Научная статья на тему 'Природа как метафора в античной философии (на материале произведения Вл. Татаркевича "История философии")'

Природа как метафора в античной философии (на материале произведения Вл. Татаркевича "История философии") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
236
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковязина Елена Николаевна, Квасков Владимир Николаевич, Мишланова Светлана Леонидовна

В данной работе предпринята попытка выявить и описать действующие в философском дискурсе когнитивно-коммуникативные стратегии метафоризации. Построенная на материале произведения Вл. Татаркевича метафорическая модель 'природа' была подвергнута анализу с точки зрения стратегии метафоризации статика/динамика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа как метафора в античной философии (на материале произведения Вл. Татаркевича "История философии")»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 30 (168).

Филология. Искусствоведение. Вып. 35. С. 107-112.

Е. Н. Ковязина, В. Н. Квасков, С. Л. Мишланова

ПРИРОДА КАК МЕТАФОРА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯВЛ. ТАТАРКЕВИЧА «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.»)

В данной работе предпринята попытка выявить и описать действующие в философском дискурсе когнитивно-коммуникативные стратегии метафоризации. Построенная на материале произведения Вл. Татаркевича метафорическая модель ‘природа’ была подвергнута анализу с точки зрения стратегии метафоризации статика/динамика.

Ключевые слова: когнитивно-коммуникативная стратегия, метафоризация, философский дискурс, метафорическая модель.

На современном этапе развития лингвистической науки изучение концептуального и категориального аппарата антропоцентрической лингвистики приобретает особую исследовательскую ценность. Ведущим направлением антропоцентрической лингвистики является лингвистика когнитивная. Актуальной проблемой когнитивного направления в науке о языке признано изучение концептуальной метафоры. Феномен концептуальной метафоры неразрывно связан с таким базовым для данного раздела лингвистической науки термином, как концепт. В современных исследованиях под концептом понимают «...многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны» [2. С. 71]. И в то же время «.в структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры» [10. С. 10]. В. А. Маслова также полагает, что «концепт определяет способ членения мира в той или иной культуре» [5. С. 6].

Перспективным, на наш взгляд, является рассмотрение концепта в связи с процессом концептуализации. По мнению З. Д. Поповой и И. А. Стернина, концепт является результатом непрекращающегося как в обществе, так и в индивидуальном сознании процесса концептуализации [11. С. 126]. Концептуализация

- это процесс образования и формирования концептов в сознании [1], а также осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта [3. С. 93-94]. Е. С. Кубрякова полагает, что появление концептов в процессе концептуализации - это «.следствие дискурсивной деятельности человека, о которой можно говорить, как о деятельности речемыслительной <...> осуществляемых в со-

вершенно определённых исторических, культурологических и особенно прагматических условиях» [4. С. 16].

Метафорическое осмысление соответствующего предмета или явления формирует образные признаки, из которых складывается чувственный образ в структуре концепта (М. В. Пименова). Метафорический образ отсылает абстрактный концепт к материальному миру. Сформированный метафорой когнитивно-чувственно-наглядный образ «приземляет» абстрактный концепт, наполняет его конкретным образным содержанием, позволяющим закрепить его в универсальном предметном коде мышления [11. С. 109].

Итак, метафора выполняет в языке концептуальную функцию, которая основывается на её способности формировать новые концепты, исходя из уже сформированных понятий [8. С. 66]. По мнению Е. О. Опариной, концептуальная метафора служит для вербализации понятий, обозначая то, что не имело до неё словесного выражения [8. С. 67]. Метафора выполняет концептуальную роль для обозначения непредметных сущностей в сфере научного дискурса. Концептуализация, с нашей точки зрения, представляет собой динамический процесс, происходящий одновременно с процессом порождения и восприятия дискурса. Будучи средством создания новых концептов, метафора также может быть рассмотрена как процесс, то есть в динамике. Именно так метафору представляет теория интеракции М. Блэка и Д. Ричардса. Одна из новейших теорий современности - теория концептуальной интеграции [15; 16; 17] - также представляет метафору как процесс интеграции двух понятийных областей, результатом которого является новая концептуализация ранее абстракт-

ной сущности, плохо поддающейся рациональному осмыслению [6. С. 104]. В современной науке актуальным является исследование метафоры в когнитивно-дискурсивном аспекте, что позволяет объяснить многие закономерности процесса метафоризации. В качестве основного методологического принципа таких исследований следует признать принцип моделирования.

Известно, что большим эвристическим потенциалом, проявляющим себя в процессе порождения и восприятия дискурса языковой личностью, обладают когнитивнокоммуникативные стратегии метафоризации. Согласно С. Л. Мишлановой, под когнитивнокоммуникативной стратегией понимается способ обработки информации, проявляющийся формированием определённых структур метафорических моделей [6]. В динамическом аспекте когнитивно-коммуникативные стратегии представляют собой разновидности процесса метафоризации.

Существуют такие стратегии, как ‘статика/ динамика’, ‘природный/городской пейзаж’, ‘степень антропогенного вмешательства’, ‘целевое/нецелевое использование объекта’.

В данной работе предпринята попытка анализа метафорической модели ‘природа’ в философском дискурсе с точки зрения такого параметра, как стратегия метафоризации ‘статика/динамика’. Цель исследования - выявить и описать действующие в данном типе терминосистем когнитивно-дискурсивные стратегии метафоризации, определяющие специфику модели ‘природа’.

Объект исследования - философский дискурс, в качестве предмета исследования выступает стратегия метафоризации ‘статика/ динамика’.

Материалом нашего исследования послужили 500 контекстов употребления метафор в труде польского историка философии В. Татаркевича «История философии» во фрагменте, описывающем античный период в развитии философии как научной дисциплины. При причислении тех или иных концептов к «статическим» или «динамическим» мы руководствовались семами статики и динамики, зафиксированными в словаре.

С точки зрения философии, статика и динамика, или движение и покой - это философские категории, находящиеся в диалектической взаимосвязи. Разработка данных философских категорий уходит корнями в

глубокую древность. Прекрасный образец античной диалектики демонстрировал ещё древнегреческий мыслитель Платон: в основе становления мира лежит взаимодействие двух раздельных «самопротиворечивых» начал - мира идей и мира материальных предметов. Идеи как высокоэнергичные духовные сущности одушевляют пассивно покоящуюся материю, вовлекая её в процесс непрерывного формообразования и структурирования, порождения разнообразных форм жизни. Будучи поняты каждое в своей «отдельности», эти начала статичны, но в процессе координации в условиях предметного мира как мира воплощённых идей, они порождают динамику, становление.

Согласно материалистической философии, движение и развитие является важнейшим способом существования или формой бытия материи [9. С. 172]. Движение применительно к материи - это изменение. Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалисты понимают покой как момент движения, которое абсолютно.

В лингвистике общепринятым является следующее толкование понятия «статика»: статика - это «отдел механики, изучающий законы равновесия тел, или состояние покоя в какой-нибудь определённый момент [выделено нами. - Е. К., В. К., С. М.]» [7. С. 624]. Динамика - это «.отдел механики, изучающий законы движения тел в зависимости от действующих на них сил, или ход развития, изменения какого-нибудь явления, а также движение, действие, развитие [выделено нами. - Е. К., В. К., С. М.]» [7. С. 135]. С философией соотносится та часть определений, в которой говориться, что статика - это состояние покоя и равновесия, а динамика -это движение, развитие какого-либо явления. При этом ключевыми для понимания компонентами значения выступают слова «покой» и «движение».

Обратимся к анализу материала. На основе анализа философского дискурса мы построили тезаурус метафорических моделей, выделив в дискурсе 500 метафор. 165 (33 %) метафор были отнесены нами к домену ‘природа’. Домен ‘природа’ подразделяется на видовые таксоны ‘живая природа’ (‘растения’, ‘животные’) и ‘неживая природа’ (‘физические явления’, ‘пространство и ландшафт’). С целью дальнейшего сопоставления мы воспользовались моделью ‘природа’ и её таксоном ‘не-

живая природа’ (‘физические явления’, ‘пространство и ландшафт’).

Рассмотрим концепты, соотносимые с понятием ‘статика’. В нижеследующих контекстах представлены примеры того, как концепт ‘статика’ соотносится с метафорами метафорической модели ‘природа’ (всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир): «.и единственной мыслью, которая была достойна удивления, была мысль о том, что изменяющиеся явления имеют устойчивую природу...» [13. С. 39]; «выражение “натура” не означало у греков всей совокупности природных явлений, которое оно означало в Новое время, а только закон, который ими управляет, их общее основание, космическое устройство, то, что в Новое время называли “природой вещи”» [13. С. 40]. В структуре концепта ‘природа’ репрезентирован, на наш взгляд, признак ‘устойчивое основание’. Природа - это всё сущее. [12. С. 1061]. Всё сущее имеет сущность, или, по С. И. Ожегову, «внутреннюю основу своего бытия» [7. С. 638]. Следовательно, природа

- это также и основное свойство, сущность [7. С. 485]. Признак устойчивости извлекается нами из основания сравнения, которое вызвало к жизни такие метафоры, как «явления имеют устойчивую природу», «природа вещи». Устойчивое основание имеет свойство статичности, неподвижности, что и позволяет нам соотнести его с концептом ‘статика’.

Подвидовой таксон ‘углубление’ (впадина, яма в земле, выемка) также отнесён нами к разряду «статических». Разберём следующий контекст употребления метафор данного таксона: «Распространяясь с верхних своих вместилищ, огонь превращался в воздух.» [13. С. 45]. У С. И. Ожегова находим, что вместилище - это «место, сосуд, резервуар для вмещения...» [7. С. 71]. Несомненно, что все перечисленные в определении объекты - статические. Значит, вместилище может трактоваться, как недвижимое основание, отправная точка для совершения движения, или трансформации огня, превращающегося из своего исходного состояние в воздушное и т. д.

Таксон ‘атмосфера’ (газообразная оболочка Земли) представлен в следующем контексте: «Воздух Анаксимена был понят как постоянная составляющая, а огонь Гераклита

- как переменная» [13. С. 46]. Присущее воздушной среде свойство постоянства лёгло в основу уподобления воздуха неизменной

первооснове мира. Подтверждение находим в дефиниции этого понятия: воздух - это газообразное вещество, составляющее атмосферу Земли [7. С. 75]. Таким образом, воздух - это константа (постоянная составляющая), без которой всё сущее перестало бы существовать.

Подвидовой таксон ‘физические явления’ (свойства материи, отражение, движение; частица, ядро, атом, твёрдое тело; механика, сила, энергия) также включает в себя метафоры, соотносимые с концептом ‘статика’. Пример метафор данного таксона, которые могут быть соотнесены с концептом ‘статика’, находим в следующих контекстах: «... оно (бытие) является неподвижным и, в целом, неизменным, так как могло бы измениться лишь в небытие» [13. С. 51]. «Они (положения) выражали присущий грекам взгляд на природу мышления, которое, по их мнению, имеет пассивную природу и может отразить только нечто существующее» [13. С. 53]. Метафора «отразить» в вышеозначенном контексте «статична» в том плане, что мышление, как зеркало, тождественно статичному бытию. Объекты реального мира не меняются качественно в сознании субъекта, а остаются в своём исходном состоянии, «отзеркаливают-ся», отражаются сознанием. У С. И. Ожегова находим подтверждение нашей мысли: отразить - это «воспроизвести чей-нибудь образ (на гладкой поверхности)» [7. С. 386].

Подвидовой таксон ‘пространство’ (расстояние, промежуток, отрезок, протяжённость, прерывность, непрерывность) представлен «статическими» метафорами, которые можно обнаружить в следующем контексте: «Атомы пребывают и перемещаются в пустоте»[13. С. 72]. В основу данной метафоры легло сравнение свободного для беспрепятственного перемещения атомов пространства с пустотой. Пустота определяется С. И. Ожеговым как пустое пространство [7. С. 515]. Пространство - это и «форма существования материи» и «промежуток между чем-нибудь» [7. С. 507]. В обоих определениях пространства присутствует сема статики: установленная форма препятствует размыванию границ, т. е. динамическому процессу, а промежуток между чем-либо ограничен двумя точками, задающими определённое неизменное расстояние.

Переходим к метафорам, соотносимым с концептом ‘динамика’. «Динамические» метафоры подвидового таксона ‘водоёмы’ (вода,

река, течение, озеро, море, океан) находим в таком контексте: «Всё течёт» [13. С. 45]. В данном примере динамичность метафорического употребления глагола «протекать» однозначна. Атрибутивной характеристикой бытия в философии считается изменяемость, а что более всего воплощает в себе это качество, если не река, в которую, как известно, нельзя войти дважды, так как в ней текут уже другие воды. В словаре русского языка находим: река

- это «.водный поток <...> с естественным течением.» [7. С. 551]. Глагол «протекать» означает струиться, идти, проходить [7. С. 650]. Сема динамики в данных определениях просматривается очень хорошо.

Далее рассмотрим пример метафорического употребления слова «путь», относящегося к подвидовому таксону ‘дорога’: « .но характеристики начал он установил не на основе наблюдения, а дедуктивным путём пришёл к тому, каким это начало должно быть, чтобы могла возникнуть природа» [13. С. 41]. Метафора ‘дедуктивный путь’ может быть истолкована как процесс мыслительной деятельности, т. е. она динамична по своей сути. Мысль о динамичности концепта ‘путь’ согласуется с одним из значений слова ‘путь’, найденных в словаре русского языка: направление деятельности, развития чего-нибудь, образ действия [7. С. 516]. Очевидно. что мысль в данном контексте уподобляемая пути, активна, действенна, динамична. Но иногда концепт ‘путь’ служит для выражения места в пространстве, по которому происходит передвижение, перемещение объектов [7. С. 516]. В этом случае он приобретает статический оттенок, и его метафорическое употребление служит для описания статических объектов: «Огонь становился морем, воздухом, землёй и вновь возвращался к самому себе. Изменения шли двумя путями - верхним и нижним» [13. С. 45].

Подвидовой таксон ‘погода’ (температура, давление, влажность воздуха, ветер, облачность и осадки, туман, гроза) представлен «динамическими» метафорами, встречающимися в следующем примере: «Атомисты трактовали причины как материальные и механические (например, причины астрономических явлений движения Солнца, Луны, планет, которые обнаруживались ими в силе ветра, который наполняет вселенную)» [13. С. 75]. В данном контексте присутствует образное отождествление ветра с причиной различных яв-

лений. Метафора ‘сила ветра’, на наш взгляд, соотносится с понятием ‘динамика’. С точки зрения философии сила ветра как причина явлений вступает во взаимодействие с другими явлениями (движение Солнца и Луны), как её следствием. Причина осуществляет динамическое перемещение вещества, энергии или информации, тем самым способствуя появлению другого феномена как её следствия. Тот факт, что ветер динамичен, подчёркивается его определением: ветер - это «движение воздуха относительно земной поверхности» [15. С. 215].

Таксон ‘физические явления’ представлен рядом «динамических» метафор. Рассмотрим образное употребление слова ‘сила’: «Пифагорейцы занимались также акустикой в связи с музыкой, которая имела очищающую силу» [13. С. 83]. В словаре С. И. Ожегова находим такое определение понятия ‘сила’: сила - это «энергия, воздействующая на материальные тела» [7. С. 584]. В данном определении фигурирует глагол «воздействовать», который динамичен по своей природе и предполагает перенос энергии от одного лица, предмета или явления к другому. В нашем примере музыка оказывает настолько сильное энергетическое воздействие на человека, что его душа очищается, переходит в более совершенное состояние.

Пример динамической метафоры таксона ‘пространство’ обнаруживаем в таком контексте: «Мир беспределен, а движение вечно» [13. С. 42]. Метафора ‘беспредельность’, на наш взгляд, «динамична», хотя Анаксимандр трактовал это понятие как некую устойчивую основу бытия. Нашу правоту подтверждает и дефиниция, найденная в словаре русского языка: беспредельное - то же, что безграничное. Что есть граница? По С. И. Ожегову, это рубеж, предел, допустимая норма [7. С. 117]. Беспредельное, или отсутствие предела или границы, - концепт динамический, означающий отсутствие всяких границ и препятствий для реализаций потенциальных возможностей. Но в самом понятии «неизменная первооснова» существует тенденция к динамике согласно законам диалектики: если есть неизменное, то существует и изменение. Здесь проявляется двойственность как специфика раннегреческого мышления: находясь в предмете или явлении в качестве неизменной первоосновы, беспредельное, или апейрон, способствует изменению этого предмета или явления.

Результаты нашего исследования позволяют говорить о плодотворности когнитивнокоммуникативной стратегии ‘статика/динамика’, проявляющейся при изучении метафорической модели ‘природа’. Очевиден количественный перевес метафор, соотносимых с концептом «статика»: 61 % против 39 %.

Было обнаружено, что в выявленной стратегии ‘статика/динамика^ первый член оппозиции соотносится с концептами ‘природа ’ (7,3 %), ‘углубления’(3 %), ‘возвышенности’ (0,6 %), ‘почвы и минералы’ (0,6 %), ‘часть суши’ (1,2 %), ‘время’ (0,6 %), ‘атмосфера’ (2,4 %), ‘погода’(1,2 %), ‘физическиеявления’ (37,6 %), ‘дорога’ (1,8 %) и ‘пространство’ (4,8 %).

Второй член оппозиции соотносится с концептами ‘водоёмы’(3 %), ‘дорога’(2,4 %), ‘время’ (0,6 %), ‘погода’ (1,2 %), ‘физические явления’(25,5 %), ‘пространство’(6,1 %).

Полученные данные обобщены в таблице:

В нашем исследовании также выявлен следующий интересный факт: в 89,2 % контекстах образного отождествления «статические» метафоры описывают статические объекты, а динамические - динамические объекты. Однако в 4,2 % контекстов употребления метафор статические объекты описываются

при посредстве «динамических» метафор: наблюдается стремление «остановить» явления, динамические по своей сути. Так, например, активный и изменчивый по природе огонь втискивается в рамки неизменной и неподвижной первоосновы мира, а динамическое «беспредельное» метафорически осмысляется как устойчивый атрибут мира явлений. Ещё в 2,4 % контекстов динамичные явления при помощи метафоры отождествляются со статическими: так, например способ действия (дедуктивный путь) уподобляется ‘пути’, а слово ‘путь’ означает недвижимое основание для перемещения, равно как и отрезок. Как объяснить подобное явление? Дело здесь в том, что древние мыслители ещё на ранних этапах развития философии интуитивно постигли диалектичность, двойственность происходящих в мире процессов. С одной стороны, философы Эллады видят мир под знаком вечности, статики: так, например,

неподвижными и неизменными являются первоматерия и логос. С другой стороны, в статичной первоматерии происходят изменения, непостижимым образом вовлекающие мир в динамику изменения и становления. Таким образом, в сознании ранних греческих мыслителей понятия ‘статика’ и ‘динамика’

Статика Динамика

Метафорическая модель ‘природа’ 7,3 %

Неживая природа

Водоёмы 3 %

Дорога 1,8 % 2,4 %

Углубления 3 %

Возвышенности 0,6 %

Почвы. Минералы 0,6 %

Часть суши 1,2 %

Природные явления

Время 0,6 % 0,6 %

Атмосфера 2,4 %

Погода 1,2 % 1,2 %

Физические явления 37,6 % 25,5 %

Пространство 4,8 % 6,1 %

Итого: 61 % Итого: 39 %

не отделены друг от друга, образуя единое статико-динамическое целое. Мир вечен, но изменяется, его свойства постоянны, но в то же время и относительны. Изменяемость предстаёт устойчивой характеристикой всего сущего.

Следует отметить тот факт, что результаты нашего исследования, выявившие количественное преобладание «статических» метафор в исследованном фрагменте дискурса, совпали с представлениями философов о том, что своеобразие античной души заключается в её стремлении к равновесию и покою, к статике вопреки изменчивой действительности [14]. Античная душа увлечена поиском неизменных начал, способных удержать мир в состоянии единения, мира и гармонии. Для этой культуры характерны гармония души и тела, формы и содержания, бытия и мышления, человека и природы, но одновременно и избегание борьбы, т. е. того, что эту гармонию разрушает, враждебность по отношению ко всему «иному», несущему угрозу стабильности.

Перспективы наших исследований заключается в продолжении изучения стратегий метафоризации в философском дискурсе на материале труда Вл. Татаркевича «История философии. Средние Века».

Список литературы

1. Болдырев, Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.

2. Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М. В. Пименовой. Кемерово, 2004. Вып. 4. С. 71.

3. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова и др. М., 1996. С. 93-94.

4. Кубрякова, Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когни-

тивной лингвистики // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. № 1. С. 6-17.

5. Маслова, В. А. Homo Lingualis в культуре. М. : Гнозис, 2007. 320 с.

6. Мишланова, С. Л. Перспективы исследования когнитивной метафоры // Вестн. Перм. ун-та. Иностр. яз. и лит. 2008. Вып. 5 (21). С. 104-108.

7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1989. 748 с.

8. Опарина, Е. О. Концептуальная метафора // Метафора в языке и тексте. М. : Наука. 1988. С. 65-77.

9. Орлов, В. В. Основы философии. Пермь, 2001. 216 с.

10. Пименова, М. В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопр. когнитив. лингвистики. 2004. № 1. С. 83-90.

11. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика. М. : Восток - Запад, 2007. 314 с.

12. Советский энциклопедический словарь / редкол.: А. А. Гусев и др. М. : Совет, энцикл., 1987. 1600 с.

13. Татаркевич, В. История философии. Пермь, 2000. 482 с.

14. Шпенглер, О. Закат Европы. М. : Мысль, 1993. 663 с.

15. Fauconnier, G. Conceptual blending and analogy URL : http://www.wam.umd. edu/~mturn/WWW/blending/html.

16. Turner, M. Metaphor, metonymy and binding / M. Turner, G. Fauconnier. URL : http://www.wam.umd.edu/mturn/www/blend-ing/html

17. Turner, M. Conceptual Integration and Formal Expression / M. Turner, G. Fauconnier. URL : http://www.wam.umd.edu/~mturn.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.