Научная статья на тему 'Привычный негатив'

Привычный негатив Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
russian industry / demand / output / employment / stocks of finished goods / crediting of manufacturing / actual trends and expectations.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергей Цухло

Негативные изменения в динамике спроса становятся привычными для российской промышленности. Предприятия сохраняют мало отличимый от нуля рост выпуска, снижают цены, успешно контролируют запасы готовой продукции и надеются на оживление продаж в наступившем году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customary Negative

Analysis of the business surveys conducted by Gaidar Institute shows that adverse changes in the demand dynamics have been becoming customary for the Russian industry which has been retaining almost zero growth in output, reducing prices, successfully controlling finished goods stocks, and hoping for an increase in sales in the year to come.

Текст научной работы на тему «Привычный негатив»

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

ПРИВЫЧНЫЙ НЕГАТИВ

Сергей ЦУХЛО, канд. экон. наук

Негативные изменения в динамике спроса становятся привычными для российской промышленности. Предприятия сохраняют мало отличимый от нуля рост выпуска, снижают цены, успешно контролируют запасы готовой продукции и надеются на оживление продаж в наступившем году.

Спрос на промышленную продукцию

В конце 2013 г. спрос на промышленную продукцию претерпел резкие негативные изменения. Исходные данные показали самый высокий декабрьский темп снижения продаж для последних пяти лет. Более интенсивное декабрьское снижение спроса было зарегистрировано только в кризисном 2008 г. Очистка от сезонности вывела темп падения спроса в этом месяце на уровень худших значений последних полутора лет.

Впрочем, такая динамика продаж становится уже привычной для российской промышленности. За последние пять месяцев 2013 г. исходный темп (баланс) изменения спроса снизился с 0 до -22%. Нулевой рост продаж сменился существенным спадом. Доля же ответов «нормальный» при оценке его объемов сократилась за этот период с 54 до 47%, т.е. всего на 7 пунктов. Доля ответов «ниже нормы» выросла к декабрю только до 51%. В результате баланс оценок объемов продаж достиг лишь -4% пунктов.

Прогнозы спроса к концу года, наоборот, продемонстрировали нехарактерный рост и по исходным, и по очищенным от сезонности

данным. В предыдущие посткризисные годы баланс ожидаемых изменений продаж в декабре либо продолжал снижаться, либо оставался на худшем уровне, достигнутом в ноябре. Сейчас же исходный баланс вырос на 4 пункта, очищенный от сезонности - на 3. В результате этому показателю удается сохранять положительные значения (хотя бы после очистки от сезонности) и удерживать промышленность от более резких негативных изменений выпуска.

Запасы готовой продукции

Баланс оценок запасов готовой продукции во втором полугодии 2013 г. отличался завидной устойчивостью и не превышал +12 пунктов. Промышленности удавалось более успешно балансировать объемы своего производства и спроса на свою продукцию после июньского взлета показателя, когда избыточность запасов достигла посткризисного максимума. Но по отраслям итоговые балансы оценок запасов, наблюдавшиеся во втором полугодии, различались очень существенно.

О самых больших излишках сообщили легкая промышленность (+30 пунктов) и стройиндустрия (+21). Машиностроение оценивало свои запасы во втором полугодии балансом в +10 пунктов. А самые низкие излишки были получены в цветной металлургии и хим-проме (по +7), пищепроме (+5) и в леспроме (+1). Предприятия черной металлургии довели свои запасы уже до недостаточного уровня (-3 пункта).

Опросы руководителей промышленных предприятий проводятся Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара по европейской гармонизированной методике в ежемесячном цикле с сентября 1992 г. и охватывают всю территорию Российской Федерации. Размер панели составляет около 1100 предприятий, на которых работает более 15% занятых в промышленности. Панель смещена в сторону крупных предприятий по каждой из выделяемых подотраслей. Возврат анкет - 65-70%.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 21 • № 2 • FEBRUARY-MARCH 2014 3 9

ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА

Выпуск продукции

Декабрьские данные о динамике выпуска показали характерное для конца года абсолютное снижение объемов производства промышленной продукции. Исходный баланс в третий раз за год (после обычного январского и вновь фиксируемого теперь майского спада) стал отрицательным. Очистка от сезонности опросных данных также показала снижение темпа изменения показателя, но оставила его положительным, хотя и крайне скромным по абсолютной величине. Реальное изменение промышленного производства остается мало отличимым от нуля.

Планы выпуска в течение последних пяти месяцев 2013 г. устойчиво снижались и в декабре опустились по исходным данным до -12 пунктов. Это значение немного превышает худшие значения предыдущих двух лет, которые тоже традиционно приходились на конец года. Самый высокий оптимизм показателя был традиционно зарегистрирован в начале года и составлял +37 пунктов. Такой же баланс прогнозов был получен и в феврале 2012 г. Но 2010 и 2011 гг. промышленность начинала с более радужных прогнозов: +47 и +50 пунктов соответственно. Очистка от сезонности снизила баланс последних прогнозов выпуска на 4 пункта, но оставила его в рамках относительно неширокого коридора +12 - +18 пунктов, в котором он пребывает с начала календарного года.

Цены предприятий

В декабре 2013 г. промышленность решилась на снижение отпускных цен после их роста в августе-сентябре и стабилизации в октябре-ноябре. Однако интенсивность снижения (-5 пунктов) оказалась самой скромной для аналогичных месяцев 2011 и 2012 гг. Уступает декабрьский результат и июньскому 2013 г., когда цены снижались с темпом 9 пунктов. Такой «слабый» результат ценовой политики предприятий конца года объясняется, скорее всего, интенсивным ростом издержек, который тоже пришелся на этот период.

Ценовые прогнозы предприятий показывают ожидаемое всеми повышение цен с начала

2014 г. Баланс прогнозов вырос в декабре на 12 пунктов, что стало обычным явлением для этого периода года. В течение девяти предшествовавших месяцев (март-ноябрь) показатель оставался относительно стабильным, тогда как в предыдущие годы он плавно снижался в этот период.

Промышленность, таким образом, почти с самого начала 2013 г. была готова «поступиться» своими ценами в обмен на рост спроса. Результатом этого стало, возможно, май-ско-июньское снижение цен, сопоставимое по масштабам со снижением цен в конце года. Но желаемого воздействия на динамику продаж такая ценовая политика, похоже, не возымела.

Фактическая динамика и планы увольнений

В декабре интенсивность увольнений в промышленности увеличилась до худших (но не январских) значений. В предыдущие месяцы второго полугодия 2013 г. показатель демонстрировал удивительно стабильные и относительно невысокие темпы ухода работников с предприятий. Сейчас же баланс фактических изменений вырос до -12 пунктов. Впрочем, это значение показателя оказалось очень близким к прогнозам октября-ноября, которые тоже стабилизировались в четвертом квартале на уровне -15 пунктов после -7 в третьем квартале. Итог года для промышленных предприятий оказался неутешительным: в 2013 г. им ни разу не удалось увеличить численность своих работников.

Инвестиционные планы предприятий

Балансы инвестиционных планов предприятий пятый месяц подряд пребывают на уровне посткризисного минимума. В среднем только 18% промышленных предприятий сообщали в августе-декабре 2013 г. о намерении увеличить вложения в собственное производство по сравнению с аналогичными месяцами предыдущего года. Доля сообщений о снижении инвестиций в среднем составляла 32% и достигла в ноябре 35%. Основная же часть предприятий (в среднем 42%) была готова сохранять прежние объемы инвестиций. ■

40 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 2 • ФЕВРАЛЬ-МАРТ 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.