ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ
PROFESSIONAL EDUCATION AND YOUTH EMPLOYMENT
УДК / UDK 377 Н. М. Золотарева
N. Zolotareva
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К WORLDSKILLS INTERNATIONAL RUSSIA HAS JOINED THE WORLDSKILLS INTERNATIONAL
Статья посвящена истории и деятельности WorldSkills International - влиятельной международной организации, которая занимается продвижением и развитием профессионального образования и обучением посредством обмена опытом и практикой и организацией международных и национальных соревнований профессионального мастерства в целях повышения мотивации молодежи к участию в профессиональном образовании и содействия развитию состязательности и соревновательности молодых профессионалов. В статье также содержится информация о присоединении России к этой организации и о подготовке национальной команды к соревнованиям 2013 г.
The article describes the history and activities of the WorldSkills International - a mighty and dedicated organisation fostering vocational education and training worldwide by sharing information, experience and expertise and holding international and national skills competitions that aim at enhancing in the youth the spirit of competitiveness and motivation to excel in the chosen occupation. The article also informs of a new development, highly important on the national level, namely about Russia’s joining this organisation. The Russian team will participate in the competitions in 2013, and preparations are under way, with prospective sites selected to train the future national team.
Ключевые слова: WorldSkills International, профессиональное образование и обучение, умения, соревнования, конкурентоспособность, компетенции, коммуникативные и кросс-культурные компетенции, мотивация.
Keywords: WorldSkills International, vocational education and training, skills, competitions,
competitiveness, competences, communicative and cross-cultural competences, motivation.
Для решения задач повышения престижа и популяризации рабочих профессий, а также профессионального самоопределения в 2012 г. Российская Федерация присоединилась к международному движению WorldSkills, став шестидесятой страной-участницей. Это обеспечило российской молодежи возможность участвовать в международных чемпионатах профессионального мастерства.
WorldSkills International - это независимая некоммерческая неправительственная ассоциация, представленная во многих странах и практически на всех континентах мира, которая сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами в сфере профессионального образования и обучения.
WorldSkills International предоставляет уникальные возможности обмена опытом и сравнения стандартов компетенций по рабочим профессиям в различных секторах глобальной экономики и предлагает рентабельные и эффективные решения для развития международного сотрудничества, направленного на достижение высоких стандартов профессионального образования и обучения [1].
Миссия этой организации, как указано в ее документах, состоит в содействии распространению в мире информации о важности умений и высоких стандартов компетенций в достижении экономического успеха стран и реализации личностного потенциала граждан путем совместных действий своих участников.
Показательна история создания этой организации, которая еще раз демонстрирует, как умная и своевременная инициатива одного
человека может привести к серьезным и долгосрочным последствиям в широком внешнем окружении. Все началось в Испании в 1946 году. В этот период страна испытывала крайнюю нужду в квалифицированных рабочих. И тогда президенту OJE (испанской молодежной организации) Хосе Антонио Элола Оласо пришла идея о необходимости убедить молодежь, а также родителей и преподавателей, что их будущее зависит от эффективной системы профессионального обучения. Казалось бы - идея не новая, но, как показало время, при правильном воплощении, она превратилась в мощное международное движение.
В воплощении идеи вызвались участвовать директора «Рабочих центров», а директор «Virgen de la Paloma» - главного центра обучения Испании - в то время был назначен техническим советником всего проекта.
Авторы идеи понимали, что для ее реализации необходимо развивать конкуренцию в среде молодежи, которая бы стимулировала дух соперничества и соревновательности. А для вовлечения родителей, преподавателей и работодателей им была предложена роль судей, которые бы оценивали результаты этой конкуренции. Форматом развития конкуренции и соревновательности были выбраны профессиональные конкурсы, или соревнования (первоначально носившие название олимпиады).
Представленная в таком виде идея и способы ее воплощения сразу же заинтересовали государственные структуры, предприятия и профессиональные школы. И в 1947 г. состоялось первое соревнование в Испании, в котором участвовало около 4 тыс. студентов.
Однако авторы идеи решили на этом не останавливаться - им хотелось большего. У них были далекоидущие планы создания устойчивых и долгосрочных механизмов мотивации молодежи к конкуренции и повышению привлекательности профессионального обучения посредством сравнения умений и компетенций в международном контексте.
Международное сотрудничество стало развиваться сначала со странами Латинской Америки, в результате которого соревнования стали носить международный характер, затем к ним проявила заинтересованность Португалия. В результате, в 1950 г. идея проекта распространилась за границы Испании в виде Иберийских соревнований, в которых приняли участие 12 молодых рабочих из Португалии и Испании, и на которых присутствовало большое число наблюдателей из различных стран и организаций.
После этого в 1953 г. состоялись Международные соревнования в области профессионального обучения, в которых, по приглашению Испании, приняли участие студенты из Германии, Великобритании, Франции, Марокко и Швейцарии.
В июне 1954 г. был создан первый организационный совет (состоящий из официальных технических представителей участвующих стран) для разработки правил международных соревнований.
Проведение соревнований привело к тому, что сейчас принято называть незапланированными результатами, а именно к интенсификации обмена опытом между различными системами профессионального образования. Так, благодаря участию в соревнованиях молодых людей из Германии и Швейцарии испанские коллеги познакомились с дуальной системой профессионального образования и обучения.
Во время Всемирной выставки в 1958 г. в Брюсселе были проведены седьмые соревнования, а год спустя соревнования состоялись в Модене (Италия), после чего в 1970 г. они прошли уже далеко за пределами Европы - в Японии.
Другими словами, деятельность организации приобрела в полной мере международный характер, что обогатило обмен опытом и взаимное обучение в области новых технологий и новых профессий. В целом можно провести аналог соревнований в области профессионального мастерства с идеей Пьера де Кубер-тена о возобновлении Олимпийских игр.
Поскольку впервые соревнования были проведены в Испании, она, естественным образом, стала считаться основателем этого международного движения. На данный момент в Испании состоялось одиннадцать соревнований. До 1976 г. Испания несла все расходы по их проведению и деятельности организации.
В наше время на соревнованиях WorldSkills можно увидеть молодых квалифицированных рабочих, которые гордятся тем, что их выбрали для участия в международных соревнованиях. И этот опыт, несомненно, влияет на их профессиональную карьеру и жизнь в целом [2].
Если говорить о конкретных задачах WorldSkills International, то правомерно в качестве основной задачи выделить создание нового импульса развития систем профессионального образования и обучения. Решение этой центральной задачи предполагает постоянное и активное продвижение WorldSkills International всеми организациями-участни-цами, включая создание сетей международных экспертов WorldSkills и позиционирование
соревнований (которые проводятся каждые два года) в качестве главной международной акции по признанию, развитию и продвижению умений. Для решения этой центральной задачи осуществляется активное распространение информации о мировых стандартах компетенций, поиск способов мотивации молодых людей продолжать обучение, необходимое для развития их карьеры, содействие сотрудничеству между организациями профессионального обучения по всему миру и обмен опытом молодых профессионалов в мировом масштабе.
За 60 лет своей истории WorldSkills International (ранее известная как Олимпиада умений) стала символом профессионального мастерства в профессиональном обучении. Каждые два года сотни молодых людей в сопровождении своих преподавателей и тренеров съезжаются на международные соревнования. Отбор участников осуществляется на региональных и национальных соревнованиях, проводимых в настоящее время в 52 странах и регионах мира. Для того чтобы принять участие в соревнованиях, кандидат должен представлять страну или регион, которые являются членами WorldSkills, и быть не старше 22 лет в год проведения соревнований (за исключением следующих областей: кабельные сети, механо-троника, техническое обслуживание самолетов, где участники должны быть не моложе 25 лет).
Области, по которым соревнуются молодые профессионалы, постоянно обновляются. В последние годы добавились соревнования по мобильной робототехнике, техническому обслуживанию и ремонту самолётов и др.
Последние соревнования WorldSkills прошли в Лондоне с 8 по 11 октября 2011 г. по 46 различным категориям рабочих профессий, таких как сварщики, каменщики, повара и т. д. В них приняли участие представители 58 государств. Выставочный павильон во время проведения соревнований посетили около 250 тыс. человек.
Анализ деятельности WorldSkills International (WSI) с точки зрения того, что она дает ее участникам, может быть суммирован следующим образом. WorldSkills International предоставляет возможность своим участникам сравнивать умения, которым обучают в данной стране/регионе, со стандартами, установленными странами/регионами, имеющими высокие уровни умений [3].
Молодые квалифицированные рабочие из разных стран и регионов могут проверить собственные умения «в реальных условиях» и сравнить их с умениями других высококвалифицированных участников соревнований, а также
они получают возможность совершенствовать свои коммуникативные и кросс-культурные компетенции. Помимо этого они получают возможность пользоваться электронными и экспертными ресурсами организации как во время соревнований, так и на постоянной основе (Информационная система соревнований, портал WorldSkills, WorldSkills e-Newsletter, программа «Передовой опыт WorldSkills», WorldSkills Youth Forum и др.) и получают доступ к интеллектуальной собственности WSI.
Они также могут участвовать в ежегодном форуме лидеров WSI, где выступают ведущие эксперты и формируются требования к стандартам умений. И, наконец, они получают возможность учиться на примерах других участников и обмениваться лучшим опытом в области национальных программ, используемых в различных странах для развития умений.
Любой член WorldSkills может подать заявку на проведение у себя соревнований не позднее чем за 5 лет до его проведения, в которой он подтверждает наличие опыта проведения крупных и/или международных мероприятий подобного рода.
Ежегодные членские взносы рассчитываются в зависимости от численности населения страны-члена и степени его участия, минимальный взнос равен 5400 евро.
Общее число умений, в которых соревнуются участники на соревнованиях, определяется в соответствии со специальным приложением к уставу, при этом эти умения должны отражать миссию организации, ее цели и потребность в умениях глобальной экономики. Для утверждения нового умения в качестве объекта соревнований его должны заявить не менее 8 стран, подавших заявки на участие.
От каждого члена WorldSkills может выступить один участник или команда, которая будет соревноваться по одному умению, т. е. один участник может участвовать только в одном соревновании. Участники с ограниченными возможностями могут выступать на соревнованиях, если их ограничения здоровья позволяют им выполнить тестовый проект.
Перед соревнованиями все участники получают необходимую информацию, включая доступ к разделу «Competitor Centre» на сайте www.worldskills.org/competitorcentre, где представлены все необходимые документы. Они также получают описание компетенций, по которым проводятся соревнования, общие критерии оценки, правила проведения соревнования, этические нормы, которым должны следовать участники, документацию по охране здоровья и
труда, а также описание типовых тестовых заданий/проектов с указанием критериев оценки именно этих заданий/проектов. Их также информируют о дополнительных инструментах и/ или оборудовании и материалах, которые могут потребоваться для выполнения задания, о культуре и традициях принимающей страны/региона, а также об организации соревнования.
Перед началом соревнований участникам дается 8 часов для подготовки рабочих мест, проверки инструментов и материалов, ознакомления с оборудованием.
Тестовые задания/проекты по оценке конкретного умения выдаются участникам непосредственно перед соревнованиями, минимум за один час, который не включается в общее время соревнований.
Техническое описание проекта включает в себя подлежащие демонстрации компетенции, объем работ, подлежащих выполнению, формат/структуру выполнения и критерии оценки. На выполнение тестового задания/проекта предоставляется от 15 до 22 часов рабочего времени в период не более 4 дней.
Выполненные тестовые задания/проекты оцениваются жюри в соответствии с процедурами и критериями/подкритериями, указанными в техническом описании. Все баллы и оценки регистрируются в информационной системе соревнований (CIS).
Каждый эксперт присуждает от 1 до 10 очков за каждый аспект подкритерия. Разница в очках не должна превышать 4 очков. Очки заносятся в CIS, где удаляются самая низкая и самая высокая оценки. Среднее число оставшихся трех очков делится на 10 и умножается на максимальный балл, что в итоге дает присуждаемую оценку. По результатам оценки присуждается золотая, серебряная и бронзовая медали. Участники, набравшие 500 и более очков, но не награжденные медалью, получают знак совершенства. Все участники получают сертификат
об участии в соревнованиях.
В настоящий момент ведется работа по вступлению в движение WorldSkills Russia (WSR) субъектов Российской Федерации и отбору претендентов на открытие региональных координационных центров в субъектах России.
21 сентября 2012 г. в Самаре состоялись первые отборочные соревнования WSR по трем компетенциям с участием 60 молодых специалистов, в Самарской области будет торжественно открыт Региональный координационный центр на базе Новокуйбышевского гуманитарно-технологического колледжа.
В ноябре 2012 г. в Москве состоялась
первая Всероссийская Ассамблея WorldSkills Russia, в рамках которой прошел Открытый чемпионат Москвы по рабочим профессиям WSR, в котором приняли участие 10 команд из разных регионов страны, состоялись круглые столы участников движения, представителей образовательных учреждений и работодателей.
В январе 2013 г. в Первоуральске (Свердловская область) прошел Национальный чемпионат WSR по мехатронике, участие в котором приняли семь команд из Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Сургута и Омска. Индустриальным партнером WSR компанией FESTO в Первоуральск были доставлены необходимые мехатронные комплексы для проведения состязаний.
1 мая 2013 г. в Москве состоится Национальный чемпионат WSR - 2013 как генеральная репетиция молодых российских профессионалов перед чемпионатом Мира WSI в Лейпциге.
7 июля 2013 г. сборная Российской Федерации WSR впервые примет участие в чемпионате Мира WSI в Лейпциге (ФРГ) сразу по 15 профессиям (прил. 2).
Участие российских команд в столь престижных профессиональных соревнованиях, несомненно, станет значительным шагом в создании позитивного имиджа рабочих профессий и, соответственно, серьезным шагом на пути создания в России квалифицированных рабочих кадров.
1. World Skills : материал из Википедии, свободной энциклопедии. - URL: http://en.wikipedia.org/wiki/World_ Skills.
2. World Skills International. - URL: http://www. worldskills.org/.
3. ЮНИДО, WorldSkills International и WorldSkills Германия намерены развивать профессиональное образование. - URL: http://www.unido-russia.ru/news/unido_ worldskills/.
4. Анопченко А. Российские рабочие выходят на мировые соревнования. - URL: http://top.rbc.ru/ society/31/01/2012/635682.shtml.
5. Яремчук О. Сотрудники «ПНТЗ» покажут себя на всемирной олимпиаде. - URL: http://pravdaurfo.ru/ news/66/sotrudniki-pntz-pokazhut-sebya-na-vsemirnoi-olimpiade.
6. Первоуральский новотрубный завод станет площадкой для подготовки к всемирной олимпиаде WorldSkills. - URL:. http://www.apiural.ru/news/economy/79692/.
Приложение 1
Год и место проведения WorldSkills International
1. 1950: Мадрид, Испания
2. 1951: Мадрид, Испания
3. 1953: Мадрид, Испания
4. 1955: Мадрид, Испания
5. 1956: Мадрид, Испания
6. 1957: Мадрид, Испания
7. 1958: Брюссель, Бельгия
8. 1959: Модена, Италия
9. 1960: Барселона, Испания
10. 1961: Дуйсбург, Германия
11. 1962: Хихон, Испания
12. 1963: Дублин, Ирландия
13. 1964: Лиссабон, Португалия
14. 1965: Глазго, Великобритания
15. 1966: Утрехт, Нидерланды
16. 1967: Мадрид, Испания
17. 1968: Берн, Швейцария
18. 1969: Брюссель, Бельгия
19. 1970: Токио, Япония
20. 1971: Хихон, Испания
21. 1973: Мюнхен, Германия
22. 1975: Мадрид, Испания
23. 1977: Утрехт, Нидерланды
24. 1978: Пусан, Корея
25. 1979: Корк, Ирландия
26. 1981: Атланта, США
27. 1983: Линц, Австрия
28. 1985: Осака, Япония
29. 1988: Сидней, Австралия
30. 1989: Бирмингем, Великобритания
31. 1991: Амстердам, Нидерланды
32. 1993: Тайбей, Китайская республика
33. 1995: Лион, Франция
34. 1997: Санкт-Галлен, Швейцария
35. 1999: Монреаль, Канада
36. 2001: Сеул, Корея
37. 2003: Санкт-Галлен, Швейцария
38. 2005: Хельсинки, Финляндия
39. 2007: Сидзуока, Япония
40. 2009: Калгари, Канада
41. 2011: Лондон, Великобритания
42. 2013: Лейпциг, Германия
Приложение 2
Профессии, представляемые Российской Федерацией на чемпионате мира WSI в Лейпциге (ФРГ)
1. Сварщик
2. Специалист в мехатронике
3. Повар
4. Парикмахер
5. Камнетес
6. Плиточник-облицовщик
7. Каменщик
8. Специалист по веб-дизайну
9. Сетевой администратор
10. Столяр-краснодеревщик
11. Косметолог-визажист
12. Специалист по окраске автомобилей
13. Специалист кузовного ремонта автомобилей
14. Специалист по монтажу вентиляционных систем
УДК / UDC 37.047 С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, В. И. Сахарова
S. Chistyakova, N. Rodichev, V. Sakharova
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
STUDYING OF YOUTH VOCATIONAL COUNSELLING DEVELOPMENT TENDENCIES AND TIME CALLS
В статье рассматривается понятие «профессиональная ориентация» в расширенном контексте с позиций решения актуальных вопросов социального, ценностного, личностного самоопределения всех участников на уровне государства, системы образования и общества.
The concept «vocational counselling» in the expanded context of the decision of pressing questions of social, valuable, personal self-determination of all participants at the state, an education system and a society levels is considered in the article.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся.
Keywords: vocational counselling, pedagogical support of socially-professional self-determination of the trained.
В современных социально-экономических условиях отмечается повышенное внимание к организации целенаправленной профессио-