Научная статья на тему 'Привлечение прямых инвестиций на территорию Тамбовской области'

Привлечение прямых инвестиций на территорию Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КАЧЕСТВО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ / INVESTMENT RESOURCES / QUALITY OF INVESTMENT POTENTIAL / MANUFACTURING CAPACITY RENEWAL / PRODUCT COMPETITIVENESS / PRODUCT QUALITY IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеглов И. Т.

Привлечение прямых инвестиций имеет большое значение для экономики региона. В статье рассматриваются прямые инвестиции как источник производства товаров и услуг, привлечения новых технологий и ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга в России и в Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direct Investing on the Territory of Tambov Region

Direct investing plays significant role in region’s economy. The paper deals with direct investing as the source of goods and services production, new technologies and know-how, advanced methods of management and marketing in Russia and Tambov region.

Текст научной работы на тему «Привлечение прямых инвестиций на территорию Тамбовской области»

Экономические и гуманитарные науки

УДК 658.562

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И.Т. Щеглов

Администрация Тамбовской области Представлена членом редколлегии профессором С.В. Мищенко

Ключевые слова и фразы: инвестиционные ресурсы; качество инвестиционного потенциала; конкурентоспособность продукции; обновление производственных мощностей; повышение качества товаров.

Аннотация: Привлечение прямых инвестиций имеет большое значение для экономики региона. В статье рассматриваются прямые инвестиции как источник производства товаров и услуг, привлечения новых технологий и ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга в России и в Тамбовской области.

В настоящее время практически во всей Российской Федерации экономика и социальная сфера испытывают острейшую потребность в инвестиционных ресурсах, которые необходимы не только для роста экономической активности, но и для замены устаревших морально и физически основных фондов, а также для повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг

Тамбовщина вошла в число трех территорий страны, наряду с Новгородской областью и республикой Марий Эл, в которых при поддержке Министерства экономического развития и торговли РФ начнется реализация проекта «Наращивание потенциала региональных реформ» в рамках программы ТАСИС, проводимой Европейским Союзом. В течение двух с небольшим лет планируется осуществить в области обширный комплекс мероприятий, способствующих дальнейшему развитию экономики, социальной сферы региона.

Возможны различные формы привлечения капитала: прямые и портфельные инвестиции; кредиты и займы частных коммерческих банков; размещение региональных и муниципальных облигаций и т.д. Особое значение для экономического развития территории играет привлечение прямых инвестиций. Прямые инвестиции являются источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая повышение качества товаров, рост конкурентоспособности продукции, привлечение новых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга и т.д.

Вместе с тем, привлечение прямых инвестиций ставит определенные задачи и перед руководством региона, муниципального образования. Главными из них являются создание благоприятных условий для притока российских и иностранных инвестиций, минимизация давления новых предприятий на региональную, муниципальную промышленность, регулирование их деятельности, ограничение зависимости от внешних собственников.

Отметим также, что прямые инвестиции связаны с уступкой собственности и, чаще всего, для российских регионов - сменой управления на топ-менеджеров инвестора.

Рассмотрим основные аспекты, связанные с этой проблемой, для участвующих в ее разрешении субъектов [1 - 3].

Ожидаемые положительные результаты для территории

При привлечении прямых инвестиций обычно реализуются существенные позитивные результаты. Эти результаты связаны с тем, что прямые инвестиции:

• не являются бременем на бюджете территории (в отличие от кредитов и займов);

• дают приток капитала для реструктуризации чаще всего неэффективного производства;

• приводят к повышению качества товаров, росту конкурентоспособности продукции;

• часто приводят к созданию новых рабочих мест;

• обеспечивают через инвестора доступ к новым рынкам;

• обеспечивают доступ к новым клиентам;

• помогают обучению региональных кадров новой практике менеджмента (особенно это значимо в случае привлечения иностранных инвесторов);

• сопровождаются переходом на новые технологии производства;

• помогают расширить экспорт предметов потребления и улучшить баланс платежей (в случае иностранного инвестора); при этом возможно замещение импорта изделиями отечественного производства;

• способствуют повышению конкурентоспособности производства, на которое направлены инвестиции;

• способствуют увеличению налоговых сборов на региональном, муниципальном и федеральном уровнях;

• способствуют возникновению мультипликативного эффекта через ускорение развития территориальной сети поставщиков и смежников.

Но привлечение прямых инвестиций на территорию может оказывать и негативные воздействия на экономику региона:

• возможное разрушение отдельных сегментов местного рынка, не способных конкурировать с продукцией, выпускаемой на модернизированном предприятии;

• отсутствие у инвесторов долгосрочных обязательств по отношению к территории. Например, повышение эффективности работы предприятия, внедрение новых управленческих технологий может привести к высвобождению человеческих ресурсов. В случае, когда изменившаяся обстановка делает сопоставимыми риски новых инвестиций и ожидаемую прибыль, инвестор может уйти, оставив за собой шлейф проблем на плечах администрации территории;

• присутствие риска того, что затраты по привлечению прямых инвестиций окажутся значительными и не до конца эффективными;

• возможности «несправедливой» конкуренции - явления, возникающего при появлении крупного инвестора на территории и работающего на каком-либо существующем и ограниченном сегменте регионального рынка. В этом случае появление компании с большими финансовыми ресурсами может привести к разорению других производителей;

• репатриация прибыли.

За последние годы было проведено много исследований, рассматривающих перспективность Тамбовского региона или города Тамбова для инвестиций, и анализировались факторы, принимаемые во внимание при выборе региона инвесторами. Естественно, что инвесторы принимают во внимание такое сочетание критериев, которое отвечает характеру их конкретного проекта и связано с их видом деятельности.

Анализ, проведенный фирмой Ernst & Young, показывает, что ключевыми факторами при выборе региона для размещения инвестиций могут являться самые различные соображения в зависимости от типа рассматриваемого проекта. Так, при рассмотрении вопроса о предприятиях промышленности (в том числе наукоемких) основными критериями при принятии решения являются:

1) качество рабочей силы и вопрос производительности труда;

2) непосредственные расходы на рабочую силу;

3) наличие квалифицированной рабочей силы;

4) доступность рынков;

5) транспортные расходы;

6) социальный климат;

7) местные налоги и возможные льготы;

8) качество и текучесть кадров обслуживающего персонала;

9) расходы на помещения;

10) расходы на инфраструктуру.

При рассмотрении проектов, связанных с предприятиями непроизводственной сферы, эти критерии выглядят следующим образом:

1) привлечение обслуживающего персонала и лиц с профессиональной подготовкой;

2) расходы на помещения;

3) время на дорогу и транспортные расходы;

4) наличие квалифицированной рабочей силы;

5) доступность рынков;

6) расходы на размещение служащих;

7) вопросы налогообложения;

8) качество подготовки и производительность персонала;

9) непосредственные расходы на рабочую силу;

10) финансовая помощь.

В регионах России для прямого инвестора факторами привлекательности являются:

1) доступ к новым рынкам сбыта и /или новым клиентам;

2) относительно низкая стоимость вхождения на рынок;

3) доступ к относительно дешевым природным ресурсам;

4) доступ к дешевой рабочей силе, обладающей необходимыми профессиональными навыками;

5) доступ к знаниям в области научно-технических исследований и разработок, доступ к новым технологиям.

К существенным препятствиям для привлечения прямых инвестиций в российские регионы можно отнести:

1) отсутствие полной информации об инвестиционном климате на территории, о действующих законодательных нормах, инструкциях (отметим, что в России информационный барьер для входа инвестора на региональные рынки чрезвычайно высок);

2) отсутствие стратегического плана развития территории;

3) отсутствие инфраструктуры, оказывающей профессиональные услуги инвестору по организации нового производства и обеспечения приемлемых условий для жизни привлекаемых инвестором извне топ-менеждеров;

4) непрозрачность, сложность, отсутствие формализации в процедурах взаимодействия предприятия и контрольно-разрешительных органов;

5) относительно слабое развитие консалтинговой инфраструктуры;

6) непонимание, а зачастую и невнимание к проблемам инвестора, вместо постоянного сотрудничества со стороны Администрации.

Основные факторы, создающие инвестиционную привлекательность

Тамбовской территории

Отметим, что инвестиционная привлекательность территории во многом определяется инвестиционным климатом во всей стране. Например, по мнению руководителей большинства ведущих западных фирм, для масштабного привлечения иностранных инвестиций в Россию необходимо принять работоспособное законодательство о разделе продукции, привести действующие в России правила бухгалтерского учета и аудита в соответствие с международными стандартами. Наконец, внести изменения в таможенное законодательство в направлении создания максимально благоприятных условий для предприятий с участием иностранного капитала.

На основании сказанного выше можно сформулировать следующие основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность Тамбовского края:

1) наличие и простой доступ к информации об инвестиционном климате на территории, включая стратегический план развития территории;

2) политическая стабильность и четкая формализация разрешительных и контролирующих функций исполнительных органов власти (прозрачность используемых процедур);

3) отсутствие коррупции в исполнительных органах власти и контролирующих органах;

4) содействие со стороны местных властей;

5) наличие свободной, специализированной и подготовленной рабочей силы и/или соответствующих организаций по их подготовке (университетов);

6) удобное экономико-географическое положение, обеспечивающее свободный доступ на рынки и к поставщикам;

7) примеры успешного привлечения инвестиций и размещения предприятий в данном регионе;

8) качество жизни, привлекательность местных условий;

9) качество транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций;

10) профессионализм консалтинговых служб в оказании услуг инвесторам;

11) финансовые факторы (стоимость рабочей силы, стоимость аренды помещений и земли, и прочее).

Привлечение прямых инвестиций - это комплексная задача, решение которой охватывает практически все аспекты жизнедеятельности хозяйствующих субъектов на территории и способствует повышению качества инвестиционного потенциала. Остановимся на тех инструментах, которые позволяют относительно быстро продвигаться в нужном направлении, при условии, что имеется четкий план стратегического развития территории.

Создание агентств по привлечению и продвижению прямых инвестиций на территорию

Агентства должны создаваться по инициативе администрации регионов и/или федеральных органов власти, финансироваться из регионального и/или федерального бюджета (могут создаваться по инициативе крупных городов).

В зависимости от объема финансирования, они могут иметь представительства за рубежом.

Цель агентства - в соответствии со стратегическими планами развития территории и выбранными приоритетами осуществлять деятельность по привлечению прямых инвестиций.

Задачи агентства:

- проведение целевого маркетинга территории, т.е. демонстрация инвесторам преимущества территории;

- осуществление мониторинга имеющихся свободных производственных площадок, помещений для офисов, свободных земель;

- осуществление помощи инвесторам в организации бизнеса; перечень возможных услуг предоставляемых агентством: подготовка и проведение мероприятий по презентации конкурентных преимуществ территории, включая рекламную литературу, при этом учитывается, что основными компонентами конкретного предложения являются: собственность; инфраструктура; рабочая сила; условия (ведения бизнеса и жилищные условия); коммуникации; гибкость; быстрое осуществление процесса;

- помощь инвесторам в нахождении свободных земель и помещений;

- помощь инвесторам в нахождении местных поставщиков и партнеров для совместных предприятий;

- помощь инвесторам в организации быта их сотрудников (поиск жилья, школа, и т.д.);

- содействие инвесторам при прохождении бюрократических инстанций для организации производства и быта;

- организация приемов, организационно-техническая и информационная поддержка переговоров;

- консультирование по вопросам местного законодательства;

- консалтинг и обработка заявок на льготное инвестирование.

Стимулирование привлечения прямых инвестиций на территорию

Приток инвестиций нуждается в осознанном и хорошо спланированном стимулировании, особенно это свойственно для российской провинции, одним из характерных представителей которой является Тамбов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень возможных мероприятий в этом направлении на территории Тамбовского региона следующий:

- свобода репатриации прибыли и вывоза капитала при условии оплаты налогов и других обязательных платежей;

- предоставление льгот и преференций инвесторам для реализации проектов в приоритетных секторах экономики;

- свободный доступ иностранных предприятий к приватизации объектов, возможность приобретения земли и недвижимости;

- предоставление гарантий инвесторам;

- упрощенная процедура регистрации предприятий;

- предоставление субсидий на создание рабочих мест, обучение и переобучение;

- организация специальных краткосрочных программ.

Следует отметить, что привлекая иностранные инвестиции на территорию, в первую очередь необходимо руководствоваться имеющимися приоритетами экономического развития, не допуская давления новых предприятий на динамично развивающиеся, но еще не окрепшие предприятия региональной и муниципальной промышленности.

Инвестиционная и строительная деятельность в Тамбовском регионе заметно оживилась под влиянием улучшения притока инвестиций.

За 2002 год предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными застройщиками на развитие экономики и социальной сферы города использовано за счет всех источников финансирования 694,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило 31 % от всех инвестиций области.

По сравнению с 2001 годом инвестиции в основной капитал возросли на 25 %. Только в рамках Соглашения с мэрией Москвы и корпорацией «Конти» за год освоено 86 млн. руб. Введен первый 40-квартирный дом по ул. Куйбышева. Начато строительство жилого 16-этажного дома по улице Набережной. Ведется отселение граждан с улицы А. Бебеля с целью освобождения площадки под строительство жилого дома.

С целью совершенствования работ по привлечению инвестиций, направленных на реконструкцию производственного сектора, совершенствование конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции, повышение эффективности существующих в городе систем жизнеобеспечения, а также осуществления повседневной координации и контроля за реализацией заключенных соглашений о привлекаемых инвестициях в различные сферы городского хозяйства в городе создано МУ «Инвестиционный комитет г. Тамбова». Городу Тамбову был выделен долгосрочный кредит Международного банка реконструкции и развития по проекту «Городское теплоснабжение» в сумме 8 млн. долларов США. Главной задачей его является создание в муниципальной системе теплоснабжения города реальных предпосылок начала модернизации и условий ее самоокупаемого функционирования в дальнейшем. Годовая экономия топлива и других ресурсов составит 1 млн. долларов США.

Инвестиционный комитет в 2002 году осуществил реализацию проекта по строительству модульной котельной на ул. Бастионной. Инвестор приступил к строительству газотурбинной ТЭЦ в Октябрьском районе по ул. Рылеева.

25 декабря 2002 г. подписан Инвестиционный договор на реализацию Инвестиционного проекта по строительству мусоросортировочного завода и полигона захоронения ТБО между администрацией города и ЗАО «Тамбовский Экологический Комплекс», согласно которому Инвестор приступил к выполнению своих обязательств.

Осуществляется также строительство производственных мощностей.

В 2002 г. обеспечен ввод в действие 16 производственных мощностей, в том числе в 4 квартале - 10 объектов: участок по производству бордюрного камня мощностью 5 тыс. штук в год, реконструкция помещения под отделение электросвязи площадью 43 кв. метра и расширение подвижной радиотелефонной связи (сотовой связи) на 9 тыс. номеров, расширение сотовой связи в8Ы-900 на 2,5 тыс. номеров и АТС-52 на 755 номеров, расширение карамельного цеха (1 очередь) «ТАКФ» на 1,5 тыс. тонн в год, где установлено оборудование по производству вафель, и кафе «Восточное» на 106 посадочных мест.

Сегодня ежегодные темпы роста промышленного производства на Тамбовщине составляют пять процентов. Доля промышленности в валовом продукте области достигает 20 %. В этом секторе экономики занята пятая часть трудоспособного населения. За последние два года тамбовские предприятия перечислили в федеральный бюджет больше денег, чем было получено областью в виде дотаций. Останавливаться на достигнутом нельзя. По нашим оценкам динамика роста промышленного производства должна быть не ниже 7...8 % в год. Только тогда Тамбовщина сможет деятельно включиться в выполнение задачи удвоения экономического потенциала страны в ближайшее десятилетие, поставленной Президентом России В.В. Путиным, и успешно ее решить. Повышается качество жилищногражданского строительства, растут его объемы под влиянием введения дополнительных инвестиционных потоков.

За 2002 год в городе построена за счет всех источников финансирования предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками тысяча квартир общей площадью 112 тыс. кв. м, что на 16 % выше введенного в 2001 году. Ввод жилья в г. Тамбове составил 45 % от общего ввода по области.

Наибольший объем построенного жилья по-прежнему обеспечили индивидуальные застройщики. Ими введено 56 % общего объема сданного в эксплуатацию жилья против 36 % в 2001 году; построено 300 квартир общей площадью 63 тыс. кв. м, что выше 2001 года на 81 %.

Одним из приоритетных направлений в жилищном строительстве в прошедшем году была ликвидация ветхого жилья в центральной части города. В рамках участия в областной долгосрочной Программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» за год отселено из непригодного для проживания жилищного фонда 129 семей, которым предоставлено свыше 6 тыс. кв. м общей площади.

Мэрия города участвует (25 %) в реконструкции объектов незавершенного строительства под жилье (34-квартирный жилой дом по ул. Советской, 193А; 49-квартирный дом, Тамбов-4).

Из объектов социально-культурного назначения в городе обеспечен ввод в действие школы-интерната с первоначальной подготовкой на 300 ученических мест и пристройки к отделению патологии новорожденных областной детской больницы. Введен в действие детский торгово-досуговый центр, расширен физкультурно-оздоровительный зал на 90,3 кв. м на территории ТГУ им. Державина, открылся после реконструкции кинотеатр «Родина», большой универсальный магазин по ул. Магистральная, 5.

В городе обеспечен ввод в действие 5,76 км газовых сетей, в том числе 5 км коммунального назначения.

Из пусковых объектов непроизводственного назначения наиболее высокая готовность (96 %) сложилась по состоянию на 1 января 2003 года на строительстве храма-часовни и реконструкции здания ГУ «Тамбовконцерт» (98,5 %).

В 2002 году было предусмотрено финансирование по городу Тамбову из федерального бюджета по 6 объектам, из них 3 включены в федеральные целевые программы и 3 проходят по непрограммной части. На всех объектах было освоено почти 16 млн. руб.; лимит федеральных средств профинансирован полностью на всех объектах. Фактически введены два объекта: здание института переподготовки кадров агробизнеса и техперевооружение телевизионной, радиовещательной компании в г. Тамбове.

В 2002 году организациями всех отраслей экономики города, включая негосударственный сектор, выполнено работ собственными силами по договорам строительного подряда на сумму 1006,6 млн. рублей, что выше уровня прошлого года на 18,7 %.

В Тамбовской области можно назвать несколько проектов и программ, среди которых первые места по значимости для качества социально-экономического развития региона занимают проекты создания вертикально интегрированной структуры - корпорации «Росхимзащита», а также программа развития г. Мичуринска Тамбовской области как наукограда Российской Федерации. Помимо этого, органы государственной власти предприняли ряд определяющих шагов в направлении создания региональной инновационной системы - звена национальной инновационной системы, на создание которой сегодня направлены усилия федеральных министерств и ведомств, Совета Безопасности РФ и других структур.

Уже начавшееся радикальное обновление производственных мощностей, внедрение концепции региональной политики в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг, техническое перевооружение, внедрение последних достижений науки и новых технологий, а также активное привлечение инвестиций в регион позволят увеличить доходы области, а значит, - добиться благополучной жизни для тамбовчан.

1. Геци М. Привлечение инвестиций с помощью коммуникаций: взгляд западного эксперта на стратегию и тактику // Стенограмма речи Майкла Геци, Генерального менеджера «Ситрик и Ко» (Нью-Йорк) на Круглом столе «Привлечение средств частных инвесторов в экономику Москвы» (26 мая 1999 г., Москва).

2. Какаева Е.А. Типовые ошибки при оценке инвестиционных проектов. http://www.mamba.ru/management/Acontent.asp?PID=17012002170507

3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов. - М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.

Direct Investing on the Territory of Tambov Region I.T. Shcheglov

Tambov Region Administration

Key words and phrases: investment resources; quality of investment potential; manufacturing capacity renewal; product competitiveness; product quality improvement.

Abstract: Direct investing plays significant role in region’s economy. The paper deals with direct investing as the source of goods and services production, new technologies and know-how, advanced methods of management and marketing in Russia and Tambov region.

Heranziehung der direkten Investitionen auf das Territorium des Gebiets Tambow

Zusammenfassung: Die Heranziehung der direkten Investitionen hat grofie Be-deutung fur die Regionenwirtschaft. Im Artikel werden die direkten Investitionen als die Quelle der Erzeugung von Waren und Dienstleistungen, der Heranziehung der neuen Technologien und Know-how, der fortschrittlichen Steuerungsmethoden und Marketing im Rufiland und im Gebiet Tambow.

Attraction des investissements directs sur le teritoir de la region de Tambov

Resume: L’attraction des investissements directs a une grande importance pour l’economie de la region. Dans Particle on examine les investissements directs comme une source de la production des biens et des services, de l’attraction de nouvelles technologie et du savoir-faire, des methodes progressives de la gestion et du marketing dans la Russie et dans la region de Tambov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.