Научная статья на тему 'Природа как камертон эвритмии мира и человека в «Северных рассказах» Лондона'

Природа как камертон эвритмии мира и человека в «Северных рассказах» Лондона Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1544
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРОНТИСМЕН / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / САМОСТОЯНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЖИЗНИ / СТОИЦИЗМ / FRONTMAN / NATURAL MAN / INDEPENDENCE / BIOLOGICAL ASPECT OF LIFE / STOICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заборсень Оксана Николаевна

Статья О.Заборсень «Природа как камертон эвритмии мира и человека в «Северных рассказах» Д. Лондона» посвящена достаточно традиционной теме, но автор акцентирует внимание читателя на проблематике, которая недостаточно освещена в исследовательской литературе: в борьбе со стихиями природы человек прежде всего преодолевает самого себя, хилость своего духа и неспособность ощущать единый смысл бытия. Только это ощущение выводит героя Лондона на новый уровень самосознания и открывает ему Природу как вечного спутника и человеческих радостей, и тревог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature as a Tuning Fork of Eurhythmy of the World and Man in 'The Northern Tales' by J. London

The article by O. Zaborsen Nature as a Tuning Fork of Eurhythmy of the World and Man in 'The Northern Tales' by J. London is devoted to a rather traditional topic, but the author focuses the reader's attention on the problems which are not sufficiently covered in special literature: while struggling with natural elements a man first of all overcomes himself, his feeble spirit and inability to feel the common essence of being. It is that feeling that brings London's character out to the new level of consciousness and shows him Nature as an eternal companion of human joy as well as anxiety.

Текст научной работы на тему «Природа как камертон эвритмии мира и человека в «Северных рассказах» Лондона»

УДК 821.111(73)Лондон.07 ББК 83(7США)-8 Лондон

Заборсень Оксана Николаевна

аспирант г. Сургут Zaborsen Oxana Nikolayevna

Post-graduate

Surgut

Природа как Камертон Эвритмии Мира и Человека В «Северных рассказах» Лондона Nature as a Tuning Fork of Eurhythmy of the World and Man in ‘The Northern Tales’ by J. London

Статья О. Заборсень «Природа как камертон эвритмии мира и человека в «Северных рассказах» Д. Лондона» посвящена достаточно традиционной теме, но автор акцентирует внимание читателя на проблематике, которая недостаточно освещена в исследовательской литературе: в борьбе со стихиями природы человек прежде всего преодолевает самого себя, хилость своего духа и неспособность ощущать единый смысл бытия. Только это ощущение выводит героя Лондона на новый уровень самосознания и открывает ему Природу как вечного спутника и человеческих радостей, и тревог.

The article by O. Zaborsen “Nature as a Tuning Fork of Eurhythmy of the World and Man in ‘The Northern Tales’ by J. London” is devoted to a rather traditional topic, but the author focuses the reader’s attention on the problems which are not sufficiently covered in special literature: while struggling with natural elements a man first of all overcomes himself, his feeble spirit and inability to feel the common essence of being. It is that feeling that brings London’s character out to the new level of consciousness and shows him Nature as an eternal companion of human joy as well as anxiety.

Ключевые слова: фронтисмен, естественный человек, самостояние, биологическая сторона жизни, стоицизм.

Key words: frontman, natural man, independence, biological aspect of life, stoicism.

Лондон великолепно знал географию Севера. В его рассказах упоминается масса географических названий: рек, озер, фортов..., подробно прослеживаются маршруты путешествия его героев. Однако пейзаж у Лондона кажется не столько фоном, на котором разворачивается действие, но, чаще всего, живым началом, непосредственно связанным с человеческими судьбами. Джек Лондон дает описание дикого безмолвия Севера, его бескрайних снежных равнин; этот мир писатель противопоставляет порочной американской цивилизации.

Для Лондона природа — высшая форма гармонической жизни. Красота природы связана у автора с полнотой жизни; его герои чувствуют себя части-

цеи этого мира, непостижимо мудрого и гармоничного, так как в основе его философии гармонии мира лежит родство человека и природы. Образ природы, ее роль в формировании мировоззрении человека, ее эстетическое воздействие — это главная проблема творчества Лондона. Бласс Пери, автор книги «Просвещение и литература в Англии» (1919), утверждает, что Лондон жил «жизнью обнаженной и напряженной, что ему был близок «зов природы».

Любое насилие над природой, по мысли Лондона, приводит к деградации человека как личности; он осуждает любые попытки нарушения естественной, природной гармонии. Как Запад у Ф. Купера, Г.Мелвилла, Бреет - Гарда были символом свободы, так Север с его героикой становится у Джека Лондона местом, где человек остается наедине с собой и имеет возможность «испытать себя в тягчайшей борьбе с обстоятельствами, угрожающими самому его существованию. Он вернул высокой смысл понятиям ответственности, товарищества, мужества, воли, чести. Север становится самым суровым в жизни испытанием возможностей, заложенных в человеке» [3.7-8]. Именно на Севере человек может раскрыть свою природную, изначальную сущность.

В первобытных условиях, где ничто не связывает и не сковывает, наиболее полно, по мнению писателя, проявляется природа человека. Если он силен, победа ему обеспечена. На севере все определяется личными качествами человека, а в цивилизованном обществе превосходство вовсе не означает, что победитель силен. Борьба в цивилизованном обществе разнится с законами природы. Вполне естественно, что с Севером, с природой, потому что природные условия возвращают человека к искренности, к вере в собственные силы, к мужеству и самостоянию, т. е. к самому себе, - к субстанции жизни, - с упорной работой писатель связывает все честное, человечное, искреннее. И в этом смысле его герои борются не за жизнь, а за умножение жизни. Как верно отметил Т. Кар-лейль, только над отдельным человеком мы имеем полную, несокрушимую власть, и задача нашей жизни - употребить эту власть, спасти «в себе человека, сделать его честным, и тогда можно считать, что ты многое сделал и что твоя жизнь и деятельность были не напрасны» .[4,341]

Обращаясь к теме конфликта природного, естественного в человеке и цивилизованного начал, Д. Лондон противопоставляет простую, ясную жизнь индейцев лицемерию человеческого мира, его жестокую, расчетливую мораль. Герою рассказа «В дебрях Севера», интеллигенту Фэрфаксу, приходится прожить пять лет среди индейцев в далеком северном селении. В беседе с Эвери Ван-Брантом на вопрос профессора Фэрфакс отвечает: «Ох, не знаю. Эти люди хотя бы честны и живут по своему разумению. И притом удивительно бесхитростны, никаких сложностей: каждое простое чувство не приобретает у них тысячу и один тончайший нюанс. Они любят, беспокоятся, ненавидят, сердятся или радуются — и выражают это просто, естественно и ясно,- ошибиться нельзя... Может быть, это и животная жизнь, но, по крайней мере, так жить - лег-ко»[1,1,345].

В творчестве Д.Лондона физическое и географическое преобразуется в духовное. Герои внутренне ощущают недостаточность, ущербность цивилизации, поэтому ищут «недостающее или утраченное» на лоне дикой природы. «Вопреки природе, вопреки обычаям каждый фронтисмен порождал новое поле для возможностей, путь освобождения от уз прошлого, и свежесть, и уверенность, и презрение к былым устоям, нетерпимость к любым ограничениям и идеям...»[8,38]. Бьющая через край энергия, человеческое естество, которое веками подавлялось религией и социальными институтами, нашло выход в условиях первобытной, дикой природы Севера.

Вслед за Эмерсоном Д.Лондон также рассматривал сближение с природой как путь к нравственному идеалу: жить на лоне природы - значит не только обрести душевный покой, но и физическое здоровье, моральное совершенство. В произведениях Д.Лондона также, как и в творчестве Г.Торо, физическое и географическое понятие преобразуется в духовное. Герои этих писателей внутренне ощущают недостаточность, ущербность цивилизации, поэтому ищут это «недостающее или утраченное» на лоне дикой природы.

Север- мерило истинной ценности человека, помогает выяснить, на что он способен и к чему годен, может ли жить в новых условиях. Джек Лондон пере-

носит героев в обстановку первобытной жизни с ее законами борьбы за существование, что объясняется увлечением писателя биологическими сторонами жизни, его тенденцией переносить биологические законы в область человеческих отношений. Это было обусловлено интересом писателя к философии Г. Спенсера, который «являлся подлинным властителем дум молодых американцев...во 2-й половине 19 века...». [5,62]

С Севером, с природой писатель связывает все честное, искреннее, потому что природные условия возвращают человека к искренности, к вере в собственные силы, к мужеству и самостоянию, т.е. к самому себе, - к субстанции жизни. И в этом смысле его герои борются не за жизнь, а за умножение жизни. А с другой стороны, все дурное, низменное, корыстное порождается отношениями, существующими в «цивилизованном» мире. Север привлекает героев вовсе не потому, что там есть возможность обогатиться, а потому что это — край, где существуют простые отношения, где человек может проявить свои способности, энергию, мужество.

В рассказах настойчиво подчеркивается, что цивилизация развращает людей, делает их алчными, корыстными, а жизнь на лоне природы очищает и исправляет их. Север у писателя как бы оказывается мерилом истинной ценности человека, помогает выяснить, на что он способен и к чему годен. Север переформировывает людей, сводя их лицом к лицу с суровыми, но настоящими реальностями бытия, о которых они не задумывались прежде. Только здесь человек начинает по-настоящему постигать смысл таких понятий, как «голод», «кров», «покой», как бы заново открывая для себя первоматерию жизни и, исцеляясь от всего ложного и случайного, что загромождало его горизонт, пока он не попал на Север. Вечно находящийся в борьбе со стихиями природы, он должен научиться противоборствовать ей. А для этого необходимы не только крепкие мускулы и ясная голова, но - ничуть не меньше - непритупляющееся чувство товарищества, общей для всех судьбы, человеческого братства. На Клондайке Лондон увидел, как люди освобождаются от индивидуализма, ожесточенности, недоверия друг к другу и словно бы вновь из эгоцентриков становятся

братьями, какими были, наверное, много веков назад, когда всех сплачивала необходимость бороться за жизнь. Проведя на Севере полгода, Лондон глубоко воспринял правду и поэзию Севера, проникся его суровой красотой, «открыл для себя целый художественный мир, ждавший воплощения в слове» [3,7]

Новелла «В северном краю» наделена философским звучанием: это рассказ о том, как людьми овладевает испуганное оцепенение перед немым величием природы, рассказ о вечно повторяющемся круговороте бытия, перед которым ничтожной суетой оказываются не только раздоры из-за сахара, но и вся погоня за богатством, и вся «цивилизация», навеки лишившая человека чувства своей слитности с макрокосмом. Страх Севера - «неразлучный спутник Великого Холода и Великого Безмолвия, отсутствие жизни и движения, мрак, бесконечный покой дремлющей земли» [1,1,96], показавшийся только на минуту краешек солнца, чей скудный луч точно рассеял ужас и заставил Уэзерби и Катферта (герои новеллы «В далеком краю») в последний раз потянуться друг к другу искалеченными руками, - этот мотив проходит через всю новеллу.

Слабым и изнеженным героям Лондон противопоставил людей мужественных и решительных, целеустремленных и предприимчивых. С точки зрения С. Батурина, «герои Лондона- люди действия, готовые преодолеть трудности и выступить против несправедливости, смело смотрящие в глаза опасности. Всех их объединяет жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому они решили посвятить свою жизнь. Их искания, их поступки продиктованы жизнью, вытекают из окружающей их действительности.» [2,152]

Ни один писатель в Америке до Лондона не изображал с такой художественной силой стоицизм человека, неисчерпаемость его физических сил, его упорство в борьбе, а главное - твердость его духа. Север с бескрайней снежной пустыней, с замершими реками, лютыми морозами, которые угрожали всему живому, представляют серьезную опасность для людей. «Северные рассказы» повествует о крае, но люди здесь изживают в себе отрицательные качества, постигают настоящий смысл существования. «Лондон нежно любил природу за ее

красоту, но прежде всего он любил ее силу, ее несокрушимую мощь, в сравнении с которой люди казались ему пигмеями» [7,70].

Герои произведений писателя взяты из жизни, они поставлены в жестокие условия, и часто трудно понять, что более жестоко, - поведение этих людей или же условия, в которых они обитают. Жестокость их далеко не всегда может найти оправдание, но такова была правда жизни, которую Лондон наблюдал, находясь на Клондайке... В его произведениях человек находится с природой в постоянной борьбе, и ее исход часто оборачивается не в пользу людей» [2,125] . Эта природа не пугает героев Лондона: они борются и часто побеждают: победить природу нельзя, но перед ее грозными стихиями можно победить себя, так как инстинкт жизни, любовь к ней, воля настолько сильны, что они выживают даже там, где гибель кажется неминуемой.

Природа оказывает благотворное влияние на формирование человека, она выпрямляет, исправляет его нравственно и духовно, если не физически. «Мы спокойно закрыли глаза на вечную суть вещей и открыли их только на видимость вещей. В мире ночь, и много еще пройдет времени, пока наступит день. Мы странствуем среди тления дымящихся развалин, и солнце, и звезды небесные на время как будто уничтожены и два фантома: ханжество и атеизм, вместе с прожорливым чудовищем чувственностью, гордо шествуют по земле.» [4,342]

«Когда исчезают идеалы, истина и благородство, которые были в людях, и не остается ничего, кроме одного только эгоизма и жадности, то жизнь становится немыслимою и самая древняя судьба, мать вселенной, беспощадно приговаривает их к смерти». [4,344] Этот мотив прозвучит во многих новеллах Д.Лондона о Севере. В отличие от Эмерсона, Торо, для которых природа является в основном «лекарем, врачевательницей, панацеей», источником бодрости и полноты жизни, в понимании Лондона природа - не только доктор, но и испытательная площадка высоты человеческого духа. У Лондона суровое белое безмолвие - место жестоких схваток с грозными силами природы, где человек проверяется на «прочность», где измеряется его духовное и нравственное вели-

чие, мужество и стойкость. В новеллах Д. Лондона природа выступает не только географическим и физическим фактором, но и морально-этическим, выполняя роль кузницы человеческих характера. Впоследствии Сологуб отметит, что «природа, которая некогда воспринималась писателями как пейзаж, навевающий те или иные настроения, и как материал для художественного описания, для Д.Лондона - действующая сила, и самый сознательный и искусный действователь на земле, человек - только результат, функция многих сил, которые отливают его в заранее определенные формы» [6,6]

Писатель отождествляет жуткое белое безмолвие с враждебными силами цивилизованного мира. Борьба с «Великим Холодом», который нагоняет ужас, страх и отчаяние («В далеком краю», «Белое Безмолвие» и другие) - борьба не жизнь, а на смерть, та экстремальная ситуация, когда человек полностью мобилизует свой нравственный и физический потенциал. Побеждает в этой схватке тот, кто умеет бороться за жизнь, отстаивая свое человеческое достоинство, утверждая свое превосходство над грозными силами природы. «Лондону хотелось воспеть вождей смертельно опасных походов, влюбленных, готовых на любое безумство во имя любви, людей-исполинов, неустрашимо прокладывающих себе путь наперекор стихиям, среди несчастий и ужасов, так что мир содрогнется под их неустрашимой поступью» [7,93]

В процессе освоения Запада пионерам приходилось испытывать на себе яростное сопротивление природы, преодоление стихии закаляло их волю, умножало силу, укрепляло веру в себя. В более широком по сравнению с транс-ценденталистами взгляде на природу, в выявлении ее бесконечных возможностей на формирование характера, проявилось новаторство писателя в решении проблемы «Человек - Природа». Лондон писал; «Какова жизнь со всей ее беспощадной злобой - таковы и мои книги. Но жизнь полна не злобы, а силы, и той же силой я стараюсь наполнить мои рассказы» [7,247].

На Севере людей соединяли лишь тропы, воды озер и рек, но тут был мудрый, освященный веками уклад отношений между людьми, своя культура жизни, превыше всего в которой ценилось умение ладить друг с другом и приро-

дой, понимать ее тайны, не разрушать без нужды. В романе «Лунная долина» Д.Лондон доводит тему «Природа - Человек - Цивилизация» до ее логического завершения: «Но в одном старики и молодежь сходились: и те, и другие без зазрения совести истощали землю. Год за годом они собирали баснословные урожаи, но не заботились о том, чтобы сберечь силы земли, и после них она оставалась голой и нищей. Вы можете встретить огромные владения, которые были хозяевами разорены, а потом заброшены и превратились прямо в пустыню» [1,6,431] В приговоре, который выносится автором цивилизованной Америки, критика процесса уничтожения природных богатств в ходе наступления цивилизации достигает апогея: «Повальное истощение земли - это - в наши дни -национальное преступление Соединенных Америки» [1,6,409]. Варварское, утилитарно - потребительское отношение американцев к природе сказывались на формировании мировоззрения, черт национального характера.

Первым американским писателем, поднявшим вопрос об истреблении природных богатств, был Джеймс Купер. В 1823 он в романе «Пионер» предупреждал о том, что природа Америки стоит перед фактом потери своего огромного и разнообразного богатства флоры и фауны. То, что безудержный практицизм и жажда наживы грозят полному уничтожению естественного окружения, остро ощутил и Д. Лондон. Писатель сознавал, что вместе с индустриализацией в девственных краях вечных снегов неизбежно обострятся социальные противоречия, разрушится вековой уклад быта народов, населяющих эти ледовые просторы, произойдут невиданные изменения в сознании и мировоззрении эскимосов, чукчей, алеутов, всех североамериканских индейцев да и в сознании самих носителей благ цивилизации.

В более поздних сборниках рассказов - гавайских - «Сказки южных морей» (1911) и «Храм гордыни» (1912) человек вновь оказывается лицом с природой, с бушующим ураганом, с пенящимися громадами волн, в которых выживают сильнейшие. Эту способность передать «величайшее напряжение воли к жизни» особенно ценил в нем Горький: «Джек Лондон - писатель, который хо -рошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать воле-

вых людей...Герои лучших новелл Лондона оказывались в необычайно драматических, крайне напряженных жизненных ситуациях, когда отступает все наносное и неистинное в человеке и с беспощадной четкостью выявляется его суть» [3.8].

Тема «природа - человек- цивилизация» становится ведущей в американской литературе ХХ столетия, приобретая все более философское звучание. Эта тема нашла отражение в лучших пьесах Ю. О’Нила, Т. Уильямса. В произведениях писателя-фантаста Р. Бредбери она принимает трагическую окраску. Являясь остро актуальной в наше время, проблема гибели нравственного и физического облика современного человека в условиях цивилизованного мира решается не только в научной среде, но и в литературе и искусстве.

Библиографический список

1. Лондон, Д. Собрание сочинений: в 13 т. [Текст] / Д. Лондон. - М. : Правда, 1976

2. Батурин, С. Ваш во имя революции! Рассказ о Джеке Лондоне [Текст] / С. Батурин. - М.: Детская литература, 1983.

3. Зверев, А. Джек Лондон: величие таланта и парадоксы судьбы [Текст] / А. Зверев // Лондон, Д. Белый Клык / Д. Лондон; вступит. ст. А. Зверева. - М. : Росмэн, 2000.

4. Карлейль, Т. Люди и герои [Текст] / Карлейль Томас // Карлейль, Т. Теперь и прежде / Карлейль Т. - М. : Республика, 1994. - С.360

5. Каули, М. Дом со многими окнами [Текст] / М. Каули. - М.: Прогресс, 1974.

6. Сологуб, Ф. Джек Лондон: Избранные произведения [Текст] / Ф. Сологуб : в 3 т. Т. 1. - М., 1993.

7. Стоун, И. Моряк в седле художественная биография Джека Лондона / Ирвинг Стоун. - М. : Книга. -1984. - С.270

8. Turner Frederick Jackson. The Frontier in American History.N.Y.1950.

Bibliography

1. Baturin, S. Yours for the Sake of Revolution! Stories about Jack London [Text] / S. Baturin. - M.: Detskaya Literatura, 1983.

2. Carlyle, T. People and Heroes [Text] / Carlyle Thomas // Carlyle, T. Now and Before / Carlyle, T. - M.: Respublica, 1994. - P. 360.

3. Cowley, M. A House with Many Windows [Text] / M. Cowley. - M.: Progress, 1974.

4. London, J. Collected Works: in 13 Volumes [Text] / J. London. - M.: Pravda, 1976.

5. Sologub, F. Jack London: Selected Works [Text] / F. Sologub: in 3 Volumes V.1. - M.: Progress, 1993.

6. Stone, I. A Sailor in a Saddle: Belles-Lettres Biography of Jack London / Irving Stone. -M.: Kniga, 1984. - P. 270.

7. Turner, Frederick Jackson. The Frontier in American History. - N.Y.,1950.

8. Zverev, A. Jack London: the Greatness of the Talent and the Paradoxes of the Life [Text] / A. Zverev // London, J. White Fang / J. London; Introductory Article by A. Zverev. - M.: Rosmen, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.