Научная статья на тему 'Приёмы обеспечения самообразования учителей физики на основе самостоятельного повышения знаний'

Приёмы обеспечения самообразования учителей физики на основе самостоятельного повышения знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраймов Аскар Есбосынович

В статье раскрываются возможности самообразования учителей физики общеобразовательных средних школ на основе создания информационной образовательной среды и дистанционного обучения; приведены характеристики понятия «непрерывное образование» в исследованиях зарубежных ученых; отмечено значение самостоятельного получения знаний в системе непрерывного повышения квалификации; проанализировано состояние вопроса о создании информационной образовательной среды в республике, определены её составляющие и практическая значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of ensuring the self-education of teachers of physics on the basis of independent acquiring of knowledge

The article describes the possibilities of self-education for the teachers of physics at secondary schools through the establishment of the information educational environment and distance learning; it shows the characteristics of the concept of "lifelong learning" in the studies of the foreign scientists; It pointed to the importance of self-acquiring the knowledge in the continuous professional development system; the article analyzes the establishment of the information educational environment in the country, its components are defined, including the practical significance.

Текст научной работы на тему «Приёмы обеспечения самообразования учителей физики на основе самостоятельного повышения знаний»

3. Zubrilov R.A. Marksmanship training of biathlete: equipment and principles of its operation:

[monograph] / R. A. Zubrilov. - 2nd edition is revised and arranged. - Kyiv : «Zubrilov» Ltd, 2013. - 280 р.

4. Zubrilov R.A. Biathlon shooting training [monograph] / R.A. Zubrilov. - Tyumen : «Zubrilov» Ltd, 2014. - 336 p.

REFERENCES

1. Zubrilov, RA. (2013), "Ways of assuming the ready position for shooting in rest position in biathlon", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (133), pp. 102- 108

2. Nitzsche, K (1998), Biathlon: Leistung - Training - Wettkampf; ein Lehrbuch für Trainer, Übungsleiter und Aktive [Biathlon: result - training - competition. A book for coaches, trainers and athletes], Limpert, Wiesbaden (in German ISBN 3-7853-1596-1)

3. Zubrilov R.A. (2013), Marksmanship training of biathlete: equipment and principles of its operation: [monograph], «Zubrilov» Ltd, Kyiv (in English ISBN 978-966-2684-00-1)

4. Zubrilov R.A. (2014), Biathlon shooting training [monograph], «Zubrilov» Ltd, Tyumen (in English ISBN 978-966-2684-03-2)

Контактная информация: zubrilov.roman@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2016

УДК 378

ПРИЁМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ ЗНАНИЙ

Аскар Есбосынович Ибраймов, соискатель, Ташкентский государственный педагогический университет, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Аннотация

В статье раскрываются возможности самообразования учителей физики общеобразовательных средних школ на основе создания информационной образовательной среды и дистанционного обучения; приведены характеристики понятия «непрерывное образование» в исследованиях зарубежных ученых; отмечено значение самостоятельного получения знаний в системе непрерывного повышения квалификации; проанализировано состояние вопроса о создании информационной образовательной среды в республике, определены её составляющие и практическая значимость.

Ключевые слова: система повышения квалификации, непрерывное образование, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, самообразование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p92-95

METHODS OF ENSURING THE SELF-EDUCATION OF TEACHERS OF PHYSICS ON THE BASIS OF INDEPENDENT ACQUIRING OF KNOWLEDGE

Askar Esbosynovich Ibraymov, the competitor, Tashkent State Pedagogical University, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Annotation

The article describes the possibilities of self-education for the teachers of physics at secondary schools through the establishment of the information educational environment and distance learning; it shows the characteristics of the concept of "lifelong learning" in the studies of the foreign scientists; It pointed to the importance of self-acquiring the knowledge in the continuous professional development system; the article analyzes the establishment of the information educational environment in the country, its components are defined, including the practical significance.

Keywords: system of training, continuing education, information educational environment, information and educational environment, information and communication technologies, e-learning resources,

self-education.

В современном мире отмечается тенденция активного развития и использования информационно-коммуникационных технологий и технологий дистанционного обучения в системе повышения квалификации учителей. Обновление системы образования, в первую очередь, связано с личностью учителя, с тем, насколько успешно он сам овладеет новыми знаниями и инновационными технологиями и в какой степени будет готов к внедрению модернизированного содержания в учебный процесс. Соответственно, современные требования выдвинуты и перед системой повышения квалификации учителей. Реализация данной задачи обусловила возникновение ряда проблем, прежде всего потому, что на протяжении 70 лет главным средством повышения квалификации учителей была книга (учебник, пособие). Переход же процесса обучения на информационно-коммуникационные технологии и дистанционные формы повышения квалификации требует разработки программного обеспечения непрерывного самообразования учителей.

Изучение международного опыта показывает, что использование современных информационно-коммуникационных технологий и дистанционного обучения значительно повышает качество обучения в системе повышения квалификации. На основе разработанного комплекса электронных ресурсов по учебным предметам создана информационная образовательная среда, которая обеспечивает обучение непосредственно на курсах повышения квалификации (повременное), а также после курсовое самостоятельное образование учителей в режиме непрерывности.

Результаты изучения и анализа международного опыта по широкому распространению электронных информационно-образовательных средств обучения частично можно увидеть в изменении некоторых терминов и понятий, употребляемых в традиционной системе образования. Например, «библиотека» - «электронная библиотека», «учебник» -«электронный учебных», «лабораторные работы» - «виртуальные лабораторные работы», «аудитория» - «виртуальная аудитория», «сотрудничество» - «виртуальное сотрудничество» и наконец, «образовательная среда» - «электронная информационно-образовательная среда».

Внедрение инновационных педагогических технологий в учебный процесс способствует самостоятельному повышению знаний учителей, делает возможным получение «непрерывного образования» на протяжение всей жизни. Специально разработанная информационно-образовательная среда по учебным дисциплинам позволяет самостоятельно изучать новое в науке по своей профессии и таким образом непрерывно повышать свою квалификацию. Проанализируем отдельные исследования в этом направлении из международного опыта.

Исследователь Г.М. Коджаспирова, выявила значение самостоятельного повышения знаний в структуре непрерывного образования: «Самообразование выступает как связующее звено между дискретно идущими ступенями специально организованного обучения, придавая образовательному процессу непрерывающийся, восходящий, целостно завершенный характер. Вне самообразования идея непрерывного образования неосуществима» [4, с. 50]. Основываясь на научных изысканиях И.О. Ганченко [3], можем выделить две позиции в понимании самообразования. Во-первых, согласно Г. Спенсеру, самообразование является синонимом саморазвития и естественным процессом развития человеческой цивилизации: «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивается только путем самообразования» [5].

На наш взгляд, наиболее полное раскрытие феномена представила Е.В. Бондарев-ская. Она предлагает определить самообразование, как образовательный процесс, осознанную, личностно ориентированную и личностно управляемую многоаспектную деятельность, направленную в первую очередь, на непрерывное приобретение социального опыта, основанного на знаниях, использование различных ресурсов и овладение навыка-

ми и умениями самоорганизации, самообучения, самоконтроля и самооценки [1, с. 56].

Идея непрерывного образования появилось в XX веке, но её можно обнаружить в древних источниках по философии. Идея эта имеет огромное общечеловеческое и философское значение, так как сущность заключена в постоянном совершенствовании человека на протяжении всей жизни, непрерывном обновлении знаний умений и навыков, творческом и профессиональном развитии личности.

Понятие «непрерывное образование» имеет разные определения в зарубежных источниках, в частности «продолжающееся образование» (continues education), «пожизненное образование» (lifelong education), «перманентное образование» (education permanent), продолженное или непрерывное образование (continuing education), «рекуррентное образование» (recurrent education), «образование после получения основного образования» (education after receiving basic education) [2]. В приведенных характеристиках, безусловно, просматривается идентичность, суть которой сводится к тому, что личность стремится к обогащению, что личность стремится к обогащению своего творческого потенциала и духовного мира, совершенствованию своих знаний, умений и навыков и осуществляет это либо через поэтапный процесс обучения в образовательном учреждении, либо повышает уровень своих знаний самостоятельно.

Наше исследование посвящено вопросам разработки и внедрения электронного информационно образовательного портала, обеспечивающего непрерывность образовательного процесса на основе самообразования учителей физики общеобразовательных средних школ. Правовой основой данного исследования является постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 февраля 2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» [Узбекистан Республикаси Вазирлар Мадкамасининг 2006 йил 16 февралдаги "Педагог кадрларни кайта тайёрлаш ва уларнинг малакасини ошириш тизимини янада тако-миллаштириш тугрисида"ги 25-сонли Карор. // Ж. Узбекистон Республикаси Хукумати-нинг Карорлар туплами. - Тошкент, 2006. - №2. -Б. 10-11.], в котором обозначены задачи, «использования интерактивных методов и глобальной сети интернет, стимулирования критического и творческого мышления педагогов, внедрения современных педагогических и информационных технологий с целью самостоятельного получения информации».

Актуальность этих задач очевидна в контексте развития информационных технологий и дистанционного обучения, особенно, если учесть, что усвоенные ранее знания удовлетворяли учителей, то на сегодня их явно недостаточно, и не во всем эти знания отвечают требования времени. Поэтому каждый учитель испытывает потребность и необходимость постоянного получения информации о новых знаниях, теориях, подходах в своей области. В этом плане задача специалистов системы повышения квалификации обеспечить в полном объеме требования учителей в повышении их профессионального уровня и создать условия для непрерывности данного процесса.

В соответствии с поставленными задачами была создана информационная образовательная среда, обеспечивающая непрерывное повышение квалификации учителей физики общеобразовательных средних школ, на основе эффективного использования разработанных электронных образовательных ресурсов и глобальной сети интернет. Благодаря этому стало возможным самостоятельно находить отбирать информацию и анализировать её. То есть одновременно решается задача развития критического и творческого развития учителей физики.

Создание информационной образовательной среды как средства непрерывного повышения квалификации позволяет учителям знакомиться с современными образовательными ресурсами в рамках научной дисциплины, самостоятельно получать знания на современном уровне, изучать результаты научных исследований (кандидатских и докторских диссертаций), знакомиться с научно-методическими статьями, опубликованными в журналах и сборниках конференций, получать информацию о научном наследии мысли-

телей Средней Азии, лауреатов Нобелевской премии, своевременно узнавать обо всех новостях и достижениях в области физики и методики её преподавания.

Через информационную образовательную среду учителя физики могут овладеть навыками создания презентации в наглядной анимационной форме, организации лабораторных занятий в традиционном формате, но с помощью средств информационно-коммуникационных технологий, организации виртуального моделирования.

Особо следует подчеркнуть, что информационная образовательная среда способствует активному обмену опытом между учителями физики, работающими с применением передовых технологий, а также их виртуальному сотрудничеству. С этой целью специалистами по физике Республиканского центра образования создаются условия для обмена опытом учителей физики, повышающих свою квалификацию, организуются встречи с авторами учебников и пособий по физике.

Компонентами информационной образовательной среды являются также различные по содержанию задания для самооценки учителей физики, тесты для проверки знаний, задания, направленные на развитие творческого мышления, упражнения на закрепление знаний и др. С помощью таких заданий и проверочных тестов учителя могут самостоятельно контролировать свою деятельность.

Сегодня учителя физики повышают свою квалификацию 1 раз в 5 лет в традиционной и дистанционной форме.

В нашем исследовании предусмотрено, что три создании информационной образовательной среды повышение квалификации будет осуществляться непрерывно в течение 5 лет. При этом создается возможность усвоения и внедрения знаний по физике (то есть параллельное повышение уровня знаний и их внедрение). Последнее положение особенно актуально с точки зрения компетентностного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью (избр. пед. труды): в 2 т. / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2006. - Т. 2. - 504 с

2. Высшая школа за рубежом: проблемы, поиски, решения / Гос. ком. РФ по высшему образованию. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 1994. -190. с.

3. Ганченко, И.О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального образования : дис. ... д-ра пед. наук / Ганченко Игорь Олегович. - Краснодар, 2004. - 342 с.

4. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагогика / Г.М. Коджаспирова. под ред. Ю.М. Забродина. - М. : Педагогика, 1994. - 545 с.

5. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер. - Минск : Современный литератор, 1999. - 1408 с.

REFERENCES

1. Bondarevskaya, E.V. (2006), Education as meeting with the personality, RGPU publishing house, Vol. 2, Rostov-on-Don

2. The higher school abroad: problems, searches, decisions (1994), Research center of problems of quality of training of experts, Moscow.

3. Ganchenko, I.O. (2004), Development of the identity of the teacher in system of continuous professional education, dissertation.

4. Kodzhaspirova, G.M. (1994), Culture of professional self-education pedagogics, Pedagogics, Moscow.

5. Spencer, G. (1999), Scientific, political and philosophical experiences, Modern writer, Minsk.

Контактная информация: asqar_ibraymov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.