КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста // № 02 (февраль). - ART 15025.
,4
наушо-^одичесаш э¿.странный щрна, !
ART 15025 УДК 378.147 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Искандарова Ольга Юрьевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков № 1 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. В. Г. Плеханова», г. Москва U2004ror@yandex. ru
Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста
Аннотация. Ценностные ориентации - форма отражения общественных ценностей знания иностранного языка в сознании студентов, установка на ориентировку овладения иноязычной профессиональной коммуникативной компетентностью в общественных ценностях и сама деятельность, связанная с использованием и формированием этих ценностей. В процессуальном плане педагогические условия имеют большое значение как для ориентации в ценностях знания иностранного языка уже на пропедевтическом уровне, так и в формировании положительных установок и мотивов. Ценностные ориентации при преподавании иностранного языка выступают как процессуальная сторона воспитания и развития личности и выполняют различные важные функции. Ценностью является научная информация, которой обмениваются специалисты на иностранном языке. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность - это комплекс свойств личности, который создает наилучшие условия мотивации учебно-познавательного процесса, обеспечивает оптимальный психологический климат, полноценное взаимодействие в процессе обучения иностранному языку. Ключевые слова: иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность, ценностные ориентации, приоритет, мотив, установка, процессуальный, пропедевтический.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В педагогике при обучении иностранным языкам ценностные ориентации следует рассматривать как взаимосвязанные процессы выбора личностью приоритетов для удовлетворения своих профессиональных потребностей и формирования лич-ностно-ценных качеств, т. е. иноязычную профессиональную компетентность, обеспечивающую жизнедеятельность. Такой подход к ценностным ориентациям просматривается в работах известного философа А. Г. Здравомыслова: «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности» [1].
В социальной психологии ценностные ориентации рассматриваются как установка: «Ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасполо-женностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности и к поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуации нравственного выбора являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений» [2]. Следо-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста //
наушо-^одичесаш э^ромш. щрш
ART 15025 УДК 378.147 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
вательн о, ценностные ориентации - форма отражения общественных ценностей знания иностранного языка в сознании студентов, установка на ориентировку овладения иноязычной профессиональной коммуникативной компетентностью в общественных ценностях и сама деятельность, связанная с использованием и формированием этих ценностей.
В процессуальном плане педагогические условия имеют большое значение как для ориентации в ценностях знания иностранного языка уже на пропедевтическом уровне, так и в формировании положительных установок и мотивов. К условиям следует отнести:
- общественное признание таких ценностей, как иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность;
- гармоничное сочетание общественных и личных ценностей;
- формирование общественно ценной направленности личности студента;
- включение студентов в деятельность, имеющую общественно ценную направленность: например, помощь кафедрам в переводах зарубежной научной литературы по профилю;
- осмысление студентами ценности знаний иностранного языка, их приобретения и использования на практике, а также личной значимости для установления контактов с зарубежными специалистами и носителями языка;
- подготовленность педагога к работе со студентами по формированию ценностей, исходя из этической и профессиональной позиции;
- установление между преподавателями и студентами доверительных отношений, атмосферы сотрудничества.
Ценностные ориентации при преподавании иностранного языка выступают как процессуальная сторона воспитания и развития личности, выполняют важные функции:
- обеспечивают формирование профессиональной направленности, профессионально ценных качеств личности;
- позволяют ориентироваться в выборе профессиональной литературы на иностранном языке по своей будущей специализации;
- способствуют логическому построению учебно-воспитательного процесса исходя из субординации задач, ценностей и порядка действий, т. е. связи с профилирующими кафедрами;
- помогают регулировать поведение и отношения студентов к педагогическому процессу, его участникам и к себе.
Процесс ориентации в ценностях изучения иностранного языка связан с оценкой. Оценка складывается из акта сравнения, рекомендаций, установки и практики.
Ценностные ориентации, по мнению Б. Г. Ананьева, являются одним из основных личностных образований, определяющих мотивацию отношений к объектам познания, удовлетворение потребностей, формирование направленности личности. Зрелая личность отличается: широтой ценностных ориентаций, иерархией ценностей, наличием конкретных ценностей. У каждой личности существует своя система ценностей, в которой иерархия ценностей соответствует уровню развития личности [3].
Некоторые педагоги рассматривают коммуникацию как смысловой аспект взаимодействия социального. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает наряду с физическим и коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными.
r\J f\J
КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста // № 02 (февраль). - ART 15025.
,4
научно-методический эАктрониьиХ ЩРна, oКO4HпЦелПT--u2015htt-:/№e-г2nC^eptB.PuаЛ2Ь0.l-5/?5ROT215:0t2^^. ! ART 15025 УДК 378.147 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Об щение относится философами к жизненно важным ценностям. Переходя к обучению как к процессу передачи и освоения коммуникативных ценностей, ведущими понятиями которых являются коммуникативная деятельность и общение, при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности рассмотрим специфику ряда понятий. Ввиду сложности и емкости феномена коммуникативной деятельности толкование этого понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности. В данном случае это иноязычная профессиональная коммуникативная деятельность студента экономического профиля. Ее социальный смысл состоит в том, что она выступает средством передачи форм культуры и профессионального опыта.
Специфика иноязычной профессиональной коммуникативной деятельности определяется тем, что в ее процессе человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности, происходит обмен информацией с целью профессионального сотрудничества. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.
Подлинно человеческая иноязычная профессиональная коммуникативная деятельность невозможна без участия сознания и разума. Наряду с содержанием общения выделяются его средства - иностранный язык и речь.
Ценностью является научная информация, которой обмениваются специалисты на иностранном языке.
В. Г. Афанасьев пишет, что информация, поскольку она отражает те или иные реальные явления и процессы, всегда полезна. Ценность же ее измеряется тем эффектом в управлении, который с ее помощью достигается [4]. Ценной и полезной является информация, отличающаяся новизной.
При обмене информацией на иностранном языке в деловом общении очень важны коммуникативные способности, умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Коммуникативные способности необходимы для достижения коммуникативной компетентности. Л. Д. Столяренко рассматривает коммуникативную компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания между партнерами, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Мы поддерживаем и разделяем мнение о том, что общение - это единство внутреннего (содержательного) и внешнего (процессуального) компонентов.
Поэтому, исследуя структурные компоненты процесса общения, мы можем определить и структурные компоненты коммуникативных качеств личности студента.
Относя проблему формирования коммуникативных качеств к проблеме профессионального общения, полагаем, что подготовка к формированию соответствующих качеств соотносится с коммуникативной деятельностью. В актах общения субъекты функционируют как духовно активные, самостоятельные компоненты системы общения, обладающие информационной (знания), операционной (умения), мотивационной (установка) готовностью к общению.
PU 3 'V
КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста //
ноушо-^одичесаш э^ро^ щрш -
ART 15025 УДК 378.147 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Проведенный анализ позволил сформулировать определение ключевого понятия проблемы. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность -это комплекс свойств личности, который создает наилучшие условия мотивации учебно-познавательного процесса, обеспечивает оптимальный психологический климат, полноценное взаимодействие в процессе обучения иностранному языку.
Поскольку целью нашего исследования является выбор приоритетов ценностных ориентаций студентов экономического вуза при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза, то основным ценностным компонентом будет стремление к овладению профессиональными знаниями через достижение знаний иностранного языка, а также знаний о профессиональной деловой интеракции, что становится фактором, порождающим потребности в познавательных ценностях, при которых происходит сдвиг мотивов на цель деятельности по формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента-экономиста. Показателями критериального модуля оценки иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза будут знания, умения и навыки иностранного языка, а также навыки профессионального поведения будущего специалиста экономического профиля и эффективность коммуникации в деловом контексте.
Исследуемое качество «иноязычная профессиональная коммуникативная компетентность» мы можем разделить на три компонента: иноязычная компетентность, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность.
Исходя из представлений о задачах профессиональной деятельности экономиста и желательных качеств профессионала экономического профиля, возникает актуальность ориентировки студента экономического вуза как творческого профессионала. Таким образом, самосознание является системообразующим и регулирующим фактором профессионального роста будущего специалиста-экономиста и его творческой активности. Интегрирующим способом самосознания является Я-концепция. Таким образом, направленность личности на достижение профессиональной компетентности будет способствовать целеобразованию и целедостижению иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста на основе личностно-деятельностного или субъектного подхода. Профессионализм выступает главным условием в субъективной реализации индивида. Системообразующим и регулирующим фактором профессионального роста и творческой активности студента экономического вуза является самосознание. Уже в стенах вуза целесообразно создавать условия реализации профессионального целеобразования и целе-достижения. Профессиональное самосознание будущего специалиста как сформировавшееся отношение к профессии выражается в наличии сложившейся, постоянно развивающейся системы мотивов личностных смыслов, целей и их приоритетов выбора ценностных ориентаций. Таким образом, наиболее важными структурными компонентами при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономического вуза являются мотивационно-ценност-ный, информационно-процессуальный и критериально-результативный компоненты.
Для достижения эффективных педагогических условий необходима совокупность факторов, способствующих формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности будущего специалиста-экономиста на основе проблемно-информационно-коммуникативного принципа при организации обучения на основе лингвопедагогического подхода.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста //
ноуыо-методичесаш щрш О°4нпЦе'пт^п^№02п^^1-5/А5'Т:15552^. -
ART 15025 УДК 378.147 Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Приоритеты выбора ценностных ориентаций при создании концепции формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза обобщают основные группы принципов. Необычная сложность, многоплановость профессиональной деятельности, коммуникативных ситуаций, зависимость от большого числа переменных, а также наличие субъективного фактора осложняют построение концепции. Однако эта сложность имеет и положительное значение, так как расширяет возможности исследования. Создание концепции формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности позволяет выстроить основные идеи во взаимосвязи, показать их причинно-следственные отношения, а также выразить факты не только в качественном, но и в количественном плане.
На основании концепции формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза можно планировать экспериментальную работу, целенаправленно применять психолого-педагогические методы и предвидеть, прогнозировать результаты.
Как показывает наше исследование, приоритет выбора ценностных ориентаций при формировании иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза закладывает основы формирования личности профессионала экономиста с заданными свойствами на основе лингвопедагогиче-ского подхода, включающего:
1. Общие, универсальные свойства личности будущего специалиста-экономиста: профессиональная экономическая направленность, психологическая подготовленность, вежливость, уместность, мотивы установки. Специальные свойства, характеризующие внутреннюю структуру коммуникативности студента экономического вуза.
2. Познавательные свойства, позволяющие личности воспринимать, понимать и изучать окружающий мир, в том числе других людей и самого себя. Для этого свойства характерен интерес к познанию всего окружающего, стремление развивать у себя «дар знания людей», стремление к идентификации с другими людьми; экспрессивные свойства характеризуют выразительность личности, что позволяет ей быть понятой другими людьми; для этого необходимы требовательность к себе и людям, тактичность и вежливость, выдержка и терпение, волевые свойства личности.
В характеристику специальных свойств коммуникативности студента экономического вуза входят также иноязычные коммуникативные знания, навыки, умения и профессиональная направленность личности.
Конечно, наша концепция формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студента экономического вуза представляет собой условный и вариативный аналог этого сложного психолого-педагогического явления, однако он обладает, по нашему мнению, определенной объяснительной способностью, наглядностью и применимостью в дальнейших исследованиях этой проблемы. Условия обучения в экономическом вузе требуют от студентов-экономистов умения самостоятельной организации учебной деятельности, умения трудиться. Важно сформировать у студентов целостную структуру будущей коммуникативной деятельности экономиста во взаимосвязи всех составляющих компонентов. Иностранный язык должен стать средством к получению профессиональных знаний.
Анализ различных подходов к проблеме формирования ценностных ориентаций в процессе формирования иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности позволил сделать выводы о том, что сформированная направленность на получение информации из иноязычных источников, способствующая улучшению экономического обслуживания, становится фактором развития личности специали-
м Г (V
КОНЦЕПТ
Искандарова О. Ю. Приоритеты выбора ценностных ориентаций студентов экономического университета при формировании иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности специалиста // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15025. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15025.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
на личность, положительные собственного
научно-методический электронный журнал ART 15025 УДК 378.147
ста-экономиста: ориентировка, во-первых, на личность, положительные качества в другом человеке; во-вторых, на раскрытие собственного делового потенциала; в-третьих, на организацию учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.
Итак, нами установлено, что формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности протекает в общении, движущей силой которого выступают потребности и мотивы личности студента-экономиста. Иноязычная экономическая коммуникативная деятельность, как и любая другая, требует от субъекта деятельности наличия определённой системы побуждений, отражающих природу коммуникативной деятельности экономиста.
Выстраивая иерархию профессиональных ценностей экономиста, мы полагаем, что среди всех остальных особое место занимает ценностное отношение к иноязычному деловому экономическому общению.
Изучение профессионально важной информации на иностранном языке, связанной со знанием технологии и техники деловой экономической коммуникации, является мотивирующим фактором к изучению самого иностранного языка в студенческой аудитории экономического вуза в условиях неязыковой среды при билингвизме и низком уровне мотивации к изучению иностранного языка студентов-экономистов.
Ориентация студентов на ценности «человек», «экономист», «общение», «познание», «информация», «коммуникация» одновременно является и фактором, способствующим активизации познавательной деятельности и формирования личности будущих экономистов при организации образовательного процесса по изучению иностранных языков в экономическом вузе.
Ссылки на источники
1. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: ИПЛ, 1986. - С. 202.
2. Там же. - С. 443.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - С. 135.
4. Афанасьев В. Г. Социальная информация. - М.: Наука, 1994. - С. 70.
Olga Iskandarova,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at chair of foreign languages №1, Plek-hanov Russian University of Economics [email protected]
The priorities of value preferences in the process of forming foreign language competence of students of university of economics Abstract. Value orientations is the reflection of social values of foreign language knowledge in the minds of students, guidance on mastering a foreign language professional communicative competence in community values and the activities related to the use and development of these values. Procedurally pedagogical conditions are important both for orientation in values of language skills at the propedevtical level and in shaping positive attitudes and motives. Value orientations in the teaching of a foreign language are the procedural side of education and personal development, and it performs a variety of important functions. Value is the scientific information that is exchanged between the foreign language specialists. Mastership professional communicative competence is a set of personality traits, which creates the best environment to motivate teaching and learning process, ensures optimal psychological climate, valuable interaction in foreign language learning.
Key words: mastership of foreign language professional communicative competence, value orientations,
priority, motive, psychological setting, procedural, propedevtical.
References
1. Zdravomyslov, A. G. (1986) Potrebnosti, interesy, cennosti, IPL, Moscow, p. 202 (in Russian).
2. Ibid., p 443.
3. Anan'ev, B. G. (1977) O problemah sovremennogo chelovekoznanija, Moscow, p. 135 (in Russian).
4. Afanas'ev, V. G. (1994) Social'naja informacija, Nauka, Moscow, p. 70 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»