Научная статья на тему 'Природа как активный фактор, формирующий индивидуальное экологическое сознание обучаемого'

Природа как активный фактор, формирующий индивидуальное экологическое сознание обучаемого Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов Андрей Саввич, Григорьева Любовь Ивановна

Статья посвящена вопросам экологического образования и воспитания. Исследовано понятие экологической культуры, экологического мышления в экологическом образовании и воспитании. Констатируется, что экологическое сознание как форма общественного сознания носит, с одной стороны, объективный, а с другой, индивидуальный характер. Результаты исследования показали следующее: при формировании культуры экологического мышления большое значение имеет сама природа как естественно-природный фактор, формирующий эмоционально-чувственную компоненту индивидуального сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Nature as the Active Factor Forming Individual Ecological Consciousness of the Trainee

Article is devoted to questions of ecological education and education. The concept of ecological culture, ecological thinking of ecological education and education is investigated. It is noted that the ecological consciousness as a form of public consciousness carries on the one hand objective, and with another individual character. Results of research have shown the following: when forming culture of ecological thinking the nature as the natural and natural factor forming emotional and sensual to a component of individual consciousness is of great importance.

Текст научной работы на тему «Природа как активный фактор, формирующий индивидуальное экологическое сознание обучаемого»

УДК 37.033:130.122

А С. Саввинов, Л. И. Григорьева

ПРИРОДА КАК АКТИВНЫЙ ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ОБУЧАЕМОГО

Статья посвящена вопросам экологического образования и воспитания. Исследовано понятие экологической культуры, экологического мышления в экологическом образовании и воспитании. Констатируется, что экологическое сознание как форма общественного сознания носит, с одной стороны, объективный, а с другой, - индивидуальный характер. Результаты исследования показали следующее: при формировании культуры экологического мышления большое значение имеет сама природа как естественно-природный фактор, формирующий эмоционально-чувственную компоненту индивидуального сознания.

Ключевые слова: индивидуальное сознание, общественное сознание, культура экологического мышления.

A. S. Savvinov, L. I. Grigorieva

The Nature as the Active Factor Forming Individual Ecological Consciousness of the Trainee

Article is devoted to questions of ecological education and education. The concept of ecological culture, ecological thinking of ecological education and education is investigated. It is noted that the ecological consciousness as a form of public consciousness carries on the one hand objective, and with another - individual character.

Results of research have shown the following: when forming culture of ecological thinking the nature as the natural and natural factor forming emotional and sensual to a component of individual consciousness is of great importance.

Keywords: individual consciousness, public consciousness, culture of ecological thinking.

Введение

В процессе исторического развития философской мысли были выработаны понятия, призванные обозначить духовное образование общества как целостной системы. К ним относятся «объективный дух» Гегеля, общественное сознание Маркса, «символические формы сознания» Кассирера и т. п. Речь идет о коллективном сознании, которое отличается от совокупности индивидуальных сознаний множества членов данного общества, то есть общество уподобляется живому организму с собственной жизнью и сознанием. Тем не менее, сознание общества не может интерпретироваться подобно сознанию человека хотя бы потому, что у общества нет автономного мыслительного органа, наделенного сознанием. Общество создает

САВВИНОВ Андрей Саввич - к. ф.-м. н., д. филос. н., зав. каф. философии СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: philosofiausy@mail.ru

ГРИГОРЬЕВА Любовь Ивановна, к. п. н., доц. каф. начального образования Педагогического института СВФУ им. М. К. Аммосова. E-mail: lubov-grigor2011@mail.ru

SAVVINOVAndrey Savvich - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy of North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: philosofiausy@mail.ru

GRIGORIEVA Lyubov Ivanovna - Candidate of Pedagogical sciences, Associate Professor of Primary Education of Teacher Training College North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: lubov-grigor2011@mail.ru

многообразие «объективированных форм, непосредственно связанных с коллективным сознанием» или, по терминологии Маркса, - общественным сознанием.

Оно является категорией философии истории Маркса, выработанной наряду с категорией общественного бытия для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Общественное бытие - это материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и в то же время существующие независимо от общественного сознания. Исторический материализм выделял общественное бытие как особую форму материального и утверждал идею «не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание» [1]. Это основополагающее положение философии Маркса, последовательное развертывание которого приводит к материалистическому пониманию истории. В то же время исторический материализм признает относительную самостоятельность общественного сознания, которое как самостоятельная целостность оказывает обратное воздействие на общественное бытие. Существуют различные уровни (теоретический, обыденный, идеологический...) и формы (политическая, правовая, религиозная, нравственная.) общественного сознания, характеризующие его структуру.

Необходимо заметить, что по отношению к индивидуальному сознанию общественное сознание носит, с одной стороны, объективный, а с другой, - специфический характер.

В. В. Федоров констатирует, что процесс приобщения к мировой экологической культуре и разрыв изоляции от мирового экологического процесса привели к формированию нового типа общественного сознания - экологического. Экологическое сознание - это воспроизведение людьми экологических условий в процессе экологической деятельности по оптимизации функционирования системы «природа-общество» в виде экологических теорий, идей, представлений и отношений между людьми в данную историческую эпоху. Экологическое сознание является и формой общественного сознания, отражающей экологические противоречия, и фактором оптимизации системы «природа - общество» [2, с. 121] .

В контексте настоящей работы нас будет интересовать индивидуальное экологическое сознание в системе образования.

Мир материальных ценностей является чувственно воспринимаемой реальностью, в то время как мир духовных ценностей - душа, отношение людей к природе, духовные традиции требуют индивидуальной внутренней работы, чтобы воплотиться в сознание каждого. То есть, принудительное воздействие на экологическое сознание как формы общественного сознания на формирование индивидуального экологического сознания совершенно недостаточно. Безусловно, в решении этой задачи роль образования и культуры в целом велика. К сожалению, в литературе часто можно встретить путаницу в использовании таких важных понятий, как общественное сознание и индивидуальное сознание. Например, М. Г. Ахмедова пишет: «Этническое экологическое сознание часто страдает главным недостатком: человек ценит «свою» местную природу и спокойно разрушает «чужую». Из смысла текста ясно, что речь идет об индивидуальном сознании конкретного человека.

Из этого вытекает особая роль самой природы в формировании экологической компоненты индивидуального сознания человека как субъекта взаимодействия, и мы в понятие «природа» вкладываем естественную природную среду. В системе «человек - природа» гармония предполагает достижение «нирваны» - слияния человека с природой. Но здесь со стороны человека требуется активность иного рода - развитие внутренней духовной жизни.

Мысль о том, что сама природа может быть активным фактором формирования индивидуального экологического сознания, побудила нас к выбору темы исследования: «Формирование индивидуального экологического сознания обучающихся в системе экологического образования и воспитания». Формирование индивидуального сознания обучающихся представляет систему целенаправленных педагогических воздействий, вызывающих качественные изменения в личности обучающихся при комплексном и многоступенчатом характере взаимодействия экологического образования и воспитания. Цель данной работы заключается в обосновании научных подходов к развитию индивидуального сознания обучающихся в условиях целостной

экосистемы и в уточнении самого понятия «индивидуальное экологическое сознание» с позиций философских, психологических и педагогических категорий.

Индивидуальное сознание в системе экологического образования и воспитания

В определении понятия экологической компоненты индивидуального сознания мы исходим из концепции экоцентризма, экопсихологии, современных компетентностных подходов к экологическому образованию.

Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность таких представлений, как отношение индивида к природе, обществу, гармонические отношения человека и природы.

Экологическое сознание людей менялось наравне с развитием человеческого общества. Обзор литературы показывает, что на начальном этапе социогенеза экологическое сознание было архаичным. Люди не отделяли себя от природы. Так, в эпоху античности люди считали, что человек и природа были созданы богом. В средние века отношение к природе резко изменилось. Так как экологическое сознание определяется состоянием общества, то с развитием технократической цивилизации человек все более отдалялся от природы и постепенно превратился в потребителя. Это не могло долго продолжаться. В связи с этим в странах зарубежья и в России появились различные подходы в формировании нового экологического сознания, связанные с обучением, воспитанием, духовно-ценностными и экопсихологическими аспектами.

Экологические экскурсии на природе американские педагоги считают самым хорошим условием для общения. В конкретных условиях обучающиеся наблюдают за результатами воздействия антропогенных факторов и учатся на практике устранять эти проблемы. Обучение на местном краеведческом материале всегда считалось «окном в проблемы человечества».

Как отмечает Н. А. Бирюкова, в Америке и в Великобритании в формировании экологической компетентности младших школьников доминирует игровой подход.

В Германии обеспечивают систему непрерывного экологического образования по принципу «преподаватель-студент-учитель-школьник». Очень хорошо налажена работа по спасению и защите природных объектов.

Экологическое образование и воспитание в Японии существенным образом отличается от западного и потому представляет огромный интерес. Следует отметить, что за последнюю четверть XX в. экологическое мышление в Японии стало частью этических воззрений нации. Восточному типу экологического сознания соответствует постижение принципа единства со вселенной, что достигается глубокой психологической включенностью человека в мир природы.

Мы полагаем, что развитие индивидуального сознания в системе экологического образования всегда опирается на комплексный, экосистемный подходы, на принципы интеграции, междисциплинарности, краеведения; на социально-педагогические, естественно-природные условия.

Таким образом, происходит развитие культуры экологического мышления, при котором люди планируют свои действия, оценивают их и прогнозируют последствия не только в социальном, экономическом, но и в экологическом плане.

Экологически воспитанная личность должна подходить к экологической деятельности не только грамотно, но и сознательно. Сознание не материально, его невозможно чем-либо определить, поэтому только в деятельности можно определить экологическую воспитанность. В Якутии педагоги дают предпочтение краеведческому принципу во внеучебной деятельности обучающихся на основе традиций народа саха. Экологическое краеведение дает возможность изучить природу местности на практике. А практические действия в природе должны развивать экологическое мышление, правильное поведение человека на природе. Такое отношение к природе отвечало принципам «природосообразности». Идея природосообразности была выдвинута Я. А. Коменским, а А. Дистервег этот принцип определил, как высший принцип всякого воспитания. Поэтому этническое экологическое воспитание и образование считается одним из направлений формирования экологического сознания. Из этого следует, что мы должны действовать по принципу «мыслить глобально, действовать локально». В этом случае

мы условно актуализируем основы этноэкологического сознания, каковой является одухотворение природы - многобожье, дух «иччи», которые имели место в истории каждого народа и исходим из понимания, что человек не просто человек, а представитель этноса или нации. Выдающийся педагог современности Г. Н. Волков в книге «Этнопедагогика» считает, что весь традиционный образ жизни определяется родной природой, что природа оказывает огромное влияние на формирование личности и представителя этноса.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы убедились в том, что для воспитания у обучающихся ответственного отношения к природной среде, необходимы два условия: первое, социально-педагогические условия экологического образования и воспитания; второе, естественно-природная среда, как фактор развития индивидуального экологического сознания.

Утверждение культуры экологического мышления в системе школьного образования

Преодоление экологического кризиса на планете, возникшего по причине рассогласования взаимоотношений человека с природой, неразрывно связано с переходом человечества к новому сознанию, новому мировоззрению, в основе которого лежит убеждение в необходимости гармонии человека и окружающей среды. Естественно, что приоритетное значение в формировании такого мировоззрения принадлежит системе образования и прежде всего, школе, ибо этот этап образования проходят все и в особенно восприимчивый для овладения системами ценностей возрастной период.

Узловой проблемой всего образования и воспитания, в том числе и экологического образования и воспитания, является отношение к «знаниецентричности», которое тесно связано с формированием общественного сознания. Если человек к природе не испытывает никаких эмоций, то о такой личности нельзя сказать, что экологичная. Просвещенческая парадигма формирует рациональный компонент сознания, что недостаточно для формирования экологичной личности. Только сочетание рационального и эмоционально-чувственного компонента сознания может развивать экологичную личность.

Сознание как философская категория определяет отношение человека к объективной действительности, к миру. Так, по А. Г. Спиркину сознание присуще только человеку, связано с речью и способствует разумному регулированию и самоконтролю поведения человека, по А. В. Иванову, левое полушарие нашего мозга воспринимает мир рационально, а правое полушарие - образно-ценностно, эмоционально-чувственно.

Из новейшего философского словаря мы узнаем, что «сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого субъекта, ни других людей» [3, с. 663].

Философский энциклопедический словарь трактует «сознание как совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что являлось тем, кто переживает эти образы» [4, с. 423].

Общеизвестно, что в этих определениях философия, актуализируя всеобщее в отношениях природы и человека, выделяет эмоционально-чувственную и рациональную компоненты. Однако это только одна сторона проблемы в подходе к экологическому образованию. Эмоционально-чувственная компонента сознания заключается в учете истории, культуры, особенностей природопользования и других факторов жизни людей (личных желаний, стремлений, личностных свойств и стремлений).

Восточная духовная культура, в частности понятие нирваны как растворение человека в природе, когда исчезает личностное «я», принципиально отличается от западной. Культура Запада изначально видит природу как объект, а стало быть, по их мнению, сама природа не может пробудить экологическое движение. Из уравнений

Дь(ж) = КС - К'С', Дь(м) = КС' - К'С

видно, что К - характеристика внутреннего мира субъекта, С - характеристика внешнего мира, т. е. объекта: значит, на субъекта может воздействовать природа, пробуждая эмоционально-чувственное, в этом случае субъект по отношению к природе будет объектом, а по от-

ношению к информации - субъектом. Первое уравнение связано с фактором отбора, а второе уравнение - с фактором изменчивости. Оба эти уравнения, отражая действие двух факторов, при взаимодействии дают развитие. То есть уравнение, показывающее совместное действие двух факторов, можно интерпретировать как развитие экологического образования вообще и формирование индивидуального экологического сознания в частности.

Такой подход объясняет, что субъект-объектные отношения динамичны, диалектичны, что в каких-то случаях человек-субъект может оказаться объектом по отношению к природе. И для этого не обязательно, чтобы природа воспринималась как субъект.

Действительно, из модели обратных связей Саввинова А. С. применительно к женскому началу

Дь (ж)= К С-К' С'

следует существование симметрии между женским началом и природой, между внутренним миром человека и внешней природной средой. Другими словами, смысл уравнения никак не изменится, если симметричным образом изменить смысл символов.

Таким же образом, существует симметрия для мужского начала, то эта симметрия более сложного порядка, предполагающая ее сохранение при изменении как человека, так и самой природы.

Дь(м)= К С' - К' С [5]

Активность природы в данном случае своеобразна, она активна в том отношении, что пробуждает в человеке эмоционально-чувственный компонент сознания. Этим самым природа преобразует человека, пробуждает человеческое в человеке. Поскольку этот процесс не контролируется разумом, то нет никакой необходимости, чтобы обучаемый воспринимал природу как субъект, наделял объект субъективными качествами. Но чтобы природа выступала как субъект, необходимо, чтобы обучаемый был погружен в природную среду и активно взаимодействовал с ней. В этом состоит центральная идея исследования, именно в утверждении эффективности диалектического взаимодействия рациональной и эмоционально-чувственной компоненты сознания в образовательном и воспитательном процессе.

Как мы отмечали раньше, вышерассмотренное приводит к выводу, что до сих пор в экологическом образовании природа была объектом изучения как фактор эстетического воспитания. В то же время из модели обратных связей следует, что в самой природе есть активное начало, способствующее пробуждать эмоционально-чувственную компоненту сознания.

Оценить отношение детей к природе можно по уровням поступочного компонента. Как показывает опыт, формирование индивидуального экологического сознания происходит через разнообразную природоохранную деятельность, мероприятия, олимпиады, научно-практические конференции. Научная работа требует от обучающихся больших усилий. Все это организует обучающихся, способствует появлению познавательного интереса, формированию культуры экологического мышления.

Если создана модель экологической образовательно-воспитательной среды, то можно добиться у обучающихся ответственного отношения к природной среде. Но для этого необходимы следующие условия: социально-педагогические и естественно-природные. Модель предусматривает не только передачу знаний, но и пробуждение эмоционально-чувственного компонента сознания. Иначе говоря, социально-педагогический и природный факторы рассматриваются в единстве.

Опыт работы показывает, что к наиболее важным экологическим проблемам обучающиеся относят экологические проблемы своей местности, из глобальных отмечают парниковый эффект, кислотные дожди и вырубку леса, таяние «вечной мерзлоты». Такие факторы не оставляют обучающихся равнодушными к экологическим последствиям. Они в этот момент осознают хрупкость, беспомощность экологической природы перед разрушительной деятельностью человека. Если сочетать обучение и воспитание с эмоциональными переживаниями, то это ведет к развитию культуры экологического мышления, а затем и индивидуального экологического сознания.

Это способствует к решению задач образования, воспитания и обучения с позиции рассмотрения природы как субъекта, как активного начала, по отношению к которому обучаемый действительно превращается в объект, т. е. в пассивное начало. Такой подход, на первый взгляд, кажется широко пропагандируемым. Действительно, выработанная в последней четверти ХХ столетия, экоцентрическое экологическое сознание в качестве одного из основных положений, предполагает восприятие природы и всего природного как полноправного субъекта взаимодействия. Но сущность проблемы субъективного восприятия природы имеет две стороны:

- быть субъектом;

- восприниматься как субъект.

Научная философская традиция европейской культуры исключает рассмотрение природных объектов как субъектов в полном смысле этого слова. Об этом свидетельствует и то, что «субъект-объектные» отношения в обыденной жизни часто трансформируются в оппозицию «равное - неравное».

Антропоцентризм является следствием противопоставления человека и его материального окружения, человеческого духа и объективно существующей природы.

Заключение

Таким образом, суть культуры экологического мышления состоит в рассмотрении природы как высшей ценности, как равноправного субъекта взаимоотношения.

Из модели обратных связей следует, что сама природа может быть рассмотрена как активное начало, способное пробуждать эмоционально-чувственное, т. е. может быть субъектом. И поэтому концепция формирования индивидуального экологического сознания в условиях целостной экосистемы ориентирует экологическое образование к воспитывающей роли самой природы.

Если создана модель экологической образовательно-воспитательной среды, то можно добиться у обучающихся ответственного отношения к природной среде, развития культуры экологического мышления, а затем и развития индивидуального экологического сознания. Но для этого необходимы следующие условия: социально-педагогические, естественно-природные. Более подробно можно ознакомиться в публикациях [6-8].

Литература

1. Маркс, К. Сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 13. - С. 7. 2-е изд.

2. Федоров В. В. Формирование экологического сознания: (на примере Республики Саха (Якутия)) / В. В. Федоров; отв. ред. д-р биол. наук Д. Д. Саввинов; АН РС (Я); Ин-т прикл. экологии Севера. -Якутск: Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. - С. 121.

3. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Гричаков. - М., 1998. - С. 633.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1997. - С. 423.

5. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сюр». - Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1995. - 112 с.

6. Григорьева Л. И. Формирование экологического сознания сельских школьников: дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2001. - 171 с. [dlib.rsl.ru/01000302504].

7. Григорьева Л. И. Система экологического образования и воспитания в контексте «модели обратных связей» А. С. Саввинова // Общероссийский журнал о мире образования «Преподаватель XXI век». - М.: Прометей, 2/2011 часть 1, 2. - С. 64-71. [http://elibrary.ru/item.asp?id=16727693].

8. Григорьева Л. И. Природа как активное начало, пробуждающее человеческое в человеке». Международный исследовательский институт, IV Международная научная конференция. - М., 2012. Европейский журнал социальных наук: № 3 (19), - С. 44-51. [http://elibrary.ru/item.asp?id=17700492].

References

1. Marks, K. Sochinenie / K. Marks, F. Jengel's. T. 13. - S. 7. 2-e izd.

2. Fedorov V. V. Formirovanie jekologicheskogo soznanija: (na primere Respubliki Saha (Jakutija)) / V. V. Fedorov; otv. red. d-r biol. nauk D. D. Savvinov; AN RS (Ja); In-t prikl. jekologii Severa. - Jakutsk: Izd-vo Departamenta NiSPO MO RS (Ja), 2002. - S. 121.

3. Novejshij filosofskij slovar' / Sost. A. A. Grichakov. - M., 1998. - S. 633.

4. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. - M.: INFRA, 1997. - S. 423.

5. Savvinov A. S. Chelovek cherez prizmu «Kut-sjur». - Jakutsk: Jakutskij nauchnyj centr SO RAN, 1995.

- 112 s.

6. Grigor'eva L. I. Formirovanie jekologicheskogo soznanija sel'skih shkol'nikov: dis. ... kand. ped. nauk.

- Jakutsk, 2001. - 171 s. [dlib.rsl.ru/01000302504].

7. Grigor'eva L. I. Sistema jekologicheskogo obrazovanija i vospitanija v kontekste «modeli obratnyh svjazej» A. S. Savvinova // Obshherossijskij zhurnal o mire obrazovanija «Prepodavatel' XXI vek». - M.: Prometej, 2/2011 chast' 1, 2. - S. 64-71. [http://elibrary.ru/item.asp?id=16727693].

8. Grigor'eva L. I. Priroda kak aktivnoe nachalo, probuzhdajushhee chelovecheskoe v cheloveke». Mezhdunarodnyj issledovatel'skij institut, IV Mezhdunarodnaja nauchnaja konferencija. - M., 2012. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk: № 3 (19), - S. 44-51. [http://elibrary.ru/item.asp?id=17700492].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.