Научная статья на тему 'Приватность в Интернете и распространение личных данных подростками'

Приватность в Интернете и распространение личных данных подростками Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6481
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
персональные данные / Интернет / приватность / киберзапугивание / Социальные сети / США / подростки

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Турканова В. И.

Интернет и его общедоступность изменили привычные процессы в обществе, появляются новые вопросы, требующие специфического правового регулирования. Распространение персональных данных в Интернете один из наиболее актуальных тем и статья рассказывает о раскрытие личной информации о себе молодыми людьми, как самой активной группы пользователей социальных сетей. В статье рассматриваются киберзапугивание, приватность в Интернете и отношение к ней подростков на примере США, а также возможное регулирования этих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватность в Интернете и распространение личных данных подростками»

УДК 347.115

ПРИВАТНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ ПОДРОСТКАМИ

В.И. ТУРКАНОВА

Государственный университет -Высшая Школа Экономики

e-mail:

veronika.turkanova@gmail.com

Интернет и его общедоступность изменили привычные процессы в обществе, появляются новые вопросы, требующие специфического правового регулирования. Распространение персональных данных в Интернете - один из наиболее актуальных тем и статья рассказывает о раскрытие личной информации о себе - молодыми людьми, как самой активной группы пользователей социальных сетей. В статье рассматриваются киберзапугивание, приватность в Интернете и отношение к ней подростков на примере США, а также возможное регулирования этих вопросов.

Ключевые слова: персональные данные, Интернет, приватность, киберзапугивание, социальные сети, США, подростки.

Общедоступность Интернета и развитие технологий привели к необходимости переосмысления понятия частной жизни и персональных данных. А в связи с большим числом несовершеннолетних пользователей социальных сетей и других онлайн ресурсов -возросла необходимость в разъяснении важности защиты сведений о себе, способов их распространения и дальнейшего использования.

Предоставляя личную информацию в Интернете, молодые люди подвергают себя опасности стать жертвой сексуального эксплуатирования, кибербуллинга1 и другим рискам.

Недостаточное внимание людей, в частности молодёжи, к своим личным данным может быть следствием непонимания путей и целей сбора информации, правовой защиты таких данных и просто отсутствия к ним личного интереса. Однако, стоит признать, что многие всё же озабочены вопросом сохранности сведений о себе, тем не менее продолжают выкладывать их в Интернете. После того, как информация появляется в открытом доступе, она может использоваться в коммерческих и иных целях.

Киберзапугивание. Взгляд из США. Национальный Совет по предотвращению преступности США (National Crime Prevention Council) определяет киберзапугивание как использование Интернета, мобильных телефонов и других устройств с функцией отправки сообщений, изображений с целью нанести оскорбление или поставить в неловкое положение другого человека2.

По статистике, в США жертвами запугивания онлайн становятся более 20% подростков, и примерно столько же людей принимают в нем непосредственное участие3.

Запугивание в реальном мире имеет свои границы, жертва чаще всего точно знает обидчика и может дать отпор, в то время как от онлайн запугивания - нельзя спрятаться дома; сообщения могут приходить анонимно, и обидчик не видит реакцию или степень воздействия на психику жертвы.

Возможности издевательства над личностью приобрели новый масштаб, когда интернет, социальные сети и иные платформы для общения стали общедоступными. Так, выложенная фотография может быть скачена миллионы раз за короткий промежуток времени и собрать сотни комментариев. Но даже после ее удаления - резервная копия фотокарточки скорее всего останется на одном из серверов. Еще сложнее контролировать файлы, уже скаченные пользователями, их хранение и потенциальное распространение в будущем. Фотография из детства с нелицеприятными комментариями не-

1 От американского «cyberbylling», киберзапугвание.

2 http: //www.ncpc.org/cyberbullying.

3 http: //www.cyberbullying.us/research.php.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

известных людей может стать доступна любому человеку из вашей настоящей жизни при определенной смекалке в пользовании поисковыми системами через много лет. Интернет ничего не забывает.

Насмешкам и критике могут подвергаться внешние данные, национальность, вера, социальный статус, сексуальная ориентация, физическая неполноценность и т.п. Проблема получила широкий резонанс после того, как осенью 2010 года в течение трех недель в США пятеро подростков покончили жизнь самоубийством. Все они так или иначе подвергались нападкам за свою гомосексуальную ориентацию.

Тайлер Клементи (Tyler Clementi)4, восемнадцатилетний студент из штата Нью-Джерси, погиб в конце сентября 2010 года, спрыгнув с моста через несколько дней после того, как его сосед по комнате в общежитии университета тайно снял видео, где Тайлер вступает в половые отношения с другим мужчиной. Запись была выложена в Интернете. Впоследствие, сосед Тайлера и его одногруппник были обвинены во вторжении в личную жизнь, однако адвокат обвиняемого заявил, что он сомневается, его подзащитный понесет уголовную ответственность в связи со смертью Клементи5. В октябре 2009 года Президент Соединенных Штатов Америки Барак Обама внес в закон о преступлениях на почве нетерпимости (hate-crime law)6 положения, защищающие людей от посягательств из-за их половой идентификации или сексуальной ориентации. По закону, такие преступления преследуются в судебном порядке.

У людей, подвергающихся киберзапугиванию, снижается самооценка, они испытывают депрессивные состояния и более склонны к мыслям о суициде7.

Однако, необходимо принимать во внимание, что многие из покончивших жизнь самоубийством подростков, помимо нападок со стороны сверстников - реальных или виртуальных, страдали от других эмоциональных и социальных проблем8. Поэтому маловероятно, что само по себе жестокое отношение подростков приводит к таким серьёзным последствиям. Оно лишь становится катализатором растущей неуверенности и отчаяния у несовершеннолетних, попавших в непростые жизненные обстоятельства9.

Повлиять на ситуацию могут скоординированные действия со стороны учителей и родителей, начиная от разъяснения в школах важности выкладываемой информации в Интернете и её контроля, своевременных мер по удалению оскорбительных сообщений и файлов и уведомление провайдеров связи, деактивации аккаунтов разместивших их пользователей, идентификации личности обидчиков. Однако, эти меры могут противоречить политике конфиденциальности тех или иных сервисов или нарушать законы, защищающие персональные данные пользователей. Позиция о необходимости привлечения к ответственности за киберзапугивание неоднозначна, поскольку такой подход нарушает право граждан на свободу слова, гарантированное Первой поправкой к Конституции США. Однако, уже сейчас в Штате Калифорния есть норма, разрешающая исключение из школы ученика, уличённого в киберзапугивании10. А такие угрозы, как похищение человека или шантаж (через Интернет в том числе) преследуются по уголовному законодательству11.

Приватность в Интернете. В Европейском союзе в 2007 году ежедневно использовали Интернет 59% молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет12. В 2008 году в Ве-

4 http://en.wikipedia.org/wiki/Suicide_of_Tyler_Clementi.

5 http://abcnews.go.com/US/gay-teen-suicide-sparks-debate/story?id=ii788i28.

6 http: //definitions.uslegal.com/h/hate-crime /.

7 http: //www.cyberbullying.us/cyberbullying_and_suicide_research_fact_sheet.pdf.

8 Flowers J. Cyber□ Bullying hits community. http://www.addisonindependent.com/node/280. Accessed October 19, 2006.

9 Hinduja S, Patchin JW. Bullying Beyond the Schoolyard: Preventing and Responding to Cyberbully-ing. Thousand Oaks, CA: Sage Publications (Corwin Press); 2009.

10 California Education Code Section 48900 (r) http://codes.lp.findlaw.com/cacode/

EDC/2/d4/27/6/i/s48900.

1118 U.S.C. § 875(c) http://www.law.cornell.edu/uscode/i8/875.html#c.

12http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/202&format=HTML&aged=

0&language=EN&guiLanguage=en.

ликобритании этот показатель составлял 93%13. Одним из первых отчетов о том, как подростки относятся к личным данным в Интернете - стало исследование Калифорнийского Университета Беркли и Пенсильванского Университета (University of California, Berkeley and the University of Pennsylvania). 84% опрошенных считают, что любой, кто хочет выложить фотографию или видео с ними - сначала должен получить их согласие, даже если фотография сделана в публичном месте, и 40% считают, что сотрудники компании, незаконно использующие их персональные данные, должны нести уголовную ответственность14. Также исследование показало, что несмотря на компьютерный век, молодые люди плохо знают о защите персональных данных в Интернете, рассчитывая на автоматическую протекцию со стороны государства.

Однако, часто пользователи не имеют выбора - оставлять или нет запрашиваемые персональные данные, если они хотят пользоваться тем или иным сервисом и в то же время, регистрируясь, могут не читать или не понимать смысл норм, заложенных в соглашении об использовании программного обеспечения или онлайн сервиса15. Условия предоставления услуг обычно содержат нормы о допустимом поведении, использовании и защите данных пользователей, а также санкции за нарушение установленных правил, однако язык этих положений часто критикуется за излишнюю официальность, сложность восприятия и двусмысленность16.

Что касается большого количества личной информации, которую подростки оставляют о себе, например, в социальных сетях, это скорее говорит о желании молодых людей социально интегрироваться, нежели о безразличии к приватности.

Вопросом заинтересовались сенаторы США и четверо из них весной 2010 года направили создателю самой большой социальной сети Facebook (количество активных пользователей составляет более 500 миллионов) письмо, где выразили свою обеспокоенность изменениями некоторых настроек приватности, а также доступом третьих лиц к личным данным. В октябре 2010 года Facebook пошла на уступки, и пользователи смогли видеть какая информация о них доступна какому приложению. Однако в том же месяце стало известно о том, что данные миллионов пользователей различных приложений в Facebook попали к рекламным компаниям17.

Заключение. Внимательное изучение поведения молодых пользователей в сети Интернет позволит понять, какие нормы и подходы будут лучше защищать сведения об их личной жизни от других пользователей. Также необходимо проверять соответствие норм о предоставлении услуг теми или иными сервисами с возможным поведением онлайн, включая раскрытие персональных сведений и их дальнейшее распространение. Важным шагом будет упрощение языка пользовательских соглашений с тем, чтобы люди, и молодежь в частности, не испытывали затруднений с пониманием возможных путей использования их данных, в том числе коммерческих, а также опасности их попадания к криминогенным личностям. Разъяснительная работа с учениками в школах, привлечение к ответственности интернет-сервисы за утечку личных данных, а также стандартизация норм и развитие законодательства, регулирующего отношения в онлайн пространстве и контроль со стороны общественности имеют высокие шансы на успех в защите частной жизни людей в будущем.

1. http://www.ncpc.org/cyberbullying.

2. http://www.cyberbullying.us/research.php.

3. http://en.wikipedia.org/wiki/Suicide_of_Tyler_Clementi.

4. http://abcnews.go.com/US/gay-teen-suicide-sparks-debate/story?id=ii788i28.

13 http://www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?id=2209.

14 http://www.msnbc.msn.com/id/36561309/ns/technology_and_science-security.

15 Klang M. Spyware - the ethics of covert software. September. Ethics and Information Technology 2004;(3):i93-202.

16 Там же.

17http://online.wsj.com/article/SB10001424052702304772804575558484075236968.html?KEYWOR

DS=facebook+millions+of+users.

Список литературы

5. http://definitions.uslegal.com/h/hate-crime/

6. http: //www.cyberbullying.us/cyberbullying_and_suicide_research_fact_sheet.pdf

7. Flowers J. Cyber Bullying hits community. http://www.addisonindependent.com/node/280. Hinduja S, Patchin JW. Bullying Beyond the Schoolyard: Preventing and Responding to Cyberbullying. Thousand Oaks, CA: Sage Publications (Corwin Press); 2009.

8. California Education Code Section 48900 (r) http://codes.lp.findlaw.com/cacode/

EDC/2/d4/27/6/i/s48900.

9. 18 U.S.C. § 875(c) http://www.law.cornell.edu/uscode/i8/875.html#c.

10. http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=MEMO/09/202&format=HTML &aged=0&language=EN&guiLanguage=en.

11. http: //www.statistics.gov.uk/cci/nugget.asp?id=2209.

12. http://www.msnbc.msn.com/id/36561309/ns/technology_and_science-security.

13. Klang M. Spyware - the ethics of covert software. September. Ethics and Information Technology 2004.

14. http://online.wsj.com/article/SB10001424052702304772804575558484075236968.html? KEYWORDS=facebook+millions+of+users.

PRIVACY IN INTERNET AND SPREADING OF PRIVATE DATA BY ADOLESCENTS

Internet and its easy accessibility have changed the common social process so we have faced new problems which require specific legal control. Dissemination of personal data in the Internet concerns today almost everyone; however young people are the most active users of social networks who constantly disclose their personal data. The article reviews cyberbullying, privacy in the Internet and young people attitude towards it based on the information from the USA and possible ways of resolving the problem.

Key words: personal information, Internet, privacy, cyberbully-ing, social networks, USA, young people.

V.I. TURKANOVA

State University —

Higher School of Economics

e-mail:

veronika.turkanova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.