Научная статья на тему 'Природа экономических и институциональных интересов'

Природа экономических и институциональных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1086
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ / ИНСТИТУТЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРИРОДА ИНТЕРЕСОВ / INTERESTS / INSTITUTIONS / ECONOMIC INTERESTS / INSTITUTIONAL INTERESTS / NATURE OF INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин С. В.

В статье изложена позиция автора о природе экономических и институциональных интересов. Аксиоматизируются положения о том, что основная функция институтов есть регулирование поведения людей в формате конфликтно-компромиссных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE OF ECONOMIC AND INSTITUTIONAL INTERESTS

The article describes the authors position about the nature of economic and institutional interests. Axiomatized on the belief that the primary function of institutions is the regulation of human behavior in the format of the conflict-compromise economic relations.

Текст научной работы на тему «Природа экономических и институциональных интересов»

экономические агенты должны принять решение о форме договора, от выбора которого будут зависеть особенности их дальнейшего взаимодействия. На решение о выборе формы контракта оказывают влияние различные факторы, а именно: сложность сделки, трудность измерения результатов сделки, неопределенность, взаимосвязь с трансакциями), совершаемыми другими людьми. Вступая в контрактные отношения, экономические агенты осознают, что полностью учесть в контрактах все ситуации, которые могут возникнуть в будущем, невозможно.

Надо отметить, что, с одной стороны, экономические отношения влияют на тип контракт, с другой стороны, тип контракт в какой-то степени влияет на экономические отношения. Выбор формы контракта очень важен для оформления отношений предприятия с его партнерами по бизнесу: поставщиками сырья, материалов и услуг, потребителями продукции предприятия, а также с конкурентами. По сути дела любая биз-

нес-стратегия рано или поздно находит свое выражение в виде той или иной совокупности контрактов. Если избранная форма контрактов адекватна желательному содержанию, шансы на успех реализации стратегии велики. Если нет, то шансы на успех невелики.

Библиографический список

1. Балдин К. В. Инвестиции в инновации / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

2. Коновалов В. М. Инновационная сага. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.

3. Кучуков Р. Роль государства в формировании инновационной экономики // Экономист. - 2009. - № 6. -С. 3-13.

4. Фридман М. Свобода, равенство и эгалитаризм. -URL: http: // shev.narod/ru

5. Шаститко А. Е. Экономическая теория организаций - М.: ИНФРА-М, 2007.

6. URL: http://polbu.ru/management_program/ ch10 all.html

УДК

Головин С. В.

ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

В статье изложена позиция автора о природе экономических и институциональных интересов. Аксиоматизируются положения о том, что основная функция институтов есть регулирование поведения людей в формате конфликтно-компромиссных экономических отношений.

Ключевые слова: интересы, институты, экономические интересы, институциональные интересы, природа интересов.

Одной из главных проблем современной экономики является усиление противоречий между ее участниками. Необходимость разрешения этих противоречий требует исследования их интересов, т. е. реальных причин социальных действий, лежащих в основе непосредственных побуждений -мотивов, идей и т. д. - участвующих в них индивидов, социальных групп, классов, организаций, государств и других субъектов хозяйственных отношений. Толкование термина «интерес» восходит к словарям В. И. Даля, С. И.Ожегова, Д. Н. Ушакова: «интерес» - значение, важность дела, внимание, возбуждаемое к кому (чему)-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-социологическом ключе под интересом понимается причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение [3, с. 493].

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, религиозные, нравственные, военные и т. д.

Экономическая деятельность людей связана с необходимостью удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов. В результате действий субъектов этой деятельности складываются экономические отношения. Экономические интересы - это направленность действий людей в процессе экономических отношений. Экономические потребности выражают необходимость участия людей в экономической деятельности, а экономические интересы - форму, в которой протекает эта деятельность. И потребности и интересы являются побудительными мотивами экономической деятельности, то, чем люди руководствуются в ее процессе. В то же время

категории «потребность» и «интерес» не следует отождествлять.

Многие исследователи видят отличие потребности от интереса в следующем: интересы представляют собой общественно определенные потребности, в то время как последние характеризуются ими вне этих отношений. Так, М. В. Михайлов и А. С. Мотылев определяют «интересы как объективную потребность, обусловленную положением данного класса в обществе» [5, с. 5], а по мнению А. С. Айзиковича, специфика интереса в том, что «это социально-детерминированные потребности» [1, с. 167]. На наш взгляд, хотя необходимость удовлетворения потребностей и вытекает из самой природы человеческого существа (по мнению Сисмонди «благое провидение вложило в человеческую природу и потребность и страдания, ибо они поощряют нас к деятельности и к развитию всех наших сил» [7, с. 135]) и значительная часть потребностей имеет физиологическую природу, удовлетворение их опосредовано производством и отношениями людей в его процессе, а потому природа этих потребностей экономическая.

Для уяснения содержания категории «экономический интерес» остановимся подробнее на взаимосвязи потребностей и интересов. Как известно, потребность означает недостаток чего-либо, нужду в чем-либо для нормального существования личности, социальной группы, предприятия, государства или общества в целом. То, чем может быть удовлетворена потребность, составляет предмет удовлетворения потребности. Существующая ориентация на создание и усвоение потребности выступает как интерес. Наличие потребностей еще не дает ответа на вопрос, почему человек поступил так или иначе. Потребности лишь обусловливают активность, но само содержание направления активности определяется интересами. Одна и та же потребность может быть удовлетворена в результате различных действий, на ее основе могут формироваться различные по содержанию и характеру интересы. Исследовать интересы - это значит не только выяснить содержание потребностей, но и определить возможные пути, способы и формы их удовлетворения.

Потребности определяют конечную цель, на которую направлена экономическая деятельность. Интересы определяют направленность действий людей в процессе этой деятельности, т. е. содержание интересов представляет собой способы, при-

емы, пути, которыми достигается цель - удовлетворение потребностей. Интерес всегда направлен на удовлетворение потребностей, но содержание этой направленности зависит от положения, которое субъект данного интереса занимает в системе экономических отношений, от его места в системе общественного производства.

Экономические интересы - это не отношения между людьми, а форма проявления экономических отношений в действиях их субъектов. Интерес всегда присущ участнику экономических отношений. Система экономических интересов определяется системой экономических отношений и, в первую очередь, отношениями собственности. Экономические интересы, таким образом, -форма проявления экономических отношений.

Существенные, постоянно повторяющие, причинно-следственные связи в системе экономических отношений выражают экономические законы. Вследствие этого экономические интересы - форма проявления экономических законов. Через экономические интересы осуществляется действие экономических законов.

В условиях рыночной экономики потребление материальных благ и услуг связано с получением доходов. Для удовлетворения потребностей необходимо иметь доход. Деятельность субъектов экономических отношений в связи с этим, их экономические интересы непосредственно направлены на получение доходов.

В зависимости от отношения субъекта к собственности на факторы производства, от его места в системе общественного производства источником удовлетворения потребностей являются различные доходы. Собственники факторов производства, как известно, получают доходы в виде ренты, заработной платы, процента, предпринимательской прибыли, в этом и заключается их экономический интерес. Через эти доходы реализуется собственность на факторы производства.

Распределение доходов между собственниками факторов производства - одна из главных проблем экономической науки с момента ее возникновения. А. Смит посвятил ей ряд глав в «Богатстве народов...», Д. Рикардо считал ее предметом политической экономии. Стремление получить больше дохода из создаваемого общественного богатства (вновь созданной стоимости) вызывает противоречия между экономическими интересами собственников факторов производства. К. Маркс считал данные противоречия антагонис-

тическими, и разрешение их видел только в ликвидации частной собственности, т. е. в устранении реализации экономических интересов через ренту и прибыль. В противовес этому классики рыночной экономики развивали мысль о реализации экономических интересов через доходы путем расширения свободной конкуренции. А. Смит доказывал, что «невидимая рука рынка» заставляет эгоистические интересы, направленные на получение частных доходов, работать в интересах общества, удовлетворять общественные потребности. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов» [2, с. 91]. Из теории трех факторов производства Ж.-Б. Сэя следует: чем свободнее рыночная экономика и совершеннее конкуренция, тем справедливее распределяются доходы и полнее реализуются экономические интересы собственников факторов производства.

Дальнейшее развитие данная идея получила у неоклассиков. Д. Б. Кларк считал, что «свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, собственнику капитала - то, что создается капиталом, а предпринимателям - то, что создается функцией координирования» [4, с. 11]. Апофеозом данной позиции стала теория общего экономического равновесия Л. Вальраса и оптимум В. Парето. Появилась идеальная модель рыночной экономики, в которой наиболее полно удовлетворяются потребности в условиях ограниченных ресурсов, т. е. осуществляется наиболее оптимальная реализация экономических интересов агентов рыночных отношений.

Теория и практика XX столетия показали идеалистический характер неоклассической теории. Неоклассическая модель возможна только при протекании экономической деятельности в особых условиях, которых нет в реальной хозяйственной практике. Этими условиями являются полнота и бесплатность информации для всех участников экономических отношений, полная защита прав их собственности, отсутствие затрат на заключение контрактов, отказ от оппортунистического поведения и далее всего того, что ведет к появлению трансакционных издержек. К концу XX в. представители неоинституционализма показали, что для экономической деятельности необходимо наличие институтов. Понятие институтов впервые было введено в экономическую науку Т. Вебленом. По его определению, институты - распространенный образ мысли в том,

что касается отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций. Д. Коммонс определял институты как коллективные действия по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. У Митчелл понимал под институтами господствующие и в высшей степени стандартизированные привычки. Весьма распространенной в рамках современного институционализма является трактовка Д. Норта: «Институты - это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми... Институты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную жизнь... Говоря профессиональным языком экономистов, институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека» [6, с. 46].

Преследуя свои интересы, люди сталкиваются между собой и приносят друг другу ущерб. Поэтому первая функция институтов - регулирование поведения людей, чтобы они не причиняли сами себе ущерба или чтобы он чем-то компенсировался. Вторая функция институтов - организация процесса передачи информации или обучение. Третья - минимизация усилий, которые тратятся на то, чтобы людям найти друг друга и договориться между собой. Четвертая - спецификация и охрана прав собственности. И наконец, пятая - защита от оппортунистического поведения или сведение связанных с ним затрат к минимуму.

Оппортунистическое поведение (opportunistic behavior) - это поведение экономического агента в соответствии с собственными интересами, не ограниченное соображениями морали. Кроме следования собственным интересам, основным условием оппортунистического поведения является неопределенность и несовпадение с интересами контрагента.

Институты не имеют физического смысла, они существуют исключительно в деятельности и через деятельность людей. Например, суд не состоится, если нет судьи, фондовая биржа не будет выполнять своих функций, если в торгах никто не участвует.

Существуют формальные (жесткие) и неформальные (мягкие) институты. Формальные - закрепляются законодательно, неформальные -обычаи, традиции, стереотипы поведения, образы мыслей, которые разделяются большинством населения или какой-либо социальной группой.

Неформальные институты могут не совпадать с законом, быть нейтральными по отношению к закону, совпадать с законом.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий, т.е. социальную реакцию на эти действия, и тем самым облегчают проблему выбора и привносят в экономическую действительность устойчивость. Институты обеспечивают свободу и безопасность действий индивида в определенных рамках, что исключительно высоко ценится экономическими агентами. Различают институциональную рамку № 1, в пределах которой человек свободен в действиях и его не накажет закон, и институциональную рамку № 2, в пределах которой человек свободен в действиях и его не накажет общественное мнение. Институты наследуются, обладают преемственностью и могут быть заимствованы. Им присуща система стимулов. Заинтересованность в существовании института не возникнет, если нет системы стимулов позитивных (вознаграждение за следование определенным правилам) и негативных (наказание вследствие нарушения определенных правил). И наконец, институты снижают трансакционные затраты так же, как технологии сокращают трансформационные издержки.

В системе хозяйственных отношений, наряду с экономическими, существуют отношения по поводу институтов - институциональные. Так же, как экономические, институциональные отношения складываются в результате деятельности людей. Действия индивидов, социальных групп, предприятий, государства, общества в целом по поводу возникновения, формирования, сохранения, ликвидации, наследования, заимствования институтов, т. е. институциональные отношения, зависят от их институциональных интересов.

Институциональные интересы в системе хозяйственных отношений заключаются в действиях по выработке правил, порядка, рамок, ограничивающих экономическую деятельность субъектов в целях повышения эффективности результатов этой деятельности, которая в условиях рыночной экономики состоит в максимизации доходов. На последнее направлен рациональный выбор субъектов рыночной экономики. В идеале максимизация доходов всех участников экономической деятельности достигается в условиях общего рыночного равновесия. Поэтому у всех субъектов рынка существует общий институциональный интерес в функционировании таких инсти-

тутов, которые обеспечивали бы рыночный порядок, максимизирующий доходы и минимизирующий трансакционные издержки.

Идеальные институциональные отношения заключаются в сведении трансакционных издержек к нулю. Проблема в том, что институты несовершенны. Во-первых, институциональные отношения возникают между субъектами рыночной экономики, которые могут быть заинтересованы в целях максимизации собственных доходов в институтах, не соответствующих общему институциональному интересу Во-вторых, формирование институтов - длительный исторический процесс: неформальные институты нельзя изменить в одночасье, для этого иногда требуется смена нескольких поколений. В-третьих, заимствованные формальные институты могут не работать или работать неэффективно в странах, которые их импортировали. В-четвертых, для создания эффективных формальных институтов требуется длительный процесс законотворчества, выработки нормативных актов, требующих формирования консенсуса в обществе. В-пятых, институты изменчивы под влиянием различных обстоятельств. Перечисление можно было бы продолжить. К вопросу, почему в обществе существует заинтересованность в неэффективных институтах, мы вернемся несколько позже, а сейчас остановимся на проблеме понимания институциональных интересов.

Институциональный интерес - это направленность действий субъектов хозяйственных отношений на формирование институтов, назначением которых является создание экономической среды и условий для реализации экономических интересов этих субъектов путем наложения на их действия определенных рамок (институтов), позволяющих регламентировать не столько поведение агента, сколько набор альтернатив, из которых он делает свой индивидуальный выбор.

Итак, каждый субъект рыночной экономики не только имеет экономические интересы, реализующиеся через доходы, но и заинтересован в функционировании институтов, делающих это в принципе возможным.

Стремление получить доход делает экономический интерес центробежной силой экономических отношений. Никто из отдельно взятых субъектов рыночной экономики не станет действовать в интересах сохранения и поддержания экономических отношений в ущерб собственным потребностям и доходам.

Если бы в обществе действовали только центробежные силы, то индивиды были бы не в состоянии реализовать свои экономические интересы, получить личную выгоду, поскольку само существование единой экономической среды оказалось бы под вопросом. Значит, объективно необходима некая центростремительная сила, способная удерживать противоречащие друг другу экономические интересы отдельных субъектов в единстве. Такой силой становится общий институциональный интерес. Под ним понимается направленность действий всего общества или его основного большинства на формирование общего институционального порядка. Общий институциональный интерес поддерживает целостность экономической среды и создает возможность для реализации экономических интересов собственников факторов производства.

Институциональный интерес - это избирательное отношение субъектов рыночной экономики к институциональным формам общественного устройства, ко всему, что связано с функционированием институтов. Это внутренний осознанный источник социальной и политической активности участников хозяйственной деятельности, который побуждает их к преобразованию или сохранению существующего институционально -го порядка. Институциональные интересы - форма проявления объективно существующих институциональных отношений в направленности действий субъектов этих отношений. Институциональные интересы связаны со всей системой институциональных отношений в обществе, которые воспринимаются и оцениваются агентами хозяйственных отношений с позиций полезности и возможности использования для получения доходов. Предметом институционального интереса являются система институтов в обществе, его институциональная структура, совокупность целей и задач деятельности по преобразованию или сохранению институтов.

Система институциональных интересов достаточно сложна и многообразна и может классифицироваться по различным признакам: 1) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные); 2) возможности их осуществления (выполнимые и невыполнимые); 3) отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

Институциональные интересы коренятся в экономических отношениях общества, но при этом играют активную роль по отношению к ним. Дело в том, что в экономических отношениях потенциально заключено несколько тенденций развития. Реализация одной из них - вопрос институционального выбора, который осуществляется в соответствии с институциональными интересами различных социальных групп.

Противоречивость институциональных интересов порождает разнообразные состояния, типы, в которых они представляются в системе институциональных отношений. Все многообразие типов и модификаций институциональных интересов вытекает из соотношения интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от последних вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства общего институционального интереса. Такой формой является, к примеру, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, но, по сути, частный эгоистический интерес одной социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за общий.

Содержание общего институционального интереса формируется в результате взаимодействия социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Совпадение институциональных интересов социальных групп с общим институциональным интересом наступает в определенный момент развития целого - общества и его составных частей -социальных групп. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы еще не созрели до понимания общего интереса, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих интересов. Если социальная группа не способна строить свою деятельность в соответствии с общим институциональным интересом, то это ведет к дезорганизации хозяйственной системы, к появлению в ней социальных антагонизмов. Совпадение же институциональных интересов социальной группы с общим институциональным интересом дает положительный импульс дальнейшему хозяйственному развитию. В то же время, реализуя общий институциональный интерес, государство может ущемить частные институциональные интересы.

В институциональных интересах находят обобщенное выражение актуальные институциональные потребности тех или иных участников

рыночных отношений. В институциональных интересах проявляется их отношение к существующему хозяйственному механизму, к государственному устройству в целом. Отсутствие согласованности между институциональными интересами отдельных субъектов хозяйственных отношений и интересами государства ведет не только к обострению противоречий, оно может привести к общественному конфликту. В государственном регулировании хозяйственных процессов, обеспечивающих сочетание различных интересов, институциональным интересам принадлежит решающая роль.

Институциональные отношения, таким образом, способствуют: во-первых, реализации экономических интересов собственников в получении большего дохода; во-вторых, перераспределению экономических ресурсов в пользу наиболее эффективных собственников; в-третьих, обоснованию идеи о рынке как наиболее эффективном механизме удовлетворения общественных потребностей.

Носителями институциональных интересов являются различные субъекты рыночной экономики, каждый из которых может быть заинтересован в существовании институтов, обеспечивающих ему больший доход, даже если это противоречит институциональным интересам всего общества. Собственники различных факторов производства, наряду с общим институциональным интересом, имеют частные институциональные интересы, находящиеся в противоречии друг с другом. Они могут быть направлены на формирование институтов, не отвечающих интересам общества в целом. Вот, что пишет по данному поводу Д. Норт: «Институты не обязательно -и даже далеко не всегда - создаются для того, чтобы быть социально эффективными; институты или, по крайней мере, формальные правила, создаются скорее для того, чтобы служить интересам тех, кто занимает позиции, позволяющие влиять на формирование новых правил» [6, с. 33].

Наличие противоречивой системы институциональных интересов, безусловно, имеет право на существование, однако не дает ответа на вопрос, что поддерживает экономическую среду в единстве и создает возможности для реализации экономических интересов собственников.

Однако если институциональными интересами большей части общества пренебрегать, то со

временем издержки поддержания существующей институциональной системы станут настолько велики, что это приведет либо к полной замене ставших неэффективными институтов, либо к некоему компромиссному решению, которое будет учитывать интересы большего числа представителей различных классов.

При несовпадении институциональных интересов правящей элиты и большей части общества необходимы изменения в экономикоинституциональной системе социума. Иными словами, должно быть найдено решение, которое временно (поскольку «маятник» институциональных интересов на этом не завершил свое движение) удовлетворяло бы интересам большего числа людей, принадлежащих к различным классам, и послужило бы фундаментом строительства новых институтов и реализации во вновь созданных рамках экономических интересов большинства субъектов. Если же институциональные изменения в хозяйственной системе вовремя не осуществить, то это приведет к снижению эффективности экономики, усилению социальной напряженности и в дальнейшем может иметь следствием революционную смену существующих институтов.

Таким образом, находящиеся в диалектическом единстве и борьбе противоречивые институциональные интересы являются той центростремительной силой, которая поддерживает динамическое равновесие и вместе с тем способствует развитию экономико-институциональной среды.

Библиографический список

1. Айзикович А. С. Важная социологическая проблема // Вопросы философии. - 1965. - №11. - С. 167.

2. Антология экономической классики.- М., 1993. -Т. 1. - С. 91.

3. Большой энциклопедический словарь / под ред. И. Лапиной. - М. : АСТ, 2008. - С. 493.

4. Кларк Д. Б. Распределение богатства. - М., 2000. - С. 11.

5. Михайлов Ы. Б. Экономические интересы и реформа / М. В. Михайлов, А. С. Мотылев. - М., 1966. - С. 5.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997. - С. 33, 46.

7. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. - М. : Директ-Медиа., 2007. - С. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.