УДК: 81.367 (5) ББК: 81.411.2
ПРИСОЕДИНЕННЫЕ И ПАРЦЕЛЛИРОВАННЫЕ КОНСТРУКЦИИ В СТРУКТУРЕ МЕДИАТЕКСТА
I Е.В. Севрюгина
Аннотация. Статья посвящена такой актуальной проблеме современной лингвистики, как особенности языка СМИ. Особое внимание автор уделяет присоединенным и парцеллированным конструкциям, особенностям их функционирования в контексте речевого дискурса. Главный вопрос, на который стремится ответить автор: почему присоединение и парцелляция столь популярны в текстах современных СМИ (в частности, печатных СМИ) и какую функцию они могут выполнять в структуре медиатекста.
В современном обществе, когда принципиально меняется характер языковой личности, осмыслить ключевые языковые процессы невозможно без привлечения такого понятия, как медиатекст. Опираясь на точку зрения американского исследователя Алана Белла и Т.Г. Добросклонской, мы будем рассматривать медиатекст как основной продукт средств массовой информации, состоящий из таких компонентов, как собственно вербальные средства, а также все сопутствующие медийные составляющие: голосовые качества, музыка и звуковые эффекты, визуальные образы. В статье приводятся четыре основных вида медиатекста: новости; информационная ана-300 литика и комментарий; текст-очерк, иначе говоря, любые тематические материалы, удобно обозначаемые английским термином "features", а также реклама.
Исследование проводится на материале текстов современной прессы, куда входят как печатные периодические издания, так и интернет-ресурсы. Основные методы проведения исследования: контекстуальный анализ языковых единиц, сопоставительный анализ, метод классификации.
Ключевые слова: присоединенные и парцеллированные конструкции, медиатекст, речевой дискурс.
ATTACHED AND PARCELED CONSTRUCTS IN MEDIA TEXT STRUCTURE
| E.V. Sevrjugina
Abstract. This article is devoted to the important problem of modern linguistics, as peculiarities of the language of the media. In particular, special attention is paid to attached and parceled structures, their peculiarities in the context of modern speech discourse. The main question that strives to meet the author of the article is why accession and parcelation are so popular in the texts of modern media (in particular, print media) and what function they can perform in the structure of media texts.
In modern society, when the nature of language personality is fundamentally changing, it is impossible to understand the key processes of language without attracting such thing as a media text. Based on the point of view of the American researcher Alan Bell and Dobroklonsky, we will consider a media text as the main product of the media, which consists of such components as well as verbal means, as well as all related media components: voice quality music and sound effects, visual images. The article describes four main types of media texts: news; information analysis and review; text-essay, in other words, any thematic materials, conveniently denoted by the term "features", and advertising.
The study is carried out on the material of texts in modern media, which includes both printed periodicals, and Internet resources. The basic methods of the research: a contextual analysis of language units, comparative analysis, classification method.
Keywords: construction, parceled and attached, mediatext, the speech discourse.
301
В России конца XX — начала XXI века развитие языка все чаще определяется законами СМИ. Являясь одним из самых мощных средств духовного и интеллектуального воздействия на личность, средства массовой информации (радио, телевидение, пресса) формируют принципиально новый тип текста, в котором не только усиливается авторское, личностное начало, но и явственно прослеживается коммуникативная направленность и тесная взаимосвязь с конкретной речевой, а также с социокультурной ситуацией. Такой текст
мы, вслед за Н.Г. Добросклонской, будем называть медиатекстом [1, с. 40].
Опираясь на точку зрения известного американского исследователя Алана Белла, Добросклонская отмечает, что «определение медиа-текста выходит за рамки традиционного взгляда на текст как на последовательность слов, напечатанных или написанных на бумаге. Понятие медиатекста гораздо шире: оно включает голосовые качества, музыку и звуковые эффекты, визуальные образы — иначе говоря, медиатексты фактически отражают технологии,
3 / 2014
Преподаватель ^
используемые для их производства и распространения» [2, с. 3].
Понятие «медиатекст» также тесно взаимосвязано с категорией дискурса, предполагающей изучение языка в единстве с экстралингвистическими, социокультурными факторами. Однако не следует забывать, что наряду с разного рода медийными компонентами языковые единицы, как главные составляющие традиционного текста, не утрачивают своей актуальности и также выполняют гносеологическую, аксеологи-ческую и коммуникативную функции в структуре медиатекста.
Существует четыре основных вида медиатекстов, к которым относятся:
• новости;
• информационная аналитика и комментарий;
• текст-очерк, иначе говоря, любые тематические материалы, удобно обозначаемые английским термином "features";
• реклама.
Каждый из указанных видов ме-0П1 диатекста имеет свои лексические и 302 морфосинтаксические особенности. Но в числе наиболее распространенных синтаксических единиц, универсальных практически для любого вида медиатекста, можно назвать предложения с парцеллированными и присоединенными компонентами. Некоторые исследователи (например, Н.С. Валгина) отождествляют присоединение и парцелляцию. Мы же, вслед за В.В. Бабайцевой, считаем, что это абсолютно разные явления языка и что «наиболее общее различие между парцелляцией и присоединением сводится к следующему: при парцелляции происходит отчленение фрагмента от базового
предложения, а при присоединении — добавление, присоединение фрагмента к базовой части» [3:554].
При этом актуальность присоединенных и парцеллированных конструкций для современного речевого дискурса и СМИ во многом объясняется их особой коммуникативной и семантической природой. Парцелляция как сознательное членение предложения на отдельные составляющие логически и интонационно выделяет наиболее значимые части высказывания и акцентирует на них внимание читателя/слушателя. Предложения с парцеллятами идеально подходят для текстов рекламного характера. Как в языке торговой рекламы, так и в сфере политической пропаганды краткие, емкие, изолированные друг от друга фразы привлекают своей простотой внимание потенциального клиента или избирателя:
В основном подача рекламы строится по принципу «предложение-номинация товара»:
Эпилятор Rowenta. Стильная техника.
Машины Reno. Великолепная маневренность. Яркий свет фар, от которого никуда не скроешься. Удивительный комфорт.
Gillette. Лучше для Мужчины нет.
Сбербанк. Удобно. Выгодно. Престижно.
Как отмечает в своей монографии В.В. Бабайцева, парцелляция в чем-то сродни декламации — отчетливому выделению всех значимых составляющих текста.
Что касается предложений с присоединением, то их роль может быть невероятно важна в текстах новостного характера, в информационной ана-
литике и комментариях. Уникальная природа предложений с присоединением заключается в том, что, выражаясь языком Л.В. Щербы, «второй элемент появляется в сознании лишь после первого или во время его высказывания» [4, с. 80]. В.В. Бабайцева в статье «Синтаксический статус присоединенных компонентов» указывает: «В отличие от базового предложения присоединенный компонент не только содержит новую мысль, но и характеризуется новым актуальным членением» [5, с. 71]. Это означает, что наряду с ремой базового предложения в присоединенном фрагменте всегда будет содержаться новая, наиболее актуальная для автора, логически и интонационно выделенная информация. Немаловажен и тот факт, что в присоединении довольно часто формально выражена та смысловая часть высказывания, которая имеет непосредственное отношение к прагматике слова — к тем конструктам сознания, вербальное выражение которых не всегда возможно.
Именно поэтому в текстах новостного и аналитического характера, в креативных комментариях к происходящим в мире и стране событиям предложения с присоединенными компонентами выполняют роль маркеров авторской точки зрения, индивидуальной политической позиции говорящего.
Н.С. Валгина [6, с. 77] все присоединительные предложения делит на следующие типы:
1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами;
2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении;
3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении;
4) бессоюзные конструкции.
Бессоюзные конструкции, в свою очередь, делятся на:
1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании;
2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания;
3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой;
4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.
Приведем конкретные примеры. В информационно-аналитической статье под названием «Кущевские страсти» (от 22 августа 2012 г.) речь идет о нашумевшей «банде Цапков», на счету которой и убийства, и разбой, и покушение на чужое имущество. Эмоциональный тон статьи и общее настроение неблагополучия хорошо передаются именно за счет предложений с присоединенными компонентами.
1. Но Цапок хочет справедливо- 303 сти. Ему кажется, что дело рассматривается необъективно. Что следствие предвзято. И вот «Цапкам» дали право на присяжных.
2. И, наконец, как же их можно запугивать и покупать. Этих дорогих земляков.
3. Таких как мадам Цапок - еще несколько. И они очень серьезные люди по местным масштабом.
4. Если сумел это освоить - ты человек особого калибра. Калибра господина Ткачева. И калибр этот настолько крупный, что каждый даже мелкий залет уже на виду у всей страны. А тем более - Кущевка или Крымск.
3 / 2014
Преподаватель
ВЕК
Автор используют разные типы присоединительных конструкций: бессоюзное присоединение со словом-распространителем уточняющего и поясняющего характера (второе предложение), союзное присоединение с сочинительным союзом в присоединительном значении (третье предложение). Наконец, в последнем, четвертом примере мы видим целый ряд присоединенных компонентов: бессоюзное присоединение с распространяющим членом и лексическим повтором (...человек особого калибра. Калибра господина Ткачева.) и два присоединенных компонента с сочинительными союзами «и» и «а» в присоединительном значении.
Если мы проанализируем комментарии к данной статье, помещенные в Интернете, то также увидим, что многие из них строятся на основе присоединительной связи:
Брейвику за 77 человек 21 год дали, а с нашим самым справедливым судом Цапок максимум лет 15-18 получит, да потом еще под амнистию „_. как-нибудь скостят... самый повод 304 вернуть расстрел для таких мразей, не должна их земля терпеть.
Итак, мы видим, что парцеллированные и присоединенные конструкции являются важной синтаксической составляющей современного медиатекста и медиадискурса и выступают в качестве важных средств выражения авторской позиции в структуре современных СМИ.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабайцева, В.В. Явления переходности в грамматике русского языка [Текст] / В.В. Бабайцева. - М. : «Дрофа», 2000.
2. Бабайцева, В.В. Синтаксический статус присоединенных компонентов [Текст] / В.В. Бабайцева // Русский язык в школе. - 2011. - № 5. - С. 71-77.
3. Белл, А. Определение медиадискурса [Текст] / А. Белл. - Лондон, 1996.
4. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка [Текст] / Н.С. Валгина. -М. : «Агар», 2000.
5. Добросклонская, Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ [Текст] / Т.Г. Добросклонская. - М. : Флинта, : Наука, 2008 . - 264 с.
6. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке (1929) [Текст] / Л.В. Щерба // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
REFERENCES
1. Babajceva VV. Javlenija perehodnosti v gram-matike russkogo jazyka [The transition phenomena in Russian grammar], M., "Drofa", 2000.
2. Babajceva V.V. Sintaksicheskij status pris-oedinjonnyh komponentov [The syntactic status of the attached components], Russkij jazyk v shkole, 2011, № 5, pp. 71-77.
3. Bell A. Opredelenie mediadiskursa [Media discourse definition], London, 1996.
4. Valgina N.S. Sintaksis sovremennogo russkogo jazyka [Syntax of modern Russian], M., "Agar", 2000.
5. Dobrosklonskaja T.G. Medialingvistika: sistem-nyj podhod k izucheniju jazyka SMI [Media linguistics: system approach to mass media language studying], M., Flinta, Nauka, 2008, 264 p.
6. Shherba L.V O chastjah rechi v russkom ja-zyke (1929) [On parts of speech in Russian], Izbrannye rabotypo russkomu jazyku, M., 1957.
Севрюгина Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета; докторант Московского государственного педагогического университета, [email protected]
Sevrjugina E.V., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Language and Literature Department, Russian State Social University; Post-Doctoral student, Moscow State Pedagogical University, [email protected]