Научная статья на тему 'Приостановление и возобновление действия нормативных правовых актов'

Приостановление и возобновление действия нормативных правовых актов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8930
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
действие нормативных актов во времени / приостановление действия нормативных актов во времени / возобновление действия нормативных актов во времени / operation of statutory regulations in the course of time / suspension of operation of statutory regulations in the course of time / resumption of operation of statutory regulations in the course of time

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В статье рассматриваются вопросы приостановления и возобновления действия нормативных актов во времени. Анализируются существующие подходы, сходства и различия введения нормативного акта в действие и возобновления его действия, а также прекращения действия нормативного акта и приостановления его действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers issues of suspension and resumption of operation of statutory regulations in the course of time. The author analyzes the existing approaches to those issues, similarities and differences between the enactment of a statutory regulations and the resumption of its operation, suspension of its operation and the termination thereof.

Текст научной работы на тему «Приостановление и возобновление действия нормативных правовых актов»

Виктор ЦЫГАНОВ, Татьяна ЕЛЬЦОВА

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

В статье рассматриваются вопросы приостановления и возобновления действия нормативных актов во времени. Анализируются существующие подходы, сходства и различия введения нормативного акта в действие и возобновления его действия, а также прекращения действия нормативного акта и приостановления его действия.

This article considers issues of suspension and resumption of operation of statutory regulations in the course of time. The author analyzes the existing approaches to those issues, similarities and differences between the enactment of a statutory regulations and the resumption of its operation, suspension of its operation and the termination thereof.

Ключевые слова:

действие нормативных актов во времени, приостановление действия нормативных актов во времени, возобновление действия нормативных актов во времени; operation of statutory regulations in the course of time, suspension of operation of statutory regulations in the course of time, resumption of operation of statutory regulations in the course of time.

ЦЫГАНОВ Виктор Иванович — к.ю.н., декан юридического факультета ННГУ им.

Н.И. Лобачевского

ЕЛЬЦОВА Татьяна Сергеевна — аспирант кафедры теории и ивтории государства и права юридического иф апкоуллиьттиечтесакого ННГУ им.

Н.И. Лобачевского tim@3piiime-nn.ru

В юридической литературе при рассмотрении вопросов действия нормативных актов во времени обходится стороной вопрос о приостановлении и возобновлении действия нормативных правовых актов. В настоящее время детальному анализу вопросов, связанных с приостановлением действия нормативных правовых актов во времени, посвящена только одна работа1. Между тем, данное явление достаточно широко распространено в российской правовой действительности. В качестве примеров приостановления действия нормативных актов во времени можно назвать принимаемые ежегодно федеральные законы о бюджете, а также предусмотренные данными законами постановления Правительства РФ. Так, ст. 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» приостановлено действие отдельных положений четырех федеральных законов. Можно привести примеры приостановления действия нормативных актов, регулирующих самые разные сферы общественных отношений: вопросы социального обеспечения (отдельные положения Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»), выбора места пребывания и жительства (Указ Президента Республики Адыгея от 22 августа 1994 г. № 131 «Об административной ответственности за нарушения установленного порядка приобретения права на место жительства, порядка пребывания и правил регистрации в Республике Адыгея») и ряд других. С учетом изложенного выше, исследование вопросов, связанных с приостановлением действия нормативных правовых актов, представляется интересным как с теоретической, так и практической точек зрения.

Приостановление действия нормативного правового акта представляет собой временное прекращение регулирования им правоотношений в связи с введением в действие нормативного правового акта, приостанавливающего действие данного. Действие нормативного акта не может быть приостановлено на основании судебного акта (как в качестве обеспечительной меры, так и по решению суда). Интересным представляется вопрос о том, каким нормативным

1 Фролов А.А. Приостановление действия нормативных правовых актов в современной России : дис. ... к.ю.н. — Н. Новгород, 2005.

актом может быть приостановлено действие другого нормативного акта. Согласно общему принципу, нормативный акт может быть признан утратившим силу, дополнен или изменен более поздним актом равной или более высокой юридической силы. Полагаем, что приостановление его действия возможно путем принятия нормативного акта равной или более высокой юридической силы. На практике действие большинства нормативных актов приостанавливается актами равной юридической силы. Например, постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 467 до 1 января 2007 г. приостановлено действие постановления Правительства РФ от 7 июля 2000 г. № 507 «О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда»; Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 55-ФЗ приостановлено действие отдельных норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Единственное нормативное предписание, содержащее указание на то, каким нормативным актом может быть приостановлено действие другого, содержится в ч. 2 ст. 85 Конституции РФ и ст. 29 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Данная норма содержит указание на право Президента РФ приостановить действие акта высшего должностного лица или акта органов исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Так, Указом Президента РФ от 12 августа 2000 г. № 1500 было приостановлено действие Указа губернатора Тульской области от 12 апреля 2000 г. № 137 «Об упорядочении лицензирования действия по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов». Сказанное также подтверждает возможность приостановления действия нормативного правового акта путем принятия акта более высокой юридической силы.

Указанные нормативные предписания трактуются некоторыми авторами как единственное основание и способ приостановления действия нормативных правовых актов. Так, Д. И. Здунова, поддерживающая точку зрения Ф.С. Саматова, в своей работе указывает: «Правовой акт может потерять юридическую силу на какой-то срок или до какого-то момента. Такое временное прекращение действия нормативного правового акта до приведения в полное соответствие с требованиями законности либо до отмены в установленном порядке называется приостановлением действия правового акта»1. В качестве юридического последствия приостановления действия нормативного акта указанные авторы называют временное прекращение его действия и повторное рассмотрение органом, принявшим данный нормативный акт.

Указанная точка зрения представляется не вполне обоснованной. Во-первых, приостановление действия нормативного правового акта может быть вызвано целым рядом различных причин. Противоречие акта органа исполнительной власти субъекта РФ Конституции РФ может быть лишь одной из причин приостановления действия нормативного правового акта. Во-вторых, приостановление действия нормативного правового акта не влечет за собой обязательного повторного рассмотрения либо пересмотра нормативного акта принявшим его органом. Для возобновления их действия в любом случае не требуется его повторное рассмотрение принявшим акт органом. Из изложенного следует, что приостановление действия нормативного правового акта не всегда предшествует утрате им юридической силы. Здесь возникает следующая проблема. Нормативный акт, противоречащий акту более высокой юридической силы, не подлежит применению, то есть фактически прекращает действовать. В то же время действие данного акта может быть приостановлено. С практической точки зрения приостановление действия такого акта удобно для правоприменителя, так как нет необходимости самостоятельно выбирать нормативный акт, подлежащий

1 Здунова Д.И. Юридическая сила правовых актов : дис. ... к.ю.н. — Казань, 2005, с. 48; Саматов Ф.С. Юридическая природа актов Конституционного суда : дис. ... к.ю.н. — М., 1997, с. 176.

Таблица 1

Различия понятий «приостановление действия нормативного правового акта» и «прекращение действия нормативного правового акта»

Приостановление действия нормативного акта Прекращение действия нормативного акта

Носит временный характер Носит постоянный характер

Действие НПА может быть возобновлено Действие НПА не может быть возобновлено

Единственным способом является принятие нормативного акта о приостановлении действия Существует несколько способов, в т.ч.: -принятие нормативного акта о прекращении действия; -вступление в законную силу судебного акта о признании НПА недействующим; -прекращение существования общественных отношений, на регулирование которых направлен НПА; - фактическая замена НПА; -истечение срока действия НПА

Моментом приостановления действия НПА является момент вступления в силу акта, которым его действие приостановлено Момент прекращения действия НПА зависит от способа прекращения его действия: -вступление в силу НПА о прекращении действия; -момент, указанный во вступившем в законную силу судебном акте о признании НПА недействующим; -прекращение существования общественных отношений, на регулирование которых направлен НПА; -момент вступления в силу НПА, фактически заменяющего ранее действовавший; —момент истечения срока действия НПА

применению в случае коллизии. Однако статус такого акта остается не до конца ясным. Избрание законодателем именно такого вида полномочий президента можно объяснить лишь тем, что судам в РФ передано право непосредственного нормоконтроля и установлен специальный порядок рассмотрения заявлений о признании нормативных правовых актов недействующими. Срок, на который производится приостановление действия нормативного акта, может быть указан различными способами (указанием на конкретную дату, указанием на событие) или вообще не указан.

Соотношение понятий «приостановление действия нормативного правового акта» и «прекращение действия нормативного правового акта» можно представить следующим образом. Сходство данных процессов состоит лишь в том, что как в результате приостановления действия, так и в результате прекращения действия нормативный правовой акт фактически перестает регулировать общественные от-

ношения. Дальше начинаются различия, которые представлены в табл. 1.

Интересным представляется также вопрос о возможности действия нормативного правового акта, приостанавливающего действие другого, с обратной силой, то есть возможно ли приостановление действия нормативного акта не с даты вступления в силу специального нормативного акта о приостановлении его действия, а с более ранней даты.

Исходя из общих принципов действия нормативных актов во времени, действие такого нормативного акта с обратной силой возможно в случае, если его положения не ухудшают положение граждан, не устанавливают новый вид ответственности, не устанавливают новые налоги или сборы.

Теперь рассмотрим возобновление действия нормативного акта. Последствием возобновления действия нормативного правового акта является то, что он становится общеобязательным. Этим возобновление действия нормативного акта похоже

Таблица 2

Различия понятий «возобновление действия нормативного правового акта» и «введение нормативного правового акта в действие»

Возобновление действия нормативного акта Введение нормативного акта в действие

Действие акта было ранее приостановлено Акт ранее не действовал

Принятие специального НПА является лишь одним из способов возобновления его действия, причем не самым распространенным. Существует ряд других способов возобновления его действия, подробнее описанных ниже Является завершающим этапом правотворческого процесса. Введению в действие предшествует процесс принятия нормативного акта в установленном порядке компетентным государственным органом, его регистрация в Минюсте (для подзаконных нормативных актов) и официальное опубликование

Момент возобновления действия НПА определяется исходя из способа приостановления его действия Момент введения в действие может быть определен самим нормативным актом, специальным актом о введении его в действие либо нормативным актом, регулирующим общий порядок введения в действие соответствующего вида актов

на введение его в действие, однако между этими двумя процессами есть и немало отличий, которые представлены в табл. 2.

Хотелось бы также остановиться на вопросе о том, какими нормативными актами может быть возобновлено ранее приостановленное действие нормативного правового акта. Это могут быть нормативные правовые акты равной или более высокой юридической силы. Возобновление действия нормативного акта путем принятия нормативного правового акта представляется возможным в следующих случаях:

— вступление в силу специального нормативного акта о возобновлении действия;

— вступление в силу нормативного акта об отмене акта о приостановлении действия.

Представляется, что, в отличие от приостановления действия нормативных актов, которое по судебному решению невозможно, возобновление их действия на основании решения суда может иметь место.

Сказанное возможно в случае, если действие нормативного акта было приостановлено в порядке реализации Президентом РФ полномочий, преду-

смотренных ч. 2 ст. 85 Конституции РФ и ст. 29 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В случае признания компетентным судом акта высшего должностного лица или акта органов исполнительной власти субъекта РФ не противоречащим Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам и не нарушающим права и свободы человека и гражданина, действие данного акта возобновляется. Это не закреплено нормативно, однако данный вывод следует из формулировки нормы о том, что Президент РФ имеет право приостановить действие указанных нормативных актов «до решения вопроса соответствующим судом».

Возобновление действия нормативных актов на основании решения суда возможно также, если в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, нормативный акт, которым было приостановлено действие другого, будет признан недействующим либо не соответствующим Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.