Научная статья на тему 'Приверженность граждан при осуществлении записи к врачу в условиях информатизации здравоохранения'

Приверженность граждан при осуществлении записи к врачу в условиях информатизации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
запись на прием к врачу / канал записи / дистанционная запись / медицинские организации / информатизация здравоохранения / Единая медицинская инфор-мационно-аналитическая система / doctor’s appointment / recording channel / remote recording / medical organizations / healthcare informatization / Unified Medical Information and Analytical System

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эльбек Юлия Викторовна, Нефедов Роман Дмитриевич

Запись на прием к врачу в режиме онлайн заслуженно входит в число наиболее востребованных в сегодняшних условиях дистанционных сервисов. Мониторинг качества записи на прием к врачу и выявление проблем, возникших у медицинских организаций в этой связи, – приоритетные задачи, стоящие перед Минздравом России в контексте информатизации здравоохранения. К 2024 г. доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно, должна составлять 63%. В статье представлены результаты исследования о достигнутых значениях данного показателя в московских поликлиниках, а также проанализированы предпочтения граждан при осуществлении записи на прием к врачу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эльбек Юлия Викторовна, Нефедов Роман Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Commitment of citizens when making an appointment with a doctor in the conditions of health informatization

Making an appointment with a doctor online is deservedly among the most popular remote services in today’s conditions. Monitoring the quality of an appointment with a doctor and identifying problems encountered by medical organizations in this regard is a priority task facing the Ministry of Health of Russia in the context of health informatization. By 2024, the share of doctor’s appointments made remotely should be 63%. The article presents the results of a study on the achieved values of this indicator in Moscow polyclinics, and also analyzes the preferences of citizens when making an appointment with a doctor.

Текст научной работы на тему «Приверженность граждан при осуществлении записи к врачу в условиях информатизации здравоохранения»

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Приверженность граждан при осуществлении записи к врачу в условиях информатизации здравоохранения

Эльбек Ю.В.1, 1 Государственное бюджетное учреждение города Мос-

Нефедов Р.Д.2 квы «Научно-исследовательский институт организа-

ции здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 115088, г. Москва, Российская Федерация 2 Акционерное общество «Научно-производственная компания Медиана-фильтр», 105318, г. Москва, Российская Федерация

Запись на прием к врачу в режиме онлайн заслуженно входит в число наиболее востребованных в сегодняшних условиях дистанционных сервисов. Мониторинг качества записи на прием к врачу и выявление проблем, возникших у медицинских организаций в этой связи, - приоритетные задачи, стоящие перед Минздравом России в контексте информатизации здравоохранения. К 2024 г. доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно, должна составлять 63%. В статье представлены результаты исследования о достигнутых значениях данного показателя в московских поликлиниках, а также проанализированы предпочтения граждан при осуществлении записи на прием к врачу.

Ключевые слова:

запись на прием к врачу; канал записи; дистанционная запись; медицинские организации; информатизация здравоохранения; Единая медицинская инфор-мационно-аналитическая система

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Разработка концепции, формирование идеи, формулировка ключевых целей и задач, сбор и обработка материала, написание и редактирование текста - Эльбек Ю.В.; подготовка статистических данных для анализа и интерпретации - Нефедов Р.Д.

Для цитирования: Эльбек Ю.В., Нефедов Р.Д. Приверженность граждан при осуществлении записи к врачу в условиях информатизации здравоохранения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 2. С. 146-153. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-146-153 Статья поступила в редакцию 24.01.2022. Принята в печать 12.05.2022.

Commitment of citizens when making an appointment with a doctor in the conditions of health informatization

Elbek Yu.V.1, 1 The Research Institute of Health Care organization and

Nefyodov R.D.2 Medical Management of the Moscow Health Care Department, 115184, Moscow, Russian Federation 2 Scientific and Production Company Median-Filter, 105318, Moscow, Russian Federation

Making an appointment with a doctor online is deservedly among the most popular remote services in today's conditions. Monitoring the quality of an appointment with a doctor and identifying problems encountered by medical organizations in this regard is a priority task facing the Ministry of Health of Russia in the context of health informatization. By 2024, the share of doctor's appointments made remotely should be 63%. The article presents the results of a study on the achieved values of this indicator in Moscow polyclinics, and also analyzes the preferences of citizens when making an appointment with a doctor.

Keywords:

doctor's appointment; recording channel; remote recording; medical organizations; healthcare informatization; Unified Medical Information and Analytical System

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

Contribution. Development of the concept, formation of the idea, formulation of key goals and objectives, collection and processing of material, writing and editing the text - Elbek Yu.V.; preparation of statistical data for analysis and interpretation - Nefyodov R.D.

For citation: Elbek Yu.V., Nefyodov R.D. Commitment of citizens when making an appointment with a doctor in the conditions of health informatization. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (2): 146-53. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2022-8-2-146-153 (in Russian) Received 24.01.2022. Accepted 12.05.2022.

Внедрение информационных цифровых технологий является одним из приоритетов развития сферы здравоохранения во всем мире. В Российской Федерации в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуется федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Один из его показателей - доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно. Организация дистанционной записи паци-

ентов является наиболее массовым, социально ориентированным медицинским сервисом, развитие которого занимает важное место среди многочисленных направлений информатизации здравоохранения [1].

Развитие цифровой медицины осуществляется при активном участии государства. Москва не первый год предпринимает целенаправленные действия по созданию единого цифрового контура городского здравоохранения [2], благодаря чему была создана уникальная Единая информационно-аналитическая система города Москвы (ЕМИАС)1.

1 Постановление Правительства Москвы от 20.01.2015 № 16-ПП «Об автоматизированной информационной

системе города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы"».

Доля дистанционных записей,%

70

60

50

40

30

20

10

0

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Количество записей, сделанных дистанционно

ЕМИАС создавалась с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, а также повышения эффективности управления системой столичного здравоохранения. Главная задача системы заключается в создании комфортных условий при получении бесплатной медицинской помощи и повышении ее доступности, а также предполагает освобождение врачей от бумажной работы. При разработке ЕМИАС акцент был сделан на достижение удобства работы с ней конечными пользователями [3, 4].

ЕМИАС позволяет управленческому персоналу получать актуальную информацию о загруженности поликлиник, а гражданам выбрать нужного специалиста, записаться к нему на прием или отменить запись в онлайн-режиме.

Мониторинг качества записи на прием к врачу - одна из приоритетных задач, стоящих перед Министерством здравоохранения Российской Федерации в условиях создания цифрового контура здравоохранения. К 2024 г. доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно, в соответствии с распоряжением Правитель-

ства Российской Федерации, должна составлять 63%2. Насколько региональные показатели соответствуют федеральному уровню и попытались выяснить авторы в данной статье.

Цель исследования - проанализировать данные о количестве и способах записи на прием к врачу для поддержки управленческих решений по обеспечению доступности первичной медицинской помощи в медицинских организациях (МО) государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающих взрослому населению первичную медико-санитарную помощь (ПМСП).

Материал и методы

Исследование проведено на основе данных по 9 МО государственной системы здравоохранения г. Москвы, оказывающих взрослому населению ПМСП, в зону обслуживания которых входит ~20% взрослого населения Москвы. Выбранные МО представляют разные административные округа Москвы и имеют схожие характеристики по численности и структуре половозрастных групп прикрепленного к ним населения, а также по объему финансирования. В качестве источника данных использовались данные ЕМИАС за 2019-2022 гг.

Результаты

Доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно

Для каждой из выбранных 9 МО было рассчитано суммарное количество записей на прием к врачу на основании данных отчета ЕМИАС «Динамика записей» за 2019-2021 гг. и январь-март 2022 г., а затем рассчитана доля записей, произведенных дистанционно, в общем количестве записей за отчетный период. Количество записей на прием к врачу, сделанных дистанционно, имеет четко выраженную тенденцию роста. По итогам 2019 г. удаленными каналами записи воспользовались 24% граждан, а за январь-март 2022 г. - уже 62% (см. рисунок).

2 Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 № 3980-р; http://government.ru/docs/all/138589.

Таблица 1. Распределение каналов записи пациентов по группам

Каналы записи пациентов

традиционные удаленные 1 неизвестные

Инфомат (старый) Приложение ЕМИАС.Инфо КПИ.<продукт не определен>

КПИ.Регистратура Портал ЕМИАС.Инфо (emias.info) Не определено

КПИ.Врач (новый) Портал МПГУ (mos.ru)

КПИ.ЦТО Мобильное приложение МПГУ

СУПП.Регистратура Портал «Госуслуги» (www.gosuslugi.ru)

КПИ.АПЦ.Врач.Дежурный.2 Портал ЕМИАС г. Москвы (emias.mos.ru)

СУПД2 Портал Медиахост (medihost.ru)

Медицинский пост Портал Здоровье@mail.ru (health.mail.ru)

Сотрудник ЦТО (Служба записи) Портал ДЗМ (mosgorzdrav.ru)

КПИ.АПЦ.МС.Процедурная Чат-навигатор

КПИ.АПЦ.Врач.УЗИ Яндекс (по запросу «запись к врачу»)

КПИ.АПЦ.МС.ФД Портал MedAboutMe (medaboutme.ru)

ТПГУ Мобильное приложение MPGU

СУПП.Врач Портал Здоров онлайн (zdorov.online)

КПИ.АПЦ.Врач.Онколог Портал Emias.Info

Единый медицинский портал

(samozapis-moskva.emportal.ru)

Видаль

Мамазнай

Мобильное приложение

Вита портал

Приложение ЕМИАС г. Москвы

| ATSIN

Мобильное приложение zdorovie.ru

Если рассматривать полученные значения этого показателя с точки зрения целевого федерального показателя, который в 2022 г. должен составлять 48%, можно отметить, что в выбранных поликлиниках он достигнут уже по итогам 2021 г. Как видно из рисунка, доля дистанционных записей в 2021 г. составила 55,8%.

Мониторинг данных ЕМИАС о качестве дистанционной записи к врачу очень важен для своевременного принятия управленческих решений, поскольку такая информация позволяет регулировать потоки пациентов и нагрузку врачей, что повышает доступность медицинской помощи и удовлетворенность граждан качеством организации ее оказания.

Предпочтения граждан при записи на прием к врачу

Предоставление услуги предварительной записи в электронном виде на прием к врачам тех специальностей, к которым разрешена самостоятельная запись на прием, диагностические исследования и лечебные процедуры (далее - запись на прием к врачу) регламентировано приказом Департамента здравоохранения г. Москвы3. В соответствии с п. 1.7 данного приказа пациент может записаться на прием путем очного или телефонного обращения в регистратуру в часы ее работы либо с использованием мобильных приложений и интернет-ресурсов.

3 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 25.05.2015 № 413.

Таблица 2. Количество записей и удельный вес каналов записи (КЗ) по группам

га 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.*

с П записи удельн ый вес, % записи удельный вес, % записи удельный вес, % записи удельный вес

ГС тЧ 7 518 884 63,39 4 380 967 59,23 5 515 811 44,19 1 109 035 38,09

ГС сч 2 867 818 24,18 3 012 383 40,72 6 966 418 55,81 1 801258 61,86

ГС оЪ 1 475 005 12,44 3768 0,05 537 0,00 1396 0,05

Всего 11 861 707 100,00 7 397 118 100,00 12 482 766 100,00 2 911 689 100,00

* - данные за январь-март 2022 г.

На момент проведения исследования существовало 40 каналов записи (КЗ; табл. 1). В рамках исследования мы объединили все КЗ в 3 группы:

■ 1-я группа - традиционные КЗ, которые требуют от гражданина очного (телефонного) обращения в МО;

■ 2-я группа - удаленные КЗ (интернет-ресурсы и мобильные приложения);

■ 3-я группа неизвестные - КЗ, не определенные ЕМИАС.

Как следует из табл. 1, к 1-й группе отнесены 15 КЗ, ко 2-й - 23 и в 3-ю группу попали те каналы, которые ЕМИАС не определяет.

Чтобы проанализировать предпочтения граждан при использовании ими услуги предварительной записи на прием к врачу, для каждой из выбранных 9 МО было рассчитано суммарное количество записей по всем каналам в разрезе групп, а затем рассчитан удельный вес каждой группы в общем количестве записей за отчетный период. Данные представлены в табл. 2.

Как следует из табл. 2, в 2019-2020 гг. превалировали традиционные КЗ, требующие личного или телефонного обращения в МО. При обращении в МО пациенты записывались к врачу в основном через 2 канала: инфомат и регистратуру. В 2021 г. вектор предпочтений сместился в сторону дистанционных способов записи к врачам, популярность которых ежегодно растет. Доля записей по неизвестным каналам с 12% по итогам 2019 г. к 2022 г. свелась к нулю, благодаря постоянной модернизации ЕМИАС.

В ходе реализации проекта по созданию ЕМИАС онлайн-запись к врачу стала самым востребованным общедоступным сервисом, а с появлением специальных мобильных приложений многим гражданам стало удобнее выбирать время и день визита к врачу с помощью мобильных устройств. Несмотря на большое количество созданных каналов удаленной записи (23), чаще всего пациенты поликлиник пользуются мобильным приложением «ЕМИАС.ИНФО», порталами МПГУ (mos.ru) и «ЕМИАС.ИНФО».

Таблица 3. Предпочтения по каналам записи к врачу в разрезе половозрастных групп населения за 2019 г.

Показатель Половозрастная группа

Ж 55+ 1 Ж до 55 1 М 60+ 1 М до 60

Удельный вес количества записей по 1-й группе, % 64,6 32,0 65,9 43,3

Удельный вес количества записей по 2-й группе, % 27,1 II 63,4 || 25,1 50,9

Удельный вес количества записей по 3-й группе, % 8,0 4,4 8,7 5,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Здесь и в табл. 4: Ж 55+ - женщины старше 55 лет; Ж до 55 - женщины до 55 лет; М 60+ - мужчины старше 60 лет; М до 60 -мужчины до 60 лет.

Однако следует отметить, что даже несмотря на некоторое снижение удельного веса, традиционные каналы записи пользуются большим спросом и их доля в общем количестве произведенных записей на сегодняшний день составляет ~40%. Ранее проведенное специалистами ГБУ НИИОЗММ ДЗМ исследование на базе данных 2019 г. показало, что традиционные способы записи выбирают люди старше трудоспособного возраста.

Предпочтения граждан при записи на прием к врачу в разрезе половозрастных групп населения на базе данных 2019 г.

В рамках изучения причин несостоявшихся приемов специалистами ГБУ НИИОЗММ ДЗМ было проведено исследование на базе данных 2019 г. в выбранных МО по трем направлениям: анализ структуры и причин несостоявшихся приемов по врачебным специальностям, по половозрастным группам (ПВГ) пациентов и видам использованных каналов записи [5]. Результаты о предпочтении граждан при осуществлении записи на прием в разрезе ПВГ приведены в табл. 3.

Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что граждане старшего возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше

60 лет) предпочитают осуществлять запись на прием врача непосредственно в МО, путем общения с сотрудниками МО, а более молодое поколение чаще использует удаленные КЗ. Это связано с тем, что в большинстве своем пожилые люди либо не умеют пользоваться современными устройствами и современными информационными технологиями, либо не делают это по принципиальным соображениям, либо не имеют достаточных средств для их приобретения и обслуживания.

Актуальные данные за февраль 2022 г. свидетельствуют о том, что доля граждан старшего возраста, воспользовавшихся удаленными КЗ, выросла почти в 2 раза по сравнению с результатами 2019 г. и составила 65% среди женщин старше 55 лет и 52% среди мужчин старше 60 лет, в то время как аналогичный показатель у женщины до 55 лет и мужчин до 60 лет увеличился на 20% (табл. 4).

Обсуждение

Результаты исследования показали, что доля записей на прием к врачу, совершенных дистанционно, в выбранных поликлиниках в 2021 г. составила 55,8% при запланированном федеральном показателе 48% к 2022 г.

Таблица 4. Предпочтения по каналам записи к врачу в разрезе половозрастных групп населения за февраль 2022 г.

Показатель | Половозрастная группа |

Ж 55+ 1 Ж до 55 1 М 60+ 1 М до 60 1

Удельный вес количества записей по 1-й группе, % 45,95 18,44 51,98 30,1

Удельный вес количества записей по 2-й группе, % 54,05 81,56 48,02 69,9

Удельный вес количества записей по 3-й группе, % 0,0 0,0 0,0 0,0

При осуществлении предварительной записи к врачу в 2019-2020 гг. >50% всех записей приходилось на традиционные КЗ, требующие личного или телефонного обращения в МО. В 2021 г. в силу набирающих все большую популярность дистанционных способов записи к врачам вектор предпочтений сместился в их сторону. За январь-март 2022 г. доля онлайн-записей составила 62%, но традиционные способы по-прежнему актуальны. Как показало исследование, граждане старшего возраста предпочитают осуществлять запись на прием врача непосредственно в МО, используя преимущественно инфомат и регистратуру. На их долю, несмотря на 2-кратное увеличение по сравнению с 2019 г. на сегодняшний день приходится ~50% записавшихся традиционным способом.

О необходимости доступности альтернативных способов обращения за медицинской помощью говорится и в работе М.А. Рубеса и Е.А. Горловой [6], которые, проведя исследование на территории Краснодарского края, пришли к следующему выводу: несмотря на популярность мобильных приложений и интернет-ресурсов остается прослойка населения, которым такая система записи не подходит в силу возраста.

О важности данных системы ЕМИАС для управления доступностью медицинской помощью в первичном звене г. Москвы говорится в статье В.О. Щепина [7], а также в других исследованиях с участием авторов [8, 9].

Заключение

Развитие и совершенствование информационных технологий в рамках постоянно продолжающейся работы по созданию единого цифрового контура городского здравоохранения и в первую очередь системы ЕМИАС очень важно для управленческого звена московских поликлиник, поскольку дистанционная запись позволяет регулировать потоки пациентов за счет разделения их по времени приема, что повышает доступность медицинской помощи и удовлетворенность граждан качеством организации ее оказания. Поэтому МО целесообразно разработать программу мероприятий по повышению пользовательской активности удаленными КЗ, в первую очередь ориентируясь на работу с гражданами старше трудоспособного возраста.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Эльбек Юлия Викторовна (Yulia V. Elbek) - научный сотрудник ГБУ НИОЗММ ДЗМ, Москва, Российская Федерация E-mail: ELbekYVl@zdrav.mos.ru http://orcid.org/0000-0001-8397-8327

Нефедов Роман Дмитриевич (Roman D. Nefyodov) - инженер-исследователь подразделения Аква-лаб АО «Научно-производственная компания Медиана-фильтр», Москва, Российская Федерация E-mail: romario96@bk.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Леванов В.М., Горелик С.Г., Богат С.В. Внедрение системы дистанционной записи пациентов на консультационный прием в областную консультативную поликлинику как средство оптимизации медицинских технологий // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 10. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=8054 (дата обращения: 04.04.2022)

2. Хрипун А.И. Приветственное слово // Московская медицина. 2020. № 4 (38). С. 1.

3. Шевелева О. ЕМИАС - здравоохранение будущего. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/emias-zdravoohranenie-budusc hego (дата обращения: 01.04.2022)

4. Бударин С.С., Старшинин А.В., Тяжельников А.А. и др. Ценность комплексного подхода к оценке доступности первичной медико-санитарной помощи с учетом общественного мнения и данных ЕМИАС // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. Т. 65, № 5. С. 411-417. DOI: https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-411-417

5. Бударин С.С., Старшинин А.В., Тяжельников А.А. и др. Анализ структуры и причин несостоявшихся приемов граждан, записавшихся к врачу по каналам самозаписи в московских поликлиниках // Вестник Росздравнадзора. 2021. № 2. С. 62-69.

6. Рубес М.А., Горлова Е.А. Разработка и развитие системы ЕМИАС (единая медицинская информационно-аналитическая си-

стема) на территории Краснодарского края. URL: https://cyberleni nka.ru/article/n/razrabotka-i-razvitie-sistemy-emias-edinaya-med itsinskaya-informatsionno-analiticheskaya-sistema-na-territorii-kra snodarskogo-kraya (дата обращения: 24.03.2022)

7. Щепин В.О., Дьячкова А.С. Сроки ожидания амбулаторно-поликлинической помощи как показатель ее доступности // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. Т. 22, № 4. С. 23-26.

8. Бударин С.С., Никонов Е.Л., Эльбек Ю.В. Взаимосвязь мнения врачей и показателей, характеризующих доступность гражданам первичной медико-санитарной помощи в Москве //

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. Т. 28, № S2. С. 1062-1067. DOI: https://doi.org/ 10.32687/0869-866Х-2020-28-32-1062-1067

9. Эльбек Ю.В. Услуга предварительной самостоятельной записи на прием к врачу: предпочтения граждан и риски неявок // Труды Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента : сборник научных трудов. Москва: Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы», 2021. С. 132-136.

REFERENCES

1. Levanov V.M., Gorelik S.G., Bogat S.V. Introduction of a system of remote registration of patients for a consultation appointment in the regional consultative polyclinic as a means of optimizing medical technologies. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; (1): 10. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8054 (date of accesses April 04, 2022) (in Russian).

2. Khripun A.I. Welcome speech. Moskovskaya meditsyna [Moscow Medicine]. 2020; 4 (38): 1.

3. Sheveleva O. EMIAS - healthcare of the future. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/emias-zdravoohranenie-buduschego (date of accesses April 01, 2022) (in Russian)

4. Budarin S.S., Starshinin A.V., Tyazhel'nikov A.A., et al. The value of an integrated approach to assessing the availability of primary health care, taking into account public opinion and EMIAS data. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. 2021; 65 (5): 411-7. DOI: https://doi. org/10.47470/0044-197X-2021-65-5-411-417 (in Russian)

5. Budarin S.S., Starshinin A.V., Tyazhel'nikov A.A., et al. Analysis of the structure and causes of failed appointments of citizens who signed up for a doctor through self-recording channels in Moscow polyclinics. Vestnik Roszravnadzora [Bulletin of Roszravnadzor]. 2021; (2): 62-9. (in Russian)

6. Rubes M.A., Gorlova E.A. Development and development of the EMIAS system (unified medical information and analytical system) in the Krasnodar Territory. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

razrabotka-i-razvitie-sistemy-emias-edinaya-meditsinskaya-informatsi-onno-analiticheskaya-sistema-na-territorii-krasnodarskogo-kraya (date of accesses: March 24, 2022) (in Russian)

7. Shchepin V.O., D'yachkova A.S. Waiting times for outpatient care as an indicator of its availability. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2014; 22 (4): 23-6. (in Russian)

8. Budarin S.S., Nikonov E.L., El'bek Yu.V. The relationship between the opinion of doctors and indicators characterizing the accessibility of primary health care to citizens in Moscow. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. 2020; 28 (S2): 1062-7. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1062-1067 (in Russian)

9. El'bek Yu.V. The service of preliminary self-appointment with a doctor: preferences of citizens and risks of absences. In: Trudy Nauchno-issledovatel'skogo instituta organizatsii zdravookhraneniya i meditsinskogo menedzhmenta: sbornik nauchnykh trudov [Proceedings of the Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management: collection of scientific papers]. Moscow: Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie goroda Moskvy «Nauchno-issledovatel'skiy institut organizatsii zdravoohraneniya i meditsinskogo menedzhmenta Departamenta zdravookhraneniya goroda Moskvy», 2021: 132-6. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.