Научная статья на тему 'Природный и социальный компоненты культурной среды народов Восточного Забайкалья'

Природный и социальный компоненты культурной среды народов Восточного Забайкалья Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Александрова Татьяна Сергеевна

Рассматривается культурная среда как устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект. Из обширного комплекса элементов (на региональном материале) культурно-географического исследования детально изучены природный и социальный компоненты. Делается вывод о различных приоритетах поклонения (культах) у малочисленных и больших народов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural and Social Components of Cultural Environment of Eastern Transbaikalia Peoples

This article considers cultural environment as stable scope of real-valued and personality elements which are interacted with social subject. Out of wide complex of cultural and geographic research elements natural and social components are coned on regional data.There is a conclusion about various priorities of worship (cults)among smaller and large peoples

Текст научной работы на тему «Природный и социальный компоненты культурной среды народов Восточного Забайкалья»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 572.022

Т.С. Александрова

T. Aleksandrova

ПРИРОДНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НАРОДОВ ВОСТОЧНОГО ЗАБАЙКАЛЬЯ

NATURAL AND SOCIAL COMPONENTS OF CULTURAL ENVIRONMENT OF EASTERN TRANSBAIKALIA PEOPLES

Рассматривается культурная среда как устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект. Из обширного комплекса элементов (на региональном материале) культурно-географического исследования детально изучены природный и социальный компоненты. Делается вывод о различных приоритетах поклонения (культах) у малочисленных и больших народов

Ключевые слова: культурная среда

Анализ современных подходов к культуре позволяет представить ее как сферу жизни общества, целевое назначение и функционирование которой непосредственно связано с развитием человека. Она также включает в себя духовный, политический и материальный аспекты.

В центре культуры находится человек как создатель и потребитель культурных ценностей, как цель и смысл развития культуры. Каждый человек живет в определенной культурной среде. Под культурной средой понимается устойчивая совокупность веществен-

This article considers cultural environment as stable scope of real-valued and personality elements which are interacted with social subject. Out of wide complex of cultural and geographic research elements natural and social components are coned on regional data There is a conclusion about various priorities of worship (cults)among smaller and large peoples

Key words: cultural environment

ных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект [2].

Но человека недостаточно рассматривать лишь как социальный субъект, его взаимодействие с обществом. Природное окружение человека оказывает сильное влияние на него как на социального субъекта и не менее важно при характеристике культурной среды. Используемый в данном случае культурноэтнографический подход и проясняет, и создает новые вопросы. Разделить социальное и природное довольно сложно: эти категории как бы перетекают друг в друга. Трудно провести

грань - насколько природны либо социальны наши физиология, психика, социальные связи, технологии, природопользование и т.д. [3].

Отношение к природе в культурах народов Восточного Забайкалья различно.

Для коренного населения - бурят и эвенков - культура представляет собой систему ценностей, существующих или создаваемых в непосредственной зависимости от природного окружения. Сохранение и воспроизводство историко-культурных ценностей обусловлены необходимостью функционирования в конкретном естественногеографическом окружении. В такой культурной среде вырабатывались, сохранялись и закреплялись нормы поведения и общения, обычаи, запреты, которые соблюдались в трудовой деятельности, быту. Культурные традиции имели высокую инертность, консервативность, т.к. формировались в естественно-природных ритмах.

Об этом свидетельствует отношение и качественный состав памятников культуры, и наследия бурят и эвенков. С давних времен культовые места у этих народов приурочены к природным объектам. Священными считались горные вершины - «обоо», одиноко стоящие деревья, некоторые животные. Самые знаменитые культовые места у бурят гора Алханай (Дульдургинский р-он), «Ламский городок» (Красночикойский р-он), «Каменный город» в среднем течении реки Деловун (Тунгокочен-ский р-он), ряд сакральных объектов эвенков (оз. Нитчатка, Каларский р-он). Они занимают значительное место в системе особо охраняемых территорий и планируемых национальных парков.

Гора Алханай - одна из знаменитейших святынь северного буддизма, которую ежегодно посещают тысячи людей. Алханай издревле считается местом особого поклонения, где в конкретных культовых объектах отчетливо прослеживается смена различных анимистических форм на теистические. «Ламаизация» достигалась путем замены шаманских символов предметами, строениями и символами, характерными именно для северного буддиз-

ма. Параллельно этому шел процесс вытеснения одних этнопсихологических стереотипов другими. Соответствующие изменения проводились в ландшафте - строительство дугана в начале XX в., постройка бурхана в 90-х гг. XX в. [4]. Таким образом, природно-культовый комплекс горы Алханай является результатом синкретического соединения религиозных традиций и представлений северного буддизма с автохтонными культами хоринских бурят. Здесь возносил молитвы глава буддистов всего мира - Далай-лама 14. Этот потухший вулкан собирает на природные культовые храмы буддистов-паломников и просто отдыхающих из разных уголков России и даже других стран мира. Лечебно-оздоровительные воды источников Алханая посещают более 20 тыс. чел. Сейчас гора Алханай - это центр национального парка [1].

Чрезвычайно важным, но малоизвестным пластом культурного наследия Забайкалья является наличие в Читинской области места хранения уникального литературного памятника буддийской культуры «Ганчжура» (с. Бурсалан, Красночикойского района).

Природно-культовые объекты Каларско-го района представляют собой «шаман-деревья» - лиственницы (Сюльбанский, Ле-приндинский, Олдекитский перевалы). Отдельную группу составляют кладбища. С 1994 по 1999 гг. А.Я. Янковым выявлено 18 культовых объектов каларских эвенков [4].

Названные природно-культовые комплексы, как в целом, так и отдельные объекты их составляющие, являются неотъемлемыми частями традиционного этнокультурного ландшафта эвенков, бурят и представляют большой интерес для ученых и туристов.

Бережная интуитивность и опытно-ориентированная экологически обоснованная хозяйственная деятельность проявлялись в рациональном освоении угодий, подборе культур в соответствии с тепло- и влагообеспеченно-стью, утужном луговодстве.

Рассматривая культурное наследие русского населения Читинской области, следует

отметить его «социальность», приуроченность к исторически значимым событиям или личностям. Достаточно вспомнить названия площадей областного центра - «Площадь революции», «Площадь декабристов», «Площадь им. В.И. Ленина». Религиозные места поклонения - соборы, храмы, церкви, строительство которых активизировалось в последние годы. В 2005 г. закончено строительство кафедрального собора во имя Казанской Иконы Божьей матери в г. Чита, построен Храм Спаса Нерукотворного в г. Краснокаменск.

Интерес к народным традициям, связанным с бережным отношением к природе, вызван тем, что взаимодействие современного человека с природной средой его обитания приобретает подчас обостренный и противоречивый характер. Это связано с активным преобразованием огромных территорий, увеличением мобильности населения, изменением естественногеографического окружения.

Коротко об авторе________________________________

Александрова Татьяна Сергеевна, ассистентка кафедры административного права и таможенного дела юридического института, Читинский государственный университет (ЧитГУ), lesg@bk.ru

Научные интересы: региональные особенности культурной среды Читинской области и комплекса элементов культурно-географических исследований. Влияние географических условий региона на общий культурный уровень населения

Нередко современная хозяйственная деятельность вступает в противоречие и с традиционным укладом жизни, этнокультурой, современное противопоставляется веками сложившемуся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонгоров ЦБ. Хранители духовности (о дацанах Забайкалья) / ЦБ. Гонгоров // Забайкалье: наука, культура, жизнь. - 2003. - № 2. - С. 20-24.

2. Культура народностей Севера: традиции и современность / Отв. ред. В.И. Бойко. -Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. -157 с.

3. Рагулина М.В. Культурная география: теории, методы, региональный синтез /М.В. Рагулина. - Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2004. - 171 с.

4. Реестр туристических ресурсов Читинской обл. и АБАО / Ред. Р.В. Ким. - Чита: ЧИПР СО РАН, 2004. - С. 5-30.

____________________________________Briefly about author

Aleksandrova Tatyana, instructor of Administrative Law and Customs Law Department of Law Institute, Chita State University, lesg@bk.ru

Scientific interests: regional peculiarities of Chita Region cultural environment and complex of cultural and geographical research elements. Influence of geographical conditions of the region on general population standard of culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.