Научная статья на тему 'Приверженность здоровому образу жизни учащихся средних школ и колледжей'

Приверженность здоровому образу жизни учащихся средних школ и колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1712
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / УЧАЩИЕСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ И КОЛЛЕДЖЕЙ / COMMITMENT / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS OF SECONDARY SCHOOLS AND COLLEGES / БЕЙіМДіЛіК / САЛАУАТТЫ өМіР САЛТЫ / ОРТА МЕКТЕП ЖәНЕ КОЛЛЕДЖ ОқУШЫЛАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Танжарык А.К., Мысаев А.О., Жанатбекова А.К., Абдыгалиева К.М., Амангельды Н.

Здоровье человека является одной из глобальных проблем современного общества, выходящих за рамки медицинской науки и практики. В последние годы отмечается рост заболеваемости среди молодых людей. Одной из причин подобной тенденции является отсутствие у молодых людей достаточного воспитания и практического опыта ведения здорового образа жизни. Молодежь удовлетворена своим здоровьем и готова вести здоровый образ жизни, но при этом общей культуры введения здорового образа жизни в сознании молодых людей еще не сформирована. Цель исследования изучения социальных и личностных аспектов молодых людей раннего юношеского периода, анализ факторов и условий, влияющие на формирование здорового образа жизни учащихся средних школ и колледжей. Материалы и методы. Проведено анкетирование учащихся школ и колледжей города Семей. Изучена приверженность здоровому образу жизни молодых людей раннего юношеского периода, на основе изучения уровня тревожности, субъективных данных состояния здоровья, путем анкетирования и интервью. Общее количество респондентов 563. Для сравнения групп применен Т-критерий, а вероятность распределения определялась при помощи x2 Пирсона. Результаты исследования. В исследовании изучены 20 потенциальных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни. В итоге, среди двух сравниваемых групп учащихся средних школ 266, колледжей 297, определены отличия среди учащихся средних школ и колледжей по признакам: пол, условия проживания, качество питания, отношение здоровому образу жизни, вредные привычки, ежедневная утренняя гимнастика, изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами. При оценке влияния социальных и психологических факторов на отношение к здоровому образу жизни совокупное включение всех учащихся раннего юношеского периода по городу Семей (563 респондента), определенно влияние следующих факторов: место обучения, отношение к ЗОЖ, курение, наркотики, занятие спортом, ежегодный контроль здоровья, физическая активность, режим труда и питания, нужда психологической социальной помощи. Выводы. Проведённое социологическое исследование выявило хорошую степень информированности учащихся средних школ и студентов колледжей о факторах здорового образа жизни, но низкую вовлеченность в здоровый образ жизни. Это свидетельствует о недостаточно сознательном отношении студентов к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни, низкий уровень ответственности за собственное здоровье. Значительная часть студенческой аудитории нуждается в продолжении работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Танжарык А.К., Мысаев А.О., Жанатбекова А.К., Абдыгалиева К.М., Амангельды Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMITMENT TO HEALTHY LIFESTYLES OF HIGH SCHOOL AND COLLEGE STUDENTS

Human health is one of the global problems of modern society, beyond medical science and practice. In recent years there has been an increased incidence among young people. One of the causes this trend is the lack of young people adequate training and experience of leading a healthy lifestyle. Young people satisfied with their health and is ready to lead a healthy lifestyle, but the general culture of a healthy lifestyle in the minds of young people have not yet formed The purpose of research the study of the social and personal aspects of young people's early adolescence, analysis of the factors and conditions affecting the formation of a healthy lifestyle of students in secondary schools and colleges. Materials and methods. We conducted a questionnaire survey of students in schools and colleges in Semey city. Studied commitment to a healthy lifestyle of young people early adolescence, through the study of the level of anxiety, subjective health status data, by means of questionnaires and interviews. The total number of respondents 563. In comparison group used T-test and probability of distribution was determined using Pearson's chi-square. Results of the study. The study investigated 20 potential factors affecting the formation of a healthy lifestyle. As a result, among the two comparable groups of high school students 266 colleges 297, identified the differences among students in secondary schools and colleges on the basis of gender, living conditions, quality of food, the attitude of a healthy lifestyle, bad habits, daily morning exercise, changes in his life as compared to previous years. In assessing the impact of social and psychological factors on the attitude towards a healthy lifestyle combined inclusion of all students of early adolescence of the Semey city (563 respondents), specifically the impact of the following factors: the place of training, the attitude towards healthy lifestyles, smoking, drugs, exercise, annual health check, physical activity, work mode and power, need psychological social assistance. Conclusions. The performed a case study showed a good awareness of high school students and college students about the factors of a healthy lifestyle, but lower involvement in a healthy lifestyle. This indicates insufficient conscious attitude of students towards their health and motivation for a healthy lifestyle, a low level of responsibility for their own health. A significant part of the student audience needs to continue to work on health education in order to create and strengthen the motivation for a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Приверженность здоровому образу жизни учащихся средних школ и колледжей»

Получена: 28 марта 2016 / Принята: 15 апреля 2016 / Опубликована online: 6 мая 2016 УДК 614.2-613.96-17.023.32

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Акбота К. Танжарык, http://orcid.org/0000-0002-2448-6012 Аян О. Мысаев, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Асель К. Жанатбекова, http://orcid.org/0000-0003-0314-9583

Кымбат М. Абдыгалиева, http://orcid.org/0000-0002-7916-0407 Наргиз Амангельды, http://orcid.org/0000-0002-1135-1629 Даулет К. Алдынгуров, http://orcid.org/0000-0003-0915-7664

Государственный медицинский университет города Семей, Кафедра общественного здравоохранения, г. Семей, Казахстан

Резюме

Здоровье человека является одной из глобальных проблем современного общества, выходящих за рамки медицинской науки и практики. В последние годы отмечается рост заболеваемости среди молодых людей. Одной из причин подобной тенденции является отсутствие у молодых людей достаточного воспитания и практического опыта ведения здорового образа жизни. Молодежь удовлетворена своим здоровьем и готова вести здоровый образ жизни, но при этом общей культуры введения здорового образа жизни в сознании молодых людей еще не сформирована.

Цель исследования - изучения социальных и личностных аспектов молодых людей раннего юношеского периода, анализ факторов и условий, влияющие на формирование здорового образа жизни учащихся средних школ и колледжей.

Материалы и методы. Проведено анкетирование учащихся школ и колледжей города Семей. Изучена приверженность здоровому образу жизни молодых людей раннего юношеского периода, на основе изучения уровня тревожности, субъективных данных состояния здоровья, путем анкетирования и интервью. Общее количество респондентов - 563. Для сравнения групп применен Т-критерий, а вероятность распределения определялась при помощи x2- Пирсона.

Результаты исследования. В исследовании изучены 20 потенциальных факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни. В итоге, среди двух сравниваемых групп учащихся средних школ - 266, колледжей - 297, определены отличия среди учащихся средних школ и колледжей по признакам: пол, условия проживания, качество питания, отношение здоровому образу жизни, вредные привычки, ежедневная утренняя гимнастика, изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами.

При оценке влияния социальных и психологических факторов на отношение к здоровому образу жизни совокупное включение всех учащихся раннего юношеского периода по городу Семей (563 респондента), определенно влияние следующих факторов: место обучения, отношение к ЗОЖ, курение, наркотики, занятие спортом, ежегодный контроль здоровья, физическая активность, режим труда и питания, нужда психологической социальной помощи.

Выводы. Проведённое социологическое исследование выявило хорошую степень информированности учащихся средних школ и студентов колледжей о факторах здорового образа жизни, но низкую вовлеченность в здоровый образ жизни. Это свидетельствует о недостаточно сознательном отношении студентов к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни, низкий уровень ответственности за собственное здоровье.

Значительная часть студенческой аудитории нуждается в продолжении работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: приверженность; здоровый образ жизни; учащиеся средних школ и колледжей.

Summary

COMMITMENT TO HEALTHY LIFESTYLES OF HIGH SCHOOL AND COLLEGE STUDENTS

Akbota K. Tanzharyk, http://orcid.org/0000-0002-2448-6012 Ayan O. Myssaev, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Assel K. Zhanatbekova, http://orcid.org/0000-0003-0314-9583

Kymbat M. Abdygalieva, http://orcid.org/0000-0002-7916-0407 Nargiz Amangeldy, http://orcid.org/0000-0002-1135-1629 Daulet K. Aldyngurov, http://orcid.org/0000-0003-0915-7664

Semey State Medical University, Department of Public Health, Semey, Kazakhstan

Human health is one of the global problems of modern society, beyond medical science and practice. In recent years there has been an increased incidence among young people. One of the causes this trend is the lack of young people adequate training and experience of leading a healthy lifestyle. Young people satisfied with their health and is ready to lead a healthy lifestyle, but the general culture of a healthy lifestyle in the minds of young people have not yet formed

The purpose of research - the study of the social and personal aspects of young people's early adolescence, analysis of the factors and conditions affecting the formation of a healthy lifestyle of students in secondary schools and colleges.

Materials and methods. We conducted a questionnaire survey of students in schools and colleges in Semey city. Studied commitment to a healthy lifestyle of young people early adolescence, through the study of the level of anxiety, subjective health status data, by means of questionnaires and interviews. The total number of respondents - 563. In comparison group used T-test and probability of distribution was determined using Pearson's chi-square.

Results of the study. The study investigated 20 potential factors affecting the formation of a healthy lifestyle. As a result, among the two comparable groups of high school students - 266 colleges - 297, identified the differences among students in secondary schools and colleges on the basis of gender, living conditions, quality of food, the attitude of a healthy lifestyle, bad habits, daily morning exercise, changes in his life as compared to previous years.

In assessing the impact of social and psychological factors on the attitude towards a healthy lifestyle combined inclusion of all students of early adolescence of the Semey city (563 respondents), specifically the impact of the following factors: the place of training, the attitude towards healthy lifestyles, smoking, drugs, exercise, annual health check, physical activity, work mode and power, need psychological social assistance.

Conclusions. The performed a case study showed a good awareness of high school students and college students about the factors of a healthy lifestyle, but lower involvement in a healthy lifestyle. This indicates insufficient conscious attitude of students towards their health and motivation for a healthy lifestyle, a low level of responsibility for their own health.

A significant part of the student audience needs to continue to work on health education in order to create and strengthen the motivation for a healthy lifestyle.

Keywords: commitment; healthy lifestyle; students of secondary schools and colleges.

Туйшдеме

ОРТА МЕКТЕП ОКУШЫЛАРЫ МЕН КОЛЛЕДЖ СТУДЕНТТЕР1Н1И САЛАУАТТЫ ©М1Р САЛТЫН

¥СТАНУШЫЛЫК

Акбота К. Тацжарык, http://orcid.org/0000-0002-2448-6012 Аян О. Мысаев, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Асель К. Жанатбекова, http://orcid.org/0000-0003-0314-9583

Кымбат М. Абдыгалиева, http://orcid.org/0000-0002-7916-0407 Наргиз Амангельды, http://orcid.org/0000-0002-1135-1629 Даулет К. Алдынгуров, http://orcid.org/0000-0003-0915-7664

Семей мемлекетлк медицина университетi, Когамдьщ денсаулык сактау кафедрасы, Семей к., Казакстан;

Адам денсаулыгы медициналыщ гылым мен тэжiрибенH шецбершен шыгатын заманауи ¡¡огамныц жаhандык¡ мэселесi болып табылады. Соцгы жылдары жастардыц арасында сырк;аттанушылык;тыц всiмi бай^алады. Аталмыш тенденциясын бiр себебi ретiнде жастарда салауатты вмiр салтын устану бойынша жеткiлiктi тэрбиенН жэне тэжiрибенH жо^тыгы ¡¡арастырылады. Жастар вз денсаулыгына ¡¡анагаттанады жэне салауатты вмiр салтын устануга дайын, бiрак¡ салауатты вмiр салтын устанудыц жастарда жалпы мэдениетi ¡¡алыптаспаган.

Зерттеу максаты - ерте жастыщ ша^ кезендеп жастардыц элеуметтiк жэне жеке аспекттерш зерттеу, орта мектептер мен колледждердН окушыларыныц салауатты вмiр салтын ¡¡алыптастыруга эсер ететiн факторлар мен шарттарды сараптау.

Материалдары мен эдiстерi. Семей ¡¡аласыныц мектеnтерi мен колледждерi окушыларына сауалнама жYргiзiлдi. Сауалнама жэне интервью аркълы беймазалыщ децгеш, денсаулык жагдайыныц субъективтi мэлiметтерi негiзiнде ерте жастыщ ша^ кезецшдеп жастардыц салауатты вмiр салтына берiлгендiгi зерттелдi. РеспонденттердН жалпы саны - 563. Топтарды салыстыруга Т-критерий ¡¡олданылды, тагайындау мYмкiншiлiгi х2 Пирсонныц квмегiмен аны^талды.

Зерттеу нэтижелерк Зерттеуде салауатты вмiр салтын ¡¡алыптастыруга эсер ететiн 20 потенциалды фактор зерттелдк Соцында екi салыстырмалы топ мектеп окушылары - 266, колледж- 297, келес белгiлер бойынша айырмашылы^тар аны^талды: жынысы, вмiр CYPУ жагдайлары, тама^тану сапасы, салауатты вмiр салтына квзкарасы, зиянды эдеттерi, кYнделiктi тацертецплт гимнастика, бурынгы жылдармен салыстыргандагы вмiрiндегi взгерiстер.

Салауатты вмiр салтына квз^арас^а эсерiне элеуметтiк жэне психологиялыщ факторларын багалауда Семей ¡¡аласы бойынша (563 респондент) ерте жастыщ ша^ кезеццеп барлыщ окушылар жиынтыгы ¡¡атысты. Келеа факторлар эсерi аны^талды: оку орны,С0С квз^арасы, темекi шегу, нашакррлы^, спортпен айналысу, денсаулы^ты жыл сайын бакълау, физикалыщ белсендiлiк, ецбек пен тама^тану режимi, психологиялыщ элеуметтiк квмекке му^таждыгы.

Корытынды. ЖYргiзiлген элеуметтiк зерттеу мектеп окушылары мен колледж студенттершН салауатты вмiр салты факторлары туралы а^параттанудыц жа^сы дэрежесiн аны^тады, бiра¡ салауатты вмiр салтын устанудыц твмен дэрежесш кврсеттi. Бул студенттердН вз денсаулыгына жэне салауатты вмiр салтына мотивацияныц саналы квз^арасыныц жеткiлiксiздiгiн, вз денсаулыгына жауапкерштттН твменгi дэрежесiн кврсетедi.

Студентик аудиторияныц басым квпшiлiгi салауатты вмiр салтын ныгайту мен мотивациялау бойынша санитарлыщ агарту жумыстарыныц жалгасуына му^таж.

Кiлттi сездер: бейiмдiлiк; салауатты вмiр салты; орта мектеп жэне колледж окушылары.

Библиографическая ссылка:

Танжарык А.К., Мысаев А.О., Жанатбекова А.К., Абдыгалиева К.М., Амангельды Н., Алдынгуров Д.К. Приверженность здоровому образу жизни учащихся средних школ и колледжей / / Наука и Здравоохранение. 2016. №2. С. 139-149.

Tanzharyk AX, Myssaev АО., Zhanatbekova AX., Abdygalieva K.М., Amangeldy N., Aldyngurov D.K. Commitment to healthy lifestyles of high school and college students. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2016, 2, pp. 139-149.

Танжарык А.К., Мысаев А.О., Жанатбекова А.К., Абдыгалиева Н,.М., Амангельды Н., Алдынгуров Д.К. Приверженность здоровому образу жизни учащихся средних школ и колледже / / Гылым жэне Денсаулык; са;тау. 2016. №2. Б. 139-149.

Введение. Здоровье человека является одной из глобальных проблем современного общества, выходящих за рамки медицинской науки и практики [2]. В последние годы отмечается рост заболеваемости среди молодых людей. Одной из причин подобной тенденции является отсутствие у молодых людей достаточного воспитания и практического опыта ведения здорового образа жизни [10; 1].

Современное обучение в медицинском колледже характеризуется динамичностью, высокой интенсивностью труда, возрастанием объема информации, что предъявляет высокие требования к студентам, в том числе и к состоянию их здоровья [10; 5].

Ведя здоровый образ жизни, защищают свой организм от неблагоприятной окружающей среды. Достаточная двигательная активность, закаливание; рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, отказ от вредных привычек -элементарные включающиеся здорового образа жизни индивида [4].

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде - это сложный системный процесс, он охватывает различные компоненты образа жизни современного человека и включает основные сферы и направления жизнедеятельности [3].

Здоровье молодых людей изучены во многих исследованиях, но механизмы формирования здорового образа жизни и факторы, влияющие на них, изучались гораздо реже. Исследователи приводят данные об отношении к физической красоте, конституции тела, старение, тревожность, эйджизм и пол. Результаты этих исследований показывают связь между компонентами объективированного сознания тела (наблюдения, стыда и

контроля), стеснение конституции тела, возрастную тревожность (страх старение, психологических проблем, физического облика, и страх потерь), эйджизма и пола [6,11,13]. Остаются актуальными образовательные усилия, направленные снижение тревоги, культурное, психическое и физическое воспитание по отношению к тревоге старения и эйджизма [7; 12].

Улучшение качества образования и укрепление здоровья молодых людей требует комплексных мероприятий со стороны системы образования средних школ и колледжей в особом подходе к санитарно-просветительской работе, пропаганде и формированию здорового образа жизни как индивидуально, так и в сообществе учащихся, возможности участия самого учащегося в поддержании собственного здоровья и профилактике ряда заболеваний, переутомления и преждевременного старения организма [8,9].

Молодежь удовлетворена своим здоровьем и готова вести здоровый образ жизни. Молодежь смотрит на жизнь с оптимизмом. Ценность здоровья выделяется как одна из наиболее значимых. Но при этом общей культуры введения здорового образа жизни в сознании молодых людей еще не сформирована [3].

Цель исследования - изучения социальных и личностных аспектов молодых людей раннего юношеского периода, анализ факторов и условий, влияющие на формирование здорового образа жизни учащихся средних школ и колледжей.

Материалы и методы исследования

Участники исследования отбирались из числа учащихся школ и колледжей города Семей случайным методом. Проведено

исследование приверженности здоровому образу жизни молодых людей раннего юношеского периода, на основе изучения уровня тревожности, субъективных данных состояния здоровья, путем анкетирования и интервью. Общее количество респондентов - 563.

Каждому участнику были подробно изложены цель и детали исследования, а также роль участников исследования. До начала анкетирования от всех участников получено информационное согласие. Исследование проводилось с января месяца по март месяц 2016 г.

В исследование случайным методом отобраны учащиеся 5 школ и 4-х колледжей города Семей. Всего в анкетировании приняли участие 576 респондентов, 4 человека отказались от анкетирования, 9 анкет заполнены не верно. В окончательный анализ включено - 563 анкеты.

Каждому участнику были представлены опросники: «Отношение к здоровью», «Субъективная оценка образа жизни и соматического здоровья» и 16 дополнительных вопросов с вариантами ответов на казахском и русском языках.

Анкетирование

Каждый участник исследования ответил на вопросы анкеты. В данной анкете рассматриваются следующие факторы: характеристика участников исследования по полу, возрасту, условиям проживания, источники и уровень питания, перенесенные заболевания, отношение к здоровому образу жизни, отношение к спорту, вредные привычки, ежегодный контроль здоровья, ежедневная утренняя гимнастика, полезные двигательные оздоравливающие активности, режим труда и отдыха, санаторно-курортный и оздоровительный отдых, психологический дискомфорт в школе или колледже, необходимость психологической и социальной помощи, изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами, стрессовые сотресения за последний год.

Статистический анализ данных

Количественные переменные представлены в виде средней и стандартного отклонения Качественные переменные представлены в виде абсолютного числа и долевого процента. Для определения медицинских и социальных

факторов, влияющих на отношение к здоровому образу жизни, применены t-тест и критерий Манну-Уитни, вероятность распределения определялось при помощи x2 -Пирсона. Статистическая значимость в нашем исследовании принята за р<0,05. Статистический анализ проводились с использованием SPSS версии 20 для Windows (Licensed version -SPSS Semey State Medical University, Kazakhstan).

Результаты исследования

Характеристика выборки

Из 563 респондентов 2б6 (47,2 %) учащиеся средних школ и 266 (47,2 %) колледжей. По полу 320 (56,8 %) мужчины и 243 (43,2 %) женщины. Средний возраст участников составил 16,42 (SD=0,981) лет с интервалом от 15 до 19 лет.

Большая часть участников проживает с родителями, в школах 265 (99,6 %) и 190 (64 %) в колледжах, самостоятельно отдельно от родителей проживают учащиеся колледжей 107 (36 %).

Домашнее питание используют в школах 219 (82,3 %) против 260 (87,5 %) в колледжах, при этом удовлетворенность качеством пищи отмечают только 133 (50 %) школьников и 189 (63,6 %) учащихся колледжей. Чуть менее половины учащихся отмечают перенесенные серьезные заболевания 113 (42,5 %) в средних школах и 102 (34,3 %) в колледжах (таблица 1).

Учащиеся средних школ 80 (30,1 %) соблюдают здоровый образ жизни, а в колледжах 132 (44,4 %), регулярно занимаются спортом 212 (79,7 %) против 238 (80,1 %) (рис.1), вредные привычки больше распространены в колледжах: курение - 2,4 %, спиртные напитки - 5,4 %, наркотики - 1,7 %. (рис.2).

При определении вероятности распределения признаков по x2 - Пирсона среди учащихся средних школ и колледжей, статистический значимые различия определены по полу, условиям проживания, качеству питания, отношению к здоровому образу жизни и наличию вредных привычек. Как оказалось, значимых отличий нет по следующим признакам: домашнее питание или иные источники (р=0,083), банальные или серьезные перенесенные заболевания (p=0,56), занятие спортом регулярно или не занимаются (p= 0,083) (таблица 1).

Таблица 1.

Распределение признаков и переменных среди учащихся средних школ и колледжей.

Признаки переменные школы n - 266 (47,2 %) колледжи n - 297 (52,7 %) X 2

Пол муж жен 125 (47 %) 141 (53 %) 194 (65,3 %) 103 (34,7 %) p < 0,001

Возраст 16,2 (SD=0,698) 16,6 (SD=1,146)

Проживание с родителями отдельно 265 (99,6 %) 1 (0,4 %) 190 (64 %) 107 (36 %) p < 0,001

Источники питания домашнее другие источники 219 (82,3 %) 47 (17,7 %) 260 (87,5 %) 37 (12,5 %) p = 0,083

Качество питания удовлетворен не удовлетворен 133 (50 %) 133 (50 %) 189 (63,6 %) 108 (36,4 %) p < 0,001

Перенесенные заболевания банальные серьезные 153 (57,5 %) 113 (42,5 %) 195 (65,7 %) 102 (34,3 %) p = 0,56

Отношение к ЗОЖ соблюдают не соблюдают 80 (30,1 %) 186 (69,9 %) 132 (44,4 %) 165 (55,6 %) p < 0,001

Отношение к спорту регулярно не занимаются 212 (79,7 %) 54 (20,3 %) 238 (80,1 %) 59 19,9 %) p= 0,083

Вредные привычки курение спиртные напитки наркотики 4 (1,5 %) 1 (0,4 %) 0 (0 %) 7 (2,4 %) 16 (5,4 %) 5 (1,7 %) p=0,031

Рисунок 1 - Отношение к здоровому образу жизни и спорту.

5,4 %

Школы Колледжи

курение алкоголь наркотики

Рисунок 2 - Вредные привычки.

6

5

4

3

2

1

0

Отношение к здоровому образу жизни

На следующем этапе нами проведенно исследование субъективной оценки образа жизни и соматического здоровья. Значимые различия найдены между учащимися средних школ и колледжей по следующим

переменным: «ежедневная утренняя гимнастика» (р <0,001) и «изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами» (p=0,005). По остальным признакам статистический значимых отличий не найденно (таблица 2).

Таблица 2.

Образ жизни учащихся средних школ и колледжей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переменные Школы Колледжи Х 2

Ежегодный контроль здоровья да нет 180 86 214 83 р = 0,257

Ежедневная утренняя гимнастика да нет 83 183 142 155 р < 0,001

Полезные двигательные оздоравливающие активности да нет 223 43 235 62 р = 0,152

Достаточный уровень питания, рациональный режим труда и отдыха да нет 213 53 252 45 р = 0,136

Санаторно-курортный и оздоровительный отдыха да нет 153 113 181 116 р = 0,409

Психологический дискомфорт в школе или колледже да нет 61 205 59 238 р = 0,152

Необходимость психологической и социальной помощи да нет 27 239 43 254 р = 0,12

Изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами да нет 201 65 192 105 р = 0,005

Стрессовые сотресения за последний год да нет 64 202 61 236 р = 0,316

Для измерения приверженности здоровому образу жизни учащихся школ и колледжей в сравнении можно определив характер образа жизни по стандартизированной анкете, где результат интерпретируется по следующим уровням: «Высокая» = 88-60 очков, «Хорошая» = 59-50 очков, «Удовлетворительная» = 49-35

очков, «Низкая» = 30 очков и меньше. Таким образом, при сравнении учащихся школ и колледжей опосредованное сравнение средних в двух группах показало статистическое отличие только по уровню «Хорошая» приверженность (Р <0,001), а по остальным уровням отличий нет (рисунок 2).

Высокая Хорошая Удовлетворительная Низкая

■ школы ■ колледжи

Рисунок 3 - Уровень приверженности здоровому образу жизни.

При совокупном сравнении средних значимые отличия между исследуемыми значений определены статистический группами (Р <0,001) (таблица 3).

Приверженность здоровому образу жизни учащихся школ и колледжей

Таблица 3.

Приверженность здоровом образу жизни Средние значения t - test

школы колледжи

Высокая (60-88) 71,47 (81,58%) 71,12 (68,01%) р = 0,635

Хорошая (50-59) 56,2 (15,41%) 53,70 (21,21%) р < 0,001

Удовлетворительная (35-49) 44,38 (3,01%) 44,73 (10,1%) р = 0,805

Низкая (30 и ниже) - 28,50 (0,67%) -

Средние значения 68,30 (SD=9,76) 64,47 (SD=11,98) р < 0,001

На заключительном этапе исследования мы включили все выше перечисленные факторы в комплексный анализ для сравнения средних с использованием t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Всего в анализ включено 20 факторов, которые могут играть роль в формировании приверженности к здоровому образу жизни.

В итоге, среди двух сравниваемых групп учащихся средних школ - 266, колледжей -297, определены отличия среди учащихся средних школ и колледжей по признакам: пол, условия проживания, качество питания, отношение здоровому образу жизни, вредные привычки, ежедневная утренняя гимнастика, изменения в своей жизни по сравнению с прошлыми годами (таблица 3).

Таблица 4.

Субъективная оценка образа жизни.

Признаки переменные t-test p - value

Место обучения школа колледж 68.3 64.4 р < 0,001

Пол муж жен 66,41 66,11 р = 0,79

Заболевания банальные простудные серьезные заболевания 65,91 66,89 р = 0,311

Отношение к ЗОЖ соблюдают не соблюдают 67,84 65,34 р = 0,01

Курение курит не курит 60,61 66,47 р = 0,028

Спирт напитки употребляет не употребляет 64,71 66,33 р =0,554

Наркотики да нет 54,4 66,39 р = 0,017

Занятие спортом регулярно не занимаются 67,6 61,04 р < 0,001

Источники питания домашнее иные источники 66,54 64,82 р = 0,193

Качество питания удовлетворительное не удовлетворительное 66,77 65,63 р = 0,23

Ежегодный контроль здоровья да нет 67,25 64,03 р = 0,002

Утренняя гимнастика да нет 67,49 65,48 р = 0,35

Физическая активность да нет 67,52 60,9 р < 0,001

Режим труда и питания да нет 67,25 61,7 р < 0,001

Санаторно-курортный оздоровительный отдых да нет 67,21 64,93 р = 0,17

Психологический дискомфорт да нет 66,34 66,27 р = 0,948

Нужда психологической соц. помощи да нет 63,33 66,7 р = 0,018

Изменения в жизни да нет 66,86 64,95 р = 0,061

Стрессовые ситуации за год да нет 64,81 66,7 р = 0,94

Обсуждение результатов

Как известно, отношение к здоровому образу жизни напрямую зависит от состояния самосознания, коммуникаций в социуме, психологического и социального статуса, свободы деятельности и выбора, от стрессов и чрезмерной озабоченности,

организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию,

социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, психотипа и адекватности коммуникаций и взаимоотношений. В наше исследование включены такие факторы, как место обучения, пол, возраст, отношение к спорту и приверженность к здоровому образу жизни, источники питания и качество пищи, перенесенные заболевания и вредные

привычки, физическая активность и психологический дискомфорт, режим труда и отдыха, и т.д.

При оценке влияния социальных и психологических факторов на отношение к здоровому образу жизни совокупное включение всех учащихся раннего юношеского периода по городу Семей (563 респондента), определенно влияние следующих факторов: место обучения, отношение к ЗОЖ, курение, наркотики, занятие спортом, ежегодный контроль здоровья, физическая активность, режим труда и питания, нужда психологической социальной помощи.

Интерпретируя полученные показатели в двух группах среди учащихся средних школ и учащихся колледжей, мы пришли к следующим выводам.

Выводы

Проведённое социологическое

исследование выявило хорошую степень информированности учащихся средних школ и студентов колледжей о факторах здорового образа жизни, но низкую вовлеченность в здоровый образ жизни. Это свидетельствует о недостаточно сознательном отношении студентов к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни, низкий уровень ответственности за собственное здоровье.

Результаты проведённого исследования будут использованы для определения слабых сторон в воспитательной и профилактической работе школ и колледжей по формированию здорового образа жизни и определения приоритетов в её организации.

Значительная часть студенческой аудитории нуждается в продолжении работы по санитарному просвещению в целях создания и укрепления мотивации к здоровому образу жизни.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы в равной степени принимали участие в разработке концепции статьи и написании рукописи.

Конфликт интересов отсутствует.

Литература:

1. ВОЗ. Здоровье подростков. 2015. [Электронный ресурс]. URL: www.who.int. (дата обращения: 25.03.2016).

2. ВОЗ. Здоровье и права человека. 2016. [Электронный ресурс]. URL: www.who.int. (дата обращения: 12.03.2016).

3. Макскатова А.Т. Обучение искусству и культуре здоровой жизни в программе переподготовки специалистов // Здоровье сберегающее образование. 2008. № 1. C. 27.

4. Хало П. Психоэкология человека/ монография. Часть I, 2011. С. 208.

5. Яшкевич И. Пространство междисциплинарной методологии в исследовании человека: этические измерения и принципы // Пространство и Время. 2011. №2. C. 59.

6. Bodner E. On the origins of ageism among older and younger adults // International psychogeriatrics / IPA. 2009. № 6 (21). C. 10031014.

7. Gendron T.L., Lydecker J. The Thin-Youth Ideal: Should We Talk About Aging Anxiety in Relation to Body Image? // International journal of aging & human development. 2016. № 4 (82). C. 255-270.

8. Hunt S., Wisocki P., Yanko J. Worry and use of coping strategies among older and younger adults // Journal of Anxiety Disorders. 2003. № 5 (17). C. 547-560.

9. Karlin B.E., Duffy M., Gleaves D.H. Patterns and predictors of mental health service use and mental illness among older and younger adults in the United States. // Psychological Services. 2008. № 3 (5). C. 275-294.

10. Killackey E, Allott K, Woodhead G, Connor S., Dragon S., Ring, J. Individual placement and support, supported education in young people with mental illness: an exploratory feasibility study. // Early intervention in psychiatry. 2007. Vol. 1, issue 4.

11. McConatha J., Schnell F., Volkwein K., Riley L., Leach E. Attitudes toward aging: a comparative analysis of young adults from the United States and Germany. // International journal of aging & human development. 2003. № 3 (57). C. 203-215.

12. Moore G.F., Littlecott H, Fletcher A., Hewitt G., Murphy S. Variations in schools' commitment to health and implementation of health improvement activities: a cross-sectional study of secondary schools in Wales. // BMC public health. 2016. № 1 (16). C. 138.

13. Noser A., Zeigler-Hill V. Investing in the

ideal: does objectified body consciousness mediate the association between appearance contingent self-worth and appearance self-esteem in women? // Body image. 2014. № 2 (11). C. 119-125.

References:

1. VOZ. Zdorov'e podrostkov [World Health Organization. Health of adolescents]. 2015. Available at www.who.int. (accessed: 25.03.2016).

2. VOZ. Zdorov'e podrostkov [World Health Organization. Health and Human Rights]. 2016. Available at www.who.int. (accessed: 12.03.2016).

3. Makskatova A.T. Obuchenie iskusstvu i kul'ture zdorovoi zhizni v programme perepodgotovki spetsialistov [Learning the art and culture of a healthy life in the program of retraining of specialists]. Zdorov'e sberegayushchee obrazovanie [Health-saving education]. 2008, 1. 27p.

4. Khalo P. Psikhoekologiya cheloveka. [Psycho-ecology of man]. Monograph. part I, 2011, C. 208.

5. Yashkevich I. Prostranstvo mezhdistsiplinarnoi metodologii v issledovanii cheloveka: eticheskie izmereniya i printsipy [A space interdisciplinary methodology in research of human: ethical measurements and principles]. Prostranstvo i Vremya. [Space and Time]. 2011, 2, pp. 59.

6. Bodner E. On the origins of ageism among older and younger adults. International psychogeriatrics / IPA. 2009, № 6 (21). pp. 10031014.

7. Gendron T.L., Lydecker J. The Thin-Youth

Ideal: Should We Talk About Aging Anxiety in Relation to Body Image? International journal of aging & human development. 2016, № 4 (82). pp. 255-270.

8. Hunt S., Wisocki P., Yanko J. Worry and use of coping strategies among older and younger adults. Journal of Anxiety Disorders. 2003, № 5 (17). pp. 547-560.

9. Karlin B.E., Duffy M., Gleaves D.H. Patterns and predictors of mental health service use and mental illness among older and younger adults in the United States. Psychological Services. 2008, № 3 (5), pp. 275-294.

10. Killackey E., Allott K., Woodhead G., Connor S., Dragon S., Ring, J. Individual placement and support, supported education in young people with mental illness: an exploratory feasibility study. Early intervention in psychiatry. 2007, Vol. 1, issue 4.

11. McConatha J., Schnell F., Volkwein K., Riley L., Leach E. Attitudes toward aging: a comparative analysis of young adults from the United States and Germany. International journal of aging & human development. 2003, 3 (57). pp. 203-215.

12. Moore G.F., Littlecott H., Fletcher A., Hewitt G., Murphy S. Variations in schools' commitment to health and implementation of health improvement activities: a cross-sectional study of secondary schools in Wales. BMC public health. 2016, № 1 (16). pp. 138.

13. Noser A., Zeigler-Hill V. Investing in the ideal: does objectified body consciousness mediate the association between appearance contingent self-worth and appearance self-esteem in women? Body image. 2014, № 2 (11). pp. 119-125.

Контактная информация:

Танжарык Акбота Кайраткызы. - магистрант по специальности «Общественное здравоохранение» Государственного медицинского университета города Семей. Почтовый адрес: Восточно-Казахстанская область, 071400, г. Семей, ул. Абая, 103 E-mail: bota.kairat@mail.ru Телефон: 87756633446

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.