Научная статья на тему 'Приватизации в России. Прошлое и будущее'

Приватизации в России. Прошлое и будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1240
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИВАТИЗАЦИЯ / ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кристалинская Ольга Михайловна

Статья посвящена приватизации в России. Подробно рассмотрены цели и результаты приватизации. Уделено особое внимание трем основным методам выработки путей приватизации государственных и муниципальных российских предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизации в России. Прошлое и будущее»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками. [6]

Однозначно определить роль некоммерческих организаций в России, как и в любой другой стране, нельзя в силу огромного разнообразия их типов, форм и задач, которые они выполняют. Историческую роль некоммерческих организаций в становлении правового государства трудно переоценить, поскольку они стимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественные отношения, новые элементы самоуправления, акцентируя приоритет правовых ценностей, формируя уверенность в гражданах в паритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.

В области экономики роль некоммерческих организаций сравнима с ролью государственного и коммерческого секторов. Все три сектора взаимно дополняют друг друга, и некоммерческие организации работают в тесной взаимосвязи с государством и бизнесом.

Кроме того, деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.

Таким образом, необходимо отметить, что для успешной деятельности организаций третьего сектора необходимо, прежде всего, взаимодействие с ними органов власти. Только в таком случае решение проблем социальной сферы станет по-настоящему действенным.

В следующем параграфе мы рассмотрим механизмы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Список использованной литературы:

1. Анализ государственной политики в области содействия гражданским инициативам с описанием возможных сценариев развития // Некоммерческие организации в России. - 2005. - № 6. - С. 3-34.

2. Бунеева Р. И. Проблемы развития некоммерческих организаций - Режим доступа: [http://www.stu.lipetsk.ru /files/materials/612/buneeva.doc 23.11.2015].

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка - М. : Русский язык, 2010. - С. 480.

4. Орлова А.В. Развитие некоммерческого сектора: Социальный Петербург: новые решения. - Режим доступа: [http: //www.soc-spb.ru/sobyitiya/forum-25.11.2015].

5. Потенциал и пути развития филантропии в России / под ред. И. В. Мерсияновой, Л. И. Якобсона. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. - С. 245-250.

6. Социальные некоммерческие организации области получат субсидии государства - Режим доступа: [http:// www.bezgraniz.com/blog/tag/грант.20.11.2015].

© Кондратьева Д.А., Фофанова А.Ю., 2016

УДК 338

Кристалинская Ольга Михайловна

студент 4 курса кредитно-экономического факультета Финансовый университет при Правительстве РФ Г. Москва, Российская Федерация E-mail: kristalinskayaolga@mail.ru

ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ. ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Аннотация

Статья посвящена приватизации в России. Подробно рассмотрены цели и результаты приватизации.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Уделено особое внимание трем основным методам выработки путей приватизации государственных и муниципальных российских предприятий.

Ключевые слова

Приватизация, демонополизация производства, государственный сектор, оценка стоимости объектов

Приватизация является одной из основных экономических реформ переходного периода, направленной как на повышение эффективности реального сектора экономики, так и на создание принципиально новой схемы функционирования экономики.

Обсуждение прошедшей приватизации очень политизировано и мифологизировано. Так, итоги приватизации, особенно ее отдельных этапов, обсуждать почти не принято. Это немедленно воспринимается бизнесом и властью в штыки как попытка пересмотра итогов приватизации. Остается ощущение, что им есть что скрывать и стыдливо прикрывать своей сверхагрессивностью. Обсуждение будущей приватизации покрыто тайной и все решения по ней принимаются Правительством кулуарно.

Во времена функционирования в нашей стране командно -административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531 -1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:

■ обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;

■ демонополизация производства;

■ балансировка доходов различных групп и слоев населения;

■ перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;

■ развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:

- продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;

- продажа предприятий на аукционе;

- продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);

- выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной собственности определились три основных метода (способа) приватизации государственных и муниципальных российских предприятий:

1. Безвозмездная передача прав собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем российским гражданам.

2. Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий их трудовым коллективам.

3. Денежная приватизация, которая предполагает продажу государственной собственности тому, кто обладает средствами для выкупа.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Каждый из трех методов приватизации обладает преимуществами и недостатками. Поэтому российская практика пошла по пути комбинирования, сочетания этих способов. Акции приватизируемых предприятий стало возможным приобретать и на ваучеры, и на «живые» деньги, а коллективам приватизируемых предприятий были предоставлены льготы в виде возможности получить часть акций бесплатно, а часть - на выгодных условиях.

Наиболее уязвимым моментом приватизации оказалась оценка стоимости объектов приватизации. В связи с высоким уровнем инфляции в 90 -е годы оценка объектов по их стоимости, зафиксированной ранее, оказалась крайне заниженной, что сыграло на руку удачливым покупателям и не обеспечило поступления весомых доходов от приватизации в государственный бюджет.

Несмотря на необходимость и неизбежность разгосударствления, приватизации собственности, определенная ее часть остается в распоряжении государства в виде государственной муниципальной собственности. Это военные объекты, предприятия, изготавливающие оружие и наркотические лекарственные средства, объекты общегосударственного значения, от которых зависит жизнеобеспечение всего населения, важнейшие социальные объекты.

Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, ГК имуществом и бюджетной статистикой между собой не сходятся и различия иногда весьма значительны. Более того, они не сходятся даже внутри одного Росстата. В работе были использованы в качестве основы данные Федерального казначейства, где их нет — Росстата, для 2011-2013 гг. — закон о бюджете).

В ходе приватизации проявились масса проблем. Особую сложную для России проблему представляет приватизация с использованием иностранного капитала. Предоставление иностранным компаниям и гражданам права приобретать приватизируемые российские предприятия порождает не только экономические, но и политические, психологические проблемы. В данном случае речь может идти только о продаже. Но ввиду неоднозначной оценки стоимости предприятий возникает опасение, что они будут проданы иностранцам по низкой цене, даже если включить аукционный механизм ценообразования. В то же время несомненно, что многие иностранные инвесторы обладают лучшими возможностями выкупа государственных предприятий и обеспечения их последующего эффективного функционирования, чем российские. Однако, иностранные инвестиции в российскую экономику незначительны. Они не соответствуют масштабам российской экономики и приватизации.

Процесс приватизации в России очевидно не закончен. Доля госсектора явно слишком велика. После намеченного Правительством плана приватизации явно напрашивается еще один, следующий ее этап — продажа контрольных пакетов госкомпаний. Но нет никакого особого смысла растягивать это на разные этапы и еще на десяток лет

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. - М.: Проспект, 2013.

2. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

3. Вилькобрисский М. Как делили Россию. История приватизации. - СПб.: Питер, 2012.

4. Власова Г.Н. Государственное регулирование экономики. - М.:

5. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы. Ред. Гайдар Е.Т. - М.: Проспект, 2010.

© Кристалинская О.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.