Научная статья на тему 'Привлечение частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры'

Привлечение частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1094
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / PRIVATE INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ДОГОВОР ПРИМЫКАНИЯ / КОНТАКТ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / LIFE CYCLE CONTRACT / ABUTTING CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зябкина А. А.

Проведен анализ ситуации с привлечением частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру. Выявлены существующие инструменты и механизмы, определены их достоинства и недостатки. Разработаны рекомендации регуляторам и бизнес-структурам по дальнейшему развитию приемлемых инструментов, сформирована Концепция системного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта с привлечением частных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зябкина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attracting private investment into developing railway infrastructure

The paper provides analysis of the situation with attracting private investments into railway infrastructure. Existing instruments and mechanisms were identified, their advantages and shortcomings defined. Recommendations for regulating bodies and business structures regarding further development of acceptable instruments were developed, and a conception for systemic development of railway transport infrastructure with attraction of private investments was formed.

Текст научной работы на тему «Привлечение частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры»

Привлечение

частных инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры

А. А. Зябкина,

президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта

важнейшим вопросом в транспортной отрасли является привлечение частных капиталов в строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов. особенно остро эта проблема стоит в сфере железнодорожного транспорта.

О

дна из целей реформы на железнодорожном транспорте состоит в привлечении частных инвестиций для развития отрасли. В вагонном сегменте эта задача уже решена, в сфере локомотивной тяги, по крайней мере, идут дискуссии, а вот инвестиционная привлекательность инфраструктуры общего пользования находится по-прежнему на нулевом уровне [1]. Более того, вопрос о привлечении частных капиталов в инфраструктуру никогда серьезно даже не поднимался. Между тем вследствие недостаточной провозной мощности ОАО «РЖД» сокращаются доходы и перевозчика, и грузовладельцев, и государства.

Некоммерческое партнерство защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта (НП ГЖТ) совместно с рядом заинтересованных организаций провело анализ ситуации и выявило ряд инструментов и механизмов, с помощью которых можно привлекать капиталы в развитие инфраструктуры на регулярной основе. Кроме того, мы разработали рекомен-

рис. 1. схема работы соглашения о ГЧп на железнодорожном транспорте

дации для регуляторов и бизнес-структур по дальнейшему развитию указанных инструментов. Все это позволило сформировать концепцию системного развития инфраструктуры железнодорожного транспорта с привлечением частных инвестиций.

Сначала хотелось бы сформулировать основные выводы по анализу текущей ситуации. В настоящее время частные инвестиции, направляемые в развитие инфраструктуры, делает государство, в отдельных случаях — некоторые крупные промышленные холдинги — грузовладельцы. Системного финансирования инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта частными инвесторами нет.

Основной механизм инвестирования промышленными предприятиями-грузовладельцами — это развитие прилежащих к ним станций общего пользования при наращивании производства.

В существующей нормативной правовой базе и предусмотренных механизмах государственно-частного партнерства (ГЧП) не учтена в полном объеме специфика железнодорожного транспорта, а именно:

• широкий спектр имущества, входящий в понятие железнодорожной инфраструктуры общего пользования;

• ограничение оборота имущества;

• обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре и услугам железнодорожного транспорта;

• публичность договора перевозки.

Не разработаны достаточные правовые основы и реальные механизмы по возврату вложенных частных инвестиций на основе возвратности, платности и возмездности.

Безвозвратность вложенных грузовладельцами инвестиций в объекты инфраструктуры в условиях снижения

доступности и роста стоимости финансовых средств служит плохим сигналом для бизнеса при решении вопроса о дальнейших инвестициях в железнодорожную отрасль.

В сложившихся условиях развитие инфраструктуры интересует главным образом промышленные предприятия-грузовладельцев, иногда предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), для которых главная цель состоит не в получении прибыли от участия в инфраструктурных проектах, а в возможности обеспечить перевозку имеющегося или дополнительного объема груза. Указанные инвесторы, как правило, не заинтересованы в оперировании инфраструктурой самостоятельно.

Основная задача разработки Концепции заключалась в том, чтобы на основе анализа действующих механизмов структурировать их через объекты инвестирования, выявить потенциальных инвесторов, определить преимущества, недостатки, предложения по совершенствованию.

Действующая нормативно-правовая база предлагает два основных механизма привлечения частных инвестиций: договор ГЧП и договор концессии.

Договор концессии

Механизм концессии нередко используется при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Однако на железнодорожном транспорте он содержит много рисков для инвестора, поэтому его применение в развитии инфраструктуры ОАО «РЖД» проблематично, так как предполагается передача объекта инвестиций в пользование на длительный срок.

Основная нормативная база для реализации концессии — Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Среди немногочисленных концессионных проектов можно назвать соглашение между Росжелдором и ЗАО «Таманьнефтегаз» (входит в ГК «ОТЭКО») о строительстве железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове. Финансирование будет осуществляться за счет собственных средств ОТЭКО, его ориентировочный объем 360 млн руб. Протяженность путей составит 3,5 км, они будут находиться в общем пользовании [2]. На концессионной основе планируется усиление железнодорожных подходов к портам в Усть-Луге и Новороссийске. Планирует-

ся строительство Северного широтного хода на принципах концессии [3].

Сторонами договора здесь являются Росжелдор или ОАО «РЖД» в качестве концедента, а в качестве концессионера могут быть грузовладельцы, операторы или ППЖТ. Частными инвесторами могут выступать грузовладелец, оператор железнодорожного подвижного состава, ППЖТ.

Источниками частных инвестиций для инфраструктурных проектов служат собственные и заемные средства.

Преимущества такого вида инвестиций в инфраструктуру общего пользования заключаются в том, что указанный механизм может быть привлекателен на определенных участках инфраструктуры (на тупиковых и малодеятельных участках), а также при строительстве независимыми перевозчиками замкнутых маршрутов (полигонов) курсирования для частных поездных формирований.

Однако у данного инструмента гораздо больше недостатков:

• в законе о концессионных соглашениях и других нормативно-правовых актах функции ОАО «РЖД» не закреплены;

• реализация механизма концессий возможна только применительно к строительству новых объектов транспортной инфраструктуры, а не к их реконструкции;

• право собственности на объект инфраструктуры всегда принадлежит публичному партнеру;

• концессия предназначена для проектов, в которых за услуги платит пользователь; при концессии риски оказания коммерческих услуг попадут к частному партнеру, так как государство не сможет гарантировать частному сектору доходность с принятием на себя твердых платежных обязательств по контракту ГЧП, а потребители железнодорожных услуг несут риск непредсказуемости цен на услуги по перевозкам на данном участке;

• использование указанного механизма привлечения инвестиций на железнодорожном транспорте возможно только в определенных рамках вследствие ограничения оборота его имущества, публичности договора перевозки и соблюдения принципа равного доступа к инфраструктуре.

Для совершенствования рассматриваемого инструмента мы предлагаем прежде всего прописать права, обязанности и ответственность ОАО «РЖД». Существенным вопросом становится закрепление

за Росжелдором полномочий концедента с возможностью передачи части прав и обязанностей концедента ОАО «РЖД». Соответствующие поправки могут быть внесены в Положение о Росжелдоре.

Соглашение о государственно-частном партнерстве

Договор ГЧП рамочный и позволяет использовать разные механизмы (рис. 1). По сути, все механизмы, позволяющие привлечь частные инвестиции в государственную собственность, относятся к договорам ГЧП. Основная нормативная база для реализации соглашений о ГЧП — Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Объектами инвестирования могут быть существующие или строящиеся объекты инфраструктуры. Сторонами договора выступают государство/ОАО «РЖД» (публичный партнер) и грузовладелец, оператор железнодорожного подвижного состава, ППЖТ (частный партнер). Источники частных инвестиций для инфраструктурных проектов — это собственные и заемные средства.

Преимущества такого вида инвестиций в инфраструктуру общего пользования следующие:

• возможность заключения соглашения по инициативе как публичного партнера, так и частного;

• возникновение частной собственности на объект инфраструктуры без применения законодательства о приватизации (однако это недостаток его применения на железнодорожном транспорте, потому что здесь речь идет не о передаче модернизированного или построенного объекта в руки инвестора);

• улучшенный (по сравнению с концессией) банковский обеспечительный пакет — возможен залог объекта, залог и обеспечительная уступка прав по соглашению без ограничений (на железнодорожном транспорте это неприменимо);

• согласно части 4 статьи 5 ФЗ № 224 от 13.07.2015 г., ОАО «РЖД» может быть публичной стороной соглашения (здесь, в отличие от концессии, нет никаких противоречий и препятствий).

Однако весьма существенны и недостатки рассматриваемого инвестиционного инструмента. Прежде всего, учитывая законодательные ограничения в обо-

роте железнодорожного имущества, договоры ГЧП, предусматривающие переход права собственности на объекты инфраструктуры общего пользования, априори не могут быть реализованы. Кроме того, неизбежны длительные сроки и весьма зарегулированные процедуры оценки эффективности проекта, конкурса и реализации частной инициативы, что несомненно будет тормозить привлечение инвестиций. Нужно отметить, что частным партнером не могут выступать международные компании, а значит, не удастся привлечь иностранного инвестора.

В качестве рекомендаций по совершенствованию указанного механизма развития инфраструктуры можно предложить прописать права, обязанности и ответственность ОАО «РЖД», т. е. подумать, в каких приемлемых вариантах может быть реализован проект на железнодорожном транспорте.

Как пример предстоящего использования договора о ГЧП можно привести проект строительства железнодорожной линии необщего пользования Бованенково — Сабетта. По условиям соглашения ООО «ВИС ТрансСтрой» обязуется за счет собственных и заемных средств выполнить проектирование, создать рабочую проектную документацию и построить железнодорожную линию. Объем инвестиций превышает 113 млрд рублей. Управлять дорогой будет эта же компания. В конце 2036 г. железнодорожная линия будет безвозмездно передана в собственность Ямала. Власти берут на себя риски доходности проекта, и если партнер не будет получать прибыли, готовы выделять средства из бюджета [4].

договор на примыкание

Сегодня основные частные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры общего пользования вкладываются в рамках договора на примыкание согласно выданным владельцем инфраструктуры (ОАО «РЖД») техническим условиям.

Правовой базой служат Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 16), постановление правительства РФ от 18.04.2005 г. № 233 «О Правилах примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования» и ряд ведомственных приказов.

Посредством договора на примыкание могут строиться и реконструироваться станции общего пользования, станционные пути, другие здания, строения, сооружения, связанные с перевозкой грузов, и т. д. Возможно, ими будут пользоваться и другие грузовладельцы, но ничего не будут за это платить.

Стороны договора — владелец инфраструктуры общего пользования и владелец путей необщего пользования. Частными инвесторами могут быть владельцы путей необщего пользования (грузовладельцы, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, грузовладельцы-контрагенты), транспортно-логистические центры/ компании (в перспективе). Источники частных инвестиций для инфраструктурных проектов — собственные и заемные средства.

Преимущества данного вида инвестиций в инфраструктуру общего пользования следующие:

• увеличение объема погрузки-выгрузки собственных грузов;

• прозрачность и понятность вложения инвестиций;

• возможность использования результатов инвестиций, как правило, ограниченным кругом: грузовладелец-инвестор и примыкающие к данной станции грузовладельцы.

Недостаток правового регулирования такого механизма состоит в том, что в действующем законодательстве не рассмотрены вопросы, связанные с порядком выдачи технических условий, взаимодействия сторон, объемом работ в рамках технических условий, а также с финансированием примыкания к инфраструктуре общего пользования. Пробелы в законодательстве приводят к широкому трактованию владельцем инфраструктуры обязанностей владельца путей необщего пользования (грузовладельцев) по развитию инфраструктуры общего пользования, что может входить в технические условия, а в некоторых случаях — и к навязыванию невыгодных технических условий примыкания. Кроме того, не разработаны правовые механизмы по возврату вложенных инвестиций в развитие инфраструктуры ОАО «РЖД». Нет правового регулирования возможностей и порядка развития инфраструктуры общего пользования и путей необщего пользования в случае наращивания объемов перевозок (когда примыкание есть).

Приведем предложения НП ГЖТ по совершенствованию механизма развития инфраструктуры.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на определение правовой природы договора, понятийного аппарата «технологического присоединения» путей необщего пользования к инфраструктуре общего пользования (договор примыкания — это наиболее правильный и понятный термин для железнодорожного транспорта, технические условия на примыкание), и формирование исчерпывающего перечня существенных (технических) условий, на которых такое примыкание возможно (включая порядок его заключения):

• права, обязанности и ответственность владельца инфраструктуры общего пользования (ОАО «РЖД»);

• права, обязанности и ответственность владельца путей необщего пользования;

• права, обязанности и ответственность контрагента (если примыкание или наращивание объемов требует дополнительного развития, строительства путей необщего пользования и примыкающей станции общего пользования);

• список технических и технологических требований должен быть исчерпывающим, минимально достаточным для обеспечения функционирования и эксплуатации объектов инфраструктуры (без модернизации, без изменения технологии);

• операционные расходы владельца инфраструктуры не должны ложиться на владельцев путей необщего пользования (в частности, на грузовладельцев);

• разделение объектов инфраструктуры общего/необщего пользования по праву собственности, условиям финансирования на стадии выдачи технических условий (формирования проектной документации);

• гарантия вывоза грузов;

• возможность индивидуальных условий примыкания;

• возможность самостоятельного выбора сторонами проектных и строительных организаций;

• исчерпывающий перечень запрашиваемых документов;

• возврат вложенных средств через скидку с тарифа на перевозку грузов, включая начально-конечные операции;

• создание необходимых процедур

и условий передачи объектов инфраструктуры общего пользования, в том числе ранее построенных, на баланс ОАО «РЖД».

2. Модернизация и изменение технологии работы инфраструктуры общего пользования могут быть реализованы только по согласию/инициативе владельцев путей необщего пользования (грузовладельцев) в качестве индивидуальных проектов с соответствующими условиями и преимуществами (например, гарантированного вывоза грузов) грузовладельцев при инвестировании.

3. Расширение действия договора на примыкание и урегулирование особенностей развития примыкающих путей необщего пользования и примыкающей инфраструктуры общего пользования с целью наращивания объемов перевозок владельцем путей необщего пользования или одним из контрагентов.

4. Включение в железнодорожное законодательство возможности досудебного порядка оспаривания технических условий (условий договора на примыкание) с участием экспертной организации или органа власти (например, Росжелдора).

В целом же стоит подчеркнуть: неизвестно, сколько мы потеряли потенциальных инвесторов и грузов вследствие несовершенства нормативной базы договора на примыкание. Причем ОАО «РЖД», которое должно быть заинтересовано в развитии этого инструмента, на практике нередко выстраивало барьеры на пути инвестора.

договор «бери или плати» (take-or-pay)

Нормативную базу нового инструмента [5] составляют Гражданский кодекс РФ, проект Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», федеральные законы «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

Объектом инвестирования может быть железнодорожная инфраструктура общего пользования (строительство, развитие, модернизация). Сторонами договора выступают ОАО «РЖД» и грузовладелец. Частные инвесторы — грузоотправители (экспортеры). Источниками инвестиций для инфраструктурных проектов могут быть собственные и заемные средства.

Преимущества такого вида инвестиций в инфраструктуру общего пользования следующие:

• средства вкладывают только грузовладельцы, заинтересованные в перевозках в конкретных направлениях;

• инвестиции заключаются в досрочной оплате тарифа;

• приоритет в перевозках грузов отдается перегруженным направлениям.

Как недостаток данного вида инвестиций следует отметить, что механизмы, предусмотренные законопроектом, смогут работать только в условиях ограниченного количества грузовладельцев, заключивших такие соглашения в одном направлении. Интерес к заключению соглашений с условиями инвестирования на основе договора take-or-pay в первую очередь возникнет у отечественных экспортеров. Однако сегодня порты, представляющие собой инфраструктурные проекты крупных грузовладельцев, нередко злоупотребляют своим правом при согласовании заявок ГУ-12. В таких случаях объемы перевозок сокращаются не по вине ОАО «РЖД», которое не может гарантировать грузоотправителям перевозку согласованного в договоре объема грузов и не несет за это ответственности. Возникают благоприятные условия для дискриминации грузоотправителей-инвесторов, снижается привлекательность заключения соглашения. При этом может возникнуть перепродажа пропускной способности ОАО «РЖД».

Особо следует отметить правовые недостатки регулирования механизма инвестирования:

• в законопроекте не рассмотрен вопрос об ответственности перевозчика за обеспечение перевозок в согласованном объеме и в определенных направлениях;

• не установлена ответственность владельца инфраструктуры за развитие инфраструктуры в целом или ее отдельных объектов;

• отмечается двойная ответственность грузоотправителя в соответствии с абзацем 2 статьи 2 законопроекта и со статьей 94 «Устава железнодорожного транспорта», что противоречит статьям 1 и 10 Гражданского кодекса РФ;

• не разработаны правовые механизмы обеспечения гарантий перевозчика по приоритету перевозки грузов в объеме, согласованном с грузоотправителями, согласно договору;

• нет гарантий по срокам доставки;

• законопроект содержит коррупционные риски продажи пропускной способности независимо от заключенных соглашений;

• законопроект содержит элементы правовых конструкций инвестиционного договора и договора take-or-pay, но в него не включены полностью существенные условия ни одного из них, в результате не будут получены реальные результаты по привлечению инвестиций.

По мнению НП ГЖТ, следует внести такие изменения в нормативное правовое регулирование рассматриваемого механизма, чтобы получить ответы на следующие вопросы:

• как будет строиться система инвестирования в инфраструктурные объекты;

• как предлагаемая система увязана с инвестпрограммой ОАО «РЖД»;

• как будут определяться приоритетность и очередность сооружения инфраструктурных объектов, которые будут строиться на деньги, полученные при реализации законопроекта;

• каковы механизмы контроля над целевым использованием денежных средств, полученных при реализации законопроекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• каким образом приоритетность коррелирует со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта и с приказом Минтранса России от 06.09.2010 г. № 192 (ред. от 20.12.2013) «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов»;

• как будет определяться приоритетность перевозки в одном и том же направлении грузовладельцев, заключивших договор организации перевозки на условиях договора take-or-pay;

• как законопроект повлияет на предъявляемые сейчас объемы грузов и на грузовладельцев?

инвестиционный договор

Законодательно инвестиционный договор не проработан, и мы имеем лишь Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Он может в какой-то степени быть основой нормативной базы указанного инструмента с учетом Гра-

жданского кодекса. Такой механизм явно стоит попробовать и обкатать в работе.

Стороны договора — заказчик (ОАО «РЖД») и инвестор, в роли которого могут выступать грузовладельцы, частные перевозчики (в перспективе), транспортно-логистические центры/ компании (в перспективе). Источниками инвестиций для инфраструктурных проектов могут служить собственные и заемные средства.

Преимущество такого вида инвестирования состоит в том, что данный механизм позволяет заинтересованным инвесторам, в частности грузовладельцам, принимать участие в расшивке узких мест на пути следования их грузов.

Недостатки указанного инструмента:

• не определен детально проработанный правовой механизм, позволяющий широкомасштабно использовать инвестиционный договор на железной дороге;

• не разработан механизм возврата инвестиций;

• не создан доступный для потенциального инвестора перечень инвестпро-ектов с указанной стоимостью, в которых он мог бы участвовать на условиях инвестиционного договора.

Основное предложение НП ГЖТ сводится к тому, чтобы перейти к реализации подобных договоров на практике с целью их отработки и возможного внесения изменений в действующее законодательство. Иными словами, не следует торопиться с формированием новой нормативно-правовой базы: сначала нужно «обкатать» то, что есть, и сделать выводы на основании полученных результатов. При этом целесообразно сформировать прозрачную и доступную базу инвест-проектов с ука-

занием сметной стоимости, в которых может участвовать независимый инвестор. Участвующему в таких проектах инвестору должна быть предоставлена возможность оптимизировать инвестиции путем выбора проектной и строительной организации, поставщиков продукции, соответствующей ГОСТу, ТУ и другим требованиям. Необходимо обеспечить возврат вложенных инвестиций, что должно быть отражено в договоре через оговоренные суммы и срок возврата либо через скидку с тарифа в рамках тарифного коридора.

контракт жизненного цикла

Сегодня все большее применение на железнодорожном транспорте находит контракт жизненного цикла (КЖЦ) [6]. Прежде всего это касается производства, содержания и эксплуатации транспортной техники. Производителю приходится за свой счет устранять недочеты собственной продукции, поэтому он заинтересован в повышении ее качества. При этом обеспечивается и возврат вложений инвестора (рис. 2).

По нашему мнению, задача ОАО «РЖД» сегодня заключается в том, чтобы позволить данному механизму существовать и на практике доказывать свои преимущества. Перспективные проекты для КЖЦ — строительство ВСМ «Москва — Казань» и развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона (БАМа и Транссиба). Частными партерами в КЖЦ могут быть такие крупные горнодобывающие компании и разработчики месторождений, как ОАО «Евраз», ПАО «ГМК „Норильский никель"», ПАО «Мечел» и др.

Правовая база КЖЦ — Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспече-

ния государственных и муниципальных нужд» и постановление правительства РФ «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла» от 28.11. 2013 г. №1087.

Объектами инвестирования могут быть любые объекты железнодорожной инфраструктуры, внедрение различного рода оборудования и инновационной продукции железнодорожных производителей. Стороны договора — владелец инфраструктуры и любое заинтересованное лицо. При этом частными инвесторами могут выступать грузовладельцы, операторы, производители транспортного машиностроения и другой продукции, независимые инвесторы, транспортно-логистические центры/ компании (в перспективе).

Источниками частных инвестиций для инфраструктурных проектов могут служить собственные или заемные средства частного партнера. Инвесторами могут стать как российские, так и иностранные организации.

Преимущества такого вида инвестиций в инфраструктуру общего пользования следующие:

• для российского железнодорожного транспорта инструмент может эффективно применяться без передачи в пользование или собственность построенных или модернизированных объектов;

• для грузовладельцев открывается возможность наращивать перерабатывающие способности и непосредственно влиять на выбор и определение очередности сооружения инфраструктурных объектов, подконтрольность инвестиций, вкладываемых в развитие инфраструктуры;

• для заинтересованных участников имеется возможность внедрения за свой счет инновационных продуктов, влияющих на снижение расходов при условии повышения (или не снижения) безопасности;

• для производителей железнодорожной продукции и техники имеется возможность расширения сбыта, открывается доступ малого и среднего бизнеса к инфраструктурным проектам;

• оплата государством/ОАО «РЖД» происходит только после введения в эксплуатацию построенных или реконструируемых объектов, инновационных продуктов и технологий;

• оплата проводится равномерными суммами в течение длительного периода (15-20 лет);

рис. 2. схема работы контракта жизненного цикла на железнодорожном транспорте

• сокращаются расходы на строительство объектов, процесс ускоряется (так как возврат частных инвестиций происходит после внедрения), а сервисный характер механизма гарантирует надежность/безопасность и высокое качество построенных объектов, затраты на сервисное обслуживание уменьшаются.

Недостатки такого вида инвестиций в инфраструктуру следующие: доступ к кредитным средствам среднего и малого бизнеса затруднен; привлечение заемных средств за границей и большого объема средств в короткий промежуток времени ограничено; наблюдается недоверие ОАО «РЖД» и государства к активному участию в проектах небольших отечественных организаций.

Предложения НП ГЖТ по совершенствованию данного механизма заключаются в реализации его без перехода в пользование или собственность построенных объектов и в снижении административных барьеров для доступа малого и среднего предпринимательства к участию в проектах, в усилении государственной поддержки и содействии при реализации подобных проектов.

дорожная карта

Учитывая достоинства и недостатки имеющихся механизмов инвестирования частных средств в железнодорожную инфраструктуру общего пользования, НП ГЖТ предлагает принять подготовленные партнерством предложения в «Дорожную карту» по совершенствованию этих механизмов и их реализации.

В частности, представляется целесообразным, чтобы правительство РФ разработало и утвердило правила установления тарифов, применяемых в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, для обеспечения механизмов финансирования инвестиций в развитие отдельных участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Регуляторам совместно с потенциальными инвесторами следует разработать проект акта правительства для учета интересов и создания работающих механизмов возврата инвестиций, включая сроки и минимальную абсолютную величину возврата инвестиций при расчете скидки с тарифа. При этом необходимо обеспечить обратную силу действия данного проекта, распространив возможность возврата инвестиций за весь период с момента создания ОАО «РЖД».

Необходимо внести изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части прав, обязанностей и ответственности ОАО «РЖД».

Минтрансу России стоит провести совместное совещание грузовладельцев и ОАО «РЖД» для обсуждения законопроекта, предусматривающего использование механизма «бери или плати», с целью его совместной доработки.

Необходимо усовершенствовать нормативную правовую базу, направленную на определение правовой природы, понятийного аппарата «технологического присоединения» путей необщего пользования к инфраструктуре общего пользования и формирование исчерпывающего перечня существенных условий, на которых такое примыкание возможно. Следует зафиксировать, что модернизация и изменение технологии работы инфраструктуры общего пользования могут быть реализованы только по согласию или инициативе владельцев путей необщего пользования в качестве индивидуальных проектов с соответствующими условиями и преимуществами грузовладельцев при инвестировании.

При этом следует расширить действие договора на примыкание и урегулировать особенности развития примыкающих путей необщего пользования и развития примыкающей инфраструктуры общего пользования с целью наращивания объемов перевозок владельцем путей необщего пользования или одним из контрагентов. Нужно включить в железнодорожное законодательство возможность оспаривать в досудебном порядке технические условия с участием экспертной организации или органа власти.

Предлагаем сформировать прозрачную и доступную базу инвес-тпроектов ОАО «РЖД» с указанием сметной стоимости, в которых может участвовать независимый инвестор. Следует запустить пилотные проекты инвестиционных договоров, чтобы сформировать существенные условия и подготовить поправки в действующее законодательство. При этом нужно предоставить возможность частному инвестору в рамках инвестиционного договора, а также договора на примыкание и КЖц самостоятельно определять проектную организацию, подрядные организации и поставщиков продукции.

Необходимо включить условия сроков и объема возвратных средств непосредственно в заключаемые договоры, направленные на привлечение частных инвестиций: инвестиционный договор, договор на примыкание, договор take-or-pay, КЖц. По выбору частного инвестора возврат может предусматриваться через предоставление скидки с тарифа в рамках тарифного коридора.

Следует рассмотреть вариант реализации строительства, восстановления, модернизации инфраструктуры и внедрения инновационных продуктов через КЖц, но без перехода права собственности инфраструктурных объектов инвестору.

Необходимо обеспечить малому и среднему бизнесу фактический доступ к участию в сооружении и реконструкции инфраструктурных объектов в рамках КЖц.

Нет сомнения, что реализация предложенных мер станет мощным стимулом к существенному увеличению частных инвестиций в железнодорожную инфраструктуру общего пользования, что вызовет ее интенсивное развитие и, как следствие, увеличение доходов всех участников перевозочного процесса. □

литература

1. Хусаинов Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте. М.: Наука, 2012. С. 109-117.

2. Правительство России согласовало первый ГЧП-проект на железнодорожном транспорте ценой в 360 млн рублей // Гудок. 29.07.2016. URL: http://www. gudok.ru/infrastructure/?ID=1345479 (дата обращения 12.12.2017).

3. Федоров Ю. Н., Фейло М. Б.,Чури-лин А. Ю., Поречина И. А.Создание железнодорожного Северного широтного хода // Транспорт РФ. 2017. № 4. С. 40-45.

4. Определен подрядчик строительства железной дороги до порта Сабетта за 113 млрд рублей. URL: http://tass.ru/ ural-news/25 65 714 (дата обращения 12.12.2017).

5. Бери или плати // Гудок. 27.08.2012. URL: http://www.gudok.ru/newspaper/ ?ID=682533 (дата обращения 12.12.2017).

6. Контракт жизненного цикла (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов). URL: http:// www.consultant.ru/law/podborki/ kontrakt_zhiznennogo_cikla (дата обращения 12.12.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.