Научная статья на тему 'Приёмы актёрского мастерства как эффективное средство создания дисциплины'

Приёмы актёрского мастерства как эффективное средство создания дисциплины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITIES / ПЕДАГОГИКА. МАСТЕР-КЛАСС / EDUCATION OF STUDENTS / PEDAGOGY / MASTER-CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцев А.С., Тараненко К.И.

В статье даёться мастер-класс направленный на то, что бы научить коллег применять элементы актёрского мастерства для поддержания дисциплины в классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques of acting as an effective means of creating discipline

The article gives a master class aimed at something that would teach colleagues use elements of acting to maintain discipline in the classroom.

Текст научной работы на тему «Приёмы актёрского мастерства как эффективное средство создания дисциплины»

Приёмы актёрского мастерства как эффективное средство создания дисциплины

А.С. Зайцев1, К.И. Тараненко2

'Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1279" 117638, Москва, Азовская улица, дом 2, корпус 2

Secondary School of State educational institution of the city of Moscow № 1279 Azovskaya str., 2, building 2, Moscow 117638 Russia e-mail: vpgarmoni@gmail.com

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы № 947

115372 Москва, Лебедянская улица, дом 16 State budgetary educational institution of Moscow № 947 Lebedyanskaya str., 16, Moscow 115372 Russia e-mail: ks.ig@mail.ru

Ключевые слова: творческое развитие, социализация, коммуникация, воспитание школьников, творческая деятельность, педагогика. мастер-класс. Key words: creative development, socialization, communication, education of students, creative activities, pedagogy, master-class.

Резюме: В статье даёться мастер-класс направленный на то, что бы научить коллег применять элементы актёрского мастерства для поддержания дисциплины в классе.

Abstract: The article gives a master class aimed at something that would teach colleagues use elements of acting to maintain discipline in the classroom. [Zaytsev A.S., Taranenko K.I Techniques of acting as an effective means of creating discipline]

Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2020 годы показывает, что современный этап становления отечественного образования должен обеспечить не только восстановление утраченных ценностных ориентиров и статус российского образования, но и его модернизацию, связанную как с преодолением «культурного нигилизма значительной части молодежи, подвергающей сомнению или отрицанию ценностей высокого искусства и их эталонную роль в культуре», так и с ответом на так называемые «вызовы времени», требующими от образования подготовки конкурентоспособного специалиста, готового к социализации и

адаптации в достаточно жестких социально-культурных условиях.

Социологическое исследование «Новая Россия: десять лет реформ», проведенное в 2001 г. Институтом комплексных социологических исследований РАН под руководством М.К. Горшкова и социологическое исследование, проведенное Центром социологических исследований Ставропольского государственного университета в апреле-мае 2003 г. под руководством профессора А.А. Магомедова показали, что в крупных городах лишь 40% родителей организуют интеллектуально - духовный досуг своих детей; в средних городах - 30%; в сельской местности - 25% (Бутова, 2000). В докладе Общественной палаты Российской Федерации по вопросу «Культура и будущее России. Новый взгляд» (к пленарному заседанию Общественной палаты РФ 24 ноября 2007 г.: 13) сказано: «Исследования показали, что существует прямая связь между личностным ростом людей и их отношением к искусству, заложенным в детстве... Надо перестать близоруко относиться к искусству как к добропорядочному развлечению и понять его как одно из важнейших условий прогрессивного движения страны. В развитие культуры населения государство должно вкладывать средства так же, как оно платит за массовое образование и здравоохранение».

Как отмечает О.И. Генисаретский: «.Воспитание театром - это ... воспитание средствами театрального искусства, посвящение в тайны театра как вида художественного творчества, начинающееся знакомством с разнообразными элементами театральности и кончающееся образованием живого, непрестанного интереса к ценностям театральной культуры, к ее традициям, раскрывающимся в той или иной степени в текущем состоянии театрального процесса».

Игра выполняет не только функцию педагогического воздействия. Так, Платон видел в игре основу культуры общества. К. Гросс, следуя педагогическим идеям Платона, полагал, что игра - это подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности и самореализации. Свои теории игры создали Г. Спенсер, Ф. Шеллинг, Л. Витгенштейн, К.

Бюлер, В. Вундт, Э. Берн. Психологическими аспектами игротерапии занимались Ч. Шеффер, Х. Кэдьюсон, В. Экслайн. Идеям Платона о «жизни-игре» близка работа Й. Хёйзинги «Homo ludens», который считал, что в современности игровой момент часто подавляется и вытесняется из жизни (Хёйзинга, 1991: 335-336).

Выдающийся учёный Л.С. Выготский в «Психологии искусства» приводит мнение З. Фрейда об игре и фантазии, как двух формах проявления бессознательного, наиболее близких искусству: ребенок смотрит на создаваемый им мир серьезно, вносит в игру много одушевления: «Противоположение игре не серьезность, а действительность. Ребенок прекрасно отличает, несмотря на все увлечения, созданный им мир от действительного и охотно ищет опоры для воображаемых объектов и отношений в осязаемых и видимых предметах действительной жизни... Поэт делает то же, что и играющие дети, он создает мир, к которому относится очень серьезно, то есть вносит много увлечения, в то же время резко отделяя его от действительности» (Выготский, 1968: 98).

В современном мире учитель - это артист. Выходя перед детьми на уроке как на сцену, учитель должен держать внимание всей аудитории и умело справляться с ситуациями, когда это внимание рассеивается, и то там, то здесь слышится шум, отвлекающий от работы.

Данный мастер-класс представляет собой совокупность приёмов и способов актёрского мастерства, эффективно способствующих созданию дисциплины в классе.

Дисциплина (и её отсутствие) вопрос всегда актуальный для большинства молодых педагогов и не только, который требует глубокого изучения и поиска решений. Причины отсутствия дисциплины кроются как в детях и семьях, в которых эти дети воспитываются:

1. Нарушение нервно-психической системы;

2. Материнская депривация (отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек);

3. Попустительский стиль семейного воспитания;

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке к школе;

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;

6. Установление детьми собственной власти над коллективом;

7. Месть как цель "плохого" поведения;

8. Избегание собственных неудач;

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей;

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

... так и в самих педагогах:

1. Неуверенность педагога в себе;

2. Скучные уроки;

3. Попустительский стиль преподавания;

4. Отсутствие навыков психологического общения;

5. Неинтересная личность учителя.

В самом начале своей педагогической деятельности передо мой встал вопрос "Как заставить детей слушаться?". Уже с первых дней работы в школе я поняла, что целенаправленная деятельность именно на поддержание дисциплины малоэффективна. Необходимо создавать такие условия для детей, чтобы процесс обучения был интересен, чтобы детям было некогда и незачем отвлекаться. На помощь здесь приходит актёрское мастерство педагога, его личность, так как даже самый методически построенный урок не возымеет успеха, если сам учитель не в состоянии заинтересовать детей собой. Но всё же иногда случаются моменты, когда некоторые приёмы поддержания дисциплины бывают кстати.

Цель мастер-класса: научить коллег применять элементы актёрского мастерства для поддержания дисциплины в классе.

Задачи мастер-класса:

- ознакомление с нестандартными способами создания дисциплины, основанными на актёрском мастерстве;

- применение полученных знаний на практике.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Своё выступление мне

хочется начать с вопроса: как вы думаете, какие причины лежат в отсутствии дисциплины? Очевидно, что причины непослушания на уроке кроются как и в детях и их родителях, так и в самих педагогах. Какие же условия должен соблюдать

учитель, чтобы поддерживать дисциплину? Учитель должен быть уверен в себе, уроки должны быть интересными, чтобы все обучающиеся были заняты. Что же необходимо делать, чтобы уроки были интересными? Тоже общеизвестно: яркий материал, красочные презентации, разные виды работ: парные, групповые. Разные технологии: дискуссии, игры, брейн-ринги, квесты и тд. Но всё это не будет работать, если сам учитель не будет интересной и многогранной личностью, заинтересованной в своей работе, готовой к новым и ярким проявлениям себя. Здесь нам в помощь к вербальным средствам выражения эмоций приходят мимика, жесты, интонация, прикосновения, дыхание. Тут существует целая театральная педагогика. На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.

«Нельзя вдохнуть талант, но способности можно развить», утверждала последователь К.С. Станиславского, 3.С. Гиппиус. Использование элементов общепедагогического, общетворческого наследия К.С. Станиславского в качестве некоего ключа для развития и совершенствования экспрессивно-творческой природы учителя поможет ему обучиться искусству «эмоциональной заразительности», умению «превращать всякую производственную необходимость в затею творческую».

Каков же арсенал средств общения, которые может использовать с этой целью учитель?

1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.

3. Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.

4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.

И так, как же помогут все эти средства общения в создании дисциплины?

Давайте попробуем выполнить первое простое задание.

Задание 1. Необходимо прочитать выделенный отрывок из детского рассказа с разной интонацией.

В. Осеева. Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина

С помощью непривычной для детей интонации можно сразу увлечь весь класс. А теперь попробуйте как-то нестандартно прочитать правило по математике.

Задание 2. Если числитель и знаменатель дроби являются взаимно простыми числами (имеют только один общий делитель), то такая дробь называется несократимой.

Управляя своими паралингвистическими средствами выражения эмоций, вы в большей степени управляете аудиторией.

Из экстралингвистических средств хочется выделить имидж учителя. На красивого учителя, опрятно и со вкусом одетого, всегда приятно смотреть, приятно его рассматривать, следить за его движениями, поворотами головы...

Кинесические средства играют очень важную роль в работе учителя. От того, как вы посмотрите на ребёнка - хмуро или с улыбкой, так же зависит взаимный контакт.

На уроках ваше лицо должно быть активно, если ребёнок отвечает на вопрос правильно - подарите ему искреннюю улыбку или может даже приятное удивление. Если вас ребёнок

огорчил - покажите это. С вашего лица дети должны считывать информацию так же, как если бы вы использовали вербальные средства общения. Под запретом только те эмоции, которые показывают вашу слабость и невоспитанность: гнев, раздражение, неприязнь и т.д.

Ну и, наконец, проксемические средства. Как говорится, при приближении врага жертва затихает, прячется. Наша задача не быть врагом, а быть человеком, который всё всегда держит под контролем. Как только вы видите, что в каком-то месте класса назревает очаг непослушания, мягко говоря, начните к этому очагу приближаться для его быстрого устранения. Перемещаться можно и с другой целью, но об этом позже.

Итак, о средствах выразительности мы с вами узнали. Теперь главное начать этими средствами активно пользоваться. И для начала задание для разминки.

Задание 3. Упражнение «Очередь»

Цель упражнения: развитие у учителей форм непосредственного коммуникативного поведения, способности к спонтанному игровому общению, раскованности и внутренней свободы.

Из группы выбираются восемь человек, из которых один -водящий. Семь человек становятся друг за другом как бы в очередь, а восьмой должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. Очередь при этом имеет игровую задачу не пропустить «нахала» к прилавку.

В это время остальные члены группы рассаживаются амфитеатром и наблюдают за происходящим. Затем проводится общее обсуждение. Анализируется каждый коммуникативно-содержательный момент игры: кто из стоящих в очереди уступил и кто не пропустил «нахала», какие средства были применены водящим (просьбы, угрозы, шантаж и т.п.).

Отлично, мы поразмялись, теперь можно приступать и к тому, для чего мы собственно здесь и собрались. Существуют нестандартные методы создания дисциплины, но, конечно же, без творческого подхода здесь не обойтись. Мне нужен 1 не очень смелый и не очень раскрепощённый человек (на сцену выходит учитель, которому предлагается кейсовая ситуация):

Кейс: Вы - учитель, аудитория - ваш класс. Вы начинаете вести урок, как Вы делаете это всегда. Выберите любую тему и ведите урок. Аудитория нарушает дисциплину, как может. Задача учителя - всеми знакомыми ему способами эту дисциплину наладить.

(хочется отметить, что во время мастер-класса у коллеги действительно возникли трудности с призывом аудитории к тишине)

А сейчас, я дам вам карточку, на которой перечислены нестандартные способы создания дисциплины. Главная ваша задача - раскрепоститься и не бояться. Всё приходит с опытом.

Памятка "Артистические приёмы создания дисциплины в классе"

1. Галёрка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галёрка превратится в партер.

2.Полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определённого цвета или качества (или с определённой буквой в названии).

3. В классе бывает шумно, когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шёпот или на басы.

4.Хорошо налаживают общий ритм работы упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий. Один из вариантов "Дружного эха", "Руки-ноги", "Кто-о-о меня слышит..." или упражнение "Выход ряда" поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, а вместе с ним желание включиться в общую работу и понять суть происходящего.

5.Неожиданные реплики: например: "Посмотрели на потолок!" (варианты: улыбнулись, почесали в затылке, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду.

6.Колыбельная песня (а почему бы и нет?)

7.Юмор (отличный помощник, но коварный)

8.Если вы знаете другой язык - перейдите на него (отлично подойдёт старославянский)

9. Начните обращаться к детям на "Вы", либо наоборот сюсюкаться как с грудничками (от неожиданности обучающиеся начинают смущаться и приходить в себя)

10.Начните читать своё любимое стихотворение конкретному ученику

11. Делайте неожиданности! Выключите свет. Включите музыку. Говорите со стеной (или с портретом)

(во время мастер-класса коллега выбрал первый пункт и сменил место авансцены)

И так, вы увидели беспощадную силу артистизма. Кстати, кто-то из вас может подумать - мы учителя, а не клоуны. К сожалению или к счастью, сейчас конкуретноспособный учитель - это учитель - актёр, который преподносит себя и свои уроки на более высоком уровне.

В завершение своего выступления хочется заметить, что вы должны чувствовать острую грань, когда актёрское мастерство может превратиться в бездарную игру, натянутую и неправдоподобную. Не заигрывайтесь, иначе каждое ваше слово и действие будет предсказуемо. Во всём нужна мера.

Я желаю всем вам вдохновения, желания творить, развиваться и совершенствоваться. Большое спасибо за внимание и работу!

Актёрское мастерство в педагогической деятельности учителя чуть ли не основополагающая его личности. Каким будет учитель, таким будет и урок, такими будут и дети. Наша задача растить и воспитывать творческих детей, готовых к нестандартным ситуациям. Давайте дарить им интересное и яркое школьное детство, которое в будущем они будут вспоминать с улыбкой.

ЛИТЕРАТУРА

Бутова Т.Г. 2000. Маркетинговые исследования культурного досуга. -

Маркетинг в России и за рубежом. №3: 36-44. Выготский Л.С. 1968. Психология искусства. М.: Наука. 576 с. Генисаретский О. И. Роль театрального искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения [Элетронный ресурс]. URL: http://prometa.ru/olegen/publications/117/#_ftn2 Зайцев А.С. 2016. Взаимодействие выбора форм творческой деятельности на

примере социализации и творческого развития подростков. Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 5. № 1: 62-69.

Зайцев А.С. 2016. Развитие подростка в школьном театре: учебно-методическое пособие. М.: МАО. 148 с.

Зайцев А.С. 2015. Школьный театр как фактор творческого развития и социализации подростка: монография. Москва: МАО. 175 с.

Зайцев А.С. 2012. Особенности социализации современных подростков в дополнительном художественном образовании. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том 1. № 4: 789-798.

Лазарев М.А., Курбатова Н.В. 2013. Педагогическая технология творческого развития студентов. -Инициативы XXI века. № 3: 42-44.

Лазарев М.А. 2012. Формирование художественной культуры будущего учителя. - Инициативы XXI века. № 1: 79-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лазарев М.А. 2014. Языковая картина мира: анализ теоретических подходов. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 3. № 3: 465-475.

Хёйзинга Й. 1991. Функция поэтического формообразования. - В сб. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.: Изд-во политической литературы: 335-336.

Получена / Received: 18.03.2016 Принята/Accepted: 25.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.