ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2011. № 1. С. 27-33.
УДК 159.9+316.6
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ВНЕШНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕХА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ «ИНДУСТРИИ КРАСОТЫ»
Е.А. ВАРЛАШКИНА, Е.В. ЛАТЫШЕВА
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
This paper presents an overview of the factors of successful profession. Empirically identified high value attractive appearance in a professional identity experts "beauty industry". Attractive appearance specialist in this sphere is a marker of professional success, competence and solvency.
Глобальные политические и социальноэкономические проблемы общества, провоцируют ситуации неопределенности и нестабильности, требуют от личности высокой социальной активности в новых условиях жизнедеятельности. Особенности социальной среды ярко проявляются в профессиональной сфере человека, обусловлены высокой конкуренцией на рынке труда, объединением и реконструкцией предприятий, изменением принципов управления персоналом в условиях экономического кризиса. Отвечая социальному вызову, современный человек уделяет большое внимание вопросам достижения успеха в профессиональной деятельности, задействуя разнообразные ресурсы - профессиональные, социальные, психологические.
Современными отечественными психологами ведутся активные исследования, направленные на выявление личностных качеств успешного человека, а также условий и факторов, способствующих достижению успеха (О.Н. Родина, П.Н. Прудков, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, А.К. Маркова, О.О. Богатырева, Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид).
Вопросы профессионального успеха личности активно разрабатываются зарубежными и отечественными психологами. Данная проблема широко представлена в исследованиях зарубежных психологов (Э. Хьюг, Дж. ван Манен, Д.Т. Холл, Д.Э. Чендлер,
Р.Г. Тернер, Дж. Гринхаус и др.), но к сожа-
© Е.А. Варлашкина, Е.В. Латышева, 2011
лению, в отечественной психологии она характеризуется недостаточностью комплексных исследований. Отечественными психологами выделяются следующие факторы, определяющие успех профессиональной деятельности: личностные особенности (Н.А. Лаврова); совокупность внешних (социально-экономическая ситуация, профессиональная и организационная среда) и внутренних (мотивация, самооценка, уровень притязаний, состояние здоровья) факторов (О.О. Богатырева); профессионализм, развитая воля, признание коллегами, лидерские способности, высокая работоспособность, ответственность, честность (Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев); самоэффективность (Р. Л. Кричевский, О. О. Богатырева) [1; 3; 4; 5].
Кроме того, в настоящее время разработка обозначенной проблемы идет по пути постоянного расширения перечня объективных и субъективных факторов, обеспечивающих профессиональный успех личности вследствие постоянных изменений социальной среды.
Актуальность обозначенной нами проблемы усиливается в связи с тем, что в настоящее время, как никогда раньше, в обществе снижается уровень терпимости в оценке внешнего облика человека. Помимо дискриминации, основанной на расовой, этнической, социальной, возрастной, гендерной и др. принадлежностях, все чаще встречается дискриминация человека по его внешности (лукизм).
Идеалы внешней привлекательности позиционируются СМИ как единственная возможность добиться социального успеха, провоцируют человека на «схватку» со временем и самим собой. Заботы о молодости, подтянутости, спортивной фигуре становятся важнейшей ценностью, задающей ритм и уклад жизни современного человека. Обозначенная тенденция культа привлекательной внешности также переносится в профессиональную сферу личности, позволяя адаптироваться и состояться в профессии. В связи с этим изучение проблемы привлекательной внешности как фактора профессионального успеха имеет большую социальную значимость и актуальность.
Основу исследования составили следующие теоретические основания, определившие его логику.
1. Среди многообразных видов социальной деятельности личности профессиональная деятельность является ведущей областью самореализации человека (К.А. Абульханова-Слав-ская, Н.С. Пряжников, А.К. Маркова и др.).
2. «Успех - это положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества» [7, с. 234].
3. Успешная профессиональная деятельность - это достижение работником значимой цели, преодоление или преобразование условий, препятствующих достижению данной цели. [4]. Успешная профессиональная деятельность отражает совокупность субъективных (субъективные переживания достижения успеха) и объективных (результативность деятельности) оценок человека.
4. Понятия «успешная профессиональная деятельность» и «успех в профессиональной деятельности» используются нами как синонимичные.
5. Становление личности в профессии определяется факторами возраста и опытом работы. В нашем исследовании мы опираемся на периодизацию профессионального становления В. А. Бодрова, включающую три стадии:
- стадию профессиональной адаптации (от 19 до 27 лет), характеризующуюся вхождением в профессию, развитием первичных профессиональных навыков, вхождением в систему межличностных отношений профессиональных общностей;
- стадию развития профессионала (от 27 до 45 лет), характеризующуюся приобретением специальности, квалификации, не только
высоким уровнем владения навыками и операциями профессиональной деятельности, но и постоянным стремлением к самосовершенствованию, стремлением к устойчивому положению в профессиональном плане;
- стадию реализации профессионала (от 45 до 60 лет), характеризующуюся высокими достижениями в профессии, владением профессией в форме творчества, профессиональное развитие осуществляется в рамках определенного профессионального поля [2].
5. Внешность - совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению. К анатомическим признакам относится скелетно-мышечная структура лица и тела; к функциональным - различного рода выразительные движения человеческого лица и тела (мимика, пантомимика, голос, речь); к социальным - элементы оформления внешности в виде одежды, косметики, украшений [6].
6. Внешность рассматривается нами как личностная и социальная ценность. Значимость привлекательной внешности в профессиональной деятельности определяется принадлежностью к различным профессиональным сферам деятельности личности.
В нашем исследовании мы изучили привлекательную внешность в качестве фактора успеха профессиональной деятельности личности.
В качестве гипотезы выступает предположение о том, что привлекательная внешность является высоко значимым фактором профессиональной успешности у представителей «индустрии красоты».
Общий объем выборки исследования составляет 49 человек в возрасте от 20 до 55 лет. Выборка представлена тремя группами респондентов:
- первая группа - эксперты сферы «индустрии красоты» - 9 женщин, занимающих должности администраторов, директоров салонов красоты, в возрасте от 45 до 55 лет со стажем работы в данной сфере более 10 лет, находящиеся на стадии реализации профессионала;
- вторая группа сформирована как экспериментальная, состоит из 20 человек - специалистов сферы «индустрии красоты» (стилисты, визажисты, косметологи, парикмахеры и др.);
- третья группа является контрольной, состоит из 20 человек - инженерно-техниче-
ских работников строительной сферы (инженеры, экономисты, технологи и др.).
Экспериментальная и контрольная группы уравновешены по численности, полу (17 женщин и 3 мужчин), возрасту (от 20 до 26 лет), стажу работы (до трех лет), стадии профессионального развития (профессиональная адаптация). При этом экспериментальная и контрольная группы различаются принадлежностью к различным профессиональным сферам, позволяя вывить особенности в оценке успешной профессиональной деятельности у работников разных сфер.
Основным методом исследования является опрос, представленный двумя видами авторских анкет.
Для выявления критериев успешной профессиональной деятельности в сфере «индустрии красоты» нами была разработана анкета для опроса экспертов. Экспертам было предложено описать критерии, по которым, на их взгляд, можно оценить успех профессиональной деятельности. Кроме того, экспертам было предложено оценить по степени выраженности обозначенные критерии, которые, на их взгляд, являются значимыми для достижения профессионального успеха в сфере «красоты». Степень значимости каждого критерия оценивалась по 7-балльной шкале: 1 - критерий вообще не значим, 2 - критерий мало значим, 3 - скорее значим, чем
не значим, 4 - сложно однозначно сказать (иногда не значим, иногда важен), 5 - критерий скорее значим, чем не значим, 6 - критерий значим, 7 - критерий очень значим. На основании экспертных оценок (оценки 5, 6, 7 баллов) нами был сформирован перечень, состоящий из 21 значимого критерия успешной профессиональной деятельности в сфере «индустрии красоты».
На основании выделенных экспертами значимых критериев успешной профессиональной деятельности была разработана анкета, предполагающая оценку респондентами контрольной и экспериментальной групп, успешности своей профессиональной деятельности, используя 7-балльную шкалу.
Для обработки полученных данных нами применен метод контент-анализа данных.
В качестве основных методов математической обработки данных были использованы: методы первичной описательной статистики, критерий и Манна - Уитни (оценка значимости различий).
На первом этапе исследования было изучено мнение экспертной группы для выявления критериев профессиональной успешности сферы «индустрии красоты». Согласно результатам экспертного опроса был выявлен 21 значимый критерий (оценки 5, 6, 7 баллов) успешной профессиональной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Значимые критерии успешной профессиональной деятельности специалистов «индустрии красоты», обозначенные экспертной группой
№ п/п Критерии успешной профессиональной деятельности Средний балл
1 Опрятный внешний вид 6,4
2 Умение одеваться со вкусом 6,25
3 Ухоженное лицо, правильно подобранный макияж 6,25
4 Приятная внешность 6,1
5 Творческие способности в работе 6
6 Ухоженная обувь 5,9
7 Здоровый образ жизни, здоровый внешний вид 5,5
8 Вежливость, деликатность 5,5
9 Красивая осанка, стройность фигуры 5,5
10 Аккуратность в одежде 5,5
11 Профессиональная самоэффективность 5,5
12 Ухоженные руки, ногти 5,5
13 Чистые и ухоженные волосы 5,4
14 Обаяние, умение расположить к себе, доброжелательность 5,4
15 Высокая работоспособность 5,25
16 Востребованность человека как специалиста 5,25
17 Общительность 5,25
18 Ответственное отношение к делу 5,25
19 Грамотная речь 5,1
20 Открытый приветливый взгляд 5,1
21 Самоконтроль поведения 5
6,04
привлекательная внешность;
коммуникативные способности;
ТТЛ - профессиональные умения и навыки
Рис. 1. Основные группы факторов успешной профессиональной деятельности специалистов «индустрии красоты»
Эксперты отмечают достаточно разнообразные критерии, которые, по их мнению, являются значимыми в успешной профессиональной деятельности специалистов «индустрии красоты». Качественный анализ выделенных критериев позволяет нам объединить их в три группы факторов: привлекательная внешность, коммуникативные способности, профессиональные умения и навыки (рис. 1).
Согласно мнению экспертов, наиболее важными факторами успешной профессиональной деятельности специалистов «индустрии красоты» являются привлекательная внешность, отражающая степень заботы и ухоженности, достигнутый профессиональный результат специалиста «индустрии красоты» в улучшении своей внешности (опрятность, аккуратность, ухоженность, вкус). Профессиональные умения и навыки, а также коммуникативные способности оценены экспертами менее значимыми в успешной профессиональной деятельности по сравнению с привлекательной внешностью.
Таким образом, в профессиональном самосознании специалистов «индустрии красоты», относящихся к стадии реализации профессионала, образ физического «Я» (привлекательная внешность) характеризуется гипервыраженностью, обладает большой ценностью, обеспечивая профессиональную успешность личности в данной сфере. Мы полагаем,
что привлекательная внешность специалиста «индустрии красоты» является индикатором, задающим стандарты идеального образа физического «Я», профессиональной состоятельности и компетентности. Однако данное предположение требует дальнейшей эмпирической проверки, исключающей влияние прежде всего социально-демографических факторов респондентов (возраст, пол, наличие семьи и др.) на отношение к внешности, что может стать предметом последующих исследований.
На основании обозначенных экспертами критериев успешной профессиональной деятельности в сфере «индустрии красоты» нами была изучена их значимость для специалистов данной сферы, относящихся к стадии профессиональной адаптации (экспериментальная группа). А для выявления особенностей профессиональной успешности нами была сформирована контрольная группа специалистов сферы «строительства», также находящихся на данной профессиональной стадии (табл. 2).
Статистически значимые различия между группами выявлены по фактору «привлекательная внешность» и отдельным критериям, относящимся к коммуникативной и профессиональной сферам. На рис. 2 представлены различия по уровню выраженности факторов успешной профессиональной деятельности у экспериментальной и контрольной групп.
Таблица 2
Значимость различий выраженности критериев успешной профессиональной деятельности у экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп
№ п/п Критерии успешной профессиональной деятельности Средний балл Критерий Манна - Уитни, и
Э К
Привлекательная внешность:
1 Опрятный внешний вид 6,90 5,10 47***
2 Умение одеваться со вкусом 5,00 3,30 9***
3 Ухоженное лицо, правильно подобранный макияж 6,30 4,05 54,5***
4 Приятная внешность 6,35 5,15 113,5**
5 Ухоженная обувь 5,65 3,05 18***
6 Здоровый образ жизни, здоровый внешний вид 6,60 5,25 00***
7 Красивая осанка, стройность фигуры 6,50 4,05 26,5***
8 Аккуратность в одежде 6,55 5,05 39,5***
9 Ухоженные руки, ногти 6,05 4,90 94,5**
10 Чистые и ухоженные волосы 6,05 4,90 94,5**
Среднее значение 6,20 4,48
Коммуникативные способности:
1 Вежливость, деликатность 6,65 5,75 105,5**
2 Обаяние, умение расположить к себе, доброжелательность 6,80 6,35 160
3 Общительность 5,95 5,75 191
4 Грамотная речь 6,75 6,30 117,5**
5 Открытый приветливый взгляд 6,80 6,35 160
Среднее значение 6,59 6,10
Профессиональные умения и навыки:
1 Творческие способности в работе 6,20 4,95 139
2 Профессиональная самоэффективность 6,05 6,40 138,5
3 Высокая работоспособность 5,90 6,70 89***
4 Востребованность человека как специалиста 5,85 6,60 76,5***
5 Ответственное отношение к делу 6,20 6,00 187,5
6 Самоконтроль поведения 5,40 6,00 137
Среднее значение 5,93 6,11
Примечание: уровень статистической значимости различий:
* - при р<0,05; ** - при р<0,01; *** - при р < 0,001.
и
5
X
Ш
т _
16 л
£ ч
щ 16 Щ Ю X
а
и
а
и
Коммуникативные
способности
Профессиональные умения и навыки
Привлекательная внешность
Факторы
УУ/Х - экспериментальная группа; I ■ ■ I - контрольная группа
Рис. 2. Основные группы факторов успешной профессиональной деятельности экспериментальной и контрольной групп
Особенностью профессионального самосознания специалистов «индустрии красоты», находящихся на стадии профессиональной адаптации, является ориентация на высокую ценность коммуникативных способностей личности, таких как вежливость, деликатность, грамотная речь (и=105,5; и=117,5, при р<0,05). Привлекательная внешность, а также профессиональные умения и навыки являют-
ся менее значимыми для достижения успеха. Результаты сравнительного анализа факторов успешной профессиональной деятельности у специалистов «индустрии красоты», находящихся на разных стадиях профессионального становления (стадия адаптации - экспериментальная группа, стадия реализации профессионала - экспертная группа) представлен на рис 3.
щ
5
X
V
У _
ГО л
¡5 5
т ГО ф Ю X
и
и
а
и
Привлектальная внешность
Коммуникативные
способности
Профессиональные умения и навыки
Факторы
У//А - экспертная группа; I - -'] - экспериментальная группа
Рис. 3. Факторы успешной профессиональной деятельности экспертной и экспериментальной групп
Очевидно, что по мере достижения успеха в профессии специалистами «индустрии красоты» (стадия профессиональной реализации) значимость коммуникативных способностей и профессиональных навыков снижается в силу их высокого уровня развития. При этом обладание привлекательной внешностью становится важным фактором поддержания профессиональной состоятельности и компетентности. Данная закономерность объясняется нами, прежде всего, детерминацией возраста, а также профессиональным стереотипом «вечной молодости».
Респонденты контрольной группы характеризуются высокой ориентацией на развитие профессиональных умений и навыков, а также развитие коммуникативной сферы (рис. 2). Успехи в профессии они связывают с обладанием высокой работоспособностью и востребованностью как специалист (и=89; и=76,5, при р<0,001) при достаточно высоком уровне развития базовых коммуникативных способностей (общительность, обаяние). Обладание привлекательной внешностью является для них меньшей ценностью по сравнению с про-
фессиональными умениями и навыками, а также коммуникативными способностями.
Статистически значимых различий не было получено по критериям проявления творчества в работе, профессиональной самоэффективности, ответственного отношения к делу, а также отдельным аспектам позитивного межличностного общения (обаяние, доброжелательность, общительность и др.). Мы полагаем, что независимо от принадлежности специалистов к профессиональной сфере деятельности, данные критерии являются «базовыми», определяющими профессиональную успешность и обладают одинаковой значимостью.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить следующие выявленные закономерности. Успешная профессиональная деятельность в «индустрии красоты» характеризуется разнообразием критериев, отражающих особенности внешности, коммуникативной и профессиональной сфер. Значимость данных факторов определяется стадией профессионального развития личности. На стадии профессиональной адаптации коммуникативные способности и привлека-
тельная внешность специалиста являются ведущими факторами успешной профессиональной деятельности. На стадии профессиональной реализации привлекательная внешность специалиста является ведущим фактором профессионального успеха при меньшей значимости профессиональных умений и навыков, а также коммуникативных способностей личности. Мы полагаем, что привлекательная внешность специалиста сферы «красоты» является отражением профессиональной состоятельности и компетентности. Безусловно, обозначенные нами закономерности в изучении данной проблемы требуют дальнейших эмпирических подтверждений и открывают дальнейшие перспективы научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатырева О. О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. - 2008.- № 3. - С. 33-40.
2. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М. : Изд-во ПЕР СЭ, 2006. -623 с.
3. Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психологический журнал. - 2003. - № 1. -Т. 24. - С. 91-103.
4. Кричевский Р. Л. Самоэффективность и ак-меологический подход к исследованию личности // Акмеология. - 2001. - № 1. -С. 13-21.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 208 с.
6. Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии. - 1974.- № 2.- С. 59-64.
7. Социальная психология личности в вопросах и ответах : учебное пособие / под ред. проф. В. А. Лабунской. - М. : Гардарики, 1999. - 397 с.