Научная статья на тему 'ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО / ОТЧУЖДЕНИЕ / СДЕЛКА / PRIVATIZATION / PROPERTY / STATE PROPERTY / MUNICIPAL PROPERTY / ALIENATION / TRANSACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коневец И.А.

Статья посвящена процессу приватизации как основание прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновением права частной собственности физических и юридических лиц. В статье рассматривается процесс, способы приватизации и основные цели приватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIVATIZATION OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY: CIVIL AND LEGAL ASPECTS

The article is devoted to the privatization process as a basis for the termination of the right of ownership of state and municipal property and the emergence of the right of private property of individuals and legal entities. The article discusses the process, methods of privatization and the main objectives of privatization.

Текст научной работы на тему «ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

УДК 347.23

Коневец И.А. студент магистратуры Поволжский Институт Управления им. П.А. Столыпина

(филиал) РАНХиГС при Президенте РФ Научный руководитель: Перепелкина Н.В., к.ю.н.

Россия, г. Саратов

ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И

МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: ГРАЖДАНСКО -

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация: Статья посвящена процессу приватизации как основание прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновением права частной собственности физических и юридических лиц. В статье рассматривается процесс, способы приватизации и основные цели приватизации.

Ключевые слова: приватизация, собственность, государственное имущество, муниципальное имущество, отчуждение, сделка.

Konevets I.A. master's degree student Volga region Institute of Management. P. A. Stolypin (branch) Ranepa under the President of the Russian Federation Scientific supervisor: Perepelkina N. V., candidate of law

Russia, Saratov

PRIVATIZATION OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY: CIVIL

AND LEGAL ASPECTS

Annotation: The article is devoted to the privatization process as a basis for the termination of the right of ownership of state and municipal property and the emergence of the right of private property of individuals and legal entities. The article discusses the process, methods of privatization and the main objectives of privatization.

Key words: privatization, property, state property, municipal property, alienation, transaction.

Конституция Российской Федерации закрепляет важность и значимость отношений собственности, устанавливая ряд принципиальных положений. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности (ст. 8 Конституции РФ)1. Это базовое положение развивается и конкретизируется в иных статьях Конституции РФ (ст. 35, 36), закрепляющих правомочия собственника. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) определяет систему правовых норм о праве собственности (раздел II)2 которая дополняется Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации)3. Круг объектов федеральной собственности неограничен, к ней относится любое имущество. Круг объектов собственности субъектов РФ несколько уже - в ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности4.

Муниципальная собственность - это самостоятельная форма собственности (ст. 130 Конституции РФ). В ее состав собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, а также другое имущество (п.1 ст.29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»5).

Согласно п.1 ст. 61 Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Процессу приватизации как способу решения вопросов федерального и местного значения законодатель уделил немалое внимание. Под приватизацией государственного и муниципального имущества в Российской Федерации понимается «возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц»6.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3 Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юри-дических наук, профессора О.Н. Садикова. -М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М». 2006. С. 124.

4 Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

5 Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2003 № 40. Ст. 29.

6Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества) // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

Это определение соответствует положению ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет, что «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества». Конечно, Закон о приватизации развивает положения ГК РФ о приватизации, однако приоритет в регулировании законодателем отношений, связанных с приватизацией, принадлежит специальным нормам7.

Статья 217 ГК РФ «Приватизация государственного и муниципального имущества» не названа в числе оснований возникновения или прекращения права собственности. Во многом это объясняется тем, что приватизация является основанием прекращения права собственности на объекты государственного и муниципального имущества и возникновением права частной собственности физических и юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» процесс приватизации включает несколько этапов:

1) планирование приватизации государственного и муниципального имущества;

2) принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта;

3) составление и утверждение плана приватизации;

4) приватизация государственного и муниципального имущества;

5) заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.

При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). По мнению Д.В. Пяткова, решения об утверждении условий приватизации, также следует относить к сделкам. Сделка должна быть односторонней, поскольку исходит только от полномочных органов государства или муниципальных образований и

о

«устанавливает известное конкретное отношение»8.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества определяются на федеральном уровне в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;

2) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;

3) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

7Перепелкина Н.В. К вопросу о приватизации имущества в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 3. С. 69 - 81.

8Пятков Д.В. Сделки и административные акты как основания гражданских правоотношений // Современное право. 2012. №16.

4) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;

5) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

6) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 9на федеральном уровне устанавливает ранее не предусмотренный законодательством способ приватизации государственного и муниципального имущества: предприниматели могут выкупить арендуемое недвижимое имущество из государственной собственности субъекта РФ или из муниципальной собственности при одновременном соблюдении следующих условий:

1. Арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;

2. Отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;

3. Арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального

9Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества) // Российская газета. 2008. № 158.

имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества;

4. сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Совокупность правомочий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, законодатель обозначил как преимущественное право на приобретение арендуемого имущества. Термин «преимущественное право покупки» относится к ситуации, когда собственник намеревается совершить отчуждение имущества кому-либо, но третье лицо, с которым он не заключал каких-либо отчуждательных сделок, вправе остановить продажу путем приобретения имущества в порядке и на условиях, на которых собственник намеревался его продать первоначальному покупателю.

Таким образом, существенными являются два момента:

1. Продажа лицу, заявившему о реализации преимущественного права, происходит на тех же условиях, на которых собственник изначально намеревался продать имущество;

2. Лицо, наделенное преимущественным правом по сути «останавливает продажу» и тем самым как бы конкурирует с другим собственником данного преимущества10.

Государственное и муниципальное управление собственностью затрагивает чрезвычайно широкий круг вопросов и проблем, связанных с созданием, правовой охраной и использованием государственного и муниципального имущества. Задачи российского государства, в первую очередь в сфере управления и экономики, предполагают самый высокий качественный уровень развития управления государственной и муниципальной собственностью, включая и его приватизацию.

Так, основными целями, определенными государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", являются11:

10Бевзенко Р.С. Комментарии к информационному письму Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2010. №3. С.92.

11 Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 09.01.2020 г. ст. 0001202001090001.

- создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте;

- достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных секторах экономики;

- повышение эффективности продажи акций крупных компаний с государственным участием с целью создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики.

Отражая публичный характер деятельности, управление государственной и муниципальной собственностью тесно связано с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших экономических факторов функционирования государственной и муниципальной власти, но и составляет материальную основу развития и благополучия всего государства.

Использованные источники:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302.

4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

5. Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ. 2003 № 40. Ст. 29.

6. Федеральный закон от 22 июля 2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемые субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. № 158.

7. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 -

2022 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 09.01.2020 г. ст. 0001202001090001.

8. Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юри-дических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М». 2006.

9. Бевзенко Р.С. Комментарии к информационному письму Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2010. №3.

10. Перепелкина Н.В. Приватизация как основание приобретения права собственности, или цель оправдывает средства? // Гражданское право. 2008. №3.

11. Перепелкина Н.В. К вопросу о приватизации имущества в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.