Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ'

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
747
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / НОВЫЕ ГЕНЕРАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТ / СТРАТЕГИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ВОЛОНТЕРСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Князькова Е. В.

В качестве эмпирической базы исследования рассматриваются материалы заседания Государственного совета РФ от 22 декабря 2022 г. Доказывается, что смена парадигмы взаимоотношений в системе «государство - гражданское общество - молодежь» с символизма на партнерские отношения формирует современный формат экосистемы молодежной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUTH POLICY STRATEGY PRIORITIES IN THE MODERN AGENDA

Priorities of youth policy on the modern agenda are analyzed. The empirical basis of the study was the materials of the meeting of the State Council of the Russian Federation on December 22, 2022. It is proved that the paradigm shift of relationships in the chain “state - civil society - youth” from symbolism to partnership forms a modern format of the youth infrastructure ecosystem.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 316.334.3 ББК 66.3(0),4

DOI 10.22394/1682-2358-2023-2-82-92

E.V. Knyazkova, Deputy Head of the Personnel and Records Management Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

YOUTH POLICY STRATEGY PRIORITIES IN THE MODERN AGENDA

Priorities of youth policy on the modern agenda are analyzed. The empirical basis of the study was the materials of the meeting of the State Council of the Russian Federation on December 22, 2022. It is proved that the paradigm shift of relationships in the chain "state -civil society - youth" from symbolism to partnership forms a modern format of the youth infrastructure ecosystem.

Key words and word-combinations: youth, new generations, youth policy, priority, strategy, patriotic tourism, volunteering, employment.

Е.В. Князькова, заместитель начальника управления персоналом и делопроизводства Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (етай: [email protected])

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ

Аннотация. В качестве эмпирической базы исследования рассматриваются материалы заседания Государственного совета РФ от 22 декабря 2022 г. Доказывается, что смена парадигмы взаимоотношений в системе «государство - гражданское общество - молодежь» с символизма на партнерские отношения формирует современный формат экосистемы молодежной инфраструктуры.

Ключевые слова и словосочетания: молодежь, новые генерации, молодежная политика, приоритет, стратегия, патриотический туризм, волонтерство, трудоустройство.

Об

82

Общественная филиация неразрывно связана с энергией, энтузиазмом, динамизмом, новаторскими идеями и творческим мышлением новых генераций молодежи. Молодые люди являются активными архитекторами процесса миростроительства. Вместе с тем молодежная среда в силу своих социаль-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

но-демографических характеристик быстро аккумулирует негативный протестный потенциал. Его купированию, самореализации молодых граждан в различных сферах жизнедеятельности, трансмиссии общественных отношений служит молодежная политика [1].

В последние годы большинство стран мира, признавая важность молодежи для обеспечения политического лидерства и стратегического видения, экономического развития и социальной сплоченности, включили политику в интересах молодежи в свою повестку дня в качестве первоочередной задачи [2]. Молодое поколение является объектом пристального внимания и государства, и общественности как в странах с небольшим количеством детей (Китай, Япония, Скандинавия, Италия), так и в странах с высокой рождаемостью (Индия, Франция, США).

Отметим, что еще «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период» (1995 г.), констатировала взаимосвязь социально-экономического развития с политикой в отношении благополучия, самоопределения и самореализации молодежи, определила приоритетные области и политические рамки национальных стратегий по отношению к новым генерациям.

Лиссабонские декларации по молодежной политике и программам 1998 и 2019 гг. («Лиссабон + 21») подтвердили и расширили ориентиры национальных молодежных политик, а также взаимодействие их акторов.

Резолюция Генеральной Ассамблеи 70/1 от 25 сентября 2015 г. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», определяющая механизмы и методы триединой филиации (экономической, социальной и экологической) в рамках разумной синергии биосферы и техносферы, установила комплексный, неделимый и глобальный характер 17 Целей устойчивого развития, которые в разной мере относятся к молодежи [2, р. 17—19]. При этом новые генерации являются не просто бенефициарами Повестки дня — 2030, а активно участвуют в ее разработке, структурах и процессах создания устойчивых, инклюзивных и стабильных обществ в целях предотвращения вызовов «устойчивому развитию, включая последствия изменения климата, безработицы, бедности, гендерного неравенства, конфликтов и миграции» [2, р. 17—19].

Безусловно, каждая страна в силу своего исторического, социально-экономического и политического развития выстраивает собственные приоритеты молодежного сегмента исходя из национальных интересов. В целом такая политика призвана решать проблемы самой молодежи.

Руководитель Фонда развития гражданского общества К.Н. Костин подчеркивает, что любое государство заинтересовано в здоровом, хо-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 83

рошо образованном молодом поколении, с правильными ценностными и идеологическими установками, чтобы у них были возможности работать и развиваться в своей стране и чтобы для этого создавались условия [3]. Данный тезис актуализирует молодежную проблематику в контексте обеспечения глубокой и содержательной трансмиссии общественных отношений.

В рамках определения приоритетов и стратегий молодежной политики в современной повестке дня были проанализированы материалы заседания Государственного совета РФ от 22 декабря 2022 г. Данный институт, обладая особой значимостью в принятии и реализации государственных управленческих решений [4], в настоящее время является координационным, совещательно-консультативным и аналитическим органом в единой системе публичной власти [5], активно участвует в разработке и формировании приоритетов, стратегий и тактик как внутриполитической, так внешнеполитической действительности. По мнению экспертов, Госсовет вовлекает в дискуссию и дальнейшую реализацию принятых решений представителей молодежных и детских движений, губернаторов, правительство и законодательную власть по средствам обсуждения потенциальных решений с опорой на исследования и аналитику [6].

Многомерность молодежной политики определяет необходимость при ее изучении использования комплексного междисциплинарного подхода и применения методов анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метода экспертных оценок.

Исследование тактики и стратегии молодежной политики является объектом изучения как теоретиков, так и практиков социально-гуманитарных и других отраслей наук. В целом можно отметить, что исследования, касающиеся анализируемой проблематики, многообразны и дискуссионны, так как затрагивают актуальные вопросы жизни новых генераций и интересуют молодых исследователей. К примеру, критический анализ стратегических ориентиров молодежной политики в ракурсе нациестроительства представлен в исследовании О.В. Бахловой и И.В. Бахлова [7]; основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения анализирует Н.С. Лупачева [8]; практика реализации молодежной политики освещается Е.В. Семочки-ной [9], С.Н. Чируном [10], Д.В. Кротовым и А.В. Кононенко [11] .

Ряд ключевых локусов, касающихся молодежной проблематики, обозначен в рамках заседания Государственного совета РФ 22 декабря 2022 г., при этом внимания заслуживает их региональное преломление в контексте программных документов. Как показал анализ, стратегия и тактика молодежной политики сосредоточены на гражданской ак-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

тивности и волонтерстве, социальных лифтах для молодежи, патриотическом воспитании, работе с участниками воспитательного процесса, развитии молодежной медиасреды, молодежной инфраструктуре и кадрах в отрасли, занятости молодежи, профилактике деструктивных проявлений, партнерстве акторов молодежной политики. Результатом проводимой политики должна стать гармонично развитая личность, обладающая культурным суверенитетом.

Волонтерская деятельность, привносящая в социальные практики си-нергетический эффект, становится важным ценностным ориентиром, фактором развития нравственности, морали и самосознательности конкретного человека, обусловливает позитивные общесекторальные преобразования, влияет на развитие гражданского общества, выступает и субъектом (в лице конкретного человека или организации), и объектом молодежной политики. В настоящее время волонтерство охватывает различные направления (гражданско-патриотическое воспитание, медицину, культуру, образование, спорт и многие другие), а также помощь прямым и косвенным участникам в зоне специальной военной операции. Филиации указанного института способствует федеральный проект «Социальная активность», в реализацию которого включены различные субъекты инфраструктурного дизайна молодежной политики.

Согласно статистической информации, в 2021 г. доля волонтеров в целом по России составляла 8,6%, в Орловской области — 5,7%; в соседних регионах данный показатель был равен порядка 13,3% (Липецкая область) (рисунок), а в 2022 г. — 16,6% [12].

Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью в 2021 г., %

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 85

Приоритет данного направления — параллельное с учебой прохождение практики в различных волонтерских центрах и других некоммерческих организациях. Драйверами выступают и новые механизмы по реализации государственной политики в этой сфере. Например, «обучение служением» (service learning) в вузах, когда студенты занимаются помощью людям по своей специальности. С нашей точки зрения, стратегически указанное предложение способствует развитию потенциала молодежи, однако необходима корректировка нормативной базы в этой сфере.

Участники заседания Государственного совета РФ акцентировали внимание на создании новых социальных лифтов. В настоящее время в России этому способствует федеральный проект «Социальные лифты для каждого». Уже зарекомендовали себя такие проекты, конкурсы и олимпиады, как «Лидеры России», Клуб лидеров России «Эльбрус», «Точка кипения», «Мастера гостеприимства», «Я — профессионал», «Мастерская управления «Сенеж», «Большая перемена», «Моя страна — моя Россия», «Управляй», «Абилимпикс», «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) и другие. На сайте АНО «Россия — страна возможностей» запущено 26 проектов и 14 конкурсов, участниками которых стали более 18 млн человек, в том числе 663 019 человек включены в проведение профессиональных конкурсов (данные за 2022 г.), из которых 86,5% — молодежь. Многие значимые проекты реализуются Росмолодежью: «Фестиваль «Таврида.АРТ», «Твой ход», «Время молодых», «Патриот», «#МЫВМЕСТЕ» и другие грантовые конкурсы и платформы агентства. Данные проекты расширят возможности молодежной филиации в практической деятельности.

Президент РФ В.В. Путин подчеркивал, что в условиях геополитического диссонанса важно содержательное наполнение молодежных проектов, а также противодействие информационным атакам. Механизм этого может содержаться в разработке и внедрении академического курса по истории российской государственности для вузов, проектов просветительской направленности (например, «Университетские смены», флагманские проекты общества «Знание»). По мнению экспертов, именно от устойчивости данного «фундамента» зависит сам факт существования России в условиях «столкновения цивилизаций», нетраспарентности мировой политики и ее беспрецедентной за последнее время турбулентности. Здесь важна сплоченность, гражданственность и «российскость» во всем многонациональном и религиозном многообразии [13].

Одним из современных трендов является развитие молодежного патриотического туризма. Это, например, проекты «Больше, чем путешествие» и «Университетские смены». Расширит границы данного на-

86 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

правления, по нашему мнению, утвержденное в 2022 г. Минобрнауки России Положение о программе молодежного и студенческого туризма.

В Орловском регионе развитию патриотизма способствуют различные поисковые отряды, а также Центр патриотического воспитания «Патриот-57» (в 2020 г. в его деятельность были вовлечены 10 141 человек, а в 2021 г. — более 12 тыс. человек); историческому просвещению — телевизионные программы «Прогулки с краеведами» и «Продленка» по истории».

Явным приоритетом молодежной политики является здоровый образ жизни, наполняемость социально значимого контента в социальных сетях, снижение уровня деструктива и преступности у данной категории граждан на основе комплексного программного подхода. Безусловно, данные направления определяют и физическое, и духовное здоровье молодого поколения.

В рамках заседания Государственного совета РФ внимание было акцентировано на созданном 18 декабря 2022 г. детском и молодежном «Движении первых». Глава государства призвал губернаторов оказывать новому объединению всестороннюю поддержку. В Орловской области уже действуют первичные ячейки этого движения (на базе гимназии № 16 г. Орла, а также в Троснянском и Малоархангельском районах).

Ключевой системной мерой являются вопросы проектирования городской среды. В данном контексте существенным драйвером обозначенного процесса может стать программа «Регион для молодых», направленная на комплексное развитие региональной инфраструктуры. В ее рамках в течение 2023—2025 гг. из федерального бюджета Ро-смолодежи будет выделено 15 млрд рублей (по 5 млрд рублей ежегодно), которые предполагается использовать победителям на переформатирование зданий молодежных центров в современные комфортные пространства, на повышение компетенции специалистов, внедрение инновационных методов по работе с молодежью, рост престижа молодежной политики в целом. В 2023 г. наибольшее количество баллов набрали Нижегородская область (426 баллов, выделено 256 701,6 тыс. руб.), Самарская область (407 баллов — 169 485,9 тыс. руб.), Республика Мордовия (404 балла — 112 005,5 тыс. руб.), Тверская область (398 баллов — 69 606,8 тыс. руб.), Белгородская область (397 баллов — 147 754,8 тыс. руб.). Орловская область конкурсную заявку не подавала, хотя и считается студенческой столицей (при этом в регионе запланировано строительство многофункционального студенческого кампуса). В число победителей входят соседние Тульская (385 баллов — 229 577,1 тыс. руб.), Липецкая (371 балл — 233 158,3 тыс. руб.), Калужская (354 балла — 71 549,6 тыс. руб.) области [14].

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 8 7

Проектирование новых форм инфраструктурного дизайна молодежной политики связано с развитием молодежных центров, арт-резиден-ций, центров патриотического воспитания. Так, заместитель директора Нижегородского центра развития воспитания детей и молодежи «Сфера» С.О. Ануфриева отмечала, что молодежные центры должны стать партнерами и для бизнеса. Молодежный центр — это не закрытая структура, а сложившаяся экосистема возможностей [15] . Министр молодежного развития Ульяновской области А.Э. Мирошников отметил, что такие центры помогут обеспечить взаимодействие между работодателем и будущим сотрудником [15].

На практике молодежный трек требует создания единой управленческой модели данной сферой. Так, 13 мая 2016 г. был принят приказ Росмолодежи № 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику», цель которого заключалась в формировании общих подходов, методов, инфраструктуры и институционального обеспечения реализации государственной молодежной политики на региональном уровне. Однако многие положения данного нормативного акта носят рекомендательный характер. Как следствие, до настоящего времени единой модели не сложилось ввиду региональных особенностей управления, «размывания» функционала реализации молодежной политики в структурных подразделениях органов местного самоуправления, ответственных за сферу образования, культуры, спорта. Самостоятельные подразделения, координирующие молодежную политику, действуют только в сорока регионах, поэтому главой государства поставлена задача к 2024 г. обеспечить создание таких структур во всех субъектах Федерации.

Крупные российские компании включают в свою экосистему отделы, департаменты, управления по работе с молодым персоналом. Очевидно, что это требует активного взаимодействия между органами публичной власти и другими акторами молодежной политики на основе партнерских отношений. Данный подход доказывает эффективность в практической плоскости реализации многих социальных проектов.

На повестку дня выходит и проблематика подготовки, поддержки и продвижения кадров для работы с молодежью. Так, новый ландшафт развития Российской Федерации был объективирован в конституционных новеллах 2020 г. (п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», профильном законе от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ, Указе Президента РФ от 9 но-

88 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

ября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики о защите традиционных ценностей», которые, по сути, определили нормативно-институциональные рамки генерации молодежной сферы, корреспондируя с национальными проектами.

Утвержденный в 2020 г. профессиональный стандарт «Специалист по работе с молодежью» конкретизировал функционал данной категории должностей. Это, в свою очередь, дало определенное управленческое понимание подобной должности в сознании и работодателей, и родителей, и абитуриентов (ранее выпускники направления подготовки «Организация работы с молодежью» ассоциировали себя со «снегурочками»).

Как отметил председатель комитета Государственной Думы РФ по молодежной политике и член рабочей группы по подготовке Государственного совета А.П. Метелев, после принятия в 2020 г. Закона о молодежной политике появилась, по сути, новая отрасль экономики, в которой работают люди, координирующие государственную политику в отношении 40 млн человек [6].

Однако до настоящего времени действует приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2008 г. № 678, а также Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г., которые в ряде положений противоречат действующему российскому законодательству, притом, что региональная нормативная база уже приводится в соответствие с федеральной нормой (например, в июне 2021 г. был принят Закон № 2612-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере молодежной политики на территории Орловской области»).

В рамках Государственного совета РФ предлагалось создание центра подготовки кадров. С нашей точки зрения, следует уделить внимание уже имеющейся системе подготовки специалистов по направлению «Организация работы с молодежью», разработке и реализации дополнительных образовательных программ в данной сфере с привлечением работников органов публичной власти, молодежных ресурсных центров, руководителей волонтерских организаций. Согласно данным сервиса «Поступи Онлайн», в России данная специальность реализуется в 39 городах, 49 вузах, по пятнадцати профилям обучения. Кроме того, как на федеральном, так и на региональном уровне действуют научные центры, лаборатории, кафедры, где проводится научно-аналитическое сопровождение молодежной проблематики. Требует доработки и предложение о создании экспертного центра по вопросам молодежной политики в части учреждения новой структуры или организации/форматирования каналов взаимодействия «старой».

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 89

На региональном уровне эксперты предлагают решить проблему подготовки кадров с помощью дуального образования, когда все практические занятия и учебная практика осуществляются на территории предприятия под руководством подготовленных наставников из числа работников организации.

По мнению Т.А. Головиной, механизмами привлечения работодателей к подготовке молодых кадров в системе дуального образования должны стать следующие образовательные практики: применение современных методов обучения на рабочем месте (коучинг, наставничество, менторинг, шедоуинг, обмен знаниями); открытие базовых кафедр на производстве; частичная занятость обучающихся на неполный рабочий день; цифровизация образования; гибкость и вариативность учебного процесса в соответствии с запросами потребителей; организация работы структурных подразделений университетов, которые занимаются вопросами трудоустройства; вовлечение обучающихся в проектную деятельность работодателей; введение систем компенсации расходов обучающихся на обучение; тьюторское сопровождение учебной деятельности; обеспечение мер, способствующих становлению личности, адаптации к работе; введение дисциплин, помогающих воспроизводить профессиональную деятельность, на практике решать задачи, развивающие профессиональную компетенцию [16]. Частично данный подход можно применять и при подготовке специалистов в сфере социальной работы с молодежью.

В рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в Президентской академии (совместно со Среднерусским и Сибирским институтами управления РАНХиГС) был разработан проект кроссрегиональной образовательной программы по направлению подготовки магистратуры «Организация работы с молодежью». Ее цели — обеспечение регионов специалистами, обладающими профессиональными характеристиками формирования и регулирования отношений в сфере молодежной политики в интересах государства, общества, человека и гражданина, способствующих укреплению государственного единства и целостности Российской Федерации; акселерация управленческих кадров в регионах с использованием ресурса головного кампуса и филиальной сети; развитие кадрового резерва в сфере воспитательной и социальной работы с молодежью, молодежной политики РАНХиГС; разработка продуктов внутреннего туризма в организации отдыха детей и молодежи как элемент данной программы.

В фокусе внимания государства остается трудоустройство новых генераций, жилищная поддержка (в виде молодежных ипотечных программ), стипендиальное обеспечение, вопросы наставничества.

90 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

В сфере занятости молодежи уже неоднократно поднимались вопросы гарантирования первого рабочего места, квотирования, стимулирования работодателей и т.п. Однако до настоящего времени все они оставались на уровне дискуссий. К заседанию Государственного совета РФ были выработаны следующие предложения: 1) в меняющемся законе о занятости населения предусмотреть комплекс мероприятий по обеспечению молодежной занятости с учетом профобразования; 2) проработать вопрос о включении служб занятости в формирование контрольных цифр приема; 3) обеспечивать трудоустройство подростков в возрасте 14—18 лет; 4) формировать молодежный корпус государственных и муниципальных служащих (стажировки, наставничество, молодежные правительства и парламенты); поддерживать бизнес-идеи и проекты молодежи (программа по развитию молодежного предпринимательства, «Професссионалитет»); 5) повысить заработную плату в системе работы с молодежью (так, после заседания Государственного совета РФ постановлением Правительства Орловской области от 16 января 2023 г. № 16 были внесены изменения в порядок оплаты труда ответственных за молодежную политику должностных лиц).

Очевидно, что данные приоритеты требуют практической оперативной реализации. В научных и экспертных кругах дискурс о лейтмотиве обозначенных приоритетов в стратегии молодежной политики касается вопроса, должна ли это быть стратегия молодежной политики, или отдельный национальный проект, или иной концептуальный документ. Независимо от формата важным направлением, с нашей точки зрения, является развитие мониторинга молодежной политики, в том числе по средствам статистических форм.

Итак, заседание Государственного совета РФ подтвердило, что молодежная политика — одно из приоритетных направлений, которое находится в фокусе внимания государства. Стратегическая эффективность ее реализации должна обеспечить поступательное развитие России, в том числе в контексте геополитических перипетий. Системно выстроенная молодежная политика — это залог успешной общественной филиации, государственной целостности и национальной безопасности. Смена парадигмы взаимоотношений в системе «государство — гражданское общество — молодежь» на основе партнерских отношений объективирует трансформацию общей стратегии государственной политики, формируя современный формат экосистемы молодежной инфраструктуры.

Ключевым политическим акторам при определении стратегии развития не только молодежной политики, но и иных важных вопросов следует исходить из современных мировых реалий, выстраивая собственную ценностную парадигму с учетом национальных интересов.

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 2 91

Библиографический список

1. Елисеев А.Л., Исаев А.В., Филонов В.И. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы и перспективы реализации в условиях трансмиссии общественных отношений // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. 2015. № 3(44). С. 99-101.

2. World Youth Report. N.Y., 2018.

3. Президент закроет «политический» 2022 год заседанием Госсовета по молодежной политике. URL: http://civilfund.ru/article/47480

4. Chervinskaya A.P., Leonova O. V., Isaev A. V., Merkulov A. V. People's Representation of the Oryol Province in Parliamentary Structures of the Early XX Century // Bylye Gody. 2022. № 17 (1). P. 523-535.

5. Бауэр В.П., Бурак П.И., Сухарев А.Н. Государственный совет Российской Федерации в системе органов государственной власти: концептуальные аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Право. 2022. № 1 (69). С. 42-52.

6. Дорогу молодым: Владимир Путин обозначил приоритеты молодежной политики. URL: https://www.gazeta.ru/social/2022/12/22/15985699.shtml?updated

7. Бахлова О.В., Бахлов И.В. Сферы государственной политики Российской Федерации в ракурсе нациестроительства: сопряжение приоритетов и механизмов // Управленческое консультирование. 2020. № 10 (142). С. 18-34.

8. Лупачева Н.С. Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 67. С. 282-291.

9. Семочкина Е.В. Современные подходы в реализации молодежной политики органами государственной власти Российской Федерации // Социально-политические науки. 2021. Т. 11, № 6. С. 43-48.

10. Чирун С.Н. Государственная молодежная политика Российской Федерации: проблемы реализации и противоречия методологии // Политика и общество. 2017. № 1. С. 16-32.

11. Кротов Д.В., Кононенко А.В. Эффективность управленческой деятельности органов молодежной политики в современной России. М., 2017.

12. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62087

13. Меркулов П.А. Иерархия приоритетов государственной молодежной политики России: новации и традиции // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17, № 3. С. 17-41.

14. Протокол заседания Экспертной комиссии Всероссийского конкурса программ комплексного развития молодежной политики в субъектах России «Регион для молодых». URL: https://fadm.gov.ru/documents/

15. 5 млрд на развитие региональной молодежной политики от Росмолодежи: итоги конкурса «Регион для молодых». URL: https://youngspace.ru/novosti/region-dlya-molo-dyh-itogi-konkursa-2022

16. Орловцам рассказали о дуальном образовании. URL: https://ogtrk.ru/novosti/ 102270.html?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile

92 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.