступали в роли священных предков [7]. В социальной организации, религии и фольклоре северных хантов и манси большую роль играет деление народа на две половины - Пор и Мось, предками которых являются медведь и женщина Калтась, в образе зайца или гуся [8]; у восточных на их месте три группы - Лося, Медведя и Бобра [9. С. 9]. В хантыйском фольклоре существует миф о том, что медведица съела красный цветок, забеременела и родила первую девочку Мось [9. С. 9]. Также животным отводилась и роль домашних духов-покровителей. Например, летучую мышь, случайно залетевшую в жилище, умерщвляли, засушивали и хранили. В то время как другие ханты считали ее духом, приносящим несчастья, и разрубали. [9. С. 103]. Лось же

рассматривался как символ богатства, общего благополучия [10. С. 102]. Имеются сведения о его связи с солярным культом [10. С. 87]. На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося, что, несомненно, сулило удачу, как и факт обнаружения в добытом лосе белого камня, что обеспечивало удачу в будущих промыслах. [11]. Из этого камня вырезали фигурку лося и устраивали угощения перед охотой [9. С. 91]. Как пишет К.Ф. Карьялайнен: «.священность фигурок животных и их почитание основывается на их предназначении, их непосредственной зависимости от определенного духа» [12. С. 32].

По представлениям обских угров, четвертая, реинкарнирующаяся душа имела образ того животного, к какой фратрии принадлежал человек. Возможно, здесь следует искать корни хранения и поклонения зооморфным изображениям. Прослеживается связь некоторых представителей тотемов с солярным культом, таких как лось, лягушка [9. С. 91]. Что же касается рукотворных изображений духов-покровителей, то их основа состояла из сакрального предмета: либо вещь, найденная в старом кладе, либо шкура священного животного-предка или ее часть. Интересным фактом является также и то, что женщины делают для своих детей кукол, не прорисовывая черт лица. По представлениям хантов, как только угольком на кукле нарисуют глаза, нос, рот, то она уже становится домашним идолом, т.е. в нее вселяется дух. В данном случае, определяющим фактором является прорисовка черт лица, так как до этого кукла была «обезличена» [12. С. 32; 13. С. 108]

Идолы являются сакральными фигурами. Поведение по отношению к ним строго регламентировано. К ним обращались за различной помощью, им приносили эпизодически или периодически жертву (кровавую или бескровную). Как правило, причиной детских заболеваний считалось их небрежное обращение с предметами, обладающими особым статусом, такими, например, как домашние духи-покровители [14]. Если идол не оказывал должной помощи, его можно было сломать, выбросить, наказать и заменить новым. Однако наказание должно быть обоснованным и обязательно объяснено [15. С. 40]. Замененное изображение духа лишалось сакральности, равно как и место вокруг родового духа, как правило, находящегося внутри священного амбарчика или рядом с ним, если дух был повержен пришельцами. Люди, находящиеся под покровительством этого духа, как бы лишались его помощи и делались более уязвимыми.

Чтобы обессилить своих врагов, требовалось лишить их помощи духа-покровителя, что, по легенде, и сделали ваховские ханты, украв у ненцев их Аганскую богиню и вырубив на земле знак креста, с тем чтобы вымирали находящиеся там ненцы [2. С. 152]. То есть они как бы выпустили душу из питавшей их земли.

Шаманский бубен - вещь, безусловно, сакральная: это место, куда собираются духи-помощники, это и ездовое животное шамана, и лодка, на которой шаман переправляется в другие миры, преодолевая водные преграды. Однако бубен перестает выполнять эти функции и лишается сакральности, если шаман, чувствуя приближение смерти, ударом ножа повреждает обтяжку бубна [14. С. 135]. Ту же функцию выполняли и шаманские зеркала.

Большинство зеркал из шаманских погребений имеют вмятины или царапины - следы ударов. Отсюда, по аналогии с бубном, было сделано предположение о том, что эти вмятины - знак «умерщвления» вещи [16. С. 52]. Такая же тенденция прослеживается и у тувинцев [17. С. 337].

Еще один пример, описанный В.М. Кулемзиным, касается лишения са-кральности особых охотничьих лыж - нимэл, на которых совершался поход в священное место к своему идолу. Если ханта-охотника его же сородичи заставали за хулиганским разорением чужой ловушки, то прямо на месте преступления ему обрезали крепления его нимэл. Таким образом, он лишался возможности похода в свое священное место, к своему идолу, теряя его покровительство. В книге Обдорской управы встречаем интересный пример - у одного ханта-рыбака пытались отнять невод, обвиняя его в том, что он промышляет на чужом прикормленном месте. Известно, что промысловый инвентарь также сакрализован [18. С. 51].

Одежда, орудия труда, промысловый инвентарь, изготовленные человеком, считались связанными с ним. Описан случай, когда один ульч взял вещь другого: «Зачем мою вещь брал? Меня мертвым считал?». Здесь выражен протест не против присвоения вещи, а против того, что взявший эту вещь счел хозяина мертвым и тем самым мог накликать беду [19. С. 76]. Как пишет Г.Н. Грачева: «Другой человек, сломав старое сверло, данное ему во временное пользование, наносил существенный вред жизни мастера. Но, если мастер отдал свое сверло другому человеку насовсем, оно постепенно теряло связь с жизнью хозяина и приобретало новую связь». К одежде было особое отношение, так как она вся пропитана человеческим запахом, жизнью, близка телу. В прежние времена, если кто-нибудь преднамеренно разрезал одежду другого человека, чтобы причинить ему зло (фактически, он убивал его), должен был быть наказан смертью. Считалось также, что уничтожить человека можно, если порезать его след ножом [20. С. 67]

Человек в целом и части его тела были сакрализованы. Меры наказания, применявшиеся судами народов Севера, подразделялись на традиционные и заимствованные. К первым относятся такие меры, как битье по щекам, обезображивание [19. С. 79]. Так, в Хакасии, «зловредного» шамана могли судить его сородичи. На лбу его чертили крест, а его самого «продевали» сквозь железный обруч и тем самым нейтрализовывали его силу [21. С. 87].

Основываясь на приведенных примерах, можно предположить, что са-кральность вещи придавали следующие признаки: необычная форма, случайность обнаружения, внешнее сходство с предком-покровителем, придание предмету человеческих черт, хронологическая отдаленность. Напротив, лишить вещь ее сакрального статуса можно было, прибегая к следующим действиям: не просто уничтожить, а разрубить (по аналогии с культом почитания и сохранения костей животных, с целью их скорейшего воспроизводства), обезобразить (придать человеку черты, не данные ему природой), намеренно испортить или отнять предмет, имеющий тесную связь со своим хозяином (промысловый инвентарь, орудия труда и передвижения, одежда и т.п.).

Литература

1. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1984.

2. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

3. БаулоА.В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск: Изд-во Инта археологии и этнографии СО РАН, 2004.

4. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места (XIX - начало XX века). Новосибирск: Наука, 1986.

5. ТалигинаН.М. Обряды жизненного цикла у сынских хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005.

6. Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002.

7. Березницкий С.В. Этнокультурные контакты коренных народов Нижнего Амура и Сахалина по материалам изучения шаманства и культа животных // Сибирь в панораме тысячелетий: (Материалы международного симпозиума). Новосибирск. Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 2.

8. Соколова З.П. К происхождению обских угров и их фратрий (по данным фольклора) // Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987.

9. Кулемзин В.М., ЛукинаН.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992.

10. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск, 1984.

11. Топчий Р.А. Информационные методы и обработка этнографических коллекций. // Сибирь в панораме тысячелетий (Материалы международного симпозиума). Новосибирск. Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 2.

12. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. 1 / Пер. с нем. и публ. д-ра ист. наук Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.

13. Соколова З.П. Изображения умерших у народов Западной Сибири // Обряды народов Западной Сибири / Под ред. В.М. Кулемзина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990.

14. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX - начало XX в.) // Из истории шаманства. Томск, 1976.

15. Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771-1772). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.

16. Банников К.Л., Кузнецова Е.А. О смысловых значениях шаманских зеркал. Проблемы теоретического осмысления культовых артефактов // Сибирь в панораме тысячелетий: (Материалы международного симпозиума). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 2.

17. Мышлявцев П.А. Некоторые аспекты традиционного мировоззрения тувинцев в условиях современного общества. // Сибирь в панораме тысячелетий: (Материалы международного симпозиума). Т. 2. Новосибирск. Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 2.

18. Обдорской управы книга для записи приговоров по тяжбам, спорам и проступкам инородцев (1889-1901). Томск, 1970.

19. Зибарев В.А. Юстиция у малых народов Севера (XVII-XIX вв.). Томск, 1990.

20. ГрачеваГ.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л.: Наука, 1983.

21. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.