Общие вопросы
General problems
Юг России: экология, развитие. №1, 2011
The South of Russia: ecology, development. №1, 2011
ми черневого орнамента. Кувшин выполнен мастером в середине 70-х годов ХХ в. и резко отличается от остальных работ. Гладкий полированный фон состоит из мельчайшего черневого орнамента. Вершиной творчества этого талантливого мастера стали уникальные филигранные изделия. Кувшины, декоративные вазы, браслеты, серьги, кулоны выполнены с большим художественным вкусом и разнообразными приемами. Своими работами М. Джамалудинов открыл новую страницу в искусстве Дагестана.
Большой оригинальностью отмечены работы мастера Б. Гимбатова (1926-2003 гг.). Сервиз «Т1авус» - «Павлин» выполнен из серебра. Туловище кувшина похоже на луковицу, вытянуто и плавно переходящую в шейку, увенчанную сферической крышкой. Изящно загнутый носик и плавно переходящая к туловищу изогнутая ручка подчеркивают пластику формы изделия. Форма бокалов и подноса оригинальна. Сервиз украшен черневым орнаментом, проходящим тоненькими линиями и бутонами цветов по гладкому серебристому фону. Элементы чер-невого орнамента внутри разбиты на более мелкие, которые придают орнаменту пышность, праздничность. Очень тонко введен в орнамент изобразительный мотив в виде птицы «Т1авус», оживляющей композицию.
Интересны поиски мастера по использованию цветных металлов. Декоративная тарелка из красной меди покрыта растительным орнаментом с глубокой гравировкой и чеканным оксидированным фоном. Лепестки орнамента подвергнуты дополнительной линейной гравировке, что еще больше выявляет красоту изящных и плавных линий орнаментального узора.
Оригинальны и уникальны работы молодого мастера (1954-1978) Магомеда Ибрагимова. Орнамент в его работах подвергаются глубокой гравировке, графической разработке деталей. Такой прием родственный кубачинской ювелирной технике и получил особую известность в «аварском серебре».
В настоящее время мастера работают над новыми видами изделий с использованием богатых традиций аварского ювелирного и оружейного дела.
В статье речь идет о менталитете и о факторах его образующих. Особое внимание уделено биологическим, природным факторам, так как природа-фактор постоянно действующий и, природные параметры формируют этнос наряду с историей и менталитетом.
The article says about mentality and its factors. Especial attentions is paid the biological and natural factors as nature is a factor always existing and natural parameters form ethnos along side with history and mentality. Ключевые слова: ментальность, природа, биология, народ, этнос. Key words: mentality, nature, biology, nations, ethnos.
Понятие менталитета появилось в гуманитарной науке в начале 20 в. Это понятие ориентировано на междисциплинарность, поэтому оно изучается в разных аспектах различными науками. Для начала попытаемся дать определение понятию менталитет или ментальность. Ментальность-это социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления, принадлежащих к той или иной социокультурной, этнической общности. Она имеет отношение к духовным ценностям данной общности, отражается на поведении людей, знаковых системах культур, в идеях и верованиях: включает в себя неосознаваемые носителями данной ментальности элементы.
Одна из определяющих проблем в изучении менталитета- это определение менталеоб-разующих факторов. В последнее время к ним стали относить массовое сознание, народную культуру, этнические, экономические, политические, религиозные и другие факторы. Важное
УДК 130.3
ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР МЕНТАЛЕОБРАЗОВАНИЯ
© 2011 Магомедова Э. А.,
Дагестанский государственный университет
Общие вопросы j^t Юг России: экология, развитие. №1, 2011
General problems_Цу_The South of Russia: ecology, development. №1, 2011
место среди вышеназванных факторов занимают биологические, природные факторы. Гачев Г.Г. определил это следующим образом: «Первое, что определяет лицо народа, -это природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Она фактор постоянно действующий. Тело земли: лес, горы, пустыня, тундра, климат умеренный или с катастрофическими изломами (ураганы, землетрясения, наводнения, засуха, пожары..., животный мир, растительность- все это определяет и род труда которым здесь надо заниматься населению, и образ мира, и символику» [4.28]
Многие исследователи, занимающиеся проблемой менталитета, основной упор делали на социальную сторону этого явления. А.Февр и М.Блок видели в менталитете «вторичную перекодировку картины мира с помощью знаковых систем». [3] Пушкарев Л. считает ментальность «социальным элементом». В словаре по социальной психологии менталитет -это особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей, поведение обусловленных социальной средой, национальными традициями и.т.д. [10]. Всем нам известно еще из школьного курса «Человек и общество», что человек существо не только социальное, но еще и биологическое. Чтобы человек мог любить, чувствовать, соблюдать какие-то обычаи и обряды, ему нужно для начала быть живым биологическим организмом. Поэтому влияние окружающей среды на внутренний мир человека и развитие общества бесспорно.
Однако, мнения по данному вопросу разделились и влияние исключительно социальных факторов вызывает некоторые сомнения.
Для Ж. Лефевра ментальности: индивидуальная и общественная -биологически обусловленные константы. Исследуя поведение революционных толп, он показал, что за привычной «событийной» историей скрывается ее глубинный источник, в котором есть и психологические и социальные моменты.
Абакарова Р.М. также подчеркивает, что в формировании этноса, одну из определяющих ролей играют географические параметры, как и история народа и менталитет». Ряд исследователей считает, что народы формируются в конкретно-климатических условиях и являются носителями соответствующих этим условиям телесных и духовных качеств, т.е. можно сказать носителями определенной ментальности [1]. А.Я.Гуревич определяет ментальности как «не сформулированные четко и не вполне осознаваемые (или вовсе не осознаваемые) манеры мыслить, подчас не лишенные логики умственные образы, которые присущи данной эпохе или определенной социальной группе. Эти способы ориентаций в социальном и природном мире представляют собой автоматизмы мысли».[5]
Историк В.О. Ключевский особое внимание уделяет природе страны, которая подчинена многообразным географическим факторам - разные части человечества получают «неодинаковое количество света, тепла, воды, миазмов, болезней-даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей».
В своем «Курсе русской истории» всегда подчеркивал значение русской природы, считая, что именно здесь закладывается начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина, лес и степь, река, бескрайние поля, овраги- все это влияло на формирование мировоззрения русского народа, на его хозяйственную деятельность, на взаимоотношения с соседними народами, на фольклор, обычаи, философию.[7]
Приведем некоторые примеры из исследования В. О. Ключевского. "Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки: "Лес придал особый характер северно-русскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму лесной колонизации. Несмотря на все такие услуги, лес всегда был тяжел для русского человека. ...Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу он никогда не любил своего леса. И древнерусский человек, населял лес всевозможными страхами. ...Не менее важна для русской ментальности и степь. ...Степь широкая, раздольная, как величает ее песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали... Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами, она несла мирному соседу едва ли не больше бедствий. Она была вечной угрозой для Древней Руси и нередко становилась бичом для нее". [9]. Аналогичного мнения придерживались И.Тэн и П.С. Коган: «И, тем не менее, если отбросить крайности и преувеличения, следует признать, что природа страны наложила глубокий отпечаток на гре-
ческую историю и литературу.» [8]
Визгин В.П., также подчеркивает в менталеобразовании значение окружающей среды наряду с другими факторами, такими как: язык, традиции, воспитание, религия и др. [3].
Исследователями уже не раз высказывались идеи о механизме ретрансляции информации, записанной в генотипе. Опираясь на данные биологии, высказывались идеи о том, что творцом генетических программ организма является его экологическая ниша-совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование в природе данного вида. «именно в рамках экологической ниши стабилизирующий отбор создает генетическую конструкцию биологического организма, и ее поведенческую составляющую. Для людей, в отличие от животных, к числу факторов, определяющих «экологическую нишу», следует относить и факторы «второй природы», каким бы удивительным это не представлялось на первый взгляд. Человек, будучи носителем определенной ментальности, при перенесении его в иную, чуждую ему обстановку, может и не погибнуть физически, однако поведение этого человека будет настолько противоестественным для нового окружения, что представители последнего никогда не спутают его со «своими». [2]. Додонов также указывает на то, что ментальное начало предается в генотипе: «Прогресс заключается в том, что происходит постепенное замещение природно-биологичеких детерминант на социальные. Вместе с тем, эти природно-биологические детерминанты не исчезают, а лежат в основе целого ряда устойчивых реакций на внешние раздражители, способов общения с людьми, стереотипов мышления и поведения». [6]
Характеризуя внутренний мир грузин Гачев Г. пишет следующее: «Главная интуиция -это горы.... Горы- это неизменность, недвижность. И это твердь. Одно дело, русский космос: «мать- сыра земля». Она мягка, сдобна, рассыпчата, как тело человека. Человек вообще серединное существо между небом и землею. У равнинного народа таким архетипом- братом по серединности является дерево. Здесь же аналогичную роль играют горы». По Гачеву в космосе горцев «все остается, пребывает потому, что деваться некуда: камениста почва. Остается и добро и зло, грехи.» [4.261].
Гаджиев А. в своей статье пишет, что характерные для натуры горца черты как эмоциональность и импульсивность всегда органично сочетались с такими требованиями ментально-сти как сдержанность и уважение к окружающим. Базовые этические нормы дагестанцев определялись понятиями «яхъ намус» честь, достоинство, совесть, «хъурмат» -уважение и почет (старшим, гостям, женщине) и т.д. [5]
Можно подытожить, что особенности природно-климатического характера напрямую связаны с особенностями социально-экономической, политической и культурной жизни народа, они сказываются на формировании ментальных характеристик людей.
Ментальность можно определить как систему стереотипов поведения личности, ее чувственно-эмоциональных реакций и мышления сформированную под влиянием географических и социокультурных факторов. Таким образом, можно конкретизировать вопрос о влиянии при-родно-географической среды на повседневный быт, психологию и сознание народа. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, индивидуальное и общественное - все эти оппозиции «перекрываются» на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах.
Библиографический список
1. Абакарова Р.М. Этнокультурная традиция:общее и особенное. Этническое многообразие и социально-политическое единство народов Дагестана, материалы региональной научно-практической конференции) М-ла.,2007г.с8.;
2. Вальцев С.В. Структура, содержание и особенности национального менталитета. МГОУ,2005г.с.7;
3. Визгин В.П. Новая философская энциклопедия. Т2.М., «Мысль» 2001г. с.526;
4. Гачев Г.Г. Национальные образы мира. Курс лекций., М., «Academ A», 1998г.
5. Гаджиев А. «Дух Дагестанца» «Черновик» №40 3 октября 2008
6. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов».М.,1993г.
7. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. -Запорожье, 1998г.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://donntu.edu.ua/russian/strukt/kafedrs/phil/works/etn_mental/title.html, 1998.;
8. Ключевский В.О. курс русской истории Ч1//Ключесвкий В.О. Сочинение в 9 томах, Т.1., М.,1987г.с-38.
9. Коган П.С. Очерки по истории древних литератур. М., 1937г с 37
10. Культурология: теория и история культуры. М., Знание,1988г.
11. Пушкарев Л., Пушкарева Н., Менталитет. Энциклопедия «Кругосвет». Интернет ресурс. http://slovari.vandex.ru.
12. Словарь по социальной педагогике. Автор составитель Л.В.Мардахаев. М.,АСАДЕМА,2002г.,с.15
Bibliography
1. Abakarova R.M. Ethnocultural traditioni common and particular. Ethnic divercity and socio-political unity of peoles of the regional conference.
2. Valtsev C.B. Structure, contents and particularities of the national mentality.
3. Vizgin V.P. New philosophy encyclopedia
4. Gachev G.G. National images of the world. A course of lectures.
5. Gadzhiyev A. The spirit of Daghestani "Draft" №40, 3 october 2008
6. Gurevich A.Y. Historical synthesis and "School of Annals" М.,1993
7. Dodonov P.A. Ethnic mentality: the experience of socio-philosophical researchhttp://donntu.edu.ua/ rus-sian/strukt/kafedrs/phil/works/etn mental/ title.html, 1998.
8. Kluychevskii V.O. The course of Russian history//Kluychevskii V.O. Compositions in 9 toms, T.1., M., 1987.-P.38.
9. Kogan P.S. Essays on the history of ancient literature.-M., 1937.-P.37.
10.Culturology: theory and history of culture. M., Knowledge, 1988.
11. Puchkarev L. Puchkareva N., Mentality. Encyclopedia "Krugosvet" http://slovari.yandex.ru.
12. Dictionary on social pedagogics//L.V.Mardahaev.-M., ACADEMIA, 2002.-P.-15.
УДК 130.2
ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
© 2011 Магомедова Э. А, Юсупов Ю.Г.
Дагестанский государственный университет
В статье речь идет о менталитете как об объекте гуманитарных наук. Учитывая, то, что существует много определений менталитета, в статье обозначены основные подходы по изучению данного феномена. Также дана классификация самых распространенных дефиниций данного термина.
In this article mentality is considered as the object of humanitarian sciences. Taking into account a lot of definitions of mentality existing nowadays, the main approaches to the studing this phenomenon are indicated in this article. The most spread classifications of the definitions of this term is also given in this article. Ключевые слова: ментальность, гуманитарные науки, классификация, определения. Key words: mentality, humanitarian sciences, classifications, definitions.
Проблема в определении основных подходов к изучению термина менталитет заключается в том, что на сегодняшний день он по своей многозначности и многогранности сравним с такими понятиями как «культура» или «цивилизация». Менталитет-это одно из основных понятий современного гуманитарного знания, соответственно оно становится объектом многих гуманитарных наук, но каждая их них изучает его под определенным углом зрения.
Психолог видит в ментальностях (менталитете) взаимосвязанные психологические реакции, представления и качества, несущие в себе остатки опыта предыдущих поколений, "самопонимание групп" (Ю.Митке) как синтез сознания и коллективного бессознательного. Мен-тальность раскрывается через призму системы взглядов, оценок, норм, умонастроений, которые основаны на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях, и задающих вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерную для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы отличающие данную общность от другой. [17] Т.о. менталитет- некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего общества и объяснить специфику реагирования на него. [6]
Историк считает ментальностями обобщенный способ восприятия мира, манеру чувствовать и думать, характерную для людей определенной эпохи. «Изучая менталитет, историк должен интересоваться не состоянием отдельного индивидуума, а взаимосвязью сознания с