Научная статья на тему 'Привлечение государственных и частных инвестиций в реализацию социальных программ и их возврат инвесторам (на примере Иркутской области)'

Привлечение государственных и частных инвестиций в реализацию социальных программ и их возврат инвесторам (на примере Иркутской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / REGIONAL ECONOMICS / INVESTMENTS / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашева Елена Викторовна

Изложены предложения по привлечению государственных и частных инвестиций в реализацию социальных программ. Разработана модель возврата налоговых поступлений в региональный бюджет при освоении инвестиций в строительство нового жилья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attraction of the state and private investments into realizations of social programmes and their return to the investor (Irkutsk region as an example)

Suggestions on facilitation of state and private investments in social projects are made. A model for compensating tax revenues from the region budget in cases of investments into developing is elaborated.

Текст научной работы на тему «Привлечение государственных и частных инвестиций в реализацию социальных программ и их возврат инвесторам (на примере Иркутской области)»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Е.В. БАРАШЕВА

старший преподаватель Института экономики Иркутского государственного технического университета

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИИ В РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ИХ ВОЗВРАТ ИНВЕСТОРАМ (на примере Иркутской области)

Решение жилищной проблемы состоит в том, чтобы создать для бизнесменов условия, поощряющие их следовать принципам социальной ответственности, в частности путем производства жилья за счет прибыли предприятия и предоставления квартир работникам фирмы на условиях погашения их стоимости в течение 10-15 лет. Для реализации этой идеи необходимо решить ряд достаточно сложных задач как на региональном уровне, так и на уровне самих предприятий:

1. Разработать закон Иркутской области об отсрочке уплаты налога на прибыль в региональный бюджет, с тем чтобы компании могли направлять средства на производство жилья для своих сотрудников.

2. Составить и подписать с каждым предприятием, соблюдающим налоговую дисциплину и законодательство РФ, договор о предоставлении этому предприятию налогового кредита. Непременным условием такого договора будет направление средств, определенных договором, на строительство жилья для работников компании. Причем договоры о производстве жилья должны заключаться только с теми предприятиями, которые зарегистрированы на территории Иркутской области.

3. Составить и подписать договор (между сотрудником предприятия и самим предприятием) о предоставлении сотруднику жилья (квартиры) в кредит (в рассрочку) за счет прибыли предприятия, о форме, сумме и сроках возврата стоимости полученного жилья.

4. Разработать систему законодательных актов, снижающих налоговую нагрузку для предприятий, обеспечивающих производс-

тво и эксплуатацию объектов социального назначения (ОСН), до прохождения ими критической точки по объему производства.

Рассмотрим модель возврата налоговых поступлений в региональный бюджет при освоении инвестиций в производство нового жилья и развитие соответствующей городской инфраструктуры. Сумма поступлений от выполнения собственно работ по созданию и эксплуатации ОСН F в этом случае может быть определена по формуле

m l

F =И xv^j ß,yY,y,

¡=i j=1

где m — количество работ по созданию и эксплуатации ОСН; l — виды налогов, уплачиваемых в региональный бюджет; х — объем инвестиций; vi — доля i-го вида работ в общем объеме производства; а,у — доля у'-го налога в i-м виде работ; ßy — ставка у'-го налога в i-м виде работ; у у — доля отчислений у'-го налога в i-м виде работ в региональный бюджет.

С целью расчета объема поступлений в региональный бюджет за счет предприятий смежных отраслей (машиностроения, химической и нефтехимической, горнодобывающей промышленности, лесопромышленного, топливно-энергетического комплекса, легкой промышленности, транспорта) введем следующие обозначения: пусть х] — общий объем инвестиций; v] — доля i-го вида работ в смежном секторе производства, при этом i изменяется от 1 до m; tt) — доля у'-го налога в i-м виде производимых работ, при этом j изменяется от 1 до l; ßiy — ставка у'-го налога в i-м виде работ; у.\ — доля отчислений у'-го налога в i-м виде работ в региональный бюджет; ki — коэффициент участия i-го вида работ в сопутствующих производствах.

© Е.В. Барашева, 2007

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Из этого следует, что сумма дополнительных отчислений в бюджет F2 от увеличения объемов производства, соответствующей ставки налога, доли отчислений в региональный бюджет, видов налогов выражается следующей функцией:

==11 р;У

=11=1

При использовании налогового кредита предприятие возвращает его и уплачивает соответствующие проценты в бюджет.

Таблица 1

Объем налоговых доходов, поступающих в региональный бюджет

от смежных отраслей (при освоении инвестиций в ОСН-кластер в размере 500 млн р.), млн р.

Предприятия, участвующие Налог Акцизы НДФЛ Транспортный Налог Итого

в жилищном строительстве на прибыль налог на имущество

Транспортные 1,15 - 0,57 4,95 0,05 6,72

Лесопромышленные 1,52 - 0,66 3,60 0,04 5,82

Химические и нефтехимические 0,91 19,08 0,40 1,80 0,03 22,22

Машиностроительные 2,97 - 1,26 7,05 0,08 11,36

Горнодобывающие и производящие 1,68 - 0,58 12,00 0,08 14,34

строительные материалы

Строительные 6,82 - 3,37 8,78 0,04 19,01

Обслуживающие (оказывающие страховые, банковские, образовательные, риэлтерские услуги) 1,30 0,26 0,90 0,01 2,47

Предприятия топливно-энергетическо- 1,80 - 1,00 9,00 0,10 11,9

го комплекса

Предприятия городской инфраструк- 0,95 - 0,46 6,30 0,05 7,76

туры

Всего 19,10 19,08 8,56 54,38 0,48 101,6

Таблица 2

Объем налоговых поступлений в областной бюджет от смежных отраслей, млн р.

Показатель Год

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й 10-й

Изъятый из бюджета налог на прибыль 500 500 500 500 500 500 500 500 500 500

Возвращенный из бюджета НДФЛ - - - - - 22,8 22,8 22,8 22,8 22,8

Всего расходов бюджета 500 500 500 500 500 522,8 522,8 522,8 522,8 522,8

Дополнительные налоговые доходы в областной бюджет 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6 101,6

Возврат налогового кредита в областной бюджет за 5 лет

В том числе: 1-й год 100 100 100 100 100

2-й год 100 100 100 100 100

3-й год 100 100 100 100 100

4-й год 100 100 100 100 100

5-й год 100 100 100 100 100

6-й год 100 100 100 100

7-й год 100 100 100

8-й год 100 100

9-й год 100

Всего доходов, поступивших в областной бюджет 101,6 201,6 301,6 401,6 501,6 601,6 601,6 601,6 601,6 601,6

Прирост (+) или потери (-) областного бюджета -398,4 -298,4 -98,4 +1,6 +78,8 +78,8 +78,8 +78,8 +78,8 +78,8

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

Е.В. БАРАШЕВА

Условно примем, что Бп — сумма налогового кредита, С — ставка налогового кредита, 360 — количество дней в году, Кы — количество дней пользования налоговым кредитом, F3 — плата за пользование налоговым кредитом, поступающая в региональный бюджет. Следовательно, сумму платы за пользование налоговым кредитом можно выразить такой зависимостью: F3 = Бп(С / 360)КЫ. Тогда общая сумма налоговых поступлений в региональный бюджет F4 составит: F4 = F1 + F2 + F3.

На основании полученных моделей возврата налоговых поступлений в региональный бюджет рассмотрим действующую систему налогообложения и уровень восполнения выбывающих из бюджета доходов, который может быть повышен за счет увеличения объемов строительства ОСН. Все множество предприятий, обеспечивающих производство, строительство и эксплуатацию таких объектов, будем определять как ОСН-клас-тер (табл. 1).

Условно принято, что срок строительства жилого дома составляет примерно год.

Из табл. 1 видно, что с развитием сопутствующих производству жилья предприятий других отраслей определенная доля налогов будет восполнять изъятые на льготы налоги регионального бюджета. Причем восполнение будет происходить с первого дня начала подготовки к строительству жилого дома.

Рассмотрим систему инвестиционных потоков предприятий, участвующих в строительстве жилых домов по схеме, предложенной выше.

Допустим, что ежегодно областной бюджет будет предоставлять предприятиям налоговый кредит в сумме 500 млн р. на производство жилья равными долями ежемесячно в течение года. Сумма недополученных областным бюджетом налоговых доходов в первый год составит 500 млн р., или ежемесячно в среднем 41,7 млн р. В то же время в региональный бюджет будут поступать налоги от дополнительного производства сопутствующих строительству жилья товаров, работ, услуг (табл. 2).

Таким образом, за 5 лет за счет дополнительного производства изъятые налоговые доходы восполнятся в региональном бюджете, кроме того, через год эти доходы постепенно будут возвращаться, так как работники компаний будут выкупать квартиры, а предприятия будут возвращать в бюджет налоговый кредит. Через 5 лет областной бюджет уже выйдет на обычный уровень налоговых доходов. На шестой год областной бюджет получит на 101,6 млн р. налоговых доходов больше, чем сумма налоговых кредитов, направляемых на жилищное строительство.

Предложенная модель привлечения инвестиций для решения жилищной проблемы в среднесрочной перспективе подтвердила свою экономическую эффективность.

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.