Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНИЦИАТИВЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"'

ПРИОРИТЕТЫ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНИЦИАТИВЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
392
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ОДНО ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» / ГЕОПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / УЗБЕКСКО-КИТАЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЭНЕРГИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нуриддинов Сардор Бобоярович

В этой статье представлены аналитические взгляды на особую роль Центральной Азии, в частности Узбекистана, в китайской инициативе «Одно пояс - один путь». Кроме того, политики и аналитики говорят, что в последние годы Узбекистан играл ключевую роль в геополитической обстановке в Азии и является ключевой фигурой в региональной безопасности, характеризуется широким спектром взглядов. В то же время было доказано, что этот проект необходим в интересах Узбекистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF UZBEK-CHINESE COOPERATION IN “THE ONE-BELT-ONE-WAY” INITIATIVE

This article presents analytical views on the special role of Central Asia, in particular Uzbekistan, in the Chinese initiative “One Belt - One Way”. In addition, politicians and analysts say that in recent years, Uzbekistan has played a key role in the geopolitical situation in Asia and is a key figure in regional security, characterized by a wide range of views. At the same time, it was proved that this project is necessary in the interests of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНИЦИАТИВЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"»

Транспорт Шёлкового Пути

№2, 2020

УДК 323.21(51)

PRIORITIES OF UZBEK-CHINESE COOPERATION IN "THE ONE BELT - ONE WAY" INITIATIVE

Sardor NURIDDINOV, independent seeker Tashkent State University of Transport 1, str. Adilkhojaeva, Tashkent, 100167, Uzbekistan Тел.: +998903925504 E-mail: mr.john.1991@list.ru

Abstract: This article presents analytical views on the special role of Central Asia, in particular Uzbekistan, in the Chinese initiative "One Belt - One Way". In addition, politicians and analysts say that in recent years, Uzbekistan has played a key role in the geopolitical situation in Asia and is a key figure in regional security, characterized by a wide range of views. At the same time, it was proved that this project is necessary in the interests of Uzbekistan.

Keywords: "One Belt - One Way", geopolitics, economics, Uzbek-Chinese diplomacy, foreign policy, The Great Silk Road, energy, natural resources, economic space, transport logistics, modern technology, international cooperation.

"БИР МАКОН - БИР ЙУЛ" ТАШАББУСИДА УЗБЕКИСТОН - ХИТОЙ ^АМКОРЛИГИНИНГ УСТУВОР ЙУНАЛИШЛАРИ

Сардор НУРИДДИНОВ, мустакил изланувчи Тошкент давлат транспорт университети 100167, Узбекистан, Тошкент, Одилхужаев куч., 1 Тел.: +998903925504 E-mail: mr.john.1991@list.ru

Аннотация: Мазкур маколада Хитойнинг "Бир макон - бир йул" ташаббусида Марказий Осий, хусусан, Узбекистонинг узига хос урни борасида тадлилий карашлар келтирилган. Бундан ташкари, Узбекистан Республикаси Осиё геосиёсий мудитида кейинги йилларда дал килувчи рол уйнаётгани ва минтакавий хавфсизликнинг асосий фигураси эканлиги Узбекистонни "Бир макон - бир йул" ташаббусидаги позицияси Хитой учун дам, Марказий Осиё учун дам, Узбекистан учун дам бир хил манфаатли эканлиги юзасидан сиёсатчилар ва аналитиклар карашлари кенг урганилганлиги билан характерланади. Шу билан бирга Узбекистонни манфаатлари нуктаи назаридан бу лойидани амалга оширилиши зарурат эканлиги далилланди.

Калит сузлар: "Бир макон - бир йул", геосиёсат, иктисодиёт, Узбек-Хитой дипломатияси, ташки сиёсати, Буюк ипак йули, энергетика, табиий ресурс, иктисодий макон, транспорт логистикаси, замонавий технологиялар, халкаро дамкорлик.

ПРИОРИТЕТЫ УЗБЕКСКО-КИТАЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНИЦИАТИВЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"

Сардор НУРИДДИНОВ, независимый искатель Ташкентский государственный транспортный университет 100167, Узбекистан, Ташкент, ул. Адылходжаева 1. Тел.: +998903925504 E-mail: mr.john.1991@list.ru

Аннотация: В этой статье представлены аналитические взгляды на особую роль Центральной Азии, в частности Узбекистана, в китайской инициативе «Одно пояс - один путь». Кроме того, политики и аналитики говорят, что в последние годы Узбекистан играл ключевую роль в геополитической обстановке в Азии и является ключевой фигурой в региональной безопасности, характеризуется широким спектром взглядов. В то же время было доказано, что этот проект необходим в интересах Узбекистана.

Ключевые слова: «Одно пояс - один путь», геополитика, экономика, Узбекско-китайская дипломатия, внешняя политика, Великий Шелковый Путь, энергия, природные ресурсы, экономическое пространство, транспортная логистика, современные технологии, международное сотрудничество.

1. ВВЕДЕНИЕ

К XXI веку развитие стран и последовательное осуществление взаимовыгодного сотрудничества во внешней политике остаются одними из наиболее важных вопросов. Изменение мировой экономики, социальной и политической ситуации зависит от продуманных внешнеэкономических связей. Исторически Центральная Азия находилась на перекрестке Великого шелкового пути, и с Китаем велись постоянные торговые, бартерные и культурные обмены. К концу 1-го тысячелетия до н.э. - началу 1-го тысячелетия до н.э. культура обширного географического района, простирающегося от Тихого океана до Атлантического океана, объединилась в единую систему высокоразвитых цивилизаций. Границы государств, расположенных в этом регионе - империи Хань в Китае, королевства Кушан, династии Цин, Парфянского государства, Римской империи - были смежными. Эти центры королевств и цивилизаций были впервые соединены в истории человечества путем, известным как Великий шелковый путь. Общая протяженность этой дороги, простирающейся от Китая до северного побережья Средиземного моря, составляет 12 000 км, что позволило установить многогранные отношения между многими народами и странами [1].

2. ФАКТОРЫ ВЫДВИЖЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ»

Основными факторами продвижения инициативы «Один пояс - один путь» являются восстановление Великого шелкового пути, развитие дипломатических отношений между народами и государствами региона, совместная борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Экономический и политический анализ показывает, что сегодня Китай признан одной из стран азиатского региона, которая достигла высокой стадии развития. Для Китая, чей ВВП составляет более 13 триллионов долларов, дальнейшее углубление торгово-экономических связей со странами Центральной Азии имеет особое значение. В частности, похвально сотрудничество Китая с Узбекистаном в различных областях в рамках этого проекта. По данным китайских СМИ, объем двусторонней торговли между Узбекистаном и Китаем высок. Растущее число китайских компаний, работающих в Узбекистане, подтверждает большую заинтересованность китайских бизнесменов в сотрудничестве с Узбекистаном [2]. От секторов экономики до газа и химии, энергетики, транспорта, образования, технологий китайско-узбекские отношения достигают высокого уровня.

Целевой объект китайской инициативы «Один пояс - один путь» является Евразийский континент, который будет способствовать развитию двустороннего партнерства и регионального сотрудничества на новом уровне, выводя сотрудничество и мировую экономику на новый уровень, используя различные существующие механизмы сотрудничества. Самое главное, что в рамках этого проекта были разработаны специальные резолюции о полной защите интересов всех государств. Этот крупный проект направлен на углубление связей между Китаем и евразийскими странами. Узбекистан, а также страны СНГ вместе с Узбекистаном находятся практически в центре евразийского региона, поэтому нельзя не признать особой роли Узбекистана в этой инициативе, при необходимости его экономическое и политическое влияние.

3. РОЛЬ И МЕСТО УЗБЕКИСТАНА В ИНИЦИАТИВЕ "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ"

Согласно официальному документу «Один пояс - один путь» от 28 марта 2015 года, приоритетом при строительстве «Экономического пространства Шелкового пути» является наземный маршрут из западного Китая в Центральную Азию и из Южной Азии в Европу. Следует отметить, что наряду с Китаем Узбекистан был единственной страной, упомянутой в этой инициативе [3]. Кроме того, международный транзитный коридор Китай-Кыргызстан--Узбекистан, предложенный президентом Китая Си Цзиньпином в мае 2017 года, является проектом Узбекистана в рамках инициативы «Один пояс - один путь». Понятно, что в концепции Китая Узбекистан является ключевой фигурой в этом проекте. Основными факторами Узбекистана в рамках данного проекта являются следующие факторы.

Во-первых, преимущество географии и ресурсов. Благодаря своему географическому положению Узбекистан стал неотъемлемой частью инициативы «Один пояс - один путь».

Во-вторых, Узбекистан рассматривается как «посредник, связывающий Восток и Запад».

В-третьих, Центральная Азия - это страна, которая активно проводит добрососедскую дипломатию среди суверенных государств.

В-четвертых, расположение Узбекистана в центрально-азиатском регионе оказало сильное влияние с древних времен. Кроме того, Узбекистан является страной с самыми богатыми в мире природными ресурсами и энергией [4]. Говоря о стратегии энергетического сотрудничества между Китаем и Узбекистаном, можно сделать вывод, что Узбекистан является одним из крупнейших производителей природного газа, а Китай -крупнейшим потребителем нефти и газа в мире, и две страны очень близки друг к другу. Все это поможет Китаю и Узбекистану стать лучшими энергетическими партнерами. Согласно статистике, в 2018 году спрос на газ в Китае составил 487 миллионов тонн, в том числе закупка импортного газа - 292 миллиона тонн. В 2018 году Узбекистан экспортировал 3,31 миллиона тонн природного газа в Китай, что составило 10,74% от общего объема иностранного импорта, что делает его третьим по величине импортером сырой нефти в Китай. В ходе реализации инициативы «Одно пояс - один путь» Узбекистан будет использовать свои собственные интересы для содействия экономическому развитию при одновременном достижении общих интересов. Следует отметить, что Узбекистан обладает достаточными энергетическими ресурсами [5]. В настоящее время Узбекистан прилагает большие усилия для оживления местной экономики. Энергетическая политика была улучшена для привлечения иностранного капитала. Как отмечается в «Энергетической стратегии Узбекистана

Приоритеты узбекско-китайского сотрудничества.

12

до 2030 года», Узбекистан быстро расширяет международные рынки в евразийском регионе и упрощает условия для привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор Узбекистана. Стратегии обеих сторон дополняют друг друга, демонстрируют потенциал сотрудничества и отвечают интересам Республики Узбекистан. Благодаря удобному географическому положению и богатым природным и энергетическим ресурсам Узбекистан играет важную роль в проекте «Одно пояс - один путь», сказал в своем выступлении президент Китая Си Цзиньпин [6].

Узбекистан обладает огромным экономическим потенциалом и является одной из средних экономик в мире. Китаю нужна стабильная и безопасная среда для совместного создания проекта «Один пояс - один путь». Будучи членом Организации Договора Безопасности, Узбекистан давно признан миролюбивой страной, который выдвигает свои предложения по «трем силам» - борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, региональной безопасностью и стабильностью. В связи с этим развитие дружественных отношений с Узбекистаном является гарантией геополитической безопасности Китая. В то же время участие Узбекистана в определенной степени гарантирует успешное развитие инициативы «Один пояс - один путь». Узбекистан также является ключевым членом Совета Безопасности ООН, играет неотъемлемую роль в развитии международной ситуации и имеет схожую с Китаем позицию по ряду важных вопросов [7].

В то же время Узбекистан является партнером в рамках общего стратегического сотрудничества и является одним из ключевых факторов, влияющих на дипломатические приоритеты Китая.

В торгово-экономической сфере Узбекистан также играет важную роль и остается ключевым партнером стран Центральной Азии в сфере торговли и инвестиций. Узбекистан играет важную роль в импорте и экспорте товаров из стран Азии. Граждане Узбекистана работают в качестве мигрантов в таких странах, как Китай, Россия и Казахстан, и доход от денежных переводов из этих трех стран имеет решающее значение для стабильности общества и экономики. Население Узбекистана и Центральной Азии говорит на родственных языках тюркской группы и русском языках, что предопределяет тесные культурные и экономические связи, и эти факторы являются источниками влияния на политическую ситуацию и общественное мнение [8].

Важная роль Узбекистана в проекте «Одно пояс - один путь» отражена в стратегических планах двух стран и отвечает взаимным стратегическим интересам. Узбекистан является очень близким соседом Китая, партнером по стратегическому сотрудничеству, и страна занимает приоритетное место в дипломатических отношениях с Китаем. Если говорить о Китае, то хорошие отношения с Узбекистаном открывают новые возможности для налаживания связей. В свою очередь, Республика Узбекистан проделывает большую работу в отношениях с Китаем. Дипломатические отношения с Востока являются хорошей возможностью для Республики Узбекистан установить контакты с Южной Азией и Западом. Особенно после украинского кризиса 2013 года укрепление отношений с Востоком еще более ускорилось, в частности, оно скорректировало свою внешнюю политику путем укрепления делового и экономического сотрудничества с Китаем. Объединения экономических интересов Узбекистана и Китая будет достаточно для поддержания глобального стратегического баланса. Это определяет стабильность и преемственность китайско-узбекского стратегического партнерства.

Узбекистан является необходимым центром для строительства инициативы «Одно пояс - один путь» и играет важную роль в процессе соединения Китая, Центральной Азии и Европы. Поэтому создание экономического пространства Великого шелкового пути, конечно, будет невозможно без поддержки Узбекистана. Китай и Республика Узбекистан являются традиционными партнерами в строительстве этого пространства. Для Китая, ближайшего соседа и важного партнера по сотрудничеству, Китай, несомненно, будет играть важную роль в реализации инициативы «Одно пояс - один путь». С одной стороны, без поддержки Узбекистана проект «Одно место - один путь» будет не только невозможен для достижения ожидаемых результатов, но и для полной реализации его потенциала. С другой стороны, если Узбекистан вместе с Китаем не будет участвовать в строительстве «Одно пояс - один путь», это в некоторой степени уменьшит его влияние на развитие ситуации в Центральной Азии.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль Узбекистана в китайской инициативе «Один пояс - один путь» определяется его благоприятным географическим положением и богатыми природными и энергетическими ресурсами. Наряду с этим, Республика Узбекистан играет ключевую роль в азиатской геополитике и является неотъемлемым гарантом региональной безопасности, закрепленной в пяти приоритетах Стратегии действий Узбекистана, а именно, что Узбекистан должен продолжать работу, «направленную на обеспечение продуманной, взаимовыгодной и практической внешней политики».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Муртазаева Р.Х. История Узбекистана. Ташкент: 2005, - Б. 86. [In Russian: Murtazaeva, R.Kh. History of Uzbekistan. Tashkent, 2005, p. 86].

2. Хитой матбуоти Узбекистон Президентининг ташрифини кенг ёритмокда. Узбекистон Миллий ахборот агентлиги, 13.05.2017. [In Uzbek: Chinese press broadly covers the visit of the President of Uzbekistan. Uzbekistan National News Agency, 13/05/2017.] Available at: http://uza.uz/oz/politics/khitoy-matbuoti-zbekiston-prezidentining-tashrifini -keng-yer-13-05-2017.

3. Алиев Т.М. и др. Экономический пояс Евразийской интеграции: доклад о путях реализации проекта сопряжения интеграции Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелкового пути»//

под ред. Кадочникова П. А., Саламатова В. Ю. - М.: ИТИ, 2016. -200 с. [In Russian: Aliev, T.M. Economic Belt of Eurasian Integration: Report on the Ways of Implementation of the Project for Coupling the Integration of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt. Editors: Kadochnikov, P.A., Salamatova, V.Yu. Moscow, ITI Publ., 2016, 200 p.].

4. Хансен В. Великий Шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай-Согдиана-Персия -Левант" // Центрполиграф. - М. 2014. - 477 с. [In Russian: Khansen V. The Great Silk Road. Port routes through Central Asia. China-Sogdiana-Persia-Levan. Moscow, Tsentrpoligraf, 2014, 477 p.].

5. Выступление Си Цзиньпина в МГИМО, 22 марта 2013 г. [In Russian: Xi Jinping's speech at MGIMO, dated March 22, 2013]. Available at: https:// www.youtube.com/watch?v=3jw1US3TksY&feature=youtu.be

6. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова газете «China Daily», опубликованное 15 апреля 2014 года // МИД РФ. [In Russian: Russian Foreign Minister Sergey Lavrov's interview with the China Daily newspaper, published on April 15, 2014. The Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation]. Available at: https://www.mid.ru/web/guest/maps/cn/-/asset publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/65422.

7. Меморандум о совместном строительстве и развитии парков высоких технологий "Шелковый путь". 13.10.2014. [In Russian: Memorandum on the Joint Construction and Development of High Technology Parks "Silk Road"]. Available at: http:// www.fdi.gov.cn/1800000628 18 1803 0 7.html

8. Лукин А.В., Лузянин С.Г. и др. Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи. - М.: Научный эксперт. 2016. - 130 с. [In Russian: Lukin, A.V., Luzyanin, S.G. and others. China's Global Project for Eurasia: Setting the Challenge. Moscow, Nauchniy Eksperst Publ., 2016, 130 p.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.