УДК 008
ЛАРИОНОВА ЕЛИЗАВЕТА
ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ.
ТГУ им. Г.Р. Державина
Аннотация: в статье рассматриваются концептуальные вопросы рассмотрения понятия интеллигентности, как специфического свойства интеллигенции. Они даны по историкосмысловым аспектом, что дает возможность проследить изменения относительно развития культуры.
Ключевые слова: интеллигентность, интеллигенция, патриотизм, добропорядочность, смелость, идейность.
Подходя к изучению природы и сущности понятия интеллигентность необходимо рассмотреть определения и разработать понятийный аппарат. В нашем случае таковым понятием является «интеллигентность» - склонность к мыслительным занятиям, осмыслению социальных процессов, способность рассматривать вещи объективно, абстрагируясь от себя и своих потребностей».1 «Интеллигентность» происходит от латинского intellegentia - представление, понятие, смысл. Изначально словом «интеллигенция» обозначали круг людей, которые занимались мыслительной деятельностью, стремились понимать происходящие в обществе и вообще в жизни процессы. Потом в силу некоторого вырождения термина интеллигенцией стали называть людей, которые занимались не физическим, а умственным трудом, то есть произошла привязка к профессиональной деятельности.
Слово «интеллигенция» впервые употребил Цицерон при переводе греческого термина «dia-noesis» на латинский язык. «Интеллигенция», по Аристотелю, - это мышление. У философов-неоплатоников это Высший разум, замысливший наш космос. Этимологические словари производят значение от inter, «между», + legere, «выбирать, выделять», другими словами, «распознавать» либо «быть между, среди, внутри». Смысловой акцент здесь не на владении некоторым объёмом знаний, а на способности понять, вникнуть. Наиболее обоснованно, рельефно изложил диалектику существования «интеллигенции» Г.В.Ф.Гегель,
1 Хрестоматия по интеллигентнознанию. Фундаментальные основы, - http://inteUigentia.ru/osobenosti-myshlenija.html
развивающейся «от ощущений до мышления - как высшего этапа психической
2
деятельности человека разумного».
С середины XIX века в европейской культуре сложилось понимание интеллигенции как социальной группы, в трактовке «интеллигенции» можно выделить два подхода: социально-экономический и социально-этический, которые в XX веке стали называться функциональным и ценностным. Представители социально-экономического подхода относили к интеллигенции слой образованных людей. Представители социально-этического направления понимали под интеллигенцией, прежде всего, нравственных людей. По их мнению, интеллигентом можно стать и не имея достаточно высокого уровня образования. Объединение социально-экономического и социально-этического подходов осуществляется в рамках марксистского подхода. С этой точки зрения, интеллигенция — слой образованных людей, которые в идеале должны обладать нравственными качествами.
В словаре С.И. Ожегова определение понятия «интеллигенции» описывается следующим образом: «Интеллигенция - люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом». По мнению
В. Даля, интеллигенция - «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».
Наряду с философским осмыслением феномена существовало его художественное описание. В частности, отечественная литература (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Г.И.Успенский, В.Г.Короленко и др.) в художественных образах воплотила сложность душевно-духовных переживаний интеллигентного человека. Был показан сам процесс становления интеллигентности. В художественных образах удалось объединить, казалось бы, несоединимые черты интеллигенции образованной и интеллигенции нравственной. Образ интеллигентности, воплощенный в художественных произведениях, позволяет сделать вывод, что интеллигентность - это светская духовность, стремление познать смысл жизни с помощью науки, разума. «Интеллигентность -это постоянное развитие, сомнения, колебания, постоянные раздумья по поводу выбора между добром и злом, религиозной верой и неверием, активное преобразование окружающего и внутреннего мира человека».3
В нашу страну сам термин «интеллигенция» попадает из трудов Шеллинга и Гегеля, а также французских авторов. Первые русские переводчики Шеллинга переводили его термин «Intelligenz» как «разумение», а заглавие книги Ипполита Тэна «De l’intellegence» как «об уме и познании». Именно в таком смысле слово стало употребляться в русском языке.
2 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч.: В 14 т. Т. 4. - М., 1959. - С. 234.
3 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. - М„ 1975.
Понятие «интеллигенция» чисто русского происхождения. Его, как известно, ввел в научный оборот в 60-х годах XIX века П. Боборыкин.
С. Елпатьевский, определяя интеллигенцию как общественно думающую и общественно чувствующую часть общества, подчеркивал, что кардинальным признаком в понятии интеллигентности является ее духовная сущность. «Тот врач, для которого медицина, ремесло... - не интеллигенция. И тот адвокат, для которого чужды интересы, выходящие за рамки его адвокатского дела - не интеллигенция».4 Эти слова русской интеллигенции были не просто словами, а воплощались в конкретные дела, например, многие представители интеллигенции, имеющие соответствующие дипломы и знания, бросали свои комфортные квартиры, сферы интересного общения, свою профессиональную деятельность и шли «в народ», работая там в тяжелейших условиях врачами, сестрами милосердия, учителями, провизорами и т.д.
Интеллигенция имеет определенный набор отличительных качеств, выделяющих её как социальную группу. Одним из нравственно-духовных качеств является «интеллигентность». Само понятие берет истоки из термина «интеллигенция», который был рассмотрен ранее.
«Интеллигентность - совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества к лицам, являющимся носителями культуры».5
А.А. Труфанов выделяет три самостоятельных значения «интеллигентности», сложившиеся во второй половине XIX - начале XX века, но сохраняющиеся и сегодня: значение признака, значение формальной
образованности и универсально-этическое значение.
В первом значении «интеллигентность» рассматривается не как самостоятельное понятие, а как нравственно-этический элемент маркировки определенной социальной группы - интеллигенции. При этом в качестве атрибутивных, «знаковых» наиболее часто указываются такие, как: особый духовный мир, уважение к чужому мнению, гражданственность, нравственность и т.п. Вряд ли кто-либо будет оспаривать, что любого истинного интеллигента, действительно, отличает культура поведения, глубокая нравственность, уважение к окружающим, их позициям и интересам, независимость в суждениях, отказ принимать на веру чужие мнения и оценки, не подвергая их собственному анализу, умение противостоять «промыванию мозгов», но они не дают ничего для определения специфичности самого феномена интеллигентности. Это лишь размышления о феномене. Подобные характеристики-интерпретации, преобладающие в рассуждениях на тему интеллигентности, лишают «интеллигентность» права на самостоятельное значение, делают понятие
4 Елпатьевский С. Я. Из разговоров об интеллигенции. СПб., 1904.
5 А.В. Петровский. Яндекс.Словари. Социальная психология. Словарь
интеллигентности «содержательно пустым». «Интеллигентность» просто подменяет какие-то понятия, а сама при этом не определяется, заключает Труфанов.
Во втором значении «интеллигентность», подкрепляемая дипломами, понимается как принадлежность к определенным кругам или, в лучшем случае, как совокупность умственных интересов. «Интеллигентный - образованный, культурный, свойственный интеллигенту».6 На несостоятельность подобного подхода указывали Р.В. Иванов-Разумник, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Д.С. Лихачёв. Так, Д.С. Лихачев, характеризуя интеллигентность, подчеркивал: «Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком».7 Образованность является лишь условием интеллигентности, которое можно определить на языке логики как «необходимое, но недостаточное» для ее возникновения.
В третьем значении интеллигентность рассматривается как определенная этическая позиция, характеризующая способность человека к сопереживанию, готовность к свободному, гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельному, компетентному и ответственному действию в профессиональной деятельности. При этом прилагательное «интеллигентный», вобрав в себя всю полноту представлений о человеке, отличающемся высокоразвитым интеллектом, нравственным совершенством, приобретает статус самостоятельного понятия.
Сам А.А. Труфанов в своей теории рассматривает «интеллигентность» как совокупность интеллектуально-нравственных качеств интеллигенции, то есть как специфически российский феномен, имеющий универсальное, общечеловеческое значение.
Но интеллигентность представляет собой особый объект, особую целостность. Реализуясь на основе преемственности и развития сущностей первого порядка через диалектическое отрицание, снятие и сохранение их некоторых элементов, она выступает как сущность более высокого порядка, как результат интеграции частей целого. Она не может быть выведена как простая сумма отдельных качеств, тем более что все они обусловлены общей зависимостью от непрерывного поступательного процесса развития знания о человеке, а потому носят исторически эволюционирующий характер. Получение всеобщего методом простого сложения множества различий и выявления присущего им общего каким-либо понятийным описанием означает получение определенной совокупности,
6 Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2002.
7 Лихачев Д.С. Об интеллигенции. - СПб, 1997
отражающей глубину и масштабность индивидуальных представлений, но отрицающей тем самым наличие внутреннего единства.
Исходя из этого, правомерно сделать следующее предположение: анализ интеллигентности с позиций выявления ее структурных элементов возможен через выделение универсальных элементов, то есть в самом обобщенном виде. В качестве таких универсальных элементов целого выступают интеллектуальные качества, фиксирующие существование человека как мыслящего существа и нравственные качества, фиксирующие свойства человека, проявляющиеся в общении и интеллектуальной деятельности. В этих двух подсистемах и отражается сущность интеллигентности как идеальной теоретической конструкции, в которой в конечном итоге и «сходятся» все многочисленные характеристики интеллигентности как свойства реально существующих социальных объектов. На индивидуальном уровне интеллигентность рассматривается как конкретное качество человека, проявляющееся в общении и деятельности. На уровне конкретно-исторического анализа интеллигентность выступает в своеобразии конкретно-исторических особенностей духовного осмысления мира ценностей, способов деятельности и общения. На всеобще-социальном уровне интеллигентность - проявление родовой сущности человека, обладающей всеобщими ценностными характеристиками.
Вышеизложенное позволяет нам сформулировать вывод о том, что понятие «интеллигентность» неразрывно связано с понятием «интеллигенция» и берет свое начало именно оттуда. Интеллигентность представляет собой качество, сопрягающее в себе разумность с нормативно-ценностным мышлением человека, гармонизирующее и примиряющее разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазиями и иными иррациональными моментами (не случайно в латинском языке intelligence имеет не только значение «понимания», «рассудка», «идеи», а переводится и как «чувственное познание», «искусство»).
Отсюда следует то, что интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого, в способности беречь природу, беречь родной язык от засилья иностранных слов и вульгаризмов. Интеллигентность - это сочетание правдивости сердца, благородства души и трудоспособности ума человека.