Научная статья на тему 'ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА ТРУДА Г.О. ТОЛЬЯТТИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ'

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА ТРУДА Г.О. ТОЛЬЯТТИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЕ ФИРМЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерзамаева Е.В.

В статье рассматривается состояние рынка труда г.о. Тольятти. Приведены величины заработной платы. Представлены вакансии и потребность рынка труда. Приведен пример проектной учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRACTIVENESS OF THE LABOUR MARKET OF TOGLIATTI FOR GRADUATES

The article discusses the state of the labor market Togliatti. Given the value of wages. Of the jobs and the needs of the labour market. The example design of learning activities of students.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА ТРУДА Г.О. ТОЛЬЯТТИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»

УДК 331.5 : 378.147

Ерзамаева Е.В. студент 3 курса

направление подготовки «Управление персоналом» Тольяттинский государственный университет научный руководитель: Кифа Л.Л.

доцент Россия, г. Тольятти ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЫНКА ТРУДА Г.О. ТОЛЬЯТТИ ДЛЯ

ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Аннотация: В статье рассматривается состояние рынка труда г.о. Тольятти. Приведены величины заработной платы. Представлены вакансии и потребность рынка труда. Приведен пример проектной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, опережающее обучение, учебные фирмы.

Erzamaevа E.V. student 3 course

direction of preparation "personnelManagement"

Togliatti state University Russia, Tolyatti Scientific adviser: Kifa L.L. assistant professor THE ATTRACTIVENESS OF THE LABOUR MARKET OF TOGLIATTI FOR GRADUATES

Abstract: The article discusses the state of the labor market Togliatti. Given the value of wages. Of the jobs and the needs of the labour market. The example design of learning activities of students.

Keywords: the labour market, employment, advanced training, the training company.

Во время обучения в вузе по направлению подготовки «Управление персоналом», не может не волновать проблема реализации получаемых компетенций после окончания вуза.

Динамика изменения внешней среды, состояния рынка труда диктуют изменения в части характеристики работы связанной с человеческими ресурсами организации, с одной стороны, и специфики труда кадровиков, с другой.

Очевидно, что состояние современного рынка труда в России в 2015 -2016 годах крайне подвержено влиянию политических событий и экономических явлений. Имеют значение происходящие как внутри страны, так и за ее пределами события.

Несомненное воздействие на общую ситуацию оказали:

• события в Украине;

• санкции Запада;

• присоединение Крыма;

• рост цен;

• сохраняющаяся инфляция;

• низкий уровень жизни большинства населения;

• стагнация экономики;

• остающиеся стабильно высокими уровни безработицы населения и коррупции и взяточничества властей [11].

Весной текущего года «Фонд Общественное мнение» провел опрос, по результатам которого видно, что только 39% опрошенных оказались довольными состоянием рынка труда в своем регионе, показатель недовольных респондентов составил 55% [19].

Чаще всего люди считают, что через год ситуация будет примерно такой, как сейчас, ожидающих усиления кризиса несколько больше, чем тех, кто верит в положительную динамику.

Значимых изменений в этом распределении по сравнению с предыдущими месяцами не наблюдается. Больше всего беспокоят людей низкие доходы и растущие расходы - именно эти проблемы люди называют самыми насущными. Далее, с небольшим отрывом, следуют положение дел в здравоохранении, ситуация с дорогами и коррупция, взяточничество в органах власти.

Однако по сравнению с 2015 годом зарплаты россиян по данным Росстата [12] выросли на 12%. Несмотря на положительную динамику, мы по-прежнему отстаем не только от США и Японии, но даже от Польши, Грузии, Эстонии и Турции. Тенденция к увеличению разрыва между двумя столицами и регионами России сохранилась. Примерная цифра по всей России составляет 36 тысяч рублей, разбивка по федеральным округам выглядит следующим образом:

- Центральный: 43 тыс. руб.;

- Северо-Западный: 39 тыс. руб.;

- Дальневосточный: 39 тыс. руб.;

- Уральский: 39 тыс. руб.;

- Сибирский: 30 тыс. руб.;

- Приволжский: 25 тыс. руб.;

- Южный: 25 тыс. руб.;

- Северокавказский: 20 тыс. руб.

Разумеется, данные показатели средних значений не дают полной картины, так как существует значительная разница в доходах разных областей даже одного округа.

По мнению экспертов, пик сокращений численности персонала, который пришелся в России на начало 2016 года, уже пройден и, несмотря

на тяжелое состояние отечественного рынка труда, в нем наметилась положительная динамика: во многих регионах стали чаще появляться свежие вакансии от прямых работодателей. Согласно статистике, трудоустроенными являются 52% населения страны, то есть 75 миллионов человек. Уровень безработицы составил 5,5% - чуть больше 4 миллионов человек [16].

Приведенные статистические данные, являются усредненными - в каждом из регионов страны вопрос трудоустройства решается по-разному.

Так например, в городе Тольятти нынешняя ситуация на рынке труда не самая благоприятная. Отыскать работу здесь достаточно сложно. На март текущего года средняя зарплата жителей города составляет 23 тысячи рублей, что достаточно мало, особенно при нынешнем показателе инфляции.

По данным Центра занятости населения Тольятти в начале 2016 года уровень безработицы в городе составил 1,83%. Надо сказать, что в кризисные периоды разных лет уровень безработицы в нашем городе доходил до 4%. Численность безработных граждан на 10 марта составила 8231 чел., из которых 51,6 % приходится на женщин; 15,3 % - молодежь в возрасте до 30 лет; 9,2 % - граждан пред пенсионного возраста; 23,2 % -уволенные по сокращению штата; 6,5 % состоящих на учете безработных граждан имеют группу инвалидности, - сообщает Центр занятости населения г. Тольятти. Миграционный отток населения составляет 7,2 тысячи человек только за 2015 год, еще 31% жителей высказали желание уехать их города [18].

Однако, по сравнению с 2015 годом ситуация на рынке труда в Тольятти постепенно налаживается. Осенью прошлого года Тольятти был присвоен статус территории опережающего социально-экономического развития. Программа была создана для привлечения крупных инвестиционных проектов, получения дополнительных налоговых поступлений в городской бюджет, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения путем создания новых рабочих мест.

Предприятия, имеющие статус резидента, получат ряд преимуществ: они будут освобождены от уплаты налога на прибыль в государственную казну в течение 5 лет. Для будущих резидентов будет снижена налоговая ставка в региональный бюджет - с 18% стандартных до 5% в течение первых пяти лет работы, а в дальнейшем - до 10%. Большим плюсом для инвесторов станет и снижение обязательных страховых выплат - с 34% до 7,6%. Кроме прочего, резиденты ТОР освободятся от налога на имущество и смогут воспользоваться условиями льготного кредитования - от 5% годовых [17].

По итогам 1-го полугодия после присвоения городу специального статуса ситуация на городском рынке труда характеризуется увеличением основных официальных показателей занятости населения, а именно:

• количество вакансий увеличилось с 3437 до 5786, или в 1,68

раза;

• количество зарегистрированных безработных за этот же период, уменьшился с 8231 до 7606 чел.

• уровень безработицы снизился с 1,83% до 1,3%.

• на начало текущего года объем инвестиций в Тольятти, по сравнению с предыдущим годом, увеличился на 31%.

Из числа безработных Тольятти (их 7606 чел.):

- 49,5% - женщины,

- 16,3% - молодежь до 30 лет,

- 13,2% - лица пред пенсионного возраста,

- 5,1% - инвалиды,

- 25,9% - безработные, уволенные по сокращению штата

- 49% - составляют служащие,

- 51% - рабочие.

Из числа вакансий Тольятти, их 5786 шт.:

43% - составляют вакансии для служащих,

57% - приходится на рабочие вакансии.

На данный момент в банке вакансий города насчитывается 448 наименований профессий и должностей (увеличение по сравнению с началом года значительное - на 143 наименования, или на 47%).

Вместе с тем, ситуация на городском рынке труда в 1-ом полугодии 2017 года остается сложной. Как видно, количество безработных жителей в 1,31 раза превысило число вакансий. По прогнозам, в ближайшие 3 года в Тольятти должно появиться 12 тысяч новых рабочих мест, что поспособствует преодолению кризиса монозависимости [18].

На сегодняшний день в Тольятти больше всего работодатели нуждаются в специалистах высшей квалификации в сфере науки, техники и в гуманитарных областях.

Среди наиболее востребованных на рынке труда можно выделить квалифицированных рабочих промышленности (металлообрабатывающее и машиностроительное производство), строительства, транспорта, специалистов высшего уровня квалификации в области здравоохранения, науки и техники, образования, а также специалистов в области права, гуманитарных областях и в сфере культуры [8].

Проведя собственный анализ востребованных профессий, мной было выявлено несколько должностей, в которых чаще всего нуждаются работодатели (рисунок 1).

Наличие существенного количества вакансий на рабочие специальности говорит не только о том, что там мало платят, но и о том, что молодежи они не интересны. В основном, молодежь ищет работу, в которой есть возможность самореализоваться.

В феврале 2017 года, средняя предлагаемая заработная плата в Тольятти достигла суммы в 25729 рублей, но большая часть зарплат по-прежнему находится на уровне от 15 000 до 25 000 рублей.

9% _

3%. .3%

2%

2% 2%

I менеджер инженер

менеджер по продажам

оператор

водитель

продавец

администратор

бухгалтер

Прочие

Рисунок 1 - Распределение вакансий по профессиям

Распределение вакансий по зарплатам (в % от общего количества вакансий) показано на рисунке 2.

0,4% 3,8%

9,4%

20,9%

14,1%

18,2%

33,2%

до 15000 руб. от 15000 до 20000 руб. от 25000 до 40000 руб. от 40000 до 60000 руб. от 60000 до 100000 руб. от 100000 руб. не указана

Рисунок 2 - Распределение вакансий по зарплатам

Несмотря на то, что сфере информационных технологий принадлежит лишь 5% тольяттинского рынка труда, специалисты данной отрасли являются самыми высокооплачиваемыми. Также, к числу самых доходных профессий относятся некоторые рабочие специальности.

Топ 10 профессий Тольятти по зарплатам, по состоянию на февраль 2017 года (рисунок 3).

Рисунок 3 - Топ 10 профессий по состоянию на февраль 2017 года

Менеджеры высшего звена и руководители подразделений крупных организаций зарабатывают в городе больше всего. У данной категории сотрудников зарплата составляет до 70 тысяч рублей. Сотрудники банковского и финансового сектора также зарабатывают довольно приличные деньги. Их оклады в среднем составляют 40 тысяч рублей.

Хуже всего оплачивается работа в Тольятти у работников государственных предприятий, различных коммунальных служб. Эти работники получают 18 тысяч рублей в месяц. В сложной ситуации оказались также медики и педагоги, которые зарабатывают порой не более 19 тысяч рублей.

В критической ситуации нынче находятся работники ресторанного и гостиничного бизнесов. Их зарплаты существенно пострадали от кризиса и на сегодняшний день не превышают 20 тысяч рублей. Еще меньшие заработки у уборщиц, сантехников и дворников. Соискатели в данных направлениях могут рассчитывать на оплату труда в размере 15 тысяч рублей. Около 22 тысяч рублей в месяц зарабатывают риелторы.

Что касается служащих в госучреждениях и сотрудников, которые трудятся на предприятиях военной безопасности, то им отыскать работу в Тольятти нелегко. На одну вакансию здесь претендует сразу 3-5 человек, а заработная плата в этих сферах стартует от 30 тысяч рублей.

Найти работу в Тольятти несложно соискателям с педагогическим образованием. Практически в каждой школе города имеются открытые вакансии для учителей-предметников. Связано это с тем, что заработные платы у педагогов и воспитателей очень низкие - около 18 тысяч рублей. Соискателям же более интересны высокооплачиваемые варианты, например, в частных школах или репетиторство.

Довольно много предложений для трудоустройства есть и для поваров.

Эта профессия является одной из самых актуальных и востребованных в городе. В квалифицированных поварах и диетологах нуждаются, прежде всего, детские сады и школы. Правда, заработные платы в таком случае невелики - около 23 тысяч рублей в месяц.

Недостаток работников отмечается и в фармации, а также медицине. На каждого соискателя в этом секторе приходится 5 вакансий, поэтому многие работодатели готовы принять на работу даже специалистов без опыта. Особенно остро местные больницы нуждаются в медсестрах. Дело в том, что их заработная плата в среднем составляет 20 тысячи рублей, а многие соискатели рассчитывают на гораздо большие заработки. Именно поэтому ряд кандидатов с медицинским образованием выбирает работу в Тольятти в частных клиниках, салонах красоты или массажных кабинетах, где можно получать 35-40 тысяч рублей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самый актуальный вопрос работодателей - это где взять квалифицированных рабочих на Тольяттинском рынке труда? В нашем городе каждый год из средних профессиональных и высших образовательных учреждений выпускаются сотни квалифицированных специалистов. На данный момент самыми популярными образовательными учреждениями высшего образования в городе являются: Тольяттинский государственный университет, Волжский университет имени В.Н. Татищева, Поволжский государственный университет сервиса. На уровне среднего образования - Тольяттинский социально-экономический колледж, Тольяттинский техникум производственных технологий, Тольяттинский медицинский колледж и Тольяттинский химико-технологический колледж.

Школьники при выборе профессии в большинстве своем руководствуются принципом «куда все, туда и я» или же собственными представлениями о престиже специальности и возможной будущей заработной плате.

Так, в Тольяттинском государственном университете по итогам работы приемной комиссии 2016 года самыми популярными оказались такие направления, как «Экономика», «Строительство», «Юриспруденция», «Менеджмент», «Электроэнергетика и электротехника». При этом год стоимости обучения на самые востребованные специальности поднялся с прежних 60 000 рублей до 74337,0 рублей.

В Волжском университете имени Татищева больше всего заявлений было подано на специальности «Экономическая безопасность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности». Кроме того, в вузе отмечают, что в связи с острой нехваткой инженеров возрастает популярность образования по направлению «Мехатроника и робототехника».

В ПВГУСе по результатам приемной комиссии 2016 года среди наиболее востребованных направлений стали «Программная инженерия», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационная безопасность», «Товароведение», «Информатика и вычислительная техника». Стоимость одного года обучения в этом вузе составляет от 68 160

рублей до 126 тыс. рублей по очной форме обучения.

Несмотря на то, что образовательные учреждения выпускают намного больше квалифицированных специалистов, чем в них нуждается рынок труда, на сегодняшний день в Самарской области и, в городе Тольятти в частности, ощущается недостаток квалифицированного персонала. Этот вопрос невозможно решить в одностороннем порядке, опираясь только на ВУЗы и ССУЗы региона и города. Поэтому, подготовкой квалифицированного персонала занимаются не только учебные заведения, но и различные центры по обучению работников. Одним из наиболее популярных центров является ЦентрКонсалт [15], в котором можно пройти комплексное обучение по всем видам рабочих профессий. Такое обучение позволит получить доступ к определенным видам работ, а также увеличить профессиональную компетенцию, и даже заработную плату.

Немаловажным событием 2017 года для региона, и Тольятти в частности, стало присвоение ТГУ статуса опорного вуза.

Экспертный совет при Минобрнауки определил 22 вуза-победителя, в числе которых и Тольяттинский государственный университет. Члены совета отобрали лучшие проекты, способные принести существенное развитие своему региону. По словам главы Минобрнауки Ольги Васильевой, перед каждым отобранным вузом ставится задача «стать настоящей опорой региону, обеспечивая ее необходимыми кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал» [20].

Для нашего вуза это большая честь, но вместе с тем это высокая ответственность. ТГУ должен стать настоящей опорой региона в опережающей подготовке специалистов высочайшей квалификации для высокотехнологичных отраслей экономики, должен стать лидером преобразования нашего города в интересах его развития, а так же стать экспертной площадкой для принятия решений властными структурами по проектам развития города и региона.

Перед вузом стоят очень серьезные задачи, которые необходимо решать. Это не только воспроизводить кадровые ресурсы, которые необходимы стране, но и создавать инновационные продукты и готовить высококвалифицированных специалистов, которые готовы выполнять поставленные перед ними задачи. Имеются в виду и те многочисленные проекты, которые реализуются на территории Самарской области: Особая экономическая зона, технопарк «Жигулевская долина» и многие-многие другие. Сегодня для того, чтобы пришел крупный инвестор, очень важно иметь кадры, отвечающие всем требованиям инвесторов. Чтобы оставаться конкурентоспособным вузом, сейчас необходимо быть не только очень мощным образовательным, но и научным центром. Сегодня это становится возможным в рамках опорного вуза, который будет привлекателен не только для студентов Тольятти, но и для выпускников школ из других регионов России [9].

В связи с этим, появилась необходимость в коренном пересмотре

подходов к образованию в рамках опережающей подготовки студентов. Раньше была актуальна модель, в рамках которой преподаватель транслировал студентам знания в форме лекции, выпускника готовили к профессиональному решению однотипных или стандартных задач, исходя из освоения студентом конкретного объема знаний и навыков. Характер такого вида обучения репродуктивен, потому что только по окончании университета, выпускник учился применять это все на практике. Сейчас такой подход является непозволительной роскошью, поскольку все меняется очень быстро. Студента нужно с первого же курса вовлекать в реальную проектную и профессиональную практическую деятельность, чтобы он сразу понимал, какие знания ему необходимы, и учился применять их на практике еще в процессе обучения. Уже с первого курса для студентов всего вуза будет внедрена проектная деятельность. При этом будут применяться инновационные подходы к обучению: не лекции, а деловые игры, не лабораторные и практические работы, а реальные проекты под руководством ведущих специалистов-практиков.

В ТГУ уже есть опыт применения такого подхода при реализации двух серьезных проектов, причем в совершенно разных направлениях деятельности. Это инженерно-спортивный проект «Формула студент» и проект молодежного медиахолдинга, интегрированного с кафедрой журналистики.

В первом случае ребята в соответствии с жесткими международными регламентами создают гоночный болид, который оценивается авторитетными судьями на международных соревнованиях.

Во втором случае студенты уже с первого курса получают задания от штатных сотрудников медиахолдинга и выполняют совершенно конкретные поручения так, как будто они работают в реальной редакции. Эти два эксперимента продуктивно было бы распространить на весь университет.

Говоря об условиях опережающей подготовки студентов, как профессиональных кадров, особую актуальность приобретает создание и развитие у студентов коммуникативных навыков. Более того, готовность к деловому общению становится сегодня одним из важнейших показателей социально-профессионального статуса специалиста. Несомненно, формирование и развитие коммуникативных умений не происходит само по себе, а предполагает разработку и реализацию специальной программы в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Таким образом, в результате проведенного исследования можно предложить создание сети учебных фирм, в рамках которых будет происходить «опережающее обучение».

В узком смысле «Учебная фирма» - это экономический тренажёр, который моделирует работу настоящей фирмы в реальности, с большинством её правовых, экономических и социальных аспектов. В широком смысле «Учебная фирма» - это комплексная образовательная технология, которая предоставляет возможности узнать основы и тонкости

разных специальностей, понять общие принципы функционирования современной фирмы как экономического субъекта, проявить творческие и интеллектуальные способности.

Именно в учебной фирме можно научиться грамотно управлять социальными процессами, а для этого придётся иметь дело с другими людьми: некоторые будут сотрудниками, другие - партнерами, третьи -представлять государственные институты, четвертые - фирмы-контрагенты, пятые - компании-конкуренты и т.д. Все вместе они образуют виртуальное экономическое образовательное пространство - Сеть учебных фирм. Ведь как говорил известный управленец Ли Якокка: «Тому, кто не умеет ладить с людьми, нельзя заниматься бизнесом, потому что именно люди нас окружают».

Обучение в учебной фирме происходит с использованием специализированной Интернет-системы. После регистрации и ознакомления с работой в Системе возможно присоединиться к уже существующей фирме или же попробовать создать свою собственную. В зависимости от выбранного варианта можно стать «человеком-оркестром» и работать на всех основных должностях индивидуально, а можно, пройдя процедуру собеседования, выбрать понравившеюся. За каждой фирмой закрепляется свой тренер, который проведёт фирму по всем этапам её становления, будет с ней «и в дождь и в холод и в гололёд», а также будет вести семинары, лекции и предоставлять методическое сопровождение команде.

Благодаря технологии обучения в специализированной Интернет-системе образовательный процесс становится не только доступнее и проще, но и гораздо интереснее, поскольку содержит в себе множество игровых моментов, которые превращают трудовые будни работников в увлекательные приключения и яркие бизнес-события.

Объектом сети учебных фирм являются профессии, которые потребуются России через пять-десять лет [13].

Так как рынок труда постоянно развивается и преобразуется, даже самые востребованные профессии в течение 10-ти лет теряют свою популярность, уступая новым специальностям. В последние годы юридические и экономические специальности стали гораздо менее актуальны, чем в прошлом десятилетии. Зато открылись совершенно новые вакансии, например SMM-менеджер и лайф-коуч.

Естественно, в ближайшие 10 лет не исчезнут ни врачи, ни учителя, ни полицейские. В целом, самыми востребованными профессиями будут преимущественно те направления, которые сейчас стремительно развиваются и будут актуальны еще достаточно долго. Так, инженерные направления все еще испытывают нехватку студентов.

Сфера услуг, психология и логистика в нашей стране еще достаточно слаборазвита, поэтому имеет большой потенциал развития.

Одним из основных направлений занятости в последние годы остается строительство, которое также испытывает нехватку

высококвалифицированных специалистов. В целом, пока рынок труда больше всего нуждается в инженерах, проектировщиках и архитекторах. Существующее количество инженеров узкого профиля не удовлетворяет потребности строительного сектора, в то время как лишь немногие студенты выбирают эти направления.

Перспективными и востребованными профессиями также считаются экологи и химики. Этому, в первую очередь, поспособствовал энергетический кризис, угроза истощения газовых и нефтяных месторождений и ухудшение экологической ситуации.

Фармацевтическое направление входит в наиболее востребованные профессии через 10 лет для девушек и практически гарантирует высокооплачиваемую работу. Медицинские технологии постоянно развиваются, и сфера нуждается в молодых специалистах, знакомых с последними достижениями науки.

Также список востребованных профессий на ближайшие пять-десять лет включает логистов и операторов, поскольку услуга доставки имеет явные тенденции и ресурсы для развития.

Высокий спрос остается на специалистов в 1Т и ИЯ-сферах, так как перенасыщение этих рынков не ожидается.

На практике это означает, что потребуются разработчики новых информационных продуктов во всех отраслях, и, прежде всего, в медицине, маркетинге, энергетике и химической промышленности [8].

Безусловно, самый важный результат образовательной технологии -это получение знаний. Но было бы не совсем правильно утверждать, что этот результат единственный. Одной из ключевых особенностей обучения в учебной фирме является его многоаспектность. Для студентов это значит, что каждый может получить то, чего ему не хватает. Но в первую очередь, для студента, - это открывшиеся возможности. Возможности для получения теоретических знаний на практике, возможности для самореализации, возможности быстрого освоения основных навыков самых востребованных экономических специалистов, возможности для получения удовольствия от созидательной деятельности, а так же подготовка студентов к открытию их собственного бизнеса.

В заключение отметим, что изменения во внешней среде относительно подготовки специалистов в вузе, предъявляют требования и к учебным заведениям, и к обучающимся. С этой точки зрения проектная учебная деятельность, внедренная в учебный процесс, несомненно, приведет к удовлетворительному результату: обучающиеся с первых дней обучения в вузе смогут приобретать требуемые знания, получать умения и развивать их в навыки, пригодные на рынке труда. Надо только иметь к тому высокую мотивацию.

Использованные источники:

1. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября

2008 г. № 1662-р)

2. Проекты Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. [Электронный ресурс] - URL: http://минобрнаvки.рф/докvменты/924 (Дата обращения: 11.01.2014)

3. О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 316 от 9 апреля 2009 г.

4. Вукович, Г.Г. Рынок труда: учебное пособие/ И.В. Гелета. - М: Феникс, 2013. - 239 с.

5. Красноженова, Г. Ф. Управление трудовыми ресурсами: учебное пособие/ П.В. Симонин. - М.:ИНФРА-М, 2014. - 158 с.

6. Ромащенко, Т.Д. Рынок труда в информационной экономике/ Т.Д. Ромащенко. Воронеж: АОНО ВПО ИММиФ, 2013. - 134 с.

7. Лайкам, К. Структурный анализ занятости и безработицы/ К. Лайкам // Человек и труд. - 2014. - № 8. - С. 16.

8. Материалы сайта министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области. [Электронный ресурс] - URL: http://trud.samregion.ru.

9. Алешина, И. «ТГУ - будущее без границ» / И. Алешина // Вести региона. - 2016. - № 8 . - С. 5.

10. Деловая газета Тольятти «Понедельник» / «Перейдут в новое качество» // Понедельник. - 2017. - № 10. - С. 8.

11. Жертовская Е.В., Якименко М.В., Маслова А.А. Анализ состояния российского рынка труда и занятости населения на федеральном и региональном уровнях в условиях новой реальности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61598 (дата обращения: 29.04.2017).

12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru (Дата обращения 28.04.2017)

13. Городской информационный портал Тольятти. [Электронный ресурс] -URL: http://tlt.ru/articles.php?n= 1969613 (Дата обращения 27.04.2017)

14. Инновационный образовательный проект «Учебные фирмы». [Электронный ресурс] - URL: http://demo.cotfor.ru (Дата обращения 28.03.2017)

15. Территория развития бизнеса «ЦентрКонсалт». [Электронный ресурс] -URL: http://центрконсалт.рф (Дата обращения 28.03.2017)

16. Сайт последних новостей России, регионов России, деятельность органов власти субъектов РФ. [Электронный ресурс] - URL: http://rusregioninform.ru/stati-i-obzori/osobennosti-razvitiya-rynka-truda-rossii-v-2016-godu.html (Дата обращения 15.04.2017)

17. Официальный портал администрации городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] - URL: http://tgl.ru/news/item/6535-tolyatti-prisvoen-status-tor/

18. Служба занятости населения Самарской области. [Электронный ресурс] - URL: http: //trud.samregion.ru/

19. Фонд общественное мнение. [Электронный ресурс] - URL: www.fom.ru (Дата обращения 17.04.2017)

20. Материалы сайта министерства образования и науки РФ. [Электронный ресурс] - URL: http: //xn--80abucj iibhv9a.xn--p 1 ai/ (Дата обращения 28.04.2017).

УДК 336.221

Ерина Е.А. магистрант 1 курса «Финансово-экономический факультет» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

Erina E.A.

1 course, «Faculty of Finance and Economics»

Orenburg State University Russia, c. Orenburg ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА» И «НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» THE THEORETICAL INTERRELATION BETWEEN THE CONCEPTS OF "TAX BURDEN" AND "TAX POTENTIAL"

Статья посвящена определению зависимости между налоговой нагрузкой и налоговым потенциалом. Рассмотрена взаимосвязь данных показателей через результаты финансово-хозяйственной деятельности и показатель национального дохода. Определены направления эффективности взаимосвязи налоговой нагрузки и налогового потенциала.

Ключевые слова: налоговая нагрузка, налоговый потенциал, национальный доход

Article is devoted to definition of dependence between tax burden and tax potential. The interrelation of these indicators through results of financial and economic activity and an indicator of the national income is considered. The directions of efficiency of interrelation of tax burden and tax potential are defined.

Keywords: tax burden, tax potential, national income

В настоящее время показатели «налоговая нагрузка» и «налоговый потенциал» привлекают интерес современных ученых. Такая заинтересованность объясняется следующим:

- понятия «налоговая нагрузка» и «налоговый потенциал» не имеют единых сформулированных определений, как в учебной литературе, так и на законодательном уровне;

- существует несколько методик определения налоговой нагрузки и налогового потенциала, каждая из которых не является точной, имеет свои несовершенства и требует значительной доработки.

Для того, чтобы установить общее и частное между этими понятиями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.