Научная статья на тему 'Признаки глобализации информационного пространства на примере освещения спортивного события'

Признаки глобализации информационного пространства на примере освещения спортивного события Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1148
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ВАНКУВЕРЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корнеев Никита Юрьевич

Особенности глобализации информационного пространства все больше проявляются в мире современной журналистики. Одна из главных особенностей охват всего цивилизованного человечества в едином информационном пространстве, подключение человечества к общему информационному потоку. Однако помимо этих процессов современные СМИ демонстрируют особую включенность в процесс глокализации отыскания в глобальных событиях «местной привязки», проявления этноцентризма. В предлагаемой статье на примере публикаций в трех интернет-изданиях мы показываем, насколько названная особенность глокализации информационного потока реализуется на разных уровнях прессы: региональном, федеральном, межнациональном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Признаки глобализации информационного пространства на примере освещения спортивного события»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 17 (198). Филология. Искусствоведение. Вып. 44. С. 44-48.

Н. Ю. Корнеев

признаки глобализации информационного пространства на примере освещения спортивного события

Особенности глобализации информационного пространства все больше проявляются в мире современной журналистики. Одна из главных особенностей - охват всего цивилизованного человечества в едином информационном пространстве, подключение человечества к общему информационному потоку. Однако помимо этих процессов современные СМИ демонстрируют особую включенность в процесс глокализации - отыскания в глобальных событиях «местной привязки», проявления этноцентризма. В предлагаемой статье на примере публикаций в трех интернет-изданиях мы показываем, насколько названная особенность глокализации информационного потока реализуется на разных уровнях прессы: региональном, федеральном, межнациональном.

Ключевые слова: глобализация информационного пространства, глокализация, спортивная публикация, Олимпийские Игры в Ванкувере.

На данном этапе развития журналистики вообще и спортивной журналистики в частности можно наблюдать все особенности, присущие глобализации информационного пространства. Однако важно рассматривать этот процесс как вызов, требующий ответа. Таким ответом стала глокализация - привязка глобального к локальному напрямую, без посредников, связь Периферии и Центра, или, как пишет Михаил Эпштейн, «ООН и хутора в степи» [10]. Еще более значимым в условиях общей глобализации информационного пространства становится принцип этноцентричности, который можно рассматривать как своеобразную призму, расслаивающую глобальный «информационный луч» на разные цвета спектра.

В настоящей работе автор делает попытку показать работу современных СМИ при освещении глобального спортивного события (зимней Олимпиады в Ванкувере) в рамках общей теории глокализации и ставит перед собой следующие задачи:

- обозначить перечень характерных особенностей глобализации информационного пространства;

- выявить наличие или отсутствие этих признаков на примере публикаций о XXI зимних Олимпийских Играх;

- определить, насколько современной спортивной журналистике разной степени локальности присущи признаки глокализации и этноцентризма в освещении глобального события.

Решить поставленные задачи мы намерены обращением к некоторым публикациям в мировом, федеральном и областном СМИ.

Для практического анализа мы использовали интернет-публикации следующих СМИ: www.mediazavod.ru (официальный интернет-сайт ежедневного печатного регионального издания «Челябинский рабочий»), http://vz.ru (сайт федеральной деловой газеты «Взгляд») и www.bbc.co.uk (веб-сайт Русской службы Британской вещательной корпорации). Выбор СМИ обусловлен наличием публикаций по интересующей нас теме, а также тем, что одно из них - региональное, второе - федеральное, а третье - мировое, что особенно важно с точки зрения глобального информационного пространства. В каждом из этих СМИ мы выбрали для анализа публикации, посвященные выступлению на Олимпийских Играх в Ванкувере хоккейной сборной России.

С самого начала необходимо определить, почему важно изучать проблему всеобщей информационной глобализации. Как известно, важнейшей отличительной особенностью развития цивилизации в XXI веке, безусловно, будет являться процесс все большей глобализации общества. Он обусловлен, прежде всего, глобализацией инфосферы - мирового информационного пространства, которое в последние годы стремительно преображается в результате развития и распространения средств информатики и новых информационных технологий. Эти средства все более широко проникают практически во все сферы жизнедеятельности общества и коренным образом изменяют привычный образ жизни и профессиональной деятельности миллионов людей в различных странах мира. Они созда-

ют для них принципиально новые, беспрецедентные в истории человечества возможности, а также новые, ранее неизвестные проблемы, изменяют традиционные стереотипы поведения и образ жизни [3].

Вслед за автором работы «Информационная глобализация общества и гуманитарная революция», мы считаем, что радикальные изменения, которые окажут наиболее сильное влияние на всю дальнейшую судьбу развития цивилизации, произойдут в гуманитарной сфере. Ведь ее главной движущей силой является сам человек, его мировоззрение, система ценностей, интеллект и образованность, моральные установки и нравственность, которые в условиях глобализации общества могут существенным образом измениться. Поэтому сегодня можно вполне обоснованно говорить о том, что мировое сообщество находится на пороге новой гуманитарной революции, последствия которой необходимо своевременно прогнозировать [3].

Именно поэтому автора данной статьи как спортивного журналиста чрезвычайно волнует тема всемирной глобализации информационного пространства. Р. М. Юсупов и В. П. Заболотский признают следующие черты этого процесса:

- охват всего цивилизованного человечества;

- прозрачность современного глобального информационного пространства, наличие практической возможности оказывать воздействие на любого человека и общественные группы через их информационные сферы;

- резкое расширение спектра возможных информационных воздействий и увеличение их силы;

- трудность своевременного выявления оказываемых информационных воздействий и предотвращения их негативных последствий [11].

Однако следует заметить, что несмотря на бесконечное расширение возможностей любого человека напрямую подключаться к информационным потокам мирового масштаба, несмотря на прозрачность инфосферы (открытый доступ к источникам информации) глобальное информационное пространство в целом оказывается невостребованным и ненужным каждому отдельному участнику информационного процесса. Информационные потоки будут значимы для человека только тогда, когда коснутся его «маленькой» жизни и интересов. Это и есть почва для дальней-

шего развития глокализации и этноцентризма, что можно рассматривать почвой для сохранения значимости «медиапосредников» -специалистов-журналистов, интерпретирующих мировые события в «местном ключе».

Все эти характерные проявления мы можем отследить в СМИ, особенно в публикациях, касающихся важных государственных и мировых событий.

Когда проводятся мировые соревнования, такие, как Олимпийские Игры, интерес к спорту среди читательской аудитории (в том числе и не проявляющей интереса к спорту в «обычное» время) резко возрастает. Для нас чрезвычайно важно, что это связано с «экс-траспортивным» фактором: во время олимпиад и мировых чемпионатов «срабатывают» психологические механизмы роста патриотизма, а сами состязания такого рода рассматриваются людьми в терминах военного сражения. Победа на олимпиаде ассоциируется с победой в военном смысле этого слова, вот почему так много людей неравнодушны к глобальным спортивным состязаниям - аналогу борьбы за мировое господство.

Рассмотрим, как преподносится одно и то же событие в информационных потоках разной степени локальности.

На сайте Русской службы Британской вещательной корпорации ВВС мы видим следующий материал, посвященный данному событию: Главные фавориты хоккейного турнира Олимпиады в Ванкувере - сборные России и Канады - потеряли первые очки в групповом раунде. Канадцы лишь в серии буллитов сломили сопротивление сборной Швейцарии, а россияне и вовсе уступили по итогам штрафных бросков словакам. <... > Чтобы занять первое место в группе, подопечным Вячеслава Быкова необходимо побеждать в заключительном матче группового турнира с чехами. На Олимпийских играх 2006 года в Турине россияне также уступили словакам в матче группового раунда со счетом 3:5. <...> Как и россиянам, для выхода в плей-офф с первого места канадцам необходимо побеждать в заключительном матче - против США [1].

Здесь представлен относительно небольшой информационный материал, посвященный игре сборной России. Но в то же время отличительной особенностью этого материала является то, что в нем фигурируют, наряду с информацией о российских хоккеистах данные об игре другого фаворита турнира в этом

виде спорта, сборной Канады. Именно здесь, в СМИ, которое позиционирует себя, как межнациональная служба информации, наиболее ярко выражена особенность глобализации информационного пространства. СМИ нейтрально и не выражает «повышенного» интереса ни к одному из участников состязаний. Решающему же матчу для российской сборной так же посвящены несколько различных по жанру материалов. Один из них -это, безусловно, информационный жанр, где подробно описываются все перипетии матча. В матче главных фаворитов хоккейного турнира Олимпиады сборная Канады одержала убедительную победу над чемпионами мира двух последних лет, россиянами, - 7:3. <... > Второй период также начался с активных действий «Кленовых листьев». На третьей минуте ворота Евгения Набокова поразил Кори Перри, а через минуту Ши Уэбер довел счет до разгромного - 6:1. <... > Третий период, в котором канадцы сосредоточились на организованных действиях в обороне, голов командам не принес. <... > Первым полуфиналистом турнира стала сборная США, переигравшая швейцарцев со счетом 2:0. Американцам предстоит встреча с победителем матча Чехия - Финляндия [8].

Это именно «холодный информационный поток», рассчитанный на сообщение данных. Трудно представить, что вся инфосфера глобализованного информационного пространства будет состоять только из таких инфопро-дуктов и превратится в «механический автоответчик» на вопросы «Что? Где? Когда?» Несомненно, такие информационные потоки будут раскладываться на этноцентрические составляющие, имеющие большую эмоциональную окраску, приближающую сообщение к потребителю информации.

Обратимся к федеральным СМИ.

Деловая газета «Взгляд» посвятила описанию этих игр развернутые информационноаналитические материалы. Безобразная игра в большинстве, разбазаривание моментов в атаке и недооценка соперника - все это сыграло злую шутку со сборной России в поединке со словаками. Одна из темных лошадок турнира обыграла фаворита Олимпиады в серии буллитов, а команда Быкова не смогла удержать преимущество, добытое усилиями капитана сборной Алексея Морозова. Теперь в воскресенье россиянам необходимо обыгрывать чехов в основное время, дабы га-

рантированно занять первое место в группе. Между тем канадцы с трудом переиграли швейцарцев, а США расщепили на атомы команду Норвегии. Сборные Швейцарии и Словакии щелкнули по носу двух фаворитов олимпийского турнира - канадцев и россиян соответственно, которым все пророчат схватку в решающем матче. Но если хозяева турнира смогли-таки одержать победу, пусть и в серии буллитов, то действующие чемпионы мира довольствовались лишь одним очком. <... > Канадцы, кстати, притормозили на сборной Швейцарии, сумев обыграть ее с огромным скрипом. А ведь начинался матч для них очень хорошо - Хитли и Марло, казалось, принесли хозяевам турнира решающее преимущество, но игроки с мелодичными фамилиями Рютеманн и фон Гунтен подарили швейцарцам заветное очко [6; здесь и далее выделено нами. - Н. К.].

Как можно понять, глобализация информационного пространства с его главным тезисом - всеохватностью - отражается на уровне федерального СМИ довольно основательно. В материале говорится не только о сборной России, но и о других участниках хоккейного турнира, автор использует эмоциональную лексику (она отмечена в цитате), адресованную не только отечественной команде. Такой текст может рассматриваться как часть глобального («холодного») информационного пространства с элементами «оживления», однако вне этноцентрического принципа.

Ключевой и провальной игре российских хоккеистов в этом же СМИ посвящено две больших публикации разного жанра, одна из которых фоторепортаж [9] и другая не что иное как развернутый информационноаналитический материал, который призван не только сообщить читателю о свершившемся факте, но и ответить на волнующие по этой теме вопросы. Хоккеисты сборной России в олимпийском четвертьфинале по всем статьям проиграли команде Канады и покидают Олимпиаду. «Кленовые листья» выиграли со счетом 7:3, переиграв россиян красиво, жестко и агрессивно. Несмотря на очевидно неудачную игру отдельных хоккеистов и целых звеньев, основная вина лежит на тренерах сборной РФ Быкове и Захаркине, не сумевших ни подготовить игроков к Играм, ни внести необходимые изменения по ходу матча. Россия все готова была простить своим олимпийцам в Ванкувере, но только не

такой страшный провал в хоккее. По большому счету, Олимпиада для России закончена. Сборная занимает 10-е место в медальной таблице Ванкувера и явно не попадает в четверку, как рассчитывали руководители нашего спорта Мутко и Тягачев. Но главный удар российская команда получила в ночь на 25 февраля, выбыв из олимпийского хоккейного турнира. <... > Отдельно хочется сказать о том, что неподготовленность к жесткой борьбе на маленьких площадках игроков, выступающих в КХЛ, бросалась в глаза. Тройка Зиновьева полностью провалила встречу, да и всю Олимпиаду, за исключением игры с Латвией. Тяжеловато смотрелись Козлов, Никулин и даже Радулов. Возможно, приняв после второго чемпионства приглашение «Салавата Юлаева», Быков и Захаркин потеряли возможность объективно оценивать возможности игроков двух лиг, в результате чего очевидный регресс в игре, например, хоккеистов «Ак Барса» прошел мимо них. <... > Сборная России по хоккею завершила свое выступление на Олимпиаде с худшимрезульта-том в истории - никогда еще ни советские, ни российские команды не опускались ниже четвертого места. Выступление чемпионов мира в Ванкувере можно охарактеризовать одним словом: позор. И это притом что хоккей оставался для большинства россиян единственной надеждой на Олимпиаде после крайне неудачного выступления большинства спортсменов, принесших стране на этот момент лишь три золотые медали [4].

Этот аналитический материал одновременно «позорит» тренеров команды (на которых автор возлагает всю вину за произошедшее) и вербализует чувства досады и разочарования, присущие болельщикам после такой неудачной игры. Это чрезвычайно важный момент для спортивной журналистики, поскольку здесь возникает целый психологический комплекс переживания неудачи, воплощенный в виде «педагогического воздействия» (автор стремится пристыдить команду и тренеров, выражая тем самым горизонт ожидания читателей).

На сайте www.mediazavod.ru мы видим публикации, посвященные интересующей нас теме; так, в материале за 19.02.2010 читаем: Сборная страны по хоккею уступила сборной Словакии. <... > Другие наши надежды связаны со сборной России по хоккею, которая провела свой второй матч на Олимпиаде. На этот раз соперниками россиян были традици-

онно неудобные для нас словаки. Тем не менее наша команда считалась фаворитом, имея на турнире лучшее нападение. Но словаки грамотно построили оборонительные рубежи и не позволяли российским нападающим выходить на ударные позиции. Единственную шайбу у россиян забросил Алексей Морозов во втором тайме. Словаки отыгрались за 10 минут до конца третьего периода - гол на счету МарианаХоссы. Овертайм не принес успеха ни одной из сторон, а в серии буллитов удачливее оказались словаки. Сборная России потерпела первое поражение на Олимпиаде - 1:2 [5].

Как мы видим, результат матча Россия

- Словакия озвучен в нескольких предложениях внутри обзорного текста. Здесь российское поражение представлено сдержанно, в щадящей манере. Автор долго ведет читателя к итогу матча, сохраняя некоторую интригу. Игре же, решившей судьбу российской сборной на олимпийском турнире, в этом СМИ посвящена отдельная статья информационноаналитического характера: Сборная России по хоккею, проиграв четвертьфинальный матч команде Канады со счетом 3:7, завершила свое выступление на Олимпиаде. Что можно сказать по горячим следам? Горечь, разочарование, крушение надежд - все это есть, все это эмоции, без которых никуда. Но должно же быть рациональное объяснение этой иррациональной игры. Знали же наши, что канадцы с первых минут ринутся на штурм, сметая все на своем пути? Знали. Знали, что будут играть не жестко, но жестоко? Знали. Знали, что Канада, загнав сама себя в угол, будет напоминать смертельно раненного зверя? Знали. Так почему не нашли контраргументов?

На эти вопросы ответов нет. Пока нет, но появятся, я надеюсь. Честные, а не дежур-но отрепетированные, своего рода версия для печати. Я надеюсь, что Вячеслав Быков, наш земляк, найдет в себе силы ответить по-мужски: он же парень с уральским характером. <... > На мой взгляд, на Олимпиаде в Ванкувере для российских болельщиков было два культовых события: выступление Евгения Плющенко и сборной России по хоккею. Если бы проиграли все, но наш фигурист и наши хоккеисты взяли бы «золото», многие, я уверен, простили бы российским олимпийцам провал. Слишком много надежд связывали в стране с этим «нашим все». Может быть, и зря, но мы по-другому не умеем. Вот теперь Россия по-настоящему проиграла Олимпиаду [7].

В этом материале мы можем наблюдать «глокальную» точку зрения: автор подчеркивает, что тренер команды-неудачницы «парень с уральским характером», создавая сужение темы, ее привязку к конкретной локальности, но одновременно поднимается и до общепатриотического горького заявления («Вот теперь Россия по-настоящему проиграла Олимпиаду»). Элементы «педагогического воздействия» мы усматриваем и здесь, однако в отличие от резкости и насмешливости федерального СМИ автор материала горько сочувствует проигравшим, не ставит на них «крест». Повышенная «человечность» и «душевность» переживания крупного проигрыша в локальном СМИ может рассматриваться как одна из ключевых особенностей спортивного информирования такого уровня.

Наконец, значимым моментом столкновения локального и глобального становится стремление мирового СМИ приблизить к себе читателя именно за счет включения «мнений», которые заменяют эмоционально окрашенную аналитику. На сайте ВВС находим своеобразный сборник цитат различных людей, которые высказывали свое мнение об игре сборной по хоккею и ее поражению на олимпиаде. Канадцы выглядели намного лучше, свежее и быстрее. мы играли, как дети на улице. Канадцы обыграли нас по всем статьям. В чем причина? Я не знаю.

Илья Брызгалов, вратарь хоккейной сборной России

В этом матче сборная России ничего не сделала, чтобы выиграть. Канадцы оказались сильнее во всех компонентах - и в тактическом плане, и в физическом, и в психологическом, и в организации игры, и в настрое. И, самое главное, я не увидел вариантов, за счет чего можно было перевернуть ход матча. Бледная была сборная, далекая от того идеала, который мы хотели видеть. Канадцы сыграли против нас так грамотно, так четко, что никакие перестановки не помогли.

Сергей Михалев, хоккейный тренер

Проигрывать можно по-разному. Но так, как мы проиграли сегодня, проигрывать нельзя. Я не увидел у наших самоотдачи. Канада победила не за счет чисто канадского хоккея, а продемонстрировала то, чем известен европейский хоккей: искусство паса, пауза в нужные моменты.

Александр Медведев, президент Континентальной хоккейной лиги [2]

Это мнения людей, имеющих профессиональное отношение к хоккею. Однако одновременно это и чрезвычайно этноцентричные высказывания. Каждый автор здесь как будто сам участвовал в игре («Мы играли...»). Такое самоотождествление чрезвычайно точно «вписывается» в горизонт читательских ожиданий

- болельщик сопереживает игре не отстранен-но, но чрезвычайно деятельно, как будто играет сам. Справедливая похвала в адрес противника оказывается «скрытым» упреком российской сборной: они смогли, а мы нет. «Цитатник» позволяет читателю получить подтверждение своих ощущений и переживаний, «согреть» «холодный» глобальный информационный поток. Таким образом, и мировое СМИ ищет способы «глокализовать» информацию, чтобы сохранить своего читателя.

Список литературы

1. Ванкувер : осечки хоккейных фаворитов. URL : http://www.bbc.co.uk/russian/inter-national/2010/02/100219_russia_canada_hock-ey.shtml.

2. Ванкувер : поражение российских хоккеистов в цитатах. URL : http://www.bbc.co.uk/ russian/sport/2010/02/100225_russia_canada_ hockey_quotes.shtml.

3. Колин, К. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция. URL : http://spkurdyumov.narod.ru/D37Kolin. html.

4. Катастрофа сборной. URL : http://vz.ru/ vancouver-2010/2010/2/25/378608.html.

5. Крушение мечты. URL : http://www.me-diazavod. ru/articles/8373 9.

6. Очко от словаков. URL : http://vz.ru/van-couver-2010/2010/2/19/377370.html.

7. Россия с 11-го места не сдвинулась. URL : http://www.mediazavod.ru/articles/83610.

8. Российские хоккеисты проиграли канадцам в Ванкувере. URL : http://www.bbc.co.uk/ russian/sport/2010/02/100224_ice_hockey_rus-sia_canada.shtml.

9. Фоторепортаж. Провал в хоккее. URL : http ://vz. ru/photoreport/2010/2/378743.html.

10. Эпштейн, М. Н. Персональный сайт. URL : www.epstein.ru.

11. Юсупов, Р. М. Глобальное информационное пространство : этика и безопасность / Р. М. Юсупов, В. П. Заболотский. URL : http:// conf.infosoc. ru/03 -rGOVf18.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.