Научная статья на тему 'Природа и расчет скорости эрозионного горения твердого ракетного топлива'

Природа и расчет скорости эрозионного горения твердого ракетного топлива Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТЬ ГОРЕНИЯ / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭРОЗИОННЫЙ ЭФФЕКТ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭРОЗИОННЫЙ ЭФФЕКТ / КОЭФФИЦИЕНТ ЭРОЗИИ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Сабденов Каныш Оракбаевич, Ерзада Майра, Зарко Владимир Егорович

Рассмотрены механизмы положительного и отрицательного эрозионных эффектов, возникающих при обдуве твердого ракетного топлива в камерах сгорания. Проанализированы их физические механизмы. Предложены простые формулы для приближенного расчета скорости горения и наиболее важных параметров эрозионных эффектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Сабденов Каныш Оракбаевич, Ерзада Майра, Зарко Владимир Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nature and calculation of erosive burning rate of solid propellant

The paper presents some mechanisms of positive and negative erosion effects arising from the blowout of solid rocket fuel in the combustion chambers. The authors analyze their physical mechanisms. Simple formulas are proposed for the approximate calculation of the burning rate as well as the most important parameters of the erosive effects.

Текст научной работы на тему «Природа и расчет скорости эрозионного горения твердого ракетного топлива»

УДК 536.46

Природа и расчет скорости эрозионного горения твердого ракетного топлива

© К О. Сабденов1, М. Ерзада1, В.Е. Зарко2

1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, 010008, Казахстан

2 Институт химической кинетики и горения Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, 630090, Россия

Рассмотрены механизмы положительного и отрицательного эрозионных эффектов, возникающих при обдуве твердого ракетного топлива в камерах сгорания. Проанализированы их физические механизмы. Предложены простые формулы для приближенного расчета скорости горения и наиболее важных параметров эрозионных эффектов.

Ключевые слова: отрицательный эрозионный эффект, положительный эрозионный эффект, скорость горения, коэффициент эрозии.

При обдуве твердого ракетного топлива газовыми продуктами горения наблюдается изменение его скорости горения и [1-3]. Это явление получило название эрозионного эффекта. Такой обдув всегда происходит в ракетных двигателях, и изменение скорости горения оказывает большое влияние на технические показатели двигателя.

Изменение скорости горения при обдуве, по результатам исследования Лос-Аламосской национальной лаборатории (США), приведено на рис. 1 [3].

При относительно малых скоростях обдува ^^^ скорость горения топлива немного уменьшается. Но с увеличением w„, когда значение w„ превышает критическое значение w*, скорость горения и начинает увеличиваться. Уменьшение и получило название отрицательного эрозионного эффекта (область е < 1); увеличение скорости горения — положительный эрозионный эффект (область е > 1). Меру изменения скорости горения определяют отношением ее значения uw при обдуве и значения и при отсутствии обдува: е = и^и. Параметр е называется коэффициентом эрозии. Его значение находится в пределах 0,7...1,8 [4]. Скорость положительного эрозионного горения и№ при условии отсутствия отрицательного эрозионного эффекта (см. рис. 1, топливо А) может быть представлена зависимостью [5]

г \п

I , w„ > w*; (1)

V w* )

и№ = и, < т;

где п — числовой параметр, 0 < п < 1.

Пороговая скорость w* является масштабной скоростью положительного эрозионного эффекта и определяется через кинематическую вязкость продуктов горения, ширину Ъь зоны горения и коэффициент гидродинамического сопротивления С/:

32,5 Vя

Ъь

Оценки показывают, что w* ~ 100 м/с. Положительный эрозионный эффект имеет гидродинамическую природу, и его проявление связано с возникновением турбулентного пламени в ламинарном подслое газовой фазы. Если ^^ < то пламя остается ламинарным. Влияние турбулентности сохраняется при скоростях обдува, превышающих скорость звука [6].

о 305 610 915 1220

ИЬо, М/С

Рис. 1. Изменение скорости горения ракетного топлива под действием обдувающего потока (вертикальные пунктирные линии — положения пороговых скоростей)

Отношение wJw*, по сути, является числом Булгакова — Липа-нова с пороговым значением 1, но оно также может быть представлено как отношение числа Вилюнова к его пороговому значению.

О механизме возникновения отрицательного эрозионного эффекта нет общепринятого представления. По нашему мнению, в этом случае уменьшение скорости горения происходит по следующей

причине: согласно первому закону термодинамики, химическая энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, частично расходуется на повышение внутренней энергии газа и частично — на повышение кинетической энергии движения газа. Движение газа состоит из его оттока от поверхности газификации твердой фазы топлива и потока вдоль поверхности топлива со скоростью w„. Чем выше скорость w„, тем ниже должна быть температура пламени. Это приводит к уменьшению скорости горения.

Заметим, что экспериментальное наблюдение отрицательного эрозионного эффекта проводится в ракетных двигателях или специальных камерах, где используются канальные топливные заряды и обдувающий газ генерируется в процессе горения топлива. В связи с этим предложенное объяснение причины уменьшения скорости горения представляется обоснованным. Приближенные оценки, основанные на рассмотрении закона сохранения энергии в зоне пламени при наличии и отсутствии обдува, позволяют получить выражение [7]

е = ехр

Е

2 ЯТь

__1

V 1 - w£ / 2wo )

=№ (2)

где Е — эффективная энергия активации химических реакций в газовой фазе; Я — универсальная газовая постоянная; ТЪ — температура пламени при отсутствии обдува; ср — теплоемкость газовых продуктов горения при постоянном давлении. Если взять типичные значения ср - 103 Дж/(кг• К), Ть - 2500 К, ЯТЪ/Е ~ 0,1.0,01, из формулы (2) можно сделать вывод, что масштабная скорость w0 имеет порядок 100 м/с.

Скорость горения при отрицательном эрозионном эффекте можно рассчитать аналитическими методами, если ЯТЪ/Е << 1. В частности, расчет выполнялся с использованием модели горения Денисо-на — Баума [8, 9].

На рис. 2 приведен результат аналитического расчета коэффициента эрозии, отношения температуры пламени ТЪц, и температуры поверхности газификации топлива Тш к значениям ТЪ, Т при отсутствии обдува как функции числа Вилюнова:

w0,

J,

где Уц — скорость оттока газа от поверхности топлива при отсутствии обдува.

Разработанная схема расчета пригодна и для модели Беляева — Зельдовича, так как эта модель с формальной математической точки

Рис. 2. Результаты расчета основных параметров отрицательного эрозионного эффекта

зрения отличается только способом расчета скорости газификации для твердой фазы топлива.

Согласно физическому механизму возникновения отрицательного и положительного эрозионного эффектов, в камерах сгорания они оба всегда присутствуют одновременно. Поэтому экспериментальная зависимость эрозионного коэффициента чаще всего такая, как показано на рис. 1 (топливо B). Но отрицательный эрозионный эффект слабее положительного эрозионного эффекта: действие факторов, приводящих к увеличению скорости горения, в конечном счете оказывается превалирующим с увеличением скорости обдува ж*.. Уравновешиванию этих двух конкурирующих эффектов на кривой зависимости г(ж^) соответствует точка минимума. С этой точкой можно связать новые пороговые значения скорости обдува и числа Вилюно-ва. Простое аналитическое выражение, подобное (1), для коэффициента эрозии получить сложно, формула же (2) оказывается довольно грубым представлением. В связи с этим воспользуемся полу эмпирической формулой [5, 9]

1 + аВ

г =

/ \а / \п

V Ж ) V Ж*

1 + В

Г \а Ж*

V Ж0 )

где а, В, а — числовые параметры (а ~ 1). Например, для пороха типа Н в предположении ж* = ж0 можно полагать В = 2,0; а = 0,92; а = = 8,0; п = 1,0 [5, 9].

В точке минимума й&йЖоо = 0. Несложный расчет приводит к необходимости решения уравнения

а(а + п) ( wcю а V w*

)п+апв ({—

) а ^ wo ) V w*

Обозначив

х =

а(а + п) ( w0<

а

w*

запишем уравнение (3) в виде

1.

(3)

(4)

х = ■

1 + пВ I w* а + n\w0

ах

а(а + п)

1/п ^

(5)

Отношение скоростей w* /wo и дробь в квадратных скобках имеют значение порядка единицы, и если они меньше единицы, то второе слагаемое в знаменателе вследствие большого значения а оказывается по крайней мере примерно в 4 раза меньше единицы. Поэтому уравнение (5) можно решать итерационным методом. Первая итерация дает х(1) = 1. На второй итерации получим

х

(2)

1

1

1 + пВ I w* а + п I w0

ах

(1)

а(а + п)

1/п ^

1 + пВ I w* а + n\w0

а

а(а + п)

1/п

Прервав на этом итерационный процесс и учитывая выражение (4), выпишем приближенную формулу для второй пороговой скорости w*2 обдува:

W*2 =•

pw*

1 +

пВ (р w* а + п V w0 ,

в =

а

а(а + п)

1/п

(6)

Видно, что вторая пороговая скорость в большей мере зависит от первой пороговой скорости w* и в меньшей мере — от масштабной скорости w0 отрицательного эрозионного эффекта. При этом строгим условием применимости (6) является неравенство

пВ ( р ^ а + п V w0,

<< 1.

Согласно формуле (6), в теории эрозионного горения появляется новый параметр — отношение масштабных скоростей w* /w0. Если

1

а

w*/w0 << 1, то точка минимума на кривой e(w„) располагается ближе к пороговой скорости w* и отрицательный эрозионный эффект проявляется слабо (см. рис. 1, топливо A). Если же w*/w0 >> 1, то проявление отрицательного эрозионного эффекта оказывается сильным (см. рис. 1, топливо B).

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Булгаков В.К., Липанов А.М. Теория эрозионного горения твердых ракетных топлив. Москва, Наука, 2001.

[2] Brian A. McDonald. The Development of an Erosive Burning Model for Solid Rocket Motors Using Direct Numerical Simulation. Georgia Institute of Technology, 2004, 110 p.

[3] Srinivasan K., Narayanan S., Sharma O.P. Numerical Studies on Erosive Burning in Cylindrical Solid Propellant Grain. Heat Mass Transfer, 2008, vol. 44, pp. 579-585.

[4] Richard Nakka's. Experimental Rocketry Web Site. URL:http://www.nakka-rocketry.net/burnrate.html

[5] Sabdenov K.O. On the Threshold Nature of Erosive Burning. Combustion, Explosion and Shock Waves, 2008, vol. 44, no. 3, pp. 300-309.

[6] Krishnan S., Rajesh K.K. Erosive Burning of Ammonium Perchlo-rate/Hydroxyl-Terminated-Polybutadiene Propellants under Supersonic Cross-flows. J. of Propulsion and Power, 2003, vol. 19, no. 4, pp. 623-631.

[7] Sabdenov K.O., Erzada Maira. Mechanism of the Negative Erosion Effect. Combustion, Explosion and Shock Waves, 2013, vol. 48, no. 3, pp. 273-282.

[8] Сабденов К.О. Теория нестационарного горения твердых ракетных топлив. Томск: Изд-во ТПУ, 2007, 236 с.

[9] Сабденов К.О. Неустойчивое горение твердых ракетных топлив. Проблемы и успехи моделирования. Saarbrucken, Germany, Lambert Academy Publishing GmbH & Co. KG, 2012, 287 с.

Статья поступила в редакцию 15.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Сабденов К.О., Ерзада М., Зарко В.Е. Природа и расчет скорости эрозионного горения твердого ракетного топлива. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 4. URL: http://engjournal.ru/catalog/machin/rocket/710.html

Сабденов Камыш Оракбаевич родился в 1964 г.; окончил Томский государственный университет в 1990 г.; профессор кафедры «Космическая техника и технология» Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан; автор более 80 работ в области исследования процессов горения конденсированных систем, газовой динамики, гидродинамики и нелинейной физики. е-mail: sabdenovko@yandex.kz

Ерзада Майра родилась в 1976 г.; окончила Токийский университет в 2007 г.; ассоциированный профессор кафедры «Космическая техника и технология» Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, Астана, Казахстан; автор свыше 30 статей в области физики плазмы и исследования процессов горения конденсированных систем.

Зарко Владимир Егорович родился в 1941 г.; окончил Томский государственный университет в 1963 г.; заведующий лабораторией горения конденсированных систем Института химической кинетики и горения Сибирского отделения РАН, Новосибирск; автор 11 изобретений и более 160 работ в области диагностики и исследования процессов горения конденсированных систем. е-шаЛ: zarko@kinetics.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.