Научная статья на тему 'Признаки и предикторы высокой увлеченности несовершеннолетних компьютерными играми'

Признаки и предикторы высокой увлеченности несовершеннолетних компьютерными играми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / УВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СТАТИСТИЧЕСКИ ДОСТОВЕРНЫЕ СВЯЗИ / АГРЕССИВНОСТЬ / COMPUTER GAMES / HOBBIES IS IMPERFECT-YEAR-OLD / STATISTICALLY AUTHENTIC COMMUNICATIONS / AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белоусов Алексей Дмитриевич

в статье описаны выявленные признаки повышенной увлеченности подростков компьютерными играми и статистически обоснованные связи между этими признаками. Рассмотрены и социально обусловленные предикторы данного вида досуга несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the revealed signs of the raised enthusiasm by teenagers computer games and statistically wellfounded communications between these signs are described. Are considered and socially caused predictors of the given kind of leisure of minors.

Текст научной работы на тему «Признаки и предикторы высокой увлеченности несовершеннолетних компьютерными играми»

понент (20 %); 3) в силу недостаточного развития способности выявлять существенное в рассматриваемом содержании, прорабатывать семантические признаки понятий испытуемые проявляли слабую степень принятия, осознания, заинтересованности в моральнонравственных, правовых ориентирах (35 %).

В группу испытуемых, приближающихся к уровню «достаточной» актуализации понятий права, вошли те студенты, которые обладали средним уровнем умственного развития. Дифференциро-ванность семантических полей понятий достигала средней и высокой степени (75 % и 25 %, соответственно), содержа-

ние норм морали, нравственности и права было присвоено на высоком уровне, избирательность правового содержания и готовность к соблюдению норм сферы действия права определялись особенностями подструктур направленности и опыта личности.

Итак, данные экспериментального исследования показали, что продуктивность актуализации понятий права изменяется не только под влиянием сложности их семантического поля, контекста правозначной ситуации, но и обусловлена характером взаимосвязи и разным уровнем зрелости когнитивного и ценностно-смыслового механизмов воспроизведения понятий.

ПРИЗНАКИ И ПРЕДИКТОРЫ ВЫСОКОЙ УВЛЕЧЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

А. Д. Белоусов

Аннотация: в статье описаны выявленные признаки повышенной увлеченности подростков компьютерными играми и статистически обоснованные связи между этими признаками. Рассмотрены и социально обусловленные предикторы данного вида досуга несовершеннолетних.

Ключевые слова: компьютерные игры, увлечения несовершеннолетних, статистически достоверные связи, агрессивность.

The summary: in article the revealed signs of the raised enthusiasm by teenagers computer games and statistically well-founded communications between these signs are described. Are considered and

socially caused predictors of the given kind of leisure of minors.

Key words: computer games, hobbies is imperfect-year-old, statistically authentic communications, aggression.

Динамичный прогресс информационных технологий на современном этапе развития общества требует повышенного внимания к проблеме их влияния на человеческий организм. Особое место в ряду этих разработок принадлежит компьютерным играм вследствие их высокой популярности у значительной части населения и стремительного роста рынка этой продукции. Массовое увлечение данного рода играми яв-

ляется относительно новым общественным феноменом, что наряду с постоянным совершенствованием технологий и обновлением ассортимента предлагаемых пользователям образцов подобной продукции выступает причиной лишь небольшого числа научных исследований в сфере воздействия компьютерных игр на психику человека.

Особую актуальность в данном случае приобретает изучение последствий увлечения компьютерными играми несовершеннолетних, которые составляют наиболее значительную часть потребителей этой продукции. Так, по результатам отечественных исследований игровые компьютерные клубы в основном посещают подростки от 12 до 15 лет (53 % всей аудитории) [4, с. 45-49].

Проблема осложняется тем, что часто это увлечение подростков перерастает в психологическую зависимость [1, 3], способно сильно повлиять на их мотивационную и эмоционально-волевую сферы и поведение [5, с. 46-49; 6], приводит к психопатологическим симптомам [8, с. 122-133; 13, с. 425-442]. Кроме того, значительная часть предпочитаемых несовершеннолетними компьютерных игр содержит элементы агрессии и насилия [2; 4, С. 45-49].

Ряд отечественных и зарубежных авторов приходят к выводам, что увлечение компьютерными играми агрессивного содержания коррелирует с проявлениями антисоциального и агрессивного поведения подростков [7, с. 86-102; 9, с. 772-791; 12, с. 91; 15, с. 5-22].

В то же время имеются исследования, свидетельствующие о положительном влиянии компьютерных игр на интеллектуальное развитие несовершеннолетних [7, 10].

Недостаточность и противоречивость научных работ, посвященных комплексному анализу проблемы увлеченности подростков компьютерными играми агрессивного содержания [6], не позволяют обнаружить однозначные причинно-следственные связи между различными признаками и последствиями этой деятельности, а также выявить ее четкие предикторы.

Исследования в этом направлении могли бы иметь важное прикладное значение в сфере профилактики подростковой преступности, способствовать решению ряда уголовно-процессуальных задач, касающихся всестороннего изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, установлению подлинных мотивов, совершенного ими преступления.

В связи с этим в нашем исследовании мы поставили перед собой следующие задачи:

- собрать как можно больше информации о несовершеннолетних из разных социальных групп и с разной степенью увлеченности компьютерными играми с целью выявления статистически достоверных связей между отдельными критериями;

- проанализировать эти связи на предмет определения критериев, являющихся характерными признаками или предикторами исследуемого вида досуга подростков.

Для решения поставленных задач было проведен скрининговый опрос выборки подростков по предварительно разработанной анкете и последующее углубленное интервью с теми из них, кто относился к крайним типам по степени увлеченности компьютерными играми.

Рис. 1. Схема связей между признаками, указывающими на высокую увлеченность подростка компьютерными играми

Всего в исследовании приняли участие 145 молодых людей в возрасте от 14 до 19 лет. Эта выборка представлена абитуриентами МГТУ имени Баумана, студентами Гуманитарноэкологического института (г. Москва) и МГУПИ, подростками Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по г. Москве (ЦВСНП), а также несовершеннолетними, совершившими преступления и по решению суда направленными на принудительное лечение в стационар общего и специализированного типа психиатрической больницы № 5 Департамента здравоохранения г. Москвы (ПБ № 5) в связи с их невменяемостью при совершении преступлений.

Кроме того, в работе использованы материалы 50 уголовных дел по престу-

плениям несовершеннолетних в г. Москве, приговор по которым вступил в силу с 2004 по 2006 год. Всего в делах фигурировало 74 подростка.

Установление силы связи между полученными из анкет номинативными переменными было осуществлено с помощью таблиц сопряженности и коэффициентов Хи-квадрат Пирсона, Фи и V Крамера. Эти расчеты были выполнены с помощью компьютерной программы для анализа данных в психологии и социальных науках — БРББ.

В результате анализа выявленных связей и их силы были выделены признаки, в разной степени свидетельствующие о высокой увлеченности молодых людей компьютерными играми. На представленной структурной схеме сплошные линии обозначают высокодостовер-

ные связи, а пунктирные — связи косвенные, подверженные влиянию других факторов (рис. 1).

Представляет определенный интерес описание ключевых признаков.

Пол. Увлечение компьютерными играми наиболее типично для мальчиков (82,6 % играющих), что подтверждает данные зарубежных авторов [11, с. 12-16; 14, с. 86-90]. Среди девочек процент играющих значительно ниже (11,1%).

Возраст. Пик увлеченности компьютерными играми приходится на возраст мальчиков от 10 до 13 лет (45 % опрошенных указали этот возраст на момент активной фазы увлечения), когда времени на досуг относительно больше. После 15 лет эта активность резко идет на спад в связи с появляющимися у несовершеннолетнего другими интересами и обязанностями. В то же время необходимо отметить, что чрезмерная увлеченность у отдельных подростков может встречаться в любом возрасте.

Возраст начала увлечения компьютерными играми. Установлено, что этот показатель связан с вероятностью активного продолжения этого увлечения в более позднем возрасте. Так, те мальчики, которые начали играть до 10-летнего возраста, играли впоследствии в среднем более интенсивно, чем те, кто начал играть позже.

Они чаще демонстрируют и другие признаки повышенной игровой увлеченности: играют в большее число видов игр, играют не только дома, но и в менее удобных для этого местах (транспорте, перерывах между занятиями), чаще имеют проблемы со здоровьем, обусловленные значительным временем пребывания у компьютера.

Проблемы со здоровьем, вызванные пребыванием у компьютера. Этот признак с высокой достоверностью связан с количеством видов игр, используемых геймером: большинство подростков (90,9 % наблюдений), не имеющих указанных проблем со здоровьем, играют в 1-2 игры, и все имеющие такие проблемы называют более чем одну используемую ими игру.

При этом заметно чаще эти отклонения в самочувствии встречаются у лиц, предпочитающих такой вид компьютерных игр, как «шутеры» или «стрелялки» (68,8 % играющих в них), отличающиеся примитивным сюжетом, основанным на насилии и пользующиеся у подростков высокой популярностью. Очевидно, что играя в них, мальчики проводят у компьютера больше времени.

Кроме того, проблемы со здоровьем наблюдаются лишь среди тех несовершеннолетних, которые посещают компьютерный салон ночью и вместо занятий (33,3 % наблюдений). Продолжительность беспрерывной игры за счет этого заметно возрастает.

Все здоровые подростки имеют нормальный самоконтроль во время компьютерных игр, а его понижение встречается лишь среди тех, у которых выражены проблемы с глазами или руками (33,4 % наблюдений).

В то же время наличие у ребенка этих нарушений здоровья еще не является достаточно полным основанием для выводов об их именно игровой обусловленности. Они могут стать и следствием других занятий с компьютером. Так, по результатам исследования ухудшение самочувствия связано и с наличием навыков программирования у подростка. Навыков программирова-

ния нет у не имеющих проблем со здоровьем и присутствуют такие навыки у

54,5 % страдающих названными симптомами физических нарушений в работе организма.

В целом рассматриваемые отклонения в самочувствии свойственны лицам с относительно высокой компьютерной компетенцией. Не имеющие данных проблем со здоровьем обладают средней компьютерной компетентностью — 66,7 % и низкой — 33,3 % наблюдений, а имеющие эти проблемы в 50 % случаев — высокой компьютерной компетенцией, в 33,3 % — средней и в 16,7 % — низкой.

Признаки игромании в комнате подростка. Присутствие этих признаков высокодостоверно связано с временем его игры за неделю: чем продолжительнее это время, тем чаще встречаются эти признаки в комнате.

В то же время их отсутствие нельзя воспринимать как надежный повод считать, что данное увлечение отсутствует у несовершеннолетнего. В частности, это может быть вызвано низким материальным уровнем семьи геймера и недоступностью для него дорогостоящего игрового оборудования.

Степень самоконтроля подростка в компьютерных играх. Это один из самых важных признаков уровня игровой компьютерной увлеченности несовершеннолетнего. При этом следует суммировать время, проводимое несовершеннолетним как за домашним компьютером, так и в компьютерном клубе (особенно в выходные дни и ночью). Кроме того, и сам факт игры в менее удобных для этого местах (транспорте, перерывах между занятиями и т. п.) на переносном игровом оборудовании может

вызывать обоснованные подозрения о пониженном самоконтроле ребенка.

Игровой компьютерный сленг.

Анализ результатов опроса «играющих» подростков показывает высокую обусловленность присутствия у них сленга временем, затрачиваемым ими на игру в неделю.

Однако не все увлеченные геймеры используют его. Статистически обоснованные данные свидетельствуют о его серьезной взаимосвязи с особенностями взаимодействия подростка со сверстниками: у всех использующих сленг прослеживаются только положительные взаимоотношения в группах ровесников. В то же время отчужденность и необщительность, даже при высоком увлечении играми, не дают сленгу развиваться. При этом он редко проявляется у несовершеннолетних с высокой степенью криминальной зараженности.

Несмотря на это сленг можно считать надежным признаком высокой степени увлеченности компьютерными играми у подростков.

Общая компьютерная компетентность. Замечено, что у всех подростков, играющих более 25 часов в неделю, эта компетентность находится на высоком уровне. «Продвинутые» в электронике мальчики играют в большее число видов компьютерных игр и почти все играют в «шутеры». У них заметно чаще присутствует специальный игровой сленг.

Время, затрачиваемое на игры в неделю. В результате обобщения и анализа всех статистических связей можно сделать вывод, что самым важным признаком степени увлечения подростком компьютерными играми является время, затрачиваемое на них. Причем имеет значение именно недельная сумма

Рис. 2. Схема связей между признаками, являющимися предикторами увлечения подростков компьютерными играми

этого времени, так как значительная его доля приходится на выходные дни, свободные от учебы.

Как видно из структурной схемы связей признаков, это время четко связано со степенью самоконтроля геймера, наличием игрового сленга, игрой в транспорте, признаками увлечения играми в

комнате, общей компьютерной компетентностью, предпочтением «шутеров» и другими признаками.

Увлеченность подростков компьютерными играми нельзя рассматривать вне взаимосвязи и взаимообусловленности с другими психологическими факторами и факторами социальной сре-

ды. В ярко выраженной форме эта деятельность всегда результат сочетания некоторых средовых и наследственно-обусловленных причин. Наличие или отсутствие следующих факторов можно считать предикторами патологического увлечения молодых людей компьютерными играми (рис. 2).

Уровень и вид семейного надзора с формирующими его факторами. Это важнейшая совокупность социальных факторов, оказывающая неоценимое влияние на формирование личности ребенка, в том числе через его досуг и увлечения.

Семейный надзор различается не только по качественным признакам, но и по степени. Целесообразно различать низкую (гипопротекция), среднюю, высокую и избыточную (гиперпротекция) степень надзора.

Низкий семейный надзор оказывает влияние на интересы и увлечения ребенка как непосредственно, так и опосредованно. Так, в неудовлетворительной форме он, наряду с психическим нездоровьем подростка, является причиной его повышенной агрессивности, которая, в свою очередь, усугубляет влияние семьи на формирование криминального типа личности подростка, установление его отношений со сверстниками, успеваемость и поведение в учебном коллективе.

Установление факта пониженного надзора за несовершеннолетним со стороны семьи должно вызвать обоснованные предположения о том, что не исключена его неконтролируемая увлеченность компьютерными играми, выраженная в первую очередь значительным временем, проводимым за ними в течение недели. Так, при высоком и

избыточном семейном надзоре время компьютерной игры, превышающее 18 часов в неделю, встречается у 16,7 % из всех опрошенных мальчиков, а при низком достигает 60 %. На этот признак увлеченности особенно сильно влияет и материальный уровень семьи: особенно много ребенок играет в семьях с высоким уровнем. Для данного увлечения требуется дорогостоящее оборудование, которое семья с низким достатком, особенно неполная, не в состоянии обеспечить ребенку.

Отсюда очевиден и вывод о том, что уровень семейного надзора может быть низким в семьях с разным достатком, и распространена ситуация, когда родители, обеспечивая ребенка материально, лично не принимают участия в его досуге.

Кроме того, играющие подростки из семей с недостаточным уровнем родительского надзора чаще имеют и признаки пониженного самоконтроля в компьютерных играх. Так, при высоком и избыточном семейном надзоре самоконтроль нормален практически у 100 % играющих мальчиков, а при понижении надзора становится очевидна тенденция к снижению самоконтроля.

Согласно результатам проведенного исследования, все несовершеннолетние, посещающие игровые компьютерные клубы по ночам, находятся под низким семейным надзором, а не играющие в клубах — в основном под высоким и средним.

Заметна и связь неудовлетворительного надзора за ребенком с признаками ухудшения его самочувствия из-за компьютера: при высоком надзоре эти проблемы редки и учащаются по мере снижения семейного внимания.

Одновременно низкий семейный надзор, как следствие общего семейного неблагополучия, не способствует развитию высокой компьютерной компетенции подростка. Дети из таких семей имеют проблемы и с общим образованием: успеваемостью, посещаемостью занятий, поведением.

Личностные особенности подростка и формирующие их факторы. Некоторые из этих особенностей подростка в комплексе с другими факторами и характеристиками могут быть полезными индикаторами особенностей его увлеченности компьютерными играми. Например, относительно низкий кругозор и словарный запас характерны для значительной части подростков, посещающих компьютерные салоны по ночам и вместо учебы. Помимо того, у всех этих ребят согласно результатам исследования низкий уровень морального сознания и невысокая эмоциональная зрелость. Они же отличаются относительно большей агрессивностью.

Дополняет портрет несовершеннолетних, бесконтрольно играющих в компьютерных клубах, и низкий надзор за ними со стороны семьи, более высокая степень криминальной зараженности и присутствие практически во всех наблюдениях систематического употребления ими алкоголя. Очевидно, что эти дети чаще из неблагополучных семей.

Напротив, широкий кругозор и словарный запас характерны в основном для подростков, имеющих высокую компьютерную компетентность. Они же относительно более независимы, уверены в себе, отличаются низким конформизмом. Они менее агрессивны. Это дети из благополучных семей с высоким об-

разовательным уровнем родителей и в целом семейного надзора.

Такие социально обусловленные личностные характеристики, как инициативность, уверенность в себе, стрессоустой-чивость, контактность и организаторские способности, не обнаруживают в исследовании однозначной привязанности к степени вовлеченности в компьютерные игры. На мальчиков, имеющих положительные отношения со сверстниками, умеренное увлечение этим видом досуга не оказывает заметного личност-но травмирующего воздействия.

Наличие проблем в общении со сверстниками характерно скорее для подростков относительно более агрессивных и имеющих отклонения в психическом развитии. Нами установлена достоверная тенденция уменьшения количества друзей с ростом агрессивности. Кроме того, все наблюдаемые подростки, имеющие проблемы со сверстниками, отставали в психическом развитии и состояли на учете у психиатра, а все дети с наследственной отягощенностью указывали на отрицательные отношения со сверстниками.

Образующаяся в результате этого социальная изоляция в ряде случаев приводит к патологическим формам игровой компьютерной увлеченности и даже усугубляется ей. Так, у подростков, играющих более 25 часов в неделю, высокая агрессивность отмечается в более 50 % случаев, средняя — в 21,4 % и низкая — в 7,7 %, а самоконтроль в играх в 75 % случаев понижен у лиц с высокой агрессивностью.

Делать вывод об обусловленности повышенной агрессивности компьютерными играми не позволяют данные о ее значительно большей связи с семей-

ными условиями. Так, высокая степень агрессивности зафиксирована только у детей из неблагополучных семей с негативными внутрисемейными отношениями, низким уровнем родительского контроля и материальной обеспеченности семьи.

Особенности взаимодействия несовершеннолетнего со сверстниками. В умеренной степени выраженности этот вид досуга даже способствует увеличению его общения с приятелями по интересам, что, как было указано ранее, приводит к развитию в этом общении специального «геймерского» сленга.

Отрицательные отношения подростка со сверстниками должны вызывать обоснованные предположения не только о его асоциальных контактах, но и, напротив, об уединенном типе досуга несовершеннолетнего, например, в виде компьютерных игр, причем в патологической форме выраженности этого увлечения. По нашим данным, степень криминальной зараженности высокодостоверно выше у подростков, имеющих отрицательные отношения со сверстниками (75 %). Тогда как при положительных взаимоотношениях такая степень наблюдалась лишь в 6,7 % случаев. Установлено также, что при отрицательных отношениях со сверстниками пониженный самоконтроль в компьютерных играх наблюдался в 67,5 % случаев, а при положительных — он всегда был в норме.

Конкурирующие с компьютерными играми увлечения и занятия подростка. Очевидно, что повышенное увлечение компьютерными играми может происходить лишь в ущерб другим занятиям и увлечениям. Следовательно, установление в процессе изучения лич-

ности несовершеннолетнего значительного времени, уделяемого этой конкурирующей с играми деятельности и успехов в ней, может способствовать обоснованному исключению этих игр при выводах о досуге подростка.

Кроме социально позитивных интересов у несовершеннолетнего могут отмечаться и другие занятия, информация о наличии или отсутствии которых практически всегда присутствует в материалах дел об их преступлениях. Комплексная оценка этих фактов позволяет сделать вывод о степени криминализации личности несовершеннолетнего. Очевидно, что высокая криминализация не может сочетаться с патологической увлеченностью компьютерными играми. Так, согласно проведенным исследованиям, мальчики из ЦВСНП подвержены этому увлечению в значительно меньшей степени, чем благополучные подростки. Так, 66,7 % мальчиков ЦВСНП назвали компьютерные игры в числе своих прошлых увлечений, тогда как среди абитуриентов МГТУ имени Баумана этот процент составляет 81,4 %. При этом игра в компьютерных клубах по ночам и увлечение «шутерами» в большей мере характерны именно для безнадзорных подростков с относительно высокой криминальной зараженностью. По нашим данным, высокая криминальная степень отмечается у 85,7 % из играющих по ночам. Кроме того, высокая криминальная степень у 56,5 % играющих в «шутеры», а у не играющих в них она полностью отсутствует. В то же время такой признак увлеченности компьютерными играми, как наличие специального «геймерского» сленга, показывает отрицательную связь со степенью криминализации личности подростка,

что свидетельствует о различии этих молодежных субкультур.

Другим важным противовесом компьютерным играм в досуге подростков следует считать регулярные занятия спортом, что подтверждается и исследованиями ряда авторов [9, с. 772-791; 11, с. 12-16; 13, с. 425-442]. Среди мальчиков, активно играющих в компьютерные игры, процент систематически посещающих спортивные секции значительно меньше (64,9 % — из числа играющих в компьютерные игры и

87,5 % — среди не играющих]. В связи с этим отмечается большее влияние компьютера на их здоровье и их более низкая физическая форма. Так, из не имеющих проблем со здоровьем из-за компьютера регулярно занимаются спортом 80 % мальчиков, а из имеющих такие проблемы — лишь 44,4 %. При этом у всех здоровых в этом смысле подростков высокий уровень физического развития, а у лиц с признаками патологического влияния компьютера такая форма встречается лишь в 12,5 % случаев.

Таким образом, имея статистически обоснованное представление о связи исследуемого поведения несовершеннолетних с рядом социальных и психологических факторов, можно приблизиться к более объективному понимаю места компьютерных игр среди других влияний на развитие личности подростка.

Литература

1. Иванов М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр // http:// flogiston. ru/users/m_s_ivanov.

2. Кленова Н.В. О воспитательном аспекте современных компьютерных игр / / Празднично-игровая культура современного мира детства: доклады, тезисы, материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Григорьев, А.С. Фролов. — М.: МГДД(Ю)Т, 2004. — 204 с.

3. Куштина А. Проблема Heroinware / / Компьютерра. — № 152 (10).

4. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» // Педагогика. — 2004. — № 6.

5. Фомичева Ю.В, Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестн. Моск. гос. ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1991. — № 3. — С. 27-39.

6. Шакирова Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: дис. ... канд. психол. наук. — Казань, 2006.

7. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психол. журн. — 1999. — Т. 20. — № 1.

8. Anderson C.A. An update on the effects of violent video games // Journal of Adolescence. — 2004. — № 27.

9. Anderson C.A., Dill K.E. Video games and aggressive thoughts, feelings, and behavior in the laboratory and in life // Journal of Personality & Social Psychology. — 2000. — № 78.

10. Becker D. Games junkies-hooked on «heroinware»? // CNETnews.com published on ZDNet News. — 2002. — April 12.

11. Buchman D.D., Funk J.B. Video and computer games in the’ 90s. Children’s time commitment and game preference // Children Today. — 1996. — № 24.

12. Cantor J. Mommy, I’am Scared: Protecting Children from Frightening Mass Media // Media Violence Alert. — 2000.

13. Dietz T.L An examination of violence and gender role portrayals in video games: implications fergender socialization and aggressive behavior / / Sex Roles. — 1998. — № 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Funk J.B. Reevaluating the impact of video games // Clinical Pediatrics. — 1993. — № 32.

15. Gentile D.A., Lynch P.L., Linder J.R. & Walsh D.A. The Effects of violent video games habits on adolescent hostility, aggressive behavior and school performance // Journal of Adolescence. — 2004. — № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.