Научная статья на тему 'Привод колеса шасси вертолета'

Привод колеса шасси вертолета Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД / ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО / ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ПРИВОД / ВЕРТОЛЕТ / ELECTROMECHANICAL DRIVE / GEAR WHEEL / VALVE-INDUCTOR ENGINE / HELICOPTER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Батку О.П., Шестаков И.Я.

Рассмотрено перспективное направление повышения эффективности эксплуатации авиационной техники путем использование электромеханических силовых установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEEL DRIVE CHASSIS OF THE HELICOPTER

The perspective direction of increase of efficiency of operation of the aircraft equipment by use of Electromechanical power plants.

Текст научной работы на тему «Привод колеса шасси вертолета»

Решетневскуе чтения. 2018

УДК 629.7(075.8)

ПРИВОД КОЛЕСА ШАССИ ВЕРТОЛЕТА

О. П. Батку, И. Я. Шестаков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: oksana_batky@mail.ru; yakovlevish@mail.ru

Рассмотрено перспективное направление повышения эффективности эксплуатации авиационной техники путем использование электромеханических силовых установок.

Ключевые слова: электромеханический привод, зубчатое колесо, вентильно-индукторный привод, вертолет.

WHEEL DRIVE CHASSIS OF THE HELICOPTER

O. P. Batku, I. Y. Shestakov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yakovlevish@mail.ru; oksana_batky@mail.ru

The perspective direction of increase of efficiency of operation of the aircraft equipment by use of Electromechanical power plants.

Keywords: electromechanical drive, gear wheel, a valve-inductor engine, helicopter.

Все более актуальным в мире, и несомненно, в авиации становятся задачи энергосбережения, продления ресурса сложного оборудования, а также экология.

Маневрирование вертолета по аэродромной площадке до места взлета или стоянки происходит с помощью несущего винта работающего в режиме малого газа. Однако руление связано с большим количеством ограничений. Учитываются ограничения по направлению и скорости ветра. Регламентированы скорость на рулении в зависимости от состояния грунта и окружающей обстановки. Тяга несущего винта также имеет ряд ограничений. Должны учитываться центробежные силы, и, как следствие, юз и возможные опрокидывания вертолета. При маневрировании вертолета по ВПП уровень шума от работающих двигателей, например, Ми-8 составляет 97 дБ, Ми-2 - 112дБ.

При сгорании топлива в двигателе в атмосферу поступают разнообразные вредные вещества: окиси углерода, различные углеводороды, ацетилен, этан, толуол, окислы азота и серы и т. д.

Одним из перспективных направлений повышения эффективности эксплуатации авиационной техники является использование электромеханических силовых установок [1-5]. С помощью них многие недостатки современной авиации могут быть устранены путем установки бесколлекторных мотор-редукторов в колеса шасси вертолета. Это позволит устранить вышеперечисленные недостатки, за счет того, что двигатель несущего винта будет работать только в режиме взлета и посадки, а маневрирование вертолета будет происходить за счет мотор-редуктора колеса шасси.

Мотор-редуктор может работать в двух режимах:

- режим двигателя, когда ведущим звеном являются колеса передних стоек;

- режим генератора, на задней стойке, при передвижении по ВПП.

Предполагается, что двигатель-генератор будет запитывается от бортовой системы питания. При расчете должны учитываться: скольжение колес, неравномерность распределения нагрузки на стойки шасси.

В задачу входит рассчитать планетарную передачу в габариты колес стоек.

Библиографические ссылки

1. Надариа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А. Привод колеса шасси самолета // Вестник Московского авиационного института. 2017. Т. 24, № 3. С. 109-112.

2. Асаутов М. Л. Загрязнения окружающей среды при авиатранспортных процессах : учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Университет гражданской авиации, 2019. С. 7-8.

3. Надариа Ц. Г., Шестаков И. Я., Фадеев А. А. Малогабаритный многофункциональный мотор-редуктор в колесе шасси самолета // Решетневские чтения : материалы XIX международной науч.-практ. конф. посвящ. 55-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. ак. М. Ф. Решетнева (10-14 нояб. 2015, Красноярск) / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Т. 1, № 19. С. 36-37.

4. Шасси, спецификация [Электронный ресурс]. URL: http://superjet.wikidot.eom/wiki:rrj-shassy (дата обращения: 10.07.2018).

5. Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-8. 3-е изд. М. : Воздушный транспорт, 1988.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

Reference

1. Nagaria C. G., Shestakov I. Ya., Fadeev A. A. Drive Wheel landing gear // Vestnik of the Moscow aviation Institute. 2017. T. 24, № 3. P. 109-112.

2. Asautov M. L. Environmental Pollution at air transport processes: Textbook for University students. SPb.: University of civil aviation, 2019. P. 7-8.

3. Nagaria C. G., Shestakov I. Ya., Fadeev A. A. Small-sized multi-function gear motor in the wheel of the aircraft chassis // Reshetnev readings:materials of XIX international scientific. prakt. Conf. Dedicate

55-anniversary Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev (10-14 Nov. 2015, Krasnoyarsk) / Sib. State Aerospace Un-ty. Krasnoyarsk, 2015. T. 1, № 19. P. 36-37.

4. Chassis, specification. Available at: http:// superjet.wikidot.com/wiki:rrj-shassy (accessed: 10.07.2018).

5. Manual flight operation of the helicopter Mi-8. 3rd edition, Moskov. "Air transport", 1988.

© Batku O. P., Shestakov I. Y., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.