Научная статья на тему 'Природа конфликтности Российской политической трансформации'

Природа конфликтности Российской политической трансформации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Якимец Владимир Николаевич, Никовская Лариса Игоревна

According to the authors, the most distinguished feature of post-socialist transformation characteristic of Russia during the latest 15 years is the multi-layer and heterogeneous conglomeration of contradicting relations between different layers of population, sectors of economy, etc. In order to explain the peculiarities of democratic transition in Russia the authors worked out a special model combining both structural and subjective aspects of analysis. L.Nikovskaya and V.Yakimets called it a dynamic model of morphological analysis of social conflicts in a transforming society. The model renders possible the analysis of complex conflicts. In addition, the authors mark out and consider several types of development dynamics of complex conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа конфликтности Российской политической трансформации»

Л.И.Никовская В.Н.Якимец ПРИРОДА КОНФЛИКТНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Особенность российского трансформирующегося общества не в том, что оно преобразуется, но скорее в том, что мы находимся в высокоактивной стадии социальной трансформации, когда нестабильность реформируемой социальной системы близка к состоянию «динамического хаоса». Этим нынешнее российское общество отличается от стабильно трансформирующихся обществ с прогрессирующей экономикой и устойчивой социально-политической системой.

Как известно, концепция трансформации более адекватно описывает спонтанность и слабую управляемость процессов общественных изменений, поскольку акцентирует зависимость общественно-политических сдвигов не только от действий правящей элиты, но и массовых слоев общества, представители которых исходят из собственных интересов и действуют в условиях не вполне сформированной и нежесткой институциональной среды. Указанные характеристики понятия трансформации могут быть вполне применимы к описанию перехода от тоталитаризма к демократии в России, вступившей на рубеже 1980-1990-х гг. в так называемую «третью волну демократизации», содержанием которой стало падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы, а затем и в СССР.

Политическая трансформация подчеркивает сложность и неоднозначность задачи утверждения демократии и подтверждает выводы западных исследователей (С.Хантингтон, А.Пшеворский, Д.Растоу, Ф.Шмиттер и др.), что демократические транзиты «третьей волны» в большинстве случаев не завершились созданием консолидированных демократий. Более того, на значительной части постсоветского пространства возрождаются авторитарные режимы. Все это ставит перед исследователями серьезные вопросы о причинах успеха или неуспеха консолидации демократии в современном мире, о структурных предпосылках и процедурных условиях перехода к ней, движущих силах этого перехода и т. д. Очевидно, что сами эти переходы настолько разнообразны, что их трудно свести к какой-либо одной модели.

125

1 См.: Мельвиль А.Ю. Демократические транзиты. Теоретико-методологические и прикладные аспекты. М., 1999, с. 26-27. 2 См.: Якимец В.Н., Никовская Л.И. Сложпосоставпые конфликты — атрибут постсоциалистической трансформации: типы особенности, динамика, принципы анализа. - Социс, № 8, 2005, с. 77-85; Никовская Л. И. Трансформация в России в контексте социального конфликта. Монография в 2-х частях, М., 2003. 3 Метод морфологического анализа (ММА) был разработан в середине прошлого века швейцарским ученым Ф.Цвикки. Коротко его суть состоит в том, что любая сложно устроенная система, проблема, программа и др. декомпозируется на подсистемы (под-проблемы, подпрограммы и т. п.) таким образом, чтобы в совокупности они детализировали структурные и функциональные особенности данного объекта, имеющего некое осязаемое целевое предназначение. Затем для каждой из выделенных подсистем независимо от остальных составляется набор возможных вариантов ее реализации. При этом в набор включаются как известные, так и иные, ранее не ис-

В западной политической мысли существует два наиболее значимых подхода к описанию демократического транзита: элитистс-кий и институциональный. Авторы элитистских теорий (Дж.Хигли. Р.Гантер, М.Бартон, А.Пшеворский, Я.Пакульский, Р.Гюнтер и др.) считают, что последовательность и взаимообусловленность определенных политических решений и действий, выбор тактик акторами, которые инициируют и осуществляют демократизацию, важнее для ее исхода, нежели имеющиеся либо отсутствующие предпосылки демократии. Первоначально господствующим было понимание «демократизации» как однонаправленного процесса к некоему идеальному демократическому режиму, характеристики которого идентичны основным признакам западной либеральной демократии. Соответственно, предполагалось, что политическая трансформация происходит в пределах биполярного континуума, включающего широкое разнообразие систем, в том числе «ограниченную демократию», «полудемократию», «псевдодемократию» н пр. Элитистское направление акцентирует внимание на выявлении влияния внутриэлитных взаимодействий на характер демократического транзита и обусловливает стабильное демократическое правление фактором единства элит. Среди отечественных исследователей в этом ключе российский политический опыт анализирует В.Гельман.

Выявившаяся в результате демократического транзита конца 1980-х - начала 1990-х гг. в Центральной и Восточной Европе неадекватность элитистких теорий реальной практике перехода, стимулировала интерес к институциональному подходу, представители которого (Дж.Дьюи, А.Валенсуэла, А.Лейпхарт, А.Степан, С.Скач. Х.Линц и др.) указывали на важность институционального выбора (прежде всего выбора президентской или парламентской форм правления, вариантов избирательной системы, типа конституции и т. д.) в процессе консолидации демократии.

В настоящее время в западной исследовательской мысли наблюдается плодотворный синтез указанных двух подходов. В России такой интегрированный подход использует А.Мельвиль. По его мнению, переход к демократии через пакт или другие распространенные модели общественных трансформаций все же не охватывают реальное многообразие сложных и многомерных процессов, которые относятся к современной демократической волне и являются результатом действия разнообразных внешних и внутренних факторов1. В качестве первого шага на пути создания интегрированной теории демократического транзита он предлагает концепт «воронки причинности», которая синтезирует институциональный (структурный) подход и действия акторов.

Для объяснения особенностей демократического перехода в России нами была разработана динамическая модель морфологического анализа3 социальных конфликтов трансформирующего-

пользовавшиеся варианты реализации подсистемы, но с обязательным выполнением условия их способности обеспечить выполнение основной функции (предназначения) подсистемы. Построенная таким образом морфологическая матрица исследуемого объекта содержит самые разные альтернативные комбинации «сборки». ММА нашел широкое применение в задачах научно-технического прогнозирования, изобретательстве, в задачах проектирования сложных систем, в многокритериальном моделировании, при разработке комплексных человеко-машинных систем, систем принятия сложных решений и при исследовании различных сложных социально-экономических объектов. Этот метод является довольно эффективным средством для решения задачи формирования вариантов разнообразных систем.

Он позволяет выявить, систематизировать и изучить все возможные варианты реализации сложной системы или объекта. В нашем случае в качестве такого объекта выступает сложно-составной конфликт.

4 Райсиг Р. Исследования трансформации: достижения, насущные проблемы и перспективы. - Пово-

ся общества, соединяющая структурные и субъектные аспекты анализа.

Важнейшей особенностью постсоциалистической трансформации, которую мы наблюдаем в России в течение последних 15 лет, является многослойный, неоднородный по структуре и насыщенности, в разной степени развитый конгломерат противоречивых отношений между разными слоями населения, секторами экономики, секторами общества, выстраиваемый и «разруливаемый» исполнительной и законодательной властью (во многих случаях по аналогии с западными странами). Поскольку трансформация затронула все без исключения стороны жизни (правовую, этническую, экономическую, социальную и др.), то не только эти стороны должны претерпеть изменения, но и соотношения между ними. Очевидно, что в таком динамичном «котле» возникают и бурлят не столько отдельные типовые моноконфликты (социокультурный, политический, административный, этно-национальный, конфликт в социальной сфере, экономический), сколько сложно-составные конфликты (ССК).

Особенности постсоциалистической трансформации, помимо прочего, определяются и необычностью преобразований:

- обратный переход от «квазисоциализма» к «капитализму»;

- больший, чем в социалистических странах Восточной Европы, временной разрыв в наследовании принципов и правил жизни в условиях рыночной экономики;

- освобождение от единой руководящей и направляющей роли КПСС с формированием плюралистического взгляда, когда появляется много новых акторов с несовпадающими интересами и позициями;

- разрыв в уровне информированности «элиты» и населения о целях, задачах, стратегии и методах трансформации;

- принципиально значимая роль фактора неопределенности.

Иными словами, трансформация - сложный, неоднозначный и

многомерный процесс. Это подтверждают и результаты современных западных исследований. Так, по мнению немецкого ученого Р.Райсига, трансформацию следует рассматривать как обусловленную множеством факторов, процессуальную, открытую самоорганизующуюся эволюцию, в ходе которой развиваются своеобразные и новые элементы. Ее течение в этой перспективе является не запрограммированным, а конфликтным, амбивалентным и по своим специфическим результатам неопределенным процессом изменений .

На этом фоне возможности теории конфликта становятся плодотворными. Надо уметь воспользоваться методологией и инструментарием конфликтологии для системного рассмотрения такого противоречивого, сложного процесса с внутренне заложенными возможными альтернативами.

Упование на то, что возникающие в процессе трансформации различные типы моноконфликтов можно исследовать и урегулиро-

роты истории. - вать отдельно, на наш взгляд, призрачно. Это утверждение особенно Постсоциалисти- актуально для России, поскольку происходящие в ней процессы во ческие многом уникальны. Фактически, российское общество осуществляет трансформации тройной переход: занимаясь приватизацией и структурной переглазами немецких стройкой экономики, радикально перестраивает всю политическую исследователей: В систему, и пытается формировать еще и новую федеративную систе-2 т. Т. 2. СПб.; му с целью создания устойчивой и жизнеспособной М., 2003, с. 236. демократической федерации. Противоречия начинают развертываться во всех сферах общества - социально-экономической, 5 Осипов Г. политической, духовной и т. д., взаимопроникая и усиливая друг В. Российская друга. социология в XXI Сегодня уже вполне очевидно, что в ходе скороспелых и

веке. Доклад на II непродуманных по целям, стратегиям и последствиям Всероссийском «реформаторских» решений, принятых без широкого обсуждения социологическом элитистской верхушкой постсоветского руководства, Россия была конгрессе, 30 ввергнута в системный кризис. Выглядевшие благородными цели и сентября -2 задачи начального этапа этой «верхушечной» революции, в которых, октября 2003 как пишет академик Г.В.Осипов5, «основной целью провозглашался года, МГУ им. человек, повышение его культурного и материального М.В.Ломоносова, благосостояния», не только не были достигнуты в отношении Москва, с. 30. подавляющего большинства населения, но, напротив, привели к значительному снижению его жизненного уровня. Это происходило 6 См.: Пантии на фоне непомерно и вне всяких исторических прецедентов И.К. Демократия возросшего благосостояния узкой группы назначенных олигархов и в России: коррумпированного чиновничества. противоречия и Думается, причины «бифуркационного застоя» российской

проблемы. - По- трансформации кроются в том грузе проблем, нерешенность кото-литические рых породила совокупность конфликтов в различных сферах обще-исследования, ства, пересечение которых вызвало особое состояние трансфор-2003, № 1, с. 135. мационных процессов. Движение к углублению демократических и рыночных преобразований застопорилось не потому, что «русский народ равнодушен к демократическим ценностям, а потому, что демократия не принесла ему свободы, благосостояния, не решила стоящих перед страной проблем, а скорее обострила и донельзя запутала их»6.

Поскольку Россия находится в сложном, динамичном трансформационном процессе, то существование моноконфликта (однотипного конфликта) - это, скорее, исключение, нежели правило. В реальности имеет место проекция и взаимовлияние, взаимопроникновение одних типов конфликта в другие, когда источники (причины) и особенности одних конфликтов запускают или актуализируют «пробуждение» других. Соединение в цепочку причин разных по типу конфликтов образует один из возможных вариантов сложносо-стаеиого конфликта (ССК). Например, конфликт между «традиционалистами» и «западниками» (социокультурный конфликт) «запускает» коллизии вокруг различных проектов политического развития и моделей институционализации власти. Это, в свою очередь, актуа-

лизирует источники этно-национальных конфликтов, связанных, скажем, с различным пониманием национально-территориального устройства государства и разделения компетенции, что, в свою очередь, провоцирует конфликты, связанные с неравномерным распределением социальных благ и условий воспроизводства жизни социальных групп. Наконец, в экономической сфере выливается в противодействие по поводу различных принципов оформления отношений собственности и распределения прибылей. Таким образом, образуется пространство возможных вариантов сложносоставного конфликта. Причем точка «старта» этой цепочки может находиться в той сфере, которая наиболее актуальна в данный момент для общества или определенной группы. Но таких различных комбинаций конфликтов может быть построено достаточно много. Следовательно, вариантов сложно-составных конфликтов, определяющих течение сложных и динамичных процессов трансформации, может быть также много. И они не возникают беспорядочно. Их сопряжение подчинено содержательным особенностям переживаемого момента. Так, первый «романтический» период развития общественно-политической трансформации в России (1991-1993 гт\) в качестве доминантных выделил конфликты политические (государственное устройство страны, политическая программа ее развития, модель власти и т. д.), экономические и этно-национальные, которые выстроили за собой все пространство остальных комбинаций сложносоставных конфликтов. В качестве примера можно привести сложносоставной конфликт, связанный с драматическими событиями октября 1993 г. Главное противостояние политических сил шло вокруг споров о президентской или парламентской форме институционализации власти. Собственно политический конфликт «запустил» государственно-правовой, который выразился в масштабном конституционном кризисе: по сути, борьба законодательной и исполнительной власти в 1993 г. привела к разрыву конституционных связей на всех уровнях государственной организации. Критерии конституционности актов и действий стали произвольными, появились утверждения о нелегитимности действовавшей Конституции 1978 г. Кульминацией явился породивший острые силовые столкновения Указ Президента от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной Конституционной реформе в РФ». В итоге Парламент был разогнан, распались Советы на местах. Деятельность Конституционного Суда была приостановлена, в «досудебном порядке» прекращено функционирование ряда партий, введены цензурные ограничения. Верховенству Конституции и Закона был нанесен удар «указным правом», вводящим новые институты. Государственно-правовой конфликт вызвал к жизни этно-национальные конфликты, поскольку с этого момента субъекты Федерации стали произвольно менять свой статус и отношения с Центром. Начался период известного всем «парада суверенитетов», грозивший России потерей территориальной целостности. Актуали-

зировавшаяся цепочка сложносоставного конфликта была в какой-то мере урегулирована с принятием в 1993 году новой Конституции. Но комбинация новых факторов развернула новый комплексный конфликт с доминантой этно-политической составляющей. И связано это было с чеченским конфликтом 1994—1996 гг. Линия противостояния в тот период проходила через все государственные и политические институты: администрацию Президента, правительство, партии и фракции в Государственной Думе, генералитет, офицерский корпус в армии и в других силовых структурах. Помимо государственно-правовых и политических проблем этот конфликт обусловили и экономические причины, связанные с переделом собственности и ресурсов. Размежевание в рядах федеральной и региональной элит достигло таких масштабов, что классическая угроза «войны всех против всех» стала вполне реальной. Причем эта борьба происходила на фоне углубления экономического и социального кризиса в стране и осложнения ее положения на международной арене, связанного с расширением военно-политического блока НАТО на Восток и угрозой исламского фундаментализма на Юге.

На следующей мини-фазе трансформации в 1993-1998 гг. на первый план вышли приоритеты экономические (приватизация и передел собственности), которые соподчинили на время все возможное множество комбинаций с политическими, этно-национальными, социальными, ценностными конфликтами.

С приходом В.Путина в повестку дня выдвинулись конфликты, связанные с административно-государственной и социальной сферами, которые упорядочили и выстроили все остальные множества конфликтов. Укрепление государственности и борьба с бедностью стали одними из стратегических целей и главных ценностей, выдвинутых В.Путиным и призванных сплотить дезориентированное и деморализованное российское общество.

Ярким примером сложносоставного конфликта «путинской эпохи» является конфликт по поводу реализации 122 Федерального закона, получившего в народе название Закона «О монетизации льгот». Зародился он как социокультурный (ценностный) конфликт и был связан с различным концептуальным представлением о векторе проводимых общественных реформ. Сторонники либерального подхода считают, что государство должно сделать основной акцент на институциональных преобразованиях и формировании рыночных институтов (разработка законодательства и правил регулирования, сокращение нерыночного сектора и теневой экономики), избирательно поддерживать социальную сферу и образование, но при этом отказаться от активной промышленной и социальной политики. Авторы исходят из концептуальной предпосылки, что саморазвитие экономики при ограниченном государственном участии выведет ее на траекторию устойчивого роста.

Сторонники дирижистской модели отвергают тезис о возмож-Экономическая ности успешного саморазвития, поскольку российская экономика газета, № 1-2, ян- реагирует на рыночные сигналы совсем не так, как в теории. Со-варь 2005 г., с. 13. глашаясь с необходимостью институциональных перемен и формированием рыночных институтов, дирижисты ставят во главу угла концентрацию государственных усилий на селективной промышленной, социальной и образовательной политике. Но это предполагает наличие политико-экономического проекта, приемлемого и привлекательного для подавляющего большинства российского общества.

Впервые предложение о монетизации льгот прозвучало на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития в марте 2004 г. Идея исходила от министра финансов А.Кудрина. Им же была и предложена форма: льготы отменяются, вместо них - компенсации. Однако уже тогда возникли предположения, что быстрое и радикально упрощенное решение проблемы может привести к росту социальной напряженности и социальному взрыву. Поэтому разработка монетизации была поручена более умеренному министру М.Зурабову, чье министерство изменило саму идеологию монетизации: вместо отмены льгот - изменение порядка их предоставления и финансирования.

1 января 2005 г. конфликт из противостояния двух векторов реформирования общества стремительно перерос в социальный, противопоставив разные категории пенсионеров и льготников, вскрыв чудовищную ситуацию с удовлетворением базовых социальных потребностей и обнищания (абсолютного и относительного) значительных слоев населения. В чем кардинальная причина провала начавшихся т. н. «социальных реформ»? В чрезмерной бедности населения России. По данным официальной статистики 30 миллионов граждан живет ниже уровня бедности. При этом власть руководствуется критерием минимальной потребительской корзины, которая рассчитывается не из потребностей населения, а из минимальных возможностей государства и выглядит полным анахронизмом. Поэтому цифра в 30 миллионов явно занижена7. Минимальный размер оплаты труда не покрывает и трети крайне низкой стоимости потребительской корзины, а пособие на детей - и 3% от детской корзины. Это хуже, чем в ряде беднейших стран Африки. Для сравнения - в СССР МРОТ превышал стоимость потребительской корзины в 1,5 раза. Прогнозируемое расчетное соотношение между среднегодовой величиной МРОТ и среднегодовым прожиточным минимумом на 2005 г. составит, по расчетам Минфина, 24,5%, что практически совпадает с данными 2002 г. - 24,4%. Повышение минимального размера труда с 1 марта 2005 г. с 600 до 720 рублей с перспективой доведения МРОТ до 1100 рублей с 1 мая 2006 года, к сожалению, принципиально ситуации не меняет и укладывается в логику «обедняющего роста», когда обеспечение даль-

Лужков Ю. нейшего экономического роста будет сопровождаться консервацией Социальная бедности населения.

нищета в Особая ситуация у пенсионеров: 41% из них пенсии не хватает

богатеющей даже на самое необходимое и почти столько же (37%) освоили стране. — МК, 24 режим жесткой экономии. Размер базовой пенсии меньше декабря 2004 г., с. прожиточного минимума, а минимальная пенсия составляет всего 6. 46% от потребительской корзины пенсионера. И это при том, что 60% пенсионеров могут рассчитывать только на свои возможности. 9 Российская газе- Беда России не только в низком уровне доходов, но и чрезмер-

та, февраль 2005, ной поляризации в их распределении: увеличение ВВП на 1 рубль № 236, с. 3. вызывает рост доходов у 20% «верхних» слоев на 3 рубля, а у 20% «нижних», имеющих наименьшие доходы, - всего на 15 копеек. 10 Российская В 2004 году доходы малообеспеченных граждан выросли всего

газета, январь на 2,4%, в то время как инфляция составила 11,7%. В этом году, как 2005, № 203, с. 2. утверждает руководитель федеральной службы госстатистики В.Со-колин, бедным будет еще хуже.

В целом, за годы реформ душевой доход у различных групп населения изменялся по-разному: 80% населения обеднели и лишь 20% стали богаче. Причем 2% увеличили свои доходы в 10 раз, а самые бедные 20% за все 1990-е гг. обеднели еще в два раза .

Разрастающийся по своим масштабам социальный моноконфликт формирующегося сложносоставного конфликта немедленно вызвал к жизни административный конфликт, противопоставив федеральные власти региональным. Так, критическую позицию заняли руководители московских властей, вступая в оппонирование федеральному правительству. Спикер Мосгордумы открыто заявил, что « Закон 122 болезненно ударил по карману столицы. В 2005 г. городской бюджет впервые стал дефицитным, потеряв 50 миллиардов рублей» 9. Ю.Лужков направил Президенту РФ письмо, в котором резко отозвался о содержании социальных изменений, указав, что «суть проводимой реформы свелась к перераспределению полномочий в пользу федерального Центра... 122-й Закон надо приостановить и воздержаться от проведения в ближайшее время реформы в области здравоохранения, образования, ЖКХ»10. Практически в этом же духе были выдержаны выступления в СМИ губернатора Санкт-Петербурга В.Матвиенко. Актуализировавшийся административный конфликт вскрыл неудовлетворительное и достаточно напряженное положение в сфере межбюджетных отношений. Последовательное сокращение доходной базы регионов и перекладывание на них все новых обязательств вполне естественно повышает их зависимость от финансовой помощи федерального центра. Столь наглядное финансовое «привязывание» регионов к федеральному центру представляет собой жесткий и действенный инструмент обеспечения их политической покорности. Ситуация с реализацией социальной реформы продемонстрировала это со всей очевидностью. Либераль-

См.: Делягин М. Россия после Путина, с. 227.

12

Данные Левада-Центра, опрос проводился 18— 20 февраля 2005 г.

ные реформаторы фактически проводят реформы за счет регионов, возлагая на их плечи все негативные последствия своих действий и превращая их руководителей в постоянных «козлов отпущения». Принудительно резкое сокращение расходов региональных бюджетов вынудит сократить исполнение тех функций в регионах, которые поддерживают системы жизнеобеспечения. Так, уже в 2006 г. федеральный бюджет в соответствии с уже принятым правительством решением должен практически прекратить поддержку коммунальных хозяйств регионов (сейчас она идет в рамках трансфертов на «выравнивание бюджетной обеспеченности»)11. Это решение вынуждает регионы проводить крайне сложную, а при отсутствии денег и чрезвычайно опасную в социальном смысле, реформу ЖКХ, причем формально по их собственной инициативе (6 регионов России уже вышли на такого рода эксперимент).

Административные и социальные моноконфликты «запустили» самый мощный по своим последствиям тип конфликта - политический, вызвав серьезные общественные волнения населения, которые поставили страну на грань социального взрыва. Более 360 тысяч протестующих в 53 регионах России было зафиксировано на 1 февраля 2005 г. Основной костяк составляли пенсионеры, которые образуют 38 миллионов активного электората страны. В феврале месяце 25% населения были готовы принять участие в акциях протеста против «монетизации льгот». Виновными в принятии непопулярного и непродуманного в своей реализации Закона народ считал в 10% случаев - местные власти, в 20% - Парламент, в 30% - Президента, в 40%) случаев - Правительство РФ12.

Таким образом, сформировавшийся сложносоставной конфликт на почве реализации 122-го Федерального Закона, еще раз вскрыл глубочайшее противоречие между государственной бюрократией, взявшей в свои руки процесс реформирования, и обществом, которое оказалось заложником ее «социальных экспериментов». И без того крайне незначительная роль общества и общественных институтов, таких как парламент, политические партии, гражданские ассоциации, местное самоуправление, средства массовой информации, стала еще меньше. Именно это позволило правящему режиму проводить преобразования в прежнем праволиберальном духе, в интересах крупного капитала и высшего чиновничества.

Таким образом, выше представленный сложносоставной конфликт показал, что нерешенность проблем в социальной сфере, которые во многом спровоцированы ходом трансформации экономических отношений, служит основой - в сознании большинства соотечественников - соразмерения приемлемости и действенности демократии в российских условиях. Неразрешимость социальных проблем, отсутствие гуманистического ориентира в общественно-политических преобразованиях вызывают снижение интереса насе-

" Из выступления Т.И.Заславской па Круглом столе «Социология постсоветской трансформации» в рамках II Всероссийского социологического конгресса, 2 октября 2003 г.

ления к политике, к демократии, способствуют расширению пропасти между «частным» и «общественным», порождают ощущение политического бессилия. А бедность - это цена реформ, цена ошибок политических деятелей и их «реформаторских» экспериментов.

И пока Россия прочно занимает позицию страны с постоянно беднеющим населением (по данным Всемирного банка в России сегодня 40% населения живет за чертой бедности, т. е. почти половина наших соотечественников тратит на себя в день менее двух долларов). Как отмечают отечественные социологи, темп адаптации российских граждан к неудовлетворительным социальным условиям в стране к 2003 году усилился. Если в 1999 г. доля лиц, кому живется плохо, составляла интервал от 66% до 85%, то в 2003 году - от 40%)

13

до 60%) . В целом, как видно, происходит адаптация на базе нисходящей мобильности, снижения уровня свободы, заниженных ожиданий, депривации, люмпенизации большинства российских сограждан.

Таким образом, Россия сейчас переживает стремительную социальную поляризацию, ведущую к вызреванию латентного противостояния «низов» и «верхов». Примитивная дифференциация населения, при которой большинство принадлежит к низшему нищему слою, препятствует процессам формирования групповых интересов и консолидации их в различные политические институты и общности для реализации этих интересов. Для успешного развития процессов гражданской самоорганизации в обществе должен существовать довольно широкий и стабильный средний класс. Однако, как мы видим, российский вариант либеральной модернизации пока способствует зарождению и укреплению бюрократического капитала как основной формы развития отечественного рыночного хозяйства.

Далее, для систематического изучения различных вариантов ССК впервые предложена динамическая модель морфологического анализа. В соответствии с ней, пространство сложносоставного конфликта образуется пересечением полей разнотипных конфликтов - политических, экономических, социо-культурных и т. д., образуя пульсирующую и подвижную структуру конфликтного взаимодействия, специфика которого определяется неравномерным распределением капиталов действующих субъектов (П.Бурдье), значимость которых определяется доминирующим положением того или иного поля - как места соотношения сил - в каждый данный момент времени.

В приводимой ниже морфологической матрице ССК каждый из шести моноконфликтов (социо-культурный, политический, государственно-административный, этно-национальный, конфликт в социальной сфере, экономический), из которых может быть образован ССК, характеризуется двумя основными элементами - набором причин и спецификой взаимодействия участников-сторон.

Морфологическая матрица сложно-составных конфликтов

Тип конфл икта Элементы описания Характерные варианты причин и специфика взаимодействия сторон разных конфликтов

1. Социо-культу рный Причины Нет 11 Прич.12 Прич.13 Прич.14 Прич.15 Прич.16 Прич.17 Пр.1 п1

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

2. Полит и- ческий Причины Нет 21 Прич.22 Прич.23 Прич.24 Прич.25 Прич.26 Прич.27 Пр.2 п 2

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

3. Админ и- страт ивный Причины Нет 31 Прич.32 Прич.ЗЗ Прич.34 Прич.35 Прич.36 Прич.37 Пр.З п З

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

4. Этно-национал ьный Причины Нет 41 Прич.42 Прич.43 Прич.44 Прич.45 Прич.46 Прич.47 Пр.4 п 4

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управ ленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

5. В социал ь- ной сфере Причины Нет 51 Прич.52 Прич.53 Прич.54 Прич.55 Прич.56 Прич.57 Пр.5 п 5

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управ ленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

6. Эконо ми- ческий Причины Нет 61 Прич.62 Прич.63 Прич.64 Прич.65 Прич.66 Прич.67 Пр.6 п 6

Взаимодействие участников Нет Сами стороны Стороны + фасили- татор Стороны + посредник Стороны + управ ленец Стороны + арбитр Сторон ы + суд

135

В клетках матрицы содержатся варианты причин или взаимодействий. Заметим, что в первой колонке выделена ситуация, когда основные элементы каждого из моноконфликтов отсутствуют (позиция «нет»). Эта колонка сделана для того, чтобы была возможность формировать варианты ССК из пары, тройки, четверки и пятерки моноконфликтов. При этом также стало возможным включить в матрицу и моноконфликты. Один из них - социокультурный -представлен сплошной линией.

ССК, состоящий из пары моноконфликтов - социокультурного и политического, в матрице показан ансамблем отрезков из соединенных сплошных и пунктирных фрагментов.

Заметим, что в матрице содержится громадное число всевоз можных вариантов сложно-составных конфликтов. ,.

Подсчитаем, например, сколько в таблице вариантов шестимерных сложно-составных конфликтов, то есть сформированных из всех шести моноконфликтов.

Обозначим это число через N(6). Его можно рассчитать по формуле:

N(6) = 66х [(п1 - 1) х (п2 - 1) х (пЗ - 1) х (п4 - 1) х (п5 - 1) х (п6 -1)] = 46 656 х [(п1 - 1) х (п2 - 1) х (пЗ - 1) х (п4 - 1) х (п5 - 1) х (п6 -1)].

Очевидно, что даже кратко составить описание всех возможных вариантов ССК затруднительно. Поэтому в реальной ситуации требуется, построив такую матрицу, уметь генерировать и сравнивать варианты ССК на систематической основе (например, научиться «измерять» различие между ними).

Приведем пример. Пусть у каждого из шести типовых моноконфликтов удалось выявить ровно по 3 причины (включая и отсутствие - «нет»), то есть

п1 = п2 = п3 = п4 = п5 = п6 = 3.

Если оставить неизменным шесть способов взаимодействия участников в каждом моноконфликте (сами стороны, стороны + фасилитатор, стороны + посредник, стороны + управленец, стороны + арбитр, стороны + суд), то в матрице содержится (66 х 26) = 2 985 984 шестимерных варианта ССК.

А если к этому числу добавить все двумерные (когда в ССК представлена любая пара моноконфликтов), трехмерные, четырехмерные и пятимерные конфликты, то общее число всевозможных ССК еще больше возрастет.

Налицо значительные сложности, с которыми приходится сталкиваться исследователю при анализе ССК в условиях трансформации.

В ранее описанных случаях пространство ССК остается статичным. В реальности же ССК находятся в состоянии постоянного изменения. Необходимо ввести процессно-динамическую составляющую анализа ССК. Любой социальный конфликт представляет собой процесс своего развертывания - от одной стадии к последующей. Достаточно общепринятыми является выделение таких стадий конфликта:

- конфликтная ситуация, в рамках которой формируются детерминанты конфликта, провоцирующие социальную напряженность, складываются условия, способствующие осознанию социальными субъектами расхождения их интересов и ценностей, а также факторы, определяющие формирование целей и путей их достижения;

- открытое конфликтное взаимодействие, где особое внимание привлекают процессы эскалации и деэскалации конфликта;

- завершение конфликта, где наибольшую важность приобретает учет возможных результатов и последствий как предшествующего противоборства, так и способа его регулирования.

Комплексный анализ конфликта, игнорирующий временные изменения структурных элементов конфликта, непродуктивен и ошибочен. Конфликт меняется со временем. Наиболее очевидно этот аспект представлен в поведении субъектов, поскольку они меняют свои стратегии и реагируют на действия друг друга, прибегая к пробным попыткам эскалации, снижения напряженности или начиная использовать стратегию принуждения вместо примирения. Эти поведенческие модели в конфликте образуют процесс, который меняется со временем, давая повод для таких вопросов, как -является ли конфликт циклическим (или повторяющимся) или же для него характерно линейное развитие в сторону эскалации? Или же возможно остановиться на стадии инцидента конфликта и сразу перейти к деэскалации? В этом отношении динамические аспекты конфликта можно рассматривать в нескольких главных областях:

- в самих субъектах конфликта, поскольку цели, установки и формы поведения изменяются, или изменяется структура субъекта конфликта в ответ на изменение противника или социального контекста среды;

- во взаимодействии между сторонами, поскольку со временем возникают различные модели коммуникации и взаимодействия в связи с эскалацией и деэскалацией конфликта, его интенсификацией или «умиранием», расширением или согласованным ограничением его границ;

- между сторонами конфликта и окружающей их социальной средой, поскольку среда реагирует на конфликт самыми разными путями, от изоляции субъекта-агрессора до привлечения к урегулированию третьих сторон (в целях предоставления ресурсов, вмешательства, оказания посреднических услуг или

14 См.: Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. -М., 2002, с. 464.

навязывания ограничений на поведение или условия разрешения).

Но при этом важно учесть другое - в современных условиях многофакторности детерминации, нарастания динамизма самих процессов изменения в связи с процессами глобализации изменился сам характер проявления модальности детерминирующих факторов -они не предъявляют себя прямолинейно и жестко, а действуют поли-вариантно и диффузно. В последнее время исследователи в области теории конфликтов обратили пристальное внимание на проблемы создания и функционирования локальных социальных образований, именуемых полями, аренами или играми. Представители нового ин-ституционализма (К.Мейер, А.Скотт и др.) сделали вывод, что сложные и соперничающие отношения между старыми институтами и претендентами, то есть конфликты между группами, занимающими различные позиции на отдельных полях, их переходы на «смежные» поля и, как следствие, изменение позиций, служат основным источником перемен в обществе14. «Полевой» теоретический подход (field theoretic approach) к анализу ко нфликто в впер ше был пр едложен Квинси Райтом и предполагал важность учета многоуровнего характера причинно-следственных отношений в конфликте и предлагал анализировать межгосударственные конфликты в рамках поля отношений «человек - государство - общество». В изучении внутренних конфликтов также возобладали теории, учитывающие множественность уровней причинно-следственных отношений и объединяющие их на основе различных концепций: структурно-функциональной деформации, межгрупповой конкуренции или влияния системных факторов. И все это могло быть спроецировано в плоскость функциональной актуализации конфликта - в социальную, политическую, экономическую, военную сферы.

Нами выделено несколько типов динамики развертывания ССК. Три из них таковы:

- Последовательно и поочередно к определенному ССК определенной размерности подключаются другие моноконфликты без затухания предыдущих;

- Последовательно и поочередно к ССК подключаются другие моноконфликты, а часть предыдущих затухают;

- - Моноконфликт, возникший на основе одного конфликта, обрастает и проявлениями других конфликтов таким образом, что формируется ССК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*

Таким образом, динамическая модель морфологического анализа социальной конфликтности трансформирующегося общества очень продуктивна. Разнотипные конфликты в условиях высоко динамичной трансформации стимулируют и взаимно усиливают друг

друга, что порождает дополнительный эффект синергетического свойства. Важно понять какого - деструктивного или позитивного -свойства. В силу этого сегодня недостаточно изучать отдельные социальные конфликты, оставляя без внимания факт возникновения качественно нового феномена - пространства сложно-составного конфликта, не акцентируя внимания на механизмах и аспектах его развертывания и регулирования.

К системному анализу взаимовлияний разнотипных конфликтов друг на друга конфликтология только еще подходит. Анализ конкретных конфликтов в изолированном от других виде - это необходимое условие для выявления системных качеств конфликтности в условиях трансформации. Сейчас, когда отечественная социология накопила знания о многих типах и видах конфликтов, ей предстоит сделать следующий шаг: углубить изучение феномена сложно-составного конфликта, выяснить те социальные эффекты, которые образуются динамично-активным «наложением» полей различных конфликтов в определенном социальном пространстве в условиях общественно-политической трансформации. Данная статья - попытка сделать шаг в данном направлении.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.