УДК 632.937
Природная трихограмма -индикатор качества
разводимых популяций и биоценотического состояния агроценозов
Корчагова Н.Н., МельниковаА.И. Вредители и болезни овощных культур и меры борьбы с ними. - М.: Россельхозиздат, 1974, 157 с.
8. Попов С.Я. К идентификации местообитаний паутинных клещей (Acariformes, Tetranychidae) по биологическим показателям // Зоологический журнал, 1994, т. 73, вып. 7, 8, с. 31-41.
9. Твердюков А.П., Никонов П.В., Ющенко Н.П. Биологический метод борьбы с вредителями и болезнями в защищенном грунте // М.: Колос, 1993, с. 284.
10. Сухорученко Г.И. Резистентность вредных организмов к пестицидам - проблема защиты растений второй половины XX столетия в странах СНГ. // Вестник защиты растений, 2001, № 1, с. 18-37.
Аннотация. Проведена оценка эффективности применения Phytoseiulus persimilis Ath.-H. на сортах роз голландской селекции Heaven, Dolomiti, Hot shot, Red Naomi, Deep water, Fiesta, выращиваемых методом малообъемной гидропоники. На сортах с максимальным развитием вредителя (Heaven и Dolomiti) для его подавления потребовалось в 2 раза больше хищного клеща Ph. persimilis, чем на сортах со средней (Hot shot, Red Naomi) и минимальной (Deep water, Fiesta) степенью развития паутинного клеща. Но независимо от сорта наибольшей эффективности применение фито-сейулюса достигает в весенний период. Выпуски фитосейулюса в зимний период при среднесуточной температуре воздуха в теплице 19 °С не рациональны.
Ключевые слова. Паутинный клещ, хищный клещ Ph. persimilis, сорта роз, норма выпуска, период внесения.
Abstract. Efficiency of Phytoseiulus persimilis applications was assessed on varieties of Dutch selection roses: Heaven, Dolomiti, Hot shot, Red Naomi, Deep water and Fiesta which were grown using hydroponic technology. The rose varieties more heavily infested by the spider mite (Heaven and Dolomiti) necessitated the application rates of the predatory mite Ph. persimilis being twice as high as those for the varieties with average (Hot shot, Red Naomi) and minimum (Deep water, Fiesta) degree of infestation. Releases were more effective in the spring for all varieties tested. Using Ph. persimilis in the winter period appeared not to be reasonable because of low air temperature (average daily temperature 19 °С) in the hothouse.
Keywords. Spider mite, predatory mite, varities of roses, release rate, timings.
В.Г. КОВАЛЕНКОВ, заведующий
Кавминводским филиалом Всероссийского НИИ биологической защиты растений Н.М. ТЮРИНА, научный сотрудник e-mail: [email protected]
В числе изученных естественных регуляторов жизнедеятельности многих вредителей сельскохозяйственных культур значатся виды р. Trichogramma, являющиеся исключительно паразитами яиц насекомых. Их разнообразие в мире представлено 143 валидными названиями, из которых 127 А.П. Сорокиной включены в определитель мировой фауны [5]. Большинство из них имеет хозяев среди чешуекрылых, что послужило основанием для их массового разведения и применения на возделываемых растениях против вредителей этого отряда. Определитель позволяет раскрыть таксономическую структуру трихог-раммы в местных агроландшафтах, выявить доминантные виды, биоце-нотическиесвязи и избирательность в заражении тех или иных насекомых, а, следовательно, и выбрать наиболее эффективный вид яйцепа-разита и организовать его лабораторное воспроизводство с нацеленностью на конкретный объект контроля. Тогда появляется гарантия, что отловленная из природы трихограмма после размножения и расселения на полях полностью реализует свои паразитические возможности. Однако, как показали накопленные наукой и практикой в 1970-1980-х годах знания, при выходе на ее масштабные производство и применение
весьма заметной становится нестабильность показателей эффективности, повсеместно регистрируется широкий разброс данных, получаемых в экспериментах и при использовании трихограммы на практике.
А.П. Сорокина [6], анализируя прошлое и настоящее применения трихограммы в стране, в числе причин низкой эффективности выпусков называет повсеместное использование T. pintoiв качестве «универсального» вида. Проведенные ею таксономические и фаунистические исследования выявили широкую видовую дифференциацию по географически удаленным регионам. Так, на европейской части в комплексе природных видов трихограмм, поражающих яйца совок, доминирует T. evanescens Westw., а в Средней Азии - виды,приуроченные к аридным ландшафтам, T. sugonaevi Sor., T. pintoi Voeg. (=T. euproctidis Gir.) T. principium Sug. et Sor. Отсюда вытекает необходимость избирательного подхода в выборе вида для практического использования.
Исследованиями Ш.М.Гринберга и др.[1] выявлено,что при переходе на массовое разведение трихограммы ее численность в лабораторной популяции увеличивается в десятки и сотни тысяч раз. За счет этого резко возрастает доля близкородственных скрещиваний, обнаруживаются признаки инбридинго-вой депрессии, нарушается половая структура популяции. Все это в целом приводит к снижению качества энтомофага, его измельчению и утрате поисковой способности самок. Речь идет об обеднении генофонда популяции, что дало осно-
вание рекомендовать включать в технологию годичного цикла разведения трихограммы систематический отлов на полях и определение ее доминантного вида, сбор пара-зитированных яиц природного хозяина с целью создания колонии-основателя с численностью не менее 1000 яиц насекомых, паразити-рованных трихограммой, адаптированной к природным условиям. Важно также предусматривать сбор яиц основного хозяина и проведение двукратного пассажа через него, а затем четырехкратного -через яйца лабораторного хозяина - зерновой моли. В итоге обеспечивается высокая жизнеспособность разводимых партий и, соответственно, повышенная эффективность после выпуска. Наши исследования свидетельствуют, что для планомерного привнесения природной трихограммы в лабораторную популяцию важно знать ее численность в агроценозах и естественный уровень паразитирова-ния. Эти показатели обычно нестабильны и зависят от многих факторов. Поэтому необходимо позаботиться о направленном формировании и поддержании видового разнообразия и повышенной численности полезной энтомофауны на полях, где предусматривается проводить сборы яйцепаразита.
Нами изучены возможности достижения этих целей для стабилизации агроэкосистем в Таджикистане и Ставропольском крае. Первый опыт организации маточника-резервата энтомофагов, то есть места их искусственной концентрации в естественных условиях, был проведен в Таджикистане [4]. Тогда среди хлопковых полей на выделенном участке создали конвейер ве-гетирующих культур различных ботанических семейств, где проследили особенности формирования саморегулирующегося комплекса «вредитель-энтомофаг». Здесь численность энтомофагов достигала уровня, позволяющего отменять химическую обработку. При этом
облегчался сбор природных трихограммы, габробракона, златоглазки и их хозяев с целью обновления лабораторных популяций. Включение такого «природного цеха» в технологию разведения энтомофагов оправдывалось с экономических и экологических позиций: в 3-4 раза сокращались затраты на поддержание высокой жизнеспособности разводимых популяций, а создание беспестицидного очага размножения насекомых среди массива доминирующей культуры благотворно влияло на изменение соотношений полезных и вредных видов на окружающих полях. Структура и методика создания маточника были апробированы и в Молдавии, Украине, затем закреплены в методических указаниях [2]. Этот своеобразный резерватор насекомых использовали и как стационар местных пунктов диагностики и прогнозов бывших станций защиты растений. Его поликультура поддерживала устойчивость агроценоза, а соответствующий подбор сортов различных культур и разные сроки посева обеспечивали их непрерывное цветение с ранней весны до глубокой осени, что усиливало привлекательность для насекомых и гарантировало возможность их планомерного от-
бора для пополнения лабораторных популяций.
В регионе Кавказских Минеральных Вод разработку и внедрение систем интегрированного контроля с 1990 г. сопровождали изучением природных ресурсов энтомофагов, включая трихограмму. В агроценозах томата нами выявлены Tricho-gramma evanescens W. (80 % выведенных паразитов), T. pintoiV. (7 %), T. aurosum Sug., et Sor. (3 %), T. lep-toparameron D. (5 %), кукурузы -T. evanescens W. (95 %) и T. lepto-parameron D. (5 %). Первые два вида зарегистрированы и на сладком перце, сое в июне-июле. В августе названные культуры привлекали все видовое разнообразие яйцепаразита. T. evanescens признана для края видом, пригодным для научного контроля, поточного разведения и применения в целях защиты растений от чешуекрылых вредителей.
Для поддержания должного качества разводимой трихограммы в зональной лаборатории на полях проводится сбор яиц ее хозяев вместе с субстратом (листья, ветки растений) и определяется процент пара-зитированных. Менее трудоемким является другой способ: размещение на полях бумажных карточек (размер 3 х 5 см) с наклеенными яич-
Динамика паразитирования яиц хлопковой совки природной трихограммой при различных системах защиты растений в 1996-2011 гг.
Культура Доля паразитированных яиц хлопковой совки (%)
1996 г. 1998 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
В условиях биологической защиты растений
Томат 6,2 8,0 12,1 18,5 14,1 16,5 20,0 23,5 15,2
Кукуруза 2,5 7,2 14,5 28,2 13,5 21,1 24,2 33,0 14,5
Соя 4,8 8,5 16,2 31,1 18,2 26,5 22,0 42,1 16,2
Сладкий перец 1,5 3,5 8,5 12,6 8,5 10,2 9,2 18,2 6,5
В условиях химической защиты растений
Томат 0 0,2 0,6 2,8 4,1 6,1 7,2 5,5 4,2
Кукуруза 0,2 0,6 1,8 3,5 6,1 4,5 8,1 6,2 2,5
Соя 0,8 1,2 3,4 6,8 6,5 8,1 11,1 10,5 6,4
Сладкий перец 0,1 0,1 1,0 2,2 4,2 3,8 3,2 3,2 3,5
В условиях биологической защиты растений, включающей посевы нектароносов
Томат 6,5 6,8 14,5 22,5 15,2 16,8 24,1 28,0 -
Кукуруза 3,1 8,2 18,5 30,1 18,0 22,0 31,1 36,2 -
Соя 6,2 11,0 24,1 34,2 21,1 28,2 34,2 38,5 -
Сладкий перец 3,1 4,5 8,5 13,5 14,1 9,5 12,0 22,5 -
ным белком яйцами зерновой моли, которые через несколько дней оказываются паразитированными. Для полевых популяций трихограммы более привлекательны яйца вредных совок. Их легко получать от бабочек, отловленных светоловушкой. Расфасованные в банки бабочки откладывают яйца на помещенные в них бумажные гармошки, которые потом разрезаются и вывешиваются на поля. Через 3-5 суток их снимают и помещают в термостат с оптимальными температурой и влажностью. Вылетевшую из яиц хозяина трихограмму подкармливают и размножают.
Подсчет процента паразитирова-ния собранных с полей естественных хозяев позволяет получать информацию о численности и биоце-нотической роли природной популяции трихограммы. Результаты сравнительного изучения уровня поражения яиц хлопковой совки (НеНао-увгра агт1дега НЬп.) доминирующим видом Т. evanesaens на томате, кукурузе, сое и сладком перце в условиях принятых биологической и химической систем защиты растений в течение 9 лет представлены в таблице.
Приведенные данные обусловливались многими факторами, включая численность вредителей,погодные условия, структуру посевов. 2003 и 2010 гг. выделяются повышенными показателями паразити-рования, что объясняется «вспышкой» развития наиболее распространенного многоядного хозяина -хлопковой совки. На 100 растениях в вегетационный период насчитывали 88-446 ее яиц, что создавало благоприятный фон для привлечения трихограммы и реализации ее паразитических возможностей. В остальные годы численность вредителя на возделываемых культурах была умеренной - 11-32. В опытах отмечено, что увеличение в 1,5-2 раза доли посевов сои и кукурузы в общей структуре полевых культур повышает численность вредных совок в 2-3,5 раза и соответственно на
18-26 % увеличивается поражение их яиц.
Изученные закономерности био-ценотического регулирования позволяют сделать следующие выводы: трихограмма присутствует во всех агроценозах, даже в условиях проводимых химических обработок; динамика паразитирования по годам иллюстрирует последовательное нарастание влияния трихограм-мы на вредителя; практикуемые системы защиты растений определяют ее численность и степень паразитирования (при применении биологических средств, особенно при наличии посевов нектароносов, они наибольшие, и наоборот, на фоне химической защиты растений - наименьшие); сохранениетрихограммы в условиях применения химических инсектицидов является косвенным подтверждением формирования резистентности в ее природных популяциях. Экспериментально установлено, что соя обладает повышенной привлекательностью для насекомых. Трофические и биоценотичес-кие связи выявленных на этой культуре паразитических видов (включая трихограмму) не ограничены соевым агроценозом, а охватывают все стации местного агроландшафта, что объясняется длительностью вегетационного периода(посев в мае, а сбор урожая - в октябре), фазы цветения и разнообразием заселяющих ее хозяев [3].
Характерно, что вслед за проявлением регулирующей роли трихограммы в агроценозах динамично формируется и становится весьма заметной жизнедеятельность других паразитов и хищников, повышается их видовое разнообразие. Например, создавая в Гиссарской долине Таджикистана сеть маточников (в 1990 г. их было 11 общей площадью 67 га), мы выявили ранее непредвиденную возможность расширить масштабы беспестицидной защиты растений за счет естественного накопления природных и расселения размноженных в лаборатории энто-мофагов на окружающие поля. От-
мечено, что трихограмма поражала 22-31 % яиц хлопковой совки, тле-вые коровки уничтожали 28-66 % тлей и 32-71 % личинок фитономуса, апантелесы - 14-36 % гусениц хлопковой и озимой совок, 9-24 % капустной моли, 8-19 % капустной и репной белянок, жужелицы -14-29 % предкуколок и куколок хлопковой совки, афидииды - 18-46 % тлей, клещеядный трипс - 11-28 % паутинного клеща.
В Георгиевском районе Ставропольского края исследования проводили в аналогичной последовательности: на 52 га высеяли 11 овощных культур, а в середине сквозной полосой (13 га) - морковь, укроп, кориандр, петрушку на семена. Здесь учеты показали привлечение комплекса вредных совок, тлей, трипсов и более 60 активных регуляторов их численности. Природные трихограммы и теленомины поражали до 66 % яиц хлопковой, малой наземной, огородной, капустных совок и белянки, а хипосотер, габробракон, апантелес - до 86 % их гусениц. Мухи-сирфиды, кокцинеллиды уничтожали до 100 % тлей. Выявленные трофические и биоценотические связи позволили, как и в Таджикистане, сделать вывод о возможности направленно формировать сбалансированную агроэкосистему как один из элементов интегрированного контроля и одновременно планомерно отлавливать на полях энтомо-фагов для включения их в технологию поточного размножения с гарантированно высокой паразитической способностью. Фактически природная трихограмма демонстрирует возможное перераспределение своей численности и влияние не только на хозяина, но и на весь комплекс вредных и полезных видов в пределах агроландшафта. Эту особенность необходимо учитывать при организации защиты растений. Следует выстраивать тактику, которая не погасит регулирующую способность яйцееда, а дополнит ее. Для этого следует отдавать предпочтение безопасным биологическим
средствам. Из опыта знаю, что если выявленную при мониторинге активность природной трихограммы усилить последующим расселением разведенной в лаборатории популяции либо применением микробиопрепарата лепидоцид против хлопковой совки, то обеспечивается полноценная сохранность урожая и биоце-нотическое равновесие в агроцено-зах.
Таким образом, в общей технологии поточного производства и применения природная трихограмма занимает ключевое положение, выступая индикатором качества разводимых популяций и в то же время индикатором биоценотическогосостояния агроценозов. Изложенные особенности учитываются в работе двух функционирующих лабораторий Ставропольского края. Их актуальность возрастает в связи с повышением внимания к организации лабораторного воспроизводства и применения трихограммы, например, в Белгородском филиале Рос-сельхозцентра и Республике Татарстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гринберг Ш.М., Руснак А.Ф., Дю-ричГ.Ф., МедониЛ.Ф., Подберезская Л.В. Основные проблемы при промышленном производстве трихограммы и пути их решения / Биологическая регуляция численности вредных организмов. - М.: Агро-промиздат, 1986, с. 197-213.
2. Гринберг Ш.М., Руснак А.Ф., Лего-тай М.В., Коваленков В.Г., Мещерякова Т.В., Дегтярев Б.Г., Янишевская Д.В. Организация маточника-резерватора трихограммы. Методические рекомендации. МСХ СССР, ВАСХНИЛ, - Кишинев, 1984, 14 с.
3. Коваленков В.Г., Костюков В.В., Тюрина Н.М. Биоценотические связи и практическое использование энтомофа-гов в интегрированных программах оптимизации агроэкосистем // Вестник защиты растений, 2007, № 1, с. 29-46.
4. Коваленков В.Г., Мещерякова Т.В. Маточник-резерватор трихограммы и габробракона // Защита растений, 1983, № 12, с. 16-17.
5. Сорокина А.П. Определитель видов рода Trichogramma Westw. (Hymenoptera, ТпсЬюдгаттаМае) мировой фауны. - М.: Колос, 1993, 80 с.
6. Сорокина А.П. Применение трихограммы: прошлое и настоящее // Защита и карантин растений, 2011, № 10, с. 9-12.
Аннотация. Показано, что для поддержания высокого качества разводимой трихограммы необходимо периодическое обновление ее путем отлова на полях. Изучена роль природной трихограммы в регулировании численности хлопковой совки на посевах томата, кукурузы, сои и сладкого перца. Ее присутствие в лабораторной популяции является показателем качества последней, а на посевах сельхозкультур - показателем биоценотического состояния агроценозов.
Ключевые слова. Трихограмма, популяция, хлопковая совка, инбридинговая депрессия, энтомофаг, агроценоз, биоразнообразие.
Abstract. It was shown that periodic renewal of propagated Trichogramma is necessary for the maintenance of its high quality by catching it in field. The role of natural Trichogramma in cotton worm number regulation on tomato, corn, soya been and sweet pepper was studied. Its presence in the laboratory population is determined as its quality indicator; and its presence on crops - as an indicator of biocenotic state of agrocenosis.
Keywords. Trichogramma, population, cotton worm, in-breeding depression, entomophage, agrocenosis, biodiversity.
На книжную полку_
«Вредители сельскохозяйственных культур. Том I. Вредители зерновых культур». Справочное и учебно-методическое пособие. Под общей редакцией К.С. Артохина. «ПЕЧАТНЫЙ ГОРОД», М., 2012, 532 с. Тираж: 5 000 экз.
Дано краткое описание морфологии, биологии и вредоносности фитофагов зерновых культур. Материал представлен в традиционном таксономическом порядке по отрядам и семействам. Приведены методы и средства снижения численности вредных организмов — как насекомых, так и других членистоногих. Во вступительной части книги представлены сведения о вредоносности насекомых, доступных методиках их учета. Описан процесс принятия решений по оптимизации применения инсектицидов.
Для создания книги К.С. Артохин в течение мно-
гих лет проводил специальные исследования, в которых ему помогали другие энтомологи. Издание содержит около 2 500 оригинальных цветных фотографий 500 видов насекомых-вредителей. Для большинства видов приведены фотографии всех стадий развития (имаго, личинки, яйца), отдельных морфологических отличительных признаков и повреждений растений.
Книга предназначена для агрономов, специалистов сельского хозяйства, научных работников, аспирантов и студентов профильных вузов.
В этой серии планируется также выпуск следующих книг: «Вредители сельскохозяйственных культур. Том II. Вредители двудольных культур» и «Вредители сельскохозяйственных культур. Том III. Вредители плодовых культур».
Справки и заказ книг по тел./факс: (495) 789-9359, 979-9359, 971-2997 или по e-mail:[email protected]
6 Защита и карантин растений № 12, 2012