Научная статья на тему 'ПРИРОДА В РАССКАЗЕ "ДЕДУШКА" ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ'

ПРИРОДА В РАССКАЗЕ "ДЕДУШКА" ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / ПРИРОДА / РАССКАЗ-ПРИТЧА / ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абишева С.Д.

В данной статье предпринята попытка раскрыть роль описания природы в рассказе «Дедушка» и отношение главного героя к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА В РАССКАЗЕ "ДЕДУШКА" ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ»

УДК 1

Абишева С.Д.

д.ф.н. профессор КазНПУ им.Абая Казахстан (Алматы)

Еамгалиева М.С.

Магистрант 1 -курса КазНПУ им.Абая Казахстан (Алматы)

ПРИРОДА В РАССКАЗЕ «ДЕДУШКА» ФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: в данной статье предпринята попытка раскрыть роль описания природы в рассказе «Дедушка» и отношение главного героя к природе.

Ключевые слова: рассказ, природа, рассказ-притча, любовь к природе, нравственность, национальный характер.

О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили многие классики и это истина актуальна и сейчас. Союз между национальным характером и образом жизни человека, природой, среди которой он живет, очевиден. Описание картины природы неразрывно связано с жизнью героев, их настроением и внутренними переживаниями. Пейзажи Фазиля Искандера несут в себе психологическую и эмоциональную нагрузку. С помощью описания природы, автор раскрывает внутреннюю суть своих героев.

Не менее важно для понимания художественной концепции мира Искандера выявить отношение его героев к природе. «Чтобы дети полюбили и поняли природу, надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветерок, и порхающую по цветам бабочку...»

Пейзажи в рассказе «Дедушка» Фазиля Искандера - не просто мастерски написанное поле для происходящего события, не только средство создания национального колорита и даже не прием изображения психологического состояния персонажа. Отношение к природе у героев Фазиля Искандера различно. В простом, естественном и неразрывном слиянии с миром природы живут лишь его старики. Причастность ко всему живому бессознательно входит в их нравственное мироощущение. Для молодых природа - лишь фон всего того, что происходит вокруг них. Они не уделяют ей должного внимания. Их существование уже иное, по сравнению с взрослыми, которые провели большую часть своей жизнь в единении с природой, благодаря ее за все блага, которые она дарует человеку.

Писатель, делая природу одним из участников действа, погружает читателей в эпос национальной жизни, возвращает к неспешному ритму органичного существования, национальной жизни. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Пейзаж закономерно становится своеобразным портретом родины, а единение с природой свидетельствует о близости того или иного персонажа к народу.

Искандер в рассказе «Дедушка» раскрывает естественную связь человека,

крестьянина с природой. Автор с теплотой и любовью воспроизводит мощные

серебряные стволы буков, редкие кряжистые каштаны. ... Воздух леса пронизан

беспрерывным щебетом птиц. ... Иногда со стороны моря доносится какой-то

случайный порыв ветра, и тогда тени на земле дробятся, расходятся, между ними

пробегают солнечные пятна, а птичий щебет усиливается, словно порыв ветра

стряхивает его с дерева, как дождики». Повествование ведется от первого лица, от лица

мальчика, не осознающего и не понимающего красоты природы. Он признается: «... все

это мне скучно, неинтересно. Я стою и жду дедушку». И это не удивительно.

Городскому жителю, кем и является мальчик, трудно воспринимать то, что для жителя

села, деревни является частью жизни. В этом рассказе, как и в ряде других, молодому

человеку дается неназидательный урок нравственности. Он видит, как упорно и

спокойно, не злясь и не гневаясь, по-крестьянски, справляется дедушка с густыми

плетями ежевики, мешающими добраться до орешника. Юный герой не понимает, что

не будь таких, как его дедушка, авторитетных и важных, ощущающих связь с прошлым,

101

следующих обычаям и традициям людей, то молодое поколение лишится будущего. Преемственность поколений исчезнет. История семьи, рода, нации прервется.

Человек не должен терять связь с землей, с природой. Нравственность повседневного труда на земле и естественное восприятие красоты мира связаны воедино. Природа выступает, как нечто вечное, непоколебимое, в противовес человеческому смертному существованию.

Фазиль Искандер раскрывает способность человека к тонкому восприятию прекрасного в природе, в жизни, любовь к родине. А горы, встающие на горизонте могучим стражем тишины, защищают и берегут человека, являют собой ощутимую границу бытия. Идея жизни и гармонии доминирует в горном пейзаже.

Трудно переоценить урок этого дня для формирования нравственного сознания мальчика. Он причащается к истории, к жизни рода, к обычаям предков, к жизни своего народа. Искандер использует излюбленный

художественный прием - анализ психологического состояния городского ребенка, представителя другого, «цивилизованного» мира, которому мудрость предшествующих поколений помогает восстановить едва ли не прервавшиеся связи с природой. Тема единства человека с природой, гармония этой целостности, необходимость осознавать органичность природных и социальных связей в окружающем мире - основная философская мысль, которая проходит через многие произведения Фазиля Искандера и, в частности, рассказ «Дедушка»; утрата этой воистину космической связи, более всего беспокоит писателя.

Как видим, Фазиль Искандер огромное внимание уделяет детским образам, формированию и становлению характеров молодых героев. Повести и рассказы о Чике и его друзьях складываются в единую книгу, своеобразный искандеровский роман о детстве.

Основная тема цикла рассказов о детях - это раскрытие души ребенка в

процессе познания мира. Именно в детстве Фазиль Искандер находит нерастраченный

запас добра и энергии. Радость и счастье детства, беззаботность и чистота — это и есть

нормальное эмоциональное состояние человека. Тема детства важна в понимании

писателя тем, что связана с чистотой, искренностью, нетерпимостью к фальши. Юные

102

герои писателя, переживая драму окружающей жизни, проходят путь становления личности. Дети приобщаются к родной земле, обычаям, складывающимся веками и переданным им от предков. Именно это причащение во многом способствует формированию национального характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Искандер Ф.А. Большой день Большого Дома. - Сухум, 1986. - С. 34.

2. Искандер. Ф.А. Дерево детства. Рассказы и повести. - М.: Советский писатель, 1974. - 368 с.

3. Искандер Ф.А. Детство Чика. - М.: ЭКСМО, 2012. - 640 с.

4. Искандер Ф.А. Начало. Рассказы. - Сухум: Алашара, 1978. - 172 с.

5. Искандер Ф.А. Рассказы разных лет. Начало. - СП "Квадрат", 1995.-С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.