Список литературы:
1. Белова Е.Ю. Подготовка педагогических кадров // США: экономика, политика, идеология. - 1991. - № 4. - С. 64-69.
2. Галаган Л.Н. Особенности подготовки учительских кадров в зарубежных странах. - М.: НИИ ПВШ, 1992. - 56 с.
3. Кузнецова И.А. Социально-педагогическая профилактика делин-квентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Владимир, 2000.
4. Риснюк Г.М. Проблема делинквентных групп в США: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 162 с.
ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
© Терехова И.И.*
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, физики № 444, г. Москва
При изучении иностранного языка весь языковой материал можно разделить на 3 большие группы: слова, грамматика и устойчивые выражения. Процесс запоминания новых слов является наиболее трудоемким. На уровне слова осваивается произношение английского языка, отрабатывается умение воспринимать слова на слух, умение читать, а потом и умение писать по-английски.
При работе с лексикой необходимо изучить ее природу: как происходит процесс запоминания новых слов, на основе каких механизмов функционируют лексические навыки, какие приемы существуют, помогающие учащимся быстрее запоминать новые слова.
После введения новых слов, важнейшим видом работы является «автоматизация употребления речевого материала, то есть доведение владения их до уровня навыка» [1, с. 79]. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений (УРУ). Их использование связано с необходимостью формировать навыки в условиях, подобных речевым.
Пассов Е.И. выделяет несколько требований к УРУ Они должны быть:
- Ситуативными. Это значит, что любая реплика учителя и реакция ученика должна соотноситься с ситуацией, с взаимоотношениями собеседников, их деятельностью; здесь необходима личностная индивидуализация, знания учащихся.
- Обеспечивать направленность обучающего на цель и содержание высказывания, а не форму.
* Учитель английского языка.
- Быть организованными по характеру как процесс общения, а по сути - обучающими.
Условно-речевые упражнения называют так потому, что «по характеру они - речевые, что создаёт в процессе формирования навыков условия общения, не отрывает автоматизацию от говорения, не формализует её; но по своей организации, однако, они - условные, ибо специально организованы так, чтобы автоматизируемый материал периодически повторялся в каждой реплике, чего в обычном процессе общения нет» [1, с. 80].
Пассов приводит 4 вида УРУ они различаются по способу выполнения, то есть по тем действиям, которые при выполнении упражнения совершают учащиеся:
1. Имитативные УРУ характеризуются тем, что ученик свою реплику полностью имитирует по реплике учителя. Например, усваивается глагол «хотеть»:
I want to drink. I want to drink too.
2. Подстановочные УРУ требуют от ученика подстановки в модель усваиваемого речевого образца какой-либо другой единицы. Например:
I want to go to the cinema. I want to go for a walk.
3. Трансформационные УРУ предполагают трансформацию воспринятой формы. Например:
I want to go to the country. Do you want to go to the country? No, I do not.
4. Репродуктивные УРУ предполагают самостоятельное воспроизведение усвоенной формы. Например:
What do you want to do during your summer holidays? I want to read. I want to swim. I want to play games.
Ротова Г.В. и Верещагина И.Н. приводят возможные приёмы работы над лексикой. Их можно поделить на 7 групп. Рассмотрим каждую из них более подробно:
1. Проговаривание слова, словосочетания и предложения за учителем или за диктором.
2. Упражнение в проговаривании осуществляется хором и обязательно индивидуально, с тем чтобы проследить, насколько правильно дети проговаривают новое слово, особенно слабые учащиеся, Следует обязательно давать установку на запоминание. Упражнение выполняется хором, однако возможно вторичное прослушивание для индивидуального громкого повторения.
Поскольку словосочетание - важный блок для построения высказывания, такие упражнения полезны и выполняются под руководством учителя.
Пример задания: прослушайте слово и соедините его с новым.
Устное составление словосочетаний с новым словом. Например: новое слово animal.
Учитель называет слова: domestic, wild, clever, angry, funny, а учащиеся составляют словосочетание.
3. Употребление слова в разных структурах, речевых образцах. Выполнение подобных заданий обеспечивает усвоение слова через многократное повторение в сочетании с другими словами в коммуникативно -ценных предложениях.
Примеры заданий:
- Назовите... This is a ...
- Ответь на вопрос.
- Согласитесь или опровергните высказывание...
- Спросите у товарища, есть ли у него...
- Попросите или предложите что-то сделать.
4. Зрительное восприятие слова, сочетание его с другими совами в контексте, чтение за учителем или за диктором.
Такие упражнения выполняются после того, как учащиеся ознакомятся со звуковой формой слова. В данном случае они усваивают графическую форму слов, учатся читать.
5. Выполнение лексических упражнений с опорой на печатный текст. Пример: выберите и прочитайте слова по теме.
6. Запись слов.
Выполнение задания сопровождается пояснениями учителя. Пример: спишите слова с доски или учебника.
7. Письменное выполнение заданий в классе и дома. Примеры:
- Вставьте пропущенное слово.
- Составьте слова из данных букв.
- Перепишите предложения, употребляя глаголы, данные в скобках, в нужной форме.
Проанализировав несколько источников (список книг указан в библиографии), можно добавить ещё ряд упражнений:
а) для развития активной лексики;
б) для развития пассивного словаря;
в) для развития потенциального словаря. Приведём примеры упражнений для первой группы:
- Назвать изображённые на картинке предметы.
- Выбрать из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации.
- Выбрать из ряда слов слово, соответствующее данной теме.
- Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.
- Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
- Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
- Поставить вопрос к высказыванию, выяснив... (в вопросе предполагается употребление нового слова).
- Ответить на вопрос, употребив новое слово.
- Какие глаголы можно употребить со словами.
- Соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания.
- Подберите из «разбросанных» слов сочетания.
- Распространите предложения за счёт определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (из данных под чертой, по памяти).
- Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям.
Рассмотрим примеры упражнений для второй группы.
- Громкое чтение и последующий перевод нового слова в различных синтагмах и предложениях. При выполнении этого упражнения происходит обогащение значения данного слова. Например: full - a full bottle, a full bus, a full moon, a full step, the pail full of water, the hall full of students...
- Заполнение пробелов в тексте при чтении. Это упражнение направлено на развитие способности прогнозирования.
- Заполнить пропуски словами, разными по значению, образ которых учащиеся путают, например: lie and lay, sent and scent.
Рассмотрим примеры упражнений для развития потенциального словаря. Рассмотрим упражнения:
- Определить значение производных слов, образованных от известных корней и с помощью известных аффиксов.
- Определить значение интернациональных слов.
- Определить значение незнакомых слов, отталкиваясь от известного значения; проверить его по контексту.
- Определить значение незнакомых сложных слов по составу их компонентов.
- Определить значение незнакомых слов, образованных по конверсии.
Особым источником потенциального словаря является языковая догадка, в ней больше случайного и неосознанного.
Исследователи вывели три группы подсказок языковой догадки: внутриязыковая, межъязыковая и внеязыковая [2].
Внутриязыковая подсказка вытекает из отнесения слова к определённой грамматической категории, выявления его функции в предложении.
Межъязыковая подсказка содержится в словах, образованных в результате заимствования из языка в язык, в интернационализмах, советизмах, а также в полных и частичных кальках, то есть в словах и словосочетаниях, образованных по общей словообразовательной, синтаксической и смысловой модели.
Внеязыковая подсказка вытекает из знания фактов и явлений действительности, отражённых в тексте и придающих ему указательный характер. Так, приметы времени, места, упоминание собственных имен бросает свет на значение незнакомых слов.
Языковая догадка является, таким образом, результатом всех обучающих и жизненных воздействий, и поэтому она проявляется по-разному у разных учащихся, то есть она носит субъективный характер. Один учащийся может увидеть подсказку в данном слове, контексте, другой - нет. Однако специальные упражнения в языковой догадке могут придать ей более управляемый и, следовательно, объективный характер.
Рассмотрим задания к упражнениям в языковой догадке:
- Прочти текст (абзац, предложение) и подчеркни приметы времени, места; с учётом этих примет определи значение выделенных слов.
- Прочти полностью текст и определи, о чем он. Это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов.
- Прочти текст. Выяснить значение выделенных незнакомых слов тебе поможет анализ слов по составу и определение их функций в предложении.
- Выдели устойчивое сочетание из текста, сделай его дословный перевод; это поможет тебе найти соответствие ему в родном языке.
В заключении можно сделать вывод: существуют много приёмов и упражнений для развития лексических навыков. Для себя я открыла всевозможные задания для развития потенциального и пассивного словаря, стараюсь использовать их в своей работе. Наличие разнообразных упражнений в работе над лексикой помогают сделать эту работу интересной и доступной для каждого ученика. Огромное значение в работе над лексикой имеет и подготовительная работа. При изучении новых слов развивается память, логическое мышление, внимание.
Список литературы:
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е изд., до-раб. - М.: Просвещение, 1998.
2. Картон А.С. Роль догадки в процессе пользования языком и в процессе обучения языку // Методика преподавания иностранных языков за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, Е.В. Мусницкая. - М., 1976. -Вып. 2. - С. 183.