Научная статья на тему 'Приоритеты усовершенствования системы регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне: институциональный аспект'

Приоритеты усовершенствования системы регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне: институциональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голян В.А., Нирода Д.С.

Предложены перспективные направления институциональной пере­стройки системы регулирования сельскохозяйственного землепользо­вания на региональном уровне. Обоснована схема регионального зе­мельного рынка, где ведущую роль играет земельный банк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты усовершенствования системы регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне: институциональный аспект»

Появление на рынке такой структуры как малое предприятие, предоставляющих услуги в сфере ведения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ приведет в действие рычаги и стимулы развития лесного хозяйства. В том случае, если выручка от реализации продукции, работ и услуг в лесном хозяйстве будет покрывать расходы и давать прибыль, тогда появится экономическая заинтересованность производителей достигать максимальной эффективности лесохозяйственных затрат при росте лесохозяйственных инвестиций. Если рентабельность лесохозяйственной продукции будет равна рентабельности лесозаготовок, предприятиям будет одинаково выгодно производить лесоматериалы и продукцию лесного хозяйства.

Список литературы:

1. Петров А.П. Государственное управление лесами: учебное пособие. - Пушкино, ВИПКЛХ, 2009 - 204 с.

2. Петров А.П. Контрактная организация лесозаготовительных и лесохозяйственных работ // «Лесная газета». - 2009. - № 84.

3. Устойчивое лесоуправление в современных условиях: учебное пособие. - ГОУ ВИПКЛХ, 2007. - 346 с.

ПРИОРИТЕТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

© Голян В.А.*, Нирода Д.С.4

Луцкий национальный технический университет, Украина, г. Луцк

Предложены перспективные направления институциональной перестройки системы регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне. Обоснована схема регионального земельного рынка, где ведущую роль играет земельный банк.

Создать условия для эффективного восстановления, воспроизводства и охраны земельных ресурсов путем реализации отдельных реформаторских мероприятий очень проблематично. Нужна целостная система мероприятий, которая обеспечит институциональную перестройку всего механизма сельскохозяйственного землепользования [2]. Особенно это актуально для регионального уровня, ведь здесь в наибольшей степени можно

* Профессор кафедры Экономики и предпринимательства, доктор экономических наук, доцент.

* Аспирант кафедры Экономики и предпринимательства.

учесть природно-ресурсные особенности ведения сельскохозяйственного производства, инфраструктурное обеспечение региональных агропромышленных комплексов и тем самым достичь значительных положительных результатов для перераспределения земельной собственности. Перспективными направлениями институциональной перестройки регулирования сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне должны стать:

- развитие инфраструктуры регионального земельного рынка;

- совершенствование механизмов проведения земельных конкурсов и аукционов;

- совершенствование методики денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и определения базы земельного налогообложения;

- перестройка системы формирования финансовых фондов восстановления, воспроизводства и охраны сельскохозяйственных земель;

- формирование системы стимулирования использования инновационных технологий в сфере сельскохозяйственного землепользования;

- передача части функций по регулированию процессов землепользования от региональных подразделений Госкомзема Украины органам местного самоуправления;

- правовое оформление коммунальной формы собственности на земли водного и лесного фондов;

- активизация просветительской работы по сделкам с земельными ресурсами;

- формирование современной системы мониторинга состояния и эффективности использования сельскохозяйственных угодий;

- создание мощных систем агротехнического и агрохимического обеспечения сельскохозяйственного землепользования на региональном уровне;

- устранение из системы экономических отношений натуральных форм расчетов за пользование земельными ресурсами.

Учитывая необратимость изменений в сфере земельных отношений, касающихся фундаментальных основ владения, пользования и распоряжения сельскохозяйственными угодьями, и необходимость устранения социальных антагонизмов и экологических негативов вследствие теневого и нецелевого распределения наиболее ликвидных составляющих земельного фонда, на повестку дня вышла проблема формирования принципиально новой схемы регионального земельного рынка [4].

Усилия исполнительной и законодательной власти, а также общественных организаций должны направляться на дальнейшую институциона-лизацию современных субъектов земельного рынка, которые обеспечат справедливое перераспределение земельных ресурсов и тем самым совершенствование институциональной среды сельскохозяйственного зем-

лепользования, что через определенный период создаст достаточные институциональные предпосылки для снятия моратория на свободный оборот сельскохозяйственных угодий.

Земельный рынок должен включать те институты, которые на принципах платности, конкурентности и срочности будут обеспечивать капитализацию земельной составляющей производительных сил, концентрировать необходимые для реализации природоохранных проектов финансовые ресурсы, влиять на взаимоотношения ме^ду собственниками сельскохозяйственных угодий и землепользователями-арендаторами (рис. 1).

Принципиальное значение приобретает проблема выхода на земельный рынок тех институтов, которые уже давно работают на рынке земельной недвижимости в странах развитого капитализма. Это агентства земельной недвижимости, проектные организации, страховые, риэлтерские и нотариальные компании. Коммерческий интерес таких структур позволит сформировать конкурентную среду на земельном рынке, а Земельная инспекция и Земельная палата будут направлять его в правовое русло, тщательно отслеживать налоговую базу земельного налогообложения, нарушения природоохранного законодательства и законодательства о земельном кадастре и землеустройстве.

Основная задача предлагаемой схемы регионального земельного рынка состоит в эффективном перераспределении земельной собственности при сохранении существующего формата земельных отношений без рез-ких колебаний вроде снятия моратория на свободный оборот сельскохозяйственных угодий как одноразового акта [1].

Для этого необходимо в ближайшей перспективе принять Законы Украины «О Национальном земельном банке» и «О Национальном земельном фонде», где будет узаконено исключительное право Земельного банка на покупку сельскохозяйственных угодий у их владельцев и капитализацию этих угодий через различные формы предпринимательской деятельности - аренду, залог и концессию [3]. Продажа накопленных земельных участков по рыночной цене должна проводиться лишь на земельной бирже с соблюдением всех классических требований биржевой торговли.

Этот шаг устранит из системы земельных отношений ведомственное перераспределение земельной собственности, которое происходит не всегда в интересах территориальных образований и государства.

Через этот банк должно обеспечиваться распределение средств, накопленных в фондах развития земель, на реализацию проектов закупки государством эродированных и малопродуктивных земель, выкуп земельных участков у неэффективных собственников, льготное кредитование перспективных форм земледелия и прорывных природоохранных мероприятий.

В структуре банка должны быть сформированы специализированные экспертные группы, которые будут обеспечивать реальную оценку земель,

адекватную ее технико-экономическим и экологическим характеристикам, что позволит устранить «девальвацию» земельного капитала, которая искусственно культивируется рыночными спекулянтами.

Рис. 1. Схема регионального земельного рынка

Земельный банк должен получить исключительное право приобретения земель сельскохозяйственного назначения по нормативной денежной оценке. Ему также должно быть делегировано право перепродажи этих земель, но уже по рыночной цене. Важная роль при этом отводится Земельной палате, которая формируется из представителей общественности, региональных подразделений Госкомзема Украины и представителей различных ветвей власти. Она вместе с земельной инспекцией и органами местного самоуправления должна контролировать законность накопления земель сельскохозяйственного назначения Земельным банком и их последующей перепродажи. Такая структура земельного рынка является более приемлемой для отечественных реалий, чем снятие моратория на свободный оборот сельскохозяйственных угодий [5]. Снятие моратория в условиях институциональной неустроенности земельных отношений приведет к нерегулируемому перераспределения земельной собственности.

Для того, чтобы процесс перераспределения земельной собственности действительно приобрел реальную социальную направленность, а не формальную, органы государственного управления и местного самоуправления должны постепенно формировать в мировоззренческих ориентаци-ях землевладельцев и землепользователей элементарные навыки будущих участников земельного рынка, активно работать с посредниками и покупателями и не давать возможности «земельным комбинаторам» накапливать сельскохозяйственные угодья для выжимания из них максимальной отдачи при минимальных вложениях, а также для дальнейшей перепродажи.

Список литературы:

1. Голян В.А. Основные направления трансформации системы управления природопользованием в Украине / В.А. Голян // Современный научный вестник. Серия «Экономика». - 2008. - № 22 (48). - С. 119-126.

2. Голян В.А. Украинский опыт институциональных преобразований: противоречия и перспективы / В.А. Голян // Страны с переходной экономикой в условиях глобализации: материалы VI Междунар. науч.-практ конф. - М.: РУДН, 2007. - С. 559-561.

3. Голян В.А. Финансово-экономические аспекты природопользования в Украине / В.А. Голян // Сборник научных трудов по итогам междунар. науч.-практ конф. «Лесной комплекс: состояние и перспективы развития». Ч. 1. - Брянск: БГИТА, 2008. - С. 9-13.

4. Данилишин Б.М. Экономика природопользования: учебник / Б.М. Да-нилишин, М.А. Хвесик, В.А. Голян. - К.: Кондор, 2009. - 465 с.

5. Хвесик М.А. Институциональная модель природопользования в условиях глобальных вызовов: монография / М.А. Хвесик, В.А. Голян. - К.: Кондор, 2007. - 480 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

© Кабашова Е.В.*

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа

В статье рассмотрены показатели состояния окружающей среды в Российской Федерации и Республике Башкортостан, а также состав и структура совокупных расходов на природоохранные мероприятия (текущие затраты и инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды).

В настоящее время улучшение экологической ситуации в стране, направленное на повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, является приоритетным направлением политики любого государства.

Забота государства об охране окружающей среды осуществляется путем проведения мероприятий по совершенствованию всех видов деятельности, связанных с природопользованием. Такая деятельность невозможна без надежной системы информационного обеспечения, основой которой является статистика окружающей среды [3].

К важнейшим показателям экологической обстановки относятся:

* Старший преподаватель кафедры Статистики и информационных систем в экономике, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.