Научная статья на тему 'ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / КРИТЕРИЙ ВЫБОРА ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Полутин Сергей Викторович, Юдина Вера Александровна, Танина Мария Алексеевна, Лескина Ольга Николаевна

Введение. Значительная часть иностранных студентов обучается в российских региональных вузах, что обуславливает необходимость исследования привлекательности данных учебных заведений для международного контингента студентов. При этом научные исследования по определению критериев и факторов, повлиявших на выбор российского регионального университета среди иностранных студентов, не проводились до настоящего момента. Цель статьи - представить результаты исследования по выявлению критериев и факторов привлекательности высшего образования и провинциального университета среди иностранных студентов. Материалы и методы. Для изучения проблемы были проанализированы статистика численности иностранных студентов в России, литературные источники в области выявления мотивов абитуриентов при принятии решения об обучении в зарубежном вузе. Проведен социологический опрос, в котором приняли участие 650 иностранных граждан - учащиеся университетов Приволжского федерального округа. Результаты исследования. По результатам социологического опроса выявлены притягивающие факторы выбора России как страны для получения высшего образования и минусы образования в родной стране. Проведена оценка, насколько иностранные студенты удовлетворены параметрами обучения в вузе и условиями жизни в городах Приволжского федерального округа. Анализ ответов осуществлялся по двум группам стран происхождения иностранных студентов: страны СНГ и все остальные. По итогам исследования разработаны механизмы повышения привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов, реализуемые на двух институциональных уровнях: государственном и университетском. Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теоретических подходов и методологического инструментария для изучения выбора иностранными студентами зарубежных вузов для своего обучения, выявления мотивов и факторов, повлиявших на данный выбор. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, региональным вузам при разработке программ повышения международной конкурентоспособности высшего образования в России и привлечения международного контингента обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Владимир Викторович, Полутин Сергей Викторович, Юдина Вера Александровна, Танина Мария Алексеевна, Лескина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES AMONG FOREIGN STUDENTS IN CONDITIONS OF COMPETITIVE GLOBAL MARKETS OF EDUCATIONAL SERVICES

Introduction. Many foreign students study at universities in the provincial regions of Russia. At the same time, research into criteria and factors that influenced the choice of a Russian regional university among foreign students have not been carried out until now. The main purpose of the study is to identify the criteria and factors of the attractiveness of a university located not in the capital region, but on the periphery of Russia, according to foreign students. Materials and Methods. Stages of the research: analysis of statistics on the number of foreign students in Russia, analysis and generalization of literary sources in the field of identifying the motives of applicants when making a decision to study at a foreign university, a sociological survey of foreign students studying at universities in the Volga Federal District, processing and generalization of the survey results, development of recommendations to increase the attractiveness of Russian higher education for foreign applicants. Results. According to the results of a sociological survey among foreign students studying at universities of the Volga Federal District, the attractive factors of choosing Russia as a country for higher education, as well as repulsive (negative) factors in their native country, were revealed. The reasons and goals of admission to the Russian university, the sources of information about Russia and the university, the criteria for choosing a Russian university were analyzed, the strategic goals of foreign students after graduation were identified. Discussion and Conclusion. The conclusions made by the authors contribute to the development of theoretical approaches and methodological tools for studying the choice of foreign universities by foreign students for their studies, identifying the motives and factors that influenced this choice. The materials of the article will be useful to scientists and researchers dealing with such problems, as well as to federal and regional governments, ministries of education, regional universities in developing programs to increase the international competitiveness of higher education in Russia and attract an international contingent of students.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ СРЕДИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online) http://edumag.mrsu.ru

УДК 378.4:005.332.4

doi: 10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092 Научная статья

Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг

В. В. Бондаренко1, С. В. Полутин2, В. А. Юдина1, М. А. Танина1*, О. Н. Лескина1

1 Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, г. Пенза, Российская Федерация, * margo10@inbox.ru 2 МГУ им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация

Введение. Значительная часть иностранных студентов обучается в российских региональных вузах, что обуславливает необходимость исследования привлекательности данных учебных заведений для международного контингента студентов. При этом научные исследования по определению критериев и факторов, повлиявших на выбор российского регионального университета среди иностранных студентов, не проводились до настоящего момента. Цель статьи - представить результаты исследования по выявлению критериев и факторов привлекательности высшего образования и провинциального университета среди иностранных студентов. Материалы и методы. Для изучения проблемы были проанализированы статистика численности иностранных студентов в России, литературные источники в области выявления мотивов абитуриентов при принятии решения об обучении в зарубежном вузе. Проведен социологический опрос, в котором приняли участие 650 иностранных граждан - учащиеся университетов Приволжского федерального округа. Результаты исследования. По результатам социологического опроса выявлены притягивающие факторы выбора России как страны для получения высшего образования и минусы образования в родной стране. Проведена оценка, насколько иностранные студенты удовлетворены параметрами обучения в вузе и условиями жизни в городах Приволжского федерального округа. Анализ ответов осуществлялся по двум группам стран происхождения иностранных студентов: страны СНГ и все остальные. По итогам исследования разработаны механизмы повышения привлекательности российского высшего образования для иностранных абитуриентов, реализуемые на двух институциональных уровнях: государственном и университетском. Обсуждение и заключение. Сделанные авторами выводы вносят вклад в развитие теоретических подходов и методологического инструментария для изучения выбора иностранными студентами зарубежных вузов для своего обучения, выявления мотивов и факторов, повлиявших на данный выбор. Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся подобными проблемами, а также федеральным и региональным правительствам, министерствам образования, региональным вузам при разработке программ повышения международной конкурентоспособности высшего образования в России и привлечения международного контингента обучающихся.

Ключевые слова: иностранный студент, критерий выбора вуза, конкурентоспособность университета, международное высшее образование, экспорт образования

Финансирование: публикация подготовлена по результатам выполнения исследования в рамках государственного задания на тему «Повышение международной конкурентоспособности российских вузов в условиях глобальных трансформаций и эпидемиологических угроз» (ВТК-ГЗ-ПИ-42-21).

Благодарности: авторы выражают благодарность редакции и рецензентам за внимательное отношение к статье и указанные замечания, которые позволили повысить ее качество.

© Бондаренко В. В., Полутин С. В., Юдина В. А., Танина М. А., Лескина О. Н., 2022

П?^ 0 1 Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License, канз^н The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Привлекательность российских вузов среди иностранных студентов в условиях глобальной конкуренции на рынках образовательных услуг / В. В. Бондаренко [и др.] // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 1. С. 72-92. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

Original article

Attractiveness of Russian Universities among Foreign Students in Conditions of Competitive Global Markets of Educational Services

V. V. Bondarenkoa, S. V. Polutinb, V. A. Yudinaa, M. A. Taninaa*, O. N. Leskinaa

a The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch), Penza, Russian Federation, * margo10@inbox.ru b National Research Mordovia State University, Saransk, Russian Federation

Abstract

Introduction. Many foreign students study at universities in the provincial regions of Russia. At the same time, research into criteria and factors that influenced the choice of a Russian regional university among foreign students have not been carried out until now. The main purpose of the study is to identify the criteria and factors of the attractiveness of a university located not in the capital region, but on the periphery of Russia, according to foreign students. Materials and Methods. Stages of the research: analysis of statistics on the number of foreign students in Russia, analysis and generalization of literary sources in the field of identifying the motives of applicants when making a decision to study at a foreign university, a sociological survey of foreign students studying at universities in the Volga Federal District, processing and generalization of the survey results, development of recommendations to increase the attractiveness of Russian higher education for foreign applicants.

Results. According to the results of a sociological survey among foreign students studying at universities of the Volga Federal District, the attractive factors of choosing Russia as a country for higher education, as well as repulsive (negative) factors in their native country, were revealed. The reasons and goals of admission to the Russian university, the sources of information about Russia and the university, the criteria for choosing a Russian university were analyzed, the strategic goals of foreign students after graduation were identified. Discussion and Conclusion. The conclusions made by the authors contribute to the development of theoretical approaches and methodological tools for studying the choice of foreign universities by foreign students for their studies, identifying the motives and factors that influenced this choice. The materials of the article will be useful to scientists and researchers dealing with such problems, as well as to federal and regional governments, ministries of education, regional universities in developing programs to increase the international competitiveness of higher education in Russia and attract an international contingent of students.

Keywords: international student, university selection criteria, university competitiveness, international higher education, export of education

Funding: The publication is based on the results of the research carried out within the framework of the state task on the topic "Improving the international competitiveness of Russian universities in the context of global transformations and epidemiological threats" (VTK-GZ-PI-42-21).

Acknowledgements: The authors express their gratitude to the editorial board and reviewers for their attentive attitude to the article and the above comments, which made it possible to improve its quality.

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Bondarenko V.V., Polutin S.V., Yudina V.A., Tanina M.A., Leskina O.N. Attractiveness of Russian Universities among Foreign Students in Conditions of Competitive Global Markets of Educational Services. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2022; 26(1):72-92. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.072-092

Введение

Рост численности студентов, в том числе за счет привлечения иностранных абитуриентов, является ключевой тенденцией развития образовательных систем во всем мире1. По оценкам специалистов, в 2020 г. в мире насчитывалось более 5,6 млн иностранных студентов, получающих образование в другой стране и не являющихся ее резидентами, увеличение числа данной категории обучающихся с 2000 г. составило 4 млн чел. (250 %) [1]. Это обусловлено тенденциями интернационализации и глобализации высшего образования и науки в мире и приводит к повышению академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, а также количества совместных научно-исследовательских проектов [2].

Наращивание экспортного потенциала системы высшего образования является стратегической целью многих развитых и развивающихся стран, в том числе и России [3]. При этом приток иностранных студентов в отечественные университеты дает возможность привлечь иностранные интеллектуальные ресурсы, развивать международное сотрудничество и дипломатию [4].

В условиях возрастающей конкуренции на мировых образовательных рынках российские вузы должны предлагать иностранным абитуриентам востребованные программы обучения, достойный уровень качества образования и благоприятные условия для жизни и обучения [5]. С целью обеспечения роста уровня конкурентоспособности российского высшего образования на мировом рынке были разработаны и выполнены несколько проектов [6]. Актуальность повышения привлекательности и конкурентоспособности российских университетов обусловлена реализацией федерального проекта «Экспорт образования»2, в качестве ключевой цели которого выдвинуто положение об увеличении численности иностранных студентов в России до 425 тыс. чел. к 2024 г. путем

наращивания конкурентоспособности, развития инфраструктуры и государственной поддержки, а также возрастания доходов системы образования за счет оплаты, взимаемой с иностранных студентов.

В настоящей работе представлены результаты исследования причин выбора иностранными студентами наиболее крупных столичных университетов [7]. При этом весомая часть студентов из-за рубежа обучается в менее известных провинциальных российских вузах, что обуславливает необходимость выявления факторов и мотивов, побудивших сделать данный выбор.

Целью исследования является анализ привлекательности России и российских университетов Приволжского федерального округа (ПФО) с позиции иностранных абитуриентов из стран СНГ, азиатских и африканских стран, выявление мотивов и критериев выбора вуза для иностранных абитуриентов, расположенного не в центральном регионе страны.

Обзор литературы

Рост численности иностранных студентов, увеличение масштабов международной студенческой мобильности за последнее десятилетие характерны для многих стран [8]. Перечисленные процессы анализируются в статистических и социологических исследованиях, проводимых в различных государствах: США [9], Турции [10], Латинской Америке [11—13], России [14; 15] и др. В данных исследованиях отмечено увеличение количества иностранных студентов, прибывающих из Китая, Индии, других азиатских стран, Ближнего Востока и Латинской Америки [16; 17].

Вопросам выявления мотивов принятия решения об обучении за границей посвящен ряд научных статей. Т. Мазарол и Дж. Соутар выделяют три этапа принятия решения об обучении за рубежом [18]. На первом этапе потенциальный абитуриент осознает негативные (выталкивающие) факторы обучения в своей родной

1 The Global Future of Higher Education and the Academic Profession: The BRICs and the United States / P. G. Altbach [et al.]. New York : Routledge, 2013. 244 p.

2 О приоритетном проекте «Экспорт образования» : официальный сайт Правительства России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/27864 (дата обращения 23.04.2021).

стране (низкое качество образования, отсутствие необходимого направления или профиля обучения, сложность поступления в вуз и др.) [19]. На втором этапе он задумывается о выборе страны, в которой хотел бы учиться, и начинают действовать положительные (притягивающие) факторы, характерные для конкретной страны (высокое качество образования, признание диплома в родной стране, стабильный экономический и политический режим, невысокая или средняя стоимость образования и др.) [20]. На третьем этапе абитуриент выбирает конкретный вуз. В дальнейшем данная модель негативных и притягивающих факторов была проанализирована на примере студенческой мобильности из развивающихся в развитые англоязычные страны [21; 22].

А. Нефедова в своей статье представила результаты работы по определению причин и мотивов поступления в российские университеты иностранных студентов, обучающихся в наиболее крупных и известных вузах России [7]. Были выявлены внешние и внутренние причины, препятствующие экспорту российского высшего образования. К внешним причинам отнесены малое количество адекватной, правдивой и политически не окрашенной информации о жизни в России и реальном положении дел в сфере экономики и политики; правовые ограничения, связанные с трудоустройством иностранцев во время обучения; снижение уровня востребованности русского языка на постсоветском пространстве и численности русскоязычного населения. К внутренним - низкий уровень интернационализации российских университетов, малое количество программ на английском языке, плохая презентация российских университетов в сети Интернет на английском языке. При этом мотивы поступления иностранных студентов в менее известные российские университеты не рассматривались.

Гбадамози и де Ягер перечисляют критерии, которые необходимо учитывать при измерении уровня удовлетворенности: интернационализация, маркетинговая поддержка, иностранные студенты и сотрудники, академическая репутация,

система адаптации студентов-иностранцев, академическое качество, разнообразие учебных программ, расположение и логистика, проживание и стипендия, спортивная репутация и удобства, безопасность и охрана, наличие парковки [23; 24].

Р. Рога, И. Листок, П. Мюрсепп анализировали факторы, влияющие на выбор иностранными студентами университета Латвии. В ходе исследования было выявлено, что при выборе вуза наиболее важными считают академическое качество, репутацию, а также наличие иностранных студентов и сотрудников. При этом их удовлетворенность полученным опытом обучения, как правило, не оправдывает ожиданий. Иностранные студенты, получающие высшее образование в Латвии, в основном удовлетворены интернационализацией выбранного ими вуза [25].

Такие факторы, как место вуза в международных рейтингах, интернационализация, наличие зарубежных студентов и преподавателей, сформированность международной университетской среды являются важными для иностранных абитуриентов при выборе российского университета. Значимым фактором применения адаптивного опыта в области подготовки иностранных обучающихся выступают информационные, образовательные и социальные инструментарии, используемые в процессе их подготовки в российских образовательных организациях: технологии социокультурной интеграции иностранных студентов в общество и культуру, интерактивные методы обучения, разноязычные информационные технологии [5].

Интернационализация высшего образования предполагает внедрение международной составляющей в учебный процесс, научно-исследовательскую, культурно-массовую, спортивную и внеучеб-ную деятельность. При этом данный процесс будет способствовать более быстрой адаптации зарубежных студентов в российских вузах [1].

На современном этапе социально-экономического развития наблюдается тенденция роста числа иностранных

студентов в России: в 2019 г. их насчитывалось 267 100 чел., что составляло примерно 5 % от обшей численности обучающихся в вузах (рис. 1).

Чаще всего иностранные студенты приезжают учиться в Россию из стран СНГ (48,12 %). При этом большая часть из них приезжает из Казахстана (14,60 %), Туркмении (7,81 %), Узбекистана (6,0 %), Таджикистана (5,76 %), Украины (4,62 %). В этих странах значительная часть населения владеет русским языком, а студентам намного проще адаптироваться к учебному процессу и жизни в России, поэтому мотивы и факторы поступления в российские университеты у них могут отличаться от иностранных студентов из других государств.

Из стран дальнего зарубежья большая часть иностранных студентов прибывает в Россию из азиатских государств (лидером является Китай - 10,32 %). Абитуриенты из данных государств плохо или вообще не говорят по-русски и изучают его на специальных курсах в выбранном вузе, за год до поступления или, начиная с первого курса. Исключением является Китай, где в некоторых школах изучается русский язык.

Несмотря на многочисленность публикаций по этой проблематике, практически отсутствуют исследования по пробле-

мам выбора иностранными студентами страны, региона и конкретного вуза для своего обучения. Авторы впервые исследуют мотивы и факторы, побудившие иностранных студентов принять решение об обучении в провинциальном российском университете.

Материалы и методы

В качестве базы данных исследования выступили научные разработки отечественных и зарубежных авторов, учебные издания, данные эмпирических исследований, в том числе размещенных в открытом доступе в сети Интернет.

Эмпирический этап исследования включал в себя метод анкетного опроса иностранных студентов - учащихся университетов ПФО, а также метод индукции с целью интерпретации и обобщения результатов проведенного опроса.

В предложенной анкете были использованы следующие блоки вопросов:

- факторы, повлиявшие на выбор России как страны для обучения;

- факторы в стране проживания, которые являются негативными и способствуют принятию решения об обучении в другой стране;

- критерии выбора конкретного университета для будущего обучения;

Страны Африки (кроме Северной) / Africa (except North) (5,16)

Страны Ближнего Востока и Северной Африки / Middle East and North Africa (8,84)

Страны Азии / Asian countries (26,85)

Страны Западной Европы/ Countries of Western Europe (2,93)

Страны Латинской

Америки / Latin American countries (1,89)

Страны СНГ / CIS countries (53,18)

Восточноевропейские и Балканские страны / Eastern European and Balkan countries (1,15)

Р и с. 1. Распределение иностранных студентов в российских университетах по странам в 2019 г, %3 F i g. 1. Distribution of foreign students at Russian universities by country in 2019, %

3 Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации: Статистический сборник. Вып. 17 / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 180 с.

— каналы поиска информации о стране, регионе и вузе;

— проблемы и уровень удовлетворенности условиями обучения и проживания в России;

— информация об иностранном студенте: возраст, пол, направление и профиль обучения, курс, страна происхождения, уровень получаемого образования, способ оплаты обучения.

Для обоснования численности репрезентативной выборочной совокупности авторы использовали формулу, предложенную В. И. Паниотто и В. С. Макси-

менко

n =

Д + -1

(1)

N

состоянию на 1 января 2019 г. составляла 30 472 чел.5. Примем предельную ошибку выборки 3—4 %, что соответствует обыкновенной надежности.

n, =

1

2,1

= 1072,

0,032

n =

30472 1

2 ~ 1

2 , 1

= 612.

0,042

30472

где N — объем генеральной совокупности, п — объем выборки, А — предельная ошибка выборки.

Численность иностранных студентов в Приволжском федеральном округе по

Таким образом, в выборочную совокупность вошли 650 иностранных студентов, обучающихся в университетах ПФО. Данная выборочная совокупность является репрезентативной, поскольку ошибка репрезентативности составит не более 4 %, а параметры выборочной совокупности максимально приближены к параметрам генеральной совокупности.

Характеристики выборочной совокупности иностранных студентов, полученные в ходе проведения анкетного опроса, отражены в таблице 1.

Т а б л и ц а 1. Характеристики выборочной совокупности иностранных студентов T a b l e 1. Characteristics of the selected totality of foreign students

Страны / Countries Процент респондентов/ Percent of respondents Программа обучения / Training programs Процент респондентов/ Percent of respondents

Страны СНГ / CIS countries 61,38 Подготовительные отделения / Preparatory departments 9,69

Восточноевропейские и Балканские страны / Eastern European and Balkan countries 0,31 Бакалавриат / Baccalaureate 44,62

Страны Западной Европы / Countries of Western Europe 0,31 Специалитет / 5/6-year specialist diploma 21,54

Страны Азии / Asian countries 25,38 Магистратура / Master degree Стажировки / Internships 9,38

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки / Middle East and North Africa 8,00 11,08

Страны Африки (кроме Северной) / Africa (except North) 3,38 Ординатура / Clinical Residency 0,92

Страны Латинской Америки / Latin American countries 1,24 Аспирантура / Postgraduate 2,77

Итого / Total 100 Итого / Total 100

4 Теория статистики: учебник / под ред. Г. Л. Громыко. М. : ИНФРА-М, 2015. 476 с.

5 Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации.

При этом распределение выборочной совокупности по странам происхождения, программам обучения близко к параметрам генеральной совокупности. Ответы респондентов по полу сформировались следующим образом: 319 мужчин (49,08 %) и 331 женщина (50,92 %), т. е. в опросе приняло участие практически равное количество молодых людей и девушек из других стран, обучающихся в российских вузах ПФО. При этом в разрезе программ обучения не всегда наблюдается равное соотношение мужчин и женщин. Преобладающая доля мужчин выбирают здравоохранение, естественные науки, архитектуру и строительство, юриспруденцию, информатику и вычислительную технику, сельское хозяйство; женщины - гуманитарные науки, русский язык, образование и педагогику, культуру и искусство.

Результаты исследования

При опросе студентов-иностранцев, обучающихся в российских университетах, проводился анализ количества стран и университетов, на которые ориентировались иностранные абитуриенты (рис. 2).

Прианализе факторов, притягивающих абитуриентов в Россию и отталкивающих

в родной стране (табл. 2), было выявлено, что для студентов из стран СНГ наиболее привлекательными являются возможность быстрой адаптации в России, территориальная близость и дружественные отношения со страной проживания, стабильный политический и экономический режим. Ключевыми отталкивающими моментами в родной стране выступили малое количество рабочих мест, низкий уровень экономического развития и уровень жизни, невысокое качество высшего образования.

Для студентов из стран дальнего зарубежья притягательными факторами обучения и проживания в России являются иные факторы: стоимость проживания и уровень цен, интересная культура и традиции, дружественные отношения со страной проживания, наличие красивых интересных городов и природных объектов.

Ответы респондентов относительно положительных (притягивающих) факторов в зависимости от половой принадлежности распределились пропорционально между мужчинами и женщинами по всем факторам, кроме «стоимости проживания и уровня цен в России».

Более 3 университетов / More than 3 universities

3 университета/ 3 universities

2 университета/ 2 universities

1 университет / 1 university

Более 2 стран / More than 2 countries

2 страны / 2 countries 1 страну / 1 country

1.25 0.80

8.52 7.17

18 .80 27.49

71.43 64.54

1.50 3.19

7.77 20.72

90.73 76.10

0%

20%

40%

60%

100%

□ Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries

□ Студенты из других стран / Students from other countries

Рис. 2. Распределение ответов респондентов относительно выбора стран и университетов

для обучения, %

Fig. 2. Distribution of respondents' responses regarding the choice of countries and universities to study, %

Т а б л и ц а 2. Притягивающие и отталкивающие факторы, влияющие на выбор России как страны для обучения по мнению иностранных студентов (% по столбцу, допускалось более одного ответа)

T a b l e 2. Attractive and repulsive factors affecting the choice of Russia as a country for study according to foreign students (% by column, more than one answer was allowed)

Факторы / Factors

Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries

Студенты из других стран / Students from other countries

Положительные (притягивающие) факторы в России / Positive (attractive) factors in Russia

Стабильный политический и экономический режим / Stable political and 50,88 26,29 economic regime

Дружественные отношения со страной проживания / Friendly relations 67,92 47,41 with the country of residence

Стоимость проживания и уровень цен / Cost of accommodation and 17,04 62,15 price level

Близость к стране проживания / Proximity to the country of residence 71,43 42,23

Интересная культура и традиции / Interesting culture and traditions 38,60 59,76

Много университетов и программ обучения / Many universities and train- 37,59 43,82 ing programs

Возможность быстрой адаптации / Possibility of fast adaptation 75,19 27,09

Наличие красивых интересных городов и природных объектов / Pres- 46,12 37,85 ence of beautiful and interesting cities and natural objects

Негативные (отталкивающие) факторы в родной стране / Negative (repulsive) factors in the home country

Малое количество рабочих мест / Low number of jobs in the country of 32,33 9,96 residence

Низкий уровень экономического развития и уровень жизни / Low level of 28,82 7,57 economic development and standard of living

Невысокое качество высшего образования / Low quality of higher education 31,08 6,77

Сложность поступления в университет, большой конкурс / Complexity of 16,29 37,85 university admission, big competition

Ограниченное число бюджетных и договорных мест в университетах / 18,80 39,04 Limited number of budgetary and contractual places in universities

Отсутствие необходимых направлений и профилей обучения / No re- 18,30 32,27 quired specialisms and profiles

Данный фактор в качестве привлекательного отметили 224 респондента из 650 опрошенных, среди них преобладали мужчины 130 чел. (20 % от общего количества опрошенных) и 94 женщин (14,46 %). Фактор «близость России к стране проживания» более привлекателен для женщин (31,08 %), чем для мужчин (23,08 %).

Негативными (отталкивающими) факторами для студентов из стран дальнего зарубежья являются сложность поступления в университет, большой конкурс, ограниченное число бюджетных и договорных мест в университетах, причем данные факторы особо актуальны для студентов из Китая, составляющих около 14 % от вы-

борочной совокупности. Следовательно, для них главным минусом выступает ограниченность высшего образования и сложность поступления в вуз в родной стране.

Ответы респондентов относительно отталкивающих факторов в зависимости от половой принадлежности распределились пропорционально между мужчинами и женщинами по всем факторам, кроме «малое количество рабочих мест в стране проживания». Данный фактор мужчины выбирали чаще (13,08 %), чем женщины (10,62 %).

Анализ причин, побудивших иностранных студентов принять решение об обучении в российском университете (табл. 3),

показал, что в большинстве стран СНГ признается и ценится российское высшее образование, из-за нестабильной социально-экономической ситуации иностранные студенты хотят обосноваться в России на постоянной основе, а знание русского языка помогает быстро адаптироваться на новом месте жительства.

Для студентов из других стран основными причинами являются признание российского диплома в родной стране и высокий уровень трудоустройства специалистов с российским образованием в родной стране. 48,8 % опрошенных, обучающихся в ПФО, отметили возможность остаться жить и работать в России после обучения.

Ответы респондентов относительно причин, побудивших иностранных студентов принять решение об обучении в российском университете, в зависимости от половой принадлежности распределились пропорционально между мужчинами и женщинами по всем факторам, кроме «возможности остаться жить и работать в России после обучения» (26,15 % мужчин и 22,61 % женщин).

В таблице 4 представлены наиболее важные критерии выбора вуза по мнению большинства студентов (более 60 %) из всех стран.

Для обучающихся из стран дальнего зарубежья важными выступили следу-

ющие критерии: программа изучения русского языка как иностранного (77,69 %), подробная и достоверная информация о вузе и правилах поступления в интернете на иностранном языке (74,1 %), популярность университета (58,96 %).

Вузы ПФО предоставляют качественное образование, востребованное зарубежными работодателями. При этом 62,3 % опрошенных считают, что их значительным преимуществом является доступная стоимость обучения. Место университета в мировых рейтингах важно для 8,46 % иностранных абитуриентов.

Ответы респондентов относительно критериев выбора университета для обучения в зависимости от половой принадлежности не выявили каких-либо значительных перевесов и распределились пропорционально между мужчинами и женщинами.

При поиске информации о вузе 96,66 % студентов из стран СНГ использовали официальные сайты университетов, 40,6 -изучали интернет-сайты, посвященные российскому высшему образованию, и более 35 % обращались к социальным сетям, рекомендациям родственников, знакомых, друзей и услугам посредников (агентов). Для студентов из других стран наиболее популярными источниками информации стали сайты университетов (74,1 %) и интернет-ресурсы, посвященные высшему образованию в России (70,92 %).

Т а б л и ц а 3. Причины, побудившие иностранных студентов принять решение об обучении в российском университете (% по столбцу, допускалось более одного ответа) T a b l e 3. Reasons that prompted foreign students to decide to study at a Russian university

(% by column, more than one answer was allowed)

Причины / Reasons

Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries

Студенты из других стран / Students from other countries

Признание российского диплома в родной стране / Recognition of the 85,21 63,75 Russian diploma in the native country

Высокий уровень трудоустройства специалистов с российским образова- 45,61 56,57 нием в родной стране / High level of employment of specialists with Russian education in their native country

Дружественная культурная среда / Friendly cultural environment 57,64 38,25

Знание русского языка / Knowledge of Russian 61,90 14,34

Возможность остаться жить и работать в России после обучения / Oppor- 62,66 26,69 tunity to stay and work in Rossia after training

Возможность выбора университета на территории России / Possibility of 30,08 28,69 choosing a university in Russia

Т а б л и ц а 4. Критерии выбора российского университета по мнению иностранных студентов (% по столбцу, допускалось более одного ответа)

T a b l e 4. Criteria for choosing a Russian university, according to foreign students (% by column, more than one answer was allowed)

Критерии / Criteria

Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries, Студенты из других стран / Students from other countries

85,21 63,75

71,68 79,28

65,91 56,57

62,66 74,10

60,90 62,15

29,82 23,90

27,82 58,96

25,06 74,10

Признание диплома российского университета в родной стране / Recognition of the diploma of the Russian university in the native country

Высокое качество образования / High quality of education

Доступная стоимость обучения / Available cost of training

Востребованность и трудоустройство выпускников на рынке труда / Demand and employment of graduates in the labour market

Профессорско-преподавательский состав / Teaching staff

Стипендия для иностранных студентов / Availability of scholarship for international students

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известность и популярность университета / University Fame and Popularity Подробная и достоверная информация о вузе и правилах поступления в сети Интернет на иностранном языке / Detailed and reliable information on the university and the rules of entry on the Internet in a foreign language

Наличие комфортабельного общежития / Availability of comfortable dormitory

Местоположение университета на территории России / University location in Russia

Наличие программы двойного диплома / Dual diploma programme Наличие в университете иностранных студентов из родной страны / Availability of foreign students from their home country Возможность учиться на бюджетной основе / Opportunity to study on a budgetary basis

Программа изучения русского языка как иностранного / Availability of a program to learn Russian as a foreign language

Место университета в мировых университетских рейтингах / University presence in world university rankings

Хорошие возможности заниматься спортом / Good opportunities to play sports

Наличие в университете зарубежных преподавателей / Availability of foreign teachers at the university

Возможность обучаться на английском языке / Ability to learn in English

Проведение совместных научных исследований с зарубежными партнерами / Conduct joint research with foreign partners

Участие университета в международных программах обучения за рубежом / Participation of the university in international programs with possibility to study abroad

24,06 23,81

23,56 23,06

20,30

14,54

6,27

3,76 3,51

3,01 3,01

2,51

34,26 22,31

24,70 20,72

13.94 77,69

11.95

9,96 10,36

9,96

9.96

7.97

Ключевыми целевыми ориентация-ми поступления в российский университет иностранных студентов из стран СНГ являются приобретение необходимых знаний, умений и навыков с целью трудоустройства в родной стране или в России, получение диплома о высшем образовании, а для студентов из других стран - получение диплома, необходимой квалификации и изучение русского языка и культуры. Следовательно, большинство иностранных студентов нацелены на

получение знаний и квалификации, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда (рис. 3).

Академическая успеваемость и результаты обучения выше у студентов из стран СНГ, что может объясняться следующими причинами: лучшее знание языка и близкая культурная среда, что позволяет быстрее адаптироваться и включитьсявучебныйпро-цесс, большая нацеленность на получение знаний, умений и навыков, а не просто получение диплома с целью трудоустройства.

Изучить русский язык и культуру / Study of the Russian language and culture

Приобрести необходимые знания, умения и навыки с целью трудоустройства в России / Acquisition of necessary knowledge and skills for the purpose of employment in Russia

Приобрести необходимые знания, умения и навыки

6 52 47,81

Получить диплом о высшем образовании / Diploma of higher education

с целью трудоустройства в родной стране / Acquisition of necessary knowledge and skills in order 71,93 79,68

to find a job in your home country

62,66

26,69

70,18

91,63

0 50 100 150 200

□ Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries

□ Студенты из других стран / Students from other countries

Р и с. 3. Распределение ответов респондентов относительно целей поступления в российский университет (допускалось более одного ответа), %

F i g. 3. Distribution of respondents' responses regarding the goals of admission to the Russian university

(more than one answer was allowed), %

По данным, полученным в ходе анкетного опроса, средний балл академической успеваемости студентов из стран СНГ составил 4,8, а из других стран - 4,1. Кроме того, среди иностранных студентов есть определенное количество, имеющих высокий уровень дохода (в том числе родителей), низкую мотивацию к обучению и получению квалификации (в большей степени являются гражданами стран дальнего зарубежья, а не СНГ). Такая категория обучающихся как правило нацелена на изучение культуры, путешествия, отдых и имеет невысокие баллы успеваемости.

Ответы респондентов по определению критериев выбора вуза для обучения в зависимости от половой принадлежности не выявили каких-либо значительных перевесов и распределились пропорционально между мужчинами и женщинами.

Наиболее значимыми дополнительными факторами привлекательности российского университета для всех опрошенных иностранных студентов стали качественная образовательная программа по необходимому профилю (направлению) и относительно невысокий уровень

оплаты обучения, для студентов из стран дальнего зарубежья - хорошая материально-техническая базы (рис. 4).

Вузы ПФО, по мнению иностранных студентов, имеют хорошую материально-техническую базу и реализуют качественные образовательные программы, при этом стоимость обучения в них ниже, чем в столичных, что, безусловно, является положительным моментом для зарубежных абитуриентов.

По мнению опрошенных респондентов из стран СНГ относительно сложностей, с которыми они столкнулись при переезде в Россию, 24,56 % отметили недостаточное знание русского языка, остальные аспекты, связанные с адаптацией к культурной среде, климатическим условиям, взаимодействием с преподавателями, студентами и местными жителями, не вызвали у них особого затруднения. Студенты из других стран к наиболее сложным аспектам обучения и проживания в России отнесли плохое знание русского языка (65,34 %), сложную адаптацию в новой культурной среде (46,22 %), слабое взаимодействие с российскими студентами (29,88 %) и преподавателями (28,69 %).

Хорошая материально-техническая база университета (лаборатории, исследовательские центры) / Good material and technical base of the university (laboratories, research centers) Наличие качественной образовательной программы

по необходимому профилю (направлению) / Availability of a quality educational program according to the required profile (direction)

В России легче поступить в университет, чем в родной стране / In Russia, it is easier to enter a university than in your native country

Относительно невысокий уровень оплаты обучения / Relatively low tuition fees

Наличие родственников, друзей, проживающих в России / Presence of relatives, friends living in Russia

Мнение родителей о необходимости обучения в России / Parents' opinion on the need for training in Russia

34,09 45,42

49,62

55,38

52 24,70

64,41

30,58 ,97

32,33 25,90

45,02

0

20

40

60

80

100

120

□ Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries

□ Студенты из других стран / Students from other countries

Р и с. 4. Распределение ответов респондентов относительно дополнительных факторов, повлиявших на выбор университета в России (допускалось более одного ответа), % F i g. 4. Distribution of respondents' responses regarding additional factors that influenced the choice of a university in Russia (more than one answer was allowed), %

При этом малое количество студентов сталкивается со сложностями оформления миграционно-визовых документов, отсутствием правовой защиты интересов иностранного гражданина и конфликтами в общежитии, поскольку вузами

оказывается поддержка в данном направлении.

В таблице 5 представлено распределение ответов иностранных студентов относительно планов после окончания российского университета.

Т а б л и ц а 5. Распределение ответов иностранных студентов относительно планов после окончания российского университета, %

T a b l e 5. Distribution of foreign student responses to post-Russian university plans, %

План на будущее / Future plan Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries Студенты из других стран / Students from other countries

1 2 3

Вернуться в родную страну и работать по профилю получаемого обра- 70,18 78,88 зования / To return to your home country and work on the education profile

Вернуться в родную страну и работать не по профилю получаемого 3,76 0,80

образования / To return to your home country and work outside the received

education

Остаться в России и работать по профилю получаемого образования / 18,05 11,95 To stay in Russia and work according to the profile of the received education

Окончание табл. 5 / End of table 5

1 2 3

Остаться в России и работать не по профилю получаемого образования / To stay in Russia and do not work according to the profile of the received education 4,01 2,39

Уехать в другую страну и работать по профилю получаемого образования / To go another country and work on the education profile 1,00 0,80

Уехать в другую страну и работать не по профилю получаемого образования / To go another country and work outside the received education 0,25 0,40

Продолжить образование в России / To continue education in Russia 1,75 1,99

Продолжить образование в другой стране / To continue education in another country 0,25 0,80

Создать свой бизнес / To create own business 0,75 1,99

Итого / Total 100 100

Ответы респондентов относительно планов после окончания российского университета в зависимости от половой принадлежности распределились пропорционально между мужчинами и женщинами по всем факторам, кроме «вернуться в родную страну и работать по профилю получаемого образования» и «остаться в России и работать по профилю получаемого

образования». Изъявили желание остаться в России 9,23 % мужчин и 60,31 % женщин, планируют вернуться в родную страну 33,85 % мужчин и 39,69 % женщин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке уровня удовлетворенности обучением и условиями жизни в городах ПФО респондентам предлагалось оценить по пятибалльной системе различные параметры (рис. 5 и 6).

Качество образования / Quality of education

Возможность заниматься спортом / Opportunity to play sports

Условия проживания в общежитии / Accommodation conditions in the hostel

Разнообразие студенческих культурно-развлекательных мероприятий / Diversity of student cultural and entertainment activities

Научно-исследовательская работа / Research work

Взаимодействие с преподавателями в университете / Interaction with faculty at the university

заимодействие со студентами в университете / Interaction with students at the university

Возможность и процесс организации прохождения практики / Opportunity and process of organization of practice

—♦—Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries —■—Студенты из других стран / Students from other countries

Р и с. 5. Уровень удовлетворенности иностранных студентов параметрами обучения в российском университете по пятибалльной шкале

F i g. 5. The level of satisfaction of foreign students with the parameters of studying at a Russian university on a five-point scale

Большая часть параметров обучения в российских университетах получила достаточно высокие оценки по мнению иностранных студентов из всех стран (более 4 баллов по пятибалльной шкале). При этом студенты из стран СНГ поставили по всем параметрам более высокие баллы, чем студенты из других стран. Максимально были оценены качество образования, взаимодействие с преподавателями, разнообразие студенческих культурно-развлекательных мероприятий.

Эффективность работы преподавательского состава и взаимодействия со студентами - важный параметр успешной адаптации и обучения иностранцев. Большая часть иностранных граждан - учащихся российских вузов оценили данный параметр на 5 или 4 балла, минимальное количество студентов - на 3 балла.

Высоко оценили преподавательскую деятельность иностранные студенты, обучающиеся по программам «Экономика и менеджмент», «Гуманитарные науки», «Русский язык», «Информатика и вычис-

лительная техника», «Образование и педагогика», «Сельское хозяйство». Низкие оценки встречались у незначительной части студентов, обучающихся по программам «Здравоохранение», «Архитектура и строительство», «Естественные науки».

Наименьший уровень удовлетворенности отмечен по параметрам «условия проживания в общежитии», «возможность заниматься спортом». Иностранные студенты из стран дальнего зарубежья также не в полной мере удовлетворены процессами организации практики, взаимодействием со студентами в вузе и научно-исследовательской работой, что в большей степени обусловлено недостаточным знанием русского языка и культурными различиями.

Таким образом, в вузах ПФО, по мнению иностранных студентов, осуществляется качественная работа преподавательского состава, имеются определенные программы социокультурной адаптации, однако могут быть менее комфортные условия проживания в общежитии и занятия спортом, чем в столичных вузах.

Инфраструктура города проживания в России (транспорт, магазины, связь, интернет, медицина) / Infrastructure of the city of residence

in Russia (transport, shops, communications, Internet, medicine) 5

Возможность путешествовать по России / The opportunity to travel around Russia

Взаимодействие с местными жителями / Interaction with local residents

Архитектура города проживания в России / Architecture of the city of residence in Russia

проведение досуга (свободного времени) в России / Leisure (free time) in Russia

Студенты из стран СНГ / Students from CIS countries Студенты из других стран / Students from other countries

Р и с. 6. Уровень удовлетворенности иностранных студентов условиями проживания

в российском городе Приволжского федерального округа по пятибалльной шкале F i g. 6. Level of satisfaction of foreign students with living conditions in the Russian city of the Volga Federal District on a five-point scale

Ответы респондентов относительно удовлетворенности параметрами обучения в российском университете в зависимости от половой принадлежности не выявили каких-либо значительных перевесов.

Городская инфраструктура, по мнению исследователей [5], - один из важных параметров удовлетворенности иностранных студентов условиями жизни в стране. По данным рисунка 6 видно, что уровень удовлетворенности городской инфраструктурой, архитектурой, проведением досуга у всех иностранных студентов достаточно высокий (выше 4 баллов по пятибалльной шкале), более низкий уровень (менее 4 баллов) наблюдается по параметрам «взаимодействие с местными жителями» и «возможность путешествовать по России».

Таким образом, в процессе исследования были выявлены притягивающие и отталкивающие факторы, влияющие на выбор России как страны для обучения, критерии выбора и цели поступления в российский вуз, а также уровень удовлетворенности иностранных студентов параметрами обучения в российском университете и условиями проживания в российском городе Приволжского федерального округа.

Обсуждение и заключение

По результатам проведенного социологического исследования привлекательности российского высшего образования и университетов, расположенных в Приволжском федеральном округе, для иностранных студентов можно сделать следующие выводы:

1. В большинстве случаев выбранная страна и вуз занимают относительно высокие позиции в выборе студентов.

2. Притягивающими факторами для студентов из стран СНГ являются быстрая адаптация в России за счет родственных традиций и культуры, знания русского языка, стабильности экономики и дружественных отношений с родной страной. Отталкивающими факторами в родной стране являются недостаточное количество рабочих мест, низкий уровень жизни и развития экономики и кризисное

состояние качества высшего образования. Для обучающихся из других стран наиболее притягательными являются богатая культура, традиции, архитектура и природные объекты, а отталкивающими в родной стране - сложность поступления и ограниченная доступность высшего образования.

3. Вескими причинами поступления в российский университет для иностранных студентов выступили признание российского диплома в родной стране, высокий уровень трудоустройства специалистов с российским образованием в родной стране, возможность остаться жить и работать в России после обучения, что свидетельствует о необходимости популяризации российского высшего образования за рубежом.

4. Поскольку при поиске информации о российских университетах иностранные абитуриенты используют чаще всего их официальные сайты и образовательные порталы, необходимо уделять внимание качественной разработке сайта вуза на иностранном языке, его информационному наполнению, а также развивать и продвигать с помощью эффективных SSM-технологий информационные образовательные порталы.

5. Большинство иностранных обучающихся нацелены на получение необходимой квалификации и навыков, а также диплома о высшем образовании с целью успешного трудоустройства в родной стране или в России.

6. Вузы, расположенные в ПФО, привлекают иностранных студентов высоким качеством обучения, образовательными программами и высокотехнологичной материально-технической базой, а также более низкой стоимостью обучения.

7. Реализуются программы адаптации.

8. Иностранные студенты высоко ценят приобретенные в российских вузах знания, умения и навыки, видят перспективы успешного трудоустройства в родной стране по профилю получаемого образования, что свидетельствует о достаточно высоком качестве и уровне удовлетворенности образовательной деятельностью в России. При этом студенты из стран СНГ выражают больший уровень

удовлетворенности, чем студенты из других стран.

9. Иностранные студенты высоко оценивают качество обучения в вузах, отмечают высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, хорошую материально-техническую базу, качественные образовательные программы, признание диплома в родной стране, возможность трудоустройства. При этом в региональных вузах более низкая стоимость обучения и проживания, что является притягивающим фактором. Также в ходе опроса было выявлено, что лишь небольшая часть иностранных студентов обращает внимание на место вуза в мировых университетских рейтингах.

10. Уровень удовлетворенности иностранных студентов условиями жизни, инфраструктурой в городах Приволжского федерального округа можно охарактеризовать как высокий, что свидетельствует о комфортных условиях в регионе.

При этом в качестве негативных иностранными абитуриентами выделены следующие причины: сложность поиска достоверной информации на иностранном языке об условиях жизни в России, обилие политически окрашенной негативной информации в связи с неблагоприятными внешнеполитическими обстоятельствами, низкая информативность сайтов университетов на иностранных языках, отсутствие возможностей для трудоустройства в процессе обучения, снижение популярности и востребованности русского языка во многих постсоветских странах, недостаточное количество учебных программ на иностранном языке.

Для повышения привлекательности и конкурентоспособности российского высшего образования среди иностранных абитуриентов необходимо реализовать ряд мероприятий на нескольких институциональных уровнях, в первую очередь государственном и университетском.

На государственном уровне необходимо реализовать следующие мероприятия:

1. Разработка взаимосвязанной миграционной и образовательной политики для иностранных абитуриентов.

2. Улучшение имиджа страны на международной арене, размещение подробной и достоверной информации об условиях и уровне жизни в России на иностранных порталах.

3. Увеличение количества квот на бесплатное обучение для абитуриентов из целевых стран.

4. Заключение, актуализация межправительственных соглашений о взаимном признании квалификаций/образования с целевыми странами.

5. Расширение деятельности представительств Россотрудничества и российских центров науки и культуры, центров Фонда «Русский мир» в целевых странах (в случае их отсутствия - инициация открытия) по повышению информационного сопровождения экспорта российского образования.

6. Содействие участию российских университетов в международных образовательных выставках, ярмарках, университетских форумах.

7. Активизация культурных, спортивных, туристических связей с целевыми странами на национальном и региональном уровне, совместное проведение международных молодежных мероприятий с участием студентов и школьников для продвижения положительного имиджа России и русского языка за рубежом.

8. Создание в доменных зонах ключевых стран, демонстрирующих спрос на российское образование, специализированных интернет-сайтов, ориентированных на продвижение российских университетов и образовательных продуктов.

9. Активизация сотрудничества с ассоциациями иностранных выпускников в целевых странах, в том числе в рамках сотрудничества с Всемирной ассоциацией выпускников высшего образования, в целях продвижения образовательных программ и российского образования в целом в стране и демонстрации успеха развития карьеры в результате получения российского образования.

Ключевыми направлениями повышения уровня международной конкурентоспособности российских университетов должны стать:

1. Расширение перечня образовательных программ для абитуриентов целевых стран, включая программы на иностранных языках по востребованным направлениям и специальностям, программы дистанционного обучения, увеличение масштабов двусторонней академической мобильности, реализации совместных образовательных программ.

2. Разработка и реализация программ обучения русскому языку: для начинающих, подготовка к поступлению в российские вузы, русский язык в профессиональных целях.

3. Создание клубов поддержки иностранных студентов и разработка инструкций, способствующих легкой адаптации в России.

4. Повышение показателей конкурентоспособности вуза на международной арене и улучшение его имиджевых характеристик.

5. Формирование качественного информационного потока о вузе в российских и зарубежных СМИ, социальных сетях, интернет-порталах для увеличения целевой аудитории абитуриентов, родителей, партнеров за рубежом.

6. Активизация участия в международных образовательных выставках и ярмарках, а также сотрудничества с рекру-тинговыми агентствами в целевых странах.

7. Проведение мероприятий для потенциальных иностранных абитуриентов обучающей направленности (олимпиады, летние лагеря, школы, университеты).

8. Создание полноценных версий сайтов российских университетов на иностранных языках целевых стран с учетом приоритетов вуза, сайтов-визиток, мобильных версий сайтов и специализированных мобильных приложений.

9. Расширение сотрудничества с зарубежными университетами-партнерами в целевых странах в рамках международных университетских ассоциаций и союзов (как на двусторонней, так и на многосторонней основе), например, форумы ректоров вузов, ассоциации профильных вузов, студенческие ассоциации, международные научные ассоциации и т. д.

10. Проведение различных мероприятий информационной и пропагандистской направленности для потенциальных иностранных абитуриентов и их родителей с использованием дистанционных технологий (дни открытых дверей, виртуальные экскурсии по вузу).

В качестве направлений дальнейших исследований можно отметить необходимость выявления соответствия ожиданий и реальности относительно качества и условий обучении и жизни в провинциальных регионах у иностранных студентов из разных стран, а также проведение анализа удовлетворенности иностранных студентов параметрами обучения в университете и жизни в российских провинциальных регионах.

Материалы статьи будут полезны ученым и исследователям, занимающимся проблемами выбора иностранными абитуриентами страны и вуза для своего обучения за рубежом. Представленные в статье рекомендации могут быть использованы в работе федеральных и региональных правительств, министерств образования, региональных вузов при разработке программ повышения международной конкурентоспособности высшего образования в России и привлечения международного контингента обучающихся.

СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Повышение конкурентоспособности вуза: глобальные тенденции и современное состояние мирового рынка образовательных услуг / А. Н. Суетин [и др.] // Фундаментальные исследования. 2020. № 6. С. 143-149. doi: http://doi.org/10.17513/fr.42791

2. Jiani M. A. Why and How International Students Choose Mainland China as a Higher Education Study Abroad Destination // Higher Education. 2017. Vol. 74. P. 563-579. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0066-0

3. Понявина М. Б., Селезнев П. С. Увеличение количества иностранных студентов в российских вузах как элемент государственной политики в сфере образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10, № 1. С. 104-108. doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108

4. Miotto G., Del-Castillo-Feito Cr., Blanco-González A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions' Sustained Competitive Advantage // Journal of Business Research. 2020. Vol. 112. Р. 342-353. doi: https://doi.org/10.1016/jjbusres.2019.11.076

5. Li F. Factors Influencing Chinese Students' Choice of an International Branch Campus: A Case Study // Journal of Studies in International Education. 2020. Vol. 24, issue 3. P. 337-351. doi: https://doi. org/10.1177/1028315319835539

6. Анохова Е. В., Штыхно Д. А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов // Открытое образование. 2021. Т. 25, № 2. С. 4-14. doi: https:// doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14

7. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia's Leading Universities // Journal of Studies in International Education. 2021. Vol. 25, issue 5. P. 582-597. doi: https://doi.org/10.1177/1028315320963514

8. Алешкина О. В. Конкурентоспособность вуза в современных условиях // Доклады Башкирского университета. 2021. Т. 6, № 5. С. 346-350. doi: https://doi.org/10.33184/dokbsu-2021.5.9

9. Tucker King C. S., Bailey K. S. Intercultural Communication and US Higher Education: How US Students and Faculty Can Improve: International Students' Classroom Experiences // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 82. P. 278-287. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.04.007

10. Sezer S., Karabacak N., Narseyitov M. A Multidimensional Analysis of Homesickness based on the Perceptions of International Students in Turkey: A Mixed Method Study // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 83. P. 187-199. doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.06.001

11. Hernández Bolívar M., Ortega Pacheco Y. Adaptación y percepción de estudiantes extranjeros respecto a la cultura y el sistema educativo en una Universidad Pública en Colombia // Ciencia E Interculturalidad. 2019. Vol. 24, no. 01. P. 80-90. doi: https://doi.org/10.5377/rci.v24i01.8004

12. Cerrutti M., Binstock G. Migración, adolescencia y educación en Argentina: desentrañando las brechas de aprendizajes // Revista Latinoamericana de Población. 2019. Vol. 13, num. 24. P. 32-62. doi: https://doi. org/10.31406/relap2019.v13.i1.n24.2

13. Lanati М., Thiele R. International Student Flows from Developing Countries: Do Donors Have an Impact? // Economics of Education Review. 2020. Vol. 77. doi: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101997

14. Плюсы и минусы увеличения численности иностранного контингента российских вузов / О. В. Дехнич, О. В. Лютова, М. А. Трубицын, Е. С. Данилова // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 244-256. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256

15. Social and Communicative Adaptation of International Students at Russia Universities: Problems, Peculiarities and Characteristics / A. R. Masalimova [et al.] // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, no. 3s. P. 119-126.

16. Incoming and Outgoing Academic Mobility in Russia and Abroad: Main Trends, Administrative Challenges / T. K. Rostovskaya, V. I. Skorobogatova, E. E. Pismennaya, V. A. Bezverbny // International Journal of Sociology and Social Policy. 2021. Vol. 41, no. 1/2. P. 154-166. doi: https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091

17. Barriers to Students' Academic Mobility in Russia / T. K. Rostovskaya, A. S. Maksimova, N. M. Mekeko, S. N. Fomina // Universal Journal of Educational Research. 2020. Vol. 8, no. 4. P. 1218-1227. doi: https://doi. org/10.13189/ujer.2020.080412

18. Mazzarol T., Soutar G. N. «Push-pull» Factors Influencing International Student Destination Choice // The International Journal ofEducation. 2002. Vol. 16, no. 2. P. 82-90. doi: https://doi.org/10.1108/09513540210418403

19. Воловская Н. М., Плюснина Л. К. Выбор вуза иностранными студентами: мотивы, факторы и проблемы (по результатам социологических исследований) // Вестник НГУЭУ. 2021. № 4. С. 242-251. doi: https://doi.org/10.34020/2073-6495-2021-4-242-251

20. Li F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students' Choice of an Overseas PhD Program // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021. Vol. 29. doi: https://doi.org/10.1016/j. jhlste.2020.100286

21. Abubakar B., Shanka T., Muuka G. Tertiary Education: An Investigation of Location Selection Criteria and Preferences by International Students - The Case of Two Australian Universities // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20, issue 1. P. 49-68. doi: https://doi.org/10.1080/08841241003788052

22. Foster M. Student Destination Choices in Higher Education: Exploring Attitudes of Brazilian Students to Study in the United Kingdom // Journal of Research in International Education. 2014. Vol. 13, issue 2. P. 149-162. doi: https://doi.org/10.1177/1475240914541024

23. De Jager J. W., Gbadamosi G. Predicting Students' Satisfaction through Service Quality in Higher Education // The International Journal of Management Education. 2013. Vol. 11, issue 3. P. 107-118. doi: https://doi. org/10.1016/j.ijme.2013.09.001

24. De Jager J. W., Gbadamosi G. Specific Remedy for Specific Problem: Measuring Service Quality in South African Higher Education // Higher Education. 2010. Vol. 60. P. 251-267. doi: https://doi.org/10.1007/s10734-009-9298-6

25. Roga R., Lapina I., Müürsepp P. Internationalization of Higher Education: Analysis of Factors Influencing Foreign Students' Choice of Higher Education Institution // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 213. P. 925-930. doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.506

Поступила 25.08.2021; одобрена после рецензирования 10.01.2022; принята к публикации 17.01.2022.

Об авторах:

Бондаренко Владимир Викторович, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), доктор экономических наук, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-6716-1963, bond40@bk.ru

Полутин Сергей Викторович, директор НИИ регионологии, заведующий кафедрой социологии и социальной работы МГУ им. Н. П. Огарёва (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор социологических наук, профессор, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, polutin.sergei@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юдина Вера Александровна, заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), кандидат экономических наук, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, vayudina@fa.ru

Танина Мария Алексеевна, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация,

г. Пенза, ул. Калинина, д. 33Б), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Researcher ID: E-7224-2018, margo10@inbox.ru

Лескина Ольга Николаевна, доцент кафедры экономики и финансов Пензенского филиала Финансового университета при Правительстве РФ (440052, Российская Федерация, г. Пенза, ул. Калинина,

д. 33Б), кандидат экономических наук, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1257-3725, Researcher ID: F-4061-2018, onleskina@fa.ru

Заявленный вклад авторов:

B. В. Бондаренко - разработка концепции исследования; организация и проведение исследования; статистическая обработка данных; интерпретация и критический анализ.

C. В. Полутин - обеспечение сбора информации при проведении анкетирования иностранных студентов; интерпретация и критический анализ данных полученных в ходе анкетного опроса по вопросам привлекательности российских вузов Приволжского федерального округа для иностранных абитуриентов.

В. А. Юдина - подготовка инструментария опроса; сбор информации; подготовка аналитических и графических материалов по результатам анкетирования.

М. А. Танина - описание результатов исследования; техническое оформление списка использованных источников; перевод структурных составляющих на английский язык; подготовка начального варианта текста; доработка текста статьи.

О. Н. Лескина - теоретический анализ зарубежных источников; сбор и обработка первичных материалов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Suetin A., Suetin S., Shulus A., Bogomolov O., Trifonova A. University Competitiveness Management: Integration of Educational Space. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research. 2020; (6):143-149. (In Russ., abstract in Eng.) doi: http://doi.org/10.17513/fr.42791

2. Jiani M.A. Why and How International Students Choose Mainland China as a Higher Education Study Abroad Destination. Higher Education. 2017; 74:563-579. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0066-0

3. Ponyavina M.B., Seleznev P.S. Increase of the Number of International students in Russian Universities as a Component of the state Education Policy. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020; 10(1):104-108. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108

4. Miotto G., Del-Castillo-Feitob Cr., Blanco-González A. Reputation and Legitimacy: Key Factors for Higher Education Institutions' Sustained Competitive Advantage. Journal of Business Research. 2020; 112:342-353. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/jjbusres.2019.11.076

5. Li F. Factors Influencing Chinese Students' Choice of an International Branch Campus: A Case Study. Journal of Studies in International Education. 2020; 24(3):337-351. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1177/1028315319835539

6. Anokhova E.V., Shtykhno D.A. Scientific and Educational Collaborations as a Tool to Increase the Competitiveness of Russian Universities. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2021; 25(2):4-14. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2021-2-4-14

7. Nefedova A. Why International Students Choose to Study at Russia's Leading Universities. Journal of Studies in International Education. 2021; 25(5):582-597. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1177/1028315320963514

8. Aleshkina O. The Competitive Ability of the University in Modern Conditions. Doklady Bashkirskogo universiteta = Reports of Bashkir University. 2021; 6(5):346-350. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi. org/10.33184/dokbsu-2021.5.9

9. Tucker King C.S., Bailey K.S. Intercultural Communication and US Higher Education: How US Students and Faculty Can Improve: International Students' Classroom Experiences. International Journal of Intercultural Relations. 2021; 82:278-287. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.04.007

10. Sezer S., Karabacak N., Narseyitov M. A Multidimensional Analysis of Homesickness based on the Perceptions of International Students in Turkey: A Mixed Method Study. International Journal of Intercultural Relations. 2021; 83:187-199. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.06.001

11. Hernández Bolívar M., Ortega Pacheco Y. Adaptation and Perception of Foreign Students about Culture and Education System at a Public University in Colombia. Ciencia E Interculturalidad. 2019; 24(01):80-90. (In Spa., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.5377/rci.v24i01.8004

12. Cerrutti M., Binstock G. Migration, Adolescence and Education in Argentina: Unraveling Learning Gaps. Revista Latinoamericana de Población. 2019; 13(24):32-62. (In Spa., abstract in Eng.) doi: https://doi. org/10.31406/relap2019.v13.i1.n24.2

13. Lanati M., Thiele R. International Student Flows from Developing Countries: Do Donors Have an Impact? Economics of Education Review. 2020; 77:101997. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.101997

14. Dekhnich O.V., Lyutova O.V., Trubitsyn M.A., Danilova E.S. More International Students Coming to Russia: Pros and Cons. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25(2):244-256. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.103.025.202102.244-256

15. Masalimova A.R., Timofeeva M.O., Polevoy S.A., Platonova R.I., Zaitseva N.A., Shaidullina A.R. Social and Communicative Adaptation of International Students at Russia Universities: Problems, Peculiarities and Characteristic. Talent Development and Excellence. 2020; 12(3 s):119-126. (In Eng.)

16. Rostovskaya T.K., Skorobogatova V.I., Pismennaya E.E., Bezverbny V.A. Incoming and Outgoing Academic Mobility in Russia and Abroad: Main Trends, Administrative Challenges. International Journal of Sociology and Social Policy. 2021; 41(1/2):154-166. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091

17. Rostovskaya T.K., Maksimova A.S., Mekeko N.M., Fomina S.N. Barriers to Students' Academic Mobility in Russia. Universal Journal of Educational Research. 2020; 8(4):1218-1227. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.13189/ujer.2020.080412

18. Mazzarol T., Soutar G.N. "Push-pull" Factors Influencing International Student Destination Choice. The International Journal ofEducation. 2002; 16(2):82-90. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1108/09513540210418403

19. Volovskaya N.M., Plyusnina L.K. Selection of a Higher Educational Institution by Foreign Students: Motives, Factors and Problems (Based on the Results of Sociological Studies;. Vestnik NSUEM. 2021; (4):242-251. (In Russ., abstract in Eng.) doi: https://doi.org/10.34020/2073-6495-2021-4-242-251

20. Li F., Qi H., Guo Q. Factors Influencing Chinese Tourism Students' Choice of an Overseas PhD Program. Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2021; 29:100286. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1016/j.jhlste.2020.100286

21. Abubakar B., Shanka T., Muuka G. Tertiary Education: An Investigation of Location Selection Criteria and Preferences by International Students - The Case of Two Australian Universities. Journal of Marketing for Higher Education. 2010; 20(1):49-68. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1080/08841241003788052

22. Foster M. Student Destination Choices in Higher Education: Exploring Attitudes of Brazilian Students to Study in the United Kingdom. Journal of Research in International Education. 2014; 13(2):149-162. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1177/1475240914541024

23. De Jager J.W., Gbadamosi G. Predicting Students' Satisfaction through Service Quality in Higher Education. The International Journal of Management Education. 2013; 11(3):107-118. (In Eng.) doi: https://doi. org/10.1016/j.ijme.2013.09.001

24. De Jager J.W., Gbadamosi G. Specific Remedy for Specific Problem: Measuring Service Quality in South African Higher Education. Higher Education. 2010; 60:251-267. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1007/s10734-009-9298-6

25. Roga R., Lapina I., Müürsepp P. Internationalization of Higher Education: Analysis of Factors Influencing Foreign Students' Choice of Higher Education Institution. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; 213:925-930. (In Eng.) doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.506

Submitted 25.08.2021; approved after reviewing 10.01.2022; accepted for publication 17.01.2022.

About the authors:

Vladimir V. Bondarenko, Professor of Management, Computer Science and General Humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), Dr.Sci. (Econ.), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6716-1963, bond40@bk.ru

Sergey V. Polutin, Director of the Research Institute of Regional Studies, Head of the Chair of Sociology and Social Work, National Research Mordovia State University (68 Bolshevistskaya St., Saransk 430005, Russian Federation), Dr.Sci. (Sociol.), Professor, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0399-4154, Scopus ID: 57215972235, Researcher ID: A-9592-2017, polutin.sergei@yandex.ru

Vera A. Yudina, Head of Management, Computer Science and General Humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), Cand.Sci. (Econ), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9835-9430, Scopus ID: 57211803103, Researcher ID: E-4558-2018, vayudina@fa.ru

Maria A. Tanina, Associate Professor of Management, Computer Science and General Humanities Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), Cand.Sci. (Econ.), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7311-6280, Researcher ID: E-7224-2018, margo10@inbox.ru

Olga N. Leskina, Associate Professor of Economy and Finance Chair, The Financial University under the Government of the Russian Federation (Penza Branch) (33B Kalinin St., Penza 440052, Russian Federation), Cand.Sci. (Econ), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1257-3725, Researcher ID: F-4061-2018, onleskina@fa.ru

Contribution of the authors:

V. V. Bondarenko - development of the concept of research; organization and conduct of the study; statistical processing of data; interpretation and critical analysis.

S. V. Polutin - ensuring the collection of information during the survey of foreign students; interpretation and critical analysis of the data obtained during the questionnaire survey on the attractiveness of Russian universities of the Volga Federal District for foreign applicants.

V. A. Yudina - preparation of survey tools; collection of information; preparation of analytical and graphic materials based on the results of the questionnaire.

M. A. Tanina - description of the results of the study; technical design of the list of sources used; translation of structural components into English; preparation of the initial version of the text; finalization of the text of the article.

O. N. Leskina - theoretical analysis of foreign sources; collection and processing of primary materials.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.