Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
8. Нарибаев К.Н. Организация и методология бухгалтерского учета в условиях АСУ. - М.: финансы и статистика, 1983. - 135 с.
9. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1991. 397 с.
10. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.
11. Токарев И.Н. развитие бюджетного учета в Российской Федерации. Дис...канд. экономических наук. - М., 2007. 181 с.
12. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
АНТОНЕНКО Е.П., МАЗЕПИНА Л.Н.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПРИ СОЗДАНИИ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ»
Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику (как и в экономику Ставропольского края) давно стала неотъемлемой частью экономических программ государства. Неоднократно заявлялось о том, что наиболее желательными являются прямые иностранные инвестиции, поскольку только они смогут гарантировать более-менее устойчивый экономический рост в силу своей специфики. Преимущество ПИИ по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что они являются наиболее устойчивым источником роста экономики [2]. Кроме того, их приход сопровождается притоком новейших технологий и ноу-хау.
Иностранные инвестиции - это вложения капитала иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц - в объекты предпринимательской деятельности на территории края в целях получения дохода.
Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций и других ценных бумаг; кредитов; технологий; машин и оборудования; лицензий, любого другого имущества, интеллектуальных ценностей.
Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.
Прямые инвестиции представляют собой инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций предприятия, что дает право на участие в управлении им.
Портфельные инвестиции - это вложения в покупку акций, не дающих вкладчикам права влиять на функционирование предприятий и составляющих менее 10 % в общем акционерном капитале.
В состав прочих инвестиций включаются иностранные кредиты, в том числе полученные от международных финансовых организаций на инвестиционные цели, а также прочие поступления.
Накопленные иностранные инвестиции - общий объем инвестиций, произведенных (или полученных) предприятием с начала их вложения в соответствии с учрежденными документами, договорами, контрактами и т.п. с учетом их погашения (выбытия) в предыдущие годы.
Погашение (выбытие) инвестиций - погашение задолженности по кредитам, продажа акций, изъятие (выбытие) инвестиций за указанный период в связи со сменой учредителей или ликвидацией предприятия [1].
Приток иностранных инвестиций зависит не только от состояния экономики, инвестиционного климата и других важных факторов, но и от стратегии, которой в отношении них придерживается страна.
На решение иностранных инвесторов относительно инвестирования в ту или иную страну оказывает влияние ряд факторов.
Факторы, позитивно влияющие на приток иностранных инвестиций. Рассматривая инвестиционную привлекательность, можно выделить следующие факторы, оказывающие благоприятное воздействие на инвестиционный климат:
- политическая стабильность;
- прозрачные недискриминационные рамки регулирования;
- наличие и исполнение законов;
- некоррупционная процедура разрешения конфликтов;
- низкий уровень бюрократизации;
- большой и растущий рынок;
- развитая инфраструктура (коммуникационная, транспортная и т.п.);
- квалифицированная рабочая сила;
- присутствие на рынке эффективных местных фирм;
- наличие иностранных банков.
В теории также принято выделять четыре мотива, которые оказывают влияние на принятие решения прямыми иностранными инвесторами относительно того, как осуществлять инвестиции в ту или иную страну:
- поиск рынков сбыта;
- природные ресурсы;
- стратегическое положение (относится к МНК, которые стремятся сохранить свое присутствие по всему миру);
- низкие издержки производства.
Факторы, сдерживающие приход иностранных инвестиций. Если в экономической сфере Россия за последнее время добилась определенных успехов (снижение налогового бремени, существенное уменьшение отношения внешнего долга к ВВП), то в институциональной сфере успехи весьма незначительны.
Сравнение России с другими переходными экономиками по основным параметрам институциональной среды показывает, что по некоторым позициям Россия явно отстает, а именно:
- издержки импортирования оборудования очень высоки: когда инвестору необходимо импортировать оборудование, совокупный эффект в результате действия всех ограничений - тарифов, таможенных пошлин, времени прохождения товара и т.п. - повышает издержки приблизительно на 40%;
- масштабы бюрократии весьма значительны (у руководящего персонала компаний до 30% времени уходит на проведение переговоров с представителями органов власти);
- большое количество процедур для начала бизнеса (в среднем 19 административных процедур, в то время как в восточноевропейских странах - от 5 до 10);
- неудовлетворительная работа правоохранительных органов (нельзя положиться на защиту от криминала);
- организованная преступность накладывает серьезные издержки на ведение бизнеса;
- частота и выплата взяток достаточно высока.
Представители деловых кругов США (прежде всего малого, а также среднего бизнеса) отмечают высокий риск инвестиционной деятельности в России из-за все еще остающейся слабой, по их мнению, правовой основы защиты иностранных инвесторов. С учетом этих выводов, малый и средний бизнес пока воздерживается от размещения значительных объемов инвестиций в российские проекты. Лишь пользующиеся широкой известностью и авторитетом в деловом мире корпорации США в этой ситуации смогли позволить себе осуществлять крупные капиталовложения в российские инвестиционные проекты [3].
Классификация прямых иностранных инвестиций по мотивации:
Ресурсно-ориентированные инвестиции:
- ПИИ в природные ресурсы (полезные ископаемые, сырье и продукты сельского хозяйства);
- Поиск дешёвой (специализированной) рабочей силы.
Рыночно-ориентированные инвестиции:
- ПИИ в рынки, ранее обслуживавшиеся экспортными поставками, или в закрытые рынки, защищённые импортными тарифами или иными барьерами;
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
- ПИИ, осуществляемые компаниями-поставщиками, которые следуют за своими клиентами на зарубежный рынок;
- ПИИ, которые нацелены на адаптацию товаров к местным рынкам и особенностям, и на использование местных ресурсов.
Затратоориентированные инвестиции:
- Оптимизация или интеграция (региональная/глобальная) деятельность, ведущая к созданию трансграничных производств или специализации на производственных процессах.
Иностранные инвестиции в экономику Ставропольского края составляют 4 процента общего объема инвестиций. Тем не менее, это важный источник технологий, управленческого опыта, резерв которого не раскрыт в полной мере.
Позитивные факторы, способствующие привлечению иностранных инвестиций:
- высокие (хотя и с учетом низкого стартового уровня) темпы экономического роста, превышающие среднероссийские;
- хорошие финансовые показатели бюджета Ставропольского края и низкий уровень долга.
Негативные факторы:
- географическое положение в политически нестабильном Северо-Кавказском регионе;
- низкий уровень доходов населения Ставропольского края.
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации способствует развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест; увеличению экономического роста; внедрению современных технологий; содействует развитию экспортного потенциала (выход на мировой рынок с конкурентоспособной продукцией или услугами) и вследствие этого повышению уровня жизни населения.
Создание особых экономических зон (ОЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы Российской Федерации. Особая экономическая зона - это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации» внес кардинальные изменения в российское законодательство. Изменение в терминологии: понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ) заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ), что обусловлено провозглашением абсолютно новых целей создания и существования экономических зон: вся концепция нового закона подчинена принципу развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, поскольку развитие эффективной внешней торговли немыслимо без внутреннего производства продукции, способной поставляться на экспорт и конкурировать на мировых рынках.
На территории Российской Федерации могут быть созданы два вида особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Площадь этих зон строго ограничена. Таким образом, прекращается функционирование экономических зон в размере региона, что позволит упростить процедуру обустройства территории и создаст возможности для осуществления более эффективного управления и контроля за деятельностью предприятий полномочными органами государственной власти.
Создана единая централизованная система управления особыми экономическими зонами. Ранее все полномочия по руководству принадлежали региональным органам власти, которые самостоятельно организовывали хозяйственную деятельность на территории СЭЗ. Теперь руководство осуществляется на федеральном уровне, а именно Федеральным агентством по управлению особыми экономическим зонами и его территориальными подразделениями.
В пределах экономических зон устанавливается правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, однако он распространяется только на резидентов особой экономической зоны - коммерческие организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о внедрении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и внесены в реестр резидентов ОЭЗ. Основным принципом приобретения
и использования статуса резидента ОЭЗ является обоснованность деятельности, осуществляемой на её территории. Для выполнения данного условия разработан механизм представления и рассмотрения заявок на получение статуса резидента, а также особые требования к инвестиционным проектам заявителей.
На территории ОЭЗ устанавливается режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. К указанным товарам не принимаются запреты и ограничения экономического характера, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин. Исключена возможность установления режима свободной таможенной зоны на других территориях, помимо территорий ОЭЗ.
Для достижения серьезных результатов от туризма и дальнейшей диверсификации экономики Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон) в части создания и прекращения функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ).
В целях реализации Закона Минэкономразвития России провело в 2006 году открытый конкурс по отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На конкурс было представлено 28 заявок от субъектов РФ. Экспертный Совет, созданный при Конкурсной Комиссии Минэкономразвития России из представителей науки, федеральных органов исполнительной власти и экспертов под председательством В.А. Мао, оценил конкурсные заявки. Конкурсной комиссией были определены победители конкурса, набравшие наибольшее количество баллов - заявки, представленные Администрацией Алтайского края, Правительством Республики Алтай, Администрацией Иркутской области, Правительством Республики Бурятия, Администрацией Краснодарского края, Правительством Ставропольского края, Правительством Калининградской области.
Данные проекты были признаны наиболее интересными и концептуально проработанными, направленными на комплексное развитие туристско-рекреационного потенциала отдельных местностей Российской Федерации.
Туризм - одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Отрасли, составляющие индустрию туризма, имеют в качестве поставщиков другие отрасли, непосредственно не относящиеся к туризму - смежные отрасли, которые косвенным образом получают стимул для своего развития, вследствие развития туризма. Таким образом, туризм оказывает значительный мультипликативный эффект на экономическое и социальное развитие и тем самым влияет на диверсификацию экономики.
Создание особой экономической зоны (ОЭЗ) Кавказских Минеральных Вод приведет к прямому притоку инвестиций, основная часть которых будет направлена в течение первых 3 лет на строительство новых туристских объектов.
Формирование ОЭЗ окажет значительное положительное влияние на экономику региона в целом. Резко увеличившийся поток туристов придаст дополнительный динамизм смежным отраслям. Поднимется престиж региона, что откроет дополнительные возможности привлечения инвестиций и на территории, не включенные в ОЭЗ. С учетом таких мультиплицирующих эффектов суммарный объем инвестиций, полученных благодаря созданию ОЭЗ, ожидается в размере около 110 млрд руб., из которых порядка 25 млрд руб. составят иностранные вложения.
При участии Правительства Ставропольского края разработана и принята Стратегия развития социально-экономического развития эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод. При ее эффективной реализации к 2020 году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ вырастут на 214,9 - 340,9 млрд руб.
18 января 2006 г. Правительством России принято решение о создании в Ставропольском крае особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Кавказских Минеральных Вод. Данный проект позволит к 2010 году увеличить:
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
- количество рабочих мест в смежных отраслях до 40 тыс. человек;
- доходы от туризма до 5 млрд рублей;
- туристский поток до 1,5 млн человек.
Создание инфраструктуры особой экономической зоны потребует вложения 2,3 млрд рублей из средств краевого бюджета. Период окупаемости этих средств составит от 3 до 5 лет. За время действия особой экономической зоны (20 лет) поступления в бюджеты всех уровней составят 130 млрд рублей, в т.ч. в краевой бюджет - 50 млрд рублей. Таким образом, доходы в бюджет края от ОЭЗ в 21 раз превысят затраты на ее развитие.
Ставропольский край обладает значительными рекреационно-туристическими ресурсами, но ввиду ряда веских причин, прежде всего недостатка инвестиций и отсутствия необходимой современной инфраструктуры, они остаются недостаточно развитыми. Тем не менее, при продуманном стратегическом подходе и с поддержкой власти (как местной, так и в значительной мере федеральной) к развитию инвестиционной политики, а также ввиду высокого потенциала края, мы считаем, что эти предпосылки делают это развитие реальным и привлекательным именно с деловой точки зрения.
Особая экономическая зона будет включать территории, в основном расположенные в узловых точках курорта, что позволит достичь максимального эффекта для КМВ в целом.
На территории Края находится уникальный всемирно известный курорт Кавказские Минеральные Воды, существующий в данном качестве более 200 лет.
Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод должны стать инновационные технологии бальнеологического курорта, для чего необходимо качественное улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма и внедрение новинок мировой СПА-индустрии.
Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 17 тыс. мест размещения (категории 3-5*), всероссийский детский оздоровительный центр, клиника инновационного лечения, СПА-центры, спортивно-реабилитационный комплекс, горнолыжный комплекс, центр экстремального туризма, культурно-развлекательные объекты, аквапарк, этнопарк, дельтадром, ледовый каток, обсерватория, стрельбище, прочие объекты сферы услуг.
Объем внебюджетных инвестиций составит около 9 млрд рублей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Ставропольского края» Федеральная таможенная служба Российской Федерации 2007 г.
2. Об иностранных инвестициях в Россию. Фонд «Бюро экономического анализа» Информационно-аналитический бюллетень, № 52, январь 2004, ст. 10.
3. Сайт «Экспортные возможности России». www.exportssupport.ru раздел «Обзоры международных рынков».
ДЕРУЖИНСКАЯ М.П.
НОВЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
Определяемая современными реалиями необходимость активизации использования потенциала экономических систем разных уровней (включая муниципальный), во многом определяется адекватностью формируемой в их границах экономико-институциональной инфраструктуры социально-экономического развития. Высокий динамизм внешнего ок-