Риэккинен Мария Александровна
Профессор кафедры конституционного и муниципального права Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук,
E-mail: [email protected]
ПРИВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕЙ МОЛОДЁЖИ
К ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ
Аннотация.
Настоящая статья исследует вопросы, связанные с вовлечением несовершеннолетней молодёжи в общественно-политическую жизнь. Исследование выполнено с использованием метода научного анализа нормативных источников на основе общих логических приёмов. Акцент сделан на профилактике неконструктивного протестного поведения с точки зрения реализации прав, позволяющих принимать участие в управлении делами государства: право на участие в публичных мероприятиях, право на свободу слова, право на участие в молодёжных общественных объединениях. Анализируется дискуссионный вопрос о соотношении понятий «политический протест» и «полная дееспособность». Обосновывается необходимость внесения поправок в действующее федеральное законодательство, направленных на обеспечение учёта политических мнений несовершеннолетних лиц органами публичной власти.
Ключевые слова: участие в управлении, конструктивность протестного поведения, права ребёнка, молодёжная политика, политические права, молодёжный протест, молодёжные общественные объединения, гарантии политических прав, правовое воспитание, эффективное управление.
Abstract.
The article explores issues related to the involvement of underage youth in social and political life. The research is based on the method of scientific analysis of normative sources on the basis of common logical techniques. The emphasis is on preventing non-constructive protest behavior in terms of exercising the rights that allow participating in the administration of state affairs: the right to participate in public events, the right to freedom of speech, the right to participate in youth public associations. The discussion question about the correlation of concepts political protest and full legal capacity is analyzed. The necessity of amending the existing federal legislation aimed at ensuring the registration of political opinions of minors by public authorities is substantiated.
Keywords: participation in administration, constructiveness of protest behavior, child's rights, youth policy, political rights, youth protest, youth public associations, guarantees of political rights, legal education, effective administration.
1. Введение
Политический протест как способ уча- лать вывод об интенсификации молодёж-стия в управлении делами государства ного протеста против решений и действий представляет собой один из наиболее ча- органов публичной власти. Данный вывод сто используемых каналов реализации по- основывается, во-первых, на имеющихся литической активности молодёжи1. Реалии данных о том, что доля лиц в возрасте до 35 последних нескольких лет позволяют сде- лет в общем числе участников протестов в
Статья подготовлена в рамках гранта Президента Российской Федерации «Конструктивный протест как механизм реализации пр ава на участие в управлении делами государства» № МК-4880.2016.6.
рамках «Болотного дела» составила более 60%2. Во-вторых, примечательно активное протестное поведение молодёжи, в том числе несовершеннолетних лиц, поддерживающей антикоррупционную политику А. Навального и митинги против коррупции, проходившие в городах России в марте 2017 г.3
Особого внимания требует изучение конституционно-правовых основ обеспечения конструктивного протестного поведения молодёжи, не достигшей 18-летия, или детей, коими указанные граждане именуются Конвенцией ООН о правах ребёнка. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», подчёркнуто, что отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно, - одна из «основных проблем в сфере детства»4. С одной стороны, Конституция РФ в ст. 38 наложила на государство обязанность охраны детства, а федеральное законодательство ограничило право на участие в выборах требованием совершеннолетия. С другой стороны, Конституция не связывает реализацию других прав, позволяющих участвовать в управле-
нии делами государства, таких как: право на свободу слова, мирное собрание, объединение и обращение к органам публичной власти с достижением совершеннолетия.
Сказанное обусловливает необходимость переосмысления существующего правового регулирования с тем, чтобы оно могло наиболее полно гарантировать эффективную возможность для несовершеннолетних лиц конструктивно выражать свое мнение (в том числе и по политическим вопросам). Законодательно-обеспеченная обязанность учёта указанных мнений повлекла бы за собой и дополнительную ответственность органов публичной власти за обеспечение несовершеннолетним лицам возможности освоить навыки выражения протестных мнений в конструктивной форме. Представляется, что такие корректировки законодательства должны быть нацелены на обеспечение: а). приобретения несовершеннолетними лицами навыков выражения политических мнений; Ь). минимизацию рисков недобросовестного негативного воздействия на эти мнения и с). учёта мнений несовершеннолетних лиц.
2. Политический протест являются ли эти категор
У несовершеннолетних лиц есть собственное мнение по поводу решения политических вопросов, конструктивное выражение которого нуждается в сильных правовых гарантиях. С точки зрения социальных наук, уязвимость молодёжи в выражении протеста против решений и действий органов
полная дееспособность — л взаимоисключающими?
публичной власти объясняется недостаточными социальными навыками и эмоциональным подведением. А.Г. Сапрунов, исследующий юридические проблемы профилактики социальных отклонений несовершеннолетних, отмечает распространение в детской среде «крайних форм протеста в виде
2 Гапич, А.Э. Роль социальных медиа и виртуальных коммуникаций в распространении молодёжного протеста// Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 224-226.
3 Гончаров, В.Э. Елизаров, В.П. Казус Навального: сетевой фандрайзинг как инструмент политической мобилизации// Политическая экспертиза: Политэкс. 2011. Т. 7. № 4. С. 168-182; Плотникова, О.В. Устюгова, E.B. Использование технологии интернет для формирования имиджа политика-борца с несправедливой политической системой (на примере А. Навального) // Сибирский международный. 2015. № 17. С. 242; Чирун, С.Н. Новая молодёжная политика Алексея Навального // Biosocial characteristics of the modern human psychology / social and political aspects of the post-industrial life activity of states. Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013)/ Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor -Pavlov V.V. London, 2013. С. 60-61.
4 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
деликвентного поведения».5 По мнению Е.В. Ефановой, протестное поведение молодежи обусловлено рядом особых характеристик данной возрастной группы, ощущающей «несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро»6. Реакцией на это несовершенство может быть вариант «мятежа», выражающийся в желании переделать окружающий мир, не обращая внимания на его готовность к трансформа-ции»7. Сказанное особенно актуально применительно к детям из социально неблагополучных семей, которые не в состоянии обеспечить ребёнку достойное существование, досуг и развитие. Д.А. Омельченко, С.Г. Максимова, Н.П. Гончарова и О.Е. Ноянзина опубликовали результаты социологического опроса молодёжи Алтайского края в возрасте от 15 до 29 лет, проведённого в 2014-2015 гг.8 Респондентов попросили высказать мнение по поводу возможности использования легальных и нелегальных способов защиты своих интересов. Наиболее настораживающей оказалась готовность примерно десятой части опрошенных прибегнуть к нелегальным способам защиты своих интересов: блокированию улиц, дорог (10,5%), участию в захватах зданий (10,4%), сопротивлению властям с оружием в руках (9%). При этом приемлемость различных форм политической активности молодёжи существенно варьируется в зависимости от занятости, уровня образования, самооценки, материального положения и политической ориентации9.
С точки зрения правовых механизмов реализации политического протеста несовершеннолетние лица остаются уязвимой группой потому, что не обладают полной
дееспособностью, отражающейся на отсутствии у них избирательного права, которое позволяет отстаивать собственные интересы и требовать политической ответственности от органов публичной власти. Тем не менее протестные отношения выходят далеко за рамки избирательного права. К примеру, С.А. Авакьян выделяет широкий круг способов выражения протеста, к которым относятся выборы, референдумы и участие в обсуждении проектов законов, парламентские формы выражения протеста, судебное оспаривание актов органов публичной власти, а также публичные мероприятия с задействованием свободы слова, право на обращение, коллективные действия, свободу информации, свободу объединения10. Последние пять способов выражения протеста доступны для несовершеннолетних лиц, т.к. их реализация не требует полной политической дееспособности. Основываясь на широком понимании протестных отношений, разделяемом С.А. Авакьяном, мы придерживаемся мнений, признающих существование у детей возможностей участия в политических процессах и отношениях. Голосование на выборах представляет собой один из способов выражения политического протеста даже несмотря на то, что возможность голосования против всех кандидатов на федеральном уровне отменена с 2006 г.11 Отдавая голос за наиболее предпочтительного кандидата, граждане демонстрируют несогласие с политическим курсом других претендентов на представительство их интересов в законодательном/представительном органе. Таким образом, протест в форме активного голосования является конструктивной формой выражения несогласия, т.к.
Сапрунов, А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних: дис. ... д-ра. юрид. наук: - 12.00.08. - М.: 2002.
Ефанова, Е.В. Молодежный экстремизм как форма политического протеста // Власть. 2011. № 8. С. 30-33.
Там же.
Омельченко, Д.А., Максимова, С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина, О.Е. Молодежный взгляд на политические протесты: границы легального и нелегального // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 145-147.
Там же. С. 146.
Авакьян C.A. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
Федеральный закон от 12.07.2006 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 29. Ст. 3125.
а) в отличие от массовых беспорядков, представляет собой ненасильственное/мирное протестное поведение12 и б) в отличие от тактики абсентеизма, представляет собой возможность высказать предпочтение в отношении конкретного кандидата, т.е. предложить собственный вариант решения вопроса представительства их интересов.
Признавая, что дети не входят в категорию «электорат», выражающий волю народа на выборах и референдумах, согласно ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, европейские учёные тем не менее активно отстаивают легитимность существования определённых политических притязаний несовершеннолетних лиц13. В российских юридических исследова-
ниях начинают появляться взгляды, отстаивающие существование частичной дееспособности несовершеннолетних лиц в сфере реализации гражданско-политических прав. Такое мнение разделяют, к примеру, Ю.А. Гуревичева и К.Р. Максутова. Отмечая, что полная дееспособность в сфере реализации указанных прав наступает вместе с совершеннолетием, эти авторы признают, что российское законодательство устанавливает «возможности самостоятельной реализации прав детьми в принятии решений, затрагивающих их интересы» путём участия в детских и молодежных общественных объединениях, молодёжных советах, палатах, парламентах, органах школьного самоуправления14.
3. Вовлечение несовершеннолетних лиц в управление делами государства с точки зрения международного права
Возрастной ценз рассматривается Международным пактом о гражданских и политических правах в качестве разумного ограничения избирательных прав. Закрепляя право на участие в управлении делами государства, ст. 25 этого пакта упоминает, что данное право не должно подвергаться «неразумным ограничениям»15. Комитет ООН по правам человека дал официальное толкование указанной ст. 25, отметив, что требование достижения определённого возраста для осуществления избирательных прав представляет собой «объективный и разумный критерий» ограничения прав, которые должны быть доступны «каждому взрослому гражданину»16.
Значительный сегмент политических прав закрыт для детей, которые в то же самое вре-
мя признаются равными носителями прав человека. Такая асимметрия отчасти компенсируется Конвенцией ООН о правах ребёнка, предоставляющей детям дополнительные гарантии в области участия в публично-правовой жизни. Конвенция закрепляет несколько положений, имеющих отношение к такому участию: право свободно выражать своё мнение (ст. 12 и ст. 13), право на информацию (ст. 13), право ребёнка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15), право на доступ к СМИ (ст. 17). Комитет ООН по правам ребёнка, осуществляющий контроль за исполнением положений указанной Конвенции, подчёркивает, что «широкая практика последних лет образовала понятие "публичное участие" (или участие в управлении делами государства - Прим. автора), хотя сам термин и не звучит в тексте Конвен-
12 О противопоставлении насильственных форм протеста электоральным формам протестного поведения см., например: Ожьен, А. Борисенкова, А. Уличная политика и политика голосования // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 38-51; Савельева, Н.В. Единство разных: репрезентация и популизм в движении «за честные выборы» // Социология власти. 2013. № 4. С. 58-78.
13 J. Rutherford, One Child, One Vote: Proxies for Parents//Minnesota Law Review. 1998. № 2. P. 1472; B. Franklin, Children's Political Rights//Bob franklin (ed.). The Rights of Children. New York, 1986. P. 34.
14 Гуревичева, Ю.А. Максутова, К.Р. Защита и реализация политических прав и свобод несовершеннолетних // Мир науки и образования. 2016. № 3 (7). С. 8.
15 Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
16 Комитет ООН по правам человека, Замечание общего порядка 25. Пятьдесят седьмая сессия. 1996. Док. ООН: CCPR/C/21/Rev.1/Add.7.
Мг '1
ции».17 Таким образом, понятие права ребёнка на участие в принятии решений по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, включая
и политические, сформировалось в практике отдельных государств и официально признано Комитетом ООН по правам ребёнка.
4. Правовые механизмы учёта мнений несовершеннолетних лиц: сильные стороны и пробелы
Федеральное законодательство содержит примеры наделения несовершеннолетних лиц правами, способствующими реализации протеста в конструктивных формах. По достижении уже 8-летнего возраста возможно членство в детских общественных объединениях (ст. 19 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»); по достижении 16-летнего возраста возможно участие в публичных мероприятиях (ст. 5 ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; ст. 6 ФЗ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Кроме того, ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» не содержит минимального возрастного ограничения права на обращение к органам публичной власти, что обеспечивает возможность несовершеннолетним лицам направлять обращения в органы публичной власти. Положения п. 3 ст. 66 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о том, что среднее общее образование должно быть «направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе» нуждаются в сопутствующих гарантиях освоения навыков конструктивного выражения мнения по политическим вопросам. Представляется оправданным обеспечение подготовки квалифицированных кадров для работы по подготовке молодого поколения к участию в общественно-политической жизни. В связи с этим в России действует
федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Организация работы с молодежью», согласно которому объектом профессиональной деятельности выпускников являются процессы проявления молодёжи в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне группы, сообщества18.
Когда речь идёт о правах и интересах несовершеннолетних лиц, вопрос об эффективных механизмах выражения политического протеста или же несогласия с решениями и действиями органов публичной власти приобретает особое значение. Согласно действующему федеральному законодательству, мнение детей не обязательно испрашивать при решении политических вопросов. Возьмём для примера процесс законотворчества. На уровне Совета Европы мнение несовершеннолетних лиц официально запрашивается перед тем, как новые документы, затрагивающие их права, будут приняты. К примеру, Руководящие принципы, касающиеся правосудия для детей, принятые Комитетом Министров СЕ в 2010 г., были подготовлены с учётом выводов, полученных в результате опроса почти 3800 детей из 25 стран-членов Совета Европы19. Мы полагаем, что следующие изменения в федеральное законодательство обеспечили бы не только более полный учёт мнений несовершеннолетних лиц, но и вовлечение молодёжи в конструктивный диалог с органами публичной власти.
17 Комитет ООН по правам ребёнка, Замечание общего порядка № 7. 2005. Внедрение прав ребёнка в раннем детстве. 20 сентября 2006. UN Doc. CRC/C/GC/7/Rev.1. Ч. 14.
18 Приказ Министерства образования РФ от 23.09.2015 № 1046 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью (уровень магистратуры)»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2015, № 0001201510090034.
19 Информация взята из Стратегии Совета Европы по правам ребёнка (2016-2021), https://rm.coe.int/ CoERMPublic Common Search Services/Display DCTM Content? document Id=090000168066cff8.
Согласно ФЗ от 28 июня 1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», у членов таких объединений есть право вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по изменению правовых актов, затрагивающих интересы детей и молодежи, и участвовать в подготовке и обсуждении проектов государственных программ, включающих мероприятия в сфере молодёжной политики, но не проектов (изменения) федеральных законов. Особый механизм испрашивания мнений молодёжи предусмотрен ст. 19 Закона Тюменской области «О молодежной политике в Тюменской области», согласно которой органы публичной власти вправе
заключать с молодёжными и детскими объединениями «договоры-заказы на проведение исследований и иных работ по вопросам, соответствующим уставным целям таких объединений»20. На основании данной нормы органы публичной власти могут заказать детским и молодежным общественным объединениям исследования мнений несовершеннолетних лиц перед принятием законодательства по правам ребёнка. Представляется, что закрепление подобной нормы в федеральном законодательстве обеспечило бы правовую основу для ознакомления с мнениями несовершеннолетних лиц в процессе законотворческой деятельности по законопроектам, напрямую затрагивающим интересы детей.
Действующее законодательство наделило лиц, не достигших 18-летнего возраста, определёнными правами, позволяющими выражать протест против решений и действий органов публичной власти: правом участия в публичных мероприятиях, правом на информацию, свободой слова и правом участия в детских общественных объединениях. Реализация данных прав и свобод не зависит от наличия полной дееспособности, наступающей с достижением совершеннолетия, которая позволяет выражать политическую волю путём голосования на выборах. Однако эффективность реализации указанных прав зависит от закрепления правовых гарантий учёта мнений несовершеннолетних лиц. Уверенность в том, что мнения по политическим вопросам услышаны и приняты во внимание органами публичной власти, может снизить протестные настроения за счёт активизации диалоговых форм взаимодействия молодёжи и государством. Соответственно настоящий анализ привёл обоснования необходимости закрепления в федеральном законодательстве норм,
20 Закон Тюменской Области от 06.02.1997 № 72 (ред. от (постановлением Тюменской областной Думы № 548 от
гарантирующих учёт мнений несовершеннолетних лиц по политическим вопросам, высказанных в рамках законодательно-закрепленных процедур, т.е. посредством реализации права на свободу слова, объединения и свободу мирных собраний. Нуждается в уточнении ст. 5 Федерального закона «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» за счёт добавления в её содержание права молодёжных и детских объединений на участие в подготовке и обсуждении проектов федеральных законов, затрагивающих права и интересы молодежи и несовершеннолетних лиц. Имеет смысл и закрепление в указанном федеральном законе нормы о том, что органы публичной власти могут заключать с общественными объединениями договоры на выполнение исследований по вопросам, непосредственно затрагивающим молодежь. Такие изменения обеспечат более полный учёт политических мнений несовершеннолетних лиц и будут способствовать развитию навыков общения с органами публичной власти.
2.12.2014) «О молодёжной политике в Тюменской области»
'.12.1996.)// Вестник Тюменской областной Думы. 1997. № 1.
Библиографический список
1. Международный пакт о гражданских и политических правах, принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
2. Стратегия Совета Европы по правам ребёнка (2016-2021), https://rm.coe.int/ CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=090000168066cff8.
3. Федеральный закон от 12.07.2006 № 107-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 29. Ст. 3125.
4. Приказ Министерства образования РФ от 23.09.2015 № 1046 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.04.03 Организация работы с молодежью (уровень магистратуры)»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2015, № 0001201510090034.
5. Закон Тюменской Области от 06.02.1997 № 72 (ред. от 02.12.2014) «О молодежной политике в Тюменской области» (постановлением Тюменской областной Думы № 548 от 19.12.1996)// Вестник Тюменской областной Думы. 1997. № 1.
6. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 23. Ст. 2994.
7. Авакьян C.A. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
8. Гапич, А.Э. Роль социальных медиа и виртуальных коммуникаций в распространении молодёжного протеста// Теория и практика общественного развития. 2015. № 12. С. 224-226.
9. Гончаров, В.Э. Елизаров, В.П. Казус Навального: сетевой фандрайзинг как инструмент политической мобилизации// Политическая экспертиза: Политэкс. 2011. Т. 7. № 4. С. 168-182;
10. Гуревичева, Ю.А. Максутова, К.Р. Защита и реализация политических прав и свобод несовершеннолетних // Мир науки и образования. 2016. № 3 (7). С. 8.
11. Ефанова, Е.В. Молодежный экстремизм как форма политического протеста // Власть. 2011. № 8. С. 30-33.
12. Комитет ООН по правам ребенка, Замечание общего порядка № 7. 2005. Внедрение прав ребёнка в раннем детстве. 20 сентября 2006. UN Doc. CRC/C/GC/7/Rev.1. Ч. 14.
13. Комитет ООН по правам человека, Замечание общего порядка 25. Пятьдесят седьмая сессия. 1996. Док. ООН: CCPR/C/21/Rev.1/Add.7.
14. О противопоставлении насильственных форм протеста электоральным формам про-тестного поведения см., например: Ожьен, А. Борисенкова, А. Уличная политика и политика голосования // Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 1. С. 38-51; Савельева, Н.В. Единство разных: репрезентация и популизм в движении «за честные выборы» // Социология власти. 2013. № 4. С. 58-78.
15. Омельченко, Д.А., Максимова, С.Г., Гончарова Н.П., Ноянзина, О.Е. Молодёжный взгляд на политические протесты: границы легального и нелегального // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. № 13-2. С. 145-147.
16. Плотникова, О.В. Устюгова, E.B. Использование технологии интернет для формирования имиджа политика-борца с несправедливой политической системой (на примере А. Навального) // Сибирский международный. 2015. № 17. С. 242;
17. Сапрунов, А.Г. Теория и методология исследования проблем профилактики социальных отклонений несовершеннолетних: дис. ... д-ра. юрид. наук: - 12.00.08. - М.: 2002.
18. Чирун, С.Н. Новая молодёжная политика Алексея Навального // Biosocial characteristics of the modern human psychology / social and political aspects of the post-industrial life activity of states. Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013)/ Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V.V. London, 2013. С. 60-61.
19. J. Rutherford, One Child, One Vote: Proxies for Parents//Minnesota Law Review. 1998. № 2. P. 1472; B. Franklin, Children's Political Rights//Bob franklin (ed.). The Rights of Children. New York, 1986. P. 34.