Научная статья на тему 'Признаки предпринимательских объединений'

Признаки предпринимательских объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3228
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / предпринимательские объединения / хозяйствующие субъекты / entrepreneurship / enterprise associations / economic entities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шлафман Александр Изевич

Исследованы различные подходы к определению понятия объединений в экономической теории. Выявлены признаки, отделяющие предпринимательские объединения от многообразия форм и методов интеграции в современной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article different approaches to the definition of the notion «association» in economic theory are studied. The signs that separate enterprise associations from a variety of forms and methods of integration in a modern science are determined.

Текст научной работы на тему «Признаки предпринимательских объединений»

УДК 338.242.4 А.И. ШЛАФМАН

кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета e-mail: izevich@yandex.ru

ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Исследованы различные подходы к определению понятия объединений в экономической теории. Выявлены признаки, отделяющие предпринимательские объединения от многообразия форм и методов интеграции в современной науке.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательские объединения, хозяйствующие субъекты.

A.I. SHLAFMAN

PhD of Economics, associate professor of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics

e-mail: izevich@yandex.ru

SIGNS OF ENTERPRISE ASSOCIATIONS

In the article different approaches to the definition of the notion «association» in economic theory are studied. The signs that separate enterprise associations from a variety of forms and methods of integration in a modern science are determined.

Keywords: entrepreneurship, enterprise associations, economic entities.

Экономическая теория тесным образом связана с предпринимательским правом, а толкование тех или иных терминов (явлений) экономики и права порой неоднозначно. Понятие «предпринимательское объединение» не является исключением из этого правила. Такое положение дела обусловлено также отсутствием в законодательстве понятия предпринимательского объединения, раскрывающего его суть и основные формы. Вместе с тем мы можем встретить упоминание о предпринимательском объединении как в российских [8; 9; 11], так и в международных правовых актах [3]. Под понятием «объединение» подразумевается объединение организаций при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Итак, в российском законодательстве понятия «предпринимательское объединение» или «объединение предпринимателей» не раскрыты. Лишь в утратившем силу

законе о ФПГ в ст. 2 закреплено понятие финансово-промышленной группы как совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности предпринимательских структур, входящих в объединение, и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест [12].

Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16 ноября 1992 г. № 1392 утверждено

© А.И. Шлафман, 2010

Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, в п. 1.1 которого закреплено понятие холдинговой компании. В качестве последней рассматривается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

В ст. 14.1 закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 упоминается объединение, основанное на договоре простого товарищества в виде страхового пула: «На основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) страховщики могут совместно действовать без образования юридического лица в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования (страховые и перестраховочные пулы)» [17].

Одним из наиболее интересных актов Правительства РФ, направленных на регулирование деятельности предпринимательских объединений, было утратившее ныне силу Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 [12]. В п. 2 положения в качестве инвесторов упоминались организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности. Данная норма вызвала немало вопросов, поскольку ее толкование сводилось к тому, что и организации, и предприятия, и предпринимательские объединения являются самостоятельными организационно-правовыми формами юридического лица, что не соответствует действительности. Приятен лишь факт упоминания в качестве субъекта инвестиционных отношений предпринимательского объединения. Видится, что законодатель не уделяет должного внимания юридической технике.

В доктрине при рассмотрении отдельных видов предпринимательских объединений называют различные их признаки. Так, И.С. Шиткина выделяет следующие признаки холдинга [16, с. 15]:

- наличие устойчивых внутренних отношений контроля и зависимости между головной компанией и другими участниками холдинга, закрепленных в договоре об образовании холдинга и уставах его участников, определяющих организационную целостность данного предпринимательского объединения;

- имущественная обособленность и юридическая самостоятельность участников холдинга, каждый из которых является полноправным субъектом.

Помимо указанных признаков холдинга, К.Я. Портной выделяет третий — проведение единой экономической политики в сфере хозяйственного оборота [10, с. 26].

С.Н. Грудницкая выделяет экономико-управленческий признак предпринимательских объединений [14, с. 361]. Это обязательное наличие цели образования: защита общих интересов, координация усилий в разрешении сложных технических, технологических, финансовых, социально-экономических проблем, реализации целевых программ и проектов инвестиционного, научно-технического и экологического характера.

Исходя из предложенных признаков предпринимательских объединений можно выделить четыре основных признака предпринимательского объединения.

Во-первых, это объединение двух и более хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей). Причем объединение может быть как добровольным (диспозитивным), созданным по принципу свободы вступления (например, финансовопромышленная группа, основанная на договоре о создании ФПГ), так и принудительным (императивным), созданным посредством участия в уставном капитале, что позволяет влиять на деятельность дочерних организаций (например, холдинг).

Во-вторых, между участниками предпринимательского объединения всегда существует взаимосвязь, которая может быть горизонтальной либо вертикальной. Такая взаимосвязь может быть в форме экономической (в том числе имущественной) и (или) организационной зависимости.

В-третьих, такие объединения хозяйствующих субъектов создаются с целью разрешения сложных технологических, технических, финансовых проблем, реали-

зации проектов инвестиционного, научнотехнического, внешнеэкономического и экологического характера. Однако все цели создания таких объединений замыкаются на основном признаке предпринимательской деятельности — достижении наибольшей прибыли.

В-четвертых, предпринимательское объединение проводит единую экономическую политику, которая находит свое отражение в договоре о создании ФПГ, договоре простого товарищества, решениях материнской (центральной) компании и иных документах. Не случайно Г.Ф. Шершеневич понимал под торговым предприятием «совокупность личных имущественных средств, соединенных для достижения известной торгово-хозяйственной цели по определенному плану» [15, с. 70].

На основе предложенных признаков современными авторами сформулировано следующее определение предпринимательского объединения: это объединение двух и более коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, между которыми существует экономическая и (или) организационная зависимость в форме участия в уставном (паевом, складочном) капитале (фонде) и (или) управлении хозяйственной деятельностью, образованное в целях защиты общих интересов, координации усилий в разрешении сложных проблем, реализации проектов и целевых программ и проводящее единую экономическую политику [6].

Однако данное определение достаточно емкое, оно содержит рассмотренные выше признаки предпринимательского объединения. В связи с этим предлагается краткое определение предпринимательского объединения: это объединение двух и более взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, имеющих общие цели, соответствующие проводимой единой экономической политике.

Понятие «предпринимательское объединение» в науке иногда заменяется категорией «хозяйственное объединение» [14], что свойственно украинской хозяйственно-правовой мысли, которой ближе термин «хозяйственный».

Также понятие «предпринимательское объединение» следует отграничить от понятий «объединения предприятий» и «объединения

предпринимателей», поскольку последние шире по своему содержанию.

Объединения предприятий охватывают как коммерческие (финансово-промышленные группы, холдинги, консорциумы и т.д.), так и некоммерческие объединения (ассоциации и союзы), в то время как предпринимательские объединения всегда остаются коммерческими. Причем в словосочетании «объединения предприятий» словом «предприятия» обозначаются не только государственные и муниципальные унитарные предприятия, а все коммерческие организации с правами юридического лица, в том числе хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы. Может возникнуть вопрос, почему при таком подходе термином «предприятия» не охватываются некоммерческие организации. Ответ достаточно прост. Само по себе слово «предприятие» подразумевает самостоятельного хозяйствующего субъекта, созданного в установленном законом порядке для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Данное понимание предприятия было закреплено и в п. 1 ст. 1 закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. № 445-1. Некоммерческие же объединения не имеют своей целью извлечение прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это соответствует их уставным целям. Следовательно, правильно было бы под предприятиями понимать только коммерческие организации. Кроме того, нашей целью является исследование субъектов предпринимательского, а не гражданского права.

Итак, объединение предприятий (организаций) — это объединение двух и более коммерческих организаций в целях защиты общих интересов, координации усилий в разрешении сложных проблем, реализации проектов и целевых программ.

Понятие «объединения предпринимателей» является родовым по отношению к понятиям «объединения предприятий» и «предпринимательские объединения». Участником объединения предпринимателей может выступать любой хозяйствующий субъект: индивидуальный предприниматель, органи-

зация, предпринимательское объединение и т.д. Таким образом, объединение предпринимателей можно обозначить как объединение двух и более хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, организаций, предпринимательских объединений и т.д.), создаваемое в целях защиты общих интересов, координации усилий в разрешении сложных проблем, реализации проектов и целевых программ.

Объединения предприятий и объединения предпринимателей могут и не быть типичными субъектами предпринимательского права (например, ассоциации и союзы).

Из предложенных определений объединения предприятий и объединения предпринимателей видно, что от предпринимательского объединения, помимо субъектного состава, они отличаются отсутствием единой экономической политики, проводимой в процессе осуществления предпринимательской деятельности, как важнейшего признака предпринимательского объединения. У объединений предприятий или предпринимателей существуют лишь общие цели их образования, зачастую направленные на координацию деятельности их участников.

Нередко в налоговом законодательстве встречается такое понятие, как «консолидированная группа налогоплательщиков». По сути, эта группа не является какой-либо самостоятельной организационно-правовой формой объединения, а выступает как особая категория налогоплательщиков, при которой участники обозначаются как взаимозависимые лица.

Кроме того, употребляется термин «корпоративное объединение» — для обозначения предпринимательских объединений как в доктрине [1], так и в законодательстве1 [5]. Однако следует учитывать, что возможно и толкование корпоративного объединения

1 В п. 4.2.7 Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг. закреплено, что департамент науки и промышленной политики г. Москвы «инициирует, экономически поддерживает и организационно сопровождает создание корпоративных объединений в промышленности в форме финансово-промышленных групп, холдингов, бизнес-групп» [5].

как организации с правами юридического лица (например, акционерного общества), поскольку термин «корпорация» происходит от английского слова «corporation», а согласно англосаксонскому праву, под корпорацией понимается объединение нескольких участников в целях создания организации с правами юридического лица, уставный капитал которой делится на доли/акции (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) [4; 7]. Поэтому в США и Англии понятие «корпорации» или корень этого слова не используются при обозначении объединений компаний (организаций).

Иногда корпоративное объединение отождествляется с холдингом, который нередко обозначают как корпоративное объединение холдингового типа [2, с. 34], что, бесспорно, имеет право на жизнь, поскольку холдинги исторически первыми образовывались в Англии и США и, в сущности, имели корпоративный (предпринимательский) характер. Это объясняется порядком установления холдинговых отношений между материнским и дочерним обществами в силу преобладающего участия капитала материнского общества в уставном капитале дочернего, что позволяет материнской компании определять решения, принимаемые дочерними обществами.

Некоторыми специалистами в области международного торгового права предлагается обозначать объединения организаций понятием «экономические объединения», под которыми понимается группа предпринимательских юридических лиц, подъюрис-дикционных различным государствам, юридически самостоятельных, однако экономически связанных между собой, как правило, путем контроля одного участника группы над управлением другими участниками группы [13, с. 94]. Речь идет, разумеется, о транснациональных объединениях, участвующих в международных торговых отношениях.

Таким образом, мы исследовали различные подходы к определению понятия объединений в экономической теории. Выделяя в самостоятельную группу предпринимательские объединения, мы определили признаки, отделяющие эту форму сотрудничества предпринимательских структур от многообразия форм и методов интеграции в современной науке.

Список использованной литературы

1. Винницкий Д.В. Корпоративные объединения со сложной структурой: понятие и особенности налогообложения // Финансовое право. 2004. № 2. С. 55.

2. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Консалтинг: метод. рекомендации. З-е изд., доп. и перераб. М., 2002.

3. Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апр. 1994 г. // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1700.

4. Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях, от 11 марта 1985 г. // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сборник нормативных актов: Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции. М., 1987.

5. Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2004—2006 гг.: утв. постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 607-ПП // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2003. № 45.

6. Лаптев В.А. Предпринимательские объединения: холдинги, финансово-промышленные группы, простые товарищества. М., 2008.

7. Модельный закон о предпринимательских корпорациях 1984 г. // Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993.

8. О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации: (основные направления и первоочередные меры): постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. № 191 // Российская газета. 1994. 14 апр.

9. О Совете по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12 авг. 1994 г. № 912 // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2079.

10. Портной К.Я. Правовое положение холдингов в России: науч.-практ. пособие. М., 2004.

11. «России надо быть сильной и конкурентоспособной»: послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апр. 2002 г. // Российская газета. 2002. 19 апр.

12. Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 13. Ст. 996.

13. Тынель А., Функ Я., Хвалей В. Курс международного торгового права. Минск, 1999.

14. Хозяйственное право / под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002.

15. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994.

16. Шиткина И.С. Холдинги: Правовой и управленческие аспекты. М., 2003.

17. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72882.

Bibliography (transliterated)

1. Vinnitskiy D.V. Korporativnye ob'yedineniya so slozhnoy strukturoy: ponyatie i osobennosti nalogooblozheniya // Finansovoe pravo. 2004. № 2. S. 55.

2. Gorbunov A.R. Dochernie kompanii, philialy, kholdingi. Organizatsionnye struktury. Konsalting: metod. rekomendatsii. 3-e izd., dop. i pererab. M., 2002.

3. Dogovor o druzhbe i sotrudnichestve mezhdu Rossiiskoy Federatsiei i Korolevstvom Ispaniya ot 12 apr. 1994 g. // S3 RF. 1998. № 15. St. 1700.

4. Zakon, prednaznachennyi dlya konsolidatsii bol'shei chasti zakonov o kompaniyakh, ot 11 marta 1985 g. // Grazhdanskoe, torgovoe i semeinoe pravo kapitalisticheskikh stran: Sbornik normativnykh aktov: Zakonodatel'stvo

0 kompaniyakh, monopoliyakh i konkurentsii. M., 1987.

5. Kompleksnaya programma promyshlennoy deyatel'nosti v gorode Moskve na 2004-2006 gg.: utv. postanovleniem Pravitel'stva Moskvy ot 29 iyulya 2003 g. № 607-PP / / Vestnik mjera i Pravitel'stva Moskvy. 2003. № 45.

6. Laptev V.A. Predprinimatel'skie ob'edineniya: kholdingi, finansovo-promyshlennye gruppy, prostye

tovarishchestva. M., 2008.

7. Model'nyi zakon o predprinimatel'skikh korporatsiyakh 1984 g. // Soedinennye Shtaty Ameriki: Konstitutsiya

1 zakonodatel'nye akty. M., 1993.

8. O Gosudarstvennoy programme demonopolizatsii economiki i razvitiya konkurentsii na rynkakh Rossiiskoy Federatsii: (osnovnye napravleniya i pervoocherednye mery): postanovlenie Pravitel'stva RF ot 9 marta 1994 g. № 191 // Rossiiskaya gazeta. 1994. 14 apr.

9. O Sovete po promyshlennoy politike i predprinimatel'stvu pri Pravitel'stve Rossiiskoy Federatsii: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12 avg. 1994 g. № 912 // S3 RF. 1994. № 18. St. 2079.

10. Portnoy K.Ya. Pravovoe polozhenie kholdingov v Rossii: nauch.-prakt. posobie. M., 2004.

11. «Rossii nado byt' sil'noy i konkurentosposobnoy»: poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossiiskoy Federatsii ot 18 apr. 2002 g. // Rossiiskaya gazeta. 2002. 19 apr.

12. Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1994. № 13. St. 996.

13. Tynel' A., Phunk Ya., Khvaley V. Kurs mezhdunarodnogo torgovogo prava. Minsk, 1999.

14. Khozyaistvennoe pravo / pod red. V.K. Mamutova. Kiev, 2002.

15. Shershenevich G.Ph. Uchebnik torgovogo prava. M., 1994.

16. Shitkina I.S. Kholdingi: Pravovoy i upravlencheskie aspekty. M., 2003.

17. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72882.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.