Научная статья на тему 'ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА: ГЕРОИ С «ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ»'

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА: ГЕРОИ С «ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
природа и человек / повесть / единение с природой / герои с «внутренней цельностью» / nature and humans / novella / unity with nature / characters with “internal integrity”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Скуднякова Елена Владимировна

В статье исследуется проблема природы и человека в творчестве И. С. Тургенева («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Поездка в Полесье», «Фауст»). Отмечается роль философских взглядов писателя в художественном осмыслении обозначенной проблемы, приводятся данные из его писем. Рассматриваются герои с «внутренней цельностью» в соответствии с концепцией М. О. Гершензона. Первый тип – персонажи с «раздвоенной душой», второй тип – персонажи с «внутренней цельностью». В отечественной науке о литературе концептуальный анализ героев второго типа в указанных произведениях И. С. Тургенева еще не становился предметом специального изучения. В работе применялись сравнительно-сопоставительный метод и метод целостного анализа художественного произведения. В рассказах из цикла «Записки охотника» и в повести «Поездка в Полесье» выявляются и анализируются персонажи с «внутренней цельностью», которые не противопоставляют себя природе, а живут с ней в единстве. В повести «Фауст» выявляется и исследуется герой второго типа, находящийся в гармонии с любовью, которая рассматривается как одна из стихийных сил природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND HUMANS IN I. S. TURGENEV’S NOVELLAS: CHARACTERS WITH “INTERNAL INTEGRITY”

Nature and humans in I. S. Turgenev’s novellas (“Khor and Kalinych”, “Kasyan from the Beautiful Lands”, “A Trip to Polesie”, “Faust”) are in focus. The paper notes philological and philosophical views in the artistic comprehension of the designated problem, gives data from the writer’s letters. We analyze the characters with “internal integrity”. According to Mikhail Gerschenzon’s theory, the first type contains the characters “with a split soul”. The second type contains the characters with “internal integrity”. In the Russian science of literature, the conceptual analysis of the characters of the second type in the mentioned works of I. S. Turgenev has not yet become the subject of special study. The comparative method and the method of holistic analysis of a piece of writing are used in the article. In the stories from the cycle “Notes of a Hunter” and in the story “A Trip to Polesie”, characters with “internal integrity” are identified and analyzed as the ones who do not oppose themselves to nature, but live with it in organic unity. The story “Faust” reveals and explores the character who is in harmony with love, which is regarded as one of the elemental forces of nature.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА: ГЕРОИ С «ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ»»

УДК 821.161.1.09 DOI 10.37972/chgpu.2023.119.2.005

Е. В. Скуднякова

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ТУРГЕНЕВА: ГЕРОИ С «ВНУТРЕННЕЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ»

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет), г. Москва, Россия

Аннотация. В статье исследуется проблема природы и человека в творчестве И. С. Тургенева («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Поездка в Полесье», «Фауст»). Отмечается роль философских взглядов писателя в художественном осмыслении обозначенной проблемы, приводятся данные из его писем.

Рассматриваются герои с «внутренней цельностью» в соответствии с концепцией М. О. Гершен-зона. Первый тип - персонажи с «раздвоенной душой», второй тип - персонажи с «внутренней цельностью».

В отечественной науке о литературе концептуальный анализ героев второго типа в указанных произведениях И. С. Тургенева еще не становился предметом специального изучения.

В работе применялись сравнительно-сопоставительный метод и метод целостного анализа художественного произведения.

В рассказах из цикла «Записки охотника» и в повести «Поездка в Полесье» выявляются и анализируются персонажи с «внутренней цельностью», которые не противопоставляют себя природе, а живут с ней в единстве.

В повести «Фауст» выявляется и исследуется герой второго типа, находящийся в гармонии с любовью, которая рассматривается как одна из стихийных сил природы.

Ключевые слова: природа и человек, повесть, единение с природой, герои с «внутренней цельностью»

E. V. Skudnyakova

NATURE AND HUMANS IN I. S. TURGENEV'S NOVELLAS: CHARACTERS WITH "INTERNAL INTEGRITY"

K. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University), Moscow, Russia

Abstract. Nature and humans in I. S. Turgenev's novellas ("Khor and Kalinych", "Kasyan from the Beautiful Lands", "A Trip to Polesie", "Faust") are in focus. The paper notes philological and philosophical views in the artistic comprehension of the designated problem, gives data from the writer's letters.

We analyze the characters with "internal integrity". According to Mikhail Gerschenzon's theory, the first type contains the characters "with a split soul". The second type contains the characters with "internal integrity".

In the Russian science of literature, the conceptual analysis of the characters of the second type in the mentioned works of I. S. Turgenev has not yet become the subject of special study.

The comparative method and the method of holistic analysis of a piece of writing are used in the

article.

In the stories from the cycle "Notes of a Hunter" and in the story "A Trip to Polesie", characters with "internal integrity" are identified and analyzed as the ones who do not oppose themselves to nature, but live with it in organic unity.

The story "Faust" reveals and explores the character who is in harmony with love, which is regarded as one of the elemental forces of nature.

Keywords: nature and humans, novella, unity with nature, characters with "internal integrity"

Введение. И. С. Тургенев в своем творчестве затрагивал много важных проблем (отцов и детей, жизни и смерти и др.), но одной из самых трудных, даже мучительных, была для него проблема взаимоотношений природы и человека. В своих письмах он часто рассуждал о ней, особенно в 1840-е гг., когда менялись его мировоззренческие установки. Так, в письме к Беттине Арнимот от 1840 г. (или начала 1841 г.) писатель отмечал, что смысл природы невозможно постичь до конца, а также подчеркивал: «...Природа -единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек - таков он и есть» [20, с. 352].

М. О. Гершензон в своей работе «Мечта и мысль Тургенева» (1919) также акцентировал внимание на том, что именно в 1840-е гг. у писателя был серьезный духовный кризис. Исследователь подчеркивал, что «чувство внутреннего распада сопровождалось у Тургенева чувством своего распада с жизнью, с природой» [6, с. 49]. Эти мировоззренческие искания прослеживаются во всем творчестве писателя, но особенно они заметны в период 1840-1850-х гг.

М. О. Гершензон первым выявил произведениях И. С. Тургенева два противоположных типа героев. В основе классификации ученого лежит критерий - отсутствие (первый тип) или присутствие (второй тип) у персонажа такого качества, как «внутренняя цельность» [6, с. 42]. Обозначенные типы персонажей анализируются М. О. Гершензоном в контексте проблемы природы и человека в наследии писателя.

Впервые особенности изображения природы в творчестве И. С. Тургенева стали предметом изучения литературных критиков [11], [2], [5], [17].

В тургеневедении XX в. принято рассматривать обозначенную проблему в тесной взаимосвязи с философскими взглядами писателя, на формирование которых заметно повлияла философия А. Шопенгауэра [13], [1], [9], [4], [8], [3].

А. И. Батюто справедливо отмечал, что мировоззрение И. С. Тургенева складывалось под воздействием не одной философской системы и не по пути «пассивного повторения» [3, с. 131]. Ему в той или иной степени были близки воззрения античных мыслителей (Лукреций, Сенека), «философия Паскаля, Фейербаха и мироощущение таких художников-мыслителей, как Шекспир, Вольтер, Гете, Пушкин» [3, с. 131].

По мнению П. Г. Пустовойта, И. С. Тургенев изображает природу в соответствии с собственным эстетическим кредо: «Писатель ищет прекрасное, гармоничное в каждой частице природы, пытается разгадать ее вещий язык» [14, с. 7].

В XXI в. проблема человека и природы в творчестве И. С. Тургенева также привлекает внимание литературоведов. Есть интересная трактовка указанной проблемы с точки зрения идей Руссо о естественном человеке на материале сборника «Записки охотника» [12], [15]. Л. И. Скокова в своей монографии рассматривает образ героя-повествователя как «человека природы» [15, с. 54].

В обобщающей работе В. А. Доманского выделяются психологические типы крестьян (на примере рассказа «Хорь и Калиныч»): «рациональный» и «интуитивный» [7, с. 68, 69]. Исследователь подчеркивает, что новаторство И. С. Тургенева в «области типологии героев и создания их характеров» прослеживается также в повестях 1850-х гг. («Затишье», «Ася», «Вешние воды») [7, с. 69]. По мнению автора, наивысшая степень типизации героев И. С. Тургенева - «это рассмотрение их как культурных типов - Гамлетов и Дон Кихотов» [7, с. 79].

Из зарубежных исследований интерес вызывает статья В. Лие «Природа и чувство тургеневской повести» (2019). Ученый отмечает полисемантизм пейзажа (философия, эстетика и этика) писателя, а также подчеркивает, что природа и человек связаны друг с другом исторически [10].

Цель нашей статьи - выявить и проанализировать героев с «внутренней цельностью» в творчестве И. С. Тургенева («Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Фауст», «Поездка в Полесье») [6, с. 42].

Актуальность исследуемой проблемы. В современной науке о литературе изучение проблемы человека и природы в творчестве И. С. Тургенева представляется актуальным. Ее концептуальное исследование дает понимание о том, как тургеневская традиция проявилась в творчестве писателей и беллетристов XX в. (И. А. Бунин, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский, Ю. П. Казаков, А. А. Ким, В. Сорокин), а также позволяет определить перспективы ее движения в русской литературе XXI в.

В отечественном литературоведении концептуальный анализ героев с «внутренней цельностью» (на примере произведений И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Касьян с Красивой Мечи», «Поездка в Полесье», «Фауст») еще не был предметом специального исследования [6, с. 49].

Анализ первого типа героев в творчестве И. С. Тургенева представлен в статье автора, которая была опубликована раньше [16].

Материал и методы исследования. Материалом для исследования являются рассказы и повести И. С. Тургенева: «Хорь и Калиныч» (1847), «Касьян с Красивой Мечи» (1851), «Поездка в Полесье» (1857), «Фауст» (1856); письма писателя.

В работе использованы сравнительно-сопоставительный метод и метод целостного анализа художественного произведения.

Результаты исследования и их обсуждение. По М. О. Гершензону, для героев второго типа характерны следующие признаки:

1) не видят «нетронутую силу» природы, живут в органическом единстве с ней;

2) гармоничны сами с собой, так как «инстинктивно ощущают законность своего существования и без рефлексии текут в общем потоке бытия»;

3) «ни прошлое, ни будущее не мешают» им «жить в настоящем»;

4) не мучаются философскими рассуждениями о смысле жизни [6, с. 49, 50].

Героев второго типа достаточно много в рассказах из цикла «Записки охотника».

Для них природа - это своего рода «дом». Дом Хоря располагался «посреди леса» («Хорь и Калиныч») [19, т. 3, с. 8]. Пасека Калиныча находилась в лесной глуши [19, т. 3, с. 10]. Даже дружба Калиныча с Хорем выражается с помощью природных даров: он пришел к нему «с пучком полевой земляники в руках» [19, т. 3, с. 14].

Касьян воспринимает природу как живое существо («Касьян с Красивой Мечи»). Поэтому он считает грехом убийство для забавы: «Много ее, всякой лесной твари, и полевой, и речной твари, и болотной луговой <...> грех ее убивать» [19, т. 3, с. 116].

У Касьяна есть только одно занятие в жизни, одна радость - ловля соловьев «для удовольствия человеческого, на утешение и веселье» [19, т. 3, с. 117]. Иногда он ходил за ними очень далеко, через болота и дремучие леса: «По вечеркам замечаю, по утренничкам выслушиваю, по зарям обсыпаю сеткой кусты...» [19, т. 3, с. 117]. Для него природа во всем ее разнообразии - это что-то родное, в ее недрах ему очень спокойно.

Персонажи с «внутренней цельностью» часто описываются И. С. Тургеневым с помощью образов природного мира [6, с. 49]. В рассказе «Хорь и Калиныч» герой-повествователь сравнивает ясное лицо Калиныча с отблеском «вечернего неба» [19, т. 3, с. 11].

У Касьяна было необычное прозвище - Блоха, потому что «он ходил необыкновенно проворно и словно все подпрыгивал на ходу» [19, т. 3, с. 113].

Персонажи с «внутренней цельностью» часто обладают необыкновенными способностями, которые их еще больше сближают с природой. Калиныч «заговаривал кровь, испуг, бешенство, червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая» [6, с. 49], [19, т. 3, с. 14]. В рассказе прямо указывается, что именно Калиныч был «ближе к природе» [19, т. 3, с. 15].

Касьян знал целебные травы, умело «перекликался» «с маленькими серыми птичками»: «Поршок полетел, чиликая, у него из-под ног - он зачиликал ему вслед...» [19, т. 3, с. 113].

Герои второго типа глубоко связаны с природой, им понятны ее законы. Поэтому они глубоко чувствуют ее тайные сигналы, хорошо знают народные приметы.

Калиныч может предсказать дождь: «Нет, дождь пойдет <...> утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет» [19, т. 3, с. 18].

Герои с «внутренней цельностью» способны видеть красоту природы [6, с. 49]. Важно отметить, что природа вызывает у них положительные эмоции.

Когда герой-повествователь вспоминал о своей жизни за границей, то Калиныча «более трогали описания природы, гор, водопадов», чем какие-либо другие вопросы [19, т. 3, с. 16]. Ему на лоне природы спокойно, он не может налюбоваться зарей: «все глядел да глядел на зарю.» [19, т. 3, с. 18].

И герой-повествователь рассказа «Касьян с Красивой Мечи» любуется яркими пейзажами. Особенно живописно изображается красота неба, которую он наблюдал, когда лежал на земле: «Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море <...> что деревья <...> словно корни огромных растений, спускаются <.> в те стеклянно ясные волны; листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую <...> зелень» [19, т. 3, с. 115]. Рассказчик даже не может «выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце» в этот момент [19, т. 3, с. 115]. В его душе пробудились «счастливые воспоминания», небо представляется ему «спокойной, сияющей бездной» [19, т. 3, с. 116].

К героям с «внутренней цельностью» можно отнести охотника Егора из повести «Поездка в Полесье» [6, с. 49]. Он изображается спокойным, молчаливым человеком, у которого даже улыбка была «тихая» [18, т. 5, с. 135].

И. С. Тургенев отмечает, что «во всех движениях Егора замечалась какая-то скромная важность <...> статного оленя» [18, т. 5, с. 135]. Сравнение с животным подчеркивает его близость с природой, с которой он живет в единстве. И неслучайно писатель сделал своего героя охотником, причем лучшим во всей округе. На его счету было семь убитых медведей.

Егор видит природу понятной и открытой человеку, поэтому он чувствует себя в Полесье уверенно. Он не боится заходить в самую глушь старого леса, так как хорошо ориентируется в нем.

Когда Егор пошел за водой, то на какое-то время герой-повествователь (относится к противоположному первому типу, согласно М. О. Гершензону) остался один в Полесье. Рассказчику было настолько тяжело находиться наедине с холодной и немой природой, что ему показалось, будто сама смерть за ним пришла. И только бодрый голос героя с «внутренней цельностью» помог ему прийти в себя: «Точно я падал в неизведанную, темную глубь <...> и вдруг дружеский зов долетел до меня, чья-то могучая рука одним взмахом вынесла меня на свет божий» [6, с. 42], [18, т. 5, с. 139].

Бор не давит на Егора, не вызывает в нем тягостных мыслей о прошлом или будущем, о смысле жизни. Его заботят только реальные вещи - удачно поохотиться, принести воды из колодца. Поэтому и в недрах Полесья его лицо остается «честным и спокойным», «с обычной своей улыбкой» [6, с. 42], [18, т. 5, с. 139].

В повести «Поездка в Полесье» есть еще один персонаж, которого можно отнести к героям второго типа, - Ефрем. Именно его Кондрат (сын старосты) охарактеризовал как

«вора и плута», с которым никто не может сравниться в знании леса, так как он ходит там, где «никто и не хаживал отродясь» [18, т. 5, с. 142].

Егор прямо говорит в разговоре с рассказчиком, что Ефрем - человек непростой. И поведал историю, как его десять человек пытались в лесу изловить по приказу станового, да не смогли.

Полесье для Ефрема - «дом», он даже знает, «как в лесу жить, на дождю сухим быть» [18, т. 5, с. 144]. Он не замечает «первобытной силы» природы, поэтому живет с ней в гармонии [6, с. 49]. Именно о Ефреме М. О. Гершензон писал, что он живет настоящим и не испытывает «метафизической тоски» [6, с. 49].

И. С. Тургенев в своем творчестве рассматривает любовь как еще одну природную силу, которая «стихийна» по своей сути и так же безразлична по отношению к человеку [18, т. 5, с. 419]. Герои с «раздвоенной душой» (первый тип и разновидности этого типа) не могут противиться этой силе, и, как правило, ее вторжение в их жизнь заканчивается трагически [6, с. 49], [16].

А вот герои второго типа обладают внутренней крепостью духа, которая помогает им не «терять чувство реальности» и жить в согласии с собой и окружающим миром (природой) [6, с. 49]. Они не испытывают стихийных переживаний, а «текут в общем потоке бытия» [6, с. 49].

К таким персонажам относится господин Приимков из повести «Фауст». Именно его госпожа Ельцова выбрала в мужья своей дочери, которую воспитывала «по системе», пытаясь уберечь от «тайных сил жизни» [18, т. 5, с. 98]. П. Б. (повествователь, герой первого типа) на роль мужа не подходил.

И когда П. Б. случайно встретил Приимкова, то ему невольно подумалось: «Стало быть, ты годился.» [18, т. 5, с. 100].

Надо отметить, что Ельцова была по-своему права. Приимков - человек без страстей, «добряк», живущий в ладу с самим собой [18, т. 5, с. 101]. С ним семейная жизнь Веры Николаевны протекала настолько спокойно, «точно она все эти годы пролежала где-нибудь в снегу» [18, т. 5, с. 101].

Приимков живет сегодняшним днем, заботится о простых вещах. Во время чтения (герой-повествователь приехал читать «Фауста» Гете) он откровенно скучал, но не забыл предложить П. Б. сахарной воды. Великое произведение не производит на него особого впечатления, после его чтения он быстро переключается на обычные реалии жизни (замечание о теплой погоде, организация ужина).

А вот Вера Николаевна (героиня первого типа) после чтения заплакала, чего с ней давно не было. Приимков заметил: «.Она в последний раз плакала, когда Саша у нас скончалась. Вот что вы наделали с вашим "Фаустом"!» [18, т. 5, с. 108]. Герою с «внутренней цельностью» подобная реакция на литературное произведение необычна и не совсем понятна: «- А ты, Верочка, чего это так вздрагиваешь? <...> После ужина надо будет сейчас на боковую...» [6, с. 42], [18, т. 5, с. 108].

Приимков достаточно прозаичен, не склонен к размышлениям о жизни, о том, что было или могло быть, не отличается богатой фантазией. Когда Вера Николаевна и П. Б. поделились тем, о чем они мечтают, он только заметил, что жена много читает книги про путешествия.

Герои второго типа не подвержены сильным эмоциям, их чувства не носят стихийный характер. Приимков так и не понял истинной причины смерти своей жены. Он не заметил, что произошло между ней и П. Б. Для его сознания возможно только реальное объяснение ее смерти - внезапная болезнь. Слова горничной о том, что Вере в саду «ее мать-покойница привиделась, будто бы ей показалось, что она идет к ней навстречу», он посчитал «вздором» [18, т. 5, с. 127].

Выводы. Проблема взаимосвязи человека и природы - одна из самых сложных в творческом наследии И. С. Тургенева. Она всегда рассматривалась в контексте с мировоззренческими установками и философскими воззрениями писателя. Период 1840-х гг. в творчестве И. С. Тургенева считается одним из самых продуктивных в осмыслении этой проблемы, что нашло отражении в письмах писателя.

В нашей статье мы исследовали данную проблему в повестях и рассказах И. С. Тургенева 1840-1850-х гг.: «Хорь и Калиныч» (1847), «Касьян с Красивой Мечи» (1851), «Фауст» (1856), «Поездка в Полесье» (1857).

Анализ произведений осуществлялся на основе типологии героев в творчестве И. С. Тургенева, разработанной М. О. Гершензоном [6]. В работе рассматривались герои второго типа - с «внутренней цельностью» [6, с. 49].

В рассказах из цикла «Записки охотника» данный тип персонажей представлен очень ярко. К ним относятся образы крестьян (Хорь, Калиныч, Касьян), а также образ повествователя из рассказа «Касьян с Красивой Мечи». Обозначенные герои живут в абсолютной гармонии с природой и самими собой. Они способны видеть ее красоту, чувствуют себя счастливыми и умиротворенными в ее недрах. Для них природа - это что-то родное, живое; особенно близки к ней Калиныч и Касьян. Отметим, что в рассказах герои первого типа не представлены вообще.

В повестях «Фауст» и «Поездка в Полесье» к персонажам с «внутренней цельностью» можно отнести образы Егора, Ефрема и Приимкова [6, с. 49]. Это герои, которые находятся в органичной связи с природой и всеми ее силами, не подвержены пессимистическим размышлениям о жизни, не склонны к стихийным чувствам. Это спокойные и разумные личности, живущие настоящим.

Отметим, что в указанных повестях присутствуют и герои первого типа, поэтому раскрытие персонажей второго типа происходит на контрасте с персонажами первого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азадовский М. К. Три редакции «Призраков» // Ученые записки Ленинградского университета. Серия филологических наук. - 1939. - № 20. - Вып. 1. - С. 123-154.

2. Андреевский С. А. Литературные очерки. - СПб. : Типография А. Е. Колпинского, 1902. - 498 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003702190/ (дата обращения: 23.06.2023).

3. Батюто А. И. Тургенев - романист. - Л. : Наука, 1972. - 389 с.

4. Винникова И. А. Об идейных истоках «Призраков» и «Довольно» (Тургенев и Шопенгауэр) // И. С. Тургенев в шестидесятые годы (Очерки и наблюдения). - Саратов : Изд-во Саратовск. ун-та, 1965. - С. 53-73.

5. Ганжулевич Т. Я. Записки охотника И. С. Тургенева. - СПб. : Издание Товарищества «Прогресс нашей жизни», 1908. - 190 с.

6. Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. - М. : Книгоизд-во писателей в Москве, 1919. -170 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004752087/ (дата обращения: 23.06.2023).

7. Доманский В. А. Герои Тургенева как психологические и культурные типы // Два века русской классики. - 2022. - Т. 4, № 2. - С. 64-81.

8. Кийко Е. И. «Призраки» реминисценции из Шопенгауэра // Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева / под ред. М. П. Алексеева. - Л. : Наука, 1967. - Вып. 3. -С. 123-125.

9. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. - М. ; Л. : АСАDЕМIА, 1934. - 373 с.

10. Лие В. Природа и чувство тургеневской повести // Вестник Костромского государственного университета. - 2019. - № 2. - С. 136-145.

11. Незеленов А. И. Тургенев в его произведениях. - СПб. : Типография А. С. Суворина, 1885. - 262 с.

12. Прокудин Б. А. Социально-политический идеал И. С. Тургенева 1840-1850-х гг. (на материале сборника «Записки охотника» и рассказа «Муму») // Часы Ивана Тургенева. Международная конференция «Иван Сергеевич Тургенев: философствующий писатель и политический философ. К 200-летию со дня рождения». - М. : Голос, 2018. - С. 113-131.

13. Пумпянский Л. В. Тургенев - новеллист // Классическая традиция : собрание трудов по истории русской литературы / отв. ред. А. П. Чудаков. - М. : Языки русской культуры, 2000. - 864 с.

14. Пустовойт П. Г. И. С. Тургенев - художник слова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 303 с.

15. Скокова Л. И. И. С. Тургенев о правах человека в «Записках охотника». - М. : Гелиос АРВ, 2005. - 208 с.

16. Скуднякова Е. В. Природа и человек в повестях И. С. Тургенева: герои с «раздвоенной душой» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2020. - № 4(109). -С. 125-134.

17. Собрание критических материалов для изучения произведений И. С. Тургенева / сост. В. Зелинский. - М. : Типография Вильде, 1910. - Вып. 1. - 624 с.

18. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. - М. : Наука, 1980, Сочинения : в 12 т. Т. 5. - 543 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian-literature.org/object/1995150 (дата обращения: 23.06.2023).

19. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. - М. : Наука, 1979, Сочинения : в 12 т. Т. 3. - 526 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian-literature.org/object/417834 (дата обращения: 23.06.2023).

20. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. - М. : Наука, 1982, Письма : в 18 т. Т. 1. -607 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian-literature.org/object/10623889 (дата обращения: 23.06.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 24.06.2023 REFERENCES

1. Azadovskij M. K. Tri redakcii «Prizrakov» // Uchenye zapiski Leningradskogo universiteta. Seriya filo-logicheskih nauk. - 1939. - № 20. - Vyp. 1. - S. 123-154.

2. Andreevskij S. A. Literaturnye ocherki. - SPb. : Tipografiya A. E. Kolpinskogo, 1902. - 498 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003702190/ (data obrashcheniya: 23.06.2023).

3. Batyuto A. I. Turgenev - romanist. - L. : Nauka, 1972. - 389 s.

4. Vinnikova I. A. Ob idejnyh istokah «Prizrakov» i «Dovol'no» (Turgenev i Shopengauer) // I. S. Turgenev v shestidesyatye gody (Ocherki i nablyudeniya). - Saratov : Izd-vo Saratovsk. un-ta, 1965. - S. 53-73.

5. Ganzhulevich T. Ya. Zapiski ohotnika I. S. Turgeneva. - SPb. : Izdanie Tovarishchestva «Progress nashej zhizni», 1908. - 190 s.

6. Gershenzon M. O. Mechta i mysl' I. S. Turgeneva. - M. : Knigoizd-vo pisatelej v Moskve, 1919. - 170 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004752087/ (data obrashcheniya: 23.06.2023).

7. Domanskij V. A. Geroi Turgeneva kak psihologicheskie i kul'turnye tipy // Dva veka russkoj klassiki. -2022. - T. 4, № 2. - S. 64-81.

8. Kijko E. I. «Prizraki» reminiscencii iz Shopengauera // Turgenevskij sbornik. Materialy k polnomu so-braniyu sochinenij i pisem I. S. Turgeneva / pod red. M. P. Alekseeva. - L. : Nauka, 1967. - Vyp. 3. - S. 123-125.

9. Kleman M. K. Letopis' zhizni i tvorchestva I. S. Turgeneva. - M. ; L. : ASADEMIA, 1934. - 373 s.

10. Lie V. Priroda i chuvstvo turgenevskoj povesti // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. -2019. - № 2. - S. 136-145.

11. Nezelenov A. I. Turgenev v ego proizvedeniyah. - SPb. : Tipografiya A. S. Suvorina, 1885. - 262 s.

12. Prokudin B. A. Social'no-politicheskij ideal I. S. Turgeneva 1840-1850-h gg. (na materiale sbornika «Zapiski ohotnika» i rasskaza «Mumu») // Chasy Ivana Turgeneva. Mezhdunarodnaya konferenciya «Ivan Ser-geevich Turgenev: filosofstvuyushchij pisatel' i politicheskij filosof. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya». - M. : Golos, 2018. - S. 113-131.

13. Pumpyanskij L. V. Turgenev - novellist // Klassicheskaya tradiciya : sobranie trudov po istorii russkoj lit-eratury / otv. red. A. P. Chudakov. - M. : Yazyki russkoj kul'tury, 2000. - 864 s.

14. Pustovojt P. G. I. S. Turgenev - hudozhnik slova. - M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1987. - 303 s.

15. Skokova L. I. I. S. Turgenev o pravah cheloveka v «Zapiskah ohotnika». - M. : Gelios ARV, 2005. - 208 s.

16. Skudnyakova E. V. Priroda i chelovek v povestyah I. S. Turgeneva: geroi s «razdvoennoj dushoj» // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2020. - № 4(109). -S. 125-134.

17. Sobranie kriticheskih materialov dlya izucheniya proizvedenij I. S. Turgeneva / sost. V. Zelinskij. - M. : Tipografiya Vil'de, 1910. - Vyp. 1. - 624 s.

18. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem : v 30 t. - M. : Nauka, 1980, Sochineniya : v 12 t. T. 5. -543 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://russian-literature.org/object/1995150 (data obrashcheniya: 23.06.2023).

19. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem : v 30 t. - M. : Nauka, 1979, Sochineniya : v 12 t. T. 3. -526 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://russian-literature.org/object/417834 (data obrashcheniya: 23.06.2023).

20. Turgenev I. S. Polnoe sobranie sochinenij i pisem : v 30 t. - M. : Nauka, 1982, Pis'ma : v 18 t. T. 1. - 607 s. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://russian-literature.org/object/10623889 (data obrashcheniya: 23.06.2023).

The article was contributed on June 24, 2023 Сведения об авторе

Скуднякова Елена Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первого казачьего университета), г. Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-6975-1852, elenaskudnakova@gmail.com

Author Information

Skudnyakova, Elena Vladimirovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, K. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University), Moscow, Russia, https://orcid.org/0000-0002-6975 -1852, elenaskudnakova@ gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.