Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кружкова И.И.

Статья посвящена проблемам привлечения финансирования в проекты государственно-частного партнерства, в период когда государственное управление имеет тесную связь с формированием механизмов взаимоотношений публичных формирований с частным бизнесом. Ключевой задачей государственных органов ставится выстраивание законодательно подтвержденных взаимоотношений в форме привлечения инвестиционных ресурсов в проекты государственно-частного партнерства. Эффективность системы финансового менеджмента экономических субъектов зачастую определяется его денежными потоками, от которых зависит уровень финансовой гибкости и устойчивости, которая оказывает влияние и на возможности осуществлять существенные вложения в партнерские проекты. Важно понимать важность для частного бизнеса прозрачность механизмов и форм реализации проектного финансирования, определённость ее системы для всех участников. Аналитические данные подтверждают, что механизмы привлечения финансирования в проекты государственно-частного партнерства работаю, но еще не в полной мере, задействуя не все формы реализации целиком и не на всех уровнях управления государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTING FINANCING TO PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

The article is devoted to the problems of attracting funding to public-private partnership projects, at a time when public administration is closely connected with the formation of mechanisms for the relationship of public entities with private business. The key task of state bodies is to build legally confirmed relationships in the form of attracting investment resources to public-private partnership projects. The effectiveness of the financial management system of economic entities is often determined by its cash flows, which determine the level of financial flexibility and stability, which also affects the ability to make significant investments in partner projects. It is important to understand the importance for private business of the transparency of the mechanisms and forms of implementation of project financing, the certainty of its system for all participants. Analytical data confirms that the mechanisms for attracting funding to public-private partnership projects are working, but not yet fully, involving not all forms of implementation entirely and not at all levels of government.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

По результатам проведённого нами анализа можно заключить, что за последние 22 года наблюдается рост реального ВВП и ВВП на душу населения с небольшими провалами, которые обусловлены неэкономическими факторами. Также было выявлено, что динамика численности населения незначительно влияет на изменение экономического роста, вследствие чего и наблюдается незначительная разница между динамикой реального ВВП и ВВП на душу населения. В структуре расходов выявлено, что за последние 18 лет наблюдаются существенные улучшения, в следствии постоянного роста доли расходов на оплату услуг. Положительным явлением выступает приближение дифференциации населения по уровню доходов к ромбовидной форме.

Наиболее важным результатом исследования является то, что в РФ рост ВВП в большей степени характеризуется ростом социально-экономического неравенства, а рост ВВП обусловлен снижением доли расходов на питание и ростом доли расходов на непродовольственные товары, а также увеличением расходов на оплату услуг.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в дальнейшем необходима поддержка и развитие малого и среднего бизнеса, так как за счет данного сектора экономики можно обеспечить население благами и услугами в ситуации нехватки денежных ресурсов под влиянием инфляции, тем самым обеспечить необходимый уровень жизни. В заключении можно привести высказывание Жана-Батиста Сэя, о том, что общественный спрос создаётся самим предложением, то есть производство само создаёт себе рынок.

Источники:

1. Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. - М.: Изд-во ИАЭП, 2017. - 336 с.

2. Социально-экономическая статистика: учебное пособие / С. Л. Логинова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. 99 с.

3. Показатели для оценки состояния экономической безопасности России // Электрон. дан. Режим доступа URL: https://www.gks.ru/econSafety.

4. Федеральная служба государственной статистики РФ: официальный сайт - Москва, 1999-2022. - URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/accounts (дата обращения 01.03.2022).

References:

1. Macroeconomics: textbook for universities / L.P. Kurakov, M.V. Ignatiev, A.V. Timiryasova, etc.; under the general editorship of L.P. Ku-rakov. - M.: Publishing House of IAEP, 2017. - 336 p.

2. Socio-economic statistics: textbook / S. L. Loginova. Yekaterinburg: Publishing House of the Russian State Prof.-ped. un-ta, 2020. 99 pp.

3. Indicators for assessing the state of economic security of Russia // Electron. dan. URL access mode: https://www.gks.ru/ econSafety.

4. Federal State Statistics Service of the Russian Federation: official website - Moscow, 1999-2022. - URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/accounts (accessed 01.03.2022).

EDN: HYBPEJ

И.И. Кружкова - к.э.н., доцент кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,. Орел, kafedra-buh-kruzhkova@mail.ru,

I.I. Kruzhkova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security, Central Russian Institute of Management - Branch of RANEPA, Orel.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ В ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ATTRACTING FINANCING TO PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

Аннотация. Статья посвящена проблемам привлечения финансирования в проекты государственно-частного партнерства, в период когда государственное управление имеет тесную связь с формированием механизмов взаимоотношений публичных формирований с частным бизнесом. Ключевой задачей государственных органов ставится выстраивание законодательно подтвержденных взаимоотношений в форме привлечения инвестиционных ресурсов в проекты государственно-частного партнерства. Эффективность системы финансового менеджмента экономических субъектов зачастую определяется его денежными потоками, от которых зависит уровень финансовой гибкости и устойчивости, которая оказывает влияние и на возможности осуществлять существенные вложения в партнерские проекты. Важно понимать важность для частного бизнеса прозрачность механизмов и форм реализации проектного финансирования, определённость ее системы для всех участников. Аналитические данные подтверждают, что механизмы привлечения финансирования в проекты государственно-частного партнерства работаю, но еще не в полной мере, задействуя не все формы реализации целиком и не на всех уровнях управления государством.

Abstract. The article is devoted to the problems of attracting funding to public-private partnership projects, at a time when public administration is closely connected with the formation of mechanisms for the relationship of public entities with private business. The key task of state bodies is to build legally confirmed relationships in the form of attracting investment resources to public-private partnership projects. The effectiveness of the financial management system of economic entities is often determined by its cash flows, which determine the level of financial flexibility and stability, which also affects the ability to make significant investments in partner projects. It is important to understand the importance for private business of the transparency of the mechanisms and forms of implementation of project financing, the certainty of its system for all participants. Analytical data confirms that the mechanisms for attracting funding to public-private partnership projects are working, but not yet fully, involving not all forms of implementation entirely and not at all levels of government. Ключевые слова: проект, государственно-частное партнерство, формы реализации ГЧП. Keywords: project, public-private partnership, forms of public private partnership implementation.

Формирование инвестиционного портфеля зачастую сталкивается с выбором объекта инвестирования. В российской практике внедряются проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), которые привлекают финансирование в различные сферы и отрасли экономики страны. При этом реализация проектов ГЧП нуждается в строгом структурировании, включающем этапы управления, реализации и финансирования. Однако именно проблема финансового обеспечения проектов стоит наиболее остро. Аналитические данные показывают, что совокупный дефицит средств в данной сфере экономики оценивается в 560 млрд долл., из которых 83% суммы приходится на проекты по строительству дорого и водоснабжение [6] В ответ, государственное финансирование может включать в себя механизмы поддержки ГЧП в форме субсидированного финансирования, налоговых льгот, гарантий доходности и кредитных гарантий.

Привлечение финансирования в ГЧП-проекты зависят от грамотно разработанной стратегии от момента финансирования до реализации. Приобретают особую роль подходы к привлечению инвестиций: определение источников капитала, источники погашения капитальных затрат и определение формы реализации проекта [1]. Остановимся на каждом из них.

Источниками капитала привлечения в проекты государственно-частного партнерства могут стать как собственные средства, так и заемный капитал. Если объем собственных средств экономического субъекта достаточно четко определен, то размер займов может быть зависим от ряда факторов, в условиях которых действует частный бизнес. Это может быть и деловая репутация, которая оказывает влияние на возможность получения кредитов и займов в коммерческом банке и возможность получить имущество в лизинг с учетом деятельности компании. Таким образом, источники финансирования достаточно прозрачны, однако не всегда могут быть доступны с учетом общей экономической политики субъекта и его положения на рынке. Рассматривая источники погашения капитальных затрат, необходимо в первую очередь обратиться к механизму реализации ГЧП-проекта, так как существует определенная этапность в соответствии с которой возврат затрат на вложение в партнерстве имеет определенные сроки (рисунок 1) [3].

Краткое проекта - Стоимость проекта Сроки и этапы реал нча ци и проекта —> Уровень проекта

_1

М/

Принадлежность проекта - Цель проекта Задачи проекта —> Партеры проекта

Модель возврата инвестиций частного бизнеса

Участие в

федеральных и Результат

реги о н а л ьн ы проекта

проектах

Рисунок 1 - Механизм реализации проектов государственно-частного партнерства

Исходя из приведенного механизма возврат капитальных вложений в проект наблюдается практически в заключении разработанного проекта, однако ключевая роль в проекте отводится именно ему. В данном случае необходимо на каждом этапе реализации проекта, по нашему мнению, выделять модель возврата либо включать источники погашения капитальных затрат в расчет модели на первоначальном этапе «расчета стоимости проекта». Формой возврата вложений может выступать либо прямой сбор платы с потребителей, либо иная коммерческая деятельность в форме субаренды, рекламы, торговли и т.д.

Проекты государственно-частного партнерства так же могут подразделяться по формам реализации: концессионное соглашение, офсетная закупка, контракт жизненного цикла и иные (рисунок 2).

Отметим, что по некоторым формам привлечения инвестиций в проекты государственно-частного партнерства до сих пор не реализовано четкое нормативно-законодательное регулирование. К таким видам взаимоотношений государства и бизнеса можно отнести:

—договор аренды с инвестобязательствами,

- инвестиционный договор,

- корпоративная форма партнерства с государством, соглашение о сотрудничестве,

- энергосервисный контракт.

Несформированность на законодательном уровне механизмов форм привлечения инвестиций по каждому из видов взаимоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровне в потенциале будущей реализации может иметь негативные последствия как для частного бизнеса, так и для государства в виде неисполнения или недолжного исполнения своих обязательств на любом из периодов жизненного цикла ГЧП-проекта [5].

— /

Рисунок 2 - Основные формы реализации проектов государственно-частного партнерства в России

Отметим, что начальный этап по определению, срокам реализации на этапе вхождения в проект и на этапе выхода из него приведены в нормативном законодательстве, однако четкого механизма финансирования проекта, возможностях погашения капитальных вложений в него и источниках капитала, за счет которого данный проект будет формироваться не описан нормативными документами, что так же подчеркивает ведущую роль законотворчества в этапах реализации проектов партнерства частного бизнеса и государства. Особый интерес представляет данные о уже реализованных проектах государственно-частного партнерства по видам и затраченным объемам финансирования. Рынок частных инвестиций в инфраструктурные проекты в России на начало 2022 года значительно подрос в сравнении с 2021 годом того же периода. Так, на сегодняшний день реализуется порядка 2 тыс. проектов в коммунально-энергетической сфере, 156 проектов в транспортной инфраструктуре, 610 проектов в социальной инфраструктуре и около 188 в иных видах. Таким образом по данным Национального центра ГЧП в России реализуется порядка 3 683 проектов, особую роль отводят коммунальной инфраструктуре (рисунок 3).

Рисунок 3 - Количество инфраструктурных проектов в 2021 году по основным видам инфраструктуры, тыс. ед. [7]

Аналитический интерес так же представляют данные о реализуемых проектах частно-государственного партнерства по уровням реализации: федеральный, региональный и муниципальный. Отметим, что наибольший удельный вес занимают муниципальные проекты (3105 ед.) на которые приходится порядка 19 % частных инвестиций. А региональный уровень приходится 14 всех проектов за 2021 год с общим объемом частных инвестиций - 1957 млрд руб. На федеральные проекты ГЧП приходится наименьшее количество проектов - 38, с общим объемом инвестиций - 975 млрд руб., что составляет 27 % всего объема частных вложений за 2021 год в проекты партнерства. Наиболее наглядно структуру инвестиций в проекты ГЧП представим на рисунке 4.

Проекты ГЧП реализуемые за счет частных инвестиций в 2021 г., млрд руб. Количество проектов ГЧП по уровням реализации в 2021 г.

Рисунок 4 - Объем частных инвестиций и количество проектов государственно-частного партнерства по уровням реализации в 2021 г.

В 2021 году частный бизнес задействовал в проектах 14 млрд рублей на 5 партнерских проекта (рисунок 5).

Рисунок 5 - Количество проектов государственно-частного партнерства по формам реализации в 2021 г.

Следует отметить, что за 2021 год, как и в предыдущие периоды исследований, лидирующее положение среди проектов ГЧП занимают концессионные соглашения. На стадии развития находятся офсетные закупки и договора аренды с инвестиционными обязательствами. Наиболее наглядно структура частных инвестиций в проекты ГЧП представлена на рисунке 6.

Количество реализуемых проектов зачастую совпадает с объемами частных инвестиций в них. Так концессионные соглашения при общем объеме инвестиций в 2021 году в размере 1927 млрд руб. были оформлены 2855 договорами. При том частные инвестиции в энергосервисные контракты составили 9,7 млрд руб, при объемах реализуемых проектов в 208 единиц. Следует обратить внимание на такую форму реализации государственно-частного партнерства как офсетная закупка.

Рисунок 6 - Частные инвестиции в проекты государственно-частного партнерства по формам реализации в 2021 г., млрд руб.

Обеспечение потенциальных инвесторов ГЧП проекта действующим на регулярной основе и тщательно проработанным механизмом является мощным сигналом о том, что публичное образование способно работать в формате государственно-частного партнерства. Именно вызывающие доверие портфели проектов и механизмы их реализации повысят рыночную эффективность, позволяя потенциальным инвесторам включаться в партнерские соглашения с государством.

Источники:

1. Алабед А.Н.М. Организация финансирования инфраструктурных проектов автодорог на основе государственно - частного партнерства /А.Н.М. Алабед //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2020. - Т. 2. - № 1. - С. 262-269.

2. Зимин В.А. Деятельность органов государственной власти региона по привлечению частных инвестиций в ЖКХ / В.А. Зимин // Russian Economic Bulletin. - 2022. - Т. 5. № 1. - С. 306-313.

3. Кунцман М.В., Суповская В.А. Особенности финансирования проектов государственно- частного партнерства (на примере Орловской области) / М.В. Кунцман, В.А. Суповская // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 2 (84). - С. 101-105.

4. Максимов В.В. Доступная социальная инфраструктура vs государственно-частное партнёрство / В.В. Максимов //Уровень жизни населения регионов России. - 2021. - Т. 17. - № 3. - С. 339-348.

5. Проняева Л.И., Кружкова И.И. Тенденции и проблемы развития инфраструктуры особых преференциальных территорий / Л.И. Проняева, И.И. Кружкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2021. - Т. 17. - № 3 (396). -С. 419-442.

6. Рогожин А.А. (2019) Опыт государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры в странах Юго-Восточной Азии /А.А. Рогожин // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 12. № 6. С. 268-286. DOI: 10.23932/25420240-2019-12-6-13.

7. Ежемесячный дайджест рынка ГЧП в России. Март 2022. URL: http: /rosinfra.ru/files/analytic/519/document/0989e46c32972b31a31f86c76f5c0f8d.pdf (дата обращения 25.03.2022 г.)

References:

1. Alabed A.N.M. Organization of financing of infrastructure projects of roads on the basis of public-private partnership / A.N.M. Alabed // Bulletin of the Volga University. V.N. Tatishchev. - 2020. - V. 2. - No. 1. - S. 262-269.

2. Zimin V.A. The activities of the state authorities of the region to attract private investment in housing and communal services / V.A. Zimin // Russian Economic Bulletin. - 2022. - V. 5. No. 1. - S. 306-313.

3. Kuntsman M.V., Supovskaya V.A. Features of financing public-private partnership projects (on the example of the Oryol region) / M.V. Kuntsman, V.A. Supovskaya // Economics and business: theory and practice. - 2022. - No. 2 (84). - pp. 101-105.

4. Maksimov V.V. Accessible social infrastructure vs public-private partnership / V.V. Maksimov // The standard of living of the population of the regions of Russia. - 2021. - T. 17. - No. 3. - S. 339-348.

5. Pronyaeva L.I., Kruzhkova I.I. Trends and problems of development of the infrastructure of special preferential territories / L.I. Pronyaeva, I.I. Kruzhkova // National interests: priorities and security. - 2021. - T. 17. - No. 3 (396). - S. 419-442.

6. Rogozhin A.A. (2019) The experience of public-private partnership in infrastructure development in the countries of Southeast Asia / A.A. Rogozhin // Outlines of global transformations: politics, economics, law. T. 12. No. 6. S. 268-286. DOI: 10.23932/2542-0240-2019-12-6-13.

7. Monthly digest of the PPP market in Russia. March 2022. URL: http: /rosinfra.ru/files/analytic/519/document/0989e46c32972b31a31f86c76f5c0f8d.pdf (Accessed 03/25/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.