Научная статья на тему 'Природа и особенности выражения субкультуры студентов'

Природа и особенности выражения субкультуры студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРИЗНАК СУБКУЛЬТУРЫ / РЕЧЬ / СТУДЕНТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОЦИОЛЕКТ / СУБКУЛЬТУРА / CULTURE / SUBCULTURE ATTRIBUTE / SPEECH / STUDENT / STUDENTS' SOCIOLECT / SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кропачева Марина Александровна, Литвинова Екатерина Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению субкультуры студентов с позиций социологии и социолингвистики. Выделяются основные признаки данной субкультуры и анализируется степень их выраженности. Одним из признаков субкультуры студентов является студенческий социолект. На основании анализа внешних признаков субкультуры и социолекта студентов делаются выводы о существовании не только общей субкультуры студентов, но и более мелких субкультур в зависимости от вуза и специализации. В работе отмечается гетерогенный характер студенческого социолекта: общий студенческий социолект так или иначе связан с учебным процессом, в других сферах студенты могут использовать общемолодежный жаргон, общий жаргон или разговорный литературный язык, а также разнообразные групповые социолекты по увлечениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE AND PECULIARITIES OF EXPRESSING STUDENTS’ SUBCULTURE

The article is devoted to the subculture of students from the standpoint of sociology and sociolinguistics. The peculiarities of this subculture are distinguished and the degree of their manifestation is analyzed. One of the features of students’ subculture is students’ sociolect. Basing on the analysis of external features of students’ subculture and sociolect conclusions are drawn about the existence of not only the general students’ subculture, but also of minor subcultures depending on the educational establishment and the area of expertise. The heterogeneous character of students’ sociolect is noted in the work: the general students’ sociolect is related to the educational process; in other spheres students can use youth slang, common slang or spoken literary language, as well as various community sociolects according to interests.

Текст научной работы на тему «Природа и особенности выражения субкультуры студентов»

2018

СОЦИО- И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Вып. 6

УДК 81'272

ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Марина Александровна Кропачева

к. филол. н., старший преподаватель кафедры иностранных языков и удмуртской филологии

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

427621, г. Глазов, ул. Первомайская, 25. kropacheva.ma@mail.ru

Екатерина Сергеевна Литвинова

к. филол. н., старший преподаватель кафедры иностранных языков и удмуртской филологии

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

427621, г. Глазов, ул. Первомайская, 25. litvinova.es@bk.ru

Статья посвящена рассмотрению субкультуры студентов с позиций социологии и социолингвистики. Выделяются основные признаки данной субкультуры и анализируется степень их выраженности. Одним из признаков субкультуры студентов является студенческий социолект. На основании анализа внешних признаков субкультуры и социолекта студентов делаются выводы о существовании не только общей субкультуры студентов, но и более мелких субкультур в зависимости от вуза и специализации. В работе отмечается гетерогенный характер студенческого социолекта: общий студенческий социолект так или иначе связан с учебным процессом, в других сферах студенты могут использовать общемолодежный жаргон, общий жаргон или разговорный литературный язык, а также разнообразные групповые социолекты по увлечениям.

Ключевые слова: культура; признак субкультуры; речь; студент; студенческий социолект; субкультура.

Современное общество неоднородно и представлено значительным количеством культур и субкультур, сосуществующих и взаимодействующих разным образом и в различных ситуациях. Само понятие «субкультура» возникло относительно недавно, во второй половине ХХ в., как и интерес к вариантам культур, существующим параллельно с доминирующей культурой. По мнению Т.Б. Щепанской, точное определение субкультуры затруднено, так как лежащее в его основе понятие «культура» слишком обширно само по себе и зачастую понимается по-разному в рамках разных исследовательских подходов [Щепанская 2003]. Субкультура может пониматься как подсистема, опирающаяся на основную культуру и взаимодействующая с ней путем противостояния или дополнения и развития. Основой субкультуры является социальная группа, образованная на основе любого типа социального фактора: национальности, вероисповедания, возраста, профессии, увлечений и т. п. или на

сочетании таких факторов. Как правило, субкультура объединяет обособленную группу людей, которые выделяются из общей массы социума, с одной стороны, и представляют некоторое внутреннее единство - с другой. Отсюда следует, что субкультуру можно понимать как систему ценностей, установок, моделей поведения какой-либо социальной группы, представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. От доминирующей культуры она отличается взглядами на жизнь, манерой поведения, а главное - языком.

Большинство людей являются носителями не одной культуры или субкультуры, а принадлежат одновременно и к общенациональной культуре, и к какой-либо субкультуре или, что встречается чаще, к нескольким субкультурам, которые выделяются на основании главного признака или характера преобладающей деятельности, связывающей членов субкультуры [Ерофеева Е.В. 2018: электр. ресурс]. Практически любой чело-

© Кропачева М.А., Литвинова Е.С., 2018

век является одновременно и представителем той или иной профессии, и поклонником того или иного музыкального течения, и любителем того или иного вида спорта и т. п. Кроме того, большое влияние на выбор человеком субкультуры оказывают такие его базовые социальные характеристики, как гендер, возраст, место рождения и проживания, этнические признаки, религия и т. д. [Гаранович, Ерофеева 2012а; Гаранович, Ерофеева Е., Ерофеева Т. 2013; Кропачева, Литвинова 2013].

Проводя параллель между культурами и языками, социолог А.И. Кравченко отмечает, что, несмотря на возможное несходство образа жизни разных социальных групп людей, при наличии общих базисных ценностей и возможности беспрепятственного общения представителей культур и субкультур, можно говорить о вариантах одной культуры, в то время как различия в базисных ценностях - это признак наличия двух разных культур. Таким образом, по мнению А.И. Кравченко, субкультура - это часть общей культуры нации, которая отличается или даже противостоит общей культуре, тем не менее она является частью общей культуры. Носители субкультуры обычно отличаются от представителей доминирующей культуры мировосприятием, правилами поведения, внешними атрибутами, обычаями - различия могут быть значительными, но субкультура никогда не противоречит доминирующей культуре полностью. Она включает в себя ряд ценностей доминирующей культуры, добавляя к ним новые ценности, характерные только для нее [Кравченко 2001: электр. ресурс]. Даже такие радикальные субкультуры, как панки или неонацисты, отрицающие и порицающие доминирующую культуру, тем не менее знакомы с доминирующей культурой, поскольку для того, чтобы что-то отрицать, необходимо понимать то, что отрицаешь.

В основе каждой субкультуры традиционно выделяются три базовые группы признаков: знаковые, поведенческие и социальные. К знаковым особенностям субкультуры относят общность идеологии, субкультурной символики и картины мира; поведенческие признаки включают в себя нормы, обычаи и стереотипы поведения; социальные признаки определяют состав представителей субкультуры [Гаранович, Ерофеева 2012б; Щепанская 2003; НеЬ^е 1979].

Важной характеристикой субкультуры является и особый язык, который обеспечивает социальное взаимодействие членов субкультурного

сообщества, передачу ценностей и тем самым воспроизводимость субкультуры. Именно коммуникация обеспечивает единство субкультуры. Наличие особого подъязыка часто служит наиболее ярким и легко фиксируемым признаком существования той или иной субкультуры. Помимо этого язык играет дифференцирующую роль при общении с представителями своей субкультуры, общей культуры в целом и других субкультур. Таким образом, при рассмотрении той или иной субкультуры следует обращать внимание на ее язык, поскольку он обеспечивает выполнение целого ряда важных функций, среди которых можно назвать консолидирующую, дифференцирующую, когнитивную, эмоционально-экспрессивную и др.

Анализируя конкретные субкультуры, можно заметить, что рассмотренные признаки проявляются в каждой из них по-разному, и некоторые в отдельных субкультурах могут быть не представлены вообще. Так, например, профессиональные сообщества обычно не имеют особых, универсальных для всех членов субкультуры, предпочтений в музыке, хотя могут иметь свой гимн (это не касается профессиональных объединений музыкантов, певцов, композиторов и других людей, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с музыкой). С другой стороны, любители того или иного музыкального направления могут относиться к разным профессиям и в очень малой степени интересоваться профессиональной принадлежностью членов своей субкультуры. Представителей некоторых субкультур можно легко узнать по особой одежде, отличающейся от общепринятой, других же трудно опознать по внешнему виду, и только речевые особенности и тематика обсуждаемого позволяют сделать вывод о субкультурной принадлежности говорящего.

В нашем исследовании рассматривается субкультура студентов как особой социальной группы. Однако следует отметить, что если социальная группа студенчества может быть легко выделена по объективным формальным показателям, то существование студенческой субкультуры не так однозначно, поскольку отличаются и высшие учебные заведения, и жизнь студентов разных вузов, и их отношение к получаемому образованию.

Если рассматривать отдельные признаки, отличающие одну субкультуру от другой, то можно отметить следующие особенности студенческой субкультуры. Так, основой идеологии сту-

денческой субкультуры является получение высшего образования, однако причины его получения могут быть различными: от желания действительно освоить какую-либо профессию или сферу деятельности до желания просто иметь диплом о высшем образовании, который требуется для устройства на работу во многих организациях. Подобного рода различия позволяют предположить выделение в студенческой субкультуре более мелких «под-субкультур», которые, возможно, связаны также со статусом вуза в системе высшего образования.

Жизненная позиция студентов во многом близка общемолодежной, однако отличается от жизненной позиции работающих людей того же возраста, особенно если получаемое образование является первым, очным и, соответственно, опыта постоянной работы у таких студентов еще нет.

Символика в студенческой субкультуре представлена своеобразно. Практически у каждого вуза есть свой флаг, герб и гимн, в некоторых случаях свои символы существуют у факультетов одного вуза, однако подобные символы объединяют не все студенчество, а только студентов одного вуза или факультета; кроме того, символика вуза признается и принимается не только студентами, но и преподавателями и сотрудниками. Таким образом, данный элемент знаковых характеристик субкультуры является неоднозначным и иногда может не объединять, а наоборот разъединять студентов, обучающихся в различных вузах.

Нормы поведения в студенческой субкультуре также варьируют как в зависимости от индивидуального стиля жизни студентов, так и от статуса и престижности вуза. Поскольку студенческая жизнь как таковая не требует строгого соблюдения каких-либо правил поведения, в некоторых случаях студент может вести себя так же, как и до поступления, и не афишировать свой студенческий статус, в других же случаях студент может испытывать гордость по поводу своего статуса и всячески демонстрировать окружающим, что он обучается в вузе, особенно если этот вуз известен и популярен.

Обычаи и стереотипы поведения, напротив, являются более общими и единообразными для всех студентов, независимо от места их обучения, хотя и не всегда ярко проявляются. Часть обычаев в студенческой среде имеет оттенок верования в потусторонние силы, например, предэкзаменационный ритуал «халява, ловись», который хоть и несколько различается в вузах стра-

ны, но всегда имеет функциональное сходство: ставит своей целью привлечение удачи и счастливого случая при сдаче зачетов или экзаменов. Некоторые другие обычаи, например, «посвящение в студенты», могут иметь как неофициальный характер (например в общежитиях), так и официальный (реализующийся в виде собраний, концертов или конкурсов). В целом, помимо речи, общность которой несомненна, обычаи и традиции студенческой среды являются одним из наиболее заметных признаков студентов как единой субкультуры.

Четкими, как уже говорилось, являются и социальные признаки группы: студенты как социальная группа выделяются по формальным признакам, подобно профессиональным или национальным социальным группам.

Социолект студентов как особой субкультуры в достаточной степени отличается от других социолектов, однако следует отметить, что собственно студенческий социолект так или иначе связан с учебным процессом; в остальных сферах студенты могут использовать общемолодежный жаргон, общий жаргон или разговорный литературный язык, а также разнообразные социолекты групп по увлечениям.

Таким образом, мы можем сделать вывод о статусе студенчества не только как особой социальной группы, но и как субкультурной группы, имеющей свои особенности и признаки. Часть из них выражена достаточно ярко, как например, наличие устоявшихся обычаев и особых правил поведения, общих для большинства студентов по всей стране, другие же признаки, например особая идеология, проявляются не столь ярко и не обязательно едины для всех студентов. Кроме того, следует отметить, что размер и престижность вуза влияют на стиль жизни студентов, их отношение к получаемому образованию, поэтому может быть правомерным выделение более мелких субкультур в зависимости от размера и статуса вуза, поскольку в некоторых случаях более актуальнее становится не общая студенческая субкультура, а субкультура конкретного вуза или направления подготовки, носителями которой являются уже не только студенты, но и преподаватели, а также руководство вуза или факультета.

Список литературы

Гаранович М.В., Ерофеева Е.В., Ерофеева Т.И. Словари сленга субкультур г. Перми // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 4 (22). С. 95-98.

Гаранович М.В., Ерофеева Т.И. Словари городских субкультурных образований // Глобальный научный потенциал. 2012а. № 18 (18). С.139-142.

Гаранович М.В., Ерофеева Т.И. Языковая составляющая субкультур г. Перми // Перспективы науки. 2012б.№ 32. С. 383-386.

Ерофеева Е.В. Типология субкультур: деятельность и коммуникация // Филологические заметки. 2018. Вып. XVI(2). С. 163-171. [Электронный ресурс]. URL: http://philologicalstudies. org/dokumenti/2018/issue2/11_Erofeeva.pdf (дата обращения: 20.10.2013).

Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический проект, 2001. [Электронный ресурс]. URL: https://scibook.net/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249.html (дата обращения: 20.10.2013).

КропачеваМ.А., Литвинова Е.С. Субкультура геймеров, единая и делимая // Социо- и психолингвистические исследования. 2013. Вып. 1. С.74-77.

Щепанская Т.Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор / отв. ред. С.Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2003. С. 23-27.

Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London; N.Y.: Methuen & Co. Ltd, 1979. 208 p.

THE NATURE AND PECULIARITIES OF EXPRESSING STUDENTS' SUBCULTURE

Marina A. Kropacheva

Senior Lecturer, Foreign Languages and Udmurt Philology Department Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko

Ekaterina S. Litvinova

Senior Lecturer, Foreign Languages and Udmurt Philology Department Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko

The article is devoted to the subculture of students from the standpoint of sociology and sociolinguis-tics. The peculiarities of this subculture are distinguished and the degree of their manifestation is analyzed. One of the features of students' subculture is students' sociolect. Basing on the analysis of external features of students' subculture and sociolect conclusions are drawn about the existence of not only the general students' subculture, but also of minor subcultures depending on the educational establishment and the area of expertise. The heterogeneous character of students' sociolect is noted in the work: the general students' sociolect is related to the educational process; in other spheres students can use youth slang, common slang or spoken literary language, as well as various community sociolects according to interests.

Keywords: culture; subculture attribute; speech; student; students' sociolect; subculture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.