Научная статья на тему 'ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К СОГЛАШЕНИЮ ВТО ПО ГОСЗАКУПКАМ'

ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К СОГЛАШЕНИЮ ВТО ПО ГОСЗАКУПКАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебова Д.И., Шуабов И.Р., Ковнир В.Н., Погребинская Е.А.

Статья посвящена вопросам присоединения России к Соглашению ВТО по госзакупкам. Рассмотрена краткая история возникновения Всемирной торговой организации, ее цели и характеристики. Проанализированы первые итоги присоединения РФ к ВТО. На основе анализа действующей системы госзакупок в России выявлены возможные положительные и негативные стороны присоединения страны к международному соглашению.The thesis is devoted to Russian agreement with WTO in public procurement areas. The next tasks were solved: · Considered brief history of World Trade Organization · Investigated the main goals and characteristics · Analyzed the results of first steps of Russian agreement with WTO in public procurement · Identified a positive and negative parts of the accession of the country to the international agreement, based on analysis of Russian system of public procurement identified

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К СОГЛАШЕНИЮ ВТО ПО ГОСЗАКУПКАМ»

УДК 339.3

УДК 339.54

УДК 339.9.01

Глебова Д.И. аспирант, ассистент кафедра ИБМ1 Шуабов И.Р. аспирант кафедра ИБМ1 Ковнир В.Н., д.э.н. научный руководитель, профессор Погребинская Е.А., д.э.н.

доцент

МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К СОГЛАШЕНИЮ ВТО ПО

ГОСЗАКУПКАМ

Аннотация:

Статья посвящена вопросам присоединения России к Соглашению ВТО по госзакупкам. Рассмотрена краткая история возникновения Всемирной торговой организации, ее цели и характеристики. Проанализированы первые итоги присоединения РФ к ВТО. На основе анализа действующей системы госзакупок в России выявлены возможные положительные и негативные стороны присоединения страны к международному соглашению.

Ключевые слова: международная торговля, торговая политика, Всемирная торговая организация, торговые соглашения, государственный закупки.

RUSSIA'S ACCESSION TO THE WTO'S AGREEMENT ON PUBLIC PROCUREMENT.

Abstract:

The thesis is devoted to Russian agreement with WTO in public procurement areas. The next tasks were solved:

• Considered brief history of World Trade Organization

• Investigated the main goals and characteristics

• Analyzed the results offirst steps of Russian agreement with WTO in public procurement

• Identified a positive and negative parts of the accession of the country to the international agreement, based on analysis of Russian system of public procurement identified

Keywords: international trade, trade policy, World Trade Organization, trade agreements, government procurement.

Для здорового экономического развития стран в современных динамично меняющихся международных условиях внешняя торговля имеет большое значение. Международная торговля является не только одной из самых старых форм транснациональных отношений, но также их основой. С увеличением объёма мирохозяйственных связей процесс углубления международного разделения труда ускорялся, и это привело многие страны к объединению в своеобразную интегрированную хозяйственную структуру.

В результате вовлеченности все большего количества стран в процесс международной торговли проявилась необходимость создания некоего регулятора, способствующего установлению норм, принципов межнациональных отношений и контролирующего их соблюдение. С этой целью еще в период Второй мировой войны Соединенными Штатами Америки был поднят вопрос о создании Международной торговой организации (МТО), которая так и не была создана, однако по итогам конференции ООН по торговле и занятости, проходившей в ноябре 1947 -марте 1948 г. в Гаване, был разработан текст Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ), который включал перечни тарифных уступок, а также некоторые общие положения по обязательствам в отношении тарифов. ГАТТ стало единственным документом, регулирующим международную торговлю в течение нескольких десятилетий послевоенного мира. Но ГАТТ не проектировалось как организация, и официально как таковое в силу не вступило. Действие ГАТТ основывалось на протоколе о временном применении.

Роль ГАТТ со временем изменялась, страны стали обращаться к нему как к форуму для решения проблем, связанных с международной торговлей. Постепенно число присоединившихся к ГАТТ стран возросло с 23 до 123.

Стал вопрос о необходимости создания официальной организации, способной регулировать международные торговые отношения. Первое официальное предложение о создании Всемирной торговой организации поступило от Канады в 1990 году.

Соглашение о создании ВТО было подписано в Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 г. Свою официальную деятельность ВТО начала с 1 января 1995 г, хотя до 1996 г ВТО и ГАТТ существовали параллельно.

Безусловно, ВТО переняла многие механизмы ГАТТ, но система Всемирной торговой организации является намного более сложной. ГАТТ применялось исключительно к торговле товарами, тогда как ВТО также регулирует торговлю услугами и распространяется на сферу интеллектуальной собственности.

ВТО обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контролирует выполнение торговых соглашений и договоренностей, заключенных между членами ВТО. Это крупнейший международный форум для переговоров лидеров стран по важнейшим

вопросам экономического развития.

Основной целью Всемирной торговой организации провозглашается либерализация мировой торговли посредствам тарифных методов и устранения различных нетарифных ограничений и барьеров.

Соглашения ВТО формируются по принципам недискриминации (режим наибольшего благоприятствования и обязательства о предоставлении национального режима), взаимности (обоюдности), транспарентности (прозрачности), либерализации торговли, принцип применения специальной помощи и уступок развивающимся странам, принцип связывающих и подлежащих исполнению обязательств.

К 2016 году в ВТО насчитывалось порядка 164 стран-членов. Россия вступила во Всемирную торговую организацию в 2012 году, после более чем 15 лет тяжелейшего процесса переговоров.

Вокруг вопроса о присоединении России к ВТО существовало огромное количество противоречивых мнений как до официального вступления РФ в эту международную организацию, так и после.

Первые итоги присоединения России к ВТО уже подведены, но стоит понимать, что за столь короткий срок можно дать лишь промежуточный ответ на вопрос о целесообразности членства в данной организации.

Динамику объемов экспорта и импорта, внешнеторговый оборот можно проследить по гистограмме 1 и графику 1, представленным ниже.

Динамика объемов экспорта и импорта РФ

600000

500000

§ 400000

а

«

п

§ 300000

л

о 200000 Я

п п

S 100000

экспорт

импорт

<1 I II

1 I I I I I

2009

301667

167348

2010

397068

228912

2011

516718

305760

2012

524735

317263

2013

525976

315298

2014

497834

286669

2015

343426,7

182403,5

0

Гистограмма 1 «Динамика объемов экспорта и импорта РФ». Источник: Росстат58 и ФТС59.

58 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 11.11.2016).

59 Федеральная таможенная служба России. URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 11.11.2016).

Внешнеторговый оборот РФ

900000 800000 700000

и

§ 600000 со

* 500000 ч

§ 400000 л

О 300000 ч

§ 200000 г

100000 0

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

График 1 «Внешнеторговый оборот РФ». Источник: Росстат и ФТС.

Напомним, что Россия стала членом Всемирной торговой организации в 2012 г. В период с 2009г до вступления РФ в ВТО наблюдалось наращивание объемов внешней торговли, как экспорта, так и импорта. К 2013 г объемы экспорта так же увеличились, но импорт товаров и услуг незначительно снизился. Динамика снижения внешнеторгового оборота лишь усиливается к моменту наложения ряда двухсторонних санкций, что объясняется резким сокращением торговых связей РФ с зарубежными партнерами по очевидным политическим причинам.

В конце сентября 2016 года в Женеве состоялся первый обзор торговой политики Российской Федерации в рамках ВТО. Данный обзор - это механизм по мониторингу торговой политики отдельных стран, контролю за соблюдением ими правил и норм ВТО. Доля страны в мировой торговле определяет, насколько часто данное мероприятие будет проходить по отношению к конкретному участнику ВТО. Для России обзор торговой политики проходит раз в четыре года. Государству-члену ВТО необходимо представить развернутый отчет о своей внешней торговле и торговой политике, Секретариат ВТО в свою очередь формирует такой же отчет на базе собственных источников информации. В ходе заседания Генерального совета ВТО заслушивается доклад представителя страны-участника ВТО, остальные же члены задают свои вопросы и высказывают критику по отношению к торговой политике.

Итоги всесторонней оценки торговой политики и связанных с торговлей экономических и политических мер включают в себя как положительные моменты, отмеченные партнерами России, так и отрицательные.

Большинство стран отметили грамотный подход РФ к решению

■экспорт импорт

■внешнеторговый оборот

основных внутренних и внешних экономических проблем, к которым можно отнести снижение доходов от экспорта энергоносителей, незавершенность и несостоятельность структурных реформ экономики, введение торговых ограничений против России и ответные меры нашей страны.

Среди мер Правительства РФ, носящих, по мнению партнеров России по ВТО, положительный характер, были названы:

• Политика налогового стимулирования;

• Введение Банком России плавающего курса рубля;

• Проводимая политика либерализации торговли;

• Эффективное участие в процессе региональной интеграции;

• Содействие развитию многосторонней торговой системы.

Критике на заседании Генерального совета ВТО по обзору торговой

политики РФ были подвержены, в первую очередь, следующие проблемы:

• Политика импортозамещения РФ, нецелесообразная в рамках норм ВТО;

• Государственное субсидирование некоторых отраслей народного хозяйства, к примеру, энергетического сектора и автомобилестроения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Доминирующая роль госкомпаний в экономике страны, приводящая к подавлению конкуренции на рынках;

• Применение Россией санитарных и фитосанитарных мер без научных обоснований;

• Ограничение участия иностранных компаний в процедурах государственных закупок.

Необходимо отметить, что особенно негативно о проведении торговой политики РФ отзывался Европейский Союз.

В качестве основных выводов, которые были сделаны как членами, так и Секретариатом ВТО по итогам обзора, можно выделить необходимость диверсификации экономики, снижения зависимости от углеводородного сырья и роли государства в экономике. Вместе с тем, подтверждено, что в целом задача интеграции России в мировую торговую систему выполнена60

С правовой точки зрения, Всемирная торговая организация - это совокупность многосторонних соглашений, регулирующих мировую торговлю. В пакет соглашений Уругвайского раунда переговоров, по итогам которого была создана ВТО, входит более 50 юридических документов, таких как Соглашение о создании ВТО, Международные торговые соглашения (МТС) и другие правовые документы.

В состав Соглашения о создании ВТО, называемого так же Марракешским соглашением, входят, помимо основного текста, 4 приложения:

60

Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depTorg/2016031006 (дата обращения 13.11.2016)

иКЬ:

Таблица 1.

Приложение 1А «Многосторонние соглашения по торговле товарами»__

Наименование соглашения Краткое описание

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. Определяет основы режима торговли товарами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. Аналогично ГАТТ 1994 г.

Соглашение по сельскому хозяйству. Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.

Соглашение по текстилю и одежде. Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барьерам в торговле. Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные инвестиции и быть квалифицированы как противоречащие Ст.Ш ГАТТ (Национальный режим) и Ст.Х1 (Запрет количественных ограничений)

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров

Соглашение по предотгрузочной Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

инспекции.

Соглашение по правилам происхождения. Определяет, что под правилами происхождения понимается совокупность законов, нормативных актов и правил для определения страны происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Определяет условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

Соглашение по защитным Определяет условия и процедуры применения мер для

Источник: Официальный сайт ВТО61

Приложение 1В.

Генеральное соглашение по торговле услугами определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере.

Приложение 1С.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности.

Приложение 2:

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров устанавливает условия и процедуры разрешения споров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательство по всем соглашениям ВТО.

Приложение 3:

Механизм обзоров торговой политики определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО.

Приложение 4:

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

Соглашение по торговле гражданской авиатехникой определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе;

Соглашение по правительственным закупкам устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд62.

При вступлении во Всемирную торговую организацию государство берет на себя обязательства по обеспечению исполнения всех соглашений, но может добиться отсрочки начала их исполнения.

Так Россия добилась отсрочки исполнения соглашения о госзакупках, присоединение к которому планировалось начать лишь в августе-сентябре 2016 года. Причем процесс переговоров и присоединения может занять долгое время. Тем ни менее, необходимо проанализировать, какие изменения ждут сферу госзакупок РФ после присоединения страны к этому соглашению ВТО, ведь эта организация регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития.

Как известно, во всех странах мира государство выступает крупнейшим потребителем товаров, работ и услуг. При этом оно всегда выступает особым потребителем, который не только закупает товары, работы и услуги, но и самостоятельно определяет порядок осуществления

61 Официальный сайт ВТО. URL: http://www.wto.ru (дата обращения 15.11.2016)

62 ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, Москва - 2011, 48с._

закупок. За 20 столетие доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте увеличилась практически во всех странах, что приводит к развитию законодательства в сфере закупок для государственных нужд.

Российская система государственных и муниципальных закупок использует контрактную модель управления закупками. Под контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается совокупность участников контрактной системы, в том числе: федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы; федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования, управления и контроля в сфере закупок; заказчики, участники закупок (в том числе государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»); специализированные организации, операторы электронных площадок; органы единой информационной системы в сфере закупок; потенциальные исполнители (подрядчики, поставщики).

На территории Российской федерации действуют следующие федеральные законы, устанавливающие принципы и нормы организации и управления контрактными отношениями63:

• В сфере размещения и реализации государственного и муниципального заказа (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

• Оборонного заказа (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе);

• В сфере закупок хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики (Федеральный закон от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»). Действие закона № 223-Ф3 распространяется на следующие организации: государственные корпорации и государственные компании; субъекты естественных монополий; организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения; государственные и муниципальные унитарные предприятия; автономные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам.

63 Управление закупками в инновационной экономике: вопросы теории и практики - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки; Институт экономики РАН - 2014, 88с_

Рынок государственных и муниципальных закупок в России является весьма проблематичным сектором экономики. Большинство крупных государственных контрактов в настоящее время реализуются с нарушениями заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов, законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции. Заключения особо крупных государственных контрактов проходят зачастую без какой-либо ценовой выгоды для заказчика. Следует учитывать, что эти контракты на поставку товаров, оказание услуг носят стратегический характер таких отраслей как судостроение, дорожное строительство, космическая отрасль, военно-промышленный комплекс, медицина и т.д.

Государственные закупки разделяются на три уровня64:

1. Федеральный

2. Региональный

3. Муниципальный

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРАКТОВ ПО УРОВНЯМ ЗАКАЗЧИКОВ (МЛН. Р) В 2015Г.

Уровень субъекта рф Муниципальный уровень Федеральный уровень

976821,11; 18%

Диаграмма 1 «Распределение контрактов по уровням заказчиков в 2015г.». Источник: Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок65.

Таблица 2

«Распределение контрактов по уровням заказчиков в 2015г.»

Общая сумма (млн. р)

Уровень субъекта рф 2346149,4

Муниципальный уровень 976821,11

Федеральный уровень 2095080,9

Источник: Официальный сайт единой информационной системы в

64 Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ: принят Государственной Думой 22 марта 2013г.; одобрен советом Федерации 27 марта 2013г// URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.10.2016)

65 Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html(дата обращения 18.10.2016)_

сфере закупок66.

На сегодняшний день основными способами определения поставщиков являются: конкурсы (открытые, закрытые, двухэтапные, с ограниченным участием); аукционы (открытые и закрытые); запросы предложений и котировок; закупки у единственного поставщика. Больше половины всех контрактов размещаются вне конкурентных процедур через заключение контракта с единственным поставщиком. Причем на финансирование этих особо крупных государственных контрактов выделяется более 20% всех средств федерального бюджета.

Таблица 3

«Объём государственных закупок в период с 2012-2016гг.»_

ГОД Общая сумма (млн. руб) Общее количество размещённых извещений (№44 фз., 94фз)

2012 5 913 374,4 2 131 928

2013 6 332 477,4 2 481 028

2014 6 022 368,4 2 781 706

2015 6 447 673,2 3 072 330

2016 4 483 409,7 2 290 802

Источник: Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок.

Присоединение России к ВТО может оказать существенное влияние на систему государственных закупок. Несмотря на тот факт, что присоединение к Соглашению по закупкам является необязательным для членов организации, Рабочая группа по вступлению России в ВТО выразила желание, чтобы Российская Федерация присоединилась к данному соглашению, что означает возможность Российских компаний участвовать в государственных закупках иностранных держав и наоборот. Более того, положение о том, что Россия в ходе переговоров о членстве в ВТО высказала намерение о возможности присоединения к Соглашению по закупкам в течение четырех лет с момента вступления в организацию содержится в докладе Рабочей группы от 17 ноября 2011 г. (стоит отметить, что 05.04.2013 вступил в силу Федеральный закон 44 заменив своего предшественника (ФЗ 94)). Россия стала наблюдателем в этом Соглашении и инициировала переговоры о его подписании. В том случае, если переговоры приведут к положительным результатам, Россия присоединится к Соглашению по закупкам.

Соглашение о государственных закупках (СГЗ) не только приводит национальное регулирование в соответствии с определенными требованиями, но и предоставляет доступ иностранным поставщикам к участию в государственных тендерах

Возможные последствия от присоединения России к СГЗ:

66 Официальный сайт единой информационной... (дата обращения 18.10.2016)

1) Доступ отечественным производителям на другие рынки. Расширение рынка сбыта бесспорно является положительным фактором, однако, в зависимости от конкурентоспособности российских поставщиков возможна такая ситуация, при которой основными контрагентами государственных заказчиков РФ будут являться иностранные компании, то есть Российский производители (поставщики) могут не только не приобрести новый рынок сбыта, а также потерять имеющийся.

2) Повышение качества поставляемых продуктов.

Повышение конкуренции должно простимулировать отечественных

игроков на рынке государственных и муниципальных закупок увеличит свою привлекательность и заинтересованность в лице заказчиков.

3) Повышение или ух_удшение_процессов_проведения

закупочных процедур.

В зависимости от того как «ляжет» СГЗ подписанное Россией на существующую (ещё формирующуюся) контрактную модель системы управления государственными закупками.

Согласно обзору торговой политики России, проводимой в рамках ВТО 28-30 сентября, была отмечена системная проблема, заключающаяся в политике России по импортозамещению. В докладе секретариата Всемирной торговой организации по оценке торговой политики России говорится, что импортозамещение вредит иностранным компаниям.

С этим сложно не согласиться, ведь планируется участие компаний в государственных закупках, а при этом на территории страны ведётся политика импортозамещения, что указывает на преимущества отечественных производителей. То есть фактически программа правительства по импортозамещению до 2020 года будет ограничивать конкуренцию в госзакупках для иностранных участников.

На это заявление секретариата ВТО последовал ответ от директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максима Медведкова, что Россия «никогда не указывала, что будет ограничивать импорт, или будет создавать проблемы для ввоза продуктов из-за рубежа»67

За последнее время РФ провела значительное усиление защиты внутреннего рынка госзаказа от других стран, что не соответствует политике ВТО. При этом большинство развитых стран-участниц Всемирной торговой организации имеют те или иные меры защиты внутреннего рынка, что в большей степени необходимо как раз развивающимся странам с неокрепшей экономикой. На такую противоречивую и нелогичную политику ВТО указывают многие эксперты. Разумеется, что для многих участников СГЗ либерализация российского рынка государственных закупок имеет большое значение и может принести значительный положительный эффект

67 Newstes иЯЬ: http://newstes.ru/2016/09/29/vto-ocenila-torgovuyu-politiku-rossii-v-minekonomrazvitiya-gotovyat-otvet.html (дата обращения 05.10.2016)_

Использованные источники:

1. ВТО: история создания, структура, основные правила и принципы деятельности, организация процедуры присоединения новых членов -М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Управление закупками в инновационной экономике: вопросы теории и практики - М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки; Институт экономики РАН, 2014.

3. Государственные закупки в экономике АТЭС: международные нормы и особенности национального регулирования: Вестник АТЭС №4 - 2016.

4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/

6. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.customs.ru/

7. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ttp:// economy. gov.ru/minec/about/ structure/depTorg/2016031006

8. Официальный сайт ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru

9. Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakupki.gov.ru

10.Newstes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://newstes.ru/2016/09/29/vto-ocenila-torgovuyu-politiku-rossii-v-minekonomrazvitiya-gotovyat-otvet.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.