Научная статья на тему 'Природоохранная деятельность экономических субъектов - основа охраны окружающей среды'

Природоохранная деятельность экономических субъектов - основа охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3221
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЗАТРАТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ECONOMY / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ENVIRON-MENTAL PROTECTION MEASURES / COST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Маргарита Дашицыреновна

В статье раскрыты вопросы охраны окружающей среды, влияние экономических субъектов на природную среду. Определена значимость выделения в хозяйственной деятельности субъектов выделения природоохранной. В связи с этим возникает необходимость учета природоохранных мероприятий и формирования отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROTECTION OF ECONOMIC SUBJECTS BASIS OF EN- VIRONMENTAL PROTECTION

The article deals with environmental issues, the influence of economic actors on the en-vironment. Determined to highlight the importance of economic entities allocating con-servation. In this connection there is need to take account of environmental protection measures and reporting.

Текст научной работы на тему «Природоохранная деятельность экономических субъектов - основа охраны окружающей среды»

УДК 338.075

ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ — ОСНОВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

© Иванова Маргарита Дашицыреновна

кандидат экономических наук, доцент Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

В статье раскрыты вопросы охраны окружающей среды, влияние экономических субъектов на природную среду. Определена значимость выделения в хозяйственной деятельности субъектов выделения природоохранной. В связи с этим возникает необходимость учета природоохранных мероприятий и формирования отчетности.

Ключевые слова: экономика, охрана окружающей среды, природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия, затраты, управление.

Производственная деятельность человека связана с воздействием на окружающую природную среду. Материальное производство функционирует в конкретных природных условиях и может успешно развиваться лишь при динамическом равновесии между обществом и природой, составляющими целостную эколого-экономическую систему. Между тем индустриализация общества привела к массированному преобразованию природы. Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований экономического развития общества. Необходимо найти такие методы ведения хозяйства, которые учитывали бы природные равновесия в сторону либо минимальных вредных воздействий, либо приводили к улучшению природного потенциала. Негативные последствия производственной деятельности с каждым годом становятся все очевиднее, что определяет охрану окружающей среды как один из социально-экономических приоритетов государственной политики. Практическая реализация этой политики обусловливает необходимость проведения широкомасштабных научно-исследовательских работ в области экологического вреда, наносимого ростом технологического освоения окружающей среды, и вместе с этим экономического состава и бухгалтерского учета собственно затрат на природоохранную деятельность и их финансового обеспечения.

Проблемы ее реализации рассматриваются в работах таких авторов как: С. Н. Бобылев, Н. Н. Лукьянчиков, О. Е. Медведев, А. П.Нестеров, А. Л. Новоселов, Ю. В. Овсиенко, Н. В. Пахомова, Н. Я. Петраков, И. М. Потравный, Н. П. Тихомиров, Н. В. Чепурных, Т. С. Хачатуров, Р. М. Хильчевская, А. В. Шевчук, О. С. Шимова, Я. Я. Яндыганов и других.

Особую значимость приобретает природоохранная деятельность, направленная на снижение и предотвращение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов. Поэтому важна оценка воздействия на ок-

ружающую среду отдельных предприятий и проведение ими природоохранных мероприятий.

В настоящее время известны следующие негативные экологические последствия индустриализации:

- снижение производительности труда работников в связи с ухудшением их здоровья;

- дополнительное использование сырья, топлива, материалов, энергии, затрат труда, необходимых для предотвращения воздействия неочищенных сточных вод, отходящих газов, выбрасываемой пыли, жидких и твердых отходов производства;

- снижение качества продукции;

- преждевременный физический износ основных средств и недопустимо частое их досрочное списание;

- увеличение объемов бытовых отходов;

- рост дополнительных затрат на уборку населенных пунктов, ремонт жилого фонда.

Перечисленные негативные факторы актуализируют проблему рационального природопользования как основной формы взаимодействия общества и природной среды при промышленном освоении территорий. Оценка воздействий на окружающую среду — это процедура учета экологических требований государственного законодательства при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества. Такая оценка организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Сохранение окружающей среды — одна из важных экономических и социальных задач. Мероприятия по охране окружающей среды должны носить общегосударственный характер. Природоохранная деятельность связана с использованием водных, земельных, лесных и прочих ресурсов и сводится к созданию и использованию природоохранных комплексов. Деятельность организации, направленная на создание, модернизацию и реконструкцию производственных фондов экологического значения, связана с использованием ресурсов организации, т. е. с созданием затрат. Новые условия хозяйствования требуют от организаций повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции, эффективных форм хозяйствования и управления производством.

Природоохранная деятельность в России является относительно новой, поэтому многие вопросы функционирования нуждаются в изучении и дальнейшем совершенствовании.

Природоохранная деятельность необходима обществу, она является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности предприятий, в ходе которой должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение или ликвидацию последствий вредного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и требующих особого

учета, контроля и стимулирования в силу их низкой рентабельности для предприятий и важности для общества.

Природоохранная деятельность предприятий регулируется Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О плате за землю», «Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия «Законом РФ «Об экологической экспертизе» и другими.

Под природоохранной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая производственными предприятиями, в ходе которой должен осуществляться комплекс мероприятий, направленных на предотвращение, уменьшение или ликвидацию последствия основной производственной деятельности, на все элементы окружающей среды и требующих особого учета, контроля и стимулирования в силу их низкой рентабельности для предприятия и важности для общества. С введением платного механизма природопользования проблема взаимодействия экологии и экономики приобрела особую актуальность, что вынудило предприятия проводить природоохранную деятельность. Специфика природоохранной деятельности заключается в том, что требует системной увязки ресурсов, исполнителей природоохранных мероприятий и форм управления.

Деятельность регулируется посредством целого комплекса экономических и административных механизмов в системе взаимодействия общества и природной среды. Специалисты рассматривают термин «природоохранная деятельность» в нескольких аспектах: геологическом, экономическом, юридическом, политическом и т. д.

При этом превалирует экономическая направленность указанной катего-

Рис. 1. Последствия взаимодействия природной среды и общества

На рис. 1 показаны взаимосвязи природной среды и общества, где отражен один из главных результатов такого взаимодействия — отходы производства и потребления, подлежащие утилизации, требующие создания экологически чистых технологий, производств, видов продукции, а следовательно, связанные с затратами, определяемыми как природоохранные затраты.

Выделено несколько групп природоохранных затрат (от 1, 2 .. №). Конкретное число таких групп должно определяться специальной классификацией природоохранных затрат.

Природоохранная деятельность имеет специфическую особенность: большая ее часть не материализуется в производственную продукцию, то есть прирост затрат на природоохранную деятельность не сопровождается соответствующим приростом производства, а отсутствие этих затрат не ведет прямо к его уменьшению. В большинстве случаев природоохранные затраты не приносят непосредственным вкладчикам никакой видимой финансовой отдачи, поэтому предприятия не заинтересованы в осуществлении природоохранных мероприятий.

Для обеспечения реализации законодательных актов Правительство Российской Федерации приняло около 350 постановлений и распоряжений. Это обусловило переход к новым экономико-правовым взаимоотношениям между субъектами хозяйственной деятельности, между предприятиями и региональной администрацией, местными и центральными органами власти, необходимость компенсации ущерба за загрязнение окружающей природной среды практически полностью возложена на предприятия-виновников негативных экологических воздействий.

Однако ограниченность в средствах, как предприятий, так и государства приводит к тому, что на практике только незначительная часть ущерба покрывается за счет виновников и государства, а более 80% вообще не компенсируется.

Видимым препятствием в формировании механизмов управления природоохранной деятельностью необходимо признать сложившуюся годами учетно-экономическую неопределенность в трактовках большинства объектов, которыми оперируют специалисты, занятые в этой сфере. В экономике вообще и в бухгалтерском учете в частности стало обычным отождествление даже широко распространенных терминов «экология» и «охрана окружающей среды», «экологические издержки» и «природоохранные затраты», «экологические платежи» и «экологические налоги», «природоохранные штрафы» и «экологические финансовые санкции». А это приводит к тому, что указанные термины по-разному интерпретируются при разработке правовых основ природопользования и нормативных положений, регулирующих процессы формирования и финансирования природоохранной деятельности. В частности, неопределенность термина «экология» становится причиной различного толкования затрат и результатов, связанных с экологическими процессами, а в конечном счете — к искажению учетных данных о себестоимости продукции и финансовых результатах хозяйственной деятельности организации. Следствием таких разночтений становится необоснованное, порой хаотичное, нередко лоббированное регулирование финансовых пото-

ков, практически исключается возможность конструктивного использования рычагов управления природоохранной деятельностью, в первую очередь, связанных с ней затрат. Вряд ли можно рассчитывать на целенаправленное и результативное управление затратами на природоохранную деятельность, если, в конечном счете, не определены экономическое содержание, предмет, объекты и конечная цель такой деятельности. Кроме того, даже новые законодательные нормы по регламенту природопользования и охраны окружающей среды содержат немало неясностей и противоречий.

В настоящее время, как и раньше, отсутствуют однозначные законодательные нормативы определения и учета суммы от ущерба окружающей среде.

В действующем Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» для реализации возможности предъявления соответствующих исков для возмещения вреда и определения уровня нанесенного вреда (ущерба) природной среде тоже необходимо принятие дополнительных нормативно-правовых актов.

Так, в соответствии со ст. 1 данного Закона «вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов». Если брать за основу только эту норму рассматриваемого Закона, то получается, что для определения вреда окружающей среде по новому законодательству необходимо доказать наличие процесса (или уже состоявшегося факта) не просто сильного загрязнения, а деградации естественных экологических систем и истощения природных ресурсов. Однако ст. 77 этого же Закона гласит, что возмещение вреда должно производиться юридическими и физическими лицами за загрязнение окружающей среды, истощение, порчу, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградацию и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. То есть не только за такое загрязнение, которое привело к деградации указанных выше систем и истощению природных ресурсов, но и за более широкий спектр негативного воздействия на природную среду.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.

Современная экологическая ситуация и развитие рыночных отношений обуславливают новый этап в развитии сферы природоохранной деятельности, выдвигающий на первый план качественно новые задачи, решение которых невозможно без совершенствования организационно-экономической структуры отрасли и ее информационной базы — бухгалтерского учета.

Сложившиеся ранее экономические отношения по поводу распоряжения, использования и охраны природных ресурсов привели к диспропорции между экономическим результатом от природопользования и затратами на поддержание природно-ресурсного потенциала.

Проблема загрязнения окружающей среды является приоритетной не только на региональном, но и на общенациональном уровнях. Одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время является достижение необходимых темпов экономического роста с одновременным обеспечением экологической безопасности государства. Современное состояние окружающей среды таково, что дальнейший рост благосостояния государства невозможен без коренных изменений в подходе к решению экологических проблем. Надо отметить огромный потенциал экологического улучшения ситуации за счет радикальной структурной перестройки экономики. Для осуществления позитивных структурно-технологических изменений в экономике необходима разработка эффективной структурной политики. Это система целенаправленно осуществляемых мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для более эффективного использования всех видов ресурсов. Структурная политика предполагает выделение приоритетов в решении экономических, экологических, социальных, региональных, научно-технических и прочих проблем и в соответствии с этими приоритетами развитие определенных отраслей и видов деятельности. К средствам реализации структурной политики относятся, прежде всего, инвестиционная политика, система рыночных стимулов (налоги, кредиты, субсидии и пр.), правовое регулирование и т. д.

Суть экологически сбалансированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуати-рующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств в природно-продуктовой вертикали, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта. Речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.

Самые скромные оценки показывают, что структурно-технологическая рационализация экономики может высвободить 20-50% используемых сейчас неэффективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов. В стране наблюдается гигантское структурное перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т. д.

Под «рациональным уровнем» потребления природных ресурсов понимается потребление в условиях рациональных экономических структур, ориентирующихся на конечный результат, эффективного использования ресурсов, наличия прогрессивных технологических процессов и пр. «Структур-

но-технологическое» перепотребление ресурсов происходит при нерациональных экономических структурах, диспропорции в развитии природоэкс-плуатирующих отраслей и обрабатывающих, перерабатывающих отраслей, ориентации на промежуточные результаты, отсталости технологической базы, отсутствии стимулов для экономии ресурсов и проч.

Исследование структурных изменений в экономике позволяет сделать простое и понятное измерение уровня эффективности эколо-го-экономической политики, устойчивого развития в целом. Среди экономических показателей «структурными» критериями устойчивого развития могут быть:

• уменьшение показателя природоемкости, измеряемого как затраты первичных природных ресурсов (ресурса) или объемы загрязнений на единицу конечной продукции;

• изменение структурного показателя, отражающее уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.

Для российской экономики характерна индустриальная структура с мощным и тяжелым основанием. К сожалению, в последние годы происходит «утяжеление» экономики страны, увеличивается основание пирамиды, она «расползается», что отражает рост нагрузки на природу. Тяжелое основание пирамиды давит не только на современную экономическую ситуацию, но и грозит задавить будущие ростки устойчивого развития. Это отражается в росте удельного веса в производстве, инвестициях первичной экономики, природоэксплуатирующих отраслей (прежде всего топливно-энергетического комплекса) при сокращении удельного веса прогрессивных наукоемких отраслей, от которых во многом и зависит переход к устойчивому развитию. При общем спаде промышленного производства с 1991 г. более чем на 50% кризис тяжелее всего сказался на наукоемких и ресурсосберегающих секторах (по некоторым оценкам, спад составил до 90%). Тем самым переход к рынку, важнейшие цели реформ, ориентированные на создание более эффективной и прогрессивной экономической структуры, оказываются невыполненными.

Отражением этой ситуации стало увеличение природоемкости во многих отраслях и по многим видам продукции. В условиях промышленного спада сократились производство и потребление многих природных ресурсов, уменьшились суммарные выбросы и загрязнения. Однако удельные показатели затрат природных ресурсов и загрязнений в расчете на единицу конечной продукции возросли. В связи с этим достаточно симптоматичным является ухудшение одного из важнейших индикаторов устойчивого и эколого-ориентированного развития — рост энергоемкости экономических показателей, который существенно вырос за последнее время для валового внутреннего продукта. Это означает, что для достижения конечных результатов в экономике приходится удельно затрачивать значительно больше нефти, газа, угля, электроэнергии, что, безусловно, ведет к исчерпанию невозобновимых природных ресурсов. К тому же к началу экономических реформ российская экономика оказалась неэффективной с экологической точки зрения. Спад

производства не навлек аналогичного снижения загрязнений, поскольку в экономически кризисных условиях предприятия стали экономить и на природоохранных затратах. Такая ситуация обусловлена:

- отсутствием действенного экономического механизма эффективного управления природопользованием;

- отсутствием действенных стимулов у предприятий к использованию ре-сурсо- и энергосберегающих технологий;

- стремление акционированных предприятий и предпринимателей к максимизации разовой прибыли и игнорирование потребностей в обновлении основных производственных фондов, в том числе природоохранного назначения;

- необходимостью создания дополнительных производств из-за разрушения имевшихся хозяйственных связей (часто эти предприятия вредно воздействуют на окружающую среду);

- недогрузкой имеющихся производственных мощностей, использованием неоптимальных режимов работы оборудования при существующем перерасходе энергоресурсов.

Очевидно, что природные ресурсы являются основой экономики любого государства, а в стоимостном измерении — это один из экономических показателей, характеризующих положение страны на международных рынках. Современное влияние экологического фактора на экономику региона или предприятия трудно переоценить. Для экономической оценки такого влияния используется целый комплекс показателей, один из которых представляет собой соотношение сумм природоохранных затрат и финансовых источников их возмещения и является, как показывает хозяйственная практика, наиболее актуальным.

Противоположная динамика энергоемкости сложилась в странах, прошедших структурную энергосберегающую перестройку.

Таким образом, экономика становится не только «глупее» с деградацией технологически прогрессивных отраслей, но и «грязнее» с увеличением удельного веса природоэксплуатирующих секторов экономики.

О необходимости глубоких структурных изменений в экономике свидетельствует опыт зарубежных стран, где складываются постиндустриальные структуры и за последние десятилетия произошли колоссальные структурные сдвиги в пользу наукоемких и ресурсосберегающих видов деятельности. Однако современные экологические, экономические, социальные реалии в мире и в России делают необходимым скорейшее и эффективное решение экологических проблем вне зависимости от величины имеющегося природного капитала. И здесь природоохранный потенциал структурно-технологических изменений огромен.

Наряду со строительством новых предприятий, закрытием экологически и экономически неэффективных производств к мерам по структурной перестройке относится и перепрофилирование производства. По своему экологическому эффекту эти меры сопоставимы с новым строительством и часто требуют гораздо меньше затрат.

В России особенно большие резервы природных ресурсов могут быть сэкономлены благодаря структурной перестройке в районах Сибири и Дальнего Востока. Здесь при фантастическом богатстве природы и масштабности первичной экономики положение в более высоких структурных слоях, на стадиях переработки природного сырья чрезвычайно напряженное. В обрабатывающей промышленности технологии, соответствующие мировому уровню, составляют лишь 6-8%, в горнодобывающей промышленности — менее 4%. В этих условиях происходят гигантские потери природных ресурсов.

Огромные резервы земельных и водных ресурсов, нефти, газа, угля могут быть высвобождены благодаря структурной перестройке в агропромышленном и топливно-энергетическом комплексах.

Таким образом, экологически ориентированная структурная перестройка должна предусматривать широкомасштабное перераспределение, перелив ресурсов из первичных (сельское хозяйство и добывающая промышленность) во вторичные секторы экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, связь), затем и в третичные (сферы преимущественно интеллектуальной деятельности и услуг). Существенную роль в таком перераспределении могут сыграть формирующиеся рыночные механизмы.

Человечество начало осознавать необходимость радикального пересмотра стратегии своего развития, потому что процессы деградации биосферы приняли такой размах, что начали приводить к ярко выраженным глобальным изменениям всех ее элементов (земля, вода, воздух), включая здоровье человека. Различные виды решений в данной сфере принимаются в условиях неполной информации, неопределенности при оценке их результатов, они важны не только для предотвращения экологических катастроф, но и для самых разных областей человеческой деятельности. Общество должно повсеместно перейти от простой реакции на уже происходящие изменения к предсказаниям возможных катастрофических ситуаций и превентивным мероприятиям по их недопущению, откладывать принятие упреждающих мер нельзя.

Упреждающие технологии уже существуют во многих отраслях, в частности в научной сфере и образовании. Хотя их результаты не дают немедленного эффекта, поэтому значительную часть издержек в этой сфере берет на себя общество. Неоспоримое преимущество имеет государство, которое тратит на эти цели более высокую долю бюджетных средств. Многолетняя российская практика безвозмездного изъятия природных ресурсов привела к бесконтрольной эксплуатации месторождений полезных ископаемых, масштабным загрязнениям окружающей природной среды, снижению действенных механизмов государственного регулирования природоохранной деятельности.

В условиях рыночной экономики, при принятии управленческих решений, экологический фактор становится одним из основных, так как экономика и окружающая среда, на наш взгляд, являются единой системой, и проблема их взаимодействия приобретает особую актуальность в современных условиях.

Современная производственно-хозяйственная деятельность предполагает наличие экологического мониторинга, данные которого могут быть положе-

ны в основу кадастровых оценок размеров и экологической загрязненности промышленных зон. В связи с этим в число приоритетов включается системный учет воздействия на окружающую среду каждого отдельного предприятия, производственная технология которого так или иначе связана с выбросами вредных отходов в окружающую природную среду. Среди многочисленных проблем социально-экономического развития государства особую актуальность приобрела проблема сохранения окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей населения. Достижение минимального воздействия производства на окружающую природную среду может быть действенным при:

- соответствующем уровне развития техники и технологий;

- формировании и совершенствовании нормативов экологического воздействия и стандартов качества окружающей среды;

- разработке законодательной базы;

- методологии экологического учета и контроля параметров производственных процессов;

- введении комплексной системы экологической экспертизы, сертификации и экологического аудита;

- создании организационных структур в рамках предприятия, призванных заниматься внедрением экологически ориентированных методов управления.

Поиск новых методов эксплуатации природных ресурсов, основанных на принципе природного равновесия, неотделим от внедрения на практике современных технологий разработки и принятия управленческих решений. Конструктивные результаты работы систем управления природоохранной деятельностью в рамках хозяйствующих субъектов в немалой степени предопределяются качеством бухгалтерской информации о формировании и поведении природоохранных затрат.

Следовательно, экономика современного природопользования России многократно актуализирует необходимость совершенствования бухгалтерского учета затрат на природоохранные мероприятия. В современной российской практике отсутствуют нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет природоохранных затрат, что явно препятствует реализации многокритериальной задачи их регулирования. Правовые документы, регламентирующие общую методологию бухгалтерского учета расходов, должны содержать и нормы учета воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую природную среду. Однако российская учетная информация в области производственного воздействия на окружающую природную среду в бухгалтерском учете скрыта в составе различных укрупненных статей производственной себестоимости продуктов труда. Повсеместно практикуемый «котловой» способ учета природоохранных затрат не только искажает экономическую сущность производственной себестоимости, но и осложняет использование законных методов минимизации налогов, страхование экологических рисков, получение льготных кредитов под государственные гарантии и другие аспекты экономической работы.

Отсутствие специальных стандартов, регламентирующих бухгалтерский учет природоохранных затрат, затрудняет адаптацию российской системы

бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам финансовой отчетности. В настоящее время учет природоохранных затрат является прерогативой оперативного или управленческого учета. В международной практике экологического менеджмента управленческий учет выполняет функцию минимизатора затрат для обеспечения социальных и экономических результатов в общих качественных показателях хозяйствования экономических субъектов. Известно, что бухгалтерский учет для управления экономикой хозяйствующего субъекта может базироваться лишь на достаточно емкой информационной базе, структурированной, прежде всего, по видам и статьям затрат. Однако этому в определенной степени препятствует отсутствие научной концепции состава и классификационной структуры природоохранных затрат. В связи с отсутствием учетно-аналитической классификации природоохранных затрат и их системного учета экологический мониторинг в российских регионах носит фрагментарный характер.

Таким образом, необходимость комплексного исследования идентификации природоохранных затрат и совершенствования их бухгалтерского учета обусловлена:

- недостаточной теоретической разработанностью современных проблем бухгалтерского учета затрат на природоохранную деятельность;

- превращением хозяйствующего субъекта в единый комплекс, для которого конструктивное природопользование постепенно становится одним из факторов обеспечения конкурентоспособности, привлечения инвестиций и оптимизации экономических выгод за счет управления затратами, долговыми обязательствами и финансовым результатом;

- неурегулированностью взаимоотношений хозяйствующего субъекта с государством как равноправных партнеров при исполнении налоговых обязательств и компенсации повышенных природоохранных затрат бюджетными ассигнованиями.

Исследования в области учета затрат на экологическую деятельность отсутствуют, хотя, как уже было сказано, в современной экономике экологическая деятельность становится все более актуальной.

Организацию бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с детализированной классификацией природоохранных затрат на полном основании следует отнести к приоритетным направлениям реформирования российской системы учета и отчетности в соответствии с МСФО. Для этого необходимы глубокие исследования в области экономики природоохранных затрат и накопленного международного опыта их бухгалтерского учета.

Исследование особенностей затрат на природоохранную деятельность и их бухгалтерского учета требует прежде всего объективного и исчерпывающего определения специфики этой деятельности: ее экономического, социального, правового содержания. Восприятие аспектов природоохранной деятельности как совокупного объекта государственного и корпоративного управления позволит уточнить понятийный аппарат приемлемой трактовки объектов бухгалтерского учета: «затраты на природоохранную деятельность» («природоохранные затраты»).

Неоправданно ограниченное число методических рекомендаций по учету затрат природоохранной деятельности организаций, недостаточность теоретических исследований учета и отчетности в сфере природоохранной деятельности обусловили необходимость формирования информации о природоохранных затратах. Вместе с тем, существующая система информации о природоохранной деятельности резко отстает от потребности в ней, что значительно тормозит дальнейшее совершенствование действующего механизма природопользования. Очевидно, что для эффективности природоохранных мероприятий, необходим точный учет экологических затрат и результатов природоохранной деятельности, причем использовать целесообразно только такие показатели, по которым ведется достоверный учет.

В связи с этим, наибольшую актуальность приобретают проблемы научного обоснования управленческого учета и анализа экологических затрат, способствующих стимулированию рационального природопользования как хозяйствующего субъекта, так и всего государства.

Таким образом, ухудшение состояния окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов обусловлены недостаточной ответственностью руководителей предприятий. Следует отметить, для правильной организации учета затрат на природоохранную деятельность необходимо выделить природоохранную деятельность в самостоятельный объект учета, определить перечень видов природоохранной деятельности, затраты и результаты по которым должны документироваться. Такие отчетные данные позволят усилить экологический контроль и повысить ответственность руководителей за его результаты. В связи с этим, считаем, что данные бухгалтерской отчетности являются информационной базой для принятия управленческих решений. Но при этом имеются объективные недостатки принятой методологии составления отчетности, рассмотрения бухгалтерских парадоксов, неизбежных в каждой учетной системе, без понимания которых нельзя по-настоящему правильно читать баланс и другие отчетные формы.

В заключении необходимо отметить, экономический результат природоохранной деятельности предприятий и территорий заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшения ее состояния. Особую значимость приобретает природоохранная деятельность, направленная на снижение и предотвращение отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природных ресурсов.

Литература

1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ. Система ГАРАНТ -2010.

2. Хильчевская Р. М. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития // Экономика и математические методы. — 2006. — Т. 32. — Вып. 3. — С. 85-95

3. Чепурных Н.П. Экономика природопользования. Эффективность. Ущербы. Риски. — М.: Наука , 2008

4. Шимова О. С., Соколовский Н. К. Экономика природопользования: учеб.пособие. — М: Инфра-М, 2009. — 377 с.

ENVIRONMENTAL PROTECTION OF ECONOMIC SUBJECTS BASIS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Ivanova Margarita Dashitsyrenovna candidate of economic sciences, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude, 670000 Russia

The article deals with environmental issues, the influence of economic actors on the environment. Determined to highlight the importance of economic entities allocating conservation. In this connection there is need to take account of environmental protection measures and reporting.

Keywords: economy, environmental protection, environmental management, environmental protection measures, cost management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.